Когда случалось проспать охоту сочинение егэ проблема
Перейти к содержимому

Когда случалось проспать охоту сочинение егэ проблема

  • автор:

Проблематика рассказа Бунина «Антоновские яблоки»

И.А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки» обращается к социальным проблемам. Писатель демонстрирует изменения в жизни русского народа.

С помощью воспоминаний рассказчика автор демонстрирует постепенное увядание усадебной жизни. В рассказе повествуется о том, как дворянские роды постепенно беднеют. Роскошная помещичья жизнь превращается в мелкопоместную жизнь, которая уже не так благополучна.

Важно то, что в «Антоновских яблоках» не представлены проблемы социального неравенства, проблемы жестокости по отношению к крестьянам. Поэтому увядание деревенской жизни представлено трагично. Рассказчик с тоской вспоминает все то, что он видел раньше. Он не хочет прощаться с тем, что было так дорого его сердцу, поэтому живет воспоминаниями.

Усадьбы и сад – это то, что для рассказчика является своеобразным «потерянным раем». Можно даже наблюдать сказочный мотив воспоминаний. То, что было в прошлом, представляется им как нечто прекрасное и вызывающее восторг. Постепенно эти чувства заменяются чувствами тревоги о будущем, а затем – чувствами светлой грусти и тоски по старому укладу жизни.

Для того, чтобы раскрыть проблему увядания помещичьего уклада жизни, автор рассказа использует прием параллелизма. Описывая осенние дни, рассказчик демонстрирует переходы от одного состояния к другому. Эти картины помогают показать постепенное изменение русской жизни. Для этой же цели в повествование введены и образы антоновских яблок.

Демонстрируя постепенное изменение, И.А. Бунин ставит целью написать эпитафию. Для героя, от лица которого ведется повествование, прежняя жизнь навсегда осталась в памяти как беззаботное и радостное время. Рассказчик понимает, что прошлого уже не вернуть, что изменение – дело обыденное, однако для него прошлое намного лучше настоящего, поэтому он не ищет новых чувств в настоящем, а подчеркивает те эмоции, которые сопровождали его жизнь ранее.

И.А. Бунин поэтизирует крепостное право, утверждая, что именно при нем было благоприятное развитие так называемых «дворянских гнезд». В своем рассказе писатель демонстрирует, что крестьяне и помещики мирно сосуществуют рядом друг с другом. Неслучайно рассказчик признается, что иногда ему тоже хотелось быть простым русским мужиком. В произведении показывается, что упаднические события приводят не только к обнищанию помещичьего уклада жизни, но и к ухудшению жизни крестьян.

Если рассматривать «Антоновские яблоки» не с социальной, а с нравственной точки зрения, то И.А. Бунин выступает за сохранение памяти. Рассказчик не хочет, чтобы старина погибала, он хочет навсегда сохранить оставшиеся у него воспоминания. Рассказ может привести к мысли о том, что у каждого человека есть такие воспоминания, благодаря которым на душе становится тепло и радостно.

Таким образом, проблематика бунинского рассказа «Антоновские яблоки» связана с социальной проблемой обеднения и обнищания «дворянских гнезд» и усадебной жизни.

Сочинение на тему: Главная мысль в рассказе Антоновские яблоки, Бунин

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки» относится к ранним произведениям писателя, так как создан он был в 1900 году. По своей структуре — это лирический монолог-воспоминание, который построен с помощью «техники ассоциаций».

Речь главного героя проникнута идеей ностальгии по старопомещичьей жизни в России. А окунуться в эти воспоминания его заставляет аромат антоновских яблок, который осенью всюду чувствовался в его родной деревне Выселки.

Рассказчик тоскует по тем временам, когда это поселение славилось своим благополучием, первым признаком которого было наличие долгожителей. Старики и старухи в ту пору жили в Выселках до ста лет, и это было удивительное явление. Тогда же в поселке было множество богатых мужицких домов, где разводили пчел и жеребцов. Быт среднего дворянства также во многом «по своей домовитости и сельскому старосветскому благополучию» походил на их жизнь.

Лирический герой Бунина вспоминает, как порой в детстве он хорошо проводил время у своей тетки-помещицы Анны Герасимовны. В ее крепкой и прочной усадьбе всегда было как-то особенно уютно. Осенью в доме ароматно пахло антоновскими яблоками, а сама хозяйка с удовольствием почивала гостей различными яствами.

Помнит рассказчик и о том, как некогда он ездил на охоту с компанией друзей своего молодого шурина Арсения Семеныча. Это было озорное и веселое мероприятие, после которого обязательно следовал сытный ужин в доме какого-нибудь малознакомого помещика и шумная ночная «попойка». И так могло продолжаться несколько дней подряд.

Ну а если герою случалось проспать охоту, то и тогда он не расстраивался. Ему нравилось бродить по хозяйскому дому, наслаждаясь тишиной, или читать старинные книги в библиотеки. А выйдя в сад в такой день, даже можно было найти там, в пожелтевшей листве, «случайно забытое холодное и мокрое яблоко», которое покажется особенно вкусным, совсем не таким, как другие.

Все эти воспоминания греют душу героя, поскольку сейчас облик его родного поселка сильно изменился. Многие дворянские гнезда разорились, знакомые помещики и старики-долгожители умерли, а на смену богатству пришла «нищенская мелкопоместная жизнь».

Рассказчику грустно сознавать, что все то, что было некогда дорого его сердцу, теперь ушло безвозвратно, но он вовсе не является противником перемен. Он принимает их и даже видит в новой жизни свои плюсы.

Конечно, теперь уже не может быть и речи о шумной охоте и щедрых пирах, где алкоголь льется рекой. А главное, из усадеб почти исчез его любимый запах антоновских яблок. Но, всё же, на зверя можно съездить и одному, а потом, вернувшись уставшим, посидеть в приятном блаженстве, как в детстве, перед теплой печкой, послушать грустные песни деревенских девушек-работниц, а после уехать надолго в гости к мелкопоместному соседу.

««Угасающий дух помещиков» в рассказе «Антоновские яблоки»»

Впечатления от посещения Буниным имения своего брата легли в основу и стали главным мотивом рассказа. Произведение заслуженно считается вершиной стиля писателя. Рассказ неоднократно перерабатывался, синтаксические периоды сокращались, убирались некоторые подробности, характеризующие уходящий в прошлое дворянско-усадебный мир, оттачивались фразы и пр. Рассказ открывается описанием ранней погожей осени. «Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушка яблок».

Автор с нескрываемым восхищением описывает осень в деревне» давая не только пейзажные» но и портретные зарисовки (старики-долгожители, белые» как луни» признак богатой деревни; богатые мужики» строившие огромные избы для больших семей и проч.). Писатель сравнивает склад дворянской жизни со складом богатой мужицкой жизни на примере усадьбы своей тетки — у нее в доме еще чувствовалось крепостное право а том» как мужики снимали шапки перед господами. Следует описание интерьера усадьбы» насыщенное деталями — синие и лиловые стекла в окнах» старая мебель красного дерева с инкрустациями, зеркала в узких и витых золотых рамах» «Угасающий дух помещиков» поддерживает только охота.

Автор вспоминает «обряд» охоты в доме своего шурина Арсения Семеновича» особенно приятный отдых, когда «случалось проспать охоту» — тишина в доме» чтение старых книг в толстых кожаных переплетах» воспоминания о девушках в Дворянских усадьбах («аристократически красивые головки в старинных прическах кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза. »). Сокрушаясь о том» что дворянские усадьбы умирают» рассказчик удивляется» насколько быстро проходит этот процесс: «Эти дни были так недавно» а меж тем мне кажется» что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» Писатель любуется образом жизни «мелкопоместного» его распорядком дня, привычками, грустными» «безнадежными» песнями.

Повествователь — «я» писателя, во многом сходное с лирическим героем в поэзии/Бунина. «Антоновские яблоки» — символ уходящей в прошлое России, подобный чеховскому «Вишневому саду»: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». У Бунина незначительная, казалось бы, деталь — запах антоновских яблок — будит вереницу воспоминаний о детстве. Герой снова чувствует себя мальчиком, думающим «как хорошо жить на свете!».

Во второй главке, начинающейся поверьем «Ядреная антоновка — к веселому году», Бунин воссоздает уходящую атмосферу барской усадьбы своей тетки Анны Герасимовны. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах. »

Тема антоновских яблок и опустевших осенью садов сменяется в третьей главке другой — охотой, которая одна «поддерживала угасающий дух помещиков». Бунин подробно воссоздает жизнь в усадьбе Арсения Семеныча, прототипом которого был один из родственников писателя. Дается почти сказочный портрет дяди: «Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом — красавец цыган. Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шелковой малиновой рубахе, бархатных шароварах и длинных сапогах». Опоздав на охоту, П. остается в старом барском доме. Он перебирает старые, дедовские книги, «журналы с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина», смотрит на портреты. «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою», — размышляет П. Это развернутое поэтическое описание одного дня в деревне напоминает пушкинское стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне. Я встречаю. ». Однако эта «мечтательная жизнь» уходит в прошлое. В начале заключительной, четвертой, главки он пишет: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна

Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч. Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства». Далее он заявляет, что «хороша и эта мелкопоместная жизнь», и описывает ее. Но запаха антоновских яблок в конце рассказа уже нет.

Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель, прославившийся и как писатель-прозаик, и как поэт, входивший в прекрасную плеяду поэтов «серебряного века». Становление Бунина-прозаика на рубеже ХХ-ХХ веков проявлялось в расширении кругозора, в переходе от наблюдений над отдельными судьбами крестьян и мелкопоместных дворян к обобщающим размышлениям. Симпатии Бунина обращены вспять, в патриархальное прошлое, когда «склад средней дворянской жизни… имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и сельскому старосветскому благополучию». Если «Новая дорога» и «Сосны» — это думы о крестьянской Руси, то «Антоновские яблоки» — размышление о судьбе поместного дворянства. Впрочем, для Бунина «усадьба» и «изба» не только не разъединены социальными противоречиями, но, напротив, живут близкими интересами и заботами. Элегический отсвет угадывается в бунинских рассказах, особенно в тех , где описывается сходящее на нет поместное дворянство. На пепелищах помещичьих гнёзд, где растёт глухая крапива и лопух, среди вырубленных липовых аллей и вишнёвых садов сладкой печалью сжимается сердце автора: «Но усадьба, усадьба! Целая поэма запустения!» — «поэмой запустения» можно назвать «Антоновские яблоки». В раннем бунинском творчестве ведущим началом является лирика, поэзия. Именно она, как бы ведёт прозу за собой, прокладывает ей пути.

Проза постепенно обретает особенный лаконизм, сгущенность слова. В основу рассказа «Антоновские яблоки» легли впечатления от посещения Буниным имения своего брата. Этот рассказ признан вершиной творчества писателя. Начинается произведение описанием ранней погожей осени: «Помню раннее, свжее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свжести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег… И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок». Автор с нескрываемым восхищением описывает осень в деревне, давая пейзажные и портретные зарисовки. «Антоновские яблоки» поражают меткостью деталей, смелостью уподоблений, художественной концентрированностью. Вспомним только молодую старостиху, важную, как «холмогорская корова», и белых, как луни, стариков-долгожителей. А какое соцветие ароматов в рассказе: «ржаной аромат новой смолы и мякины», «душистый дым вишнёвых сучьев», «крепкий запах грибной сырости» и тут же другие: «старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета» и главный аромат, создающий цельное настроение этой новеллы, — «антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести». Проза обрела не только новую лексику, компактность и взвешенность. Она подчинилась внутренней мелодике, музыке. Бунин стремился сблизить прозу с поэзией ритмом стиха, оставляя при этом прозу прозой. Примечательно, что сам он видел в своих исканиях ритма прозы как бы продолжение стихотворчества. Основной тон этого рассказа-монолога «Антоновские яблоки» — грусть, хотя иногда прорывается и мажорная нота: » Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» Сладкие воспоминания о былом, рассказы старших воплощаются в такие стилистические формы, что простым соединением слов передаётся сложное душевное состояние героя-рассказчика. Детально описывается интерьер усадьбы: синие и лиловые стёкла в окнах, старая мебель красного дерева с инкрустациями, зеркала в узких и витых золотых рамах. «Угасающий дух помещиков» поддерживает только охота. Автор вспоминает «обряд» охоты в доме своего шурина Арсения Семёновича, особенно приятный отдых когда охоту просыпали, чтение старых книг в толстых кожаных переплётах, девушек в дворянских усадьбах.

Но самое главное в рассказе не тоска по прошлому, а нечто более постоянное в чувстве жизни. Рассказ покоряет огромной художественной силой, лирической задушевностью, высокой поэзией родной природы. Рассказ пронизан острым ароматом яблок и другими запахами — земли, крестьянской жизни, быта, труда: «тонкий аромат опавшей листвы… запах меда и осенней свежести», «ржаной аромат новой соломы и мякины», запах костра, грибной сырости, «запах озябшего за ночь сада»…Целый букет – острый и многообразный — запахов жизни. Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращенности жизни человека с природой, ее естественности, спаянности быта дворян и крестьян.

Герой все время вспоминает о прошлом, вспоминает запомнившиеся ему запахи: «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие…» Все воспоминания рассказчика связаны с запахом прелестных яблок, ведь запахи и формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни. Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную жизнь вообще. Она прекрасна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда-то укоренившимся основам бытия, своей сращенностью с жизнью родной природы. Вот по этому наряду с печалью в рассказе присутствует и другой мотив, мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни. Но для Бунина «…хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!», описанная в рассказе.

Когда случалось проспать охоту сочинение егэ проблема

В основу рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки» легли впечатления от посещения Буниным имения своего брата. Произведение заслуженно считается вершиной стиля писателя. Рассказ неоднократно перерабатывался, синтаксические периоды сокращались, убирались некоторые подробности, характеризующие уходящий в прошлое дворянско-усадебный мир, оттачивались фразы.

Рассказ начинается описанием ранней погожей осени. «Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Й прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок».

Автор с нескрываемым восхищением описывает осень в деревне, дает не только пейзажные, но и портретные зарисовки (старики-долгожители, белые как луни, признак богатой деревни; богатые мужики строившие огромные избы для больших семей).

Писатель сравнивает уклад дворянской жизни с укладом богатой мужицкой жизни на примере усадьбы своей тетки — у нее в доме еще чувствовалось крепостное право в том, как мужики снимали шапки перед господами. Описывая интерьер усадьбы, насыщенный деталями, — синие и лиловые стекла в окнах, старая мебель красного дерева с инкрустациями, зеркала в узких и витых золотых рамах. «Угасающий дух помещиков» поддерживает только охота. Автор вспоминает «обряд» охоты в доме своего шурина Арсения Семеновича, особенно приятен был отдых, когда «случалось проспать охоту» — тишина в доме, чтение старых книг в толстых кожаных переплетах, воспоминания о девушках в дворянских усадьбах («аристократически красивые головки в старинных прическах кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза»).

Сокрушаясь о том, что дворянские усадьбы умирают, рассказчик удивляется, насколько быстро происходит этот процесс. Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь! Писатель любуется

образом жизни «мелкопоместного», его распорядком дня, привычками, грустными, «безнадежными» песнями.

Похожие материалы:
  • ПУТЬ К СЕБЕ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» — —
  • БЕЗДНЫ РУССКОЙ ДУШИ В ПОВЕСТИ И. А. БУНИНА «СУХОДОЛ» — —
  • ТЕМА ДВОРЯНСТВА В ПОВЕСТИ И. А. БУНИНА «СУХОДОЛ» — —
  • ТРИ ПРАВДЫ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «СНЫ ЧАНГА» — —
  • ЗАПАХ УШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ (по рассказу И. А. Бунина «Антоновские яблоки») — —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *