Какие могут быть проблемы в егэ по русскому
Перейти к содержимому

Какие могут быть проблемы в егэ по русскому

  • автор:

План сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2023 году

Для всех выпускников 2023 г. ЕГЭ по русскому языку – основной экзамен. Многие учащиеся рассчитывают на получение максимального балла по нему, чтобы свободно поступить в ВУЗы и колледжи. Для успешной сдачи ЕГЭ потребуется подготовиться к написанию сочинения. Как правильно написать план, какие важные нюансы нужно учитывать и как изменились требования к оценке сочинений, предлагаем узнать из данной статьи.

Требования к плану, теме и тексту

  • Введение в тему в свободной форме.
  • Постановка проблемы.
  • Описание позиции автора произведения.
  • Собственное отношение (позиция).
  • Итоговое заключение.

Представленные разделы, являющиеся структурой экзаменационного сочинения, должны в обязательном порядке включать 5-9 абзацев, что в сумме составит более 150 слов. Работа на экзамене – менее 70 слов, получает «0» баллов. В тексте не должно быть смысловых, орфографических и лексических ошибок.

Введение – это полное авторство школьника, к нему нет особых требований, баллов за него не ставят. Но написать его нужно так, чтобы не было искажения и нарушенной логической связи текста, способных повлиять на общую оценку сочинения.

При постановке проблемы указывается основная мысль, которая будет раскрыта в творческой работе. К ней можно добавить комментарий автора, в зависимости от предложенной темы задания. Эта часть состоит из нескольких абзацев.

Позиция автора по новым правилам должна быть короткой – достаточно одного подробного абзаца. За данный раздел ученик получает дополнительный бал.

Описание собственной позиции может включать один или два абзаца. Здесь должно быть уделено внимание всестороннему обоснованию темы, выражение согласия или несогласия с мнением автора.

Итоговое заключение подчеркивает основную мысль и указывает на логическую цепь работы, обобщая описанный материал.

По новым правилам ЕГЭ 2023 г., ко второй части задания – сочинению, учащемуся разрешается создавать собственную динамическую композицию. Нет особых требований к абзацам текста – размеру, количеству, расположению, использованию цитат и комментариев.

Обобщение нововведений

В соответствии с пожеланиями российского ФИПИ к КИМ, сочинение для ЕГЭ по русскому языку в 2023 г. имеет следующие новшества:

  • Отмена верхнего порога количества слов.
  • Снижение максимального ПБ до 54 (в 2022 г. он был 58).
  • Полностью уточненная формулировка вопроса.
  • Установление критериев оценивания.
  • Определение требований проверки при выявлении ошибок.
  • Высшая оценка К-2 (было 6) уменьшена до 5 ПБ.

Топ-5 неочевидных, но распространённых ошибок в сочинении ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ по русскому языку сдают все. И именно сочинение вызывает больше всего трудностей и занимает больше всего времени на экзамене. Поэтому при подготовке важно полностью вникнуть в задание и практиковать уже без ошибок.

В этой статье мы разобрали ловушки, на которые попадаются многие выпускники. Читайте, запоминайте и будьте внимательны, чтобы сдать экзамен по русскому языку на высший балл.

Ошибка 1. «Проблемный вопрос» или «автор ставит проблему»

Если вы формулируете проблему в виде вопроса, то после пишите «проблемный вопрос».
Так вы сможете избежать ошибки по критерию К5 (логика текста) и дальше использовать слово «проблема».

Если же вы формируете проблему в виде утверждения, то нужно использовать фразу «автор ставит проблему». Подобное оформление полноценно решает задачу «сформулируйте одну из проблем, поставленных автором».

Ошибка 2. Концептуальная фактическая ошибка в комментарии

Мы знаем о разных видах фактических ошибок: ошибки в названии, цитате, имени, инициалах и других фактах. За них снимают один балл по критерию К12 (соблюдение фактологической точности). По сравнению с концептуальными ошибками это не критично. Концептуальная ошибка приводит к аннулированию баллов за комментарий (К2). То есть вам ставят 0 баллов из пяти, которые вы можете получить.

Концептуальные ошибки связаны с неверной интерпретацией содержания текста или эпизода. Сюда же относится неправильное указание номеров предложений. Представим ситуацию: вы пересказали с первого по четвёртое предложение, а в сочинении указали номера с первого по третье. За подобную неточность вам тоже могут снизить баллы.

Ошибка 3. Лексические повторы

Лексический повтор относится к речевым ошибкам, за которые снимают один балл по К10 (речевые нормы). Вместе с баллом по К10 вы автоматически теряете один балл по К6 (качество речи). Ну а если же вы теряете 2 балла по К10, значит плюсом вы теряете 2 балла по К6. Займёмся простой математикой: 2+2=4. Во вторичной системе это порядком 8 баллов. Чтобы получить заслуженные баллы, внимательно прочтите полученное сочинение (если вы находитесь дома, то советуем читать вслух). Заметили повторы? Смело заменяйте их на синонимы.

Ошибка 4. Обоснование не связано с контекстом проблемы

Данную ошибку лучше рассмотреть на примере: вам попался текст про войну, проблема — проявление милосердия в военное время. Но в своём обосновании вы вдруг приводите пример про милосердие в целом. Вы описали, как Соня Мармеладова была милосердна по отношению к Раскольникову. Несомненно, хороший пример из литературы. Но он никак не затрагивает военное время. Такая работа не отвечает условиям задания, и эксперт может снять один балл за обоснование своей позиции (К4) и даже вправе поставить нули по первым четырём критериям. Если текст про войну, то и обоснование должно быть в контексте войны. Если текст про природу, то и обоснование должно быть в контексте природы. И так по всем возможным темам.

Ошибка 5. Отсутствие вывода

Многие ученики заканчивают своё сочинение на обосновании или даже на объяснении своей позиции. Но это неверно! Если ваше сочинение не имеет логического завершения, значит нарушена его композиция. А всё, что относится к композиции и абзацам относится к критерию К5 (логика и композиция сочинения). За подобную ошибку могут снять до 2 баллов.

Во время экзамена необходимо помнить, что больше баллов набирает самый внимательный. Поэтому, перед тем как сдать бланки, тщательно проверьте все задания и перечитайте сочинение. Не один, не два и не три раза. А столько, сколько нужно, чтобы вы были уверены в выполненной работе.

Центр знаний «Олимп»

Адрес: Ростов-на-Дону, ЗЖМ,
ул. Спартаковская, 26а, 2 этаж

Остановка: пл. Дружинников

Запомнить и исправить: как избежать типичных ошибок на ЕГЭ по русскому языку

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей. В первой — 26 заданий с кратким ответом, которые оцениваются одним баллом, за исключением двух: за задание 8 — 2 балла, а за задание 26 — 3 балла. Таким образом, за первую часть можно получить 29 первичных баллов, или 58% от максимального первичного балла за всю работу.

Во второй части одно задание с развёрнутым ответом (сочинение), которое оценивается по 12 критериям: учитывается содержание сочинения, языковое оформление и грамотность.

Соблюдение всех требований: формулировка одной из проблем, поставленных автором текста; комментарий сформулированной проблемы; изложение позиции автора, а также собственной точки зрения с её обоснованием — может принести 21 первичный балл, или 42% от максимального первичного балла за всю работу.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).

Типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку

Задание 9: омонимичные корни

Это задание на тему «Правописание безударных гласных в корне»: нужно указать ряды, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. При его выполнении важно помнить, что в ответе может быть две, три или четыре цифры. Только если указаны все цифры, можно получить 1 балл.

Чтобы ничего не упустить, необходимо знать правила написания чередующихся гласных в корнях, уметь подбирать однокоренные слова для проверки гласной в корнях с проверяемыми гласными, знать написание непроверяемых слов.

Другая типичная ошибка связана со смешением омонимичных корней. Слова пригореть и пригорюниться не однокоренные: в слове пригореть чередующаяся гласная корня (загар), а в слове пригорюниться проверяемая безударная гласная (горе). Не являются однокоренными прикоснулся (-кос- / -кас-) и покосилсяосо); зорька (-зар- / -зор-) и прозорливый (от зреть); выросли (-рос- / -раст- / -ращ) и оросили; помирать (-мир- / -мер-), помиритьсяир) и примерятьера); потереть (-тер- / -тир-) и потерять (потеря).

Чтобы убедиться в том, что в слове действительно чередующаяся гласная, подберите родственное с другой буквой в корне: замирать — замереть, прикоснуться — прикасаться, вытирать — вытереть.

Кроме того, ошибки допускаются выпускниками, которые забывают о чередованиях ИМ/ИН — А/Я: заниматься (занятой), выжимать (выжатый), проклинать(проклятый), начинать (начатый).

Важно также учитывать то, что исключения — например, уровень, ростовщик, полог — относятся к словам, в которых содержится безударная чередующаяся гласная корня.

Задание 12: личные окончания глаголов и суффиксы причастий

Это задание проверяет знание правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий: нужно указать варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. На протяжении последних лет отмечается самый низкий процент выполнения этого задания.

Одна из причин ошибок — неумение правильно восстанавливать неопределённую форму глагола. Надо помнить, что после гласных А, Е, У в основе глагола следует -ять: таять, веять, чуять (кроме драить, клеить), и это глаголы I спряжения, как и другие глаголы не на -ить. Глаголы на -ить II спряжения. Конечно, нельзя забывать и об исключениях. От спряжения зависит выбор гласной в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени и в причастиях настоящего времени: если глагол I спряжения, могут быть пропущены буквы Е, У, Ю, а если II спряжения — И, А, Я. В причастиях прошедшего времени и деепричастиях пропущена та же буква, что и в инфинитиве.

Задание 13: слитное и раздельное написание НЕ

Часто выпускники допускают ошибки в тех вариантах, когда невнимательно читают задание: нужно найти случаи раздельного написания, а выбирают слитного, или наоборот.

Кроме того, с этого года задание видоизменилось. Теперь нужно выбрать несколько вариантов, поэтому верных ответов может быть от двух до четырёх.

Наиболее часто выпускники допускают ошибки в тех вариантах, где нужно определить написание НЕ с причастиями, если не учитывают форму слова и наличие зависимых слов. Не забывайте, что краткие страдательные причастия с НЕ пишутся раздельно: задачане решена. Полные причастия пишутся с НЕ слитно, если нет зависимых слов, и раздельно при их наличии: нерешённая задачаещёне решённая задача.

Задание 15: Н или НН

При решении задания требуется указать все цифры, на месте которых пишется одна или две буквы Н. Типичные ошибки также связаны со смешением правил написания полных и кратких форм. Необходимо учитывать, что в кратких причастиях пишется одна буква Н: стена покрашена, а в полных — две: покрашенная стена, недавно крашенная стена. В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: реакция естественна, тропинка нехожена.

Задание 16: постановка запятых

Здесь необходимо указать предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Таких предложений может быть два, три или четыре.

Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо помнить правила постановки запятых в предложениях с однородными членами, а также различать однородные и неоднородные определения. Напомним, что однородными являются определения, характеризующие предмет с одной стороны, а также образные определения (эпитеты): жёлтые, бордовые, оранжевые листья (цвет); неприятный, визгливый голос(оценка). Определения, характеризующие предмет с разных сторон, неоднородны: симпатичная юная девушка (внешний вид и возраст), густые зелёные всходы (текстура и цвет).

Выпускники часто допускают ошибку, ставя запятую между частями сложносочинённого предложения в том случае, когда в его начале есть общий второстепенный член. Например: «Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей».

Перед союзом И, соединяющим два простых предложения, запятая не ставится, так как обстоятельство в начале этого сложного предложения является общим: к нему можно задать вопрос и от первой, и от второй части.

Задание 21: типичные ошибки в пунктуационном анализе текста

В задании 21 даётся текст объёмом шесть — девять предложений. Необходимо проанализировать их структуру и смысловое содержание и найти конструкции, в которых тире, запятая или двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.

Когда классифицируют постановку тире в предложениях текста, нередко смешивают две пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым и тире при обособленном приложении. Напомним, что приложение — это второстепенный член предложения, разновидность определения, но в отличие от него выражается существительным. Например: «Подсолнухи — великие солнцепоклонники — приветствуют златоглавое светило».

Обратимся к фрагменту текста: (1) Это самый капризный ветер на самом капризном из морей, и старые рыбаки говорят, что единственное средство спастись от него — выйти в открытое море. (2) В эти дни рыбаки сидели в кофейнях, вспоминая легендарные случаи — наследие отцов и дедов.

В предложении 1 тире между подлежащим средство и сказуемым выйти. В предложении 2 грамматическая основа рыбаки сидели, а тире обособляет приложение (какие случаи?) наследие отцов и дедов.

Чтобы не допускать ошибок, важно находить грамматическую основу каждого предложения.

Задание 27: типичные ошибки в сочинении-рассуждении

Содержание, речевое оформление и грамотность сочинения оцениваются по 12 критериям. Чтобы набрать максимум баллов за содержание сочинения, необходимо:

  • сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста;
  • прокомментировать сформулированную проблему, опираясь на исходный текст;
  • привести позицию автора (рассказчика);
  • выразить своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста и обосновать его.

Формулировка проблемы текста

Чтобы сформулировать проблему, необходимо одним словом определить тему — о чём идёт речь в тексте; проанализировать текст — отметить ключевые слова и моменты, составить план; выявить основную мысль, помня о том, что она является ответом на поставленный автором проблемный вопрос. Формулировать проблему можно в виде вопроса или с использованием конструкций с родительным падежом.

Фраза «В тексте ставится проблема природы (войны, дружбы, любви)» не засчитывается, потому что природа (война, дружба) может быть темой, а не проблемой текста.

Комментарии к тексту

При комментировании проблемы исходного текста примеры-иллюстрации являются неотъемлемой частью пояснений к ним. Необходимо указать и проанализировать указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

За комментарий можно получить 3 балла, если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст, приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций и проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Именно это вызывает затруднения у многих пишущих и приводит к потере баллов.

  • сопоставлять или противопоставлять, когда, например, речь идёт о поступках разных героев;
  • соотносить как причину и следствие, если произошло изменение;
  • формулировать как вопрос и ответ;
  • соотносить как прошлое и настоящее, пример и вывод, действие и результат, последовательность развития мысли.

Формулировка отношения к позиции автора

Важный элемент сочинения — выражение своего отношения к позиции автора и его обоснование. Нужно сформулировать свою точку зрения и доказать её, приведя аргументы «за» или опровергнув противоположный тезис.

Обоснование собственного мнения экзаменуемого требует включения примера-аргумента, опирающегося на жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого.

В качестве аргументов могут выступать:

  • факты, объективные показатели, например: в России 105 311 724 пользователя интернета;
  • реальное событие, явление; то, что действительно произошло;
  • иллюстрации (наглядно-описательная форма);
  • конкретные примеры — сообщения о событиях (в литературе, в жизни) и предположительные примеры — рассуждение о том, что могло бы быть при определённых условиях;
  • обращение к традициям, авторитетным мнениям известных учёных, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов, экспертов;
  • цитаты из авторитетных источников.

Обратите внимание, что достаточно привести один аргумент, и он вовсе не обязательно должен быть из литературы. Завершая работу над сочинением, не забудьте сделать вывод: перечитайте формулировку проблемы и не повторяйте уже сказанного.

Общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому

Поставив перед собой цель сдать экзамен на определённое количество баллов, необходимо выделить, какие темы требуют детального изучения, а какие достаточно отработать, решая типовые тестовые задания. Для этого можно использовать открытый банк на сайте ФИПИ. Там же публикуется орфоэпический словник — список слов, которые на экзамене будут включены в тестовое задание 4. Стоит выписать слова, в которых вы можете допустить ошибку в постановке ударения, на карточки и постепенно запоминать их. Нужно проработать и словник паронимов, также публикуемый на сайте ФИПИ, ведь с этими словами вы столкнётесь при выполнении тестового задания 5.

Советуем также уделить особое внимание заданиям, которые могут принести больше баллов. Таких заданий в тесте два. При выполнении задания 8 (синтаксические нормы) можно набрать 2 первичных балла, задания 26 (средства выразительности, языковые особенности текста) — 3 первичных балла.

Важно в целом распределить время таким образом, чтобы регулярно решать тестовые задания и писать сочинения не реже одного раза в неделю.

Как избежать ошибок во время экзамена

Во время экзамена необходимо помнить, что больше баллов набирает самый внимательный. Время экзамена ограничено, и использовать его нужно рационально. Начать стоит с тестовой части, отмечая важные для решения моменты. Затем нужно написать черновик сочинения, отложить его и перенести ответы на тестовые задания в бланк, перепроверяя себя. Не стоит откладывать это на последние минуты экзамена, ведь в спешке можно допустить ошибки. Не менее чем за 40 минут до окончания нужно начать переписывать сочинение на чистовик, окончательно редактируя его.

Каждый год экзамен по русскому языку сдают более 650 тысяч выпускников, и каждый четвёртый набирает более 80 баллов. Конечно, это не случается само собой, но при правильной и вовремя начатой подготовке успешно сдать экзамен — это реально.

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Чтобы успешно справиться с написанием сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку, следует заранее ознакомиться с планом и структурой будущей работы. Всё необходимое, что следует знать о планировании и написании сочинения, мы собрали для вас в одну статью. Изучаем и готовимся к сочинению ЕГЭ по русскому вместе!

30 апреля 2019
Поделитесь в соц.сетях

План сочинения ЕГЭ-2019 по русскому языку

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 года отличается от структуры эссе прошлых лет:

  1. Вступление.
  2. Проблема.
  3. Связка.
  4. Комментарий (1-й пример).
  5. Пояснения к комментарию.
  6. Связь между 1-м и 2-м примерами.
  7. Комментарий (2-й пример).
  8. Пояснение к комментарию.
  9. Вывод.
  10. Позиция автора.
  11. Собственная позиция.
  12. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства).
  13. Заключение.

Разберём подробно каждую часть плана.

Вступление

Объём: два-три предложения.

Цель: выйти на проблему эссе.

С чего начать сочинение?

Работу можно начать:

  • с вводных рассуждений об эпохе,
  • упомянуть биографические сведения автора,
  • с общих слов подвести читателя к главной проблеме, но в глобальных масштабах.

Проблема

Формулировка одной (!) проблемы анализируемого текста.

Объём: два — четыре предложения.

  • конкретно и подробно сформулировать проблему текста;
  • обязательно привести аргументы;
  • указать автора произведения;
  • упомянуть об изучении текстового материала.
Как определить главную мысль/проблему текста?

Не всегда при первом же прочтении текста становится ясна основная мысль автора. Чтобы упростить задачу нахождения главной проблемы, следует обратить внимание на следующие моменты.

  • Чаще всего проблема указана либо в начале текста, либо в его конце. Как правило, наблюдается следующий принцип рассуждений: тезис → аргументация. Порядок может быть и обратным.
  • Следует обратить внимание на лексику, так как существуют специальные слова, потенциально несущие особый смысл и акцентирующие внимание на проблему. Именно эти слова и потребуются для написания комментария к проблеме (пункты плана 4 и 7).

ЕГЭ-2020. Русский язык. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами

ЕГЭ-2020. Русский язык. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Два комментария к проблеме

Самые важные пункты в сочинении — именно за грамотные комментарии в сочинении ЕГЭ по русскому языку с 2019 года можно получить 5 баллов максимум.

Комментарием является аргумент, подтверждающий наличие названной проблемы в тексте. Комментарий должен был логичным, развёрнутым, с непременным обращением на конкретные фрагменты текста, ситуации, размышления. Если нет возможности привести цитату, указание на текст должно подчёркивать знание текста — подробным описанием, именами и фамилиями героев.

В комментарий можно включать:

  • факты (реальные события — те, что действительно имели место);
  • цитаты (реальные цитаты из авторитетных источников);
  • истории (личный опыт, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);
  • ссылку на культурные традиции, обычаи, авторитетное мнение (размышления значимых учёных, писателей, специалистов);
  • примеры из авторского текста;
  • авторские рассуждения по проблеме;
  • теоретические знания, терминологию (любой науки, искусства, культуры, но в зависимости от исходного текста и проблемы сочинения! Все примеры и аргументы должны быть логично и органично вплетены в «канву» работы);
  • логические (индукция, дедукция) выводы.

Комментарий должен придерживаться определённой структуры:

  • пример из текста;
  • пояснение к приведённому примеру;
  • логический переход от примера к примеру;
  • подкрепление примера фрагментом из текста;
  • пояснение.

Чтобы комментарий был написан правильно, во-первых, нужно понять, что и зачем комментировать. Действуйте по следующему плану:

  • внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение;
  • определите стиль данного текста;
  • если перед вами публицистический текст, то, скорее всего, проблема и вывод будут очевидны. В таком случае в вашу задачу входит отметить цепочку рассуждений автора — почему и как он пришёл к собственному выводу. Именно авторское заключение (вывод) и станет позицией автора;
  • если предложенный текст оказался художественным, то придётся проявить ещё больше внимания. Авторская позиция может быть не явной, а «проступать» через поведение персонажей произведения, ситуацию. Помощником могут стать и лексические средства, которыми автор пользуется при выражении своего отношения к описываемым действиям. Таким образом, все ваши наблюдения и станут тем самым комментарием, характеризующим позицию по проблеме.

Читайте также:
Демоверсия ЕГЭ-2019 по русскому языку
Сочинение-рассуждение: алгоритм написания
Готовимся к итоговому сочинению: советы педагогам и школьникам
Книжная полка современного старшеклассника

Требования к комментариям:
  1. Заявленнаяпроблема должна иметь отношение к тексту, действительно должна наличествовать (а не быть надуманной или взятой из другого текста), примеры должны соответствовать проблеме.
  2. Два примера, необходимых для подкрепления проблемы Как нельзя лучше здесь будет привести цитаты (частичное цитирование, а не переписанные абзацы). Обязательно указать причины выбора этих цитат и ситуаций, а также уточнить, что через них показывает читателю автор.
  3. Смысловая связь Следует определить и указать причинно-следственную или противительную связь между выбранными примерами.
  4. Пояснение к примерам Необходимо не только привести цитаты или упомянуть мнение автора, но и раскрыть их смысл; обсудить и объяснить поступки героев. Важно не только описать ситуации и привести примеры, но и сделать анализ выбранных фрагментов, дать собственную оценку.
  5. Точность фактов Если в комментарии допущена хотя бы одна ошибка в фактах, комментарий не засчитывается (0 баллов).

Помните! Ссылаясь на автора или приводя цитату, будьте внимательны: цитирование должно быть к месту и соотноситься с основной проблемой работы. Цитата призвана подкреплять комментарий, а не опровергать и вредить ему.

«Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам. но если будет приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, ребёнок получит 0 баллов за собственную позицию \ получит 0 баллов, если это будет нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и, если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем ещё баллы за факты, поэтому будьте очень осторожны с приведённой аргументацией».

И.П. Цыбулько председатель ФПКР КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку ФГБНУ «ФИПИ»

Позиция автора

Формулировка авторской позиции по проблеме в тексте.

Объём: одно-два предложения.

Цель: описать отношение автора к проблеме.

Авторская позиция должна быть максимально раскрыта. Можно воспользоваться фразами типа «автор полагает…», «авторская позиция такова…», «автор полностью разделяет…», «автор не согласен…». Следует указать, в чём автор видит проблему и как он предлагает её решить.

Обоснование личной позиции

Объём: одно-два предложения.

  • согласиться с мнением автора;
  • сформулировать концепцию, которая будет доказываться в следующем абзаце;
  • собственно, обоснование.

Заключение (вывод)

Объём: два-три предложения.

Заключение следует сделать кратким, но логичным и чётким. Вступление и заключение должны занимать не более четверти всего эссе.

Завершающий абзац лучше всего будет построить по примеру вступления: краткий вывод, какое впечатление произвели текст автора / собственная работа, к каким размышлениям они побудили и т.п. После этого можно подвести общий итог: какова роль данного произведения в мировой/отечественной литературе, роль в творчестве автора.

Альтернативой может стать и другое построение «зачин-концовка»: во вступлении можно задать несколько вопросов, а в заключении написать на них ответы.

В заключении (выводе) необходимы:
  • завершённость всего сочинения;
  • логичная связь вывода со всем остальным текстом работы, с поднятой проблемой.

Подготовиться к сочинению будет проще с учебником «Русский язык. Углубленный уровень. 10–11 класс».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *