Что такое мастеринг в музыке
Перейти к содержимому

Что такое мастеринг в музыке

  • автор:

Чем отличается сведение от мастеринга?

Тот, кто не связан с музыкой или только начал проявлять к ней интерес, может заблуждаться в том, что для качественной песни — достаточно накопить (записать) вокал в студии звукозаписи и это всё будет прекрасно звучать. Как выясняется в последствии, для получения необходимого результата требуется сведение и наполнение материала различными эффектами. Процесс создания песни можно рассматривать в следующем порядке: сочинение музыки/слов ⇒ накопление ⇒ сведение и наполнение проекта эффектами/пространством ⇒ правки/изменения ⇒ мастеринг = финализация и распространение микса.

Накопление — это процесс записи вокала/инструментов в студии звукозаписи. Делая накопление, Вы получаете полностью сырой и несбалансированный материал, который требует дальнейшей обработки. AREFYEV Studio ориентированы сугубо на сведение и мастеринг.

Сведение (микширование) музыки — это полностью творческий процесс, посредством которого выражается взгляд миксинг-инженера на композицию. В обработку материала входит наполнение гармониками, эффектами и пространством. Устраняются частотные конфликты и ненужные артефакты. Без сведения песня/трек не будет звучать. Это неотъемлемый этап . Сведение составляет 80-85% от всего качества.

Мастеринг — это работа над сведенным треком (одной дорожкой), либо над группами инструментов ( stem-mastering ). Мастеринг подразумевает выравнивание к желаемому балансу, ширине и оттенку (за основу, как правило, берутся современные треки) и составляет не более 10-15% всего качества. Некоторые студии выполняют мастеринг во время сведения. В нашей студии — это два разных процесса, которыми занимаются отдельные специалисты.

Сведение и мастеринг.
В чем отличия?

Многие люди не понимают разницу между сведением и мастерингом музыки и путают эти два разных понятия.

Часто можно встретить вопросы в стиле: «что лучше — сведение или мастеринг?», «где скачать мастеринг», «сделать сведение или мастеринг онлайн» и т.д.

Все это из-за непонимания сути этих терминов. На самом деле все гораздо проще, если немного углубиться в эту тему.

Давайте проясним ситуацию и определим, чем же отличается сведение музыки от мастеринга.

В чем отличия сведения от мастеринга музыки простыми словами?

Если не вдаваться в подробности, то сведение музыки — это обработка отдельных звуковых дорожек и объединение их в общий аудио микс.

Мастеринг — это работа с уже сведенным миксом, без возможности редактирования отдельных аудио дорожек.

Что такое сведение музыки

Сведение (Mixing (смешивание) — процесс создания общей качественной звуковой картины, в которой соблюдены все балансы и нет ничего лишнего.

Звукорежиссер (микс-инженер) «сводит» между собой все элементы, устраняя конфликты между ними и добавляя то, чего в них не хватает для гармоничного звучания друг с другом.

Виды сведения музыки

Сведение голоса с минусом
Данный формат сведения востребован среди начинающих исполнителей.

Минусовка представлена в виде единого аудио файла, без возможности редактирования ее отдельных составляющих.

Голос обрабатывается и смешивается с музыкой так, чтобы они были согласованны по громкости, динамике, пространству и т.д.

Сведение мультитрека
Этот формат распространен среди опытных исполнителей, и имеет ряд преимуществ.

Минусовка представлена в виде отдельных треков, с возможностью их независимого редактирования.

Это даёт намного больше возможностей для достижения максимально качественного результата.

Подробнее о сведении вы можете прочесть в статье «Что такое сведение и для чего оно нужно?»

Что такое мастеринг в музыке

Мастеринг — это финальная работа над уже сведенными миксом, без возможности внесения изменений в отдельные его элементы.

Задача мастеринга заключается в исправлении небольших ошибок сведения, достижение наилучшего звучания трека, а также его подготовка к публикации на различных площадках и носителях.

Название данного процесса возникло от английского Master (основной, главный), т.к обработка применяется на мастер канале, а не на каналах отдельных элементов микса.

Мастеринг производится мастеринг-инженером. Это человек с «другими» ушами, т.к он ещё не привык к звучанию трека (в отличии от микс-инженера, сводившего трек).

В добавок к этому, его слух может быть более тонким, способный уловить едва заметные детали и недочеты микса.

Он критически оценивает общую звуковую картину и определяет то, что в ней нужно подкорректировать.

Для чего нужен мастеринг?

Помимо доработки звучания микса, мастеринг-инженер подготавливает разные версии для различных площадок и носителей. В основном это радио, тв, стриминговые сервисы, виниловые пластинки и CD диски.

У каждой площадки/носителя свои требования (формат и разрешение файла, уровень громкости, диапазон частот и динамики сигнала), поэтому мастеринг-инженер должен знать эти требования.

Виды мастеринга

Аналоговый мастеринг
При аналоговом мастеринге работа происходит с использованием дорогостоящих приборов обработки звука.
Это различные мастеринговые компрессоры, эквалайзеры, лимитеры и т.д.

Главной их особенностью является фазовая линейность и окрашивание звука приятными гармониками (частотами).

Цифровой мастеринг
В процессе цифрового мастеринга используются vst плагины, эмулирующие аналоговое оборудование.

Но есть и те, которые не имитируют его, а имеют свои алгоритмы и характер звука.

Также мастеринг можно разделить на классический и stem-мастеринг.
При классическом мастеринге работа происходит над общим миксом, а stem-мастеринг это работа с группами инструментов, составляющих общий микс.

Такой вид мастеринга напоминает сведение мультитрека, но все же является именно мастерингом.

Ваш трек звучит не достаточно хорошо даже после сведения?
Ознакомьтесь с услугой «мастеринг трека/альбома».

Что нужно для мастеринга

Для мастеринга необходимы особые условия работы — специально сконструированное и акустически подготовленное помещение, а также профессиональное оборудование высшего класса.

Дорогостоящие студийные мониторы (колонки) и наушники для мастеринга — обязательные инструменты данного ремесла.

Эта техника должна быть выше классом, чем у микс-инженера, чтобы при прослушивании микса проявились тонкие нюансы, которые не были слышны на оборудовании звукорежиссера.

Сведение или мастеринг — что лучше?

Вопрос в корне неверный, т.к это разные и взаимосвязанные процессы.

Грамотно сведенный трек может обойтись и без мастеринга. А вот производить мастеринг для плохо смикшированного трека — не имеет никакого смысла.

На этапе сведения можно даже из не очень качественных исходников сделать вполне неплохое звучание. А на этапе мастеринга оно станет еще лучше.

Но стоит учитывать, что влияние мастеринга не должно кардинально менять звучание микса, а лишь сделать его чуть лучше.

Если же требуются большие коррективы при мастеринге, то следует доработать микс на этапе сведения, и только потом производить мастеринг.

Вывод

1. Сведение — это работа с отдельными аудио дорожками, создание единого звучания.
Мастеринг — работа с уже сведенными миксом, шлифовка, подстройка под различные площадки и условия прослушивания.

2. Сведением занимается звукорежиссер (микс-инженер), а мастерингом занимается мастеринг-инженер.

3. Микс-инженер и мастеринг-инженер работают в разных условиях. Поэтому мастеринг-инженер может услышать то, что не услышал звукорежиссер на этапе сведения.

4. На этапе мастеринга вносятся очень деликатные корректировки. Если требуются заметные изменения, то микс отправляется на доработку микс-инженером.

5. Мастеринг-инженер подготавливает несколько версий трека для публикации на различных площадках, с учетом их требований.

Я имею более 10 лет опыта сведения и мастеринга музыки, работал над сотнями различных треков.
Вы можете ознакомиться с услугами «сведение голоса с минусом», «сведение мультитрека» или «мастеринг трека/альбома». Буду рад помочь вам получить отличное звучание вашего трека!

Мифы о мастеринге: 8 заблуждений музыкантов о популярном процессе обработки аудиосигнала

Разрушаем популярные стереотипы и мифы о мастеринге.

Что такое мастеринг, мифы о мастеринге

ПОДЕЛИЛОСЬ
SAMESOUND в Телеграме
Подписывайтесь на SAMESOUND в Телеграме

Спросите любого музыканта о том, что такое мастеринг, и вы услышите очень пространные ответы на этот вопрос: «Это способ сделать музыку громче!», «Ну это такая штука, которую сложно объяснить, но после нее все звучит круче!», «Процесс обработки песен, но он нужен не всем». Непонимание того, что такое мастеринг порождает ряд мифов и домыслов, которые не имеют ничего общего с действительностью.

SAMESOUND.RU изучил популярные мифы о мастеринге и рассказывает, какие из них являются правдой, а какие нет.

Что такое мастеринг?

Мастеринг — это процесс подготовки и переноса записанного аудиоматериала на какой-либо носитель. При мастеринге звукорежиссеры вносят правки в аудиосигнал, а также всячески полируют трек с помощью эквалайзеров и компрессоров, чтобы добиться идеального звучания конечной фонограммы (насколько это возможно).

В зависимости от поставленных задач и качества исходного материала, аудиозаписи обрабатывают шумоподавителями, различными процессорами, расширяющими или сужающими стереобазу. По окончанию процесса композиции собираются в нужном порядке, дополняются переходами или паузами и компонуются в альбом или сингл. Результатом работы становится мастер-диск или мастер-запись, которая одинаково хорошо будет звучать на любой аппаратуре, а также полностью готовая к распространению на любых носителях.

Распространенные мифы о мастеринге

Миф №1. Не парься из-за сведения — мастеринг все исправит

Нет и не должен. Если вы можете исправить косяки микса во время сведения или вообще переписать что-либо — сделайте это до мастеринга. Также, как извечное для звукозаписи правило «Пофиг, на сведении поправим!» не работает для сведения (см. Почему ждать музу бесполезно), так и не менее частое во время сведения правило «Пофиг, на мастеринге поправим!» не сработает для мастеринга. Здесь нет и не может быть каких-либо компромиссов.

Да, мастеринг может улучшить общий саунд и исправить небольшие недочеты, но глобально ситуацию он не исправит. Запомните простое правило: секрет отличного мастеринга кроется в не менее отличном сведении и записи исходного материала. Поэтому сделать из говна конфетку не получится, а вот конфетку из говна — вполне.

Миф №2. Мастеринг просто делает трек громче

Громкость — не цель музыки, которая прошла мастеринг. Этот процесс выведет уровень громкости микса на определенные значения, но это не основная задача, которая решается мастерингом.

Основная цель мастеринга — сделать так, чтобы песня одинаково хорошо и качественно звучала при прослушивании через любые источники звука. Чтобы достичь этой цели, звукорежиссеры правят аудио, полируют его компрессорами и эквалайзерами, добавляют фейды, устраняют резкость звука, добиваются единообразия звучания всех песен и делают много чего еще.

Миф №3. Мастеринг — это обман и надувательство!

Существует определенная прослойка звукорежиссеров, утверждающих, что они лучшие в вопросах мастеринга, а их студия оснащена самым крутым оборудованием для этого дела. Такие заявления — обман и надувательство. Кто лучший, а кто нет — вещь субъективная, а самого крутого оборудования попросту не существует.

Количество студий звукозаписи, специализирующихся на мастеринге, исчисляется тысячами. Каждая из них обладает разным опытом и оборудованием, предлагает разное качество работы и цены на свои услуги. Несмотря на все эти различия, все они делают мастеринг исходя из своих умений, опыта и возможностей, но об обмане речи не идет.

Миф №4. Мастеринг можно сделать самостоятельно с помощью плагинов

Очень распространенный миф, который сложно развенчать. Если обладать необходимым опытом и оборудованием, а также подходящим помещением, то сделать мастеринг дома возможно. В противном случае, самостоятельный мастеринг будет очень сложной задачей.

Мастеринг звука основывается на принятии правильных решений, а не на специфическом наборе оборудования или программного обеспечения. Отдавая материал на мастеринг, мы платим за опыт звукорежиссера, который знает, что и как нужно делать, когда и чем нужно воспользоваться. Плагины, как и в любом другом случае, всего лишь инструмент в руках профессионала.

Миф №5. Чем громче — тем лучше!

Громкость не должна наносить ущерб музыкальной целостности песни. Бездумное применение компрессии ради увеличения громкости не даст ничего: музыка будет звучать зажато и вызывать усталость при прослушивании. К тому же, в разных жанрах есть свои «каноны громкости», зависящие от множества других факторов.

Помните, что у каждого слушателя под рукой всегда находится регулятор громкости. Если он захочет слушать музыку громко, то он просто повернет его в нужную сторону. При этом песня не утомит уши и не будет звучать от этого хуже. Громкость ≠ качество.

Миф №6. Хороший мастеринг можно сделать только на аналоговом оборудовании

Сколько людей — столько и мнений. Каждый звукорежиссер пользуется тем, чем ему нравится: одни предпочитают только аналоговые девайсы, другие — цифровые, третьи комбинируют доступный стафф. Мы снова возвращаемся к тому, что во главу угла здесь ставится опыт и знания звукорежиссера, дополненные умением принимать правильные решения, чтобы получить отличный результат.

Миф №7. Для мастеринга нужен идеальный слух

Распространенный миф, который пошел от непонимания того, что такое мастеринг. Для того, чтобы делать мастеринг, не нужен идеальный слух — гораздо важнее понимать, какую информацию уши доносят до мозга. Поэтому мастерингом может заниматься кто угодно, а слух всегда можно развить.

Миф №8. Мастеринг не нужен всем песням

И да, и нет. По какой-то причине люди думают, что если песня отлично звучит после сведения, то ей не нужен мастеринг, а если сведение не добавило крутизны звуку, то только мастеринг исправит ситуацию (см. миф №1). Такое суждение ошибочно, все зависит от самих музыкантов и целей, которые ставятся перед аудиоматериалом.

Если речь идет о подготовке трека для социальных сетей или видеоролика на YouTube, то мастерингом можно пренебречь (хотя пример Лео Марачиоли говорит об обратном — он делает мастеринг трекам для YouTube). Если вы довольны звучанием трека и не хотите что-либо улучшать — не делайте мастеринг. Это не будет ошибкой, если песня и правда звучит великолепно во всех отношениях. Однако не стоит недооценивать свежий взгляд на свою музыку чужими ушами: опытный звукорежиссер всегда найдет, что можно улучшить в вашем треке.

Мастеринг: что это такое, чем отличается от сведения, в какой программе делать

Раньше под мастерингом понимали перенос записи со студийной плёнки на винил, кассеты, СD. Поскольку каждый носитель имел свои особенности, для них выполняли особые операции: подрезали частоты, регулировали громкость, добавляли фрагменты с тишиной для отделения песен друг от друга.

Сейчас под мастерингом подразумевают приведение трека к соответствию техническим стандартам стриминговых сервисов. Например, если ваша песня будет звучать тише или громче, чем композиции других исполнителей, то это может оттолкнуть слушателя.

Чем мастеринг отличается от сведения

Первый этап создания песни — её написание и запись, второй — сведение, и только потом идёт мастеринг.

Цель сведения — заставить несколько дорожек разных инструментов идеально взаимодействовать друг с другом, превратить их в единую песню. На этом этапе музыку не только приводят к техническому совершенству, но и могут изменить за счёт эффектов.

При сведении работа идёт со множеством звуковых дорожек — барабаны (причём у ударных часто несколько дорожек), бас, мелодия, вокал. Инженер обрабатывает их или по отдельности, или группирует: современные DAW позволяют объединять несколько дорожек и накинуть эффекты разом на всю группу.

Специалист по мастерингу работает с тем, что получилось после сведения, и дорожка у него всего одна — с почти готовой версией песни. Её называют миксдаун (или анмастер) — трек до мастер-эффектов.

Если инженеру поставили задачу сделать только мастеринг, то у него нет возможности как-то повлиять на косяки в сведении или записи песни. В такой ситуации мастеринг ничего не исправит. Плохо звучащий трек станет ещё хуже.

Как сделать мастеринг

В мастеринг входят следующие процедуры:

  • восстановление звука (удаление лишних звуков);
  • выравнивание (удаление ненужных частот);
  • улучшение стереоэффектов (придание объёма);
  • сжатие (настройка баланса громкости в соответствии с отраслевыми стандартами);
  • установка плавных переходов, затуханий и тихих пространств;
  • приведение в нужный формат для различных платформ.

Это базовые процедуры, порядок которых можно менять по своему усмотрению.

Андрей Тукаев

— Я закидываю эквалайзер на дорожку с треком и подрезаю нижние частоты до 30 Гц. Раньше подрезал мягенько, с не очень крутым срезом (6 или 12 дБ на октаву), но сейчас делаю от 24 и выше. Это позволяет сильнее разогнать громкость песни, поскольку нижние частоты особо не влияют на трек. Их даже называют «мусорными», они лишь забивают песню.

В iZotope Ozone делю пространство трека на три части: низы, середина и верха. Низы идут до 200–250 Гц, середина — до 700, дальше верхи. Мне нравятся такие настройки, но у каждого инженера есть свои привычки. При помощи эксайтера уплотняю и насыщаю звучание: добавляю средних частот, довожу до того, чтобы немного начинались искажения (дисторшен).

Иногда могу расширить стереопанораму — это когда кажется, что звук играет справа, слева или вокруг. Ощущение пространства возникает из-за разницы между левым и правым каналом наушников в задержке сигнала, высоте тона, громкости.

На низах до 80 Гц делаю меньше стереоэффектов, потому что с саббасом лучше, чтобы он звучал узко. С помощью эквалайзера FabFilter Pro-Q редактирую слишком сильные частоты. Дальше использую лимитер — эффект, который поднимает громкость и не даёт аудиосигналу вырываться за пределы заданных значений.

Можно ли опубликовать трек без мастеринга

Минимальный мастеринг в любом случае нужен, хотя бы при помощи лимитера. Если аудиосигнал выходит за установленные пределы, то возникает клиппинг. В музыке можно всё, но если широкий динамический диапазон не является фишкой трека, то лучше хотя бы поджать его лимитером, чтобы он приблизился по громкости к тому материалу, на который вы ориентируетесь.

Визуально это выглядит так: на осциллографе звуковая волна выходит за ограничительные линии, но там она проигрываться не может, поэтому принимает форму квадрата. Из-за этого возникают звуковые искажения, песня начинает неприятно скрипеть, шипеть и щёлкать.

Скрин 1: синусоида без клиппинга. Звучит мягко.

Скрин 2: та же синусоида, но с избыточной громкостью. В верних областях появляются резкие срезы, в этом месте звук искажается.

Скрин 3: волны после лимитера. Форма поменялась, но не появились углы, поэтому помех не будет.

Сделать самому или отдать другому?

Есть три основных подхода к мастерингу:

  • Полная автономность: сам написал музыку, свёл и отмастерил. Скорее всего, музыкант не так хорошо сумеет сделать мастеринг, как специалист. Зато у него будет полная свобода действий, и он сможет изменять трек только по своему желанию.
  • Отдать микс-инженеру: тот делает сведение и мастеринг.
  • Отдать мастеринг-инженеру: тот получает миксдаун — версию песни, которую уже свели, но пока не отмастерили.

Первый подход лучше тем, что не требует денег, однако по мере развития музыкантам в любом случае приходится платить за качество. Цены за мастеринг не имеют верхнего предела, а действительно хорошие услуги начинаются от 5 тысяч рублей за песню.

Андрей Тукаев

— Всё зависит от того, какой коммерческий успех может принести песня. Если вы начинающий независимый артист и ваша песня вряд ли принесёт миллионы, а вы сами можете что-то сделать неплохо, то и нет особого смысла обращаться к специалистам. Не настолько мастеринг повлияет на конечный результат.

На лейблах за сведение и мастеринг отвечают отдельные специалисты, которые дадут результат качественне, чем мог бы сделать сам артист.

Автоматический мастеринг: плюсы и минусы

И в DAW, и во внешних плагинах есть инструменты, которые делают мастеринг в один клик: например, в iZotope Ozone это Master Assistant. Но идеальный результат вряд ли получится, а некоторые не считают этот инструмент хотя бы просто хорошим.

Андрей Тукаев

— Мне не нравятся все элементы мастеринга от Master Assistant. Где-то звук получается перегруженным, где-то — недораскачанный, то мало громкости, то много, настройка частот не очень. Но кому-то, может, и зайдёт, потому что у всех свои представления об идеальном звучании.

Автомастеринг как средство помощи для начинающего артиста — штука не самая полезная. Если музыкант не умеет делать мастеринг, то он и не поймёт, какие недостатки нужно убрать. Новичок может подумать, что после Master Assistant трек зазвучал как надо, но это ощущение будет ложным.

Андрей Тукаев

— Я считаю, что хорошая песня может хорошо звучать и без мастеринга. Я занимаюсь гостпродакшеном, и часто бывало так, что на мастеринге мне хватало одного лимитера, потому что трек был качественно записан.

Но я бы рекомендовал не пользоваться автомастерингом, а пробовать делать самому. Начните хотя бы с регулирования громкости. А когда почувствуете, что выросли как артист, а поэтому одного лимитера недостаточно, то переходите к другим инструментам или отдавайте песни на профессиональный мастеринг. Это намного лучше, чем обманывать себя насчёт качества работы.

Распространённые ошибки

Можно назвать четыре основных.

Верить в целебную силу мастеринга

Залог хорошей песни — интересная мелодия, крутой хук, качественная аранжировка и профессиональное сведение, которое приводит все идеи автора в гармонию. Мастеринг не исправит ошибки, допущенные на предыдущих этапах, только немного улучшит то, что уже есть.

Андрей Тукаев

— Если у вас алмаз, то мастеринг сделает из него бриллиант. Но если у вас лишь кусок угля, то бриллиант из него не получится.

Гнаться за громкостью

Громкость всегда привлекает слушателей. Чем громче песня, тем больше к ней внимания. Но некоторые в погоне за громкостью слишком налегают на компрессор и лимитер, из-за чего звук искажается. Поэтому всегда работает правило «лучше недожать, чем пережать».

Кстати, подобное явление — это не просто ошибка новичков, а бич всей индустрии в целом. С восьмидесятых звукозаписывающие компании запустили так называемую войну громкостей, пытаясь сделать свои песни как можно более громкими. Из-за этого страдали динамические качества: не было переходов от тихих моментов к громким, мелкие детали потерялись в сплошном потоке крика.

Апофеозом войны громкостей стал альбом Death Magnetic группы Metallica, печально известный как запись с одним из худших сведений в истории. Спектрограмма, на которой графически отображён уровень громкости, выглядит вот так.

Фанаты требовали выпустить версию альбома без излишней компрессии. Так что, как видите, в эту ловушку попадаются и самые известные музыканты.

Накидывать эффекты без разбора

Эффекты — это хорошо и красиво, они разукрашивают звучание песен, но только если понимать, для чего они нужны в конкретной ситуации. Трек станет неразборчивой кашей, если соединить без авторской идеи несколько эффектов или использовать те, которые принято вешать на инструменты в такой музыке.

Слепо копировать чужой стиль

Это нормально — применять чужие практики, но их нужно интегрировать в свои привычки и понимать, как фишки других работают на том материале, который есть у вас.

Какую программу выбрать для мастеринга

Обычно все делают мастеринг в той же программе, в которой работают над другими задачами — пишут музыку, создают саунд-дизайн и так далее.

Андрей Тукаев

— Замечаю, что микс-инженеры любят работать в Cubase. Это очень звукорежиссёрская программа, её часто выбирают люди с профильным образованием. В Cubase очень хорошо настроены горячие клавиши и есть возможность поработать с 200–300 дорожками за счёт высокой оптимизации программы. Но в любом случае это дело привычки. Профессионал при необходимости сделает хороший материал в любой программе.

Каждая DAW имеет набор базовых инструментов, которые позволяют отмастерить песню и получить звук высокого качества. Но чаще всего инженеры качают внешние плагины. Несколько рекомендаций от Андрея:

  • iZotope — для обработки голоса. Программа убирает шумы, щелчки, слюни, свист, гул и другие помехи.
  • A.O.M. Invisible Limiter — выравнивает уровень громкости до определённого лимита, предовтращает неприятные искажения и перегрузки сигнала, делает звук чище, плотнее и однороднее.
  • IK Multimedia T-RackS — эмуляции ретро-инструментов или оборудования (например, может создать эффект звучания кассетного магнитофона).

Читайте также:

  • Можно ли научиться созданию музыки в онлайн-школе
  • Звукорежиссёр — кто такой, чем занимается, сколько зарабатывает
  • Саунд-дизайн — что это такое, как его делают и как попасть в профессию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *