Почему гибдд не штрафует за среднюю скорость
Перейти к содержимому

Почему гибдд не штрафует за среднюю скорость

  • автор:

Знак «Штраф за превышение средней скорости»: отменили или нет

С 1 марта 2023 года начали действовать многочисленные поправки, внесённые властями в ПДД. Но коснулись ли эти изменения правил фиксации средней скорости движения? Можно ли получить за это штраф сегодня? Давайте разбираться.

Как фиксируется превышение?

Среднюю скорость всегда считывают две камеры:

  • Первая — расположена в начале дорожного участка и фиксирует номер машины, его время проезда и скорость;
  • Вторая — размещена в конце данного пути и определяет те же самые параметры.

После получения двух результатов программа складывает числа в начальном и конечном отрезке участка, а потом делит это значение пополам. То есть, если водитель сначала ехал 100 , а потом перешёл на 40 , то камера всё равно это учтёт.

Такая правоприменительная практика действовала в России целых 7 лет (с 2013 года) и вызывала массу претензий со стороны граждан. Нарушителям выписывали штрафы на сумму от 500 до 5 000 рублей — в зависимости от превышения скоростного лимита. В 2021 году это делать перестали, но чёткую причину отказа от преследования лихачей в МВД не назвали. Вероятно, что в ведомстве просто решили урегулировать этот вопрос на законодательном уровне. Ведь понятия «средняя скорость» не существует ни в ПДД, ни в КоАП РФ.

Отменён ли штраф за среднюю скорость?

С сентября 2021 года по настоящее время выписывать штрафы за среднюю скорость (СС) незаконно, так как они были официально отменены судебными органами. Наиболее чёткие аргументы в пользу этого решения привёл Верховный суд:

Аргумент № 1 — В КоАП РФ нет наказания за превышение СС. Вместо этого в документе используется только термин «скорость», без какой-либо конкретики.

Аргумент № 2 — КоАП ранжирует наказания по уровню скоростного превышения. Поэтому, если первая камера зафиксировала водителя, мчащегося по дороге с превышением скорости на 60 , то штрафовать его нужно именно за это.

Аргумент № 3 — После фиксации первой камерой водитель может проехать по грунтовой дороге и срезать путь до второй камеры, уже не превышая скорость. Поэтому наказывать его нецелесообразно.

Аргумент № 4 — После вычисления средней скорости движения нельзя установить конкретное место нарушения. Значит, невозможно определить нужное отделение ГИБДД или районный суд, где можно обжаловать штраф.

Следовательно, ВС официально признал несправедливость вынесения данных штрафов и указал на их противоправность. Эту же точку зрения подтвердила Генеральная прокуратура и заявила, что Госавтоинспекция не может предъявлять подобные обвинения водителям.

Последние новости

Несмотря на то, что понятие средней скорости отменили, дискуссия на эту тему никак не прекращается. К делу подключились представители профильных министерств и региональных властей с просьбой вернуть данную фиксацию.

Многие из них отмечают, что отмена программы привела к увеличению ДТП на конкретных дорожных участках, а спидометры в этих случаях показывали значения скорости движения свыше 160 . К тому же сейчас водители всё чаще пользуются навигаторами и прочими устройствами, которые предупреждают их о камерах. Поэтому они успевают вовремя притормозить, а потом разогнаться на неконтролируемом участке дороги. А в случае фиксации средней скорости такой возможности у них не было.

В феврале этого года возврат штрафов обсуждали в Госдуме, которая поддерживает мнение госорганов. Приглашённые эксперты в свою очередь предложили сделать примечание в КоАП РФ об определении места и времени правонарушения по последней камере. Но Министерство юстиции такие поправки одобрить не сможет. Вместо этого требуется создать отдельный документ и дать в нём ссылку на нужную административную статью.

Также в ходе собрания было решено, что необходимо установить чёткие правила использования дорожных комплексов фото- и видеофиксации. Так, чтобы участок дороги для контроля был с одинаковым скоростным режимом и без альтернативного объезда.

В Росстандарте эту тему тоже не оставили без внимания и заявили, что в России зарегистрировано целых 10 видов средств, которые могут корректно фиксировать среднюю скорость водителей.

Вывод

Вопрос вынесен на активное обсуждение, но ни один нормативный акт или закон пока не принят. Поэтому все инициативы остаются на уровне предложений.

Как обжаловать штраф?

Юристы отмечают, что в 2023 году к ним перестали обращаться клиенты с желанием оспорить штрафные санкции за среднюю скорость. Но что делать водителям, которые всё-таки столкнулись с незаконным «письмом счастья»?

  • Первым делом нужно сразу обратиться в ГИБДД и выяснить причины вынесения незаконного административного постановления. На это у вас есть официальные 10 суток;

Жалобу нужно написать на имя начальника отдела, сотрудник которого оформлял документ, и сослаться в ней на решение Верховного суда — Постановление № 36-АД19-3, от 7 октября 2019 года, город Москва.

  • Если в ГИБДД вам отказали, то смело обращайтесь в суд, опираясь на решения высшей судебной инстанции.

На заметку С более подробной инструкцией по этому вопросу вы можете ознакомиться в нашей статье «Как обжаловать штраф ГИБДД с камеры».

Выводы

Подведём итоги

  • С 2021 года по настоящее время наказание за превышение средней скорости с камер отменили. Это подтверждено Постановлением Верховного суда Российской Федерации;
  • Власти продолжают обсуждать возвращение программы по фиксации подобных нарушений правил дорожного движения. Соответствующие законопроекты уже рассматриваются в Госдуме, но пока они не приняты;
  • Если водителю пришёл штраф за превышение среднего скоростного лимита, то он имеет право обжаловать его в течение 10 дней с момента получения документа. Для этого нужно написать заявление в ГИБДД, а в случае отказа пересмотреть дело обратиться в суд, ссылаясь на решение ВС от 07.10.2019 № 36-АД19-3.

Напоминаем, что осуществить быструю проверку штрафов ГИБДД вы можете на портале «Оплата Госуслуг» по номеру постановления или СТС/ВУ. Информация обновляется каждый час.

Желаем вам удачи на дорогах!

Штраф за среднюю скорость

Если получили штраф за среднюю скорость в 2024 году, скорее всего, это ошибка. Такое постановление можно оспорить. Рассказываем, почему приходят штрафы за среднюю скорость, действует ли сейчас штраф за среднюю скорость и как его обжаловать.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Что такое средняя скорость

Как определяют среднюю скорость камеры. В начале участка дороги стоит камера, она считывает данные об автомобиле — номер, скорость и точное время проезда. Еще одна камера стоит в конце того же участка. Далее программа складывает две скорости — в начале и в конце отрезка. Получившуюся скорость делит пополам — это и есть средняя скорость. Пример: Первая камера считала скорость 120 км/ч, вторая — 30 км/ч. 120 + 30 = 150 км/ч 150 / 2 = 75 км/ч — это средняя скорость Что написано в законах. В правилах дорожного движения (ПДД) и в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) о средней скорости ничего нет.

Как происходило на практике. Штрафы за среднюю скорость ГИБДД начала выписывать с 2013 года. Такой способ фотофиксации работал до недавнего времени в Татарстане, Смоленской и Московской областях.

Со средней скоростью поторопились , Коммерсант

Штрафует ли ГИБДД за среднюю скорость

С сентября 2021 года ГИБДД не выписывает штрафы за среднюю скорость. Верховный суд решил, что это незаконно, поскольку в КоАП про среднюю скорость ничего нет, а ее подсчет может стать причиной несправедливого штрафа.

Кроме того, в Telegram-канале правозащитника Виктора Травина опубликованы ответы Генпрокуратуры и ГИБДД. Прокуратура утверждает, что Госавтоинспекция такие штрафы оформлять не должна, а ГИБДД — что донесла это до всех подразделений.

Генпрокуратура против постановлений за среднюю скорость

Генпрокуратура против постановлений за среднюю скорость Источник: Telegram-канал «Право руля!»

ГИБДД ссылается на решение Верховного суда о том, что штраф за среднюю скорость незаконны

ГИБДД ссылается на решение Верховного суда о том, что штраф за среднюю скорость незаконны Источник: Telegram-канал «Право руля!»

Эксперты за последний год не встречали штрафы за среднюю скорость.

Штрафы за среднюю скорость в 2024 году я не встречал. В практике моей и коллег я также не слышал, чтобы кто-то пытался обжаловать такой штраф.

В России вернут штрафы за среднюю скорость. Как это будет работать

Фото: ГК «Автодор»

С 1 апреля 2024 года в ПДД должно появиться требование к водителям соблюдать среднюю скорость. То есть автомобилистам официально запретят ездить быстрее установленного лимита скорости не просто там, где отрезки контролируют дорожные камеры, но и на всем протяжении пути. Эксперты Минтранса и специалисты в области фотовидеофиксации рассказали Autonews.ru, когда в КоАП появятся штрафы за среднюю скорость, будут ли принимать такие материалы суды и ГИБДД и что изменит возврат отмененной в 2021 году нормы. Разбираем самые важные вопросы от водителей.

Что изменят для возврата нормы о средней скорости?

Перед тем как прописывать размер штрафов в КоАП, Минтранс России предложил определить в ПДД сам термин «средняя скорость движения транспортного средства» и обязанность не превышать ее. «Средняя скорость определяется отношением пройденного расстояния к затраченному времени. Вычисление средней скорости будет обеспечено отдельным программным обеспечением на основании данных с камер в начале и в конце контролируемого участка», — объяснили Autonews.ru в Минтрансе. «Исходя из проектируемой дефиниции термина «средняя скорость», превышение средней скорости — деяние длящегося характера. После установления в ПДД соответствующего понятия местом совершения административного правонарушения будет предложено определить место установки последней камеры, с помощью которой выявлено нарушение», — сообщили Autonews.ru в Минтрансе.

Фото: Shutterstock

Фото: Александр Манзюк / ТАСС

Согласно опубликованному проекту поправок, определение средней скорости движения транспортного средства в ПДД будет звучать как «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка». Кроме того, в соответствии с поправками, в пункте 10.1. правил фраза «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней». Следующим шагом должны стать изменения в ФЗ № 257«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», где дополнительно пропишут правила контроля средней скорости. И далее будет разработан пакет для технической стандартизации с установленными требованиями к применению фотовидеофиксации.

Фото: ГК «Автодор»

Фото: ГК «Автодор»

Например, экспертам нужно будет договориться о методике фиксации средней скорости и решить: это будет два разных устройства или же будет считаться, что участок будет подконтролен одному аппаратному комплексу, который включает в себя две синхронизированные камеры. И только после этого, как объяснил в беседе с Autonews.ru член президиума координационного совета по организации дорожного движения Евгений Литвин, ответственность и размер штрафов должны прописать в КоАП.

Почему за среднюю скорость перестали штрафовать?

Автомобилисты в России получали штрафы за среднюю скорость с 2013 по 2021 год. Превышение фиксировали на отдельных подконтрольных камерам участках протяженностью несколько километров. Штрафовали согласно нормам о «мгновенных» превышениях: к примеру, на 500 руб. за превышение на 20–40 км/ч, на 40–60 км/ч — на 1 тыс. руб. и так далее. В 2019 году Верховный суд указал, что в подобных постановлениях должно быть указано время и точное место совершения нарушения. Согласно материалам дела, поводом для разбирательства стало обращение жителя Смоленской области Николая Баусова. 17 августа 2018 года он ехал на своем Volkswagen Tiguan по трассе М-1. Между городами Сафоново и Вязьма скорость замерили между двумя камерами типа «Бумеранг»: система вычислила превышение на 25 км/ч (115 км/ч вместо положенных 90 км/ч). ГИБДД вынесла постановление, указав местом совершения правонарушения участок дороги протяженностью более 70 км. Баусов пожаловался на необоснованность решения сначала в Вяземский районный суд Смоленской области, затем в Смоленский областной суд, но отменить штраф не смог. В 2019 году водитель обратился в ВС, который встал на его сторону. В итоге в 2021 году в ГИБДД перестали оформлять постановления. В дальнейшем профильные ведомства пытались вернуть фиксацию на дороги, однако безуспешно. Как ранее писал Autonews.ru, поручение МВД, Минюсту и Минтрансу прописать меру ответственности в проекте нового КоАП несколько лет назад давал вице-премьер Марат Хуснуллин. Изменения в КоАП должны были быть готовы до 20 сентября 2021 года, но в опубликованном проекте КоАП эта норма так и не появилась.

Какими будут штрафы за среднюю скорость?

Участвующие в обсуждении нововведения эксперты рассказали Autonews.ru, что пока до обсуждения размеров штрафа за превышение средней скорости дискуссия не дошла. Как и до того момента, будут ли камеры учитывать нештрафуемый порог скорости в +20 км/ч. Однако, по словам опрошенных специалистов, эти штрафы по-прежнему будут привязаны к «мгновенной» скорости.

Фото: ГК «Автодор»

Фото: ГК «Автодор»

Помогут ли изменения учесть позицию ВС и МВД России?

Официальная позиция МВД России с 2021 года не менялась: там считают, что до устранения «правовых пробелов» возвращать наказание за среднюю скорость нельзя. При обсуждении изменений в ПДД там недавно заявили, что вопрос о подсудности они не решают: контролируемый камерами участок может находиться на территории нескольких субъектов. Однако в Ассоциации производителей и операторов дорожных камер «Око» считают, что определять территориальную подсудность нарушения нужно по месту нахождения второго комплекса фотовидеофиксации, то есть там, где заканчивается контролируемый участок дороги, «поскольку именно второй комплекс и устанавливает факт превышения скорости». В свою очередь, в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) поддержали проект Минтранса при условии, что в КоАП будет закреплено, понятие места и времени совершения правонарушения.

Придется ли менять работу дорожных камер и перенастраивать их?

До заморозки технологию измерения средней скорости применяли в Москве и Подмосковье, Самарской, Смоленской, Воронежской и ряде других областей, а также в Татарстане. К примеру, как рассказали в «Око», в Московской области с 2019 по 2021 год функционировало 174 участка средней скорости общей протяженностью 588,2 км. Как сообщили Autonews.ru специалисты «Око», с технической точки зрения препятствий для возобновления контроля средней скорости на дорогах нет и методику работы комплексов менять не придется. Там пояснили, что технология измерения заключается в использовании на одном отрезке пути двух синхронизированных комплексов фотовидеофиксации. Они распознают госномер автомобиля и точное время проезда в начале и в конце контролируемого участка. «При этом комплекс, расположенный в конце участка, вычисляет скорость, с которой автомобиль его преодолел. В комплексах фотовидеофиксации, которые фиксируют так называемую «мгновенную» скорость, измерения происходят точно так же. В целом если мы измеряем скорость транспортного средства на участке дороги, то его скорость всегда будет «средней», а вот «мгновенной» скорости не бывает, поскольку скорость — величина динамическая, измеряемая исключительно на отрезке пути, который, согласно формуле, и делится на время, потребовавшееся автомобилю на преодоление этого расстояния», — пояснили специалисты из «Око».

В России вернут штрафы за среднюю скорость. Как это будет работать

Зачем вообще нужен контроль средней скорости?

  • Минтранс разработал проект по возвращению штрафов за среднюю скорость
  • МВД и Минтранс взялись за регламент для контроля средней скорости машин
  • Эксперт по ПДД потребовал вернуть штрафы за среднюю скорость

ГИБДД больше не штрафует за превышение средней скорости

От автоматических штрафов с помощью парных камер отказались этим летом. Суды зачастую отменяли такие санкции.

ГИБДД перестала штрафовать за нарушения средней скорости, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на официальный ответ ведомства. Штрафы за такие нарушения, которые фиксировали с помощью парных камер, ввели в России в 2013 году. Эту практику неоднократно критиковали, так как само понятие «средняя скорость» отсутствует в ПДД.

30 октября, 12:16
3 июня, 13:40

Среднюю скорость определяли благодаря тому, что две расположенные в нескольких сотнях метров друг от друга камеры фиксировали момент проезда одного и того же автомобиля. На основании этих данных программа автоматически высчитывает среднюю скорость машины на участке между камерами и выносит штраф за превышение скорости (ст. 12.9 КоАП). Такой метод применяли около 1000 комплексов в разных регионах страны.

При этом суды нередко отменяли эти штрафы. В ПДД понятия «средняя скорость» нет, а превышение скоростного лимита не относится к длящимся правонарушениям, то есть у него должно быть зафиксировано точное место и время. В Госдуму вносили законопроект о запрете таких штрафов, но он был отклонен.

В ГИБДД не уточнили, как давно за нарушения ст. 12.9 КоАП перестали штрафовать в автоматическом режиме. По данным «Коммерсанта», в Подмосковье такие штрафы не выписывают с начала лета, а в Москве — с августа.

В мае вице-премьер Марат Хуснуллин поручил МВД, Минтрансу и Минюсту подготовить предложения по закреплению ответственности за превышение средней скорости в законе. Но не ясно, идет ли речь о поправках в действующий КоАП или его новую версию, работа над которой все еще идет.

  • Право.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *