Какие задания егэ информатика на экселе
Перейти к содержимому

Какие задания егэ информатика на экселе

  • автор:

Типовое задание № 2

Умение строить таблицы истинности и логические схемы.

1.5.1. Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания

1.1.6. Умение строить модели объектов, систем и процессов в виде таблицы истинности для логического высказывания

К сожалению, обозначения логических операций И, ИЛИ и НЕ, принятые в «серьезной» математической логике ( Ù , Ú ,¬), неудобны, интуитивно непонятны и никак не проявляют аналогии с обычной алгеброй. Автор, к своему стыду, до сих пор иногда путает Ù и Ú . Поэтому на его уроках операция «НЕ» обозначается чертой сверху, «И» – знаком умножения (поскольку это все же логическое умножение), а «ИЛИ» – знаком «+» (логическое сложение). В разных учебниках используют разные обозначения. К счастью, в начале задания ЕГЭ приводится расшифровка закорючек ( Ù , Ú ,¬), что еще раз подчеркивает проблему.

Что нужно знать :

условные обозначения логических операций

¬ A, не A (отрицание, инверсия)

A Ù B, A и B (логическое умножение, конъюнкция)

A Ú B, A или B (логическое сложение, дизъюнкция)

A → B импликация (следование)

A º B эквивалентность (равносильность)

операцию «импликация» можно выразить через «ИЛИ» и «НЕ»:

A → B = ¬ A Ú B или в других обозначениях A → B =

иногда для упрощения выражений полезны формулы де Моргана:

¬ (A Ù B) = ¬ A Ú ¬ B

¬ (A Ú B) = ¬ A Ù ¬ B

если в выражении нет скобок, сначала выполняются все операции «НЕ», затем – «И», затем – «ИЛИ», «импликация», и самая последняя – «эквивалентность»

таблица истинности выражения определяет его значения при всех возможных комбинациях исходных данных

если известна только часть таблицы истинности, соответствующее логическое выражение однозначно определить нельзя, поскольку частичной таблице могут соответствовать несколько разных логических выражений (не совпадающих для других вариантов входных данных);

количество разных логических функций, удовлетворяющих неполной таблице истинности, равно , где – число отсутствующих строк; например, полная таблица истинности выражения с тремя переменными содержит 23=8 строчек, если заданы только 6 из них, то можно найти 28-6=22=4 разных логических функции, удовлетворяющие этим 6 строчкам (но отличающиеся в двух оставшихся)

логическая сумма A + B + C + … равна 0 (выражение ложно) тогда и только тогда, когда все слагаемые одновременно равны нулю, а в остальных случаях равна 1 (выражение истинно)

логическое произведение A · B · C · … равно 1 (выражение истинно) тогда и только тогда, когда все сомножители одновременно равны единице, а в остальных случаях равно 0 (выражение ложно)

логическое следование (импликация) А→В равна 0 тогда и только тогда, когда A (посылка) истинна, а B (следствие) ложно

эквивалентность А º B равна 1 тогда и только тогда, когда оба значения одновременно равны 0 или одновременно равны 1

Решение задач второго типа в MS Excel

1. Составить таблицу входных значения, перечисляя все комбинации переменных в порядке возрастания двоичного кода. Для этого подсчитать n число переменных в исходном выражении, выписать наборы входных переменных. Количество наборов входных переменных 2 n .

2. Для каждой строки находим логическое решение. Для этого:

· Подсчитать общее число логических операций в выражении;

· Установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов.

3. Выполнить поиск значения функции, отсортировать данное значение по искомой части (1 или 0).

4. Сопоставить исходную таблицу и вновь полученную.

Используемые фукции в MS Excel

ЕГЭ по информатике 2021 — Задание 9 (Таблица Excel)

Девятое задание из ЕГЭ по информатике нового формата 2021 основывается на работе с таблицами Excel.
Это задание выполняется на компьютере в новом формате ЕГЭ 2021 года. Будет выдан файл Excel, по которому нужно получить правильный ответ и записать его в бланк заданий.
Если Вам урок удобнее смотреть в видеоформате, то можете перейти на ролик по 9 заданию из ЕГЭ по информатике 2021 на Youtube. Подписывайтесь на канал!

Вступление к 9 заданию ЕГЭ по информатике 2021

Рассмотрим таблицу Excel:

Вот как она выглядит:
ЕГЭ по информатике - задание 9 (Электронная таблица 1)
Здесь имеется столбец «Продукт». Другие столбцы: «Жиры», «Белки», «Углеводы», «Калорийность» – это характеристики этих продуктов.
В Excel можно каждой ячейке задавать какие-нибудь формулы. Например, пусть в ячейке F2 будет писаться СУММА из ячеек B2 (Жиры) и С2 (Белки).
ЕГЭ по информатике - задание 9 (суммирование ячеек)
Кликаем по ячейке F2, а затем на значок «вставить функцию».
ЕГЭ по информатике - задание 9 (Кнопка вставить функцию)
Появится окно «Вставка функции«. Здесь все функции разбиты на категории: Финансовые, математические, логические и т.д. По умолчанию стоит категория «10 недавно используемых функций». В этой категории уже есть нужная нам функция СУММ. Выбираем её и кликаем «ОК». (Основная категория для функции СУММ является «математические»)
ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция суммирования)

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Суммируем два числа)

Появляется окно для функции СУММ.
Если мы напишем в поле Число1: «B2:E2» ,– то у нас суммируются три ячейки: B2, C2, E2. Таким образом, мы задали интервал.
Можно суммировать и вниз, т.е. ячейки одного столбца (B2:B1001).
Чтобы просуммировать отдельные ячейки, без интервала – необходимо уже использовать поле Число2.
Нам нужно просуммировать два числа: значение ячейки B2 и значение С2. Значит, пишем в поле Число1B2, а в поле Число2C2.

Нажимаем «Ок». Теперь у нас в ячейке F2 сумма значений ячеек B2 и С2.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Результат суммы)

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Суммирование двух ячеек, второй способ)

Примечание 1: Мы могли сделать данную операцию с помощью интервала. Для этого нужно было написать в поле Число1: B2:C2.
Примечание 2: Так же мы могли суммировать и без вставки функции. Для этого нужно кликнуть по ячейке F2 и затем в поле, на которое показывает стрелка на рисунке, вписать формулу: «=B2+C2«. И нажать «Enter».

Как нам распространить данную формулу для всего столбца F ?

Необходимо подвести мышку к нижнему правому углу ячейки с формулой, чтобы появился чётный крестик:
ЕГЭ по информатике - задание 9 (Распространяем формулу на весь столбец)
И нажав левую кнопку мыши, тянем вниз. Таким образом, у нас формула распространится на весь столбец.
ЕГЭ по информатике - задание 9 (Распространяем формулу на весь столбец 2)
Результат:
ЕГЭ по информатике - задание 9 (Распространяем формулу на весь столбец 3)
При изменении данных в ячейках столбцов В и С – значения в ячейках столбца F меняется автоматически.
ЕГЭ по информатике - задание 9 (Распространяем формулу на весь столбец 3)
Выводы:

  • Excel – Программа для расположения и обработки данных в таблице.
  • Ячейке можно присвоить формулу, которая будет брать данные из других ячеек и обрабатывать их. (Например: Суммирование, среднее значение и т.д. )
  • Можно распространять формулу на весь столбец.

Примерные задачи 9 задания ЕГЭ по информатике 2021

Начинаем тренировку

Задача (Среднее значение с условием)

Откройте файл электронной таблицы, содержащей результаты тестирования обучающихся по математике и информатике. Каков средний балл по информатике среди участников тестирования, получивших зачётные баллы по этому предмету (т.е. не менее 44 баллов)? В ответе округлить число до двух знаков после запятой.

Решение:

Для решения этой задачи будем использовать функцию =СРЗНАЧЕСЛИ().

Кликнем в свободную ближайшую ячейку E2. Здесь мы хотим получить ответ на задачу. Нажмём на кнопку «Вставить функцию«, выберем категорию «статистические«, а затем выберем функцию СРЗНАЧЕСЛИ.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Среднее значение в электронной таблице)

В диапазоне нужно указать все ячейки с числами столбца «Информатика» (Столбец D). Значит, напишем: D2:D273 (Чтобы понять сколько строчек в таблице, нужно прокрутить всю таблицу до самого конца вниз.). В условии напишем: >=44 (Т.к. мы должны считать среднее значение для тех ячеек, где число не меньше 44).

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Среднее значение в электронной таблице 2)

Нажимаем «ОК» и получаем в ячейке E2 число 68,60851064. Нам его нужно округлить до 2 знаков после запятой. Воспользуемся инструментом в программе Excel для округления.

Найдём кнопки «Уменьшить разрядность» и «Увеличить разрядность«. Их можно применять к выделенной ячейке.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Среднее значение в электронной таблице 2)

Уменьшим разрядность до 2 знаков. Получается число 68,61. Это и будет ответ!

Примечание 1: Если мы хотим найти среднее значение без условия, есть функция СРЗНАЧ.

Примечание 2: СРЗНАЧЕСЛИ (СРЗНАЧ)- это и есть среднее арифметическое значение.

Ответ: 68,61

Посмотрим ещё один важный пример 9 задания ЕГЭ по информатике нового формата 2021.

Задача (Количество с условием)

Откройте файл электронной таблицы, содержащей данные о сотрудниках одного из предприятий города Москвы. Сколько человек в таблице имеют возраст меньше 30 лет, и их вес превышает 100 кг? В ответе напишите одно целое число.

Решение:

Сначала поставим 1 в столбце F в тех строчках, которые удовлетворяют нашему условию: человек имеет возраст меньше 30 лет, и его вес превышает 100 кг. Если строчка не удовлетворяет условию, значит, в ячейке столбца F поставим 0.

Сначала настроим формулу для одной строчки, а затем формулу распространим на весь столбец.

Кликаем по ячейке F2. Нажимаем на кнопку «Вставить функцию«. Выбираем функцию ЕСЛИ из категории «Логические«.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция условия в электронной таблице)

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция условия в электронной таблице 2)

В поле «Лог_выражение» задаём условие : И(C2>100; E2

В поле «Значение_если_истина» ставим 1. В поле «Значение_если_ложь» ставим 0. Нажимаем «ОК».

Получилось, что в ячейке F2 высветился ноль. Значит, первый сотрудник не удовлетворяет условию задачи.

Теперь распространим формулу на весь столбец F. Подводим мышку к ячейке F2 к правому нижнему углу. Когда появился чёрный крестик, нажимаем левую кнопку мыши и тянем вниз, распространяя формулу на весь столбец.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция условия в электронной таблице 2)

Где-то будут получатся нули, а где-то единицы. Всё зависит от характеристик сотрудника.

После того, как формула будет распространена на весь столбец F, нам нужно посчитать количество единиц в столбце F. Это количество и покажет число сотрудников, которые подходят под условие задачи.

Воспользуемся функцией СУММ. Кликнем по ячейке G2. Именно здесь получим ответ. Затем нажмём на кнопку «Вставить функцию» и выберем СУММ из категории «Математические«.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция суммирования в электронной таблице )

В поле Число1 зададим интервал F2:F301 (Ведь всего у нас 301 строчка в таблице).

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Суммирование столбца F)

Нажимаем «ОК» и получаем в ячейке G2 ответ на нашу задачу. В ответе напишем 14.

Примечание: Для подчёта количества с условием можно использовать функцию СЧЁТЕСЛИ. Попробуйте решить с помощью неё самостоятельно.

Продолжаем тренироваться решать 9 задания из ЕГЭ по информатике нового формата 2021.

Задача (Наименьшее значение + условие ИЛИ)

Откройте файл электронной таблицы, содержащей результаты тестирования обучающихся по математике, информатике и физике. Чему равна наименьшая сумма баллов по математике и информатике среди школьников, получивших более 50 баллов по математике или информатике?

В ответе запишете целое число.

Решение:

В начале нужно выписать отдельно сумму баллов по математике и информатике для тех школьников, которые подходят под условие.

Выпишем сумму двух предметов, для удовлетворяющих условию строчек, в столбец F, с помощью функции ЕСЛИ.

В начале нужно задать формулу для одной ячейки F2. Кликаем по ячейке F2, нажимаем на кнопку «Вставить функцию«, выбираем функцию ЕСЛИ.

В поле «Лог_выражение» пишем: ИЛИ(C2>50; D2>50). В поле «Значение_если_истина«: C2+D2. В поле «Значение_если_ложь«: «» (Пустые двойные кавычки).

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Условие ИЛИ)

Важно: Здесь мы в поле «Значение_если_ложь» должны поставить пустые двойные кавычки, ведь, если поставить ноль, тогда, при поиске минимального значения будем находить всегда этот ноль. Мы ноль ставим в это поле только тогда, когда ищем количество строчек, ведь, тогда мы суммируем единицы, а ноль при суммировании не влияет на результат.

Нажимаем «ОК», и в ячейке F2 получается число 160. Это говорит о том, что первая строчка удовлетворяет условию задачи. И теперь в ячейке F2 лежит сумма баллов по математике и информатике для первого учащегося.

Распространим данную формулу на весь столбец F.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Распространяем формулу на весь столбец F)

В основном получатся числа, но где-то ячейки останутся пустыми. Это значит, что эти строчки не подошли под условие задачи.

Теперь нужно с помощью функции МИН найти минимальное значение в столбце F.

Кликаем по ячейке G2, нажимаем «Вставить функцию«, выбираем функцию МИН из категории «Статистические«.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция МИН)

В поле Число1 пишем диапазон столбца F: F2:F273.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция МИН)

Получаем ответ 75.

Продолжаем оттачивать навыки работы с электронными таблицами в 9 задании из ЕГЭ по информатике нового формата 2021.

Задача (Среднее значение + сложное условие)

Откройте файл электронной таблицы, содержащей результаты тестирования обучающихся по математике, информатике и физике. Каков средний балл по математике обучающихся, набравших не менее 60 баллов по информатике?

В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

Решение:

Эту задачу решим двумя способами.

В этом способе решения будем снова использовать функцию СРЗНАЧЕСЛИ.

Кликаем по ячейке F2 и вставляем функцию СРЗНАЧЕСЛИ из категории «Статистические«.

Т.к. столбец, по которому мы будем проверять условие, отличается от того, по которому нужно искать среднее значение, то мы напишем следующие параметры:

В поле «Диапазон» пишем: D2:D273 (Это диапазон, который участвует в условии).

В поле «Условие«: >=60 (Это само условие, которое работает в диапазоне, написанный выше).

В поле «Диапазон_усреднения«: C2:C273 (Это диапазон, для которого будет найдено среднее арифметическое значение. Будут участвовать только те строчки, которые прошли условие).

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Среднее значение, сложное условие)

Если последнее поле остаётся пустым, то среднее значение ищется по первому полю.

Нажимаем «ОК», и получаем число 60,0301205. Округлим это число до целых, получим число 60.

Этот способ подходит и для более запутанных ситуаций.

Для строчек, где выполняется условие задачи, перенесём значения столбца С в столбец F.

Кликаем в ячейку F2, нажимаем кнопку «Вставить функцию«, выбираем функцию Если.

Сначала нужно записать формулу для одной строки.

В поле «Лог_выражение» пишем: D2>=60 (Условие того, что человек набрал не менее 60 баллов по информатике)

В поле «Значение_если_истина» пишем: C2 (Переносим само значение столбца математики. Именно впоследствии мы должны найти среднее значение баллов по математике).

В поле «Значение_если_ложь» пишем: «» (Пустые кавычки. Нельзя писать ноль, иначе мы сильно занизим реальное среднее значение).

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Среднее значение, второй способ решения)

Нажимаем «ОК». Получается число 81 в ячейке F2.Оно перенеслось из ячейки C2, ведь значение по информатике больше 60 для этой строчки.

Распространяем формулу на весь столбец.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Распространяем формулу на весь столбец 5)

В строках, которые не удовлетворяют условию задачи, будут пустые ячейки.

Когда столбец готов, легко найти среднее значение для столбца F.

Кликаем в ячейку G2 и вставляем функцию СРЗНАЧ. В этой функции указываем диапазон F2:F273.

Получается число 60,0301205. Округляем его до целых, получается число 60.

Не редкий гость в примерных задачах 9 задания из ЕГЭ по информатике 2021.

Откройте файл электронной таблицы, содержащей данные о количестве белков, жиров и углеводов для различных продуктов. Сколько процентов от общего числа составили продукты, у которых более 10 г белка?

В ответе напишите одно целое число.

Решение:

Задачи на проценты обычно сводятся к нахождению количества.

Найдём сколько продуктов, у которых белка более 10 г.

Кликаем по полю E2. Применим функцию СЧЕТЕСЛИ из категории «Статестические«.

Диапазон указываем: C2:C1001 (Столбец белка).

В поле критерий пишем: >10.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Ищем проценты)

Нажимаем кнопку «ОК». В поле E2 получается число 373.

Чтобы найти проценты, нужно это количество, которое мы нашли, разделить на всё количество продуктов и умножить на сто.

Кликаем по верхнему полю («строка формул»):

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Строка формул)

Дописываем: =СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001;»>10″) /1000 * 100

Всего у нас 1000 наименований продуктов. Строчек 1001, но начинаются продукты со второй строчки. Поэтому делим на 1000 (1001 — 1). Умножаем на 100, чтобы найти проценты.

Нажимаем Enter. Получается число 37,3. Округлим до целого числа, ответом будет 37.

В следующей примерной задаче 9 задания ЕГЭ по информатике 2021 будем комбинировать уже изученные приёмы.

Задача (Комбинируем приёмы)

Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа – ведомость продуктового магазина. Наценкой товара считается разность между закупочной ценой и ценой реализации. Прибыль – количество проданных товаров, умноженное на значение наценки. Найдите товар с наценкой выше среднего значения, который принесет максимальную прибыль после его полной продажи. В качестве ответа укажите одно число – полученную после продажи найденного товара прибыль. Ответ округлите до целых чисел.

Сначала нужно найти среднее значение наценки. Запишем наценку в столбце E.

Запишем формулу сначала для одной ячейки E2. Кликаем по ячейки E2, затем кликаем по верхнему полю («строка формул») и пишем: =C2-B2.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Электронная таблица, пишем формулу)

Примечание: Формула начинается со знака «равно»!

Нажимаем Enter. Получается число 9,42.

Подводим курсор мышки к правому нижнему углу. После появления чёрного крестика, нажимаем левую кнопку мышку и тянем вниз. Тем самым распространим формулу на весь столбец.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Распространяем формулу)

Найдём среднее значение наценки, которая находится в столбце E.

Кликаем по ячейке F2, затем на кнопку «Вставить функцию«, выбираем СРЗНАЧ. Диапазон указываем: E2:E100. Нажимаем «ОК» и получаем число 58,25. Это и есть среднее значение для наценки.

Теперь напишем в столбец G прибыль, но только для тех товаров, у которых наценка выше среднего значения.

Сначала запишем формулу для одной строчки. Кликаем по ячейки G2, нажимаем «Вставить функцию«, выбираем ЕСЛИ.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция если)

В поле «Лог_выражение» пишем: E2>58,25. Если наценка выше среднего, то будем считать прибыль.

Т.к. в столбце E все числа имеют не более двух знаков после запятой и число 58,25 тоже имеет два знака после запятой, то мы не получим ошибок из-за округления среднего значения.

В поле «Значение_если_истина» : E2 * D2 (Умножаем наценку на количество проданных товаров. Получаем прибыль).

В поле «Значение_если_ложь«: «» (Пустые кавычки. Ведь мы потом будем искать максимальное значение для прибыли, для товаров, у которых наценка выше среднего значения).

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция если)

Нажимаем «ОК». Получается в G2 пустое окошко. Значит, для этого товара наценка не выше среднего значения.

Распространим формулу на весь столбец G. Где-то окажутся числа, а где-то пустые ячейки.

Кликнем по ячейке H2 и найдём с помощью функции МАКС (категория «Статистические») максимальную прибыль, в диапазоне указав: G2:G100. Округлив до целых, в ячейке H2 получается ответ 10185.

ЕГЭ по информатике - задание 9 (Максимальная прибыль)

Примечание: Мы могли при составлении условия E2>58,25 использовать название ячейки F2 вместо числа 58,25. Но тогда нужно её «зацементировать» т.е. E2>$F$2 (Использовать абсолютную адресацию). Если мы всё-таки решили написать число, то нужно следить, чтобы точность была одинаковая у среднего значения, и у тех ячеек, которые мы сравниваем с этим средним значением.

Ответ: 10185

Последнее. Если в задаче говорится о значении по абсолютной величине, т.е. о значении по модулю, то нужно использовать конструкцию ABS(). Например, разница по абсолютной величине двух ячеек A2 и B2 равна ABS(A2-B2). Это можно использовать при составлении формул.

Так же при подготовке к 9 заданию может быть полезна статья, которая была написана под старый формат ЕГЭ по информатике.

На этом всё. Комбинируйте приёмы, которые мы рассмотрели в этом уроке при подготовке к 9 заданию из ЕГЭ по информатике нового формата 2021. Удачи!

Задания №26 ЕГЭ по информатике — cпособ решения без использования программирования

Способ решения задания №26 ЕГЭ по информатике (без использования программирования) с помощью MS Excel.

Автор: Черноиванова Екатерина Вадимовна

ЗАДАНИЕ

Системный администратор раз в неделю создаёт архив пользовательских файлов. Однако объём диска, куда он помещает архив, может быть меньше,чем суммарный объём архивируемых файлов. Известно, какой объём занимает файл каждого пользователя.

По заданной информации об объёме файлов пользователей и свободном объёме на архивном диске определите максимальное число пользователей, чьи файлы можно сохранить в архиве, а также максимальный размер
имеющегося файла, который может быть сохранён в архиве, при условии, что сохранены файлы максимально возможного числа пользователей.

Входные данные находятся в файле.

Связанные страницы:

Задание 20 (Excel) из Демо ЕГЭ 2021 по Информатике

Иконка канала Инфа сотка ЕГЭ

Учимся решать 20 задание в Excel ЕГЭ по Информатике (Демо вариант 2021) Ссылка на решение 19 задания: https://youtu.be/8WMiK7CZnHk Быстрое решение 21 номера: https://youtu.be/ZKBsKyNnHEw «Умение найти выигрышную стратегию игры» Климков Дмитрий Дмитриевич (репетитор) Готовлю учеников к ЕГЭ по информатике. Занятия только индивидуальные. Моя анкета: https://repetit.ru/repetitor.aspx?id=77475 Мой сайт: https://klimkov.ru

Показать больше

Войдите , чтобы оставлять комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *