Почему в наши дни происходит утрата милосердия сочинение егэ
Перейти к содержимому

Почему в наши дни происходит утрата милосердия сочинение егэ

  • автор:

Проблема утраты милосердия по тексту Д.А. Гранина (ЕГЭ по русскому)

В предложенном тексте Д. А. Гранин рассуждает об утрате милосердия. Комментируя поставленную проблему, стоит обратить внимание на предложения 4-9. Автор обращает внимание на то, что понятие «милосердие» перестает играть важную роль в жизни людей. Он называет этот термин «несколько устаревшим, непопулярным сегодня и даже как будто отторгнутым нашей жизнью». Милосердие уходит из жизни общества, и автор доказывает это тем, что улицу Милосердия в Ленинграде переименовали в улицу Текстилей, так как сочли прежнее название отжившим. Читатель понимает, что мелочи повседневной жизни отражают, как люди лишаются важнейшего проявления нравственности, то есть милосердия. Может ли милосердие искореняться преднамеренным путем?В истории есть примеры, которые подтверждают мысль о том, что существует возможность насильственного лишения людей сострадания и милосердия по отношению к окружающим. В процессе повествования автор акцентирует внимание на том, что в период раскулачивания, массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь пострадавшим, их семьям, «людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам».

Д. А. Гранин пишет:»Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные». Считалось, что это чувство мешает в эпоху классовой борьбы. Автор приходит к выводу о том, что это понятие «исчезло из обихода, ушло как бы в подполье». Мы осознаем:такие искренние проявления добра и сочувствия, как милосердие, могут преднамеренно искореняться из жизни общества. К сожалению, милосердие преднамеренно уничтожали в сложные периоды истории нашей страны, потому что оно могло помешать проявлению беззакония и жестокости. Оба примера дополняют друг друга. Они показывают, что утрата милосердия может происходить в повседневной жизни обычных людей или насаждаться со стороны верховной власти, которая заинтересована в подчинении общества существующему режиму. По мнению автора, утрата милосердия очень опасна. С одной стороны, это чувство исчезает из-за запретов вышестоящих, а, с другой стороны, это происходит по вине каждого члена общества. Позиция автора мне очень близка. Я считаю, что милосердие необходимо сохранять в сердцах людей, посколько оно препятствует проявлению жестокости и несправедливости. Если не будет милосердия, то наше существование будет черствым и бесчеловечным. Стоит вспомнить произведение В. Г. Распутина «Уроки французского». Учительница Лидия Михайловна играла со своим учеником в игру на деньги, чтобы помочь ему. Она видела, что ученик ощущал постоянный голод, поэтому пыталась всячески оказать ему поддержку. Во время одной из игр их заметил директор школы, который посчитал поступок Лидии Михайловны настоящим преступлением и уволил ее. Директор не смог понять истинных причин поступков учительницы, потому что в его душе не было места сочувствию, состраданию и милосердию. Таким образом, хочется верить, что в мире с каждым днем будет становиться больше искренних и милосердных людей. Нам необходимо ценить и оберегать это чувство, не давать ему полностью исчезнуть из нашей жизни.

Обновлено: 2021-04-24
Опубликовал(а): yuliaa

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям. Спасибо за внимание.

Готовые сочинения к сожалению, наши обильные разговоры по тексту Д. А. Гранину

ЕГЭ 2021 цыбулько 36 вариантов

Почему милосердие должно стать неотъемлемой частью нашей жизни? Почему важно сохранить милосердие? Как это нужно сделать? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского русского писателя Д. А. Гранина.

Раскрывая проблему сохранения милосердия, автор опирается на собственные рассуждения, приводит яркие доводы. Например, он приводит исторический пример, связанные с революционной и советской эпохой, когда милосердие считалось устаревшим. Но Гранин подчёркивает, что милосердие как древнее чувство свойственно всему живому, оно не должно быть «запущенным». Из этого следует, что человек рождается с чувством милосердия, в жизни есть много примеров трогательной отзывчивости, человечности. Кроме того, писатель обращается к детским воспоминаниям, когда на его глазах постоянно совершался акт милосердия. Его отец никогда не проходил мимо слепых, калек, которые просили подаяние в подъездах, на вокзалах и рынках. Он всегда подавал медную монетку. Этот факт говорит о том, что взрослые должны подавать детям пример сострадания, проявлять духовность, только тогда милосердие будут проявлять и их дети.

Оба примера, дополняя друг друга, подводят к мысли о том, что каждый должен стремится проявлять милосердие, нельзя, чтобы оно исчезло из нашей жизни. Авторская позиция заключается в следующем: милосердие необходимо сохранять в сердцах людей, так как это естественное для каждого из нас чувство, с которым мы рождаемся и которое является основой духовности.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, милосердие не должно исчезнуть из нашей жизни. Чтобы это не произошло, необходимо проявлять его на практике ежедневно, нельзя быть равнодушным к чужому горю.

В рассказе А. П. Платонова «Юшка» главный герой, помощник кузнеца, проявляет милосердие по отношению к девочке-сироте. Он не тратит на себя средства, а каждое лето всю зарплату относит в город и отдаёт в семью, куда поместил девочку для воспитания.

Мы пришли к выводу, что долг каждого из нас – стремиться сохранить милосердие. Для этого нужно делать добрые дела, помогать тому, кто нуждается в нашей поддержке.

Сочинение ЕГЭ №2

Почему утрата милосердия губительно воздействует на духовную жизнь общества? Каковы причины того, что в определённые исторические периоды милосердие специально уничтожалось? Почему и в наши дни происходит утрата милосердия? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского и российского писателя Д. А. Гранина.

Раскрывая проблему утраты милосердия, автор опирается на собственные рассуждения и приводит множество фактов, доказывающих, что милосердие «как будто отторгается нашей жизнью». Например, он пишет, что термин «милосердие» считается устаревшим и даже в словаре есть пометка «устар.». Второй пример связан с историей. В годы раскулачивания и репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных.

Оба эти примера дополняют друг друга и указывают на то, что основной причиной утраты милосердия является политика государства в период классовой борьбы, так как это чувство считали аполитичным. Автор стремится убедить своих читателей в том, что одним из самых главных проявлений нравственности человека является милосердие, и поэтому без этого высокого нравственного качества невозможно существование общества. В послереволюционный период милосердие считали пережитком прошлого и сознательно старались избавляться от этого чувства, потому что оно мешало проявлению беззакония и жестокости. В наши дни милосердие утрачивается, так как не находит практики.

Позиция автора мне понятна и близка. Несомненно, основой нравственности является милосердие. В тридцатые и сороковые годы слово «милосердие» исчезло совсем из лексикона, так как «милость к падшим» была запрещена официально, на государственном уровне.

В рассказе В. Г. Распутина милосердие по отношению к своему ученику проявляет учительница французского языка Лидия Михайловна, которая узнала, что пятиклассник голодает, и решила ему помочь. Мальчик отказывался садиться за стол после дополнительных занятий на квартире учительницы, не принял от неё посылку, и тогда она предложила играть в «пристенок» на деньги. Однажды за этим занятием их застал директор школы, и Лидии Михайловне пришлось уволиться, взяв вину на себя. События происходили в суровые послевоенные годы, в 1948 году, и директор вряд ли понял бы причины поступка учительницы.

В заключение подчеркнём, что общество тогда будет находиться на высокой ступени нравственного развития, когда в нём будет существовать милосердие, которое нужно воспитывать с раннего возраста в детях и самому быть в проявлении этого чувства примером для подрастающего поколения.

Сочинение ЕГЭ №3

Почему в наиболее сложные периоды истории нашей страны милосердие намеренно уничтожалось? Без него невозможно существование гуманного общества. Д.А. Гранин в предложенном тексте поднимает проблему утраты милосердия.

Автор размышляет о том, что в настоящее время это понятие считается устаревшим, как будто отживает сама способность к сочувствию. Несмотря ни на что без милосердия сложно оставаться человеком в полном смысле этого слова. Без такой «трогательной отзывчивости» не существует и настоящей нравственности. В страшные моменты нашей жизни было столько жестокости, что о милосердии начали забывать. Задача каждого из нас – возродить это чувство – сначала в себе, а потом и в других.

Д.А. Гранин считает, что человек рождается сострадательным, готовым любить. Как помочь ему не утратить эту способность? Многое зависит от воспитания, поэтому родители должны быть ответственными за будущее своих детей. Так, например, отец рассказчика научил его откликаться на чужую боль. Конкретизируя данную мысль, Д.А. Гранин подчёркивает, что одна из важных причин утраты милосердия заключается в том, что оно не находит практики.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: опасно забывать о милосердии, потому что это самое действенное проявление нравственности человека. Необходимо «упражняться» в способности понимать боль ближнего.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, милосердие – это то чувство, с которым мы рождаемся, поэтому так важно не потерять его. Вспомним, как многое делала ради других героиня рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Она никому не отказывала в помощи и совершенно не думала о себе. Именно поэтому первое название произведения представляло собой народную мудрость: «Не стоит село без праведника».

Таким образом, милосердие нуждается в постоянной практике, иначе оно может ослабнуть и исчезнуть. Его утрата – верный путь к деградации.

Сочинение ЕГЭ №4

Мы часто говорим о нравственности, о высоких душевных качествах. Но всегда ли эти качества на самом деле имеют значение для человека и общества в целом? Проблеме одного из таких несправедливо попавших в опалу качеств — милосердия- и посвящен, как мне кажется, текст Даниила Гранина.

Рассуждая о важности этого качества, писатель обращается к наблюдениям за природой. Он указывает на то, что милосердие свойственно птичьему сообществу. Встречается оно и у людей, но, по мнению Д. Гранина, редко.

Анализируя причины того, что милосердие не такое распространенное качество, как хотелось бы, автор текста находит их в истории нашего государства. Он уверен, что репрессии, раскулачивание требовали от людей не милосердия, а непримиримости. Поэтому была фактически объявлена война этому доброму качеству.

Автор уверен, что милосердие — важнейшее свойство человека. Его надо воспитывать и бережно взращивать. Это требует постоянного труда души.

Я согласен с писателем. Действительно, милосердие стало в какой-то момент «немодным» и даже опасным. Ведь оно требовало милости к врагу! А врага, который не сдается, полагалось безжалостно уничтожать.

Свою мысль я хотел бы проиллюстрировать, обратившись к рассказу В. Тендрякова «Хлеб для собаки». В этом произведении описан спор раскулаченного с партийным функционером. И восприятие этого спора мальчиком, героем-рассказчиком. В душе мальчика происходит настоящий взрыв. Герой понимает, что не должен жалеть врага (тот получил по заслугам), но не может не испытывать сострадания к мучительно умирающим людям.

Мне кажется, сейчас, когда многие обращаются к традиционным ценностям, милосердие тоже становится распространенным качеством. Я хотел бы верить, что вскоре оно снова станет нормой, а не чем-то уникальным, требующим восхищения и превознесения. И я думаю, что ради этого каждый должен начать с самого себя.

Сочинение ЕГЭ №5

Поднимая проблему сохранения милосердия, советский и российский писатель Д.А. Гранин отвечает на следующие вопросы: как можно сохранить милосердие и почему это нужно делать?

Отвечая на первый вопрос, автор текста выражает уверенность в том, что милосердие – чувство врожденное, однако его нужно постоянно упражнять, иначе оно будет слабеть до тех пор, пока вовсе не исчезнет. Рассуждая о необходимости практики милосердия, автор приводит конкретный пример из собственной жизни: в детстве отец всегда давал ему медяк, чтобы он подавал его нищим, и он, несмотря на страх перед нищенством и несмотря на желание оставить деньги себе, отдавал их нищим. Вспоминая это, писатель понимает, что отец упражнял в нем милосердие, так как без упражнения милосердие не может существовать.

Отвечая на второй вопрос, автор текста рассуждает о том, что милосердие нужно сохранять по той причине, что оно является «важнейшим действенным проявлением нравственности», свойственным не только человеку, но и всем животным и птицам.

Авторская позиция предельно ясна: каждый человек должен сохранять в себе милосердие, постоянно его практикуя и упражняя, поскольку оно является древнейшим проявлением нравственности, важным для человеческого существования.

С автором текста трудно не согласиться. Милосердие является чувством нравственного человека, оставаться которым помогает совершение конкретных милосердных поступков, которые не позволяют милосердию ослабеть и исчезнуть. Данная мысль находит отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей.

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показано, с какими испытаниями и препятствиями пришлось столкнуться главному герою Андрею Соколову на своем жизненном пути. Несмотря на участие в жестокой войне, которая разрушила его семейное счастье, поскольку жена и дети погибли во время военных действий, Андрей Соколов смог сохранить в себе милосердие. Главным упражнением милосердия в послевоенные годы стало то, что Андрей Соколов приютил мальчика-сироту Ванюшку, заботясь о нем как о родном сыне. Андрей Соколов не озлобился на мир, благодаря милосердию ему удавалось даже в тяжелых условиях оставаться нравственным человеком.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Равнодушное отношение большинства людей к трудному положению семейства Мерцаловых говорит о том, что у многих окружающих их людей полностью исчезло милосердие. Находясь в таких общественных условиях, доктор Пирогов мог подчиниться им, однако он сохраняет в себе милосердие, оставаясь нравственным человеком. Практика милосердия заключается в конкретных действиях доктора Пирогова: он осмотрел больную Машутку, выписал рецепт, помог семейству Мерцаловых материально и дал членам семьи совет никогда не падать духом. Поступок доктора Пирогова приводит к мысли о том, что милосердие никогда не исчезнет, если его постоянно упражнять.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить: поскольку милосердие – это важнейшее проявление нравственности, его нужно сохранять, постоянно упражняясь в нем, совершая конкретные милосердные поступки.

Сочинение ЕГЭ №6

Что такое милосердие? В чём оно проявляется? Над этой проблемой предлагает задуматься Даниил Александрович Гранин — советский и российский писатель. Автор, рассуждая над вопросом, говорит о своём отце, который в детстве учил его помогать нуждающимся. Не смотря на то, что материальное положение не позволяло тратить деньги на других людей, отец мальчика учил его быть отзывчивым, воспитывал в нём «чувства добрые». Так читатель понимает, что умение откликнутся на проблемы ближнего — это признак милосердия. Писатель обращает наше внимание на то, что с самого рождения в нас заложена способность «откликаться на чужую боль», но, если долгое время человек сознательно приглушает этот порыв, перестаёт «упражняться» эта способность покидает его.

Действительно, необходимо проявлять свои светлые чувства, не давать им угаснуть. Оба примера, дополняя друг друга, показывают в чём проявляется милосердие.

По мнению автора, нам необходимо проявлять свою доброту. Нельзя допустить того, что бы это чувство «оказалось запущенным», поэтому нам необходимо ежедневно совершать жесты милосердия.

Мысли автора мне импонируют: человечность в наши дни уходит на второй план и постепенно становится забытым чувством. Читая текст, я вспоминаю роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой произведения — Пётр Гринёв дарит заячий тулуп Пугачёву, не смотря на то, что Савельич против этого. Пугачёв, помня добрый поступок Гринева, после захвата крепости милует его и оставляет в живых. В этих поступках героев заключается их отзывчивость.

Таким образом, милосердие – это способность человека быть нравственным. Проявлять сочувствие и быть готовым жертвовать ради помощи ближнему, есть признак доброго человека.

Сочинение ЕГЭ №7

Почему происходит утрата милосердия? Этот вопрос волнует Д. Гранина, автора предложенного для анализа текста.

Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к размышлениям автора. Д. Гранин пишет о том, что во времена раскулачивания, тяжкие годы массовых репрессий милосердие и любые добрые поступки по отношению к нуждающимся были под запретом. Нельзя было приютить детей сосланных или даже посочувствовать арестованным. «Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные», — вспоминает автор. Такая политика привела к тому, что многие люди полностью утратили чувство милосердия. Оно было искоренено как незаконное, мешающее, опасное чувство. Даже само это слово, милосердие, перестало использоваться. Внешнее влияние на поведение и сознание людей, насильственное истребление милосердных порывов сильно покалечило общество, лишив людей способности сочувствовать.

Продолжая размышлять о том, почему происходит утрата милосердия, автор переключает свое внимание с внешних факторов, влияющих на человека, на поведение самого человека, которое также способно привести к утрате милосердия. Д. Гранин вспоминает своего отца, который в детстве заставлял его подавать милостыню нищим. Автор рассказывает, что ему приходилось преодолевать свой страх, а иногда и свою жадность. Это была «практика милосердия», так отец воспитывал в ребенке важное чувство. Этот эпизод из детства автора заставляет нас понять, что милосердие в человеке поддерживается практикой. Нужно помогать нуждающимся, сочувствовать им, только тогда ты сможешь сохранить искреннее желание делать это.

Эти два примера важны для понимания проблемы: автор показывает, что отсутствие практики милосердных поступков, для которого могут быть как внешние, так и внутренние причины, ведет к утрате чувства милосердия.

Проанализировав текст, я понял позицию автора. Д. Гранин уверен, что утрата милосердия происходит потому, что оно не находит практики. Если человек не помогает нуждающимся, из-за запретов общества или по собственному желанию, со временем он может и вовсе утратить чувство милосердия. Я согласен с мнением автора. Как и любая способность, данная нам природой, способность сочувствовать должна поддерживаться и развиваться.

Для подтверждения своих слов хочу вспомнить героиню романа Достоевского «Преступление и наказание» Соню Мармеладову. Ее милосердие по отношению к Родиону Раскольникову не было внезапным. Это лишь еще один ее милосердный поступок, которому предшествовали многие другие. Соня всегда сочувствовала нуждающимся. Она всегда стремилась помогать своему отцу, пожертвовала собой ради спасения детей, тем самым она поддерживала в себе чувство сострадания, не позволяя ему угаснуть. Таким образом, к утрате милосердия ведет отсутствие в жизни людей милосердных поступков.

Полный текст ЕГЭ Д.А Гранина о милосердии:

(1)К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность… (3)Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.

(4)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (5)Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (б)Нечто свойственное лишь прежним временам. (7)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

(8)В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия.

(9)Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.

(10)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (11)Это древнее необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. (12)Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (13)Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (14)Примеры такие есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. (15)Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

(16)Милосердие изничтожалось неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. (18)Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. (19)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (20)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. (21)Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… (22)Его сделали запретным и для искусства. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать. (24)Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. (26)»Жалость к падшим» оказывали таясь и рискуя…

(27)Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (28)Уверен, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (29)Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. (30)И исчезает.

(31)Упражняется ли милосердие в нашей жизни. (32)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (33)Толчок, призыв к нему?

(34)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. (35)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. (36)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (37)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. (38)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

(39)И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

Сочинение ЕГЭ. Почему происходит утрата милосердия? По тексту Д. Гранина

Почему происходит утрата милосердия? Этот вопрос волнует Д. Гранина, автора предложенного для анализа текста.

Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к размышлениям автора. Д. Гранин пишет о том, что во времена раскулачивания, тяжкие годы массовых репрессий милосердие и любые добрые поступки по отношению к нуждающимся были под запретом. Нельзя было приютить детей сосланных или даже посочувствовать арестованным. «Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные», — вспоминает автор. Такая политика привела к тому, что многие люди полностью утратили чувство милосердия. Оно было искоренено как незаконное, мешающее, опасное чувство. Даже само это слово, милосердие, перестало использоваться. Внешнее влияние на поведение и сознание людей, насильственное истребление милосердных порывов сильно покалечило общество, лишив людей способности сочувствовать.

Продолжая размышлять о том, почему происходит утрата милосердия, автор переключает свое внимание с внешних факторов, влияющих на человека, на поведение самого человека, которое также способно привести к утрате милосердия. Д. Гранин вспоминает своего отца, который в детстве заставлял его подавать милостыню нищим. Автор рассказывает, что ему приходилось преодолевать свой страх, а иногда и свою жадность. Это была «практика милосердия», так отец воспитывал в ребенке важное чувство. Этот эпизод из детства автора заставляет нас понять, что милосердие в человеке поддерживается практикой. Нужно помогать нуждающимся, сочувствовать им, только тогда ты сможешь сохранить искреннее желание делать это.

Эти два примера важны для понимания проблемы: автор показывает, что отсутствие практики милосердных поступков, для которого могут быть как внешние, так и внутренние причины, ведет к утрате чувства милосердия.

Проанализировав текст, я понял позицию автора. Д. Гранин уверен, что утрата милосердия происходит потому, что оно не находит практики. Если человек не помогает нуждающимся, из-за запретов общества или по собственному желанию, со временем он может и вовсе утратить чувство милосердия. Я согласен с мнением автора. Как и любая способность, данная нам природой, способность сочувствовать должна поддерживаться и развиваться.

Для подтверждения своих слов хочу вспомнить героиню романа Достоевского «Преступление и наказание» Соню Мармеладову. Ее милосердие по отношению к Родиону Раскольникову не было внезапным. Это лишь еще один ее милосердный поступок, которому предшествовали многие другие. Соня всегда сочувствовала нуждающимся. Она всегда стремилась помогать своему отцу, пожертвовала собой ради спасения детей, тем самым она поддерживала в себе чувство сострадания, не позволяя ему угаснуть.
Таким образом, к утрате милосердия ведет отсутствие в жизни людей милосердных поступков.

Автор сочинения: Татьяна Городецкая

Проблема утраты милосердия. По Д. Гранину

Почему утрата милосердия губительно воздействует на духовную жизнь общества? Каковы причины того, что в определённые исторические периоды милосердие специально уничтожалось? Почему и в наши дни происходит утрата милосердия? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского и российского писателя Д. А. Гранина.

Раскрывая проблему утраты милосердия, автор опирается на собственные рассуждения и приводит множество фактов, доказывающих, что милосердие «как будто отторгается нашей жизнью». Например, он пишет, что термин «милосердие» считается устаревшим и даже в словаре есть пометка «устар.». Второй пример связан с историей. В годы раскулачивания и репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных.

Оба эти примера дополняют друг друга и указывают на то, что основной причиной утраты милосердия является политика государства в период классовой борьбы, так как это чувство считали аполитичным.
Автор стремится убедить своих читателей в том, что одним из самых главных проявлений нравственности человека является милосердие, и поэтому без этого высокого нравственного качества невозможно существование общества. В послереволюционный период милосердие считали пережитком прошлого и сознательно старались избавляться от этого чувства, потому что оно мешало проявлению беззакония и жестокости. В наши дни милосердие утрачивается, так как не находит практики.

Позиция автора мне понятна и близка. Несомненно, основой нравственности является милосердие. В тридцатые и сороковые годы слово «милосердие» исчезло совсем из лексикона, так как «милость к падшим» была запрещена официально, на государственном уровне.

В рассказе В. Г. Распутина милосердие по отношению к своему ученику проявляет учительница французского языка Лидия Михайловна, которая узнала, что пятиклассник голодает, и решила ему помочь. Мальчик отказывался садиться за стол после дополнительных занятий на квартире учительницы, не принял от неё посылку, и тогда она предложила играть в «пристенок» на деньги. Однажды за этим занятием их застал директор школы, и Лидии Михайловне пришлось уволиться, взяв вину на себя. События происходили в суровые послевоенные годы, в 1948 году, и директор вряд ли понял бы причины поступка учительницы.

В заключение подчеркнём, что общество тогда будет находиться на высокой ступени нравственного развития, когда в нём будет существовать милосердие, которое нужно воспитывать с раннего возраста в детях и самому быть в проявлении этого чувства примером для подрастающего поколения.

Текст Д. Гранина

(1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий. (З)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия. (7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков. (9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно — не модно? (12)Не нужно? (13)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает. (22)Оно стало не положенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя. (2б)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой: (27)И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. (28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» — милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. (36)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36>Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов. (37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих — обиды, лишения, хамство, — изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось. (40)Милость к падшим призывать — воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему — необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.

(По Д. Гранину)

Похожие материалы

  • Панорама Москвы.. М.Ю. Лермонтова..
  • «Москва не есть обыкновенный большой город. «
  • Проблема роли наставника, учителя. По Е. Лаптеву
  • Комментарий проблемы по тексту В.Некрасова.
  • Литературные аргументы. Проблема взяточничества.
  • Проблема отсутствия веры. По В. Захарову
  • Проблема воздействия СМИ. Аргументы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *