Какая культура воспроизводит каноны егэ
Перейти к содержимому

Какая культура воспроизводит каноны егэ

  • автор:

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Изначально словом «культура» (лат. culture) называлось возделывание, обработка земли. В дальнейшем смысл этого слова существенно изменился. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования. Культура — человеческое творение. По мнению австрийского ученого З. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных. По подсчетам ученых, ныне существует уже более сотни определений культуры. При всем многообразии определений и подходов, всех их объединяет одно — человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.

Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.

Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что используется в обыденной жизни. Когда имеются в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность, говорят о культурности. Культура рассматривается как определенный ориентир, норма поведения в обществе, норма отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и образованность, обладание большим объемом знаний. Человек может быть очень образованным, но бескультурным. И наоборот, человек, который не закончил никаких университетов или провел всю свою жизнь где-нибудь в отдаленной от крупных городов местности, может быть очень культурным в общении с другими людьми, много знать и уметь, уважительно и бережно относиться к природе. Но в реальной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что бескультурие и необразованность тесно связаны друг с другом.

Стать культурным человек не может только благодаря факту рождения. Каждое поколение воспроизводит культуру и передает ее следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения. Приобщение к культурному наследству, собственно, и делает человека человеком. Детей, которые подобно герою книги Р. Киплинга «Маугли» выросли в джунглях среди диких зверей, шведский натуралист XVIII века К. Линней называл не людьми, а представителями особого вида.

Нужно подчеркнуть, что в каждом обществе складываются свои культурные традиции, обусловленные его особенностями, историей развития. Представители разных культур по-разному относятся к деньгам, техническим достижениям и т. д. Изучая историю завоевания европейцами Нового Света, вы, наверное, обратили внимание на то, что у индейцев не было культа золота — вот почему они удивлялись златолюбию и алчности конкистадоров Кортеса и Писарро. А римляне, грабя завоеванные Карфаген или Коринф, безжалостно уничтожали памятники изобразительного искусства, поскольку не видели в них никакой ценности. А уже в начале нашей эры варварские племена разрушали культурные ценности римской цивилизации, уничтожая библиотеки, храмы, колонны, все, что они считали бесполезным.

Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры. Это прежде всего понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира. Но важно не только дать определение предметам и явлениям окружающего мира, но и выявить их взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Еще одним элементом культуры выступают ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Это то, что наиболее дорого, свято для человека. Они составляют основу нравственных принципов. И, наконец, культуру составляют правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Культурная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые воплощены в реальном процессе жизни общества и образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — 1) мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного; 2) совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Политика — основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти. Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

В современном мире в течение жизни одного поколения происходит 2–3 смены социокультурных ценностей. Это приводит к тому, что многие группы не могут быстро реагировать на изменения и «отстают». Поэтому субкультурные и контркультурные ориентации в обществе — это способ рождения новых норм и ценностей, новых мотивов и способов деятельности, альтернатива, без которой невозможно движение вперед, локомотив или двигатель происходящих изменений.

Для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов:

Культура труда — умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.

Культура быта — совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений.

Культура общения — гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т. п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.

Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Культура образования — способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.

Культура речи и языка — уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.

Культура мышления — способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.

Культура питания — осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.

Культура чувств — степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура; молодежная субкультура

На сегодняшний существует целый ряд классификаций видов и форм культуры.

Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что все, созданное руками и интеллектом человечества (в противоположность творениям природы), можно отнести к культуре. Этим обусловлено разделение культуры на материальную и духовную, хотя оно и носит условный характер. К материальной культуре относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Хотя, например, одежда человека не только защищает его от холода, но и несет множество дополнительных смысловых нагрузок: соответствие веяниям моды, стиль, цветовая гамма позволяют получить много дополнительной информации о пристрастиях и образе его жизни.

Таким образом, материальная культура — это то, что сохраняется в вещах, а духовная — это то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Это богатство человеческих чувств и достижений разума. Духовное производство — это производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Основное отличие от материального производства состоит во всеобщем характере потребления — духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, а являются достоянием всего человечества.

Иногда ученые выделяют следующие элементы духовной культуры: произведения монументального искусства (скульптуры, архитектуры), театральное искусство, изобразительное искусство (живопись, графику), музыку, различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы), общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, обычаи).

По другой классификации выделяются направления, в которых реализуется нематериальная деятельность человека: искусство, наука, религия, мораль. Здесь также трудно говорить о строгом отделении одного от другого. Так, икона одновременно является святыней для верующих и произведением искусства для нерелигиозных людей. Существует этика научной работы, в основу которой поставлена деятельность во благо человека, основанная на гуманистических началах. Поэтому запрещены медицинские эксперименты на людях, а фашистские опыты на узниках концлагерей до сих пор остаются одной из позорных страниц истории человечества и науки.

Исследователи выделяют несколько форм культуры. Так, в обществе всегда выделялись элитарная, высокая культура, доступная лишь избранным — изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.

Сегодня и элитарная и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, смотрим малобюджетные фильмы, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых — сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию. Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «U–2» в своем творчестве опираются на старинный ирландский фольклор. Российские музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору.

Рассмотрим основные формы культуры более подробно.

Элитарная (от фр. еlite — лучший, избранный) культура рассчитана на узкий круг людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим. В определенном смысле это культура так называемых избранных — людей высоко образованных, наделенных духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики элитарной культуры говорят, что в ней искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека; оно замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале ХХ века в кругах столичной российской интеллигенции большую популярность приобрел декаданс, направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем в рамках элитарной культуры происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление идеалов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира.

Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в двух основных видах — популярная (отражает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).

Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка. Они быстро забываются, вытесняемые новым потоком поп-культуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, подобные произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.

В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявлений и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым решениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения продуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования — образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту.

Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребностью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и унифицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых вечных проблем. Засилье массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности.

К специфическим признакам массовой культуры относятся следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, и ток-шоу, выступления сатириков, эстрадные концерты. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

Часто приходится слышать: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер — фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, исчисляемые миллионами долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это — типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление — шоу — также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть очень добротный, качественный продукт массовой культуры, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.

Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах и в современной аранжировке. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое явление культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.

В современном мире ученые выделяют еще одну форму культуры — экранную (это культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные развлечения.

Кроме того, в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он называет «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а вот их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель может только возмутиться и заметить, что мир окончательно сошел с ума и вскоре следует ждать конца света.

Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта. Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего уровня культуры населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая должна регламентировать культурные процессы).

Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура — это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.

В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других — этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих — каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой — хуже.

Важной частью национальной культуры является национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете — складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие — не только долг государства, но и дело каждого члена общества.

Объект авторского права ООО «Литрес»

Какая культура воспроизводит каноны егэ

Автоматическое списание средств и открытие следующей мастер-группы каждый месяц.

Нажимая кнопку «купить», Вы выражаете своё согласие с офертой оказания услуг и принимаете их условия Купить Купить

Ты включаешь автопродление — 25-го числа каждого месяца доступ к купленным курсам будет автоматически продлеваться. Деньги будут списываться с одной из привязанных к учетной записи банковских карт. Управлять автопродлением можно из раздела «Финансы»

Для активации регулярного платежа мы спишем небольшую сумму с карты и сразу её вернем

Егэ обществознание 18 задание 2023

❖ совокупность социально значимых качеств человека
❖ формируется в процессе усвоения социальных норм и
образцов, культуры данного общества
❖ формируется и развивается на протяжении всей жизни
человека
❖ субъект социальных отношений и сознательной
деятельности

общение как вид
деятельности

❖ обмен информацией, мыслями, чувствами между людьми
❖ установление и развитие взаимных отношений, контактов
между людьми
❖ предполагает наличие партнёра

способности человека

❖ обеспечивают успешность выполнения определенного
рода деятельности
❖ основаны на генетически предопределенных задатках
❖ развиваются постепенно в процессе обучения и освоения
соответствующей деятельности
❖ их развитие зависит от активности и целеустремленности
самого человека

мировоззрение

❖ система взглядов, оценок, норм и установок, ценностей,
чувств, убеждений
❖ определяет отношение человека к природе, обществу и
самому себе
❖ создает определенную картину мира для человека
❖ даёт человеку ориентиры и цели для всей его
сознательной деятельности

❖ обладает опосредованным характером, т. е. познающий
человек с помощью мышления проникает в скрытые
свойства, связи предметов
❖ обобщённо отражает действительность, т.к.
сосредотачивается на общих и отличных, а также
существенных элементах различных предметов и явлений
❖ тесно связано с языком
❖ результаты работы мышления закрепляются в форме
понятий, суждений, умозаключений

❖ свойственно только людям
❖ связано с речью
❖ совокупность психических процессов, участвующих в
осмыслении человеком объективного мира
❖ заключается в обобщенном отражении действительности

общество как динамическая система
❖ сложность
❖ динамичность
❖ самоорганизованность
❖ воспроизводит себя
социальный институт

❖ направленность на удовлетворение базовых потребностей
человека и общества
❖ содержит установки и образцы поведения
❖ действие в соответствии с социальными нормами

Культура в ЕГЭ по обществознанию

Напомним, что человек, в отличие от остальных биологических видов, живет не в природе, а в искусственно созданной им самим среде обитания – в культуре. Понятие «культура» обществоведы определяют по-разному.

В самом широком смысле под культурой понимается совокупность достижений преобразовательной деятельности человека в каждый период существования общества. Таким образом, словом «культура» охватывается все, что уже сделано руками человека и все, что образует его жизненный мир, за исключением природной среды.

В более узком смысле термин «культура» используется обществоведами в значении «цивилизация»; подразумевается, что в культурном отношении общества отличаются друг от друга. Так выражается качественное различие обществ – мы не сравниваем их развитие по универсальным, количественным параметрам, не оцениваем их формально, а подчеркиваем уникальность и неповторимость каждого: культура Запада и культура Востока, русская и европейская культуры, античная культура, современная культура и т.д.

В самом узком смысле слово «культура» употребляется как синоним духовной сферы жизни общества, то есть сферу идей, направляющих развитие человечества. Культура – это, к чему мы должны стремиться и приобщаться, это будущее, которое мы сотворим сами.

культура егэ

Культура – это одновременно и результат, и сам процесс преобразования человеком окружающего мира, что выражается в ее функциях.

Функции культуры – ЕГЭ по обществознанию

  1. Гуманистическая – функция человеческого развития. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и вытекают из нее.
  2. Кумулятивная функция – накопление и сохранение опыта, полученного в результате взаимодействия индивидов внутри общества и с другими обществами.
  3. Коммуникативная функция – передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
  4. Познавательная (гносеологическая) функция – создание возможностей для познания и освоения мира.
  5. Регулятивная (нормативная) функция – упорядочение различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей в социальных нормах и ценностных ориентациях.
  6. Интегрирующая функция – обеспечение стабильности общества за счет того, что индивиды осознают целостность культуры, к которой они принадлежат.
  7. Семиотическая функция – создание знаковых систем (языковых, символических) для понимания культуры и ориентации в ней.

Однако на деле между духовной и материальной культурой нет четко проведенной границы – например, любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено (это касается даже музыки, которая выражается в звуках, либо нотной записи). Но в то же время любое произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества либо, напротив, противостоящих общепринятым ценностям.

При всем культурном разнообразии мира в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями – это такие нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются.

К ним относятся, например: погребальные обряды, различия между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космология, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание, другие культурные феномены.

Культура, как и общество в целом, характеризуется непрерывной динамикой, изменчивостью.

Формы культурной динамики – ЕГЭ по обществознанию

1. Культурная диффузия

Стихийное заимствование достижений одной культуры другими.

Пример: бумага и компас изначально были изобретены в Китае.

2. Культурная трансмиссия

Передача достижений культуры предшествующих поколений к последующим через обучение и институты образования.

Пример: русская классическая литература.

3. Культурная аккумуляция

Обогащение культуры новыми элементами при сохранении старых.

Пример: последовательное накопление данных опытной науки.

4. Культурная ассимиляция

Растворение элементов культуры малых общностей внутри более крупной.

Пример: культуры коренных малочисленных народов Севера.

5. Культурная диверсификация

Распад некогда единой культурной общности на несколько более мелких, отличных друг от друга.

Пример: древняя культура восточных славян, распавшаяся на русскую, белорусскую и украинскую.

6. Культурная экспансия

Расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.

Пример: культура США (ТВ-шоу, «макдональдизация» экономики и проч.)

7. Глобализация культуры

Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру в результате международной интеграции.

Пример: Всеобщая декларация прав человека, организация ООН, ВТО и т.д.

В ситуации, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее, может возникнуть «культурный лаг». Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир современного человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере; таким образом, духовное развитие идей не успевает за темпами развития материального производства.

Формы и виды культуры в ЕГЭ

Народная

  1. Анонимность произведений;
  2. Преимущественно устная форма передачи;
  3. Понятна всем носителям языка, на котором распространяется.

Примеры: сказки, былины, мифы, предания, народные песни, танцы, узоры и т.д.

Элитарная

  1. Создается профессиональными авторами, имена которых остаются в истории;
  2. Распространяется в среде привилегированного социального слоя – элиты;
  3. Для полного понимания требуется специальное образование.

Примеры: академическая музыка, литература, изящные искусства и т.д.

Массовая

  1. Возникла в XX веке вместе с распространением СМИ;
  2. Доступна огромному числу людей, независимо от их социального положения, вероисповедания, уровня образования и национальности;
  3. Коммерчески ориентирована;
  4. Имеет цель — получение прибыли;
  5. Понятна большинству, рассчитана на «среднего» потребителя.

Примеры: литературные бестселлеры, фильмы- блокбастеры, реклама, ТВ-сериалы и т.д.

Последнее время в культуре появляются такие элементы, которые нельзя однозначно отнести к одной из трех форм – в частности, экранная культура породила такие феномены, как видеоигры, интернет-мемы и др., сочетающие в себе характеристики народной, элитарной и массовой культуры.

От форм культуры (выделяемых в зависимости от типа ее аудитории) следует отличать разновидности культуры (характеризующие ее с точки зрения преобладающих ценностей).

Разновидности культуры

К ним относят доминирующую культуру (в которой распространяются общепринятые духовные ценности и нормы; например, патриотизм, гуманизм, традиционные семейные роли и т.д.), субкультуру (включающую систему ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых особая социальная группа пытается переосмыслить доминирующую в обществе культуру, дополнить ее новыми элементами; (например: национальные, конфессиональные, профессиональные, возрастные субкультуры, а также субкультуры отдельных организаций) и контркультуру (выработанную в противовес доминирующей культуре, отрицающую ее базовые ценности и нормы; например: панки, анархисты, скинхеды и т.д.).

Культура в ЕГЭ: задания по теме

Выберите верные суждения о преобразовательной деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Как человек, так и природа могут быть объектом культуры.
  2. И человек, и природа являются субъектом культуры.
  3. Культура в своем простейшем виде присуща и представителям животного мира.
  4. Достижения культуры представляют собой продукт преобразовательной деятельности людей определенной эпохи.
  5. Результатом преобразовательной деятельности являются как материальные объекты, так и новые идеи.

Выберите предложение, характеризующее культуры в наиболее широком смысле слова.

  1. уровень воспитанности отдельного человека;
  2. результаты преобразовательной деятельности человека;
  3. распространение научных знаний и развитие образования;
  4. совокупность произведений художественного творчества.

Ответы

8 бит 8 бит

8 бит 8 бит

Подготовьтесь к ЕГЭ или ОГЭ за 4 месяца

Интенсивный онлайн курс в Годографе с экспертами МЦКО

8 бит 8 бит

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что такое культура ЕГЭ?

В самом широком смысле под культурой понимается совокупность достижений преобразовательной деятельности человека в каждый период существования общества. Таким образом, словом «культура» охватывается все, что уже сделано руками человека и все, что образует его жизненный мир, за исключением природной среды.

Какие функции культуры?

Гуманистическая; Кумулятивная функция; Коммуникативная функция; Познавательная (гносеологическая) функция; Регулятивная (нормативная) функция; Интегрирующая функция; Семиотическая функция.

Виды культуры ЕГЭ?
Народная, массовая, элитарная.
Читайте также

Искусство обществознанию

Что такое искусство? Искусство – это выражение эстетического отношения человека к действительности – природе, обществу, самому себе – посредством актов творческой деятельности». Базовыми категориями искусства являются гармония, пропорция, перспектива, ритм,…

Этнические группы егэ

Что такое этническая группа? Этнос – понятие, объединяющее несколько типов этнических общностей: род, племя, народ (или народность), нацию. Признаки этноса: 1) общность языка и культуры, 2) особенности психологического склада, 3)…

© 2012-2024 Учебный центр «Годограф»
Курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в Москве
Лицензия №038973

НОУ УЦ «Годограф»

ИНН 7731142170
БИК 044525225
р/с 40703810538260100166

Звоните нам на номер: 8 495 970 99 66
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
Социальные сети
Государственная лицензия

Государственная лицензия Государственная лицензия

Добро пожаловать в самый неадекватный блог о ЕГЭ 8Бит

Здесь ты получаешь подарки за то, что читаешь статьи

монеток

Когда ты читаешь статьи, ты получаешь мононеты. Чтобы они сохранились у тебя, зарегистрируйся на сайте

Бесплатный урок на курсах ЕГЭ Годограф
Скидка 10% на все курсы ЕГЭ Годограф
Скидка 15% на все курсы ЕГЭ Годограф
Бесплатный месяц обучения на курсах ЕГЭ Годограф по любому предмету
Бесплатная пицца
Билет на двоих в кино
Скидка 20% на все курсы ЕГЭ Годограф
Бесплтные 3 месяца в Годографе

Если ты собрал нужное количество монет, то пиши в форму в правом нижнем углу сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *