Почему егэ по обществознанию такое сложное
Перейти к содержимому

Почему егэ по обществознанию такое сложное

  • автор:

Почему егэ по обществознанию такое сложное

Написать на почту

Читается за 3 минуты

Читать еще

Обществознание — один из самых популярных предметов ЕГЭ. Но при этом и один из самых сложных: его заваливают большинство выпускников, а заданий во второй части там больше, чем в любом другом предмете.

Поговорили с преподавателем ЕГЭ по обществознанию и узнали, как правильно к нему готовиться, где ученики чаще всего допускают ошибки и на что нужно обратить внимание при подготовке.

Как подготовиться к обществознанию

Первое, что мешает набрать высокие баллы неправильно распределенное время на ЕГЭ по обществознанию. Иногда бывают ситуации, когда дети хорошо готовы. Они знают теорию и практику. Но выходят из аудитории и говорят, что не успели переписать эссе, перепроверить задания или переписать их в бланк. Для меня это самая обидная ошибка этого года.

Поэтому главное — правильно распределить то время, которое осталось у тебя до экзамена и все темы по кодификатору. Также важно, чтобы присутствовал тандем теории и практики. Потому что делать уклон только в теорию — плохо. Нужно чтобы все шло дуэтом: теория и практика.

Также нужно успеть охватить всю теорию, ибо надеяться на волю случая — бесполезно. С заданиями второй части просто невозможно справиться, если вы плохо ей владеете. Поэтому сразу поставьте себе цель — освоить всю теорию и посмотреть, с какими заданиями по ней вы можете столкнуться.

Второе же полугодие лучше посвящать именно перевесу в сторону практики. То есть углублять теорию с помощью практики.

Особенно важно при подготовке к ЕГЭ по обществознанию расширять кругозор. У многих ребят с этим действительно какая-то проблема. Я всегда говорю, что даже летом нужно интересоваться всем, что происходит в мире: смотреть новости, YouTube-каналы, интервью, читать книги. Потому что кругозор в обществознании очень важен.

О типичных ошибках при подготовке
к ЕГЭ по обществознанию

Самые частые ошибки были в видах налогов по уровню бюджета. Почему-то многие ребята ленятся изучить эту штуку, хотя это очень важно. Плюс многие путались с полномочиями органов власти. Здесь нужно просто заучить.

Также ошибки были в плане. План действительно вызывает у многих вопросы, потому что некоторые ребята не попадают в обязательные пункты. Они не вдумываются в тему плана и начинают писать все, что знают из области тем. У всех, конечно, по-разному. Однако план, если вы хорошо знаете теорию, проблем на ЕГЭ по обществознанию не вызовет.

Но ребята, у которых хромает теория и нет общей картинки в голове, могут не сориентироваться. И когда попадется тема «Проблема познавательности мира», у них будет просто напросто ступор. Хотя человек, который хорошо изучал теорию и много практиковался, знает, что «Проблема познавательности мира» — по факту тема «Познания». Нужно просто расписать уровни, виды и методы познания.

Ещё самыми ошибочными блоками считаются экономика, политика и право. Право, наверное, все-таки самое сложное, так как самое объемное. Нужно постоянно обращаться к нормативным правовым актам, законам, подзаконным актам. Тут помимо работы с учебником предстоит и работа с правовой базой.

Главная ошибка — делать акцент исключительно на теории, либо исключительно на практике. Нужно работать в тандеме. Плюс ошибка в том, что ребенок, например, может сдавать историю и обществознание, поэтому этот месяц он полностью посвятит обществознанию, а следующий истории.

Нельзя делать пробел в подготовке к ЕГЭ по обществознанию на целый месяц. Нужно сбалансировано готовиться ко всем предметам.

Не менее важна самодисциплина. Лучше заставлять себя готовиться каждый день, но по чуть-чуть, чем раз в неделю по шесть часов. Самодисциплина это очень важно. Только ее отсутствие мешает подготовиться.

Итоги этого года

Результаты ЕГЭ по обществознанию у моих ребят значительно лучше, чем было в предыдущем году. Во-первых, сказывается то, что с каждым годом выпускники все более ответственнее подходят к подготовке. Они понимают, что начинать заниматься надо как можно раньше. Во-вторых, это мой опыт. Ребята пользуются им и набирают высокие баллы.

Я разговаривала со своими выпускниками после ЕГЭ по обществознанию. В большинстве своем экзамен прошел легко. Потому что задания, что им попались, мы разбирали в течение года на курсах ЕГЭ по обществу. То есть ничего сверхнового не было.

Не могу сказать однозначно, с кем лучше готовиться к экзамену, чтобы набрать высокие баллы. Все зависит от человека. Кому-то проще готовиться самостоятельно. Это люди с высоким уровнем ответственности. Те, что вооружились хорошими учебниками. Они дисциплинированы и умеют распределять свое время.

С онлайн-репетитором ЕГЭ по обществознанию плюс в том, что внимание уделено исключительно тебе. Но далеко не всегда преподаватели идеально владеют критериями. Достойные репетиторы есть, но и достаточно тех, кто плохо разбирается в критериях оценивания.

Есть преподаватели, которые больше ориентированы на школьную программу, а не на сам экзамен. Но ЕГЭ — это все-таки определенный формат. Любой преподаватель должен готовить именно к этому формату.

На курсах же ЕГЭ по обществу плюс в том, что здесь как раз таки собран концентрированный формат для того, чтобы собрать максимальный балл на ЕГЭ. Преподаватели, что работают у нас, прошли специальную подготовку, они сами сдали ЕГЭ на высокий балл и хорошо знают критерии оценивания.

Рекомендации выпускникам по
подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Советую начинать готовиться как можно раньше, чтобы потом не было очень больно и грустно из-за того, что вам не хватило буквально месяца, чтобы все прорешать и охватить.

Также пользуйтесь учебниками из федерального перечня. Не опирайтесь на справочники Баранова, Чернышева, потому что заучить формулировки по ним нельзя. С помощью них можно только повторять информацию. Но заучивать формулировки, классификацию — нет. Для этого нужны учебники из федерального перечня.

Не забывайте пользоваться только качественной литературой и учиться распределять время. Выработайте в себе привычку хотя бы 15-20 минут в день уделять подготовке. Сделайте подготовку к ЕГЭ по обществознанию своей привычкой.

Я уже начала менять программу обучения для своих учеников. Буду добавлять и корректировать информацию, выносить правки по практике. База программы останется той же. Большое количество часов будет уделяться именно тайм-менеджменту. После ЕГЭ 2020 года я убедилась в том, что очень важно учить ребят не только правильно решать задания, но и правильному распределению времени.

Кстати, здесь мы рассказали, как можно получить дополнительные баллы к ЕГЭ. Читайте, возможно, пригодится в следующем году.

ЕГЭ по обществознанию: почему его выбирают

На уроках школьники узнают, что само общество зародилось несколько тысяч лет назад, но научная точка зрения на него возникла лишь в первой половине XIX века. Эту учебную дисциплину с наукой сближает стремление познавать мир объективно и поиск соответствующих связей в обществе. Можно ли это сделать в рамках урока?

Почему выпускники выбирают обществознание

По мнению экспертов, если выпускник ещё не выбрал себе будущую специальность, но он себя видит не инженером, а гуманитарием, то в этом случае целесообразно сдавать обществознание, которое может ему пригодиться для таких специальностей, которые связаны с экономикой, менеджментом, юриспруденцией, педагогикой.

Ученые считают обществознание предметом, в котором наблюдается синтез таких дисциплин, как философия, социология, основы правоведения, психология. Поэтому, сдавая ЕГЭ по обществознанию, абитуриент может выбрать для поступления любую из специальностей, которая связана с этими науками. Этот экзамен обязательно сдавать тем, кто собирается в дальнейшем изучать экономику, юриспруденцию, таможенное дело, логистику, государственное управление и ещё множество специальностей.

Можно дать ещё и другое объяснение: на лицо недостаток социальных компетенций, который побуждает вчерашних школьников с повышенным вниманием отнестись к предметам, связанным с современным обществом, его проблемами, задачами, осознанием того, как нужно в нём жить.

Заместитель министра образования Новосибирской области Сергей Федорчук в беседе с журналистами «Эксперт-Сибирь» выразил интересную мысль о том, почему сегодня выпускники выбирают обществознание. По его мнению, выпускники относятся к обществознанию, как к подстраховке.

Современные выпускники не переживают, что на рынке труда не слишком востребованы гуманитарные специальности – юристы и экономисты. Учителя считают, что юристов в России намного меньше, чем на Западе. С количеством экономистов вопрос вообще неоднозначный, поскольку, несмотря на недостаточную востребованность, многие выпускники инженерных специальностей ВУЗов затем переквалифицировались в экономистов. Предмет обществознания жизненно необходим и тем специалистам, кто хочет заниматься собственным бизнесом.

Один из экспертов, являющийся членом предметной комиссии по обществознанию, в своей статье на ресурсе МЦКО пишет, что важность предмета выпускники осознают полностью. По её словам, молодые люди сейчас живут в других условиях, чем 20 лет назад. Во многих компаниях заключаются трудовые договоры, а поэтому нужно знать, что это такое и в чём их особенности.

Весьма популярным стал и брачный договор значит нужно изучать его содержание. Не менее важными являются и наследственные дела, которые также обсуждаются на уроках обществознания. Все эти знания пригодятся абсолютно каждому. Ещё объяснить популярность предмета можно его интегрированностью. Помимо пяти блоков он ещё затрагивает историю, географию и литературу. В современном мире просто сложно существовать, не имея знаний по этому предмету.

Обществознание – это сложно?

Существует ещё ряд причин, которые абитуриенты считают значимыми при выборе экзамена, но здесь далеко не всё однозначно.

Одна из причин заключается в том, что, по мнению выпускников, обществознание является одним из самых легких предметов. Большинство из них уверены, что отвечая на вопрос можно что-то такое «наболтать» по теме. Но в действительности – это большое заблуждение. Те, кто думает, что такой ответ лишь приблизительно укладывающийся в тему будет зачтен, основываются на опыте своих ответов на уроке, когда учитель выискивает крупицы правильного ответа во всём, сказанном учеником. Во время ЕГЭ такой возможности не будет, поскольку даже развернутые ответы должны содержать 3-5 предложений, поэтому должны быть максимально чёткими.

И здесь перед выпускником встает ещё одна проблема: как нигде более в обществознании требуется знание терминологии и умение грамотно ей пользоваться. На самом деле нетрудно выучить термины, но потребуются соответствующие навыки и логическое мышление, чтобы научиться ими пользоваться. ЕГЭ по обществознанию – это не просто воспроизведение выученного материала, но и умение сопоставлять и анализировать.

Интересным для большинства школьников делает экзамен то, что он включает в себя отдельные гуманитарные науки. Сложность состоит в том, что у каждой из наук собственный понятийный аппарат, свой набор терминов и собственный подход к анализу. Следовательно, приходится осваивать не только терминологию, но и логику каждой из наук. И хотя они во многом пересекаются, но при этом обладают рядом отличий.

Например, на экзамене по математике задачи по алгебре занимают определенное место в структуре экзаменационных заданий. С обществознанием всё гораздо сложнее. Вопросы на логические построения или сопоставления могут оказаться в любой теме экзаменов, и в теме социологии, и в теме права. Поэтому выпускнику при ответе на вопросы экзамена, сначала нужно определиться, из какой области обществознания данный вопрос, а потом применить понятийный аппарат, соответствующий этой области.

По мнению преподавателей ВУЗов, ЕГЭ по обществознанию часто недооценивается, считается лёгким, но такое мнение ошибочно. Большинство выпускников начинают подготовку к нему в последнюю очередь. В действительности это сложный предмет, поскольку сочетает в себе пять учебных дисциплин. Нелегко приходится не только ученикам, но и педагогам: специалистов, обладающих хорошими знаниями по всем дисциплинам, входящим в обществознание, не так уж и много. Ещё одна трудность состоит в том, что предмет преподается как устный. А при сдаче экзамена приходится кратко, грамотно и точно излагать свои мысли письменно. Многим школьникам трудно справиться с этим. Ведь недостаточно знать набор определенных фактов, нужно ещё уметь уместно их употребить.

Невозможно переоценить важность такого предмета, как обществознание. Его не может заменить ни одна гуманитарная дисциплина, так как именно обществознание дает представление об обществе в целом. Эта наука действительно содержит в себе многое от основных дисциплин социального профиля, но при этом не является их суммой. Обществознание – это возможность приобретения знаний об обществе и изменения собственного мировоззрения.

Постигая ЕГЭ: почему обществознание сложнее профильной математики

Стереотип, что ЕГЭ — это угадайка и глупый тест, всё ещё живёт в сознании многих родителей и даже учителей. Однако иногда на экзамене приходится показывать знания на уровне кандидата наук. Наш постоянный блогер, «Учитель года России — 2018» Алихан Динаев, рассказал, какие проблемы он видит в ЕГЭ по обществознанию и почему это один из самых сложных экзаменов.

В это сложно поверить, но ЕГЭ по обществознанию сейчас сложнее экзамена по профильной математике. Почти неограниченный круг вопросов, тексты из кандидатских диссертаций, неоднозначность подходов и оценки — всё это и многое другое превращает самый популярный предмет по выбору на ЕГЭ в непреодолимое препятствие для тысяч выпускников по всей стране. Вы не согласны? Однако есть множество доводов, подтверждающих это!

Только факты

Самый высокий проходной балл по обществознанию — 42 балла. Больше всего выпускников, не преодолевших минимальный порог, тоже по обществознанию. В некоторых регионах не сдал каждый третий и даже каждый второй. Если по другим предметам средние результаты по стране увеличиваются (по профильной математике, например, за год прирост составил 6 баллов, по информатике — 4, а по истории — 2,5 балла), то по обществознанию результаты даже немного снизились. Среди всех предметов только по биологии и физике средний балл немного ниже, чем по обществознанию. Доля высокобалльников по обществознанию — всего 7,8%. Меньше (7,1%) только по профильной математике. Для сравнения: по русскому тех, кто набрал 80 баллов и выше, — 23,5%.

В чём же причины?

Сам предмет чрезвычайно и даже чрезмерно обширен: экономика и право, политология и социология, философия и культурология, даже немного социальной психологии. При этом круг вопросов, требующих изучения в каждой из этих наук, фактически расширяется с каждым годом, хотя формально кодификатор (список тем на ЕГЭ) не меняется уже много лет.

Содержание КИМов, по моему абсолютному убеждению, крайне и искусственно усложнено. Особенное недовольство учеников вызывают формулировки некоторых заданий, которые даже учителя нередко с трудом понимают.

Взгляните на абзац из текста (задания № 21–24), который попался несчастным выпускникам на досрочном ЕГЭ в этом году:

«Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом). Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, целенаправленно противопоставляющего политических субъектов, их программы и взгляды».

Вы дочитали? Или бросили на середине? Когда мы начали разбирать этот текст с учениками, то работа превратилась в сплошные мучения и стенания:

— А почему текст такой сложный?

— Здесь столько научных слов!

— Я читаю и ничего не понимаю.

— Вроде каждое слово в отдельности понятно, а вместе вообще неясно.

Это абсурдно сложный наукообразный текст, который не только не интересен ученикам, но и вызывает искреннее возмущение и даже отторжение к предмету.

Почувствовав неладное, я решил поискать источник, и подозрения подтвердились. Оказалось, что это отрывок из диссертации на соискание звания кандидата политических наук. Причём соискатель, защитивший эту диссертацию в МГУ, является специалистом по избирательным вопросам и публикуется почти исключительно в специальных научных журналах, посвященных именно электоральным проблемам.

Теперь задумайтесь: на итоговом экзамене, от результата которого во многом зависит судьба юноши или девушки, дают текст кандидатской диссертации, доверху напичканный научными терминами и непонятный большинству взрослых.

Обществознание — бесполезный предмет?

Из уст учителя обществознания, наверное, это звучит дико. Я так, конечно, не считаю, но таково мнение россиян, опрошенных недавно ВЦИОМ. Социологи спрашивали, какой из школьных предметов пригодится детям в будущем. На вершине рейтинга оказались математика и русский язык. В числе явных аутсайдеров — ИЗО, музыка и (вы уже, наверное, догадываетесь) обществознание — 6%! То есть лишь один из 16–17 опрошенных счёл, что это полезный для жизни предмет. Экономику полезной назвали и вовсе 2%, а правоведение — вообще 1%! Эти цифры удивили и возмутили. Это притом что в России крайне низкий уровень правовой и финансовой грамотности.

Я-то как раз всю жизнь был уверен, что именно обществознание — самый практико-ориентированный и применимый в реальной жизни школьный предмет. Да, всяк кулик своё болото хвалит, но дело в том, что обществознание учит детей, какие у них есть права и как их защищать, учит правильно обращаться с деньгами, кредитами, инвестициями, объясняет, как строить бизнес и как его вести, даёт знания о важнейших законах страны, позволяет понять, как работают банки, биржи, деньги и так далее. Список можно продолжать долго. Почему же тогда взрослые и дети называют обществознание (экономику, право, социологию, политологию, психологию) бесполезным предметом?

Уверен, что одна из причин — это то самое пугающее и вызывающее неприязнь наукообразие. Настоящее засилье наукообразия, едва ли не культ гиперболизированного научного стиля, который абсолютно не соответствует ни возрастным, ни психологическим особенностям старшеклассников.

Непредсказуемость

Есть и ещё одна проблема, делающая ЕГЭ по обществознанию очень тяжёлым. Выпускники должны быть готовы к тому, что им могут встретиться задания, которые они никогда не видели. Вообще. Нигде. Ни в одном сборнике. Даже в сборниках от разработчиков ЕГЭ. Такое, наверное, случается только на экзамене по обществознанию. Например, задания № 27 в этом году стали похожи на монстров, состоящих из 4–5 нагромождённых друг на друга вопросов. Ни в одном сборнике подобных заданий не было.

Читайте также:

Кто принимает Конституцию РФ? Проверяем, насколько вы готовы к ЕГЭ по обществознанию

Самая нелюбимая «песня» выпускников — это задание № 25, где нужно давать определения. Знать их, конечно, хорошо, но разумно ли спрашивать определения сложных, неоднозначных и далёких от реалий школьной и студенческой жизни терминов, таких как «политический процесс» или «метод научного познания?» Сколько копий было сломано, например, с формулировкой термина «политический процесс», который разные политологи понимают совершенно по-разному, даже говорить не хочется.

Отдельная история — это задания № 24. Это почти лотерея: одним повезёт, и там попадётся что-то знакомое и решаемое, другим не повезёт, и там окажется вопрос, содержание которого требует знаний, выходящих за пределы школьного курса. Например, в этом году почти все выпускники завалили задание № 24, где их просили назвать три способа снижения риска инвестиций в ценные бумаги. Мне как человеку, увлекавшемуся этой темой, в голову сразу пришёл такой ответ: технический анализ, фундаментальный анализ, диверсификация активов, хеджирование рисков, покупка ценных бумаг с гарантированной доходностью. Сколько 17-летних юношей и девушек в стране могут ответить так? Интересно, сколько человек из 100 опрошенных на улице ответили бы на этот вопрос. Один? Возможно, хотя и оптимистично.

Субъективность

Обществознание, если можно так выразиться, слишком гуманитарный предмет. Здесь слишком много разных мнений, подходов и концепций. Это явно прослеживается при оценке работ экспертами. Во время апелляций нередки случаи, когда три эксперта, сидящие в метре друг от друга, дают три совершенно разных ответа на один и тот же вопрос, смотря на одну и ту же ситуацию с совершенно противоположных сторон.

У меня нет статистики, но рискну предположить, что больше всего апелляций подают именно по обществознанию.

Ту же субъективность можно увидеть и в критериях. Камнем преткновения для тысяч выпускников в нашем регионе в этом году стал план (задание № 28) на тему «Человек на рынке труда». Некоторые написали план из десяти пунктов, рассказали о видах рынков и безработицы, способах борьбы с ней, участниках рынка труда, указали, что на этом рынке есть спрос и предложение, а в итоге получили ноль. Почему? Потому что в критериях были эти пункты, но составители сочли их «необязательными», а вот неочевидные моменты (от чего зависит зарплата, например) стали «обязательными».

После этого я взял план на эту тему из специального сборника с планами, а также нашёл вариант ответа на «Решу.ЕГЭ» и убедился, что ни тот, ни другой максимального балла не получил бы…

Для одной статьи проблем слишком много.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

«Для меня ОГЭ был легкой версией ЕГЭ»

В чем разница между ОГЭ и ЕГЭ, как успешно подготовиться к экзаменам, как избежать на ЕГЭ ошибок, допущенных на ОГЭ, «Учёбе.ру» рассказала Алина Локтионова, ученица 11-го класса Лицея НИУ ВШЭ.

17 октября 2019
Одноклассники
Фото: John Morgan / Flickr / CC BY 2.0

Алина Локтионова,
ученица 11-го класса Лицея НИУ ВШЭ

Хочу заниматься бизнес-информатикой

В 9-м классе, помимо обязательных русского языка и математики, я сдавала английский и обществознание. По английскому я набрала 70 баллов из 70, по обществознанию — 34 из 39, по русскому — 36 из 39. А по математике — 22 балла из 32. На ЕГЭ у меня будут те же предметы. Куда конкретно буду поступать, пока не решила. Но, набор вузов стандартный — Высшая школа экономики, МГУ, Финансовый университет. Хочу заниматься бизнес-информатикой, связанной с логистикой, управлением людьми.

Что проверяет ОГЭ

По моему мнению, ОГЭ проверяет не столько знания, сколько понимание структуры заданий и то, как их нужно выполнять. И я готовилась не к тому, чтобы хорошо сдать предмет, а к тому, чтобы понять алгоритм каждого задания. Правда, слегка переборщила с этим, и по математике, например, не уделила должного внимания геометрии. Моей ошибкой было то, что я ограничилась только тем, что мы проходили в школе, не выходя за рамки «обязательной программы». А теперь мне кажется, что если научиться решать что-то более сложное, то и на простых заданиях проблем не будет.

В чем разница между ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

Обществознание — это огромная книжка теории, которую все пытаются вызубрить. Но все-равно какие-то определения обязательно вылетят из головы. Поэтому, готовясь к ОГЭ по этому предмету, я бы посоветовала выполнять как можно больше вариантов. А там, где ты спотыкаешься, где понимаешь, что чего-то не знаешь, останавливаться, вспоминать эту тему, и только тогда двигаться дальше.

В сети выложено много вариантов пробных экзаменов. Там можно познакомиться и с его структурой, и со всеми типами заданий. Мой совет такой: сначала нужно, не зубря, прочитать теорию, а за полгода до экзамена сесть и прорешать варианты за все года. Ведь суть заданий не меняется, меняются «условия». И тут надо набивать руку. Считаю, что идеально выделять на это три дня в неделю. И в это время спокойно выполнять по два-три варианта. Но это необходимо делать систематически. А в свободное время — почитать что-то по соответствующей теме, посмотреть какое-то видео.

В структуре ЕГЭ по обществознанию самостоятельно разобраться достаточно трудно, поэтому в этом году я пойду на подготовительные курсы. На ЕГЭ задания гораздо сложнее и к ним прибавляется эссе. Если вопросы в ОГЭ больше основаны на примерах из жизни, то в ЕГЭ требуются серьезные знания теории, которую школьники должны раскрутить дальше. Например, дается определение какого-то понятия, и тебе нужно объяснить, подойдет ли оно к какой-то ситуации. Причем, это не должен быть пример из практики, как в ОГЭ, а некая логическая цепочка, которую, исходя из своих знаний, школьник должен выстроить. Особенно это касается заданий, где нужно сказать, какое утверждение верное, а какое — нет. Если на ОГЭ можно прийти и сдать экзамен, просто ориентируясь в окружающей действительности, то сдать ЕГЭ, не открывая учебника, невозможно.

Как готовиться к русскому

В 9-м классе я занималась с единственным репетитором — по русскому языку. Не из-за теста (он очень простой), а из-за эссе. Я училась в трех школах до того, как попала в Лицей Высшей школы экономики, и ни в одной из них не объясняли, как писать сочинение. Все говорили, как нельзя, но никто не говорил, как нужно.

С репетитором я писала по одному-два сочинения в неделю и по одному изложению. В итоге мне сняли один балл за изложение, а за сочинение был достигнут максимум возможного. Репетитор учил меня, как строить аргументы, откуда их лучше брать, какой должен быть объем сочинения. А еще тому, что нужно давать заученные определения, знать какие-то вводные клише; предлагал два-три произведения, из которых можно брать аргументы. Я набивала на это руку.

В этом году я пойду на курсы. Там работают преподаватели, которые изучили структуру ЕГЭ, общаются с его составителями. Они учат писать так, чтобы это подходило под формат экзамена.

Математика не такая сложная, какой кажется

ЕГЭ по математике у меня не вызывает страха: в лицее я учусь на экономическом отделении. У нас не готовят конкретно к ЕГЭ. Но из-за того, что в 10-м классе я занималась углубленной математикой, на протяжении года ездила на математические турниры, ходила на кружки в школе, нас научили легче к этому относиться. Математика не такая сложная, какой кажется на первый взгляд. Если понимать, как решаются определенные типы задач, то сдать ЕГЭ на 80 баллов вполне реально. Первая часть доступна любому одиннадцатикласснику. А вторую смогли решить даже мои друзья, далекие от математики. Весь серкет в том, что они решали задачи по определенному образцу, который научились применять для разного типа задач.

Как успешно сдать ЕГЭ

Уже с 10 августа в Интернете выложены демо-версии ЕГЭ, где продемонстрированы задания, которые скорее всего будут на экзамене. Загружены прототипы каждого вопроса. И можно спокойно, даже не обладая блестящими знаниями по предмету, подготовиться по образцам вопросов. На экзамене будут чуть изменены условия, но суть останется той же.

Во-первых, ЕГЭ проверяет дисциплину, потому что без систематических занятий, без графика, без определенного плана подготовки невозможно сдать его на высокий балл. Это не зависит от способностей. Во-вторых, ЕГЭ проверяет умение решать каждый номер по определенному прототипу и с этим прототипом работать. Меняется не суть, а условия. И школьник должен, исходя из того, что он знает, составить план по тому, как решать этот номер. На экзамене ему предстоит просто наложить задание на подготовленный план решения.

Как проверять свою работу

Мой совет: после того, как ты переписал на чистовик все задания, нужно проверять все не с начала, а с конца. Сочинения — читать с конца. Чтобы в голове был не слаженный текст, а просто отдельные предложения. В итоге ты видишь: здесь должна стоять запятая, а здесь — тире. Проверять с конца нужно каждую букву, запятую. Иногда стоит выйти в туалет, чтобы просто переключиться. Сколько бы я ни писала сочинений, всегда пропускала одну-две ошибки, если не проверяла работу с конца.

И в проверке математики, геометрии, самое главное — идти с последнего задания, потому что за них дают больше всего баллов. На проверку нужно оставлять полчаса. В математике лучше тщательно проверить самую сложную часть, чем решить еще один номер на 2-3 балла.

ОГЭ и ЕГЭ

Для меня ОГЭ был легкой версией ЕГЭ. Он научил меня следить за временем, смотреть на часы, распределять подготовку на определенные сроки. Самое главное — четко выделять количество времени на сон. Потому что тот, кто спит меньше семи часов, не сможет сдать экзамен на высокий балл (его мозг не способен нормально функционировать). Нужно высыпаться, нужно спешить, но не торопиться. Четко планировать свой день, свою подготовку до мельчайших подробностей.

Если ты нацелен на 96 баллов, а твой «стартовый капитал» — 60, то нужно понимать: каждые полгода ты должен сдвинуться как минимум на 15 баллов вперед. Каждый месяц — на 3-4 балла. Важен постепенный рост, без пробелов. Самое главное — помнить, сколько тебе нужно набрать баллов, иметь цель, куда ты хочешь поступить, и двигаться к ней.

Все новости о ЕГЭ: расписание ЕГЭ-2020, структура экзамена и советы экспертов, подбор вуза и специальности по предметам ЕГЭ — в разделе «ЕГЭ» «Учёба.ру».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *