Как проходит выездная проверка фсс
Перейти к содержимому

Как проходит выездная проверка фсс

  • автор:

Порядок назначения документальных выездных проверок страхователей

1. Контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей , истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.

С 1 января 2017 года вопросы контроля за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и выплатой страхового обеспечения регулируются Главой IV.2. Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

2. Одновременно с проведением проверки по обязательному социальному страхованию, осуществляемой в соответствии с квартальным планом, который утверждается руководителем отделения (филиала отделения) Фонда (управляющим, заместителем управляющего отделения Фонда, директором филиала, заместителем директора филиала) , по соответствующим планам могут проводиться проверки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Далее — руководитель отделения (филиала отделения) Фонда.

При составлении планов используются результаты анализа, проведенного с использованием информационных ресурсов и аналитических возможностей единой интегрированной информационной системы Фонда «Соцстрах» .

Далее — ЕИИС «Соцстрах».

Критерии отбора страхователей для проверки:

значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию;

систематически получаемые ими значительные суммы, полученные от отделения (филиала отделения) Фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию;

рекомендации по результатам камеральной проверки, проведенной в соответствии с Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Фонда от 29.07.2003 N 87 .

Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2003, N 5009.

Срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения (филиала отделения) Фонда и определяется с учетом объема подлежащих проверке расходов страхователя, с учетом численности застрахованных лиц, работающих у страхователя, отдаленности страхователя, транспортных и иных условий.

В необходимых случаях руководителем отделения (филиала отделения) Фонда могут быть назначены внеплановые проверки страхователей.

3. Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда (приложение N 1).

4. Проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных отделов, иными работниками отделения (филиала отделения) Фонда, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя отделения (филиала отделения) Фонда.

5. В день начала проверки проверяющим(и) предъявляются страхователю решение руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки и служебное удостоверение.

6. В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В случае если страхователь по результатам камеральной проверки рекомендован для включения в план проведения документальных выездных проверок, проверке подлежат три календарных года, предшествующих году проведения проверки, и законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка.

7. Выездная проверка не может продолжаться более одного месяца. Указанный срок может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях — до трех месяцев по мотивированному ходатайству (запросу) лица, проводящего проверку, — решением управляющего (заместителя управляющего) отделением Фонда.

Срок проведения проверки исчисляется со дня предъявления решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В рамках проверки страхователя отделение (филиал отделения) Фонда вправе проверять расходование средств Фонда на обязательное социальное страхование филиалами и представительствами страхователя. При проведении самостоятельной проверки филиалов и представительств страхователя срок проверки увеличивается на срок не более одного месяца на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) вправе приостановить проведение проверки.

Приостановление и возобновление проведения проверки оформляются соответствующими решениями руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда (приложения N 2, N 3).

8. Повторной проверкой страхователя признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же основаниям и за тот же период.

При проведении повторной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки.

Повторная проверка страхователя может проводиться:

а) в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (приложение N 4);

б) в порядке контроля отделения Фонда за деятельностью филиала отделения Фонда, проводившего проверку (приложение N 5);

в) отделением (филиалом отделения) Фонда на основании решения руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления страхователем уточненной расчетной ведомости по средствам Фонда, в которой указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленной расчетной ведомости.

9. Подготовке к проведению проверки предшествует подготовительный этап работы (как правило, не более 2 дней), предусматривающий сбор и анализ в отделении (филиале отделения) Фонда следующей информации.

1) Анализ структуры расходов:

расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные страхователем в проверяемом периоде (по данным расчетных ведомостей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) , утвержденная Постановлением Фонда от 22.12.2004 N 111 , и отчетов по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а ФСС РФ) , утвержденная Постановлением Фонда от 25.04.2003 N 46 ;

Далее — расчетная ведомость по средствам Фонда.

Письмом Минюста России от 13.01.2005 N 01/80-ВЯ документ признан не нуждающимся в государственной регистрации.

Далее — отчет по страховым взносам.

Письмом Минюста России от 16.05.2003 N 07/11857-ЮД документ признан не нуждающимся в государственной регистрации.

суммы, выделенные страхователю отделением (филиалом отделения) Фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию.

2) Установленные страхователю ассигнования на оздоровление детей, санаторно-курортное лечение работников в проверяемом периоде.

10. В случае непредставления страхователем в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов (приложение N 6). Документы должны быть представлены страхователем в десятидневный срок в виде заверенных должным образом копий. В случае необходимости проверяющий вправе ознакомиться с подлинниками документов.

В случае если страхователь не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, страхователь в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых страхователь может представить истребуемые документы.

В течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (приложение N 7).

11. В последний день проведения проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке (приложение N 8), в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).

Порядок проведения выездных проверок ПФР

На основании каких распорядительных документов проходят выездные проверки? Каков порядок проведения проверки? Какие документы могут затребовать проверяющие? Какие сроки установлены для проведения проверки и оформления ее результатов? На эти вопросы мы ответили в представленной статье.

Организация выездных проверов ПФР.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закона от №212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд. Первоначально Правлением ПФР (Распоряжение от 11.05.2010 № 127р) были утверждены Временные методические указания по организации проведения выездных проверок. Однако этот документ во многом повторял положения названного закона и не давал четкого представления об основных аспектах, подлежащих проверке и описанию в акте выездной проверки. В связи с этим для установления единообразной правоприменительной практики по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 №34р были утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее – Методические рекомендации). Ранее действовавший документ, регулирующий порядок проверок, признан утратившим силу.

Обратите внимание : хотя Методические рекомендации были утверждены в 2011 году, данный документ применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 года.

Как определяются кандидаты на проверку?

Один из разделов Методических рекомендаций посвящен планированию выездных проверок. Оно включает отбор плательщиков страховых взносов на основе ряда критериев, в том числе показателей деятельности:

  • отнесение к числу крупнейших плательщиков;
  • несвоевременное представление индивидуальных сведений;
  • наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
  • применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
  • выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений);
  • наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
  • уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
  • неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • периодичность проведения проверок плательщика не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
  • поступление от органов ФНС информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

К сведению : Письмом от 22.02.2011 №ПА-4-2/2859@, №ТМ-30-25/1769 ФНС и ПФР сообщили, что заключили Соглашение ФНС России №ММВ-27-2/5, ПФ РФ №АД-30-33/04сог от 22.02.2011 «По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации». Согласно данному документу налоговые органы предоставляют органам ПФР на федеральном уровне информацию о налоговых агентах (организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доход.

Как составляется план-график проверок?

Пунктом 3 ст. 33 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что территориальные органы ПФР и ФСС проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов таких проверок. Согласно Методическим рекомендациям ежегодный план-график проведения проверок формируется на основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируются проверки.

Территориальные органы ПФР при проведении выездных проверок осуществляют контроль за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Обратите внимание : в соответствии с Соглашением о взаимодействии ПФ РФ и ФСС РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов, заключенным 28.10.2009 № АД-30-35/10сог, № 02-43/07-2205П, план-график утверждается приказом руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год.

Решение о проведении выездной проверки.

Основанием для выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, ее обособленного подразделения или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной проверки выносится в двух экземплярах по форме 9-ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» (далее – Приказ № 957н) (приложение 14):

  • первый экземпляр вручается для ознакомления проверяемому плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю) на его территории (в его помещении) или в помещении территориального органа ПФР – в зависимости от места проведения проверки;
  • второй экземпляр приобщается к материалам выездной проверки.

После того, как плательщик страховых взносов ознакомится с решением и подпишет его, должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее выездную проверку, вручает плательщику требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки. Данное требование составляется должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную проверку, по форме 14, утв. Приказом № 957н (приложение 21).

Требования о представлении документов.

Органы контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах имеют право требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисл ения и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов. Это предусмотрено ст. 37 Федерального закона № 212-ФЗ . Согласно ч. 2 данной статьи истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Отметим, что законодательство не предусматривает требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятие подлинников документов.

К сведению: количество требований, выставляемых проверяющими плательщику страховых взносов в ходе выездной проверки, не ограничено. В случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками всех документов, подлежащих проверке (ч. 4 ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ).

Документы, которые были истребованы в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ).

В ходе выездной проверки при выставлении требования о представлении документов, подлежащих проверке, следует руководствоваться:

  • Постановлением от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;
  • Постановлением от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет»;
  • Постановлением от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Обратите внимание : в соответствии со ст. 48 Федерального закона №212-ФЗ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении выездной проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Место проведения выездной проверки.

Обычно выездная проверка проходит на территории проверяемых. Доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой взносов о проведении выездной проверки данного плательщика.

Обратите внимание : если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа ПФР.

Периоды и сроки проведения выездной проверки.

Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР.

В разделе VI Методических указаний установлено:

  • в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки;
  • срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке, при этом проверка не может продолжаться более двух месяцев;
  • общий срок приостановления выездной проверки не может превышать шесть месяцев (ч. 18 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ);
  • если в течение шести месяцев орган контроля за уплатой страховых взносов не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца.

На период приостановления выездной проверки приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов по истребованию документов у плательщика взносов, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика, связанные с указанной проверкой.

Какие документы необходимо предъявлять по требованию проверяющих?

В зависимости от степени охвата проверкой документов и информации может быть проведена сплошная или выборочная проверка. Проверке подвергаются:

  • при применении сплошного метода – все документы и информация, относящиеся к начислению страховых взносов;
  • при применении выборочного метода – выбранные элементы одной статьи отчетности или группы однотипных операций, что позволяет сформировать выводы, касающиеся элементов всей статьи или группы операций.

К сведению: объем проверяемых документов и информации о деятельности плательщика страховых взносов должностные лица, проводящие проверку, определяют самостоятельно, исходя из объема данных, подлежащих проверке, состояния бухгалтерского учета плательщика, а также вероятности нарушений исчисления страховых взносов.

В соответствии с п. 7.4 Методических рекомендаций комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки, включает:

  • учредительные документы (устав и (или) учредительный договор, положение);
  • приказы об учетной политике;
  • разрешительные документы (лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.);
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период;
  • бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период (главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр.);
  • аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам учета расчетов с персоналом по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, с подотчетными лицами, учета денежных средств;
  • карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов. Рекомендуемая форма приложена к Письму ПФ РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010 № 02-03-08-56П;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц);
  • банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы);
  • первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы), в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц.

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.

Обратите внимание : возможный перечень документов, которые могут быть истребованы при выездной проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям.

Основные аспекты проверки и описания в акте выездной проверки.

К ним относятся:

  • категория проверяемого плательщика страховых взносов;
  • своевременность и полнота представления плательщиком взносов расчетов и индивидуальных сведений в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов;
  • проверка правильности определения плательщиком взносов объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления;
  • правильность определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, плательщиками взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
  • проверка правильности начисления и уплаты (перечисления) страховых взносов.

Что делают проверяющие в случае выявления нарушений?

Если в ходе выездной проверки были выявлены нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, территориальный орган ПФР в соответствии с требован иями Методических рекомендаций :

  • осуществляет подбор документов, подтверждающих отдельно каждый факт выявленных нарушений;
  • производит доначисление сумм страховых взносов;
  • формирует предложения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за правонарушение, а также об устранении выявленных нарушений.

По каждому выявленному факту нарушения законодательства к материалам проверки должны быть приложены копии соответствующих документов.

Как оформляются результаты выездной проверки?

В после дний день выездной проверки должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов, ее проводящие, обязаны составить справку о проведенной проверке по форме 12-ПФР, утвержденной Приказом № 957н (приложение 18). В течение двух месяцев со дня составления этой справки по результатам проверки должен быть составлен акт по форме 17-ПФР в соответствии с требованиями к акту выездной проверки, которые установлены Приказом № 957н (приложения 26, 28). Следует помнить, что в акте выездной проверки не отражают неуплату текущих платежей. По текущим платежам страховых взносов составляется справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме 3-ПФР согласно Приказу № 957н (приложение 5).

Акт выездной проверки должен состоять из трех частей:

  • вводной (содержит общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов);
  • описательной;
  • итоговой.

В случае выявления нарушений законодательства РФ о страховых взносах в описательной части акта отражаются сведения:

  • выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;
  • выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для их начисления;
  • выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
  • выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства РФ о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.

В случае установления расхождений по размеру базы для начисления страховых взносов или сумме начисленных и уплаченных (перечисленных) взносов необходимо описать суть выявленных нарушений со ссылками на нормативные документы. Суммы расхождений следует привести в таблице с разбивкой по нарушениям и отчетным периодам с указанием фамилии и инициалов застрахованного лица, по которому обнаружено занижение базы для начисления страховых взносов или суммы начисленных и уплаченных взносов.

В качестве доказательной базы к акту выездной проверки должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.

Если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные аспекты и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений по правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты страховых взносов.

Итоговая часть акта выездной проверки содержит:

  • выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с плательщика суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за их неуплату (несвоевременную уплату);
  • предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля по устранению выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах;
  • предложения органа контроля о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и состава правонарушений;
  • указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки.

Акт проверки подписывается:

  • с одной стороны – лицами, проводившими выездную проверку;
  • с другой – лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись в акте проверки.

Акт проверки втечение пяти дней с даты подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате получения акта указанным лицом (его уполномоченным представителем).

В течение 10 дней со дня истечения срока для представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по акту должно быть принято решение по результатам выездной проверки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, например, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства РФ о страховых взносах или отсутствия таковых. Для этого руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов по форме 18, содержащейся в приложении 29 к Приказу №957н.

Решение по результатам выездной проверки не принимается в случае отсутствия нарушений по результатам проверки.

Материалы выездной проверки приобщаются в наблюдательное дело плательщика страховых взносов.

На основании вступившего в силу решения плательщику страховых взносов, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в этом, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

Что проверяет ФСС

При проведении проверок внебюджетными фондами вы вправе представлять и отстаивать свои интересы лично или через представителя.

По окончании проверки вам вручат или направят акт проверки, а затем решение по ней. На это закон дает пять дней в каждом случае.

По акту проверки вы можете дать свои пояснения в устной или письменной форме.

Фирма и предприниматель вправе участвовать в рассмотрении материалов проверок.

Чтобы избежать необоснованных требований проверяющих, следует помнить: хранить расчетные и платежные документы по страховым взносам нужно не менее шести лет.

Если вы откажетесь впустить проверяющих к себе на территорию или в помещение, ФСС имеет полное право самостоятельно рассчитать за вас суммы страховых взносов к уплате. Они сделают это на основании имеющейся у них информации о вас, а также данных об аналогичных фирмах и предпринимателях.

Вся информация по проверке должна быть ограничена проверяющим в доступе, так как может содержать вашу служебную и коммерческую тайну. Исключение составляет информация о допущенных нарушениях.

Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите

Порядок проверки ФСС и обжалование результатов

ФСС как страховщик проводит проверки того, чтобы страхователем были правильно произведены расходы на выплату страхового обеспечения, контроля по жалобам застрахованных лиц и т.д. Какие проверки проводит фонд и как, будем разбираться в настоящем материале.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по проверкам ИП и организаций. Звоните нам прямо сейчас, чтобы получить профессиональный совет адвоката.

Плановые и внеплановые проверки ФСС

Плановые проверки так называются, потому что они должны проводиться в соответствии с планом-графиком проверок, т.е. планироваться заранее. План-график должен быть утвержден приказом руководителя территориального органа фонда. При этом такие мероприятия должны проводиться не чаща 1 раза в год и не реже 1 раза в 3 года в отношении одного лица.

Необходимость в проведении внеплановых проверок возникает, если поступила, например, жалоба или обращение гражданина, юрлица или ИП. Чтобы проверить доводы жалобы (обращения) необходимо провести контрольные мероприятия, а поскольку такая процедура не планировалась, поэтому она и называется внеплановая.

ПОЛЕЗНО: еще больше по вопросу плановых проверок по ссылке на нашем сайте

Порядок выездной проверки фонда социального страхования

Чтобы узнать, в каком порядке проводится выездная проверка ФСС, обратимся к ст.ст. 26.16-26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Выездная проверка проводится на территории страхователя на основании решения руководителя территориального органа. В исключительных случаях, если страхователь не сможет предоставить помещение для проведения проверки, тогда она может проводиться по месту нахождения ФСС.

В ходе выезда проверяется, что исчисления страховых взносов произведены правильно и своевременно уплачены, а также, что расходы на выплату страхового обеспечения произведены правомерно.

Период, за который проводится выезд к ИП или организации, не может быть более 3-х лет. Выездные проверки должны проводиться не чаще 1 раза в 3 года. Срок процедуры не должен превышать 2-х месяцев. В отдельных случаях срок может быть продлен до 4-х или 6-ти месяцев.

Непосредственно порядок проведения выездной проверки ФСС заключается в следующем:

  • выносится решение руководителем ФСС о проведении ревизии
  • выездные лица фонда социального страхования, проводящие проверку, чтобы получить доступ в помещение страхователя обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о проведении надзора
  • в ходе процесса должностные лица вправе истребовать у страхователя необходимые документы
  • после проверки составляется справка и в течение 2-х месяцев должен быть составлен акт результатов контроля, который в течение 5 рабочих дней должен быть вручен страхователю
  • после получения акта страхователь при несогласии с ним вправе представить в течение 15 рабочих дней возражения

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, чтобы понять подробнее линию защиты при налоговой проверки или любой иной — звоните нашему адвокату прямо сейчас

Как проходит камеральная проверка ФСС?

Камеральная проверка в отличие от выездной проводится по месту нахождения ФСС. Указанная процедура проводится на основании расчетов о начислении и уплате страховых взносов и документов, которые предоставлены страхователем.

Камеральная ревизия проводится должностными лицами ФСС, при этом какого-либо специального решения не требуется, чтобы проводить такое мероприятие.

Проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня, когда страхователем предоставлен расчет:

  • если при разборе будут выявлены нарушения, ошибки, неточности, то страхователю будет предоставлена возможность предоставить пояснения или внести исправления.
  • если после рассмотрения пояснений и документов, лицо, проводящее процедуру, установит факт совершения правонарушения, тогда должен быть составлен акт.

В случае, когда по результатам проверки не выявлено никаких нарушений и все хорошо, тогда никакой акт не составляется и страхователь не извещается о результатах проверки.

Какие документы может запросить ФСС в ходе проверки?

В ходе проведения проверки должностные лица ФСС вправе запросить документы, которые имеют отношение к предмету контроля.

Таким образом, когда проверяющие запрашивают какие-либо документы, необходимо проверить, имеют ли эти документы отношение к конкретной ситуации. Если документы не относятся к предмету вылазки, соответственно необходимо ответить, что проверяющие запрашивают документы не в рамках.

Необходимо быть внимательным и осторожным при отказе проверяющим предоставлять документы, поскольку лицо за отказ в предоставлении документов может быть привлечено к ответственности.

Обжалование акта проверки ФСС

Порядок проверки ФСС

Акты проверки ФСС могут быть обжалованы в вышестоящий орган либо в суд.

При этом жалоба может быть подана одновременно как в вышестоящий орган страховщика, так и в суд.

Жалоба в вышестоящий орган подается непосредственно в данный орган в письменной форме либо в форме электронного документа. Жалоба может быть подана в течение 3-х месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав, это будет считаться день получения акта. Решение по жалобе должно быть принято в течение 1 месяца и в течение 3-х рабочих дней о нем должно быть сообщено лицу.

При обжаловании акта в суде необходимо подготовить и подать в суд заявление по правилам, установленным АПК РФ. Если заявление подается физлицами (не ИП), тогда оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. В суд общей юрисдикции акт обжалуется по правилам КАС РФ. Срок для обжалования составляет 3 месяца.

СОВЕТ: не смотря на то, что срок для обжалования составляет 3 месяца, не стоит до последнего ждать и не подавать жалобу. Поскольку жалобу можно подать сразу в вышестоящий орган и в суд, следует воспользоваться такой возможностью и подать жалобу, так сказать, в обе инстанции. Если же сроки позволяют, можно сначала подать в вышестоящий орган, а потом в суд.

ПОЛЕЗНО: читайте подробнее про оспаривание штрафа ФСС по ссылке на сайте

Срок обжалование проверки фонда социального страхования

Из предыдущего раздела мы уже знаем, что результаты проверки могут быть обжалованы в течение 3-х месяцев.

Если по уважительным причинам, указанный срок пропущен, тогда следует обратиться с ходатайством о восстановлении срока на обжалование.

Трехмесячный срок обжалования в вышестоящий орган установлен соответствующим федеральным законом, а при обжаловании в суд, данный срок установлен процессуальными кодексами на оспаривание решений органов.

Как выиграть суд с фондом социального страхования?

Чтобы выиграть суд с ФСС необходимо прежде ответить себе на несколько вопросов, а именно:

  1. допущены ли нарушения ФСС при проведении проверки
  2. имеются ли доказательства, опровергающие выводы проверяющих о наличии нарушений

При положительном ответе на указанные вопросы, останется только подготовить мотивированное заявление в суд со ссылками на доказательства и нормы права, а также на положительную судебную практику, если она имеется.

Если нет 100% уверенности, что Вы правы, но и нет уверенности, что прав ФСС, стоит попробовать посудится с данным органом.

Как вариант, для того, чтобы выиграть суд с данным органом исполнительной власти, когда не совсем уверен в своих силах, стоит обратиться к адвокату, который специализируется на подобной категории споров и знающий на что обратиться внимание при споре.

Адвокат по ФСС в Екатеринбурге

В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» Вы найдете адвоката, который специализируется на спорах данной категории, он сможет:

  1. проконсультировать Вас по проверке, которая проводится фондом
  2. проведет анализ предоставленных документов, в том числе, результатов работы надзорного органа и выскажется о возможных вариантах развития событий и перспективах дела
  3. подготовит мотивированную жалобу в вышестоящий орган ФСС
  4. подготовит заявление в суд на обжалование результатов контроля
  5. будет представлять интересы доверителя при проверке, при обжаловании результатов проверки, в ином споре с ФСС в суде

Помимо оказания приведенного перечня услуг, наш адвокат готов оказать иные юридические услуги, которые связаны с фондом соцстрахования и иными органами власти, в том числе, запрос документов, обжалование решений судов и т.д. Звоните нам уже сегодня.

Отзыв о работе нашего бизнес адвоката

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Отзывы о нас

Отзыв по уголовным делам

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

Порядок проверки ФСС и обжалование результатов Порядок проверки ФСС и обжалование результатов Порядок проверки ФСС и обжалование результатов

Этапы работы с АБ

Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург (Екатеринбург) © 2012-2023

Звоните: +7 (343) 345-80-80

г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, 16, оф. 103, Бизнес-центр Манеж

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *