Что такое мтс в ссср
Перейти к содержимому

Что такое мтс в ссср

  • автор:

Машинно-тракторные станции в АССР Немцев Поволжья

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ В АССР НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ. Машинно-тракторная станция (МТС) — в СССР государственное сельскохозяйственное предприятие, оснащенное машинами для технической и организационной помощи колхозам. МТС сосредоточивали основные орудия сельскохозяйственного производства (тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины) для обслуживания колхозов.

Строительство МТС началось после постановления Совета труда и обороны (СТО) от 5 июня 1929 «Об организации машинно-тракторных станций». Обслуживание колхозов МТС происходило на основе договорных отношений. Основной производственной единицей МТС была тракторная бригада.

С целью укрепления большевистской власти в колхозах в 1933 при МТС были созданы политотделы, на практике подменившие хозяйственное руководство политическим, нанеся сельскому хозяйству вред своей некомпетентностью в вопросах сельскохозяйственного производства.

Во второй половине 1950-х было признано, что форма производственно-технического обслуживания колхозов через МТС перестала соответствовать потребностям развития производительных сил сельского хозяйства. В 1958 МТС были упразднены.

Республика немцев Поволжья, одна из первых в СССР вступила на путь механизации сельского хозяйства. В 1928 сельскохозяйственной кооперацией в с. Шенталь Краснокутского кантона АССР НП была организована первая тракторная колонна.

В 1930 в АССР НП было создано 5 МТС с.-х. кооперацией, с тракторным парком в 173 трактора, и 5 МТС Трактороцентра в 190 тракторов.

В 1931 количество тракторных станций было доведено до 23, а к концу 1932 — до 36 МТС, с парком в 1148 тракторов с мощностью 17577 л.с., 14 комбайнов и 60 грузовых машин. В 1932 МТС республики обслуживали 255 колхозов (71%) с общей посевной площадью 810,4 тыс. га. (См. cтатистические таблицы в приложении к статье.)

В 1933 количество тракторов увеличилось и к осеннему севу в колоннах МТС работало уже 1826 тракторов с общей мощностью 26631 л.с. Кроме тракторов к этому же времени в МТС имелось 162 комбайна и 177 автомашин. Земельная площадь 274 колхозов, обслуживаемых МТС в 1933 составляла 1338,5 тыс. га.

Во второй половине 1930-х все без исключения колхозы АССР НП обслуживались государственными МТС. На 1 января 1938 в республике насчитывалось 65 МТС, с тракторным парком свыше 5 тыс. машин общей мощностью в 98,5 тыс. л.с., около 1600 комбайнов, более 500 автомашин и других усовершенствованных с.-х. машин и орудий. В 1937 тракторами МТС было обработано в переводе на мягкую пахоту 2.928.395 га. К 1 января 1940 в 69 машинно-тракторных станциях насчитывалось 5822 трактора, 1911 комбайнов, 494 автомобиля.

Республика немцев Поволжья считалась в СССР одним из передовых регионов. Здесь была довольно высокая степень механизации сельского хозяйства. Во время уборочной компании в республике широко применялись комбайны («Сталинец», «ССК»). В 1937 комбайнами МТС было убрано 620250 га, или свыше 60% всей площади зерновых посевов колхозов АССР НП. Многие комбайнеры достигали высоких показателей в своей работе. Среди мастеров комбайновой уборки в Немреспублике были известны имена комбайнеров Баумунг, Гетц, Корбмахер, Кунц, Майер, Рубе, Эккерт и др.

Александр Шпак (Средняя Ахтуба)

При подготовке статьи использованы:

  1. Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья. Политико-экономический очерк. Немгосиздат. Энгельс, 1938.
  2. Мартынов И. Республика в Поволжье. АССР НП к 15-й годовщине. Сталинград: Партиздат. Нижне-Волжское краевое отделение, 1933.
  3. Статистический справочник Нижней Волги 1929-1933. Сталинград, 1934.
  4. Сборник статистических сведений по Саратовскому краю за 1934 год. Саратов, 1935.
  5. Периодическая печать АССР НП 1930-х гг.

Машинно-тракторная станция

МТС, крупное государственное социалистическое сельскохозяйственное предприятие, оснащенное машинами для технической и организационной помощи колхозам. МТС сосредоточивали основные орудия сельскохозяйственного производства (тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины) для обслуживания колхозов. Первая МТС была создана в 1928 на базе тракторной колонны совхоза имени Шевченко Березовского района Одесской области. Строительство МТС развернулось после постановления Совета труда и обороны от 5 июня 1929 «Об организации машинно-тракторных станций». Обслуживание колхозов МТС происходило на основе договорных отношений. Основной производственной единицей МТС была тракторная бригада. МТС сыграли важнейшую роль в борьбе за социалистическое переустройство деревни, в создании и упрочении колхозного строя, в укреплении союза рабочего класса и крестьянства, в производственной смычке между городом и деревней.

С организационно-хозяйственным укреплением колхозов форма их производственно-технического обслуживания через МТС перестала соответствовать потребностям развития производительных сил сельского хозяйства. Февральский пленум ЦК КПСС (1958) признал необходимым изменить прежний порядок производственно-технического обслуживания колхозов через МТС и перейти к продаже техники непосредственно колхозам, реорганизовав МТС в ремонтно-технические станции. Рекомендации пленума законодательно закреплены решениями 1-й сессии Верховного Совета СССР 5-го созыва (март 1958). В 1958—59 колхозы купили тракторов, машин и оборудования на 32 млрд. рублей (в том числе эксплуатировавшихся ранее в МТС — на 18 млрд. рублей).

Опыт строительства МТС при организации крупного сельскохозяйственного социалистического производства в СССР использован в ряде других социалистических стран в соответствии с их историческими условиями и особенностями развития сельского хозяйства.

БСЭ1/Машинно-тракторные станции (МТС)

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ (МТС), государственные прокатные пункты особого типа, созданные Советским социалистич. государством для обслуживания колхозов тракторами, сложными машинами, оказания им агротехнич. помощи в борьбе за высокий урожай социалистических полей, помощи в решении всех основных вопросов, связанных с завершением технич. реконструкции сельского х-ва и перевоспитанием колхозников в духе социализма. МТС—по природе своей предприятия последовательно социалистич. типа—представляют собой вид государственной собственности (всенародное достояние). Их особенность, по сравнению, например, с совхозами, состоит в том, что МТС не имеют собственных посевов, сенокосных угодий, не имеют товарного животноводства, а выполняют за определенную плату все основные с.-х. работы в колхозах. Роль МТС не ограничивается руководством только хозяйственной стороной жизни колхозов—МТС сыграли колоссальную роль в истории коллективизации с. х-ва СССР, способствовали завершению сплошной коллективизации, ликвидации кулачества, как класса и дальнейшему организационно-хозяйственному и политич. укреплению колхозов. «Главнейшим рычагом переустройства, сельского хозяйства на социалистический лад. и непрерывного усиления советского влияния на колхозников являются машинно-тракторные станции и совхозы, как крупнейшие фабрики социалистического земледелия» [ВКП(б) в резолюциях. ч. 2, 5 изд., 1936, стр. 525]. В районах деятельности МТС, как правило, более быстрыми темпами шел процесс завершения сплошной коллективизации. Так, на 20/VI 1937 по РСФСР в районах деятельности МТС процент коллективизации крестьянских х-в составлял 73,89, тогда как на это же число в районах, не обслуживаемых МТС, процент коллективизации был 47,7.

Возникновение и развитие МТС тесно связаны с ходом развития сплошной коллективизации. Своего рода прообразом нынешних МТС являлись тракторные колонны, организованные центрами с.-х. кооперации (Хлебоцентр, Сельскосоюз) в 1927—28. Тракторные колонны заключали договоры и обрабатывали землю не только колхозов, но и единоличных бедняцко-середняцких маломощных крестьянских х-в. Тракторные отряды для помощи колхозам выделялись также отдельными совхозами. Совхоз им. Шевченко на Украине весной 1928 организовал 14 тракторных отрядов в составе 68 тракторов, к-рые обслуживали 1.163 хозяйства с общей площадью 15.700 га. На основе опыта этих отрядов в 1929 была создана первая государственная межселенная тракторная станция. Обобщая опыт работы первых десятков. МТС, партия, по инициативе т. Сталина, поставила вопрос о самом широком и быстром развитии сети МТС. Вопрос о работе МТС приобрел огромное экономическое и политическое значение. Он был тесно и неразрывно связан с проведением сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса, с переходом к новым формам смычки города с деревней, с переходом от смычки торговой к смычке производственной. Перечисляя очередные главные задачи, стоящие перед сельским хозяйством страны, т. Сталин в речи на апрельском пленуме ЦК 1929 указывал: «надо расширять строительство колхозов и совхозов, массовое применение контрактации и машинно-тракторных станций как средства установления производственной смычки между индустрией и сельским хозяйством» ( Сталин , Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 267).

МТС с самого их возникновения стали основной формой производственной помощи колхозам со стороны пролетарского государства, укрепляя тем самым производственную смычку между городом и деревней, между индустрией и сельским х-вом. Начиная с конца 1925, со времени XIV Съезда партии, тяжелая промышленность—материальная база социализма—развивалась ускоренным темпом. К 1929 были созданы все необходимые условия для превращения аграрной, отсталой страны в страну индустриальную, металлическую, передовую. «Победы в развитии промышленности обусловили гигантские успехи по переводу сельского хозяйства на рельсы машинной техники» [Резолюции XVII Съезда ВКП(б) «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.)», в книге: ВКП(б) в резолюциях. ч. 2, 5 изд., 1936, стр. 576]. Грандиозная, коренная перестройка земледелия на новый социалистический лад проводилась партией и Советским правительством так, что одновременно проходили два взаимно обусловленных, дополняющих друг друга процесса—социальная и техническая реконструкция. Городская социалистич. индустрия, внедряя новейшую с.-х. технику в земледелие, побуждает бедняцко-середняцкие крестьянские х-ва к объединению в коллективы. Колхозы, объединяя мелкие крестьянские х-ва в крупные, создают хозяйство социалистич. типа с неограниченными возможностями применения тракторов, комбайнов, современных машин и внедрения научных достижений в земледелие, что на клочке единоличника совершенно исключено.

Марксистско-ленинской наукой установлено и практикой тысячу раз подтверждено, что крупное хозяйство имеет бесспорные преимущества над мелким, ибо оно пользуется системой кооперации, разделением труда и т. д. Крупное производство в земледелии создает условия не только для применения отдельных машин, но и внедрения системы машин. «Система машин в собственном смысле этого слова заступает место отдельной самостоятельной машины только в том случае, когда предмет труда проходит последовательный ряд взаимно связанных частичных процессов, которые выполняются цепью разнородных, но взаимно дополняющих друг друга рабочих машин» ( Маркс , Капитал, т. I, 8 изд., 1936, стр. 307). Такой процесс, как уборка зерновых простейшими машинами, неизбежно распадается на ряд самостоятельных работ (жатва, вязка снопов, скирдование, обмолот). С применением комбайна эти процесс одновременно выполняются системой взаимно дополняющих друг друга рабочих машин.

Даже при наличии простого сложения крестьянского инвентаря колхозы, в первые годы их возникновения, показали огромные преимущества по сравнению с прежними единоличными хозяйствами. Однако основоположники научного коммунизма никогда не мыслили социалистич. преобразование основ старого общества на базе примитивной техники. Наоборот, Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин всегда неуклонно подчеркивали колоссальное значение машин, техники в закреплении победы нового строя. Разумеется, сама по себе техника, даже самая совершенная, не в состоянии решить вопрос о переделке старого мелкокрестьянского частного хозяйства в хозяйство социалистическое. Исходным пунктом, ведущим началом социалистич. переустройства деревни являются установление в стране диктатуры рабочего класса, конфискация помещичьих земель, национализация всей земли, наличие в стране крупной социалистич. индустрии, упорная систематич. работа коммунистической партии по политич. просвещению основных масс крестьянства, руководство и помощь деревне со стороны города. Только при диктатуре пролетариата технич. база, подводимая под сельское х-во, играет колоссальную политическую роль. В речи на VIII Съезде ВКП(б) в 1919 Владимир Ильич говорил: «Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это—фантазия), то средний крестьянин сказал бы: „Я за коммунию“ (т. е. за коммунизм)» Ленин , Сочинения, т. XXIV, стр. 170).

Самой передовой современной техникой колхозы СССР пользуются через МТС. Это—форма хозяйственного обслуживания колхозов, которая по характеру своей работы наиболее соответствует принципам осуществления Ленинско-Сталинского кооперативного плана революционного преобразования деревни. Колхозам, колхозникам предоставляется самая широкая инициатива и самодеятельность в области ведения их хозяйства. Одновременно земля и основные средства производства находятся в ведении советского государства, к-рое руководит колхозами и оказывает им производственную помощь. «В лице МТС выявлена и проверена на массовом опыте форма организации советским государством крупного коллективного сельского хозяйства на высокой технической базе, в котором наиболее полно сочетается самодеятельность колхозных масс в строительстве своих коллективных хозяйств с организационной и технической помощью и руководством пролетарского государства» [О производственной программе Трактороцентра на 1931. Постановление ЦК ВКП(б) от 29 декабря 1930, в кн.: Справочник партийного работника, вып. 8, М., 1934, стр. 552]. Закрепить победу колхозного строя, уничтожить до конца капиталистич. элементы, поднять деревню до уровня города—все это можно сделать только на базе крупной машинной техники в виде тракторов, комбайнов и других с.-х. Машин.

Партия, под руководством товарища Сталина, осуществила гениальные заветы Ленина: начиная с 1929 применение тракторов и новейших машин в социалистич. сельском хозяйстве происходит в массовом масштабе, причем возможности расширения этих масштабов из года в год увеличиваются.

В развитии МТС, в укреплении их политич. авторитета среди советского крестьянства, улучшении ими хозяйственного обслуживания колхозов сыграли огромную роль политотделы МТС. Политотделы в МТС были созданы в начале 1933 по инициативе т. Сталина. 11/1 1933 в речи на пленуме ЦК ВКП(б) т. Сталин вскрыл недостатки партийной работы в деревне, показал новые формы классовой борьбы. «Враг понял изменившуюся обстановку, понял силу и могущество нового строя в деревне и, поняв это, перестроился, изменил свою тактику,—перешел от прямой атаки против колхозов к работе тихой сапой. А мы этого не поняли, новой обстановки не разглядели. продолжаем вести старую тактику упрощенной борьбы с кулачеством, тогда как она, эта самая тактика, давно уже устарела» ( Сталин , Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 521). Затруднения с уборкой и заготовкой хлеба, к-рые имели место в 1932 на Северном Кавказе, на Украине и в других районах, ясно показали, что в состав работников МТС и в колхозы проникли замаскированные враги народа, бывшие кулаки, попы, белогвардейцы, троцкисты и правые, шпионы и диверсанты, к-рые вредительски ломали машины, расхищали общественную социалистич. собственность, разлагали трудовую дисциплину, срывали государственные заготовки хлеба и т. д. Малочисленные и не имеющие достаточного опыта политич. борьбы деревенские партийные организации не сумели своевременно разоблачить врага, поднять основную массу работников МТС и колхозников на борьбу за выкорчевывание кулацких элементов и организовать подлинный подъем социалистич. хозяйства. К тому же в целом ряде районов сами сельские партийные организации были засорены проникшими туда жуликами с партийным билетом, троцкистскими и бухаринскими последышами и различными антигосударственными элементами. В отдельных случаях во главе МТС и колхозов оказались люди, утратившие большевистскую бдительность, попустительство к-рых использовал классовый враг в своих вредительских целях. Для того чтобы решительно ликвидировать недостатки социалистич. сельского хозяйства, партия, по решению пленума ЦК ВКП(б) в январе 1933, направила из города в деревню свыше 15 тыс. квалифицированных, проверенных партийных работников, организовала политотделы в МТС и совхозах. О задачах политотделов в решении пленума сказано: «Первая задача политотдела и его начальника в данный момент—сколотить партийный и комсомольский актив внутри МТС и обслуживаемых МТС колхозов, равно как в совхозах и их отделениях, не гоняясь за количеством членов, а обращая главное внимание на их качество, на их преданность партии и умение вести за собой колхозников и работников совхоза. Вторая задача, которая должна разрешаться в неразрывной связи с первой,—сколотить беспартийный актив вокруг партийно-комсомольских ячеек, отнюдь не отгораживаясь от беспартийных колхозников и рабочих совхозов, а наоборот,—устанавливая с ними связь и отношения сотрудничества, и добиться того, чтобы колхозы—все без исключения колхозы—стали по своему руководству большевистскими» [ВКП(б) в резолюциях. ч. 1,5 изд., стр. 527].

С созданием политотделов МТС действительно стали центром партийно-политической работы в деревне. Партийные и комсомольские организации колхозов, обслуживаемых МТС, были подчинены непосредственно политотделам, а не райкомам партии. Политотделы, опираясь на широкие массы актива партийных и непартийных большевиков, проделали огромную работу по разоблачению врагов народа, притаившихся в колхозах и МТС. Проводя огромную массовую партийно-политич. и культурную работу по перевоспитанию широких масс колхозников, политотделы в то же время, совместно с советскими органами, вели беспощадное разоблачение и разгром врагов, сурово карали расхитителей общественной социалистич. собственности, дезорганизаторов трудовой дисциплины как в среде работников самой МТС, так и в обслуживаемых ею колхозах. В частности, при непосредственном содействии политотделов, в колхозах была в 1933—34 проведена огромная работа по внедрению в сознание колхозников ясного понимания того, что выполнение обязательства перед своим социалистическим государством есть первая задача колхозника. Одновременно в колхозах проведена большая работа по внедрению социалистических принципов распределения доходов по труду и борьба с мелкобуржуазной уравниловкой в распределении доходов. Политотделы МТС проделали большую работу в деле превращения колхозов в большевистские, подлинно социалистические хозяйства. Выполнив основную задачу партии по наведению большевистского порядка в МТС и колхозах, политотделы к осени 1934 были реорганизованы. Партийные организации МТС и обслуживаемых ими колхозов, на основе общих уставных положений, перешли в ведение райкомов ВКП(б). Для ведения партийно-политической работы среди работников МТС имеется специальный работник—заместитель директора по политической части.

МАШИ́ННО-ТРА́КТОРНЫЕ СТА́НЦИИ

МАШИ́ННО-ТРА́КТОРНЫЕ СТА́НЦИИ (МТС), в СССР круп­ные гос. с.-х. пред­при­ятия, тех­нич. ба­за кол­хо­зов , один из ры­ча­гов гос. ру­ко­во­дства кол­хоз­ным про­из­вод­ст­вом. Пер­вая МТС об­ра­зо­ва­на в 1928 в Бе­ре­зов­ском р-не Одес­ско­го окр. на ба­зе трак­тор­ной ко­лон­ны сов­хоза им. Т. Г. Шев­чен­ко. Мас­со­вая ор­га­ни­за­ция МТС, раз­вер­нув­шая­ся с 1929 в пе­ри­од про­ве­де­ния кол­лек­ти­ви­за­ции (по­ста­нов­ле­ние СТО от 5.6.1929), рас­смат­ри­ва­лась вла­стью в ка­че­ст­ве гл. сред­ст­ва по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да в зем­ле­де­лии и де­мон­ст­ра­ции пре­иму­ществ кол­лек­тив­ных хо­зяйств пе­ред еди­но­лич­ны­ми. Пер­во­на­чаль­но МТС – ак­цио­нер­ные пред­при­ятия, во гла­ве ко­то­рых сто­ял Все­со­юз­ный центр ма­шин­но-трак­тор­ных стан­ций («Трак­то­ро­центр», 1929–32), в 1932 они пре­об­ра­зо­ва­ны в гос. пред­при­ятия, ру­ко­во­дство МТС пе­ре­шло к Нар­ком­зе­му СССР. Для ра­бо­ты в МТС на­прав­ля­лись го­род­ские ра­бо­чие из чис­ла чле­нов пар­тии и ком­со­моль­цев. В 1933–34 (и в 1942–43) при МТС дей­ст­во­ва­ли по­лит­от­де­лы ВКП(б), в ко­то­рых долж­ность зам. на­чаль­ни­ка за­ни­ма­ли со­труд­ни­ки ОГПУ, имев­шие рав­ные пра­ва с на­чаль­ни­ка­ми рай­он­но­го зве­на ГПУ (при­каз ОГПУ № 0017 от 25.1.1933), в их обя­зан­но­сти вхо­ди­ла аген­тур­но-опе­ра­тив­ная ра­бо­та сре­ди пер­со­на­ла МТС и сель­ских жи­те­лей. По­лит­от­де­лы ис­поль­зо­ва­ли идео­ло­гич., по­ли­тич. и ка­ра­тель­ные ме­ры для то­го, что­бы обес­пе­чить вы­пол­не­ние пла­нов кол­хоз­ни­ка­ми и «очи­стить» кол­хо­зы и МТС от «клас­со­во вра­ж­деб­ных» эле­мен­тов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *