Сколько сочинение в егэ по литературе
Перейти к содержимому

Сколько сочинение в егэ по литературе

  • автор:

Сочинение — 8 задание в ЕГЭ по литературе

Вторая часть в ЕГЭ по литературе достаточно большая. Всего заданий с развернутым ответом 5. 4 вопроса представляют собой мини-сочинения, а последний является полноценным текстом на 200-300 слов. Задания из второй части часто вызывают у школьников затруднения. В них требуется анализировать данные прозаические и стихотворные произведения, а также привлекать другой литературный материал, изученный в школьные годы. Подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно реально, однако это не так просто. Существует много тонкостей, без знания которых набрать максимальный балл не получится. Такие моменты объясняют на курсах в образовательном центре «Уникум». А в этой статье мы расскажем основные моменты того, как решать 8 задание по литературе.

Алгоритм решения

8 задание на ЕГЭ по литературе заключается в интерпретации эпического, лиро-эпического или драматического фрагмента. Это номер повышенного уровня сложности, а среднее время на его выполнение равняется 15 минутам. Само задание представляет собой отрывок из текста и вопрос к нему, на который нужно ответить развернуто. Примеры вопросов:

  • Как Д.И. Фонвизин создает образы учителей Митрофанушки? («Недоросль»)
  • Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге? (Н.В. Гоголь — «Ревизор»)
  • Как в данной сцене проявляется внутренняя противоречивость Лопахина? (А.П. Чехов — «Вишневый сад»)

Алгоритм выполнения 8 задания следующий:

алгоритм выполнения задания 8

  1. Внимательно прочитайте текст. Определите, о чем идет речь, какое событие происходит в отрывке, выделите для себя важные моменты.
  2. Прочитайте вопрос и определите, о чем именно спрашивают: требуется ли анализ героев, конфликта, средств художественной выразительности или общей проблемы фрагмента.
  3. Найдите 2 сцены или фразы, которые отвечают на поставленный вопрос. Выделите конкретные цитаты.
  4. Сформулируйте 2 тезиса, которые можно доказать выбранными цитатами.
  5. Оформите аргументацию в связный текст и запишите его.

Требования к выполнению и оценивание работы

требования к выполнению 8 задания егэ по литературе

Примерный объём ответа — 5-10 предложений. Однако определенных минимальных и максимальных значений нет, все зависит от содержания и качества текста. Критерии 8 задания по литературе следующие:

  • Соответствие заданию. Необходимо давать ответ на поставленный вопрос, при этом показывая свое понимание текста. Максимальный балл — 2. Если выпускник получает по этому критерию 0, то работа дальше не проверяется, итоговый балл тоже равен нулю.
  • Привлечение текста произведения. Максимальный балл — 2. Его можно получить, если найти и использовать важные для понимания текста фрагменты, умеренно цитировать. Балл могут снизить за фактические ошибки, пересказ, простое рассуждение. Если позиция автора в ответе искажена, ставят 0.
  • Логичность и речевые нормы. 2 балла можно получить за отсутствие логических и речевых ошибок. 1 балл ставится, если допущена 1 ошибка каждого вида. Если их больше, школьник получает 0.

Характеристика героев в прозаическом произведении

Сочинение по литературе часто включает в себя характеристику героев. Нужно либо самостоятельно описать персонажа, либо указать, что автор использовал для описания и зачем. Напомним, что прозаический текст написан без рифмы, в нем присутствуют не только реплики героев, но и авторские слова: рассуждения, описания, размышления. По сути это наша повседневная речь. В прозаическом произведении героев можно характеризовать следующим образом:

  1. Портрет. Это простое описание внешности. В литературе внешность может отражать характер: плохие персонажи имеют острые или отталкивающие черты лица, а у хороших оно располагающее, приятное. Почти всегда у героев есть отличительная особенность, деталь, которая выделяет его среди других и дает подсказки относительно его личности. Например, в «Отцах и детях» И.С.Тургенева Базаров носил балахон. Это подчеркивает его пренебрежение к общепринятым ценностям, нежелание нравиться людям.
  2. Интерьер. Место, в котором живет герой, помогает сделать выводы о его характере. Ленивые люди будут жить в грязи, пугливые и несоциализированные — в маленьких темных комнатах, похожих на пещеру. Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского жил в крохотной пыльной комнате с поломанной мебелью. Ужасные условия связаны с характером самого героя, который планировал убийство.
  3. Действия. Внешность и место жительства — лишь намеки на личность персонажа. Поступки же прямо указывают на его характер. По ним можно понять отдельные черты, приоритеты в жизни. Например, Гринев из «Капитанской дочки» А.С Пушкина — человек благородный, и для него очень важна честь. Он подтверждает это, не присягая Пугачеву и спасая Машу.
  4. Речь. Во-первых, мысли и мотивацию героев можно понять по их словам. Они говорят о своих желаниях и взглядах на жизнь. Во-вторых, речь показывает общий уровень культуры и образованности. Крестьянин разговаривает просто, с ошибками и диалектизмами. Дворяне же используют высокую лексику, очень вежливы. Характер Наташи Ростовой в «Войне и мире» Л.Н.Толстого показывается через ночь в Отрадном. Там девушка вслух восхищается красотой ночи. Читатель понимает, что она чувствительная натура, восприимчивая ко всему прекрасному.
  5. Размышления и монологи. Герой может врать окружающим или скрывать свои секреты. Сам с собой он всегда будет честен. Кроме того, в размышлениях видно отношения персонажа к тем или иным событиям, его проблемы и причины тревог. Через монолог Андрея Болконского в «Войне и мире» Л.Н.Толстой показывает изменение его внутреннего мира после сражения на Аустерлице. Он начинает думать не только о великих свершениях, но и о ценности самой жизни.
  6. Природа. Если авторы описывают пейзаж, то чаще всего он приближает нас к пониманию произведения. Природа может давать подсказки по поводу сюжета (она мрачная перед плохими событиями и прекрасная перед хорошими), а также отражать внутреннее состояние героев: страх, разочарование или, наоборот, душевный подъем. Прием использован в «Слове о полку Игореве», где затмение становится предвестником беды.
  7. Композиция. Часто произведения строятся не линейно. В них есть лирические отступления, переход из одного времени в другое, переход между действующими лицами или «рассказ в рассказе». Таким образом авторы стараются раскрыть личность героев, дать нам более глубокое понимание их жизни и мотивов. Например, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов называет главы разными классами населения (солдаты, крестьяне и т.п.). Таким образом он раскрывает судьбу народа с разных сторон, показывает жизнь разных людей.
  8. Рассказчики. Оценку персонажу дает не только сам автор, но и другие герои. Они характеризуют его через призму своих взглядов и ценностей. С одной стороны, это может запутать. С другой, дает более глубокое понимание. Таким приемом пользовался М.Ю.Лермонтов в «Герое нашего времени». В произведении несколько рассказчиков: сначала Максим Максимыч отзывается о Печорине как о загадочной личности, потом офицер описывает его более реалистично, а в конце сам герой дает оценку своим поступкам.

Характеристика героев в драматургическом произведении

Драматургия встречается в 8 задании ЕГЭ по литературе не реже прозы. Такое произведение представляет собой пьесу: реплики героев с редкими комментариями автора об интерьере, интонации, действиях. Напрямую описать персонажей в такой литературе нельзя, поэтому авторы используют другие интересные приемы. Рассмотрим основные способы характеристики:

  1. Списки действующих лиц. Как правило, упоминаются не только имена (но и они дают много информации, так как часто являются «говорящими»), но и описание персонажа. Автор упоминает о его отношениях с другими людьми, возрасте, роде занятий. Некоторые писатели дают краткую характеристику и историю героя. Например, это делает Н.В.Гоголь в «Ревизоре». Еще перед началом пьесы мы узнаем, что городничий взяточник, он серьезен и лицо его сурово, а еще он начинал службу с самых низких позиций.
  2. Обстановка. В начале каждой сцены дается краткое описание места действия. С одной стороны, это демонстрирует характер героев (шикарно обставленная или неубранная комната). С другой, авторы могут передавать общее настроение сцены через детали интерьера. В «Вишневом саду» А.П.Чехов пишет, что несмотря на весну, на улице холодно и жители дома даже не открывают окна. Это описание демонстрирует тревогу и грусть, которые сохранятся на протяжении всей пьесы.
  3. Речь. Пьеса состоит из разговоров, поэтому больше всего выводов можно сделать по речи героев. Слова говорят о характере, образовании и культуре. Они отражают отношения с другими людьми, цели, взгляды на жизнь. В «Недоросле» Д.И.Фонвизин показывает госпожу Простакову жестокой, грубой и не очень образованной, но при этом подчеркивает любовь к сыну. Это видно в ее разговорах с крепостными и Митрофанушкой.
  4. Ремарки. Ремарками называют пояснения к тексту. Они указывают на поведение героев, их внешний вид, обстановку. Ремарки не формируют портрет персонажа, но дополняют его. Например, можно понять, насколько герой эмоциональный. В «Вишневом саду» А.П.Чехов передает радость героини от возвращения в родной дом. При это упоминается, что она стремилась поцеловать своих близких, говорила сквозь слезы радости.
  5. Отзывы других героев. Как и в прозе, в драме образ героя дополняется рассказами других людей. В пьесах этот прием используется часто: в монологах или диалогах один персонаж раскрывает личность и даже секреты другого. В «Грозе» А.Н.Островского все отзываются о диком как о грубом человеке, которому не чужда жестокость к окружающим.
  6. Монологи. Свои мысли и взгляды на жизнь герои высказывают в монологах. В них они искренни и делятся тем, что на душе. Это одно из самых ярких средств характеристики, так как помогает глубоко понять персонажа. Монолог Чацкого в «Горе от ума» А.С.Грибоедова показывает, что он не похож на фамусовское общество и является человеком нового времени.
  7. Поступки. В пьесах не очень много действий, но практически все играют важную роль в сюжете. Поступки героя помогают лучше понять его и его отношения с другими людьми. Например, Правдин в «Недоросле» Д.И.Фонвизина занимается не только своим поместьем, но и общественной работой. Это характеризует его как доброго и неравнодушного человека.

Рекомендации

Несколько советов по написанию сочинения в 8 задании:

рекомендации по 8 заданию егэ литература

  • читая текст, выделяйте главные мысли. Это поможет понять смысл отрывка и найти верный ответ на вопрос.
  • даже если вы хорошо знаете представленное произведение, не нужно писать всю известную вам информацию вплоть до истории создания. Ограничьтесь тем, что нужно для ответа на вопрос.
  • обязательно пишите сочинение с опорой на текст. Любые свои суждения подкрепляйте цитатами. В то же время, не забывайте, что каждое заимствование из отрывка требует анализа и объяснения.
  • следите, чтобы сочинение полностью раскрывало тему, рассматривало все ее стороны. Например, вам попался вопрос «В чем заключается противоречивость героя?». Тут может быть несколько аспектов: несоответствие внутреннего мира и внешнего вида, несоответствие слов и действий, а также двуличность персонажа.

Писать сочинения по литературе непросто. Надо не только знать теоретические основы предмета, но и быть начитанным, уметь привлекать изученный ранее материал. Но даже этого будет мало, ведь необходима постоянная практика. Наша статья дает основную информацию о 8 задании из ЕГЭ по литературе, однако для хорошего результата нужно написать не один десяток пробных сочинений. Вы можете заниматься подготовкой к ЕГЭ самостоятельно, а можете записаться на курсы и делать это под руководством опытного преподавателя, который будет направлять вас и приводить к хорошему результату. И мы уверены, что вы сможете получить высокие баллы на экзамене и поступить в вуз мечты.

ЕГЭ по литературе: сколько книг надо прочитать, чтобы сдать экзамен на 80+ баллов

ЕГЭ по литературе – уникальный экзамен, потому что подготовка к нему максимально расширяет кругозор, охватывает несколько предметов (обществознание, русский язык, историю, географию) и может приносить удовольствие в процессе, если вы фанат чтения. Однако в нём есть свои нюансы, и не все начитанные люди могут справиться со строгой структурой экзамена. По статистике, в 2022 году именно по литературе максимально снизился средний балл (до 60 с 66 в 2021 году). Журналист Synergy Times поговорила с преподавателем литературы Еленой Плотниковой и выяснила, сколько нужно готовиться к экзамену, что учить, смотреть и читать, чтобы получить высокий балл.

Из этой статьи вы узнаете

Почему сложно сдать литературу

Что изменилось в 2023 году

Критерии оценки и баллы

Что нужно знать и понимать

Как сдать на высокий балл

Можно ли сдать литературу, если читал только краткие содержания

Почему лучше потворять материал несколько раз

Самые сложные произведения

Полезные ресурсы для самоподготовки

Почему сложно сдать литературу

Специфика экзамена по литературе – это огромный объём материала произведений, которые нужно прочитать, стихотворений, которые желательно выучить или хотя бы разобрать на цитаты. Также экзамен сложен тем, что ученик должен написать пять сочинений. Четыре сочинения в 4-5 предложений и одно большое – в 250-300 слов. Это сложно, поскольку к каждому сочинению нужно придумать план, подобрать терминологию, вспомнить произведения на сопоставление. Всё это занимает много времени, поэтому практически все ученики сидят до конца экзамена. А многим даже не хватает времени, так как нужно переписать текст с черновика и проверить его на ошибки. Всего на написание ЕГЭ по литературе даётся 3 часа 55 минут.

Если раньше учитывалась только структура и знания произведений в сочинениях, то с недавних пор стали уделять большое внимание грамматическим и синтаксическим ошибкам и снимать за них баллы.

Месяц до ЕГЭ: 7 советов, как организовать подготовку к экзаменам и сдать их на отлично

Структура экзамена

Экзамен состоит из двух частей. Максимальный первичный балл — 58.

В первой части 11 заданий: 7 — с кратким ответом и 4 задания на развёрнутый ответ в формате мини-сочинения. Первый блок посвящён отрывкам из эпических, драматических или лиро-эпических произведений, а второй посвящён лирике (стихотворениям).

Во второй части нужно выбрать одну из пяти предложенных тем и написать объёмное сочинение, сопровождая его цитатами и литературоведческими терминами.

Вот примеры таких тем:

  • Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев?
  • Герои-антагонист в пьесе А.Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кулигин.
  • Человек и природа как «вечная тема» в творчестве С.А. Есенина. (на примере не менее трёх стихотворений).
  • Страницы истории в отечественной (или зарубежной) литературе (На примере одного произведения).
  • Какие эпизод романа Л.Н. Толстого «Война и мир», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения).

Читай советы по карьере и новости об образовании в нашем Telegram-канале

Что изменилось в 2023 году

В 2023 году в ЕГЭ радикально ничего не меняли, только перефразировали задание 9 — раньше там нужно было указать три правильных ответа, а теперь нужно выбрать ВСЕ правильные ответы (их может быть и четыре, и два — точное число не определено). Ещё в прошлом году в программу добавили зарубежные произведения, например, на пробниках попадался Шекспир, поэтому Елена рекомендует обратить внимание на зарубежную классику, хотя бы в обзорном варианте.

fipi.ru

Критерии оценки и баллы

За задания с кратким ответом ученик получает по 1 баллу, задания №5 и №10 первой части оцениваются по трём критериям и за них можно получить по 2 балла за каждый:

  • соответствие ответа заданию;
  • привлечение текста произведения для аргументации;
  • логичность и соблюдение речевых норм.

Задания №6 и №11 первой части также оценивают по трём критериям:

  • сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом (2 балла);
  • использование текста произведения для аргументации темы (4 балла);
  • логичность и соблюдение речевых норм (2 балла).

За задание 12 (написание сочинения) ученик может получить максимально 18 баллов.

Задания с кратким ответом оценивается автоматически, с помощью компьютера, а мини-сочинения проверяют эксперты.

ЕГЭ на 100 баллов по всем предметам: гид по подготовке к экзаменам

Что нужно знать и понимать

Елена Плотникова рекомендует выделять цитаты по мере чтения текстов и заносить их в книжечку-цитатник, а также вести словарь терминов в тетради. Для того, чтобы сдать на более 80 баллов, нужно знать:

  • цитаты драматических и лиро-эпических (поэм) произведений;
  • нужно понимать композицию каждого сочинения, какие обобщения и аргументы требуют в каждом задании;
  • понимать критерии оценивания: сколько баллов можно получить по каждому пункту, стараться анализировать свои сочинения и прокачивать слабые стороны (детали, аргументацию, термины и т.д.).
Готовься к ЕГЭ онлайн под руководством педагогов и наставников

Как сдать на высокий балл

Для того, чтоб сдать ЕГЭ по литературе на высокий балл, школьник должен знать произведения школьной программы, иметь отличную память, чтобы выучить большое количество персонажей, уметь аналитически работать с текстом и смыслами.

«Человек с плохой памятью, возможно, сдаст на средний балл, но на хороший – вряд ли», – считает эксперт.

Чтобы сдать литературу на высокий балл, нужно готовиться сильно заранее. Даже если у вас прочитаны все тексты, но вы не сделали грамотный анализ, не структурировали их, не понимаете взаимосвязь исторического контекста, параллели между персонажами, вы вряд ли не сдадите ЕГЭ по литературе.

Нужно отписывать по каждому произведению сочинения. Мы с учениками пишем минимум 15 сочинений на каждое большое произведение. А их в программе больше 60 штук, а лирических – больше 140. Помимо способностей, нужна самоорганизация, чтобы выстроить план подготовки и двигаться по нему, не упуская ни одной темы

Лучше всего начинать подготовку со сдачи ОГЭ по литературе, и затем в 10 и 11 классе регулярно заниматься. Для сдачи литературы нужно минимум два года, поэтому если ученик не готовился к ОГЭ по этому предмету, то подготовку к ЕГЭ стоит начинать в 10 классе, не позже. Елена считает, что лучше всего готовиться три года, поскольку в университеты, куда нужна литература, как правило, очень большой конкурс (это такие специальности, как журналистика, филология, лингвистика), и каждый балл при поступлении будет на счету.

7 полезных ресурсов, которые помогут подготовиться к ЕГЭ самостоятельно

Можно ли сдать литературу, если читал только краткие содержания

Елена Плотникова считает, что сдать экзамен, читая произведения с кратким пересказом и не делая по ним анализ, нельзя. К тому же, когда читаешь краткую выжимку из произведения, в ней часто упускаются второстепенные герои и детали сюжета. А именно их так любят спрашивать на экзамене. Например, может попастся вопрос: «Что стояло на столе у Евгения Онегина?» (ответ: маленький бюст Наполеона), или «Как звали жену Мармеладова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? (ответ: Екатерина Ивановна).

Чем больше повторений, тем больше запоминается

Елена рассказала про кривую забывания, которую создал на основе экспериментов немецкий психолог Герман Эббингауз. В ходе опытов на запоминание случайных слогов он установил, что после первых нескольких повторений забывание происходит быстро – в течение первого часа 60% информации улетучивается. А вот если повторять информацию через 10 часов, потом через 6 дней и через месяц, то забывание происходит медленно. Этой информацией можно пользоваться, чтобы эффективно заучивать цитаты и стихотворения.

Skyeng Magazin

Самые сложные произведения

По мнению преподавателя, обычно у школьников возникают проблемы с древнерусской литературой, а самое «любимое» произведение учеников – «Слово о полку Игореве». Многие затрудняются ответить на вопросы по нему, и даже сами эксперты признаются, что произведение можно отнести и к эпосу из-за его сюжета, и к лирике из-за лирических отступлений, песен.

«В целом, оно плохо читается, поэтому предлагаю ученикам прослушать его в аудиоверсии, на слух подобное воспринимается гораздо лучше», – советует Елена Плотникова.

Ещё сложности у одиннадцатиклассников вызывает «Тихий Дон» М.А. Шолохова и «Война и Мир» Л.Н. Толстого. Для некоторых сложны поэмы, а некоторым трудно воспринимать пьесы.

Тест: Сможете ли вы сдать ЕГЭ по русскому языку?

Полезные ресурсы для самоподготовки

  • Если возникают трудности с восприятием «Слова…», Елена советует послушать лекции профессора Ужанкова, он специалист по древнерусской литературе и может разложить по полочкам все загадочные моменты этого произведения.
  • Эксперт рекомендует лекции Александра Архангельского – харизматичный лектор даёт глубокий комплексный анализ программных произведений;
  • Пособие от Игоря Сухих: «Русская литература для всех». Оно написано современно, отлично структурировано и позволяет самостоятельно углубить знания по теории и анализу произведений. OZON
  • Для тренировки на высокий балл подойдёт «Учебник по русской литературе» издательства МГУ (в двух томах). Кстати, пособие достаточно дорогое и редкое, поэтому можно поискать экземпляры на «Авито».

OZON

Готовься к ЕГЭ онлайн под руководством педагогов и наставников

Педагоги и эксперты ЕГЭ системно преподают все нужные темы и учат выполнять задания независимо от их формулировки и формата, ориентируясь на актуальные материалы и варианты ФИПИ. После курсов школьники сдают ЕГЭ на 90+ баллов. Ученика поддерживают наставники, психологи и тьюторы.

Как написать сочинения в ЕГЭ по литературе и получить максимум баллов?

Решили сдавать литературу? Вас ждет сложное испытание. Даем советы школьникам по тому, как сдать на 100.

Время чтения 5 минут
  • Как написать сочинения в ЕГЭ по литературе и получить максимум баллов?
  • Перед написанием
  • Методика написания сочинения
  • Как получить максимум баллов?
  • Заключение

Как написать сочинения в ЕГЭ по литературе и получить максимум баллов?

Ни для кого не секрет, что план сочинения-рассуждения состоит из трех пунктов: введение, основная часть и заключение. Если с этим все понятно, то не забывайте главную вещь: от вас требуется раскрыть тему. Поэтому к выбору темы стоит подходить очень ответственно. Вы можете получить 14 баллов за сочинение на ЕГЭ. А подготовку следует начать как можно раньше. Научиться грамотно излагать свои мысли — это длительный и кропотливый процесс. Плюс ко всему, будущим выпускникам надо успеть не только познакомиться со всеми произведениями школьной программы, но и проанализировать их.

Перед написанием

Советую вести литературный дневник, где вы будете записывать самое необходимое по каждому прочитанному произведению. Где же найти список произведений? Добро пожаловать на сайт ФИПИ! Скачиваем кодификатор, открываем список и начинаем с самого первого.

Например: “Медный всадник” (А. С. Пушкин)

Год написания — 1833.

Тема маленького человека.

Также можете дополнять свой текст всем необходимым (идея, проблема, характеристика героев, краткое содержание и т.п.)

Методика написания сочинения

Конечно, в первую очередь вам следует выбрать подходящую тему по произведению, которое вы хорошо знаете. Сочинение — это ваша творческая площадка, но не забывайте о структуре, аргументах и грамотности.

Вот несколько советов при написании:

  1. Сформулируйте свою точку зрения по теме, запишите в черновик.
  2. Представьте, что перед вами сидит человек, которого вы должны убедить в своей правоте. Для того чтобы это сделать, нужно привести аргументы. Запишите их.
  3. Приведите в пример литературное произведение, чтобы подтвердить свою точку зрения.

Этого достаточно для того, чтобы получился небольшой план сочинения. Конечно, каждый ученик индивидуален. Поэтому желательно еще до экзамена выяснить, как удобно работать именно вам. Вы можете записывать поток своих мыслей, можете составлять четкий план по пунктам, можете начать писать сочинение с заключения! Методов много. Но один совет работает для всех них безотказно — регулярно ПИСАТЬ, набивать руку.

Используйте шаблоны. Можете выучить наизусть фразы-клише для каждой композиционной части вашего сочинения и применять их каждый раз. Можете прочитать несколько сочинений по определенной теме в интернете (при подготовке) и записать те же мысли своими словами.

Как получить максимум баллов?

Чтобы получить максимум баллов за сочинение, вам необходимо знать критерии оценивания. Давайте же к ним обратимся.

№1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие.

Если вы верно сформулировали авторскую позицию и не отклонялись от заданной темы, то получаете 3 балла.

№2. Привлечение текста произведения для аргументации.

Здесь вы работаете с текстом произведения. Должен получиться не пересказ, а анализ. Если вы выбрали тему, которая касается лирики, то в аргументы берете минимум три стихотворения. Следите за тем, чтобы не допустить фактической ошибки. + 3 балла!

№3. Опора на теоретико-литературные понятия.

Укажите жанр произведения, приведите в пример приемы, средства выразительности, которые использует автор и т.п. За литературные термины получите еще 2 балла.

№4. Композиционная цельность и логичность.

Излагайте свои мысли последовательно, соблюдайте структуру сочинения, не забывайте про абзацное членение, избегайте повторов и плавно переходите от одной части к другой (здесь помогут фразы-клише). Еще 3 балла.

№5. Соблюдение речевых норм.

Не используйте в сочинении слова разговорного стиля. Пожалейте Александра Сергеевича Пушкина, который внес такой огромный вклад в русский литературный язык:) Красиво написано — вот вам еще 3 балла.

№6,7,8. Орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

За эти пункты вы получаете по одному баллу, если вышеперечисленные нормы соблюдены. Тщательно проверяйте сочинение в черновике перед записью в бланк ответов.

Но все это будет бесполезным, если вы не прошли по двум основным критериям:

  • Самостоятельность.
  • Объём.

Списанные работы не проверяются, так же как и работы, объем которых менее 250 слов. Рекомендованный объем — от 350 слов.

Заключение

За 8 лет опыта работы я видела большое количество учеников с хорошим художественным слогом. Но на самом экзамене часто набирали большее количество баллов не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях будущие выпускники. Вывод: если вы выполните все требования по критериям, то есть шанс получить высший балл!

background

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:
  • Доступ к платформе
    онлайн-школы на 7 дней
  • 1 пробный день
    в онлайн-школе
  • 1 урок с репетитором
    по любому предмету
  • Диагностику гибких
    навыков у ребенка

Сочинение ЕГЭ по литературе

Написание сочинения на ЕГЭ по литературе считается самым сложным заданием. Правильно структурированное и оформленное рассуждение с элементами анализа художественного произведения оценивается в 14 баллов. Чтобы получить максимально возможную отметку, надо учесть все требования разработчиков КИМ. Итак, каким должно быть сочинение.

План

  1. Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.
  2. Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.
  3. Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

Советы по написанию сочинения

Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:

Ученики на экзамене

  1. Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
  2. Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
  3. Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами — не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
  4. Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
  5. Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
  6. Определитесь со стилем сочинения.
  7. Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении — с позиции приглашения к рассуждению, в заключении — в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: «Любил ли Россию поэт?» Закончить его можно уже однозначным ответом: «Безусловно!» Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении.
  8. Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
  9. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
  10. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
  11. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
  12. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
  13. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
  14. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
  15. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.

Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы. После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик — бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант. Главное — помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись. Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *