Когда первый раз сдавали егэ
Перейти к содержимому

Когда первый раз сдавали егэ

  • автор:

«Скверно написал»: 85-летний пенсионер сдал ЕГЭ, но не хочет знать результаты

Донат Сорокин/ ТАСС

МОСКВА, 21 июня. /ТАСС/. В Ивановской области 21 июня обнародовали результаты ЕГЭ по математике, но как минимум один участник экзаменов решил не уточнять, сколько баллов он набрал. Этим человеком оказался 85-летний пенсионер Юрий Тайков. Причем он сдавал ЕГЭ уже во второй раз.

«Мое субъективное ощущение — написал я скверно, на тройку с тремя минусами. Но туда даже звонить не буду, как, впрочем, и первый раз не звонил — в 2006 году», — рассказал Тайков в интервью ТАСС. Пенсионер сообщил, что первый раз сдавал ЕГЭ в 2006 году за компанию с внуком. «Пошел узнать, что такое ЕГЭ, в свое время был медалистом, хотел сравнить, остался ли им», — пояснил Тайков. По его словам, еще одной целью, кроме оценки собственных знаний, было оценить саму систему ЕГЭ. «Для меня было важно сделать выводы из того и другого экзамена и мне очень хочется, чтобы они дошли до широкой публики», — сказал пенсионер.

Обожающий математику инженер-электрик по образованию раскритиковал систему сдачи ЕГЭ и предлагает в числе прочих нововведений продлить время сдачи экзамена. Он отметил, что по сравнению с 2006 годом экзаменационное время осталось прежним (4 часа), а количество сложных тем по математике прибавилось. «А кроме того, почему на математике не положить на стол ученикам свод формул тригонометрических, которым несть числа? Почему ребята должны держать все это в голове и тратить на это время на экзамене?» — задается вопросом пенсионер.

«Если эти мои выводы будут учтены и приняты во внимание, многие экзаменующиеся мне будут благодарны, несмотря на то, что я, так сказать, опозорился». — резюмировал пенсионер.

Старейший участник ЕГЭ из Иваново сообщил, что в этом году впервые решился написать еще и сочинение, выбрал тему «Почему люди боятся бездомности», которое он начал словами: «Лет 50 назад шли мы с другом. «. По словам собеседника, сочинение он сдал по всем пяти параметрам и результатами доволен, в отличие от математики.

Экзамен можно сдавать хоть в 100 лет

В областном департаменте образования ТАСС сообщили, что результат ЕГЭ Юрия Тайкова — его персональные данные, которые они не в праве разглашать.

По данным департамента, 85-летний Тайков — не единственный великовозрастный участник ЕГЭ в регионе. В прошлом году госэкзамены по математике, физике и русскому языку сдала женщина предпенсионного возраста, которая в итоге исполнила мечту — поступила в медицинскую академию. В этом году она окончила первый курс, сказал ТАСС сотрудник департамента.

По закону, сдавать ЕГЭ может любой человек, окончивший школу, вне зависимости от года выпуска.

Как сообщалось ранее, заявление на участие в профильном ЕГЭ по математике подали почти 492 тыс. человек, в том числе почти 458 тыс. выпускников текущего года. Экзамен прошел во всех субъектах РФ, для его проведения было задействовано 4775 пунктов проведения.

Тюмень сдала первый ЕГЭ

Школьники России сдали первый в этом году единый государственный экзамен по русскому языку. В Тюменской области тестирование по русскому языку прошли 12349 человек — все выпускники общеобразовательных школ нашего региона.

Школьники России сдали первый в этом году единый государственный экзамен по русскому языку. Результат этого ЕГЭ, который сдавали более 800 тысяч школьников и студентов колледжей, для каждого из них станет судьбоносным. В этом году Рособразование обязало все высшие учебные заведения России принимать результаты ЕГЭ. Притом, согласно приказу от 17 апреля 2007 года, каждый вуз России (кроме учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга) обязан принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ на 50% специальностей, если он принимает участие в ЕГЭ впервые, и на 100% специальностей, если он уже принимал Единый экзамен в прошлые годы, — сообщает РИА «Новости». В Тюменской области тестирование по русскому языку прошли 12 349 человек — все выпускники общеобразовательных школ нашего региона. Для этого на территории юга области организованы 85 пунктов проведения единого государственного экзамена, сообщили «Вслух.ру» в пресс-центре департамента образования и науки Тюменской области. В Тюмени экзамен прошел на базе 20 образовательных учреждений города: гимназии № 1, школ № 8 и 10, гимназий № 12 и 16, школ № 17, 22, 29, 37, 40, 43, гимназии № 49, школ № 56, 57, 62, 63, 65, 66, 68, 88 и нефтегазового колледжа. Продолжительность экзамена составляет 3 часа (180 минут). По положению о ЕГЭ в школьных аудиториях может располагаться не более 15 человек, все участники экзамена сидят по одному. В аудитории находится два организатора. Отметим, что время, выделенное на подготовительные мероприятия (проведение инструктажа участников ЕГЭ, вскрытие специальных пакетов, заполнение области регистрации бланков ЕГЭ), в продолжительность ЕГЭ не включается. Результаты экзамена будут известны через 3 — 4 дня. Следующий экзамен итоговой аттестации в формате ЕГЭ — математика, он пройдет 4 июня. Сроки проведения ЕГЭ в 2007 году:
29 мая — русский язык
4 июня — математика
9 июня — история России, физика
13 июня — химия, обществознание
16 июня — география, биология, литература
19 июня — иностранные языки, информатика
21, 22 июня — резервные дни для участников ЕГЭ, не сдавших экзамен в установленные сроки по уважительным причинам.

Десять лет на тестах: каким был первый ЕГЭ в Петербурге

Первый Единый государственный экзамен прошел в Петербурге в 2004 году: тогда более 44 тысяч выпускников узнали, что такое КИМы, в чем сложность части С и как вообще русский язык можно сдать в виде теста. Учителя и первые экзаменуемые вспоминают, каким был ЕГЭ десять лет назад и что стало с экзаменом сейчас.

Иллюстрация: Катерина Чуракова / «Бумага»

Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России еще в 1997 году. Вопреки тому, что многие связывают введение выпускного экзамена в тестовой форме с именем Андрея Фурсенко, на самом деле инициатором идеи стал Владимир Филиппов, занимавший пост министра образования с 1998 по 2004 год. Именно Филиппов усмотрел необходимость модернизации образования и разработал одноименную программу в 2001 году: в ней говорилось об «информатизации» школ, о введении новых образовательных стандартов и проведении Единого государственного и приеме в вузы на основе его результатов. Началось все с эксперимента, когда в отдельных школах стали проводить добровольное тестирование выпускников, а в 1999 году создан Федеральный центр тестирования Минобрнауки, который должен был развить систему тестирования.

Владимир Филиппов Министр с 1999 по 2004 год

«Когда учитель преподавал тебе физику и сам поставил тебе четверку — это механизм некорректный. Поэтому нам и нужен ЕГЭ».

«Меня ректоры часто упрекали: „Мы берем абитуриентов по бумажкам, надо же им в глаза посмотреть!“. Но смотрели-то в вузах ранее при вступительных экзаменах не в глаза, а в карман, пытаясь вынудить платить хоть законным путем, хоть незаконным. И не забывайте, что ЕГЭ сделал поступление в вузы доступным для многих способных школьников из отдаленных регионов. И для такой огромной страны, как Россия, это особенно важно».

Тем не менее всю ответственность за неудачи ЕГЭ и продолжение реформ своего предшественника понес Андрей Фурсенко. Несколько лет подряд он даже удостаивался звания «самого нелюбимого министра РФ». К примеру, петербургские выпускники 2011 года не упустили возможность ему об этом сказать напрямую, завизжав хором «нет» в ответ на трогательный вопрос Вадима Тюльпанова, «любят ли они своего министра». В 2004 году новую систему приняли 65 регионов России, среди них был и Петербург. Теперь петербургские одиннадцатиклассники, помимо выпускного сочинения, сдавали русский язык в форме ЕГЭ. Первая волна прошла 3 июня. В тот год оценку «отлично» получили 11 % выпускников Петербурга, а «двойку» — 1,68 %. С 2009 года ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Нынешние выпускники сдают в обязательном порядке математику и русский язык, а по выбору — географию, литературу, иностранные языки, физику, информатику, биологию, историю, общество­знание и химию.

Андрей Фурсенко Министр с 2004 по 2009 год

«И ЕГЭ породил не я, если более точно. Но я понял, что все равно это останется за мной по жизни»

«Уверен, что если бы ЕГЭ попробовали отменить, то и учителя, и ученики, и их родители выступили бы против»

После прошлогодних скандалов, когда за день до экзамена в сети появились ответы, выложенные с Дальнего Востока, было решено готовить контрольно-измерительные материалы (КИМы) отдельно для каждого часового пояса. Так, из-за утечки информации Рособрнадзор в прошлом году заблокировал доступ к 72 группам «ВКонтакте», где предлагалось купить материалы к ЕГЭ — их стоимость варьировалась от 20 до 50 тысяч рублей. После очередного казуса с нарушениями премьер Дмитрий Медведев заявил, что результаты всех, кто имел отношение к продаже и покупке ответов, должны быть аннулированы. В этом году, как объявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, утечек не было: по его словам, «под видом реальных КИМов мошенники выкладывали в сеть задания и ответы прошлых лет». Среди петербуржцев все же нашлись нарушители: семь человек было удалено с экзамена за использование шпаргалок и интернета.

Дмитрий Ливанов Министр с 2012 года

«Думаю, что на совершенствование Единого госэкзамена, на повышение доверия к его результатам со стороны учеников, родителей и учителей мы денег жалеть не будем. Доверие, конечно, ни за какие деньги не купишь. Но все, что можно сделать, чтобы повысить доверие к ЕГЭ, мы сделаем»

«Мы планируем поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена из всех вариантов по всем предметам»

Бурные обсуждения были вызваны заявлением нынешнего министра образования Дмитрия Ливанова о том, что вскоре ЕГЭ по всем гуманитарным предметам будет сдаваться устно, а уже к 2015 году будет исключена часть А из всех экзаменов. Помимо этого, министр предложил в течение двух-трех лет «разгрузить систему ЕГЭ» и сделать экзамен менее стрессовым. Возможно, абитуриентам в скором времени можно будет сдавать ЕГЭ на протяжении всего года, а на пересдачу будет даваться три попытки. Многие критики ЕГЭ расценили заявление Ливанова как постепенный отказ от Единого экзамена, член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов и вовсе сделал вывод, что это полное признание министром провала «авантюры с ЕГЭ».

Выпускники 2004 года

Антонина Арефина, 98 баллов

Тамара Погодина, около 69 баллов

— Я не помню, была я в десятом классе или одиннадцатом, когда стало известно, что нам предстоит ЕГЭ. В десятом были обычные уроки русского, а на следующий год его уже не было в расписании, но иногда мы писали тестовые варианты в качестве подготовки. Какие-то книжечки с примерами задач покупали, решали по ним. Мы, естественно, побаивались новой формы. Это было что-то никому не известное. Можно сказать, что были недовольны, впрочем, я с трудом представляю школьника, радующегося экзамену, в какой бы он форме ни проходил. Я лично волновалась из-за требования сделать задания второй и третьей части по строгой форме, боялась ошибиться в мелочах, а собственно к тестовой части относилась спокойно, уже был опыт заполнения «Кенгуру» и «Русского медвежонка». Вообще, третья часть не нравилась никому — тексты для анализа были идиотскими. Мы сдавали ЕГЭ только по русскому, так что обсуждали это с нашей учительницей. Она была против тестовой формы по литературе, а вот ее отношение к русскому не помню. Я получила 98 баллов, это был для меня самой немного неожиданный результат. На мое поступление результат не повлиял, на факультете проходной балл был 26, поскольку по русскому далеко не все получили пятерки.

— Мы об этом узнали, кажется, только в начале года, точно не за несколько лет. С середины года в рамках одного урока в неделю делали эти задания и вместе их разбирали. Как-то все спокойно относились, но в то же время понимали, что это очень ответственно и от результатов зависит поступление. Но не могу сказать, что это было страшно, задания не казались сверхсложными, все было адекватно. Я сдавала в 56 школе: в зале было, может, два-три человека из класса, остальные все незнакомые. Сидели в обычном классе, по одному за партой. Все было очень строго: никаких разговоров, шпаргалок, стояла полная тишина. Нас заранее настраивали на то, что ничего спрашивать у учителя нельзя, поэтому все рассчитывали только на себя. Насколько я помню, тогда еще даже ответов не было никаких, эта проблема возникла в последующие годы. Главное отличие первого ЕГЭ от последующих в том, что результаты мы узнавали не на сайте, а на стенде в школе, тогда-то и интернета не было почти. Я не помню точно, сколько баллов получила, но мне чуть-чуть не хватило до пятерки, это было обидно. Я попробовала сдать еще раз русский язык уже при поступлении в Университет технологии и дизайна — ведь в первый год можно было русский сдать еще и в самом вузе, но тоже сдала на четверку.

Главное отличие первого ЕГЭ от последующих в том, что результаты мы узнавали не на сайте, а на стенде в школе, тогда-то и интернета не было почти

Ксения Ивахова, около 65 баллов

Надежда Шипунова, 78 баллов

— По-моему, мы не переживали сильно: во-первых, не были уверены, что это случится, во-вторых, на тот момент не были известны все организационные моменты, которые, как мне кажется, намного волнительнее, чем сдача самого материала. Учителям было сложно, и они не были довольны, поскольку им пришлось самим учиться, и, получается, все пришло к тестовой системе, которую на тот момент никто из них особо не любил. В целом тест, как мне кажется, был понятным, тем более к нему мы готовились все полгода вплотную. Наверное, самые сложные задания были связаны с ударениями. В моем случае результат не повлиял бы на поступление, так как я собиралась на филфак СПбГУ, где проходные баллы делились по следующему принципу: 99–100 баллов — «отлично», 97–98 баллов — «хорошо». У меня был плохой балл: к сожалению, я не успела переписать в чистовик часть С, которая была третью теста. Была уверена, что вообще провалила экзамен. Но, слава богу, набрала 65 или 68 баллов.

— По тому, как нам расписывали экзамен, все должно было быть гораздо сложнее, нежели я помню. Полагаю, так как это был первый год, все боялись сделать его слишком сложным. И проходной балл в вузах был весьма низкий — насколько помню, они занизили планку вступительного балла, наверное, тоже не были уверены, что гладко все пройдет. Хотя, по рассказам двоюродной сестры, потом все стало гораздо «веселее». Мы чувствовали себя подопытными мышами. Радости или энтузиазма не испытывали точно. Все новое, как обычно, не внушает доверия. Натаскивали по пособиям — примерным вариантам. Результат на поступление повлиял не сильно, я получила 78, что в разных вузах переводилась в разные оценки. Из того, что слышала от знакомых, в чем-то бывают абсурдные вопросы по литературе, например, вопрос, какой породы была Муму. Вот честно, все, у кого спрашивала, отвечали «дворняжка», а оказывается, правильный ответ — спаниель.

Мы не переживали сильно: во-первых, не были уверены, что это случится, во-вторых, на тот момент не были известны все организационные моменты, которые, как мне кажется, намного волнительнее, чем сдача самого материала

Учителя

Любовь Сердакова

Учитель русского языка и литературы физико-математического лицея 239

— ЕГЭ в 2004 году был параллельно с сочинением, то есть выпускники писали выпускное сочинение, как обычно, и, соответственно, ЕГЭ. Он был еще пока не для поступления, но результаты мы учитывали при окончании года. Помню, что мы сдали хорошо. Были уже пособия. Сначала я отнеслась очень настороженно, с годами стало получше, поскольку и ЕГЭ менялся, и задания адекватнее становились. За всю историю ЕГЭ были вариации на тему части B и части C. Глобально он не поменялся, но более приятные вопросы все же появились — логика во всем этом стала прослеживаться. Задания стали лучше структурированы: сначала идет культура речи, потом орфография, пунктуация и так далее. Я была в Москве на Ассоциации учителей русского языка и литературы, и там как раз говорили, что в девятом классе будет тенденция сдавать формальный ЕГЭ, как мы сейчас его пишем, а в одиннадцатом классе будет сочинение как форма выпускного экзамена. Эта идея мне кажется более логичной, поскольку мне всегда нравилось сочинение, — это все-таки высшая форма речевой культуры. Сейчас это структурированный экзамен, к которому можно подготовиться, просто потратив время. Если же ты учишь именно живому письму и живой речи, то процесс подготовки и натаскивания будет гораздо сложнее. Человек, который готов трудиться и работать, и в данном случае себя проявит. Отрицательная черта ЕГЭ — это возможность в интернете узнать и прорешать заранее варианты, как это было в прошлом году.

Елена Калинина Репетитор, основатель Центра грамотности

Виктория Васильева Доцент СПбГУ, член экспертной комиссии ЕГЭ

— Обращаются ко мне ученики для подстраховки и за индивидуальным подходом. Если прогноз оценки не устраивает школьника и его родителей, учитель не всегда возьмется улучшать этот показатель, даже просто из-за нехватки времени. Кроме того, на занятиях в классе упор делается на тренировку тестовой части — творческая, как правило, прорабатывается мало, хотя, на мой взгляд, именно она по-настоящему показывает уровень владения родным языком. В ЕГЭ она составляет примерно 1/3 оценки. При подготовке я следую формату ЕГЭ и особенностям заданий в тестовой форме, но моя задача — еще и сформировать работающий механизм грамотного письма на будущее. А то ведь бывает, что парень тест решает хорошо, но, когда пишет мне сообщение, делает ошибки в аналогичных словах и конструкциях. «Так это же не экзамен», — объясняет он мне. И это характерно для многих школьников: у них есть русский язык для оценки, но нет русского языка для жизни, нет понимания, зачем он дальше, зачем грамотно писать в соцсетях.

При подготовке я следую формату ЕГЭ и особенностям заданий в тестовой форме, но моя задача — еще и сформировать работающий механизм грамотного письма на будущее

Здесь возникают вопросы не столько к самим подросткам, сколько к школьной системе преподавания. Потому что подростки довольно легко разворачиваются в другую сторону, если им показать, как там интересно. Я не из числа сторонников ЕГЭ. Главным итогом изучения русского языка в школе должна стать грамотная свободная письменная речь, а ЕГЭ проверяет знание отдельных правил, которое у многих школьников активируется только на соответствующем пункте теста. Когда же они пишут свободный текст, с его многозадачностью, это знание зачастую переходит в пассивный режим. Поэтому, например, в пункте теста, где точечно поставлена задача выделить вводные слова или расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, школьник все делает правильно, а те же конструкции в свободном тексте, в сочинении из части С, уже пропускает. При этом максимум баллов за орфографию или пунктуацию можно получить именно в тестовой части.

Итогом изучения русского языка в школе должна стать грамотная свободная письменная речь, а ЕГЭ проверяет знание отдельных правил

Например, орфография в сочинении оценивается от нуля до трех баллов, и ноль ставится за любое количество ошибок больше четырех. То есть, грубо говоря, если у школьника в свободном тексте будут ошибки в каждом предложении, у него все равно остается шанс получить в целом высокий балл за ЕГЭ — именно за счет тестовой части, которую можно научиться решать. А решать и писать — это совсем разные навыки. Оценка за ЕГЭ не говорит в полной мере о знании русского языка и, самое главное, о качестве самостоятельной письменной речи. Были случаи, когда показатели теста выше реального уровня грамотности, но есть и обратные: я знаю людей, в том числе взрослых, у которых сама тестовая форма вызывает психологический дискомфорт, из чего могут вытекать совершенно нелепые ошибки.

— Я считаю, что абитуриенты не меняются и вокруг них ничего не меняется. Однако ЕГЭ привел к тому, что наши студенты не умеют писать связный, логичный текст, в котором было бы понятно, что они хотят сказать. Ответ на пресловутый вопрос «Что хотел сказать автор?» остается совершенно непонятным. В ЕГЭ, к сожалению, нет нормального задания, которое бы развивало навык писать большие сочинения, потому что часть C, с моей точки зрения, самая ужасная. Тексты, которые предлагаются в ЕГЭ, скомпилированы так, что там родная мать не узнает ни Лихачева, ни Аверинцева, ни Паустовского. Из этого крохотного текста, который получается в результате соединения фрагментов, якобы должна прослеживаться какая-то идея, но эти тексты не мотивируют на мысль. Человек сам по себе существо коммуникативное, он не может писать просто от печки, он же пишет от мысли, от чувства, а тексты ничего этого не вызывают. Это игра в рассуждение, на самом деле никакого рассуждения абитуриенты не предлагают в части С.

Нами руководили чиновники от специальных отделов, которые ничем не отличались от чиновников налоговой, например. Я помню, они все время нас подгоняли

Когда ЕГЭ только начинался, у преподавателей была какая-то иллюзия, что нас кто-то спросит. Нас не спросили, и любые наши попытки высказаться пресекли. Нами руководили чиновники от специальных отделов, которые ничем не отличались от чиновников налоговой, например. Я помню, они все время нас подгоняли. Однажды у нас чуть ли не забастовка была: мы сказали, что будем сидеть хоть всю ночь, потому что не хотим делать это бегло. В последние годы нам просто давали разработанные методической комиссией материалы, в которых говорилось, что именно мы должны увидеть в сочинении. Допустим: «Главная мысль автора — историческая память является основой для нравственного воспитания общества». Благодаря опыту ты, конечно, видишь в тексте человека, живую мысль, живое слово. Если ребенок написал один аргумент, в котором слилось сразу два (потому что он увлекся, что, к счастью, тоже бывает), тогда ты делаешь вид, что видишь два.

Человек сам по себе существо коммуникативное, он не может писать просто от печки, он же пишет от мысли

Я бы предложила четко разграничить цели экзамена. Первая цель — общеобразовательная, то есть мы должны увидеть, что человек владеет нормами письменной речи, которые проверяются на простом тесте с заданиями на орфографию. У нас есть очень хорошие формы тестов, которые мы когда-то разработали, они проверяют знания орфографии и пунктуации. Например, есть задание: «В каком ряду во всех словах должна писать буква з?». Этот тест должен сдать любой выпускник школы. Языковедческая часть нужна для тех, кто дальше будет учиться в гуманитарной сфере, и должна быть отделена от части, где проверяется практическая грамотность. Сочинение же нужно сдавать отдельно, причем оно совсем не обязательно должно быть написано на литературном материале. Оно может основываться на историческом материале, на биографии персоны из области науки, то есть в зависимости от того, куда ребенок потом идет.

Как изменилась система ЕГЭ почти за 20 лет

В 2020 году школьники сдадут ЕГЭ в 19 раз. В 2001 году мало кто мог подумать, что те тогда ещё странные тесты пробьются сквозь общественную и профессиональную критику и будут определять судьбу школьника на ближайшие несколько лет. Разобрались с тем, как система ЕГЭ превратилась из эксперимента на пару десятков школ в отдельный мир со скандалами и нейросетями.

Чтобы не быть голословными, мы нашли людей, сдававших ЕГЭ в 2003 и 2008 году.

В этой статье:

Система ЕГЭ сейчас

670 тысяч одиннадцатиклассников сдадут ЕГЭ в этом году. Первый экзамен пройдёт 25 мая, последний — 16 июля.

Этот год один из немногих, когда не нужно пристально следить за изменениями в правилах и материалах. Изменились только формулировки заданий в обществознании и переработан экзамен по китайскому. Раньше год от года ЕГЭ постоянно менялся и держал так в тонусе и тревоге.

Система ЕГЭ: как всё начиналось

Может показаться, что ЕГЭ — изобретение последнего десятилетия. Кто-то считает, что он появился в 2005 году.

На самом деле первые экзамены школьники сдали в начале тысячелетия, а разрабатывать его начали ещё в 90-е

Зачем понадобилось вводить новый экзамен, если поступление уже было стрессовым? В пользу системы ЕГЭ было много аргументов:

  1. Обеспечить равные возможности для всех. Раньше сначала сдавали экзамены в школе, потом в университете (или нескольких). На это уходила половина лета. Благодаря поступлению по единому экзамену выпускники из регионов, поступающие в крупные города, не должны тратить время на разъезды.
  2. Уничтожить коррупцию в школах и вузах. Тогда было популярно репетиторство (и взятки) с преподавателем вузов, которые натаскивали на сдачу вступительных в их вузах.
  3. Сделать требования к абитуриентам ясными и одинаковыми. Не нужно было узнавать особенности экзаменов во всех вузах.
  4. Другая причина, по которой что-то поменять в финальном оценивании выпускников — вход России в Болонский процесс. Многие страны мира давно имеют свои аналоги ЕГЭ. Вместе с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру тогдашний минобр и его глава Владимир Филиппов должны были придумать, как по-новому оценивать школьные знания.

Предок современного тестирования лёг на столы учеников в 1997 году. Несколько школ провели эксперимент, в котором выпускники сдавали экзамен добровольно.

Впервые ЕГЭ провели в 2001 году. 30 тысяч человек сдавали 8 предметов в 5 регионах. Остальные предметы сдавали как обычно. Тогда появился один из главных принципов: сдаёшь в чужой школе – результат проверяют не твои учителя.

Уже в 2002 году ЕГЭ сдавали 16 регионов, в 2003 — 47. Параллельно росло число вузов, которые брали выпускников по результатам ЕГЭ.

Из воспоминаний выпускника 2003 года:

«Об экзамене я не знал ничего. 2003 год. Краснодарский край оказался в списке «счастливчиков», которые сдавали.

Настроения были разные. Среди учителей – паника. Среди школьников – от безразличия до радости. Троечники были в восторге, потому что нам пообещали, что в аттестат пойдет оценка на балл выше, чем мы получим, поэтому их устраивал даже нулевой результат. Я был отличником, и мне нужен был высокий балл. Не столько для аттестата, сколько для поступления.

Доступны были не все предметы. Обязательная математика и еще пара-тройка предметов, которые мне для поступления не нужны были, поэтому я сдавал ЕГЭ только по математике. Остальные по старой системе.

Подготовка была, как к несуществующей войне. Мануалов не было, образцов не было, примерных вопросов не было. К слову, интернета в то время, считай, тоже не было. Да и сообщили нам об этом «празднике жизни» всего за 4 месяца до сдачи экзаменов. Готовились вслепую, просто штудировали всё подряд. Что было известно? Только то, что никто не будет сдавать в своей школе, что ничего с собой нельзя будет пронести, кроме ручки, и что в туалет лучше не проситься, чтоб не ставить никого в неудобное положение.

День сдачи экзамена я бы описал, как хаос. Никто ничего не понимал. Я оказался в чужой школе под присмотром чужих учителей и неизвестными мне учениками в классе. Сел на первую парту, распаковал набор для экзамена, рассмотрел бланки и стал делать. Уже не помню, что именно там было, но сделал довольно быстро. Части А и В элементарные, С сложная.

Написал, что знал, и пошел домой. Через некоторое время пришли результаты. У меня было 85 баллов. Я был доволен собой. Только потом, как оказалось, мой университет решил не принимать результаты ЕГЭ, и мне все равно пришлось сдавать вступительные.»

Геннадий, сдавал в 2003 году

2005 год стал переломным — спустя четыре года после старта эксперимент сочли скорее удачным и решили распространить на всю страну и вузы, но только в 2008 году (потом передвинули на 2009).

Критика системы ЕГЭ

С первых же экзаменов у ЕГЭ было много критиков со всех сторон образовательной системы:

  • Учителя жаловались, что тест не может проверить ни настоящие знания, ни то, насколько с их помощью ученик сможет жить во взрослом мире. Да и вообще это всё угадайка, которая требует натаскивания на сдачу экзамена, а не обучения.
  • В этом с учителями были согласны родители. Ещё им не нравилась новая нагрузка, сложность заданий и изменение правил поступления для их детей.
  • Недовольство было и среди вузов. Ректор МГУ Виктор Садовничий несколько первых лет сопротивлялся ЕГЭ и отказывался принимать выпускников по его результатам. Это, по его словам, превратило бы МГУ в «кузницу посредственностей». Из-за принципиальности Садовничего желающим поступить в МГУ и ещё несколько вузов нужно было сдавать и ЕГЭ, и экзамены в вузах. В конечном счёте МГУ, СПбГУ, творческим и части инженерных вузов разрешили проводить дополнительные вступительные испытания.

Другой частый повод для критики — списывания, подсказки и другой читинг. Способов сжульничать до, во время и после ЕГЭ было много, как и скандалов, когда часть из них раскрывалась. Это и прямое списывание, и подозрительно высокие баллы целых классов в регионе, и слив заданий, и сдача ЕГЭ студентами.

Самый крупный скандал произошёл в 2013 году, когда в сеть до экзамена слили 150 контрольно-измерительных материалов (КИМов).

Борьба с этим идёт до сих пор вплоть до того, что проверять задания собираются поручить нейросети. Тогда же просто собирались «глушить» телефоны.

Критиковали и формат экзамена. Даже «отец ЕГЭ» Виктор Болотов, курировавший введение экзамена, недоволен им:

«Материалы ЕГЭ и ОГЭ до сих пор создаются согласно советской традиции, когда на любой вопрос есть лишь один правильный ответ. Считается, что память важнее, чем умение размышлять.»

Пункт, который не нравился всем — насколько «обесчеловечивающим» был экзамен. Об индивидуальном подходе не шло и речи.

Изменения в системе ЕГЭ

Следующие четыре года вплоть до 2009 Россия сдавала единый экзамен как эксперимент и готовилась к тому, чтобы сделать обязательным для всех. В 2008 году ЕГЭ пробил отметку в миллион сдающих в 92 регионах.

Из воспоминаний выпускника 2008 года:

«Я знал об экзамене всё: мы готовились год на факультативах и прорешивали тесты прошлых лет. Все учителя говорили, что нужно набить руку в тестах и проблем не возникнет. У нас были в школе бесплатные факультативы. Ещё ходил к репетитору по истории и обществознанию. Учителя нас хорошо готовили и помогали. На тот момент было уже много подготовительных материалов.

На экзамене всё было спокойно и никто ничего не отбирал, в том числе телефоны. Мне за все 4 экзамена сделали лишь одно замечание. Все, конечно, волновались. На экзамене были преподаватели из других школ. Чтобы без мухлежа.

Что запомнилось? Что было всё это как-то достаточно цивилизовано и адекватно. Без страшилок современности. Все сдал на 4-5. По баллам из ЕГЭ прошёл на бюджет.»

Антон, сдавал в 2008 году

  • 1 января 2009 года ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников способом показать, что чему-то научились в школе (хотя бы по математике и русскому языку). Результаты стали учитывать как вступительные испытания.
  • В том же году убрали льготы для золотых медалистов и выпускников колледжей: они тоже должны были теперь сдавать экзамен. Баллы перестали переводить в оценки по пятибалльной шкале, а входной порог баллов устанавливали сами вузы.
  • Другое важное изменение — выпускникам разрешили подаваться в неограниченное число вузов, чтобы дать больше возможностей. Потом случился коллапс в приёмных комиссиях, из-за которого они затянулись до середины осени, и это число сократили до пяти.
  • С 2010 года начали постоянно перерабатывать сами задания. Главная направление — убрать отовсюду часть А (тесты с выбором ответа) и расширить часть С (задания с написанием ответа). Это было ответом на критику о том, что ЕГЭ — угадайка, в которой победит самый удачливый. К 2017 году часть А удалили почти из всех предметов.
  • С течением лет ЕГЭ перестал быть единственным способом попасть в большинство вузов. В 2015 году ввели правило, которое могло дать +10 баллов к ЕГЭ за индивидуальные достижения. Для этого нужно было написать итоговое сочинение, собрать портфолио, получит значок ГТО, победить в олимпиадах и так далее.

Читать позже

  • В том же году появился базовый и профильный уровень в ЕГЭ по математике. Все, выпускники должны сдать базовый уровень, чтобы получить аттестат и поступить в вуз, в котором нет вступительного испытания по математике.

Что будет с системой ЕГЭ дальше?

Однозначно никто не знает. «Отец ЕГЭ» Виктор Болотов, считает, что всего через 10 лет не останется экзамена в нынешнем виде. На смену придут центры, которые будут оценивать, насколько выпускник владеет теми или иными навыками. Проверяясь по разным темам, абитуриенты соберут портфолио из сертификатов, которое и будут оценивать вузы и работодатели.

«Попытки разрешить на экзаменах пользоваться Интернетом или компьютером пресекаются, потому что школьники все ответы найдут. Если ты спрашиваешь, сколько будет дважды два, конечно, найдут, а если ты просишь человека подумать, то ему придется и самому поразмыслить. Уже начали включать в экзамены задания, связанные с проверкой критического мышления, но пока это первые шаги.»
Виктор Болотов

Всё тот же Болотов рассказывал и менее радикальном сценарии развития экзамена — в него включат задания, которые будут измерять soft skills.

Читать позже

Сработало ли?

Сказать сложно. Есть данные в пользу обеих точек зрения.

Искоренили ли коррупцию в вузах и школах?

Да, нет больше вузовских преподавателей, которые за деньги «подготовят» к поступлению. При этом все годы существования ЕГЭ сопровождали скандалы с утечками, ЕГЭ-туризмом (это когда ездишь в другой регион, куда проверяющим сложно ехать и больше возможностей списать) и загадочными стобалльниками.

Стало ли лучше образование?

Эм-м-м, ну не знаем, но часть предметов стали сдавать лучше.

«Несмотря на изменения в содержании и процедуре проведения ЕГЭ, средний балл учащихся по русскому языку за эти годы вырос. По математике такого роста не наблюдается, несмотря на то, что после разделения экзамена в 2015 году на базовый и профильный уровни профильную математику пошли сдавать более подготовленные учащиеся»

Захаров Андрей Борисович, бывший заведующий международной лабораторией анализа образовательной политики

Как менялись средние баллы ЕГЭ

Получили ли дорогу старательные выпускники из регионов?

Ректор Вышки Ярослав Кузьминов считает, что да. По его подсчётам, в два раза больше абитуриентов стали поступать в Москву, чем это было до введения ЕГЭ.

Как бы то ни было, ЕГЭ изменил российское образование. Хорошо ли, плохо ли, но это реальность, в которой мы живём. Полностью оценить его влияние на страну и судьбы каждого из нас сможем через пару десятков лет. Потому что даже если сегодня плохо, завтра будет по-другому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *