Какие средние баллы по егэ в 2021 году
Перейти к содержимому

Какие средние баллы по егэ в 2021 году

  • автор:

Как отличаются баллы ЕГЭ по регионам: результаты школьников и региональное неравенство

На днях стартовала новая волна единого государственного экзамена, и за те 8 лет, что ЕГЭ существует в обязательном режиме, споры вокруг него не утихают. В этом материале мы предпринимаем попытку показать в динамике средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике в регионах, а также объяснить, с чем могут быть связаны региональные различия в результатах экзамена.

Как отличаются баллы ЕГЭ по регионам: результаты школьников и региональное неравенство

http://mos.news

Представленные здесь данные собраны из открытых источников. Результаты ЕГЭ получены с региональных сайтов образовательных ведомств и центров оценки качества образования. Другие показатели собраны на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства.

Результаты ЕГЭ: региональные различия

Если посмотреть на карту, то видно, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа. В 2015 году в числе лидеров по русскому языку были Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край, по профильной математике — республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Самые же низкие результаты, вопреки стереотипам, наблюдаются не в северокавказских регионах, а на дальнем Востоке.

Средние баллы ЕГЭ-2015 по русскому языку по регионам

Средние баллы ЕГЭ-2015 по математике по регионам

Отдельный интерес представляет динамика результатов ЕГЭ в регионах. Сравнивать баллы по годам напрямую некорректно — за эти годы экзамен пережил немало изменений. Например, в 2013 г., во время массовых утечек ответов, баллы участников в целом в стране оказались выше, а в 2014 г., после ужесточения мер безопасности, упали. Учитывая это, мы смотрели на положение регионов относительно среднего балла в России и использовали стандартизированные z-значения. Иначе говоря, мы сравнили динамику регионов относительно среднего по стране. Сопоставлялись результаты регионов в 2010 и 2014 гг., так как в этот период содержание и структура экзамена были наиболее стабильны.

Динамика результатов ЕГЭ по русскому языку в 2015 году по регионам

Динамика результатов ЕГЭ поматематике в 2015 году по регионам

В целом, значительный (больше одного стандартного отклонения) рост за эти пять лет по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку — 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего. Серьезное снижение баллов произошло по математике в 6, а по русскому языку в 3 регионах — там, где в 2010 были достаточно высокие баллы. В субъектах РФ со средними результатами существенных изменений в баллах не произошло.

Как менялся экзамен и баллы — читайте в нашем предыдущем исследовании.

Факторы региональных различий результатов ЕГЭ

2009-2014 годы:

Чтобы понять, чем объясняются результаты ЕГЭ по математике и по русскому языку в 2009 — 2014 годах, мы проанализировали их связь с рядом региональных характеристик. В центре внимания была, во-первых, роль ресурсного обеспечения школ, во-вторых, роль ресурсов семей.

Ресурсы школ во многом определяются размером государственного финансирования. Если скорректировать объемы подушевого финансирования школ на инфляцию и различия между регионами в стоимости жизни, то рост этого показателя с 2006 по 2013 годы составил около 40 процентов. При этом максимальный разрыв в подушевом финансировании за этот же период немного сократился — с 6 до 5 раз. Наибольший рост финансирования школ произошел в 2012 году, когда были приняты “майские указы Президента”.

Доцент департамента прикладной экономики

Изменения в финансировании школ важны для результатов учащихся. Согласно нашим оценкам, регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов). По русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 — 2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей.

Основную долю в бюджетном финансировании школ составляют зарплаты учителей. При этом важна динамика их зарплат относительно среднего уровня оплаты труда в регионе. В целом эта динамика была положительной. Наиболее существенный рост относительных зарплат учителей наблюдался в 2008 и в 2012 — 2013 годах, небольшое снижение было в 2007 и 2010 годах.

По нашим оценкам, уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать. Например, данные опроса директоров школ в исследовании PISA 2012 года показывают, что в регионах с более высокой относительной зарплатой у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям.

Связь зарплат и настроений учителей

Помимо государства, в образование детей инвестируют семьи. Ресурсы семей определяются их доходами. Наш анализ показывает, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).

Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.

В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.

2015 год:

Если говорить о результатах 2015 года, то разрыв между регионами с минимальным и максимальным средним баллом ЕГЭ может составлять 28 баллов по русскому языку и 16 по математике. Социально-экономические характеристики субъектов РФ (валовый региональный продукт, финансирование школ на одного учащегося, доля населения с высшим образованием, а также доля городского населения) на 25 процентов объясняют средний балл ЕГЭ по математике и на 34 процента — средний балл ЕГЭ по русскому языку. У детей из менее благополучных регионов меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически развитой части страны. Причем по русскому языку этот разрыв несколько больше, чем по математике.

Международная лаборатория анализа образовательной политики: Стажер-исследователь

Почти в такой же степени (на 28 процентов по математике и на 30 процентов по русскому языку) средние в регионах баллы объясняются характеристиками школ и учителей. Важно учитывать, сколько детей в регионе после 9 класса уходят в колледжи, а сколько остаются в старших классах и сдают ЕГЭ. Как показывает наш анализ, в школах, где в старших классах остается меньше половины девятиклассников, результаты также выше, чем там, где отбор (или самоотбор) детей менее строгий.

Значение имеют и учительские характеристики. Во всех регионах преобладают учителя с оконченным высшим образованием, однако, там, где таких педагогов больше 80 процентов, результаты ЕГЭ учащихся выше. А вот связь результатов с категорией учителя оказалась не столь однозначной — наивысшие результаты у выпускников в регионах, где доля педагогов с высшей категорией варьируется от 22 до 30 процентов.

Неравенство в баллах ЕГЭ-2015 и региональные характеристики

Таким образом, наш анализ показывает, насколько у учеников из разных регионов не равны шансы на высокие баллы ЕГЭ. К слову, средние результаты московских школьников на ЕГЭ на 13 баллов по профильной математике и на 5 баллов по русскому языку выше, чем у школьников из республики Бурятия.

В целом, экономические и образовательные характеристики регионов определяют баллы ЕГЭ на 64 процента по русскому языку и на 53 процента — по математике. При этом, эти факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно.

Выводы

Как показывает наш анализ, в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе, повлиять на поступление в вузы.

В многом эта разница связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое.

Заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики

Проведенный нами анализ не учитывает вариации баллов единого экзамена внутри регионов, хотя эта задача представляется крайне полезной при выработке мер образовательной политики. Для такого анализа необходим доступ к обезличенным данным ЕГЭ для исследователей. В развитых странах результаты подобных тестов используются для анализа и выработки управленческих решений, и этот опыт важно использовать и в России.

ЕГЭ как объективный инструмент оценивания выпускников школ показал наличие проблемы с неравенством в образовании. Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей. Выравнивание образовательных возможностей — это задача государственной политики.

Магистратура Института образования ВШЭ — уникальная возможность для профессионального развития и карьерного роста.

Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании».
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Иногородним студентам предоставляется общежитие.

Очно-заочные магистерские программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Подробнее тут.

Итоги ЕГЭ-2021: один 400-балльник, 409 – 200-балльников

Итоги ЕГЭ-2021: один 400-балльник, 409 – 200-балльников

Профильную математику сдали лучше, русский язык — хуже.

В этом году по многим предметам выросли средние баллы ЕГЭ. Единственной 400-балльницей стала выпускница из Ростова-на-Дону Алика Осадчая. Об этом на пресс-конференции рассказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев.

16 человек стали 300-балльниками, 409 человек — 200-балльниками.

«Родители мотивировали своих детей, учащиеся осознанно подошли к подготовке. Но всего бы этого не произошло, если бы не наши педагоги. Они сдали ЕГЭ на 100 баллов. Хочу поблагодарить всех учителей за то, что в очень тяжелый год, как и медики, держали руку на пульсе, продолжали контролировать обучение», — отметил Анзор Музаев.

Самым массовым оказался ЕГЭ по русскому языку, его сдавать 653 тыс. 844 ученика. Положительная сдача предмета необходима для получения аттестата. Профильную математику сдали 365 тыс. 641 человек, обществознание — 306 тыс. 794 человека. Меньше всего участников было на географии — 14 тыс. 454 ученика.

В 2021 году средний балл улучшился по профильной математике (55,1), литературе (66), информатике и ИТК (62,8), физике (55,1), обществознанию (56,4), английскому языку (72,2). Немного снизился по русскому языку (71,4), географии (59,1), истории (54,9), биологии (51,1), химии (53,8), сообщает пресс-служба Минпросвещения.

ЕГЭ-2023 в цифрах: средний балл по разным предметам, стобалльники, двоечники и не только

Закончился основной период ЕГЭ-2023. Рособрнадзор опубликовал первые итоги прошедших экзаменов. Наш постоянный блогер Михаил Ланцман подготовил подробный отчёт о статистике не только текущего года, но и сравнил актуальные цифры с результатами за предыдущие четыре года.

Общее количество участников

  • Русский язык. В 2023 году сдавали более 623 000 человек, в 2022 — около 647 000 человек, в 2021 — 680 000 человек.
  • Профильная математика. В 2023 году количество сдающих — около 283 000 человек, в 2022 году — 302 000 человек, в 2021 — 393 000, 2020 — около 362 000, 2019 — 367 000.
  • Обществознание. В 2023 году сдали экзамен около 270 000 человек. В 2022 году — 267 000 человек, 2021 — 307 000, 2020 — 292 701.
  • Физика. Сдавали в 2023 году более 89 000 человек, в 2022 году — 100 000 человек, в 2021 году — 128 000, 2020 — 139 574, 2019 — 139 500.
  • Химию сдали в 2023 году около 74 000 человек, в 2022 году — 95 000, в 2021 — более 93 000, 2020 — 81 695, 2019 — 92 301.
  • Биологию сдали в 2023 году около 105 000 человек, в 2022 — более 109 000, в 2021 году — 127 000, в 2020 году — 124 599, в 2019 году — 128 584.
  • История. Этот предмет в 2023 году сдали около 90 000 человек, в 2022 году также 90 000, в 2021 году — 100 000, 2020 — 102 330, 2019 — 103 300.
  • Английский язык в 2023 году написали более 80 000 человек, в 2022 году — 87 000 человек, в 2021 году — 87 588 человек, в 2020 — 81 793, 2019 — 76 492.
  • Литература. Написали в 2023 году около 44 000 человек, в 2022 году — около 42 500 человек, в 2021 году — 48 000 человек, в 2020 — 46 755, 2019 — 51 132.
  • Географию сдали в 2023 году около 13 000 человек, в 2022 году — столько же, в 2021 году — 14 500 человек, в 2020 году — 11 841, в 2019 — 17 794.
  • Информатика и ИКТ. В 2023-м году экзамен сдали рекордные 113 000 человек. В 2022 году его выбрали 101 664 человек, в 2021 году — 94 023 человек, в 2020 — 83 610, в 2019 — 80 056.

Средний балл ЕГЭ за последние 5 лет:

  • Русский язык. В 2023 году — 66,43; в 2022 году — 68,3; в 2021 году — 71,4; 2020 — 71,6; 2019 — 69,5.
  • Профильная математика. В 2023 году — 55,62, в 2022 году — 56,86; в 2021 году — 55,1; 2020 — 54,2; 2019 — 56,5.
  • Физика. В 2023 году — 54,95, в 2022 году — 54,11; в 2021 году — 55,1; 2020 — 54,5; 2019 — 54,4.
  • Химия. В 2023 году — 56,23, в 2022 году — 54,3; 2021 год — 53,8; 2020 — 54,4; 2019 — 56,7.
  • Биология. В 2023 году пока нет статистики, в 2022 — 50,16; в 2021 году — 51,1; в 2020 году — 51,5; в 2019 — 52,2.
  • История. В 2023 году — 56,37; в 2022 году — 57,95; в 2021 году — 54,9; 2020 — 56,4; 2019 — 55,3.
  • Английский язык. В этом году пока нет статистики, в 2022 году — 73,27; в 2021 году — 72,2; в 2020 году — 70,9; в 2019 — 73,8.
  • Литература. В 2023 году — 63,97; в 2022 году — 60,8; в 2021 году — 66,0; в 2020 году — 65,0; В 2019 — 63,4.
  • География. В 2023 году — 54,6, в 2022 году — то же самое; в 2021 году — 5; в 2020 году — 60,1; в 2019 — 57,2.
  • Информатика и ИКТ. В этом году статистики пока нет, в 2022 году — 59,5, в 2021 — 62,8; в 2020 — 61,2; 2019 — 62,4.

Количество 100-балльников

  • Русский язык. В 2023 году — 2 883 человека, в 2022 году — 2 364 человека, в 2021 году — 3 591, 2020 — 3 948, 2019 — 2 648.
  • Профильная математика. В 2023 году — 223 человека, в 2022 году — 579 человек. В 2021 году — 504. 2020 — нет статистики. 2019 — 749 человек.
  • Физика. В 2023 году — 190 участников, в 2022 году — нет статистики. В 2021 году — 430. 2020 — 302. 2019 — 469.
  • Химия. В 2023 — 794 человека, в 2022 — 664, 2021 — 543, 2020 — 833, 2019 — 1 185.
  • Биология. В 2023 году — 73 человека, в 2022 — нет статистики, 2021 — 62 человека, в 2020 — нет статистики, в 2019 году — 69 человек.
  • История. В 2023 году — 275 человек, в 2022 году — 638 человек. В 2021 году — 366; 2020 — 614; 2019 — 298.
  • Английский язык. В 2023 году — 205 человек, в 2022 году — 164 человека; в 2021 году — нет статистики. В 2020 году — 30; в 2019 году — 89.
  • Литература. В 2023 году — 1 896 человек, в 2022 году — 1 072 человека, в 2021 году — 1 355 человек; в 2020 году — 1 154; в 2019 году — 732.
  • География. В 2023 году — 70 человек, в 2022 — 34 участника, в 2021 году — 120 человек. В 2020 году — 107. В 2019 году — 87.
  • Информатика и ИКТ. В 2023 году — 361 участник, в 2022 году — нет статистики, в 2021 году — нет статистики. В 2020 году — 533. В 2019 году — 545.

Процент высокобалльников (от 80 и выше)

  • Русский язык. В 2023 году — 162 000 (26% участников), в 2022 — 140 000 человек (более 21% участников), в 2021 году — 27%, 2020 — 26,5%, 2019 — 23,5%.
  • Профильная математика. Нет данных за последние два года. В 2021 году — 31 000 человек. 2020 — 21 720. 2019 — 25 000.
  • Обществознание. Нет данных за последние два года. В 2021 году — 18%. 2020 — 19%. 2019 — 13,8%.
  • Физика. Нет данных за последние два года. В 2021 году — 12 500 человек (примерно 9,7%). 2020 — 8,5%. 2019 — 8,58%.
  • Химия. В 2023 году — около 13 000 человек (18%), в 2022 году — около 12 000, в 2021 году — около 11 500 человек (примерно 12%), в 2020 году — 14%, 2019 — 11,5%.
  • Биология. Нет данных за последние два года. В 2021 году — 6 367 человек (примерно 5%). В 2020 году — нет статистики. В 2019 году — 5,6%.
  • История. В 2023 году — около 12 000 участников (14%), в 2022 году — нет статистики. В 2021 году — 11 000 человек (примерно 11%). В 2020 году — 13,9%. В 2019 году — 9,4%.
  • Английский язык. За 2023 данных еще нет, в 2022 году — более 40%. В 2021 году — нет статистики. В 2020 году — 35%. В 2019 году — 42,29%.
  • Литература. В 2023 году — около 11 000 человек (25% участников), в 2022 году — около 8 000 участников, в 2021 году — 10 250 человек (примерно 21,3%). В 2020 году — 20,5%. В 2019 году — 15,9%.
  • География. В 2023 году — более 800 человек (6,7%), в 2022 году — нет статистики, в 2021 году — 1 518 человек (примерно 10,5%). В 2020 году — 11,7%. В 2019 году — 7,4%.
  • Информатика и ИКТ. В 2023 году — примерно 15 500 человек (14% участников), в 2022 году — 20 000 человек (более 20%), в 2021 году — нет статистики. В 2020 году — 19,6%. В 2019 году — 21,7%.

Количество «двоечников», не преодолевших минимальный порог

По 2023 и 2022 году данных у нас пока нет. Но интересно взглянуть на прошлые результаты.

  • Русский язык. В 2021 году — 0,4%. 2020 — 0,5%. 2019 — нет статистики.
  • Профильная математика. В 2021 году — 7,6%. В 2020 году — 8,8%. В 2019 году — 6,7%.
  • Обществознание. В 2021 году — 18%. 2020 — 19%. 2019 — 13,8%.
  • Физика. В 2021 году — 6,5%. 2020 — 5,7%. 2019 — 6,6%.
  • Химия. 2021 год — нет статистики, 2020 год — нет статистики, 2019 год — 14,4%.
  • Биология. В 2021 году — 18,6%. В 2020 году — 18,5%. В 2019 году — нет статистики.
  • История. В 2021 году — 7,4%. В 2020 году — 7,5%. В 2019 году — 6,9%.
  • Английский язык — нет статистики за последние 5 лет.
  • Литература. В 2021 году — 3,29%. В 2020 году — 3,38%. В 2019 году — 4%.
  • География. В 2021 году — 5,35%. В 2020 году — 4,9%. В 2019 году — 6%.
  • Информатика и ИКТ. Нет данных за последние три года. В 2020 — 10,36%.

Интересный факт: у нас за последние пять лет нет данных по апелляциям. Мы не знаем, сколько учеников оспаривали результаты или жаловались на порядок проведения экзамена, а также какой процент апелляций в итоге было удовлетворено с повышением баллов. Этими цифрами Рособрнадзор делиться не собирается.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Sodel Vladyslav / Shutterstock / Fotodom

Рособрнадзор назвал предварительный средний балл по ЕГЭ-2021

Рособрнадзор назвал предварительный средний балл по ЕГЭ-2021

Рособрнадзор провел предварительную оценку результатов ЕГЭ по тем предметам, которые уже сдали выпускники. Общая подготовка будущих абитуриентов осталась на прежнем уровне, подросло количество одиннадцатиклассников с высокими результатами.

«Мы сравнивали с цифрами прошлой приемной кампании, они примерно такие же, аналогичные. Не произошло у нас никакого спада, падения результатов ни по одному из состоявшихся предметов», — цитирует РИА «Новости» главу ведомства Анзора Музаева.

Итоги нынешнего тестирования сопоставимы с теми, которые были в 2019 и 2020 годах. Во время экзамена по литературе выпускники в среднем набирали по 66 баллов. Почти полторы тысячи школьников получили наивысшую оценку. Средний результат по географии — 59 баллов, по химии — почти 54. Проходя испытание по русскому языку, одиннадцатиклассники в среднем дотягивали до 71 балла.

Предполагается, что результаты экзаменов, которые проходили 31 мая, станут известны в ближайшие два дня. Итоги ЕГЭ по русскому языку огласят не позднее 23 июня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *