Куда идут деньги от штрафов гибдд с камер
Перейти к содержимому

Куда идут деньги от штрафов гибдд с камер

  • автор:

Вас снимают, оплатите. Кто зарабатывает на штрафах с дорожных камер

В Госдуме спорят об эффективности камер на дорогах и готовятся принять закон, упорядочивающий их появление на трассах. А пока автомобилисты платят всё больше штрафов, которые обогащают частников.

Сговор на миллионы

В России комплексы фото­видеофиксации на дорогах появились в 2008 г. Их число постоянно растёт: если в ­2016-м стационарных комплексов было 7,2 тыс., то в 2020-м – уже 17,2 тыс. Соответственно и штрафов по ним выписывается больше. Только в Санкт-Петербурге в октябре 2021 г. с помощью камер было зарегистрировано более 1 млн нарушений ПДД. В целом по стране в 2020 г. дорожные камеры «заработали» 117 млрд руб. За прошлый год суммы штрафов ещё не обнародовали, но миллиардов точно будет больше.

Статья по теме

«Установка систем видео­фиксации в первую очередь преследует цели обогащения, монетизации, чтобы как можно быстрее получить прибыль. А вопросы безопасности отходят у нас на второй план», – заявил в конце прошлого года генпрокурор России Игорь Краснов во время правительственного часа в Госдуме. По его словам, прокуратура совместно с Росфинмониторингом, ФСБ и МВД выявила множество картельных сговоров вокруг закупки и установки камер. Участники таких сговоров покупали аппаратуру, технические характеристики которой отличались от указанных в конт­рактах, не исполняли «условия контракта при формировании его начальной цены». В качестве примера Краснов привёл Кировскую область с уголовным делом в отношении регионального министра и директора предприятия, которые незаконно ввели в эксплуатацию систему видеонаблюдения, причинив региону ущерб на 78 млн руб.

Но эти истории лежат в плоскости Уголовного кодекса, а те самые миллиарды «зарабатываются» камерами вполне легально. Чей же бюджет пополняют штрафы? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять схему, по которой уже не первый год устанавливаются камеры на дорогах. Их покупка и обслуживание – дело недешёвое, поэтому тут государство сотрудничает с частными компаниями. Хотя нарушение ПДД – зона ответственности ГИБДД, камеры переданы на баланс региональных бюджетов. И уже власти на местах отдают это дело на аутсорсинг компаниям и индивидуальным предпринимателям (ИП).

Частники получают до 10 млн в день

Частники имеют право установить и обслуживать мобильные видеокамеры с треногами на дорогах, использовать оборудование для видеофиксации нарушений ПДД, распечатывать фотофиксацию, доставлять постановления о штрафах нарушителям и организовывать уплату штрафов, с суммы которых получают свой процент. ГИБДД лишь визирует разрешение на установку камеры в конкретном месте.

Понятно, что «коммерческий интерес» тут у всех. Чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Выгодно и частнику, который получает от 20–50% суммы штрафных денег либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа. Отсюда и установка камер в «хлебных» местах, погрешности в замерах и пр. Эксперты говорят, что в среднем по России такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10–11 млн руб. в день.

«Под благим предлогом борьба за безопасность движения превратилась в типичный бизнес, когда местные чиновники обогащаются, аффилированные фирмы обогащаются, региональные бюджеты пополняются», – уверен депутат Госдумы Ярослав Нилов.

Регион доплачивал из своих

Минувшим летом случился большой скандал вокруг камер видеонаблюдения в Костром­ской области – журналисты выяснили, что львиная доля денег со штрафов уже 6 лет идёт не в областную казну, а в частные руки.

«Нам не хватало в те времена денег на выплату заработной платы бюджетникам, воспитателям в детских садах, а смерт­ность на дорогах росла. Было принято решение, что необходимо привлекать сюда частный капитал. Многие в средствах массовой информации пишут, что это люди, которые приближены к власти, и так далее. Это вопрос другой. Необходимы были деньги», – рассказал вице-губернатор Костромской области Юрий Маков.

В 2014 г. было заключено соглашение с «Безопасными дорогами Костромской области». Установили 54 комплекса, но позже за счёт собранных штрафов инвестору вернули потраченные деньги. Сейчас вся система принадлежит региону, однако большая часть денег от штрафов всё равно оседает не в бюджете области. Обслуживать комплекс продолжает всё та же компания. Всего за время действия соглашения водителям выписали штрафов на 1,3 млрд руб., из которых более миллиарда передали «БДКО». Чиновники объясняют это тем, что частник несёт расходы на электроэнергию, обслуживание камер, коммунальные платежи и доставку писем нарушителям. Таким образом, со штрафа 500 руб. в бюджете остаётся лишь 85. И доход в миллиард – не предел, поскольку камер уже в 2 раза больше и прибыль растёт.

Надо отметить, что каждый регион к договору с инвесторами подходит индивидуально. Где-то коммерсанты получают фиксированную сумму с каждого штрафа: в Московской области – 233 руб., в Тамбов­ской – 243 руб., в Курганской – 149 руб. и т. д. А где-то действует сложная формула с процентами, плановыми цифрами и дополнительными условиями.

Например, Свердловская область меняет подрядчика, но с декабря 2016-го камерами там занималось ООО «УГМК-Телеком». Они заработали почти 3 млрд на нарушителях ПДД. Деньги компания получала за каждого попавшегося автомобилиста. За один штраф «УГМК-Телеком» платили из бюджета области 283 руб. 85 коп. То есть в том случае, когда водитель получал штраф в 500 руб. и оплачивал его в течение 20 дней со скидкой 50%, регион ничего не зарабатывал, а ещё и доплачивал подрядчику! Как заметил депутат Заксобрания области Александр Ивачёв, ещё 55 руб. шли на почтовые услуги, и даже при 100%-ной оплате штрафа бюджет получал крохи: «В итоге в 2017-м с взысканных 333,7 млн до областной казны дошло лишь 74,4 млн. Фантастическая благотворительность».

Отменить штраф

По данным чиновников, в 2018 г. частные компании заработали на штрафах с камер видео­фиксации 3,4 млрд руб. Тогда же выяснилось, что это делается не совсем корректными методами. В 2019-м президент Владимир Путин потребовал от частников «перестать прятать камеры по кустам». «С тех пор камер стало больше. Конечно, это огромные бюджеты, и это уже не 3 млрд в год, а гораздо больше. Думаю, по итогам 2021 г. будет рекорд, – сказал «АиФ» юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. – И самое ужасное, что они работают некачественно и не отрабатывают ту задачу, которая перед ними стоит. Да, Путин требовал перестать прятать камеры по кустам, но они до сих пор устанавливаются там, например, где нет предупреждающих знаков. Камеры на скорость – фикция, потому что перед ними всё равно притормаживают все. Депутаты и представители ГИБДД спорят о том, способны ли камеры фиксировать опасное вождение. Выясняется – нет. Но не факт, что экс­перимент не запустят, и тогда штрафов станет ещё больше. Это замечательная формула для пополнения местных бюджетов и карманов инвесторов».

В планах Госдумы на март – законопроект по камерам, который подготовили сенаторы от «Единой России». «К сожалению, сейчас камеры на дорогах выполняют функцию сбора денег с автолюбителей. Это уже давным-давно не профилактическая, а фискальная мера, – говорит 1-й замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Дмитрий Вяткин. – Огромное возмущение вызывают у автолюбителей треноги, когда частные лица прячут камеры в кустах, устанавливают сразу перед знаками скоростного режима. Сегодня нет специальных нормативных актов, ГОСТа, которые бы регулировали порядок установки камер, требования к их техническим характеристикам и работе. Мы хотим обязать правительство эти правила установить, чтобы они были едины для всей страны. Нужно навести в этой сфере порядок».

Согласно законопроекту, если камера установлена с нарушением, то административная ответственность для автовладельца не должна наступать. А уже выписанный штраф необходимо будет отменить.

Как вернуть деньги, если оплатил один и тот же штраф два раза

Быстро оплачивать штрафы выгодно: в первые 20 дней автомобилист по закону вносит половину суммы. Но из-за спешки или ошибки можно дважды оплатить один и тот же штраф. Эта статья — подробное руководство по тому, как не потерять деньги.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Как может получиться двойная оплата штрафа

Оплата в разных сервисах. У автомобилиста настроены уведомления о штрафах. Он получает письмо и тут же оплачивает. Позднее он снова видит долг на другом сервисе и снова гасит его. Оказывается, что он дважды оплатил штраф. Ошибка в реквизитах. Автовладелец оплачивает штрафы по старинке, через банк. Он получает письмо от ГИБДД и идет в ближайшее отделение. Операционист копирует реквизиты с квитанции и допускает ошибку. Деньги уходят в ГИБДД, но штраф остается. Позднее банк снова списывает деньги со счета по требованию судебных приставов. Сбой базы данных ГИБДД. Плательщик все делает правильно, но в базе данных происходит сбой — деньги уходят, но информация об оплате теряется. Потом приставы списывают деньги со счета второй раз.

Деньги можно вернуть и в других случаях: вы случайно оплатили чужой штраф, внесли полную сумму вместо половины штрафа или перевели деньги за отменный штраф. Как вернуть оплаченный штраф ГИБДД

Когда нельзя вернуть деньги

  • в заявлении автомобилист указал основание для возврата;
  • нет подтверждающих документов, например штраф оплатили наличными, а квитанция потерялась;
  • заявитель обращается по поводу чужого платежа, например муж пишет в ГИБДД по поводу штрафа, который повторно оплатила жена.

Что делать для возврата денег

Чтобы вернуть деньги за повторную оплату, действуйте по шагам:

Убедитесь, что действительно дважды оплатили штраф. Проверьте реквизиты в квитанциях. Если в двух платежах все совпадает, то стоит заняться возвратом денег.

Определите, кто получил платеж. Найдите в постановлении телефон организации, которая выписала штраф. Обычно это ГИБДД, если речь о неправильной парковке в Москве — МАДИ (Московская административная дорожная инспекция) или АМПП (Администратор московского парковочного пространства). Постановление обычно приходит на почту или в личный кабинет сайта Госуслуги. Если не пришло, обратитесь в региональную ГИБДД.

Позвоните и уточните точное название организации, полное имя и должность руководителя, адрес для обращений.

Соберите документы. Для возврата денег потребуется заполненное заявление и копии следующих документов: паспорта, постановления, квитанций и чеков. Полный список и пример заполненного заявления смотрите ниже.

Подайте документы. Отнесите документы лично в рабочие часы или отправьте по почте.

Ждите возврата денег. Заявление по закону рассматривают до месяца. Если спустя 30 дней деньги не поступят к вам на счет, можно будет обратиться в главное управление ГИБДД , прокуратуру или в суд.

Знаете свой долг по налогу?

Цена ОСАГО
на вашу машину

Вас снимают, оплатите. Кто зарабатывает на штрафах с дорожных камер

Штраф

В России комплексы фото­видеофиксации на дорогах появились в 2008 г. Их число постоянно растет: если в ­2016-м стационарных комплексов было 7,2 тыс., то в 2020-м — уже 17,2 тыс. Соответственно и штрафов по ним выписывается больше. Только в Санкт-Петербурге в октябре 2021 г. с помощью камер было зарегистрировано более 1 млн нарушений ПДД. В целом по стране в 2020 г. дорожные камеры «заработали» 117 млрд руб. За прошлый год суммы штрафов еще не обнародовали, но миллиардов точно будет больше.

slide image for gallery: 25559 | Дорожные камеры фотовидеофиксации

slide image for gallery: 25559 | Дорожные камеры фотовидеофиксации

slide image for gallery: 25559 | Дорожные камеры фотовидеофиксации

slide image for gallery: 25559 | Дорожные камеры фотовидеофиксации

slide image for gallery: 25559 | Дорожные камеры фотовидеофиксации

«Установка систем видео­фиксации в первую очередь преследует цели обогащения, монетизации, чтобы как можно быстрее получить прибыль. А вопросы безопасности отходят у нас на второй план», — заявил в конце прошлого года генпрокурор России Игорь Краснов во время правительственного часа в Госдуме. По его словам, прокуратура совместно с Росфинмониторингом, ФСБ и МВД выявила множество картельных сговоров вокруг закупки и установки камер. Участники таких сговоров покупали аппаратуру, технические характеристики которой отличались от указанных в конт­рактах, не исполняли «условия контракта при формировании его начальной цены». В качестве примера Краснов привел Кировскую область с уголовным делом в отношении регионального министра и директора предприятия, которые незаконно ввели в эксплуатацию систему видеонаблюдения, причинив региону ущерб на 78 млн руб.

Но эти истории лежат в плоскости Уголовного кодекса, а те самые миллиарды «зарабатываются» камерами вполне легально. Чей же бюджет пополняют штрафы? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять схему, по которой уже не первый год устанавливаются камеры на дорогах. Их покупка и обслуживание — дело недешевое, поэтому тут государство сотрудничает с частными компаниями. Хотя нарушение ПДД — зона ответственности ГИБДД, камеры переданы на баланс региональных бюджетов. И уже власти на местах отдают это дело на аутсорсинг компаниям и индивидуальным предпринимателям (ИП).

Частники получают до 10 млн в день

Частники имеют право установить и обслуживать мобильные видеокамеры с треногами на дорогах, использовать оборудование для видеофиксации нарушений ПДД, распечатывать фотофиксацию, доставлять постановления о штрафах нарушителям и организовывать уплату штрафов, с суммы которых получают свой процент. ГИБДД лишь визирует разрешение на установку камеры в конкретном месте.

Понятно, что «коммерческий интерес» тут у всех. Чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Выгодно и частнику, который получает от 20−50% суммы штрафных денег либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа. Отсюда и установка камер в «хлебных» местах, погрешности в замерах и пр. Эксперты говорят, что в среднем по России такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10−11 млн руб. в день.

Дорожная камера фиксации нарушений

«Под благим предлогом борьба за безопасность движения превратилась в типичный бизнес, когда местные чиновники обогащаются, аффилированные фирмы обогащаются, региональные бюджеты пополняются», — уверен депутат Госдумы Ярослав Нилов.

Регион доплачивал из своих

Минувшим летом случился большой скандал вокруг камер видеонаблюдения в Костром­ской области — журналисты выяснили, что львиная доля денег со штрафов уже 6 лет идет не в областную казну, а в частные руки.

«Нам не хватало в те времена денег на выплату заработной платы бюджетникам, воспитателям в детских садах, а смерт­ность на дорогах росла. Было принято решение, что необходимо привлекать сюда частный капитал. Многие в средствах массовой информации пишут, что это люди, которые приближены к власти, и так далее. Это вопрос другой. Необходимы были деньги», — рассказал вице-губернатор Костромской области Юрий Маков.

Читайте также

Автосалон

В 2014 г. было заключено соглашение с «Безопасными дорогами Костромской области». Установили 54 комплекса, но позже за счет собранных штрафов инвестору вернули потраченные деньги. Сейчас вся система принадлежит региону, однако большая часть денег от штрафов все равно оседает не в бюджете области. Обслуживать комплекс продолжает все та же компания. Всего за время действия соглашения водителям выписали штрафов на 1,3 млрд руб., из которых более миллиарда передали «БДКО». Чиновники объясняют это тем, что частник несет расходы на электроэнергию, обслуживание камер, коммунальные платежи и доставку писем нарушителям. Таким образом, со штрафа 500 ₽ в бюджете остается лишь 85. И доход в миллиард — не предел, поскольку камер уже в 2 раза больше и прибыль растет.

Надо отметить, что каждый регион к договору с инвесторами подходит индивидуально. Где-то коммерсанты получают фиксированную сумму с каждого штрафа: в Московской области — 233 ₽, в Тамбов­ской — 243 ₽, в Курганской — 149 ₽ А где-то действует сложная формула с процентами, плановыми цифрами и дополнительными условиями.

Например, Свердловская область меняет подрядчика, но с декабря 2016-го камерами там занималось ООО «УГМК-Телеком». Они заработали почти 3 млрд на нарушителях ПДД. Деньги компания получала за каждого попавшегося автомобилиста. За один штраф «УГМК-Телеком» платили из бюджета области 283 ₽ 85 коп. То есть в том случае, когда водитель получал штраф в 500 ₽ и оплачивал его в течение 20 дней со скидкой 50%, регион ничего не зарабатывал, а еще и доплачивал подрядчику! Как заметил депутат Заксобрания области Александр Ивачев, еще 55 ₽ шли на почтовые услуги, и даже при 100%-ной оплате штрафа бюджет получал крохи: «В итоге в 2017-м с взысканных 333,7 млн до областной казны дошло лишь 74,4 млн. Фантастическая благотворительность».

Отменить штраф

По данным чиновников, в 2018 г. частные компании заработали на штрафах с камер видео­фиксации 3,4 млрд руб. Тогда же выяснилось, что это делается не совсем корректными методами. В 2019-м президент Владимир Путин потребовал от частников «перестать прятать камеры по кустам». «С тех пор камер стало больше. Конечно, это огромные бюджеты, и это уже не 3 млрд в год, а гораздо больше. Думаю, по итогам 2021 г. будет рекорд, — сказал “АиФ” юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. — И самое ужасное, что они работают некачественно и не отрабатывают ту задачу, которая перед ними стоит. Да, Путин требовал перестать прятать камеры по кустам, но они до сих пор устанавливаются там, например, где нет предупреждающих знаков. Камеры на скорость — фикция, потому что перед ними все равно притормаживают все. Депутаты и представители ГИБДД спорят о том, способны ли камеры фиксировать опасное вождение. Выясняется — нет. Но не факт, что экс­перимент не запустят, и тогда штрафов станет еще больше. Это замечательная формула для пополнения местных бюджетов и карманов инвесторов».

В планах Госдумы на март — законопроект по камерам, который подготовили сенаторы от «Единой России». «К сожалению, сейчас камеры на дорогах выполняют функцию сбора денег с автолюбителей. Это уже давным-давно не профилактическая, а фискальная мера, — говорит 1-й замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Дмитрий Вяткин. — Огромное возмущение вызывают у автолюбителей треноги, когда частные лица прячут камеры в кустах, устанавливают сразу перед знаками скоростного режима. Сегодня нет специальных нормативных актов, ГОСТа, которые бы регулировали порядок установки камер, требования к их техническим характеристикам и работе. Мы хотим обязать правительство эти правила установить, чтобы они были едины для всей страны. Нужно навести в этой сфере порядок».

Согласно законопроекту, если камера установлена с нарушением, то административная ответственность для автовладельца не должна наступать. А уже выписанный штраф необходимо будет отменить.

Регионы заработали 70 млрд рублей на штрафах водителей

В 2017 году в бюджеты регионов поступили более 69,3 млрд рублей, полученных от оштрафованных водителей. Об этом говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза», предоставленном «Известиям». Самая высокая доля доходов от штрафов в региональных бюджетах зафиксирована в Калмыкии, Костромской и Курганской областях, а по объему полученных денег с большим отрывом лидирует Москва. Эксперты считают, что власти субъектов стали злоупотреблять установкой камер видеофиксации нарушений ПДД.

Количество штрафов за скорость выросло на 33%
Видеофиксация помогает бороться с лихачами

В ходе подготовки исследования эксперты «ФинЭкспертизы» использовали данные Росстата, Федерального казначейства России, а также информацию с официальных сайтов правительств регионов. В сумме за счет штрафов субъекты в 2017 году пополнили свои бюджеты на 69,3 млрд рублей. По данным Федерального казначейства, в 2016 году показатель составлял 60 млрд рублей. Согласно исследованию, в среднем по России доля доходов региональных бюджетов от штрафов за нарушение ПДД составляет 0,42%. Однако в некоторых областях она существенно выше.

Так, в Калмыкии при общих доходах бюджета в 16,3 млрд рублей в прошлом году, на штрафы пришлось 392,3 млн рублей, что составляет 2,4% от всех поступлений в казну. В Костромской области при 36,6 млрд доходов на штрафы пришлось 463,8 млн рублей (1,27%). В Курганской области общие поступления в казну региона составили 52,3 млрд рублей, из них 632,6 млн (1,21%) обеспечили нарушители правил дорожного движения. По общей сумме сборов с проштрафившихся водителей с большим отрывом лидирует Москва, собравшая за прошлый год 16,6 млрд рублей. Далее следуют Татарстан (3 млрд руб.), Московская область (2,9 млрд рублей), Санкт-Петербург (2,2 млрд). Замыкает пятерку Нижегородская область (2 млрд рублей). Отрыв Москвы объясняется не только большим числом камер на дорогах столицы, но и хорошо отлаженной работой по наказанию водителей за нарушение правил парковки. В «ФинЭкспертизе» подсчитали и размер среднего штрафа в пересчете на одного жителя региона. По этому показателю лидируют такие регионы, как Калмыкия (1,4 тыс. руб./чел.), Татарстан (784 руб./чел.), Курганская область (727 руб./чел.), Костромская область (709 руб./чел.) и Республика Алтай (702 руб./чел.), говорится в исследовании. Средняя сумма штрафа по России в пересчете на одного жителя 2017 году составила 351 рубль. Сейчас деньги от штрафов поступают в местные бюджеты и распределяются в дорожные фонды регионов. Некоторые субъекты федерации почувствовали, что таким образом можно пополнять казну и активно этим пользуются, но результат, к сожалению, не всегда приводит к прямой цели штрафов — улучшению безопасности дорожного движения, считает автомобильный адвокат движения «Свобода Выбора» Сергей Радько.

«Штрафные» деньги пойдут на дороги
В правительстве намерены запретить регионам тратить эти средства по своему усмотрению

— Хороший пример — федеральная трасса М5 «Урал», где ограничение скорости 90 км/ч, и практически через каждые 500 м висят камеры. При этом сама трасса с отбойником, освещением, земляной обочиной и отсутствием пресечений с другими дорогами на одном уровне. То есть фактически попадает под понятие магистраль, где скорость разрешенного движения составляет 110–150 км/ч, — пояснил Сергей Радько. Оснащение дорог камерами — это путь, который уже прошли многие страны. В западной Европе массовая видеофиксация превышений скорости началась примерно в начале 2000-х годов. На участке, где установлена камера, общее количество ДТП снижается в диапазоне 15–65%, отметил автомобильный эксперт Сергей Ифанов. — К примеру, в Англии в 2007 году камеры, работающие по скорости, заработали около £120 млн, и у местных властей тогда была действительно эйфория. В Европе ходили анекдоты по поводу острова утыканного «спидкамерами», но позже всё обрело цивилизованный вид, а англичане получили колоссальное снижение аварийности и смертности. За этим стоит простая арифметика: при наезде автомобиля со скоростью 30 км/ч вероятность выжить у пешехода составляет 90%, на скорости 50 км/ч — шансы снижаются до 50%, а при скорости 60 км/ч они падают до 10%. По мнению правозащитника, видеофиксация нарушений ПДД в России по-прежнему требует развития. Но регионы при этом не должны ставить во главу угла пополнение бюджета. Вместо этого должна быть мотивация реально снижать аварийность, подчеркивают эксперты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *