Как учителя сдают егэ
Перейти к содержимому

Как учителя сдают егэ

  • автор:

Почему учителя должны сдавать ЕГЭ каждый год?

Почему учителя должны сдавать ЕГЭ каждый год?

В 2019 году появилась информация об изменении подхода к оценке знаний и аттестации педагогов. В рамках инициативы они должны будут проходить ЕГЭ либо добровольно, либо обязательно. Зачем учителей заставляют сдавать ЕГЭ? Какие результаты будут достигнуты с помощью таких изменений? Мы дадим ответы на эти вопросы прямо сейчас. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Читайте также

Как заставить себя готовиться к ЕГЭ?

Почему учителя будут сдавать ЕГЭ?

Во время обучения в школе каждый ученик прикладывает колоссальные усилия, ведь после 9-го класса ему придется сдавать ОГЭ, после 11-го класса – ЕГЭ. Неуспешное прохождение первого экзаменом чревато неполучением аттестата, второго – невозможностью поступить в вуз. В ближайшее время ГИА будут проходить учителя, такие изменения помогут решить ряд стратегических задач:

  • проверка уровня знаний педагогов;
  • установление соответствия занимаемой должности;
  • стимулирование учителей уделять время углублению знаний по профильному предмету;
  • педагоги получат возможность оценить обстановку, сдать экзамен не только в теории, но и на практике. Это повлечет за собой изменение подхода к организации подготовки выпускников к ЕГЭ.

Сдавая ЕГЭ регулярно, учитель сможет понять принцип проведения, особенности заданий, подводные камни и все волнения, с которыми сталкиваются ученики. Все это усилит психоэмоциональный контакт между педагогами и выпускниками, поэтому результаты последних будут улучшены. Тестовая аттестация для учителей в некоторых регионах уже была проведена, в ближайшее время она может стать обязательной.

Учителя сдают ЕГЭ, но пока добровольно

учителя, егэ, приморский край

Сдавший ЕГЭ учитель способен лучше понять ученика. Фото с сайта www.pkiro.ru

В Приморском крае прошел ЕГЭ для учителей. Они тестировались по профильным предметам. В краевом институте развития образования педагоги сдали экзамен по четырем предметам. Тестирование было добровольным. А кто-то получит за это еще и денежное поощрение.

Пройти тестирование в формате ЕГЭ учителям Приморского края можно было по математике, физике, химии и биологии. Этой возможностью воспользовались 38 учителей из 17 муниципалитетов края. Вдобавок министр образования Приморья анонсировала дополнительные выплаты педагогам, которые наберут 100 баллов: такие учителя в течение года могут рассчитывать на денежное вознаграждение в размере 10 тыс. руб., говорится в сообщении на сайте краевого правительства.

Напомним, что в текущем году были внесены изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Теперь аттестация педагогов проходит в два этапа. На первом этапе от учителя требуют подтверждения того, что он профессионально пригоден и по праву занимает свою должность. На втором его уже попросят обосновать ту квалификационную категорию, которая ему присвоена. Если оба этапа пройдены успешно, тогда педагог может рассчитывать на повышение квалификации. Комиссия в очном формате очень тщательно проверяет знания педагога, его навыки, методику преподавания, оценивает и то, как он общается с учениками.

Важный момент – существует как добровольная, так и обязательная аттестации. Через каждые пять лет учителю необходимо получить документ о прохождении проверки на знания и профессиональную пригодность. В этом случае он отправляется на обязательную аттестацию.

Считается, что ЕГЭ для учителей поможет проверить уровень знаний педагогов глубже. И так проще установить соответствие педагога занимаемой им должности. А еще благодаря этому педагоги получили новый стимул для более углубленного преподавания по профильному предмету. Во время такого экзамена они смогут продемонстрировать свои навыки не только в теории, но и на практике. Он полезен для учителей еще и тем, что при его прохождении педагог может поставить себя на место школьника. И понять, что испытывает ребенок, какие трудности и волнения.

А вообще новость о приморских учителях, сдающих ЕГЭ, примечательна еще и тем, что подобная аттестация не единична. Она проводится в нескольких регионах. И ожидается, что на эту систему переведут все школы в ближайшие несколько лет.

Согласно данным Минпросвещения РФ, повышение квалификации сотрудников школ в последние годы находится в фокусе внимания всех национальных проектов и программ развития образования. На начало прошлого учебного года 77,9% педагогических работников прошли повышение квалификации или профпереподготовку в течение трех предыдущих лет. Конкретно среди учителей эта доля чуть меньше – 74,3%. Среди школьных руководителей доля прошедших повышение квалификации за тот же период ниже – 69,5%, а среди именно директоров – 79%.

Отмечается, что показатели могут сильно отличаться в зависимости от регионов. Например, хуже всего обстоят дела с повышением квалификации у педагогов из Северной Осетии – Алании (за три года обучались 42%), Ингушетии (42,1%) и Дагестана (42,8%). А лидерами оказались учителя из Тюменской и Омской областей (95,7 и 97,2% соответственно) и Ненецкого автономного округа (99,8%). В этом году, как показал региональный опыт, учителей пытаются стимулировать еще и деньгами, чтобы они активнее стремились повысить квалификацию.

И еще данные статистики говорят, что немалое количество педагогов обычно с трудом набирают высший балл по предмету, который преподают. Согласно мониторингам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), компетентность учителей – второй по важности критерий, на который родители обращают внимание при выборе школы. Например, психологический климат в образовательной организации имеет меньшее значение. При этом, по мнению почти каждого шестого родителя, педагоги подготовлены недостаточно хорошо. Самая высокая доля таких – среди родителей, чьи дети учатся в 8–9-х классах (18,4%). Меньше всего недовольных учительскими компетенциями среди родителей младшеклассников.

А еще есть данные опросов ВЦИОМ. Какой он, хороший школьный учитель глазами россиян, выяснял ВЦИОМ в 2022 году. Буквально за полгода, отмечается в исследовании, общественное мнение по этому вопросу претерпело изменения – фокус сместился с профессиональных на личностные качества педагогов. Если в феврале прошлого года рейтинг главных качеств учителей возглавляли образованность, компетентность, эрудиция (23%), то спустя полгода – доброта и уважение к детям (32%). На втором месте ценились порядочность, справедливость и объективность – их назвали четверть опрошенных (25%). Заметно чаще россияне стали ценить в учителях грамотность (18% vs. 9%).

Впрочем, с грамотностью учителей есть нюансы. Если учителя физики, химии и других технических дисциплин пишут с ошибками, можно ли их обвинять в профнепригодности? Или сильное преподавание физики (или истории) важнее грамотного русского? Вопрос вопросов. Кстати, Владимир Маяковский, Ганс Христиан Андерсен, Льюис Кэрролл и многие другие знаменитые писатели делали ошибки в орфографии. А учителям можно или нельзя? n

«Учителя сдают ЕГЭ»: как меняется система школьного образования Приморья

Фото: пресс-служба правительства Приморского края

Программу «Земский учитель» продлят до 2030 года. В Приморье она пользуется популярностью. За 4 года в край переехали 109 педагогов, а в этом году планируется привлечь еще порядка 30. Зачем педагоги едут на Дальний Восток, и как развивается система образования в регионе, рассказала профильный краевой министр Эльвира Шамонова.

— Если говорить о программе «Земский учитель», какие специалисты к нам едут и почему? — Специалисты едут разные. Это учителя иностранных языков, математики, русского языка. Все зависит от того, какую заявку делает муниципалитет, он определяет профиль, который необходим. А вот зачем к нам едут? Да, потому что это очень интересно. Когда я говорю с педагогами, я слышу такой ответ, настолько сильно развивается Дальний Восток и Приморский край. Вот совсем недавно была встреча с земскими учителями, которые только в декабре к нам зашли. Они говорят: ну, посмотрите сами, сколько построилось школ и детских садов. Действительно, у нас за последние 5 лет 19 детских садов и 5 школ построено. Еще в 2018 году федеральных денег на территории практически не было, а вот за последующие годы — поступило больше 5 млрд. руб. Ну кому бы не понравилось работать в таких школах, как в поселке Зима Южная или в городе Большой Камень, в тех школах, которые будут построены в Уссурийске и в Артеме. Безусловно, педагоги едут под эту историю, и в сельскую местность едут с удовольствием. Во-первых, там материальная поддержка от 2 млн руб. Во-вторых, сельские школы преобразованы достаточно серьезно. На сегодняшний день в крае создано 237 «Точек роста». Они созданы как раз в малых школах. Что такое «Точки роста»? Это замечательные кабинеты, в которых можно проводить лабораторные работы, различные исследования и готовить детей к олимпиадам. Измененная система оплаты труда, которая сегодня действует в муниципалитетах, позволяет за каждого ребенка, который стал победителем, получить определенную сумму. Она позволяет каждому учителю, который вырос сам и сдал, как мы говорим, профильный ЕГЭ в рамках нашего института развития образования, получать по 10 тыс. руб. в месяц, если все баллы набраны. — Учителя сдают ЕГЭ? — Да, наши учителя сдают ЕГЭ, мы единственная такая территория в России. И почему бы за этим к нам не приехать? Сегодня на территории края работают 5 кванториумов. Это не только стационарные кванториумы, как во Владивостоке, но и мобильные, которые проезжают по всей нашей территории. У нас есть «Сириус», который обеспечивает бесплатными программами детей и учителей. Мы очень серьезно обучаем педагогов и, конечно, земских учителей. Это замечательный момент, который позволяет им профессионально вырасти. — А откуда к нам приезжают, не смотрели? — Конечно, смотрели. Приезжают с разных территорий. У нас был уникальный случай: педагог переехала из Москвы. И когда мы спрашивали — почему, ответ был очень любопытный. Она сказала: там я учитель, а я хочу вырасти в педагога-наставника. Сегодня есть такая форма. Так вот эта молодая девушка здесь просто отдыхала, ей очень понравилась наша природа, люди, и она решила, что Дальний Восток — это ее судьба, и именно здесь она получит рост. А возможности роста для педагогов у нас просто огромны. — То есть даже Москва не дает таких возможностей для педагогов, какие есть на Дальнем Востоке? — Ну, конечно, так я не скажу, это было бы очень смело. Но у нас есть нюансы, которых нет в других местах, начиная с природы. И кроме того, ведь в малом месте ты быстрее сделаешь карьеру. Я всегда говорю нашим выпускникам: дети, подумайте, где вы хотите потом работать, начните с малого, здесь вы всему научитесь и приобретете гораздо больше веса. — Сейчас в Приморье строится 7 школ. В каких районах, на каком этапе и когда откроются? — Мы ожидаем, конечно, результатов строительства в Надеждинском районе, в Уссурийске, во Владивостоке, в Тернейском районе. Мы ожидаем Рощинскую школу. Она уже построена и скоро будет запущена, планируем, что дети зайдут в нее весной. В поселке Светлая Тернейского района 1 сентября школу откроем. То есть школы находятся в разной степени готовности. Все это тоже создает определенный стимул и дает понять, что система образования в Приморье достаточно сильна. — А эти новые школы строятся по новым стандартам, или с советских времен ничего не изменилось? Они комфортнее, чем те, что были раньше? — Для того, чтобы построить школу, проекты рассматриваются на уровне правительства. Олег Николаевич очень заинтересован в том, чтобы школа не просто соответствовала санитарным нормам и нормам пожарной безопасности, но была еще и красивой. Она должна быть очень привлекательной для детей. Вот сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы строить из клееного бруса, как у нас в поселке Светлая. Это же изумительнейшая история. Пока это только начало, первые пробы, где-то, может быть, есть недочеты, но вообще это же наша Приморская история. Представляете, как хорошо будет дышаться в такой школе? Но также важно, что будет внутри. Губернатор сказал, давайте сделаем правительственные гранты для оснащения внутреннего пространства школ. И вот по 50 млн руб. будет выделяться школам в этом году, в прошлом году выделялись по другой программе, но тем не менее. И многие районы, многие муниципалитеты преобразовались. Это несколько школ Лучегорска, все школы Арсеньева, Спасска. Там лестницы «говорящие», все пространство информационное, то есть такая пропедевтика знаний. Это и Надеждинский район, и Пожарский, и Кавалеровский, и Пограничный. Когда заходишь в те школы, начинается сказка. — Вы так «вкусно» рассказываете об образовании, что захотелось вернуться в школу. — Вот видите. А вы спрашиваете, зачем едут земские учителя? Они, конечно, едут и за этим в том числе. Это крайне важно, потому что ребенок проводит очень большое количество времени в школе. — Вы больше 30 лет в системе образования. Как за это время она изменилась? — Конечно, хочется подвести какой-то итог. Тем более, что я сменила деятельность: прошла путь от учителя и руководителя образовательного центра, и вот пришла в министерство. Конечно, мне захотелось подвести итог. Я для себя прямо хронологию записала. Вот представьте, 1992 год, я захожу в школу. Что в это время происходит? Новый закон об образовании очень громкий, очень звонкий: должно измениться и высшее образование, и среднее, должна повыситься заработная плата педагогов. Чего там только не было написано. Владимир Владимирович как-то выступая говорил о том, что это была нереализованная история. И на самом деле, что случилось в итоге? Единая тарифная сетка появилась, заработная плата педагогов упала на 20%. Это если по среднему. К примеру, заработная плата педагога по экономике упала до 39%. Представьте, какое состояние было у педагогов? Это вот были 90-е годы. И вот помню историю, когда зарплаты не было, приходит ко мне учительница, опаздывает и говорит: Эльвира Викторовна, я опоздала по очень простой причине — меня не пускали в трамвай, потому что нет денег. Я говорю: а как же вы попали на работу? А она отвечает: я достала тетрадки и показала, что я учительница — не пустите, ваши дети будут на улице. В 2002 году, я хотела бы отметить этот год, в России появилась концепция модернизации образования. Тогда очень серьезное внимание уделили сельским школам, пошел рост сельских школ. И тогда же стал заходить интернет в школы. Медленно, но все же, он стал заходить, до этого были только очаговые истории. В 2006 году мы очень сильно обрадовались тому, что в России появился первый федеральный университет: в Красноярске объединили несколько вузов. Это вроде бы высшая школа, так почему мы обрадовались? А потому что наши дети стали задумываться о том, чтобы остаться в России. Я руководила на тот момент очень сильным лицеем, и хочу сказать, что очень большой процент детей уезжал за границу. Когда появился первый федеральный университет, — сейчас их 10 в России, — дети стали с удовольствием оставаться. Вся эта история с образованием последовательно преобразовывалась и, надо сказать, очень серьезно. – 90-е, если честно, вспоминать вообще не хочется, я тоже вспоминаю их с содроганием. Давайте о светлом будущем нашего образования. Мне кажется, оно у нас действительно светлое. Какие планы на ближайшую пятилетку? — В ближайшую пятилетку, однозначно, система должна развиваться. На сегодняшний день уже сказано, что будет продлен нацпроект по образованию. В каких направлениях, мы уже понимаем. Это продолжение преобразований, которые сегодня идут: по строительству, ремонтам и оснащению. Безусловно, они получат дальнейшее развитие. И, конечно, наше будущее — это серьезная связь между вузами, колледжами, школьниками и предприятиями. Это огромный комплекс. Мы с прошлого года запустили школьную кластерную политику, в которой участвуют все профильные министерства, СПО, вузы, предприятия. И это дало огромнейший толчок: сегодня таких классов 300, а еще в прошлом году было 100. Даже на примере педагогической профессии: раньше у нас был 1 педагогический кластер, сейчас их больше 30. Это позволяет ребенку с малолетства понять, кем он хочет и может стать. Ведь тогда меньше ошибок будет. Тогда, после вуза или средне-специального учебного заведения, он не будет метаться и не скажет родителю: вот тебе мой диплом, а я пошел дальше выбирать свою стезю. Очень хочется, чтобы этот вектор у ребенка был осознанным, начиная со школьной скамьи.

«Принуждение стало повсеместным»: почему учителя не хотят сдавать ЕГЭ и платить за это

Учителя, которые готовят детей к ЕГЭ, часто не представляют, через что приходится проходить детям на экзамене. Возможность самим сдать ЕГЭ, познакомиться с заданиями и форматом — это здорово. Ольга Мирясова, оргсекретарь профсоюза «Учитель», рассказывает об очередной процедуре, которую добавили к и без того плотному графику педагогов.

Работа в школе все больше напоминает бег с препятствиями. Наряду с повседневной учительской работой педагогам приходится выполнять массу дополнительных обязанностей. Одним из кошмаров многих московских учителей стала сдача ЕГЭ в рамках диагностики МЦКО — Московского центра качества образования.

Изначально процедура эта была добровольной — она давала возможность попробовать свои силы на ЕГЭ. Логика в таком мероприятии есть: некоторые учителя проходили экзамен, чтобы лучше понять, к чему и как готовить детей. Но все чаще учителей загоняют на ЕГЭ не мытьем, так катанием. В том числе и тех, кто не работает со старшими классами (и не планирует), работает в школах с творческим компонентом, где сдаче ЕГЭ не придают большого значения. Более того, экзамен стал платным.

Причины такой активности, как кажется нам в профсоюзе «Учитель», две. Повторюсь, это наши предположения:

1. Количество сдавших ЕГЭ теперь вероятно влияет на рейтинг руководителя образовательной организации.

2. МЦКО в свою очередь (экзамен-то платный) вероятно получает бюджетное финансирование в зависимости от числа сдавших экзамен.

Учителя не хотят сдавать ЕГЭ по нескольким причинам. Чаще всего они усматривают в постоянных проверках и принудительных курсах «повышения квалификации» неуважение к своим знаниям и опыту. Есть и банальная причина — у педагогов просто нет сил еще и на это. От уроков на время сдачи ЕГЭ никто их освобождать не собирается, приходится сдавать экзамены вечерами, тратить бесценное время отдыха. Плюс многих не устраивает качество заданий на ЕГЭ, с которыми у них была возможность ознакомиться в прошлые годы.

«Иногда задания ЕГЭ по русскому языку сформулированы так некорректно, что мы, учителя, долго спорим между собой, что имели в виду авторы. А дети идут как по минному полю, у них время ограничено, им некогда разгадывать загадки. Зачем я, кандидат наук, пойду сдавать экзамен, составленный непрофессионалами? Литература на ЕГЭ предполагает умение писать одинаковые сочинения с „круглыми“ фразами. Такому я детей просто учить не хочу и не буду. Поэтому я отказываюсь этот пробный ЕГЭ сдавать», — рассказывает учитель русского и литературы одной из московских школ.

Более того, диагностику МЦКО нужно сдавать регулярно. Единых требований на этот счет нет: одни говорят, что раз в год, другие — раз в три года. В любом случае еще недавно все было спокойно, и педагоги (кто видел смысл) сами добровольно шли на экзамен. Но теперь, судя по жалобам учителей, принуждение стало повсеместным. Хотя никакого юридического основания требовать прохождения этой процедуры от учителей нет.

В ноябре профсоюз «Учитель» получил ответ от Департамента образования и науки, из которого явно следует, что сдача ЕГЭ носит добровольный характер.

Но те, кто боится попасть в немилость начальства, отмахиваются: «Что им ваши ответы? По закону одно, а в жизни другое. Не пойдем — съедят». Так вот, дорогие учителя. Многие из вас привыкли выполнять любое распоряжение, даже самое абсурдное. Составить за ночь отчет, собрать данные «вчера», зарегистрировать детей на новой платформе. Опыт зайца из анекдота про царя зверей показывает, что «можно и не приходить». Только надо попробовать. А в помощь вам — профсоюз, с которым работник перестает быть один на один с начальством.

А руководству Департамента образования и науки Москвы мы советуем обратить внимание на растущее недовольство педагогов. В профсоюз «Учитель» присылают скриншоты, на которых видно, как сдачу ЕГЭ называют обязательной процедурой.

Комментарий от Департамента образования и науки Москвы:

«Диагностические мероприятия, проводимые в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования (далее — МЦКО), не являются обязательными, участие в них принимается исключительно на добровольной основе.

Данные тренинги позволяют педагогам познакомиться с современными оценочными процедурами, со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов (далее — КИМ) для проведения ОГЭ и ЕГЭ и способствуют развитию определенного (в зависимости от содержания тренинга) вида профессиональных компетенций. Для проведения независимых ознакомительных тренингов и независимых диагностик в формате ОГЭ и ЕГЭ используются уникальные КИМ, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений для МЦКО по спецификациям текущего учебного года.

Утверждение о том, что учителя вынуждены оплачивать самостоятельно данные занятия, является некорректным. Они могут пройти ознакомительные тренинги в очной форме по групповым заявкам за счет средств школы. В этом случае администрация школы по договоренности с педагогом может освободить его от уроков. Если же педагог оформляет индивидуальную заявку на участие в ознакомительном тренинге МЦКО, он самостоятельно оплачивает диагностику.

Предположение, что МЦКО якобы получает бюджетное финансирование в зависимости от числа сдавших экзамен, совершенно ошибочно. В независимых диагностиках и ознакомительных тренингах МЦКО, кроме педагогических работников, может принять участие любой желающий: обучающиеся, родители, студенты. Помимо проведения диагностических работ, МЦКО также занимается обеспечением проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, сопровождением процедур лицензирования образовательной деятельности, государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования, государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, проведением мониторинговых исследований и разработок в сфере образования и др.

Также неверно утверждение, что количество учителей, прошедших диагностику в формате ЕГЭ, влияет на рейтинг руководителя образовательной организации и его зарплату. Прежде всего, рейтинга руководителей образовательных организаций в столице нет. В городе создан рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников и каждый конкретный балл начисляется за успехи ребенка. Главными параметрами рейтинга являются результаты ГИА, Всероссийской и Московской олимпиад школьников, а также городских олимпиад: «Музеи. Парки. Усадьбы», «История и культура храмов столицы» и «Не прервется связь поколений». Помимо этого, учитывается работа с детьми с особыми потребностями здоровья, профилактика правонарушений и число дошкольников, перешедших в порядке перевода в первый класс этой же образовательной организации. Все параметры рейтинга вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников утверждаются экспертным советом, ни один критерий не является доминирующим, все они четко сбалансированы.

В случае предоставления данных школ, в которых якобы существует принуждение учителей к прохождению диагностики, Департамент образования и науки Москвы готов провести проверку».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото на обложке: panitanphoto / Shutterstock / Fotodom

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *