Кому нужно сдавать егэ
Перейти к содержимому

Кому нужно сдавать егэ

  • автор:

Проверка на прочность: кому нужен ЕГЭ

Спустя 15 лет после проведения первого обязательного для всех единого госэкзамена дискуссии вокруг него не утихают. Предложения отменить его совсем поддержки не находят, но теперь появились инициативы продолжить практику пандемийных лет — освободить от сдачи ЕГЭ тех, кто не поступает в вуз. Надо ли всем сдавать единый государственный экзамен и что ждет его в будущем — в материале «Известий».

Призовое право: что учителя получают за высокие баллы на ЕГЭ
В некоторых субъектах выплаты педагогам достигают нескольких сотен тысяч рублей

Что предлагают изменить в ЕГЭ

Председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова в интервью «Парламентской газете» рассказала о предложениях разрешить выпускникам школ не сдавать ЕГЭ, если они не собираются поступать в вузы. Она напомнила, что в 2020 и 2021 годах из-за пандемии такие правила уже действовали, и возможностью получить аттестат о среднем образовании без единого госэкзамена воспользовались 10% выпускников. Однако, сказала Казакова, подобную инициативу надо проанализировать. По ее словам, есть риск, что увеличится количество школьников, которые могли бы сдать экзамен и поступить в вуз, однако решили пойти по легкому пути. Казакова заметила, что отговорить от сдачи ЕГЭ, а значит, и дальнейшего поступления в вуз могут и друзья, и родные, и педагоги, которым не хочется «тянуть» ребенка.

— Мы должны об этом подумать, понимая свою ответственность, — говорит она.

ЕГЭ

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Обсуждение, по ее словам, началось после обращений от северных регионов, где много отдаленных населенных пунктов. Призывы сократить число экзаменов в формате ЕГЭ, отменить его для каких-то категорий россиян или для всех звучат постоянно, несмотря на то, что этот экзамен уже 15 лет сдают во всех школах. Так, в комитете Госдумы по просвещению лежит законопроект депутатов Зюганова, Смолина и Мельникова с призывом сделать ЕГЭ добровольным, чтобы выпускники сами решали — сдавать его или поступать в вуз по итогам вступительных испытаний самого высшего учебного заведения. Вузам также предлагается определить круг предметов, по которым они не будут принимать результаты ЕГЭ. Авторы инициативы заявляют, что цели введения ЕГЭ на практике исказились — выпускники действительно смогли поступать в ведущие вузы, но не возвращаются домой, увеличивая проблему оттока интеллектуальной молодежи из провинции.

В вуз не дуют: качество приема в университеты снизилось
Насколько упал проходной балл и как это связано с увеличением количества бюджетных мест

Также депутаты ссылаются на данные, согласно которым 70% всех абитуриентов готовятся к ЕГЭ при помощи репетиторов, которых не каждый может себе позволить, а это лишь «увеличивает неравенство образовательных возможностей». Не нравится депутатам и сам формат экзамена, который якобы формирует несистемное, фрагментарное, «клиповое» мышление. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в конце декабря предлагал отменить Единый государственный экзамен на Дальнем Востоке, чтобы стимулировать приток студентов в этот регион — по его мнению, если там прием будет формироваться не на основании ЕГЭ, то и абитуриентов будет больше. С инициативой полной отмены ЕГЭ в январе выступил депутат Госдумы Алексей Журавлев.

Заметим, что инициативу сохранить ЕГЭ только для поступающих в вуз ранее оценил глава Рособрнадзора Анзор Музаев, который заявил, что не видит в этом никаких рисков. Он напомнил, что дети, не планировавшие поступать в вузы, сдавали только экзамены по русскому языку и математике, и «ничего трагичного не произошло» — они получили аттестат, но смогут сдать ЕГЭ в последующие годы, если всё же захотят поступать в вузы. Между тем, в Рособрнадзоре, отвечая на запрос «Известий», заметили, что для тех выпускников, которые не собираются после 11 класса поступать в вузы, упрощение процедуры прохождения итоговой аттестации «снизит мотивацию к обучению».

Чем можно заменить ЕГЭ

С инициативой отменить ЕГЭ для тех, кто не поступает в вузы, согласна, в частности, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова.

«Ничто и никогда не заменит личного контакта детей с учителем»

Министр просвещения Сергей Кравцов — об итогах 2021 года, идеальной школе и реформах в подготовке педагогов

— И школе тянуть абсолютно всех ребят на то, чтобы они поступали в вуз, и им самим участвовать в таком марафоне нет никакого смысла, — сказала она «Известиям». — Полностью освободить от экзаменов, наверное, не совсем правильно — нужно какую-то другую форму сдачи экзаменов предусмотреть, может быть, начать возвращение к традиционным формам проверки знаний либо сдавать минимальный набор, русский язык и математику. Леткова считает, что нужно сделать систему, которая была бы удобной и педагогам, и ученикам. Поступление в вуз, считает она, всё же должно быть самостоятельным шагом. В то же время тем, кто откажется сдавать ЕГЭ, если им это позволят, нужно обеспечить возможность реализовать право на высшее образование, говорит она. Заместитель директора по академическим вопросам школы «Летово» Наталия Любомирская также положительно относится к этой идее. — Такие ребята могли бы просто сдать государственный выпускной экзамен вместо ЕГЭ, — сказала она «Известиям». — Для поступления в вузы этого экзамена, конечно, было бы недостаточно. При этом ЕГЭ справляется с функциями и итоговой аттестации, и отбора абитуриентов, но возможность отказа от него в случае, если нет необходимости поступать в вуз, могла бы облегчить жизнь некоторым выпускникам.

Абитуриенты

Фото: ИЗВЕСТИЯ/ Александр Казаков

Учитель высшей категории, почетный работник общего образования России Леонид Перлов замечает, что не считает ЕГЭ настолько универсальным инструментом, чтобы использовать его одновременно и для аттестации, и для поступления в вузы.

«Главная проблема российского образования — это мотивация»

Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков — о новом мире без степеней и званий, общероссийской системе учета грантов и инженерных школах

— Он не может быть использован одинаково успешно и для того, и для другого, — пояснил он «Известиям». — Можно оставить ЕГЭ либо для итоговой школьной аттестации, либо использовать его только для поступления в вузы, но тогда нужно придумать другой инструмент для итоговой аттестации. Закон «Об образовании» диктует ЕГЭ как единственно возможную форму сдачи экзамена, но от этого, по сути, давным-давно уже ушли — с введением внутренних вступительных экзаменов в институтах, с введением устной части он уже перестал быть единым. Член Совета по науке и образованию Молодежного парламента при Госдуме Арсений Лытарь говорит, что к этому вопросу нужно подходить осторожно. — Я считаю, что единственный экзамен, который должен быть сохранен для тех выпускников, которые не планируют поступать в вузы — ЕГЭ по русскому языку, — говорит он. — Каждый гражданин страны должен уметь грамотно пользоваться своим родным языком. И я не думаю, что в случае отмены экзаменов для таких учащихся, университеты испытают острую нехватку абитуриентов. Лытарь заметил, что абсолютное большинство тех, кто решил не сдавать ЕГЭ в 2020–2021 годах, и так не набрали бы необходимых для поступления баллов. Более того, в возможности не сдавать ЕГЭ сразу он видит возможность для выпускника спокойно подготовиться к его сдаче в следующем году, если всё же хочется поступить в вуз.

Почему ЕГЭ до сих пор не отменили

Профессор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина замечает: ЕГЭ служит в первую очередь итоговой аттестацией по окончании полной средней школы, и задумывался именно для этого, а не как инструмент поступления в вузы.

Без конечного списка: как изменится ЕГЭ с 2022 года
Для чего школьный экзамен приближают к советским стандартам

— Это наш общедоступный бесплатный уровень образования, который мы гарантируем по Конституции, и после школы нужно иметь и механизм оценки достижения образовательных программ, — сказала она «Известиям». — Мы не можем выдать просто так аттестаты зрелости без каких-либо процедур итоговой аттестации. Она подчеркивает, что если не будет ЕГЭ, то его сразу же нужно заменить на другой формат, что не так просто. — Поэтому до тех пор, пока не будет предложено альтернативных механизмов аттестации школьников, я считаю, что это выглядит некоторым образом даже нарушением закона «Об образовании», по которому итоговая аттестация обязательно должна проводиться, — заметила Абанкина. — Пусть это будет не ЕГЭ, пусть предложат другой механизм, но он должен быть равной сложности и сопоставим с Единым государственным экзаменом. По ее словам, отмена экзамена для некоторых выпускников в пандемийные годы — это абсолютно экстраординарная ситуация, и нельзя считать, что эта же мера может быть принята и в нынешней стабильной ситуации.

Школа

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Балльные «танцы»: почему абитуриенты с высокой оценкой ЕГЭ не смогли попасть в вузы
Выпускники, не поступившие в институты после смены правил приема, готовят петицию в Минобрнауки

— Тогда нужно ставить вопрос: а каким образом наши обучающиеся, которые не будут сдавать Единый государственный экзамен, будут подтверждать, что образовательная программа выполнена полностью, каким образом будет происходить аттестация учащихся, которые обучались 11 лет в школе, — согласна с ней руководитель Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова. — На что израсходованы бюджетные деньги, на основании какого испытания мы будем выдавать аттестаты о реализации Федерального государственного стандарта? Она заметила, что нужно говорить не только про вузы, ведь многие средние специальные учебные заведения также принимают студентов на основании результатов ЕГЭ. — Чтобы принимать такое решение, нужно обсудить целый ряд вопросов, которые возникают, — говорит она. — В условиях эпидемии, наверное, можно было пойти на такое. Но сейчас это будет очень легковесное решение. Тогда нужно думать о модели другого испытания, чтобы не раздавать аттестаты просто так.

В чем преимущество ЕГЭ

Депутат Госдумы Лариса Тутова считает, что Единый госэкзамен справился со своей задачей — дать больше возможностей ребятам из разных регионов для поступления в лучшие вузы страны.

Премиальный контингент: учителям доплатят за «стобалльников» по ЕГЭ
Педагогов поощряют в Подмосковье и Башкирии

— Безусловное преимущество ЕГЭ — это хороший инструмент для борьбы с коррупцией в системе образования, — рассказала она «Известиям». — Он укрепляет развитие единого образовательного пространства. ЕГЭ в последние два-три года кардинально отличается от первых вариантов, и я глубоко убеждена, что его централизованная сдача позволяет если не исключить, то минимизировать ошибки в итоговой аттестации выпускников и получить полноценную картину уровня образовательной подготовки будущих абитуриентов. Она подчеркнула, что отменять ЕГЭ в пользу какой-либо другой системы никто не собирается, но есть планы по его совершенствованию, в частности, в пользу постепенного уменьшения тестовой части в пользу письменной. Управляющий партнер, директор по бизнес-развитию Skyeng и Skysmart Александр Ларьяновский замечает, что ЕГЭ полностью оправдал себя как инструмент борьбы с коррупцией при поступлении в вуз. — Но, безусловно, как и любая система, он должен развиваться и модифицироваться, — говорит он. — В частности, перегибы на «натаскивание на ответы» нужно устранять. И, безусловно, необходимо помнить, что сдача экзамена и реальные знания между собой не обязательно связаны. И ключевая проблема системы образования, это не тесты, а отставание школьной программы от реальной жизни. Леонид Перлов замечает, что ЕГЭ не был тем инструментом, который хорошо проверили перед использованием, однако теперь он стал основой среднего образования.

Сдача ЕГЭ

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— ЕГЭ — это инструмент, а любой инструмент хорош, если он хорошо сделан и правильно использован, — говорит Перлов. — Весь образовательный процесс силком затачивали под ЕГЭ в течение 15 лет. Сегодня, хорошо это или плохо, но школа заточена именно под это. Отменить сейчас ЕГЭ — значит полностью поломать всю систему. У этой системы при всех ее недостатках одно достоинство, по крайней мере, имеется — она не развалилась.

«Звоночек для ЕГЭ»: в России могут изменить процесс приема в вузы
Проект документа с правилами на следующий учебный год опубликовало Минобрнауки

Лытарь также замечает, что сейчас весь период обучения в школе направлен на сдачу экзаменов. — Но так быть не должно: ученик должен получать знания для их применения в жизни, а не для того чтобы сдать ЕГЭ, — подчеркивает он. — Сейчас на школьников идет колоссальное давление со стороны родителей и педагогов, детям внушают, что вся их дальнейшая жизнь будет зависеть от экзаменов. Мне кажется, нужно как-то более спокойнее к этому относиться.

Как проводить итоговую аттестацию

Ирина Абанкина замечает, что ЕГЭ нельзя отменять без наличия альтернативы, но и альтернативу искать обязательно нужно. — Результаты ЕГЭ носят только предметный характер, но важно не только освоение программы по предметам, все сейчас говорят о важности для выпускников школ и компетентностных результатов, — сказала она. — Речь идет об освоении так называемых ключевых компетенций. Это могут быть классические 4К — креативность, критическое мышление, коммуникабельность и коллаборация, в дополнение к этому могут быть и другие компетенции — лидерство, например. По ее словам, ЕГЭ — это только одно из направлений оценки выпускника, чего в современном мире недостаточно. Также Абанкина выступает за то, чтобы развивать возможности для перевода сдачи экзаменов в электронный формат, где самое важное — чтобы была уверенность в том, что ребенок сам решает задачи.

«Сегодня невозможно получить одно образование и всю жизнь конвертировать его в опыт»
Ректор НИТУ «МИСиС» — о перспективах будущих выпускников на рынке труда и в родной альма-матер

Людмила Дудова замечает, что изменения в итоговой аттестации постоянно появляются, но никакой другой модели пока не появилось, что могло бы заменить ЕГЭ. Речь идет лишь о его совершенствовании. — Во-первых, в этом году совсем не мелкие правки в ЕГЭ внесены по целому ряду предметов, а довольно серьезные изменения, — рассказала Дудова. — Несколько изменились подходы к формулировке заданий, требования к выполнению этих заданий. Проверяются не только фактические знания, но и то, как выпускник может ими владеть на практике. Это тоже не вчера возникло, материалы оттачивались не один год. Она замечает, что речь должна идти скорее о том, чтобы и дальше расширять возможности вузов по введению дополнительных испытаний для абитуриентов. В Рособрнадзоре заявили «Известиям», что внимательно прислушиваются ко всем мнениям относительно ЕГЭ, стараясь учитывать их при изменении существующей модели экзамена и формировании перспективных направлений развития процедур проведения итоговой аттестации.

Экзамены

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Экзамен совершенствуется, но мы всегда очень аккуратно подходим к изменениям, — заявили в ведомстве. — Результат экзамена действует четыре года, очень важно сохранять преемственность и не допускать резких перекосов.

«Ни о каком качестве образования не может быть речи»

Детский омбудсмен Анна Кузнецова — об опыте дистанта, недостатке психологов в школах и примерах для современной молодежи

Отмечается, что сейчас в экзамене большинство заданий — это задания с развернутым ответом, где выпускник может продемонстрировать в том числе навыки, важные для него в будущем. — В 2022 году ЕГЭ будет проводиться с использованием новой структуры КИМ, разработанной на основе современных ФГОС: включены новые модели заданий на применение предметных знаний, — отметили в Рособрнадзоре. — Постепенно в экзамен вводятся задания, которые выполняются на компьютере. Так, с 2015 года устная часть ЕГЭ по иностранным языкам проводится на компьютере, с 2021 года ЕГЭ по информатике полностью проходит на компьютере. При этом существующий формат ЕГЭ отменять не планируется, подчеркнули в ведомстве — его будут только совершенствовать, так как этот формат «наиболее объективно оценивает соответствие полученных в школе предметных знаний требованиям ФГОС и дает равные возможности всем абитуриентам». Рособрнадзор также сообщил, что разрабатывает модель, при которой роль портфолио школьников с их учебными и внеучебными достижениями будет усилена при поступлении в вузы. Концепция этого портфолио пока находится в разработке.

Кому нужно сдавать ЕГЭ?

Сдавать ЕГЭ нужно не только выпускникам 11 (12) классов школ. Результаты ЕГЭ необходимы для поступления во все вузы России. Кому не обойтись без сдачи ЕГЭ?

Участниками ЕГЭ могут быть:

  • выпускники 11 (12) классов, имеющие итоговые оценки не ниже удовлетворительных (то есть не ниже «троек») и получившие «зачёт» на итоговом сочинении (изложении);
  • студенты колледжей, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение ими среднего (полного) общего образования;
  • выпускники прошлых лет – выпускники школ и колледжей или техникумов, имеющие аттестат за 11 класс или документ о получении среднего профессионального обобразования, в том числе лица, которые сдавали ЕГЭ более 4 лет назад;
  • выпускники иностранных государств – выпускники, получившие среднее (полное) общее образование или среднее профессиональное образование в других государстввах.

Для выпускников школ текущего года участие в ЕГЭ является обязательным условием для получения аттестата (достаточно сдать ЕГЭ по русскому языку и базовой математике) и для поступления в вуз. Выпускники прошлых лет должны участвовать в ЕГЭ для поступления в вузы, если не участвовали в нём ранее или сдавали ЕГЭ более 4 лет назад. При этом выпускники техникумов и колледжей могут поступать в вузы без ЕГЭ — по вступительным испытаниям, проводимым вузом самсотоятельно.

____________
Читайте также:

В ВУЗ без ЕГЭ

По закону для поступления в высшее учебное заведение необходимо сдать единые государственные экзамены. Но этого можно избежать и стать студентом без ЕГЭ. Есть возможность их отмены, замены на внутривузовские экзамены и зачета результатов вступительных испытания, пройденных раньше. Рассмотрим, кто может поступить в ВУЗ на таких условиях и что нужно для этого сделать.

Кому можно не сдавать ЕГЭ?

Учиться в ВУЗе без сдачи единых госэксаменов имеют право такие абитуриенты:

  • спортсмены, получившие призы каких-либо состязаний, или призеры академических соревнований;
  • студенты, которые учатся в других ВУЗах, в том числе за границей;
  • иностранцы;
  • люди, которые уже получили образование, причем не обязательно высшее;
  • ограниченные в физических возможностях лица.

Image

Победители и призеры соревнований

Абитуриенту не нужно сдавать ни ЕГЭ, ни внутривузовские экзамены, если он:

  • победил в олимпиаде российского или международного уровня по профильной для своей специальности дисциплине или стал ее призером (индивидуально или как член команды);
  • победил в олимпийских или паралимпийских играх (особенно важно при поступлении на профильный факультет).

Для получения этой льготы нужно подать документы, которые доказывают достижения абитуриента.

В ВУЗ без ЕГЭ

Студенты других ВУЗов

Зачисленный в учебное заведение студент, который не хочет продолжать учебу, может без пересдач перевестись в другой ВУЗ.

  • проходит собеседование;
  • тестирование по профильной дисциплине (при смене специальности);
  • сдает внутривузовские экзамены (письменные, устные, в форме тестирования).

Какие именно процедуры нужно пройти, зависит от действующих в ВУЗе правил и выбранной специализации.

без экзаменов в институт

поступление без ЕГЭ

Иностранцы

Абитуриенты из-за рубежа для поступления в ВУЗ должны сдавать предусмотренный в нем экзамен и иметь аттестат, выданный в стране обучения. Важно помнить, что у иностранного гражданина после того, как он сдаст выпускные экзамены в своей стране, есть всего год, чтобы воспользоваться такой льготой. Если он пропустит этот срок, придется сдавать ЕГЭ. Исключение – перевод из иностранного ВУЗа.

Выпускники училищ, колледжей и техникумов

Не приходится сдавать единый экзамен и абитуриентам со средним профессиональным образованием. Нередко именно поэтому в последнее время многие дети идут получать его, покидая школу после 9 класса.

В училищах, колледжах и техникумах намного меньше конкурс, и, поступая сюда, можно раньше начать освоение выбранной профессии, а после завершения 2-3-летнего курса подготовки есть возможность поступить в ВУЗ без ЕГЭ и с сокращенным сроком обучения.

Но, как и при переходе из одного учебного заведения в другое, в некоторых случаях проводится собеседование и внутривузовский экзамен. Хотя пройти эти испытания намного проще, чем сдавать единый госэкзамен по нескольким дисциплинам. Кроме того, некоторые колледжи открыты при ВУЗах, и их выпускники получают ряд преимуществ.

Выпускники ВУЗов

Не только со средним профессиональным образованием, но и с высшим, можно поступать без единого госэкзамена. Для реализации такой возможности и поступления по результатам внутреннего экзамена нужно подать заявление, диплом и документы, по которым можно идентифицировать личность. С такими абитуриентами проводится собеседование, по результатам которого принимается решение, нужно сдавать внутренний экзамен или нет. Как правило, его приходится проходить, когда кардинально меняется профессия.

Собираясь получать второе высшее образование, нужно понимать, что бесплатным, как для выпускников училищ, техникумов и колледжей, оно не будет.

Как сдавать ОГЭ и ЕГЭ в 2024 году: выбор предметов, сроки, мотивация

Антонова С. В.

К 1 февраля 11-классники должны определиться с предметами, по которым будут сдавать государственные экзамены. У 9-классников времени на выбор больше — им нужно подать заявления до 1 марта. Составили краткий гид по ЕГЭ и ОГЭ с рекомендациями эксперта, как помочь выпускникам выбрать предметы и замотивировать их на усердную подготовку

Содержание статьи

  • Правила: как сдавать ОГЭ и ЕГЭ в 2024 году
  • Как помочь выбрать предметы для сдачи ОГЭ и ЕГЭ
  • Как мотивировать учеников на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ

Правила: как сдавать ОГЭ и ЕГЭ в 2024 году

Освежим информацию о том, как школьники будут сдавать государственные экзамены в 2024 году.

В первой части статьи — все нормативные документы по ОГЭ и ЕГЭ, актуальное расписание, обязательные предметы и предметы по выбору, сроки подачи заявлений.

Основной государственный экзамен сдают 9-классники по окончании освоения программы основного общего образования.

Единый государственный экзамен сдают 11-классники по окончании освоения программы среднего общего образования.

  • Нормативные документы, которые регламентируют процедуру проведения госэкзаменов:
  • Расписания и продолжительность проведения ОГЭ и ЕГЭ по каждому учебному предмету, требования к использованию средств обучения при их проведении в 2024 году:
Даты проведения ЕГЭ и ОГЭ в 2024 году

ОГЭ ЕГЭ
21 и 22 мая иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский) 23 мая география, литература, химия
27 мая биология, обществознание, информатика, химия 28 мая русский язык
30 мая география, история, физика, химия 31 мая математика базового уровня и математика профильного уровня
3 июня русский язык 4 июня обществознание
6 июня математика 7 и 8 июня информатика
11 июня обществознание, информатика, география 10 июня история, физика
14 июня информатика, литература, биология, физика 13 июня биология, иностранные языки: английский, французский, немецкий, испанский, китайский (письменная часть)
17 и 18 июня иностранные языки: английский, французский, немецкий, испанский, китайский (устная часть)
  • Начало ОГЭ и ЕГЭ по всем учебным предметам — 10:00 по местному времени.

При проведении ОГЭ и ЕГЭ также предусмотрены дополнительные сроки:

  • для тех, у кого совпали даты экзаменов по учебным предметам;
  • для пересдачи экзаменов в случае неудовлетворительных результатов.

Какие предметы сдавать обязательно, а какие — по желанию ученика

Готовите учеников к ЕГЭ?
Освойте методики обучения скорочтению

ОГЭ включает 4 экзамена по учебным предметам:

  1. обязательные предметы: русский язык, математика;
  2. предметы по выбору: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды могут сдавать экзамены в 9 классе только по обязательным предметам.

Для сдачи ЕГЭ в 2024 году по-прежнему обязательны только русский язык и математика. Математику можно сдавать на базовом или профильном уровне — по выбору ученика.

На добровольной основе ученики могут сдать ЕГЭ по учебным предметам:

  • литература;
  • физика;
  • химия;
  • биология;
  • география;
  • история;
  • обществознание;
  • иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский);
  • информатика.

Школьники, изучавшие родной язык и родную литературу, могут также выбрать ЕГЭ и ОГЭ по этим предметам.

Когда ученики должны определиться с выбором предметов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ

Девятиклассникам нужно определиться с предметами и подать заявления в Главную экзаменационную комиссию до 1 марта, а ученикам 11-х классов — до 1 февраля.

После этого изменить или дополнить перечень сдаваемых предметов можно только по уважительной причине (по болезни или другим обстоятельствам), которую придется подтвердить документально. Тогда подать заявление можно не позднее чем за 2 недели до начала экзамена по предмету.

Как помочь выбрать предметы для сдачи ОГЭ и ЕГЭ

Классное руководство по ФГОС
Ваша идеальная стратегия воспитания

Во второй части статьи разбираемся, какие критерии учесть при выборе предметов и как замотивировать выпускников на усердную подготовку.

Главное, что нужно донести до детей: выбор экзаменов напрямую зависит от того, куда они планируют пойти учиться.

Какие предметы выбрать для сдачи ОГЭ

Если после 9-го класса ребенок хочет остаться в школе, не стоит мудрствовать — пусть выберет предметы, которые ему будет сдать проще всего. Не придется долго и напряженно готовиться — не придется испытывать лишний стресс.

  • Важный момент: если планируется обучение в профильном классе, лучше сдавать соответствующие экзамены. Это продемонстрирует интерес и способности ученика по профильным предметам, особенно если он собирается перейти в другую школу.

Если ученик планирует поступать в колледж, можно выбрать любые экзамены: большинство организаций СПО не требует сдачи специальных предметов, а при поступлении учитывается средний балл аттестата. Однако не стоит забывать, что на оценки в аттестате также могут повлиять результаты госэкзамена.

Что учесть при выборе предметов для сдачи ЕГЭ

Если 11-классник планирует получать высшее образование, ему придется сдавать русский язык, математику на профильном уровне и дополнительно — учебные предметы, которые требует вуз.

То есть ученику предстоит:

  1. Определиться с будущей профессией или специальностью.
  2. Выбрать подходящие вузы.
  3. Выяснить, по каким предметам нужны сертификаты ЕГЭ.
  4. Сделать выбор и начать подготовку.

Так, для поступления на факультет информационных технологий кроме математики на профильном уровне может требоваться информатика или физика. А для специальностей, связанных с дизайном, — сертификат ЕГЭ по литературе.

Как мотивировать учеников на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ

Конечно, легче готовить к итоговой аттестации мотивированных учеников. Но что делать с теми, кто долго раскачивается и к подготовке не приступает или не прикладывает особых усилий?

Школьная мотивация
4 частые ошибки и как их избежать

  1. Покажите, как это легко.
    Нагнетание страха — ошибка учителя. Такой подход не вдохновляет, а отвращает учеников от подготовки. Складывается миф, что ОГЭ или ЕГЭ — это непреодолимый порог, к которому страшно даже приблизиться. Следует действовать наоборот — показывать ученикам, как легко справиться с экзаменационными заданиями на практике. Это можно делать на консультациях или при разборе результатов пробных экзаменов.
  2. Разбейте материал на блоки от простого к сложному.
    Определите, какие темы нужно повторить выпускнику, чтобы справиться с заданиями, которые пока ему не даются. Такой разбор необходимо провести персонально с каждым, чтобы помочь детям понять их сильные и слабые стороны, с которыми и нужно работать.
    Не забывайте: уверенность учителя в силах ученика заряжает его на успех и мотивирует готовиться более активно.
  3. Геймифицируйте подготовку.
    Можно вести в классе различные рейтинги — такие элементы геймификации хорошо мотивируют современных школьников: «Правильное заполнение бланка», «Правильное решение части А» и т.д. Можно присваивать за достижения условные «учкоины».
    Атмосфера энтузиазма и азарта при подготовке к экзамену поможет замотивировать класс и привести учеников к максимальным результатам.
  4. Две головы — лучше.
    Не игнорируйте прием взаимного обучения. В зависимости от знаний ребенок может быть учеником или учителем, лидером или ведомым — воспользуйтесь этим. Пусть дети в парах учат одноклассников тому, что знают сами. Тогда слабые ученики почувствуют поддержку товарищей при подготовке к экзамену. Материал или варианты решения задач, которые они обсудили в паре, усвоятся прочнее.
    Пары можно сформировать, учитывая дружеские отношения, или по «территориальному» принципу, когда ученики сидят за одной партой.
  • И помните: знания — еще не гарантия успеха. Не всегда задания на экзамене выглядят так же, как в школьном учебнике. Важно научить выпускников понимать задания госэкзамена — это и будет главным итогом работы учителя и доказательством того, что вы сумели развить у детей функциональную грамотность.

То же касается и записи решения. Ученики должны уметь интерпретировать материал и применять знания, а после — верно записать ответ в бланк ОГЭ или ЕГЭ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *