Как считаются слова в сочинении егэ по литературе
Перейти к содержимому

Как считаются слова в сочинении егэ по литературе

  • автор:

Рособрнадзора от 24.09.2020 N 05-86 (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году», «Правилами заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году»)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс.

Использование литературных произведений в качестве основы для написания итогового сочинения

ЕГЭ по литературе входит в число наиболее сложных экзаменов, требующих длительной подготовки и большого количества теоретических знаний. Чтобы получить высокий балл необходимо не только прочесть большое количество классических произведений, но и уметь четко и грамотно излагать свои мысли, пользоваться художественными оборотами и знать, в каких случаях можно брать за основу разные произведения, а в каких нет. Знание всех подобных нюансов позволяет без особых трудностей сдать единый государственный экзамен по литературе. Рекомендуется рассмотреть основные особенности и нюансы подготовки, а также разобраться, в каких случаях допускается использование литературных произведений.

Основные особенности итоговых сочинений: что нужно знать

  1. Многие считают, что это сочинение именно по литературе. Но на практике можно сказать, что итоговое сочинение обладает литературоцентричным характером. Это скорее творческая работа с применением литературных образов и аргументов. Поэтому особое внимание здесь стоит уделить именно основным требованиям к сочинениям.
  2. В итоговом сочинении можно использовать любое количество аргументов. Некоторые ошибочно полагают, что должно быть лишь два аргумента. Но никаких нормативов по данному вопросу нет. Ученик вправе указать столько аргументов, сколько посчитает нужным. Но следует также учесть, что слишком большое количество данных пунктов не приветствуется комиссией.
  3. Для аргументации своего произведения можно использовать примеры из любых видов литературы, не обязательно опираться исключительно на русскую классику. Хорошо подходят зарубежные и древнерусские работы. Некоторые ученики обращаются к фольклору, мемуарам и древним дневникам. Любую работу можно использовать, если она действительно аргументирует определенный пункт сочинения.
  4. Можно брать аргументы из одного произведения, нет никаких ограничений по выбору авторов и конкретных работ.
  5. Минимальное количество слов для итоговой работы – 250. Рекомендуется опираться на 300 слов, это золотая середина, которую хорошо оценят (при грамотно составленной работе).
  6. В критериях к итоговой работе не прописано обязательное указание эпиграфа.
  7. В сочинении можно использовать цитаты, но это не обязательный критерий.
  8. Не стоит готовиться сразу ко всем направлениям. Лучше выбрать 2-3 направления и качественно углубиться в подготовку к ним. Благодаря этому, ученик сможет добиться хорошего результата без лишних усилий. Экзамен по литературе итак является сложной задачей, поэтому имеет смысл облегчить себе процесс.

Данные нюансы обязательно стоит учитывать при подготовке к экзамену и итоговому сочинению.

Можно ли использовать в качестве основы литературные произведения

.

Ученик может использовать в качестве основы любое литературное произведение. Также подходят стихотворения, мемуары, дневники. Главное, чтобы экзаменующийся хорошо разбирался в тематике выбранного произведения. Единственное, что требуется от ученика – выдать блестящий результат и написать грамотное и осмысленное сочинение. Если он справился с поставленной задачей – не имеет значения, к какому именно произведению он обращался.
Литературные произведения также широко используются для аргументаций тех или иных фактов. Это крайне удобно, ведь можно сразу привести наиболее подходящие примеры, отлично раскрывающие тему.
Главное требование к ученику: наличие здравого смысла и базовое понимание качества и уместности выбора произведений. Если выпускник справился с этим, он гарантированно получит высокие баллы за итоговое сочинение.

Как подготовиться к итоговому сочинению

  1. Необходимо заранее поставить себе конкретную цель. Если ученик хочет просто сдать ЕГЭ и получить зачеты, то ему достаточно будет набрать минимум и попасть в тему. Если же планируется использовать работу для поступления, тогда необходима будет более углубленная подготовка.
  2. Лучше выбрать несколько направлений и сосредоточиться на них. Это поможет углубиться в изучение связанных с направлениями тем и хорошо к ним подготовиться. Если распыляться на множество вариантов, то можно прийти на экзамен неподготовленным, и не набрать даже минимума баллов.
  3. За сутки до экзамена стоит сделать перезагрузку и дать себе отдохнуть. Освободить голову и устроить передышку. Можно снова прочесть конспекты по тем темам, которые уже изучались ранее. Чтение новых книг и литературных произведений может привести к путанице в голове.
  4. Первую проверку сочинения проводят с начала текста и до конца. При повторной проверке стоит начать читать с концовки. Это поможет отследить наличие логики повествования и убедиться в грамотности работы.
  5. Важно следить за соблюдением логики повествования. Важно помнить, что проверяющая комиссия не может залезть в голову к ученику и узнать, что он имел в виду. Используемые аргументы не должны противоречить друг другу, а само сочинение должно быть логичным и последовательным.

Подготовка к итоговому сочинению играет большую роль, даже если ученик не планирует поступать в какой-либо профильный ВУЗ. В процессе написания творческих работ выпускник получает новые навыки и знания, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни. Умение грамотно, логично и последовательно выражать свои мысли высоко ценится во многих профессиях. Поэтому обязательно стоит потренироваться в написании сочинений и проработать слабые стороны. Предварительные работы рекомендуется отдавать на проверку учителю или репетитору. Только опытный специалист способен непредвзято и объективно оценить сочинение и рассказать ученику обо всех недочетах.

Как написать сочинение по литературе ЕГЭ (задание 12)?

Задание 12 ЕГЭ по литературе в соответствии с нормативными документами ФИПИ на 2023 год относится к заданиям высокого уровня сложности и требует от выпускника написания сочинения на литературную тему. Максимальный первичный балл за выполнение этого задания – 18, что составляет 34 % от общего балла за работу. Рекомендуемое время написания сочинения-рассуждения на литературную тему – 120 минут. Советуем вам обратить особое внимание на задание 12 именно потому, что оно во многом определяет успешность сдачи ЕГЭ по литературе.


Выбор темы сочинения

  • древнерусская литература – литература первой половины XIX века;
  • литература второй половины XIX века;
  • литература XX-XXI веков

тема может иметь литературоведческий характер , когда на первый план выдвигается термин («Прием антитезы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»),

может нацеливать на анализ тематики и проблематики конкретного произведения («Тема маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»)

может быть обзорной , предполагающей самостоятельный подбор текстов отечественной и зарубежной литературы («Проблема нравственного выбора человека в отечественной и зарубежной литературе»).

Одна из тем контрольно-измерительных материалов всегда ориентирована на анализ лирики («Черты импрессионизма в лирике А. А. Фета. (На примере не менее трёх стихотворений)»).

Тема 12.5 формулируется с опорой на «диалог искусств», т.е. вам необходимо проанализировать связь литературы с другими видами искусств («Какие эпизоды из романа И. А. Гончарова «Обломов», на Ваш взгляд, представляют особый интерес для художника-иллюстратора?»).

При выборе темы сочинения руководствуйтесь знанием текстов художественных произведений и пониманием формулировки, т.е. ясно представьте, как вы будете раскрывать тему сочинения, какой литературный контекст будете привлекать, какие литературоведческие термины использовать при анализе.

Алгоритм выполнения задания 12 ЕГЭ по литературе 2022-2023 года

После того как вы определитесь с выбором темы задания 12, продумайте план сочинения. План сочинения может иметь привычную форму с нумерацией или представлять собой кластер. Важно, чтобы план отражал композиционный замысел сочинения. Традиционно сочинение следует начать со вступления, в котором раскрываются ключевые понятия темы. Например, сочинение на тему «Значение символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» можно начать с характеристики эпохи, в которой создавался рассказ и особенности которой отражены в произведении. Это позволит объяснить стремление писателя показать надвигающийся кризис цивилизации.

Рассказ был написан И. А. Буниным в 1915 году. В этот период в мире возрастает число миллионеров, продолжается колониальная политика стран Европы, меняются жизненные приоритеты. Всё это приводит к тому, что материальные ценности у людей превалируют над духовными. Накануне написания рассказа произошла трагедия с «Титаником», который шёл тем же маршрутом, что и «Атлантида» в рассказе Бунина. Эти факты указывают на стремление писателя показать надвигающийся кризис цивилизации.

Структура основной части должна отражать глубину раскрытия темы. Основная часть обычно состоит из нескольких абзацев, каждый из которых представляет собой новый аспект в раскрытии темы. Рассмотрим план-кластер основной части сочинения на тему «Значение символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Screenshot_4.jpg

При работе над абзацами основной части важно в первом предложении, абзацном зачине, заявить микротему каждой части. В последующих предложениях приводится анализ текста. Нужно использовать прямое и косвенное цитирование, отсылки к эпизодам. Важно, чтобы каждая цитата была пояснена выпускником, интерпретирована в аспекте темы сочинения.

Рассмотрим один из возможных вариантов абзаца основной части сочинения на тему «Значение символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Образ заглавного героя предельно обобщён и символичен. И. А. Бунин не даёт имени своему персонажу, называя его «господин», что лишает героя персонификации и обращает внимание на его социальный статус. При создании портрета господина из Сан-Франциско писатель использует названия драгоценных металлов и дорогих материалов: серебряные усы, золотые пломбы, голова старой слоновой кости. Такое портретное описание подчёркивает, что в герое не осталось ничего естественного, настоящего, все указывает только на его богатство и высокое социальное положение. Можно ли при этом назвать жизнь героя счастливой? Бунин подчёркивает, что, несмотря на всё, герой рассказа считает, что не видел по-настоящему счастливой жизни: работа не приносила ему удовлетворения, он чувствует себя усталым и мечтает об отдыхе. Сопоставление отношения к герою и его семье экипажа корабля в начале и в конце рассказа позволяет сделать вывод о том, что человек, считавший себя влиятельным, получавший при жизни внимание и уважение, стал никем после смерти и тело его везут тайно в ящике из-под содовой. Так, образ главного героя является символом ложных идеалов современного общества, в котором материальные ценности вытесняют духовные.

В заключении к сочинению необходимо подвести итоги каждого абзаца и сформулировать вывод по теме сочинения. Если тема представлена в виде вопроса, стоит дать развёрнутый ответ на этот вопрос. В случае, когда тема сформулирована в виде утвердительного предложения, можно представить её в форме вопроса и ответить на этот вопрос.

В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» идея духовного кризиса цивилизации передаётся через образы-символы как предупреждение о скорой гибели мира, в котором нет места истинным ценностям, как стремление автора заставить людей задуматься о том, что богатство и высокий социальный статус не могут сделать человека счастливым. Только в гармонии с природой и с самим собой мы живём настоящей жизнью!

Критерии оценивания задания 12 по литературе 2022-2023 года

Сочинение выпускника проверяется по 8 критериям.

К1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие (максимальный балл – 3). Выпускнику необходимо писать сочинение на заданную тему, раскрывая её глубоко и многосторонне. В работе должно быть представлено понимание общей проблематики произведения, сформулированы и пояснены собственные выводы.

К2. Привлечение текста произведения для аргументации (максимальный балл – 3). Текст произведения должен привлекаться разнообразно, на уровне анализа важных для раскрытия темы эпизодов, образов, микротем, деталей. Привлечение текста уместно тогда, когда с его помощью подтверждается высказанное экзаменуемым мнение. Нельзя допускать искажения авторский позиции! При цитировании стоит избегать фактических ошибок и неточностей. Работа с текстом на уровне общих рассуждений или поверхностного пересказа не может получить высокую оценку эксперта.

К3. Опора на теоретико-литературные понятия (максимальный балл – 3). Теоретико-литературные понятия применяются как инструмент при анализе текста. Для получения высшего балла по этому критерию необходимо использовать не менее 2-х терминов при разборе конкретных фрагментов, связанных с темой сочинения. Если термины только упоминаются или искажается их значение, высокий балл по этому критерию не будет поставлен.

К4. Композиционная цельность и логичность (максимальный балл – 3) . Все содержательные элементы сочинения (вступление, основная часть и заключение) должны быть ориентированы на раскрытие темы и логически вязаны между собой. В каждом абзаце основной части должна быть представлена тезисно-доказательная часть, мысли выпускника не должны повторяться: в каждом последующем абзаце должна разрываться новая микротема.

К5. Соблюдение речевых норм (максимальный балл – 3) . При написании сочинения-рассуждения необходимо избегать нарушения речевых норм. Балл по этому критерию зависит от количества речевых и стилистических ошибок. Неоправданные повторы слов, использование стилистически окрашенной лексики, нарушение лексической сочетаемости, плеоназмы, тавтологии и др. ошибки влияют на восприятие текста экспертом и являются причиной снижения балла, выставленного экспертом по данному критерию.

К6. Соблюдение орфографических норм (максимальный балл – 1) . Балл по этому критерию зависит от количества ошибок, допущенных при написании слов разных частей речи.

К7. Соблюдение пунктуационных норм (максимальный балл – 1) . Балл по этому критерию зависит от количества ошибок, допущенных при постановке знаков препинания.

К8. Соблюдение грамматических норм (максимальный балл – 1). Сочинение-рассуждение должно соотносить с грамматическими нормами русского языка. Требуется ясно формулировать свои мысли в соответствии с нормами русского синтаксиса.

Разнообразие критериев оценки задания 12 свидетельствует о том, что высокий балл получает работа, созданная на основе принципа единства формы и содержания и выполненная в соответствии с нормами русского литературного языка.

Книги, которые помогут успешно справиться с заданием 12. Издательство «Легион» разработало серию пособий для подготовки к ЕГЭ по литературе, в том числе и к заданию 12, основным из которых является пособие «Литература. Подготовка к ЕГЭ-2023: учебно-методическое пособие / И. В. Бобякова, О. Г. Гарькавская, О. В. Нестеренко, Т. В. Скрипка; под ред. Н. А. Сениной, И. В. Бобяковой. – Ростов н/Д : Легион, 2022».

Книга содержит двадцать авторских тренировочных вариантов, написанных в соответствии со спецификацией и демоверсией 2023 года, в том числе 100 тем для выполнения задания 12. Для каждой темы представлена развернутая модель, содержащая алгоритм для написания сочинения-рассуждения на заданную тему. Выпускникам даются практические советы по написанию вступления и заключения, указывается, на какие эпизоды обратить внимание при анализе текста, какие термины при этом уместно использовать. Работа с моделями позволяет выпускникам с различным уровнем развития коммуникативной, литературоведческой и лингвистической компетенций выполнить задание 12.

Таким образом, чтобы успешно справиться с написанием сочинения-рассуждения (задание 12) на ЕГЭ по литературе, необходимо составить план, отражающий многоаспектное понимание темы, подобрать и проанализировать примеры из текста, используя теоретико-литературные понятия в качестве инструментария анализа, создать текст в соответствии с нормами современного русского литературного языка и соотнести работу с критериями оценки.

Как писать сочинение на сопоставление? Задания 5 и 10 в ЕГЭ по литературе

ava

Мы Вконтакте Подписаться на новости

Процент выполнения заданий 5 и 10 в ЕГЭ по литературе — сочинений на сопоставление — в разы ниже, чем у всех остальных. Всё потому, что здесь нужно обладать большим литературным багажом, ведь в вопросе может попасться любая тема. Например, однажды на досрочном ЕГЭ мне попался мотив звезд и в качестве исходного варианта было предложено «Послушайте!» Маяковского. Требовалось не только вспомнить еще одно стихотворение на эту тему, но и процитировать его! Чтобы на ЕГЭ вы были во всеоружии, делюсь советами, которые помогут написать сочинение на сопоставление на максимальный балл.

сочинение сопоставление

Базовый принцип для решения обоих заданий: чем больше произведений на разные мотивы вы знаете, тем выше вероятность получить высокий балл!

Особенности и критерии заданий 5 и 10 в ЕГЭ по литературе

Задания 5 и 10, сочинение на сопоставление, в ЕГЭ по литературе выглядят примерно так:

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором встречаются образы правителей, и в чем их можно сопоставить Екатериной II, предстающей в произведении А. С. Пушкина?

В обоих случаях требуется написать мини-сочинение на 5–10 предложений, сравнив исходное произведение с одним примером на ту же тему. Разница между заданиями лишь в том, что в задании 5 необходимо написать сочинение на сопоставление эпоса, драмы или лироэпоса, а 10 — лирики.

Чтобы получить заветные 8 баллов, в соответствии с демоверсией этого года требуется соблюсти всего три критерия:

К1 — сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом — 2 балла;
К2 — аргументация и фактологическая точность — 4 балла;
К3 — логичность, соблюдение речевых и грамматических норм — 2 балла.

Даже перечитав все произведения из кодификатора и зная структуру сочинения, многие ученики не понимают, как именно нужно писать сочинение на сопоставление и теряют драгоценные баллы. Поэтому я рекомендую не рисковать и записаться на курсы подготовки к ЕГЭ по литературе MAXIMUM Education. Мы разбираем все произведения из кодификатора и учимся анализировать и сопоставлять их в строгом соответствии с критериями ФИПИ.

Как подготовиться к ЕГЭ на 80+ баллов?

Скачайте подробный план подготовки ��

Изображение

Приятного чтения! А на почте вас ждет полезный подарок �� Приятного чтения!
А на почте вас ждет полезный
подарок �� Скачать файл

Изображение

10 советов, как написать сочинение на сопоставление

1. Сопоставляйте строго по теме

Если в задании спрашивают про трагедию маленького человека, то сравнивать нужно именно трагедию, а не образы маленького человека.

Или, например, один из популярных вопросов: «В каких еще произведениях встречается история семьи?» История — это эволюция: что было — что стало. Не нужно сравнивать специфику взаимоотношений, нужно выбрать семьи, которые показаны не статично, а на протяжении длительного времени: как в «Тихом Доне» или «Войне и мире».

2. Сравнивайте на основании авторской позиции

Многие совершают ошибку, сопоставляя внешние факторы, сюжет. Это не принесет хороших баллов, потому что по факту вы не анализируете. Для глубины, которая необходима для выполнения критерия К2, требуется сопоставлять на уровне идеи или авторской позиции. Что именно хотел сказать автор по данному вопросу, каково его отношение?

Пример: «В каких еще произведениях встречается образ весны?» Здесь логично сопоставлять по принципу, как описывается весна, какую функцию выполняет: где-то передает состояние героя, где-то является фоном, создает контраст. Или: «В каких еще произведениях показаны герои, ведущие футлярный образ жизни?» Основа для сопоставления: в чем проявляется футлярность у каждого героя, какую идею через это передает автор, каково его отношение.

3. Указывайте и сходства, и различия

В формулировке вопроса есть указание «по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия» — и вы можете последовать этому принципу. При этом в критерии оценивания под номером 2 присутствует фраза о том, что тексты двух произведений должны привлекаться «на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов». Поэтому для полноты раскрытия темы будет важным обратить внимание на обе стороны. Баллы вам за это не снизят — наоборот, вы покажете, как глубоко понимаете тему.

Не придумывайте сходства или различия, если их нет, но и не упускайте важные моменты, даже если в вопросе просят привести что-то одно. Помните: различия даже важнее, потому что чаще всего они касаются авторской позиции — базы для сопоставления. Два человека не могут смотреть на одну вещь и иметь одни и те же чувства и мысли.

4. Подтверждайте каждый тезис

Еще один важный критерий, который может принести сразу 4 первичных балла, — аргументация. Не забывайте приводить доказательства под каждый тезис, причем как от примера, который вы приводите, так и от исходного произведения. Об этом многие забывают, хотя в КИМ всегда приведен текст и вы автоматически можете получить 2 балла.

В лирике есть нюанс: аргументом считается только цитирование, а не точечный пересказ. Поэтому, чтобы написать сочинение на сопоставление в задании 10, стихи придется учить наизусть: чем больше — тем лучше.

5. Используйте информацию из предыдущего задания

Так как чаще всего задания ЕГЭ взаимосвязаны, часть работы по исходному произведению уже проделана. Поэтому вы можете использовать тезисы из сочинений заданий 4 и 9, чтобы сэкономить время.

Например, распространенная ситуация: в 4.1 спрашивают «В чем особенность пейзажа в приведенном отрывке?», а в задании 5 — «В каких еще произведениях встречается пейзаж?». Для эксперта это две отдельные работы, поэтому он не будет снижать вам баллы за то, что в новом сочинении вы приводите те же выводы. Более того, было бы странно, если бы они вдруг изменились, стихотворение-то одно ��

6. Сочинение на сопоставление — сопоставляйте

Удивительно, но многие забывают об этом и отдельно анализируют сначала одно произведение, а затем другое. Это не сравнение, а значит, главный принцип задания не выполнен — вам вполне могут поставить 0 баллов.

В идеале ваше сочинение должно выглядеть так: тезис из одного произведения — аргумент к нему — тезис из другого произведения на ту же тему — аргумент к нему.

7. Не обращайте внимания на объем

Во всех мини-сочинениях обозначение «5–10 предложений» условное. Ваша задача: раскрыть тему глубоко. Поэтому, если вы сказали все — сравнили произведения по заданной теме с опорой на авторскую позицию, — не нужно пытаться растянуть на большее количество предложений. Это неважно, ни в одном критерии такого пункта нет. И наоборот, если ваши примеры слишком разные — не бойтесь писать больше. Гораздо хуже, если вы упустите какой-то важный для анализа момент. Главное здесь — писать глубоко и не лить воду.

8. Проверяйте на грамматические и речевые ошибки, логичность

Два критерия мы уже обсудили, а последний, третий, касается логики, грамматических и речевых ошибок и стоит целых 2 первичных балла. Поэтому не забывайте перечитывать сочинение и проверять на ошибки, в частности повторы однокоренных слов в одном или соседних предложениях — это самая распространенная ошибка. Пунктуация и орфография здесь не проверяются, но такие ошибки могут существенно сказаться на впечатлении эксперта.

9. Ищите лазейки в вопросе

Обычно задание подразумевает, что лирику мы должны сравнивать с лирикой, а эпос или драму — с эпосом и драмой. Только лироэпос является палочкой-выручалочкой, потому что за счет сочетания двух родов может использоваться и там, и там.

В безвыходных ситуациях смотрите на задание. Если там написано «В каких произведениях…», то можно приводить все роды, так как слово «произведения» подразумевает всё. То же касается «У каких авторов…». А вот если есть ограничения «В каких еще стихотворениях…» или «У каких писателей…», то рисковать не стоит.

Однако не забывайте: даже если вам дали полную свободу, сопоставлять лирику с эпосом тяжело — они слишком разные. Чтобы ничего не упустить, лучше всё же выбирать произведение того же рода.

10. Берите пример из текста другого автора

Это не столько совет, сколько ответ на популярный вопрос: «Можно ли приводить в пример произведение того же автора?». Нет. Если у вас вопрос по Пушкину, то солнце русской поэзии использовать уже не стоит.

Однако вы можете приводить примеры не только из кодификатора или школьной программы, но из всей классики в целом, причем в зависимости от формулировки — даже зарубежной. Только убедитесь, что ваш пример относится к классике и подходит под задание. Например, при формулировке «У каких русских писателей…» присутствует явное ограничение: нужен именно писатель и именно отечественный.

Реальные сочинения на сопоставление: анализ и оценка

Учитывая все мои советы, в качестве тренировки попробуйте самостоятельно оценить два сочинения из задания 5.

В каких произведениях русской классики показаны герои-самодуры и в чем эти произведения можно сопоставить с произведением «Гроза» Островского?

Ответ 1

Помимо «Грозы», герой-самодур встречается в произведении Пушкина «Недоросль». Простакова является эгоисткой, которую заботят только деньги, поэтому она хочет выдать Софью замуж за своего сына Митрофана. Она тоже не дает никому свободы и живет по принципу «что хочу, то и творю». Когда ее план проваливается, она пытается украсть Софью и говорит: «Тебе на свое счастье грех пенять». Всё это показывает, что Простакова является таким же самодуром, как и Кабаниха.

Ответ 2

Герои-самодуры часто встречаются в русской классической литературе, одним из примеров может служить Простакова из пьесы Фонвизина «Недоросль». Она, как и героиня Островского, является деспотичной: бьет слуг, хочет использовать Софью для получения ее наследства. Однако, если от тирании Кабанихи страдают в основном члены семьи, которым она не дает спокойно и свободно жить, то в лице Простаковой мы видим образ жестокой помещицы, которая держит в страхе и своих многочисленных крепостных. Также Простакова в конце получает наказание (ее лишают деревень, любимый сын Митрофан грубит ей), финал же «Грозы» трагичен — Катерина совершает самоубийство, и в этом отчасти можно обвинить Кабаниху.

Мои комментарии

Ответ 1. Надеюсь, вы сразу заметили фактическую ошибку? Конечно, произведение написано Фонвизиным. Ученик предлагает хороший пример с Простаковой, однако не приводит никакого сопоставления (фраза «тоже» не является сопоставлением). Одно это уже позволяет оценить работу в 0 баллов. Также в этом сочинении есть речевая ошибка «эгоисткой» и огромное количество фактических ошибок: цитата «тебе на свое счастье грех пенять» принадлежит Скотинину, а заботят Простакову не только деньги, но и обожаемый сын Митрофан. Также здесь ничего не сказано про важный для анализа момент — жестокое отношение к крепостным, а идея-то произведения именно в этом!

Ответ 2. В сочинении указан автор и название пьесы, есть сопоставление, причем с привлечением важных для анализа фрагментов от обоих произведений. Авторская позиция не искажена, фактических, логических, речевых и грамматических ошибок нет, ответ на вопрос дан. Поэтому по всем критериям можно смело ставить высший балл.

Алгоритм работы с заданиями 5 и 10

1. Напишите введение, переформулировав вопрос в утверждение. Тема Х встречается во многих произведениях русской литературы. Например: «Название произведения» автора Х.

2. Запишите основную часть. Сначала приведите по два тезиса из каждого произведения, основываясь на теме вопроса и авторской позиции. Затем укажите их сходства и, если есть, различия. После подтвердите каждый тезис аргументом из текста. Не забывайте: в задании 5, по лирике, аргументами считаются цитаты.

Формула успеха: тезис из исходного произведения + аргумент, тезис из приведенного примера на ту же тему + аргумент; второй тезис из исходного примера + аргумент, второй тезис из исходного примера на ту же тему + аргумент.

3. Сформулируйте заключение, используя клише: Несмотря на то, что многие авторы обращались к теме Х, каждый видел ее по-своему.

4. Проверьте на фактические и речевые ошибки. Готово! ��

Если хотите писать идеальные сочинения на сопоставление в заданиях 5 и 10, научиться этому можно на курсах подготовки к ЕГЭ по литературе. Мы регулярно тренируемся писать сочинения во всех форматах экзамена и пишем пробные ЕГЭ, чтобы быть готовыми ко всему.

Бесплатно
проверьте свой
уровень знаний

И скорректируйте подготовку к ОГЭ или ЕГЭ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *