Как формулировать проблемы в сочинении егэ 2021
Перейти к содержимому

Как формулировать проблемы в сочинении егэ 2021

  • автор:

Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021

Если вы совсем не знаете, как писать самое сложное задание в ЕГЭ по русскому — не волнуйтесь. Во-первых, вы не одни. Помимо вас сотни таких же выпускников по всей стране в ужасе осознают, что им нужно набрать максимум баллов за то, в чем они совсем не разбираются. Во-вторых, это решаемо. В этой статье мы разберем самые важные темы, которые нужно знать, чтобы начать писать сочинение ЕГЭ на хорошие баллы, а вы внимательно читайте, запоминайте и конспектируйте.

План сочинения ЕГЭ

Чтобы узнать, как писать сочинение ЕГЭ по русскому, разберемся из чего оно состоит:

  1. Вступление – обозначение темы
  2. Основная часть – раскрытие темы
  3. Заключение – подведение итога

Сочинение, которое понравится эксперту, состоит из шести пунктов. Чтобы научиться писать сочинение ЕГЭ по русскому языку, достаточно придерживаться небольшого плана:

правила написания сочинения ЕГЭ по русскому

  • Проблема. Это первый абзац вашего сочинения. Проблема – вопрос, который волнует автора.
  • Комментарий. Во втором абзаце нужно написать комментарий, который подводит к авторской позиции и поясняет ее.
  • Авторская позиция. Авторская позиция – это четкий ответ на вопрос по тексту. Это третий абзац сочинения по русскому.
  • Своя позиция. Четвертый абзац нужен, чтобы высказать четкий тезис по отношению к мыслям автора.
  • Обоснование собственной позиции. Обоснование – это подтверждение тезиса (своей позиции), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с тезисом (своей позицией).
  • Заключение. Нужно подвести итог всего, о чем вы писали выше.

Как начать сочинение?

Еще один совет, как писать сочинение ЕГЭ по русскому на высокие баллы – займитесь вступлением и заключением в конце, после работы над основной частью сочинения. Так будет легче подвести к сути и подвести итог. Вот несколько советов о том, как начинать сочинение ЕГЭ:

  • Говорим об актуальности проблемы, вызываем интерес к прочтению всего сочинения;
  • Рассказываем о писателе;
  • Делимся впечатлениями от текста;
  • Пишем что-то общее по теме, плавно подводим к сути.

Формулируем проблему и даем комментарий

Формулируем проблему. В тексте бывает больше одной проблемы. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому и не ошибаться в выборе темы? Выбирайте тему, которая более очевидна.

Комментируем проблему. Пройдемся по ошибкам:

  • Пересказывать текст вместо цитирования;
  • Слишком много цитат текста в сочинении;
  • Плохой пример текста к комментарию.

Теперь о том, как написать сочинение и получить баллы за второй абзац:

  • Внимательно читаем и перечитываем текст;
  • Определяем предложение с основным смыслом/проблемой текста, либо читаем «между строк», чтобы найти проблему.

Чтобы быстро ориентироваться на экзамене, запомните несколько вопросов, которые можно задать самому себе:

  • В каком стиле написан текст? Художественный, научный или публицистический?
  • Какое предложение самое важное в тексте? Скажите об этом в сочинении.
  • Какие типы речи использует автор? Рассуждение, описание или повествование?

Обозначаем авторскую позицию

Теперь разберемся, как писать сочинение ЕГЭ по русскому и получить баллы за третий абзац. Чтобы обозначить авторскую позицию, нужно ее определить. А это сделать сложно, потому что она бывает неочевидна. Если так, то написать можно: «Автор оставляет читателю выбор самому разобраться в том, какой позиции ему придерживаться». Если позиция ясна, то можно начать абзац одним из нижеперечисленных способов:

как написать хорошее сочинение ЕГЭ

  • Автор считает, что…
  • Позиция автора такая, что…
  • Основная цель автора — это…
  • Автор осуждает…

Выражаем и аргументируем свою позицию

По запросу в поисковике «Как писать сочинение ЕГЭ» вы прочитаете о двух обязательных аргументах для успешной сдачи экзамена. Это не так. Чтобы написать сочинение хватит одного аргумента для успешной сдачи экзамена. Но так вы не наберете достаточное количество слов, поэтому, скорее всего, будете приводить два и больше аргументов.

В качестве аргументов можно использовать:

  • Факты (реальное общеизвестное событие)
  • Опыт (общечеловеческий, исторический)
  • Традиции, авторитетное мнение
  • Теоретические знания, терминология (в науке, искусстве, культуре и т.д.)
  • Литературный аргумент

Можно приводить аргументы из своих любимых книг, фильмов и сериалов. Но придерживайтесь такого правила – аргументы должны быть:

  • Точными
  • Развернутыми и убедительными
  • Доказывающими вашу точку зрения

Подведение итога

Заключение должно быть коротким, кратко подводящим итог тому, что было раскрыто в сочинении. Можно закончить, начав предложение с «таким образом…», этого будет достаточно.

И напоследок, запомните

Сочинение – это творчество, поэтому не нужно располагать текст по абзацам в строгом процентном соотношении. Если есть, что сказать во вступлении – не пытайтесь уместиться в 3-4 предложения.

Но если вы совсем не знаете, о чем говорить, и вам тяжело даются сочинения – прочитайте несколько хороших примеров, которые помогут понять логику построения. А остальное – дело практики.

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Сочинение в ЕГЭ по русскому языку – самое объемное задание, которое приносит 24 первичных балла. Навык грамотного составления текста нужно активно отрабатывать во время подготовки, чтобы на экзамене справиться с заданием быстро и качественно. Используйте тактики, представленные в статье, и тогда вы без проблем напишете сочинение на максимум.

Структура написания текста сочинения в ЕГЭ по русскому

На сочинение не отводится отдельное время, поэтому вы должны уложиться в регламент всего ЕГЭ по русскому – 3 часа 30 минут. Уделите написанию текста больше времени, нежели вопросам из тестовой части.

Объем текста – 150+ слов. Если меньше, то сочинение оценивается 0 б.

Сочинение должно иметь определенный «скелет», от которого вы будете отталкиваться. Не путайте с итоговым сочинением, подразумевающим свободу повествования в тексте. Кстати, подробнее узнать о допуске к ЕГЭ вы можете в статье «Итоговое сочинение 2023-2024 уч.г.».

Свой текст вы пишете на основе отрывка из произведения, приведенного в задании. Вариантов выбора нет! Все зависит от попавшегося КИМа. Бывает и такое, что проблема отслеживается неявно, а слог автора сложно понять. В таких случаях спасает только практика человека во время подготовки.

А ты уверен, что сможешь успешно сдать ЕГЭ?

Пройди диагностику: в любое время напиши пробный вариант экзамена. В итоге ты получишь:

�� развернутую оценку своих знаний по актуальным критериям;

�� скидку на курс по подготовке к экзаменам,

�� вебинары, посвященные лайфхакам для решения заданий.

Каркас текста по русскому языку выглядит так:
1 абзац

Формулирование проблемы или проблемного вопроса, поставленного автором.

2 абзац

Первый комментарий к проблеме текста и его пояснение.

3 абзац

Второй комментарий к проблеме текста и его пояснение.

4 абзац

Взаимосвязь или противопоставление двух комментариев.

5 абзац

Позиция автора текста.

6 абзац

Отношение к позиции автора текста.

7 абзац

Это пример идеального расположения всех частей, при котором ваш текст не смешается в кучу, а проверяющий быстро отследит соответствие всем критериям.

Рассмотрим каждую часть отдельно.

Проблема текста

Формулирование проблемы, которую затрагивает автор, – основа всего сочинения.

О каких проблемах рассуждают авторы текстов?

  • Подвиг, отвага человека на войне.
  • Тема природы.
  • Проблема памяти человека о прошлом.
  • Богатство русского языка.
  • Проблема влияния книг на жизнь человека.
  • Проблема роли искусства.
  • Нравственный выбор человека.
  • Тема любви.

В куске произведения, по которому вы выполняете сочинение, может быть несколько проблем, раскрытых автором, но вы выбираете ОДНУ и пишете только по ней. Ни в коем случае нельзя скакать между темами.

Выбирайте ту проблему, которую сможете подтвердить двумя убедительными комментариями (примерами из текста).

Текст можно начать либо с вопроса, либо со слов:

  • «В данном тексте автор затрагивает актуальную и по сей день проблему…»
  • «После прочтения отрывка из произведения я задумался над проблемой __, которую поднял автор…»
  • В предложенном тексте автор рассуждает о проблеме…»

Михаил Шолохов, автор произведения, затрагивает проблему героизма.

Как проявляется героизм людей на войне? Этим вопросом в своем произведении задается Михаил Шолохов.

image 2397

Комментарии и их пояснения

Пример, подходящий под критерии сочинения ЕГЭ:

Автор раскрывает проблему на примере капитана Сумскова. Красноармейцы заняли оборону на высоте, чтобы не допустить прорыва фашистских войск. Капитан отдал приказ: «Держаться будем до последнего!». Это иллюстрирует тот факт, что советские бойцы, несмотря на многочисленные потери в своих рядах, не оставили Родину, а сражались до конца.

Шолохов обращает внимание читателей и на красноармейца Николая. Перед боем мужчина заметил мальчишку, очень похожего на его сына. «И он вспомнит и подумает о своих осиротелых детишках не в последнюю минуту, а после того, как отбросят немцев от безымянной высоты». Николай понимает, что ему необходимо настроиться на бой, чтобы защитить своих близких, свою семью. Ради них он готов жертвовать собой, что свидетельствует о настоящем героизме.

При составлении комментария запрещено применение избыточного цитирования. Можно использовать небольшое предложение или несколько слов, отражающих важную деталь. После комментария не забывайте пояснять смысл отрывка.

Взаимосвязь или противопоставление двух комментариев

Оба примера, дополняя друг друга, свидетельствуют о невероятных подвигах, совершаемых народом во время военных действий. Бойцы прилагали все усилия для свержения врага и освобождения Отечества, жертвовали собой во имя мирного неба над головой.

Вы должны выстроить логическую цепочку, найти сходство или различия в комментариях.

Позиция автора

Вы должны задать себе вопрос «Как автор относится к произошедшему и к героям произведения?». Его позицию можно отследить во всем тексте. Обращайте внимание на недовольство автора событиями или поощрение поступков.

Пример:

В тексте ясно отслеживается позиция автора. Он гордится своим народом и призывает всех людей к сплоченности и мирному существованию. Автор демонстрирует ужасы войны, чтобы каждый человек задумался над последствиями розни.

Пишем идеальное сочинение на ЕГЭ

Без этого файла тебе не получить максимум баллов за 27 задание ЕГЭ по русскому языку!

Отношение к позиции автора

В этом абзаце вы излагаете СВОЕ личное мнение. Абсолютно нормально, если вы не согласны с автором. В таком случае вы пишете: «Я не согласен с мнением автора произведения, потому что…». Подкрепить свои слова можно примерами из истории или литературы.

Пример:

Я разделяю мнение М. А. Шолохова. Война – ужасное явление, которое влечет за собой многочисленные смерти и разрушения. Героизм в военных реалиях – один из ключевых факторов победы. Сразить недругов, которые посягнули на свободу народа и суверенитет государства, могут только сильные духом люди.

При опровержении слов автора нельзя умалять честь и достоинство лиц, делать скандальные заявления!

Заключение

Многие школьники портят удачное сочинение неправильным выводом. Последний абзац должен быть связан с первым и соответствовать проблеме, о которой пишет автор!

Пример:

Проблема, затронутая Шолоховым в тексте, будет актуальна всегда. Только люди, которым не чуждо понятие героизма, могут преодолевать все невзгоды, до последнего бороться за благополучие окружающих и светлое будущее своего Отечества.

image 2404

Критерии оценивания текста сочинения ЕГЭ

К1. Формулировка проблемы – 1 балл.

К2. Комментарий к проблеме – 6 баллов.

К3. Отражение позиции автора – 1 балл.

К4. Отношение к позиции автора – 1 балл.

К5. Последовательность изложения – 2 балла (тот самый «скелет», о котором мы говорили).

К6. Выразительность речи – 2 балла.

К7. Соблюдение орфографических норм – 3 балла.

К8. Пунктуационные нормы – 3 балла.

К9. Грамматические нормы – 2 балла.

К10. Речевые нормы – 2 балла.

К11. Этические нормы – 1 балл.

К12. Фактологическая точность – 1 балл.

Итого: 24 баллов.

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Большинство выпускников в сочинении ЕГЭ активно используют клише. Это явление нельзя назвать уникальным, ведь клише является неотъемлемой частью нашей речи. Главное — отличать клише от штампов и канцелярита.

*КЛИШЕ (РЕЧЕВОЙ СТЕРЕОТИП) – готовый, легко воспроизводимый в определенных ситуациях и сферах общения оборот, не вызывающий, в отличие от речевого штампа, негативного отношения со стороны адресата речи и лаконично выражающий какую-либо мысль.

*РЕЧЕВОЙ ШТАМП – некогда образные слова и выражения, потерявшие свою яркость и выразительность в силу большой частотности употребления. Их неоправданное использование является речевым недочетом, нарушающим коммуникативно-прагматическую норму.

*КАНЦЕЛЯРИЗМЫ – слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено за официально-деловым стилем, особенно за его административно-канцелярским подстилем.

Таким образом, клише в сочинении ЕГЭ не являются речевым недостатком, так как облегчают процесс коммуникации, экономят языковые средства, в отличие от канцеляризмов и речевых штампов.

Однако есть и негативные последствия употребления клише: большая часть речевых ошибок встречается именно в них. Это связано с тем, что клише используется необдуманно, автоматически, не учитывается контекст. Часто выпускники переписывают клише, в которых уже содержатся речевые ошибки. Поэтому рекомендуем проверять их на наличие речевых недочетов и грамматических ошибок.

Мы проанализировали речевые ошибки в сочинениях выпускников, в том числе ошибки в клише в пособии «ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ».

↑ Клише для проблемы

ВОПРОС можно поставить, поднять, выдвинуть, затронуть, рассмотреть, обсудить, осветить, изучить, исследовать, анализировать; Можно уделить внимание, придавать значение какому-либо вопросу. Можно интересоваться, заниматься каким-либо вопросом.

ПРОБЛЕМА (сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения, исследования) какая? Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, коренная, актуальная, злободневная, животрепещущая, острая, спорная проблема. Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, разработать, изложить, обсудить, изучить, исследовать, анализировать, решить, разрешить какую-л. проблему. Уделить внимание какой-либо проблеме. Интересоваться, заниматься какой-либо проблемой.

Вот главный вопрос, на который ищет ответ автор предложенного для анализа текста.
Этот вопрос волнует/беспокоит/интересует автора предложенного для анализа текста
К этой проблеме обращается ФИО в представленном тексте.
Это главная проблема предложенного для анализа текста.
Эту проблему ставит автор в тексте.
Этот вопрос требует самого внимательного изучения, потому автор пытается найти ответ на него.
Над этим вопросом задумывается/размышляет автор…
На этом вопросе сосредоточился ФИО
Поиском ответа на этот вопрос занимается ФИО….
Этот вопрос заслуживает нашего внимания, поэтому автор поднимает его в тексте.
На эту проблему обращает наше внимание автор.
Именно этот вопрос находится в центре внимания автора.
На этот вопрос отвечает ФИО в данном тексте.
Об этом размышляет в своем тексте ФИО, поднимая проблему . (Р.п.)
Именно этот вопрос составляет проблематику текста ФИО.
В данном тексте ФИО ставит проблему . (Р.п.)
ФИО заставил меня задуматься над проблемой Р.п.
Этой проблеме посвящен текст ФИО.

↑ Клише для комментария

Автор отмечает, подчеркивает, доказывает, описывает, рассказывает, убеждает, противопоставляет, рассуждает, вспоминает, приводит в пример, задается вопросом, анализирует, задумывается, считает, полагает, сравнивает, связывает, сопоставляет, обобщает, конкретизирует, объясняет, указывает, повествует, обращает внимание на, показывает, иллюстрирует, акцентирует внимание, доносит мысль, изображает, выражает озабоченность, осуждает

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту ФИО.
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли.
Для того, чтобы раскрыть эту проблему, ФИО повествует о …
Автор начинает рассуждения с того, что.
Чтобы раскрыть проблему, автор рассуждает о …
Автор раскрывает проблему, рассказывая …
Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает /рассказывает нам о …
Раскрывая проблему, /размышляя о данной проблеме, автор описывает/рассказывает/показывает/вспоминает/приводит в пример/ анализирует/ противопоставляет.
Важной для понимания проблемы является следующая мысль/или ситуация:
Исследуя проблемный вопрос, ФИО. вспоминает/ приводит в пример/ рассказывает/ обращается к .
Автор раскрывает понятие … через описание …
Анализируя …, следует обратить особое внимание на слова автора: «…».
Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что.
Также автор упоминает .
Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова:
Также нельзя не обратить внимание на слова.
В продолжении текста мы узнаем, что ….
Обратим внимание на следующую мысль:
Развивая эту тему, писатель утверждает, что
Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что
Кроме того, автор рассказывает о
Не менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора о
Автор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни.
В центре внимания автора.
Особого внимания заслуживает.
Автор не случайно описывает.
Далее автор повествует о …
Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что
На этом примере видно, как …
Это пример убедительно доказывает, что …
Благодаря этому мы понимаем, что
Из этого описания мы понимаем, …
Этим примером автор показывает/доказывает нам, что.
Данные строки помогают читателю понять.
Данным примером автор показывает…
Это свидетельствует о том, что
Вот почему.
ФИО убеждает читателя в том, что.
Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о.
С помощью данного эпизода ФИО показывает, как.
Примеры, дополняя друг друга, помогают нам понять, что …
Оба примера показывают.
Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять:
Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора.
Иначе поступает … (имя героя)
… автор противопоставляет …
… автор сравнивает …
Сравним две ситуации/ двух героев.
Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается …
Оба примера являются ярким доказательством мысли:

↑ Клише для авторской позиции

Авторская позиция очевидна:
Точка зрения автора предельно ясна. ФИО считает, что …
Автор приходит к выводу: …
Позиция автора не выражена четко, но из текста мы понимаем, что ФИО хотел донести до читателя следующую мысль: .
Автор считает, что.
Автор подводит читателя к следующему выводу: …
Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что.
На мой взгляд, автор хотел …
Авторская позиция заключена к следующих словах: …
Мнение автора таково: …
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что …

↑ Клише для формулирования отношения к авторской позиции и обоснования

Я абсолютно согласен с позицией писателя, поскольку…
Я согласна с точкой зрения писателя и считаю, что…
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, …
Я разделяю точку зрения ФИО. Действительно, …
Я согласна с мнением автора. Безусловно, …
Я разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что …
Для обоснования собственной позиции приведу пример из жизни.
Для обоснования позиции приведу пример из произведения ФИО «…».
Доказательством … является … . Например, …
В подтверждение своей точки зрения приведу пример из …
В подтверждение своей точки зрения приведу пример из произведения ФИО «…». В эпизоде …
Многие отечественные писатели обращались к проблеме …, в том числе ФИО в романе/рассказе …
Подтверждение моих слов может случить …
Справедливость моего высказывания подтверждает…

↑ Клише для вывода (заключения)

Таким образом, можно сделать вывод, что…
В заключение хотелось бы сказать, что…
В заключение хочется выразить надежду на то, что …
Таким образом, ФИО стремится убедить нас в следующем: …
Проанализировав текст ФИО и произведение ФИО, я пришла к следующему выводу:
Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы: …
Таким образом, на примере этой темы мы увидели…
В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о том, что .
Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: .
Таким образом, мы доказали, что …
Итак, текст ФИО еще раз заставил меня убедиться в том, что …

↑ Как научиться формулировать проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование

Учимся формулировать

проблему, авторскую позицию, комментарий, обоснование, проверять ошибки и др.

ЕГЭ-2021 по русскому языку: формулировка проблемы в сочинении

Как сформулировать проблему в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

Существует несколько способов формулировки проблемы. Все они представлены в карусели. Сохраняйте себе, чтобы не потерять!

1. Проблему можно сформулировать самостоятельно (своими словами)

В том случае, если проблему можно сформулировать кратко — одним словом или словосочетанием, подойдёт конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже» , например:

Автор поднимает проблему проявления совести.

Автор предлагает нам задуматься над проблемой взаимоотношений отцов и детей.

В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

2. Проблему можно сформулировать самостоятельно (своими словами)

Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений , например:

Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Автор размышляет о судьбе родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?

3. Проблему можно процитировать

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы.

В таких случаях можно использовать цитату :

«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» — с такого вопроса начинает свой текст Д. С. Лихачёв.

4. Можно указать номера предложений из текста

В том случае, если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *