Какие проблемы могут быть в сочинении егэ по русскому
Перейти к содержимому

Какие проблемы могут быть в сочинении егэ по русскому

  • автор:

Критерии сочинения ЕГЭ

Аргументы для сочинения ЕГЭ

В обучении сочинению ЕГЭ важное место занимает освоение структуры, или формата, работы. Когда родители обращаются ко мне с просьбой о подготовке к ЕГЭ — части С, они называют в качестве главной трудности неумение ребёнка в принципе писать сочинение: как, о чём, в какой последовательности и т.д.
Первое, на что нужно ориентироваться, — это критерии оценки части С. Их можно найти в любом сборнике вариантов ЕГЭ. Критерии К1 – К4 – это и есть своеобразный план сочинения. Рассмотрим их подробнее.

  • К1. Формулировка проблемы исходного текста – 1 балл.

Если проблема определена неверно, то такое сочинение не проверяется по критериям К1 – К4, следовательно, ученик теряет сразу 7 баллов! Вот почему я начинаю подготовку к сочинению части С с освоения именно этого критерия (кстати, параллельно с изучением аргументов для сочинения ЕГЭ).

Проблемы в сочинениях ЕГЭ — это не те житейские проблемы, которые встают перед любым человеком – типа « что надеть сегодня в такой мороз?» или «в какой вуз подать документы?». На подобные вопросы можно найти однозначный и конкретный ответ. В текстах части С авторы ставят проблемы другого рода – философские, социальные и т.п., которые заставляют размышлять о вариантах решения, например, это может быть «проблема гуманного отношения к животным» или «проблема отношения к престарелым родителям». На своих занятиях я уделяю отдельное внимание вопросам поиска в тексте части С и формулировкипроблемы в сочинениях ЕГЭ.

  • К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста – 2 балла.

Этот критерий в подготовке к сочинению части С занимает особое место, так как Комментарии в сочинении ЕГЭ для освоения труднее, чем даже поиск и формулировка проблемы. Почему? Этот критерий по «жанру» представляет из себя нечто среднее между сжатым изложением, анонсом и конспектом. Старшекласснику приходится следить за соблюдением требования – избегать пересказа текста — и в то же время всё же разворачивать ход мысли автора по анализируемой проблеме.

К тому же перед учеником, который ещё не умеет свободно владеть письменной речью (просто потому, что в школе нет соответствующей тренировки), стоит задача написать достаточно развёрнутый текст комментария (по объёму он примерно в 3 раза больше, чем вступление и проблема), в котором обязательна краткая передача фактов и наличие логических переходов от одной части текста к другой.

Конкретные примеры комментариев в сочинении ЕГЭ, приведённые в методической литературе, помогают школьнику понять принцип этого критерия, но не могут выполнить другую задачу – научить ребёнка подбирать нужные слова для передачи чужих мыслей. Это достигается только на индивидуальных занятиях с репетитором в ходе устных упражнений, а затем письменных заданий по составлению комментария. Зато когда этот критерий освоен, в сочинении ЕГЭ по русскому языку аргументы составить уже достаточно легко, так как в них будет преобладать именно пересказ.

Аргументы к сочинению ЕГЭ с1

  • К3. Отражение позиции автора исходного текста – 1 балл.

Хотя этот критерий по счёту 3-й, логичнее было бы начинать подготовку к ЕГЭ (части С) именно с него, так как по позиции автора удобнее всего формулировать проблему. Найти в тексте позицию автора не всегда легко, как это может показаться на первый взгляд. Хорошо, если это текст-рассуждение, и автор напрямую высказывает своё мнение. А если это художественный текст?

Тогда нужен навык анализа литературного произведения и знание способов косвенного выражения позиции автора: через диалоги героев, повороты сюжета, финал рассказа, эмоционально-оценочные слова и т.д. Вот тут и оказывается очень кстати предварительная работа с литературными произведениями, входящими в банк аргументов для сочинения ЕГЭ.

  • К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме – 3 балла.

В сочинении ЕГЭ по русскому языку аргументы оцениваются выше критериев К1-К3 – 3-мя баллами. Это неудивительно, так как их написание предполагает знание текстов художественной литературы – по 2 на любую предложенную тему части С. Поскольку список тем на экзамене вполне определённый, то можно заранее подобрать произведения, оптимальные в качестве аргументов для сочинения ЕГЭ.

Но зачем заниматься специальным подбором, может, достаточно просто хорошо знать школьную программу по литературе?

Дело в том, что среди текстов части С попадаются как посвящённые общечеловеческим проблемам, относящимся к так называемым «вечным ценностям», так и современные – с реалиями нынешней жизни. А школьная программа – это в основном произведения 19 века.

Конечно, в 11 классе должны изучать современную литературу рубежа 20-21 веков, но, как правило, учитель успевает к весне пройти программу только до 60-х годов. В подобранном мной списке произведений, служащих аргументами для сочинения ЕГЭ, есть тексты русской классики 19 века и современных авторов, к тому же эти произведения небольшие по объёму и легки для запоминания.

Последнее обстоятельство важно, так как аргументы к сочинению ЕГЭ с1 оцениваются только в том случае, если ученик укажет конкретных героев, их поступки, слова, мысли, демонстрирующие связь данного худ. произведения с проблемой текста.

Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому

Вторая часть ЕГЭ по русскому языку всегда пугала многих. В этом году произошли изменения в критериях оценивания и вопросов, как писать сочинение, стало еще больше. Как же получить заветные 24 балла за сочинение? Давайте разберемся.

В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Всего существует 12 критериев оценки. Они разделяются на три блока. Первый касается содержания работы:

Разбор критериев оценивания.

К1. Формулировка проблем исходного текста.

Здесь твоя главная задача – правильно сформулировать проблему текста, то есть найти вопрос, на который автор пытается найти ответ. Иногда это просто: например, в тексте задается риторический вопрос или прямым текстом проговаривается то, что волнует автора. Иногда задача осложняется тем, что проблем может быть несколько. Как найти главную и не ошибиться? Во-первых, обрати внимание на позицию автора. Она обязательно будет раскрыта с помощью аргументов – примеров из жизни, литературы (то, что должен будешь сделать и ты). Чему они посвящены? На чём «зациклен» автор? Если проблем несколько, то обрати внимание на структуру текста – с чего автор начал, чем заканчивает. Обычно, если проблем несколько, это значит, что автор связывает одну с другой, делает из них цепочку. О чём он начал говорить? Что из заявленного более масштабно, глобально, абстрактно? Это и будет самым важным.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За этот критерий теперь можно получить целых 5 баллов! Здесь важно показать свои умения анализировать предложенный текст. Комментарий — это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

Комментарий должен содержать несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям и смысловую связь между ними.

Поскольку по данному критерию можно получить достаточно большое количество баллов, это будет самая важная и объемная часть структуры сочинения.

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

Это еще одно важное изменение в сочинении 2024 года. Теперь тебе нужно выразить свое отношение к позиции автора (а не к проблеме, как было раньше). Нет необходимости в литературных аргументах, что одновременно радует и пугает многих. На самом деле все не так страшно. 1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором.

Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Как писать сочинение ЕГЭ? Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого нужно держать в голове композицию. Об этом ниже.

K6. Точность и выразительность речи.

Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.

В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.

K7. Соблюдение орфографических норм.
K8. Соблюдение пунктуационных норм.
K9. Соблюдение языковых норм.
K10. Соблюдение речевых норм.
K11. Соблюдение этических норм.
К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

С этим блоком всё просто (и при этом сложно): избегай ошибок любого рода. Тщательно проверяй все знаки препинания, сложные слова и трудные части слов (суффиксы, приставки, чередующиеся корни). Не допускай стилистических ошибок – проверь, нет ли в твоём шаблоне сочинения примеров слов или конструкций, которыми ты грешишь в повседневных разговорах с друзьями (просторечий, сленга, жаргонизмов). Слова с высокой стилистической окраской тоже лучше не употреблять – исключи архаизмы, книжные слова. Пиши максимально просто и нейтрально. Если не сомневаешься в каком-то слове или конструкции предложения – переформулируй. Разбей сложное предложение на два простых, замени союз из нескольких слов простым однословным. После многократного чтения работы глаз «замыливается», ты перестаёшь замечать свои ошибки. Воспользуйся приёмом корректоров: перечитай текст с конца. Так нарушится его логическая структура, а потому ошибки и неточности станут явными. Будь деликатным в своём тексте, обходи стороной острые углы – твоя задача не агрессивно доказать свою правоту, оскорбить оппонента, а выразить мнение и получить за это хорошую оценку. И проверь факты – правильно ли ты указал произведения и имена писателей в литературных аргументах? Не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Вот те вопросы, которые ты должен себе задать.

Указанные выше критерии помогут тебе составить композицию текста, то есть сделать его последовательным и логичным. Для каждой части структуры есть определённые клише, которые можно выучить и использовать. Чем больше ты будешь писать тренировочных сочинений, тем проще тебе будет. Это задание представляет собой шаблон, который нужно заполнить (печально, но факт). По сути, твоя задача сводится лишь к постановке проблемы, поиску тезисов и аргументов к ним.

Итак, начать нужно с введения. Мягко подведи читателя в 2-3 предложениях к проблеме. Идеальный приём – задать риторический вопрос. Так твой текст будет развёрнутым ответом на него, и тебе же самому будет легче. Можно написать ключевое слово текста в начале, поставить многоточие и попытаться поразмышлять над явлением. Хорошим началом будет цитата – в том числе и из того текста, который нужно проанализировать. Также можно использовать следующие клише: Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

Далее нужно сформулировать проблему. Для этого тебе понадобится 2-4 предложения. Можно использовать следующие конструкции: В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему… В данном тексте автор раскрывает волнующую многих проблему…

Затем ты комментируешь поставленную проблему. Нужно сделать это развёрнуто – в 4-7 предложениях. В этом тебе помогут следующие конструкции: Вопрос о … никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. ; Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) , особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. ; Рассуждая над проблемой . обращается . . . Чтобы перечислить художественные приёмы, которые автор использует, ты можешь использовать задания, которые сделал ранее – хотя, конечно, они должны быть выполнены правильно.

Теперь нужно сказать об отношении автора к заявленной проблеме. Используй следующие конструкции: 1) Позиция автора заключается в том, что. 2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: … 3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …) 4) Позиция автора такова. 5) Автор считает, что. 6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что. 7) Автор убеждает нас в том, что. 8) В тексте доказывается мысль о том, что. 9) Основная мысль текста заключается в том, что. 10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что.

Потом ты выражаешь своё отношение к вышесказанному. Сделать это нужно деликатно, не тыкая своим «я». Для этого хороши следующие конструкции: Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схожего с автором мнения по поводу … Мне кажется, что…

Наконец, нужно подвести итог. В этом тебе помогут такие фразы: Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что). Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль. Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы. Также уместно будет привести цитату из текста, если она кажется тебе ёмкой и удачной, и прокомментировать её.

Это и есть структура твоего будущего сочинения. Любого. Видишь, как каждая новая часть структуры открывала новый абзац в нашем тексте? Так и должно быть у тебя, минимум восемь абзацев: введение, формулировка проблемы, комментарий к ней, позиция автора, твоё личное отношение к сказанному, два абзаца на каждый тезис и аргумент и итог.

Вот и всё. Не так уж и страшно, правда? Кратко подытожим то, что тебе нужно сделать для того, чтобы написать сочинение на максимальное количество баллов:

  1. Пиши, пиши и ещё раз пиши. Решай все демонстрационные варианты, которые только сможешь достать. Так ты «набьёшь» руку, и тебе не придётся переживать за структуру текста – ты уже выучишь её наизусть.
  2. Читай и структурируй. Сделай табличку основных проблем, напиши к ним два тезиса и аргумента. Каждый прочитанный текст анализируй. Прошёл новое произведение по литературе? Как его можно использовать в ЕГЭ по русскому языку? Наткнулся в интернете на интересную научную статью? Для иллюстрации каких проблем она подойдёт? Смотришь любимый сериал? Можно ли использовать его сюжет и проблемы для сочинения?
  3. Настраивай свою языковую чуткость. Как можно больше «корми» своего граммар-наци: читай художественную литературу и нон-фикшн, так у тебя выработается «грамотный глаз». Пиши диктанты. Ищи ошибки в своей ленте «ВКонтакте». Добавь на телефон приложения, которые каждый день будут знакомить тебя с каким-нибудь сложным словом. Попробуй придумывать для одной и той же мысли разные формулировки: проще и сложнее. Старайся фильтровать свою речь – полностью перенастроиться не получится никогда, но попробуй замечать, когда ты говоришь стилистически нейтрально, а когда нет. Употреблять сленг и жаргонизмы – это не плохо, но важен контекст. В сочинении тебе снимут баллы за них, поэтому важно видеть, когда какое-то слово будет чужеродным в определённой ситуации. Воспринимай всё как игру – экзамен лишь повод узнать много интересного и расширить границы своего мировоззрения.

Другие материалы по сочинению ЕГЭ:

Какие проблемы могут быть в сочинении егэ по русскому

  • Сочинения
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Сочинения по литературе
    • Мастер и Маргарита
    • Дни Турбиных
    • Белая гвардия
    • Борис Годунов
    • Дубровский
    • Евгений Онегин
    • Капитанская дочка
    • Медный всадник
    • Повести Белкина
    • Станционный смотритель
    • Герой нашего времени
    • Мцыри
    • Преступление и наказание
    • Война и мир
    • После бала
    • Реквием
    • Шинель
    • Мертвые души
    • Ревизор
    • Тарас Бульба
    • Старуха Изергиль
    • На дне
    • Челкаш
    • Горе от ума
    • Идиот
    • Бедная Лиза
    • Гранатовый браслет
    • Олеся
    • Поединок
    • Левша
    • Очарованный странник
    • Кому на Руси жить хорошо
    • Гроза
    • Вишневый сад
    • Ионыч
    • Недоросль
    • Отцы и дети
    • Тимур и его команда
    • Гобсек
    • Двенадцать

    Главная ЕГЭ по русскому языку Типичные проблемы текстов сочинений ЕГЭ по русскому языку

    Типичные проблемы текстов сочинений ЕГЭ по русскому языку

    1. Взаимоотношения отцов и детей.

    — Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поко­лений

    — проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви (Почему истинная родительская любовь носит самоотверженный и всепрощающий харак­тер?);

    — проблема предательства детьми своих родителей (Почему предательство детьми своих родителей — страшный грех, которому нет прощения?).

    2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

    — Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров (Какова роль дет­ства в формировании личности человека?);

    — проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказы­вают на формирование характера человека события, которые произошли в дет­стве?);

    — проблема восприятия мира детства взрослыми людьми (Почему взрослые тра­диционно называют детство «золотой порой»?).

    3. Роль классической литературы в духовном развитии современного обще­ства.

    — Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека (Какую роль книга играет в формировании человеческой личности?);

    — проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);

    — проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в шко­ле (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?);

    — проблема роли книги в жизни человека в век развития современных информа­ционных технологий, Интернета (Сохранит ли литература в привычном формате книги своё влияние на человека?).

    4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

    — Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отноше­ний (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);

    — проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситу­ации (От чего зависит поведение человека в экстремальной жизненной ситуа­ции?);

    — проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмыс­ленным риском собственной жизнью (Что отличает истинный героизм?).

    5. Человеческое благородство и честь.

    — Проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека (Как взаимосвязаны нравственный выбор человека и понятие че­сти, которым он руководствуется в своих поступках?);

    — проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?);

    — проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?);

    — проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);

    — проблема защиты чести и собственного достоинства (Почему необходима за­щита собственной чести?);

    — проблема истинных и ложных жизненных ценностей и отношения к ним (Ка­кие жизненные ценности следует считать истинными?);

    — проблема подлинной интеллигентности (Кого можно считать подлинным ин­теллигентом?)

    6. Отношения человека с другими людьми.

    — Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми (Чем опасен эгоизм и как его можно преодолеть?);

    — проблема истинной дружбы (Какую дружбу можно считать истинной?);

    — проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как дей­ствуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявле­нию?);

    — проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожи­лой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);

    — проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя (Как помочь отчаявшемуся человеку обрести веру в себя?).

    — Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из- за мелких бытовых неурядиц (Чем опасна утрата современным человеком способ­ности радоваться жизни?);

    — проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

    — Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя оди­ноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);

    — проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?);

    — проблема одинокой старости (Почему недопустимо, чтобы пожилой человек чувствовал себя одиноким?).

    — Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему од­ни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);

    — проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо об­ществу?);

    — проблема восприятия музыки человеком (Как музыка влияет на душу челове­ка, его внутренний мир?).

    — Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы (Чем опасно потребительское отношение человека к миру при­роды?);

    — проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте при­роды (Как каждый человек воспринимает красоту окружающего мира?);

    — проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека (Как влияет созерцание красоты природы на настроение и образ мыслей челове­ка?);

    — проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимо­отношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилиза­ции на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);

    — проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным жи­вотным?);

    — проблема взаимоотношений между человеком и животными (На чём должны строиться взаимоотношения человека и его «братьев меньших»?).

    — Проблема экологии языка ( Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

    — Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию ( Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострада­ния?);

    — проблема действенного сострадания ( Каким должно быть истинное состра­дание?);

    — проблема человеческого равнодушия ( Может ли человек позволить себе быть равнодушным и не сострадать окружающим?).

    — Проблема отношения человека к войне ( Почему человеческое сознание не мо­жет принять сам факт войны?);

    — проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют во­енные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);

    — проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека ве­сти себя?);

    — проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны?);

    — проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях (Есть ли ме­сто гуманизму в тяжёлых условиях военного времени?).

    — Проблема поиска смысла жизни (В чём смысл жизни человека?).

    — Проблема определения целей процесса учения (Какова цель учения? Чему должно служить познание?).

    Проблема роли (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) в жизни человека Проблема влияния (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) на человека Проблема вытеснения (ЧЕГО-ТО) (ЧЕМ-ТО) Проблема восприятия (ЧЕГО-ТО) (КЕМ-ТО) Проблема проявления (ЧЕГО-ТО) (В КАКИХ-ТО УСЛОВИЯХ)

    Рассмотрим, как оценивается формулировка учащимся одной из проблем исхо­дного текста в критериях проверки и оценки задания с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку .

    Формулировка проблем исходного текста

    Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочине­ния) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

    Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

    ***Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал не­верно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1— К4 оценивается 0 баллов.

    Если вы не укажете проблему или неверно её сформулируете, то можете поте­рять 8 баллов. Произойдёт снижение по следующим критериям:

    К1 — 1 балл, К2 — 3 балла, КЗ — 1 балл, К4 — 3 балла.

    Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке проблемы, выбранной для комментирования:

    1) Помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами.

    Поэтому нельзя, подразумевая проблему, использовать в сочинении вместо слова «проблема» слово «тема»: эксперты при проверке вашего сочинения подобное не­различение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом мате­риале и снимут один балл по критерию К12:

    «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нрав­ственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».

    Тема (от греч. 1Ьеша) — это то, о чём пишет автор, что положено в основу описа­ния, изображения, исследования, дискуссии.

    Проблема (от греч. ярорАтциа) — это сложный вопрос, требующий изучения и се­рьёзного решения. Это противоречие или конфликт, который нужно разрешить между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения.

    Конечно, тема и проблема тесно связаны между собой. Допустим, обращаясь к теме взросления молодого человека, к теме отрочества, автор поднимает пробле­му нравственного становления человека в юности. Однако синонимами, даже кон­текстными, термины «проблема» и «тема» не бывают.

    2) Учитывайте то обстоятельство, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формули­ровать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них.

    • Сочинение ЕГЭ. Аргументируем свою точку зрения
    • Сочинение ЕГЭ по тексту С. Покровского
    • Пишем сочинение ЕГЭ по тексту Е.А. Сикирич
    • Пример аргументов к сочинению ЕГЭ из художественной литературы
    • Сочинение ЕГЭ. Написание комментария по тексту М.С. Крюкова

    Примеры комментария проблемы в тексте для сочинения ЕГЭ

    Как написать комментарий к сформулированной проблеме исходного текста на 6 баллов в сочинении ЕГЭ по русскому языку.

    Пример из методических материалов ФИПИ для председателей и членов предметных комиссий по проверке экзаменационных работ.

    Видео представил YouTube канал РАДОСТНО УЧИМ РУССКИЙ

    Исходный текст:

    (1)Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырёхсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление. (2)Жалко и Сухареву башню, построенную в XVII веке. (3)Проблему объезда её автомобилями можно было решить по-другому, пожертвовав хотя бы угловыми домами на Колхозной (тогда) площади (универмаг, хозяйственный магазин, книжный магазин). (4)Жалко и Красные, и Триумфальные ворота.

    (5)А знаете ли, что площадь Пушкина украшал древний Страстной монастырь? (6)Сломали. (7)Открылся чёрно-серый унылый фасад. (8)Этим ли фасадом должны мы гордиться как достопримечательностью Москвы? (9)Никого не удивишь и сквером, и концертным залом «Россия» на месте Страстного монастыря.

    (10)Сорок лет строилось на народные деньги (сбор пожертвований) грандиозное архитектурное сооружение − храм Христа Спасителя. (11)Он строился как памятник непокорённости московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном. (12)Великий русский художник Василий Суриков расписывал его стены и своды. (13)Это было самое высокое и самое величественное здание в Москве. (14)Его было видно с любого конца города. (15)Здание не древнее, но оно организовывало наряду с ансамблем Кремля архитектурный центр нашей столицы. (16)Сломали. (17)Построили плавательный бассейн. (18)И лишь в середине девяностых опять всем миром храм отстроили заново.

    (19)Разрушая старину, мы всегда обрываем корни.

    (20)У дерева каждый корешок, каждый корневой волосок на учёте, а уж тем более те корневища, что уходят в глубочайшие водоносные пласты. (21)Как знать, может быть, в момент какой-нибудь великой засухи именно те, казалось бы, уже отжившие, корневища подадут наверх, где листья, живую спасительную влагу.

    (22)Ужасная судьба постигла великолепное Садовое кольцо. (23)Представьте себе на месте сегодняшних московских бульваров голый и унылый асфальт во всю их огромную ширину. (24)А теперь представьте себе на месте голого широкого асфальта на Большом Садовом кольце такую же зелень, как на уцелевших бульварах.

    (25)Казалось бы, в огромном продымлённом городе каждое дерево должно содержаться на учёте, каждая веточка дорога. (26)И действительно, сажаем сейчас на тротуарах липки, тратим на это много денег, усилий и времени. (27)Но росли ведь готовые вековые деревья. (28)Огромное зелёное кольцо (Садовое кольцо!) облагораживало Москву. (29)Правда, что при деревьях проезды и справа, и слева были бы поуже, как, допустим, на Тверском бульваре либо на Ленинградском проспекте. (30)Но ведь ездят же там автомобили. (31)Кроме того, можно было устроить объездные пути параллельно Садовому кольцу, тогда сохранилось бы самое ценное, что может быть в большом городе, – живая зелень.

    (32)Если говорить строже и точнее, на месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то и уникального города Москвы построен город среднеевропейского типа, не выделяющийся ничем особенным. (33)Город как город. (34)Даже хороший город. (35)Но не больше того.

    (36)В самом деле, давайте проведём нового человека, ну хоть парижанина или будапештца, по улице Тверской, по главной улице Москвы. (37)Чем поразим его воображение, какой такой жемчужиной зодчества? (38)Каким таким свидетелем старины? (39)Вот телеграф. (40)Вот гостиница. (41)Вот дом на углу Тверского бульвара, где кондитерский магазин. (42)Видели парижанин и будапештец подобные дома. (43)Ещё и получше. (44)Ничего не говорю. (45)Хорошие, добротные дома, но всё же интересны не они, а именно памятники: Кремль, Коломенское, Андроников монастырь.

    (По В.А. Солоухину ⃰)

    Владимир Алексеевич Солоухин (1924−1997) – русский советский писатель и поэт, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».

    Пример сочинение по тексту В.А. Солоухина

    В данном тексте Владимир Алексеевич Солоухин, писатель и поэт, поднимает проблему отношения к памятникам архитектуры.

    Для раскрытия данной проблемы автор обращается к некоторым случаям уничтожения культурного наследия в столице нашей страны – Москве. К примеру, он рассказывает о снесении древнего Страстного монастыря и строительстве сквера и концертного зала на его месте (предложения 5–9). Описывая фасад новых строений, автор использует эпитет «унылый» и задаётся вопросом, эти ли объекты должны являться предметом национальной гордости, из чего читатель может сделать вывод о глубоком сожалении Солоухина по поводу уничтожения древнего монастыря. Кроме того, он рассказывает о храме Христа Спасителя, построенном «на народные деньги» «как памятник непокорённости московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном». Данному зданию автор даёт характеристику самого высокого и самого величественного в городе (предложение 13), однако и оно было разрушено ради строительства бассейна. Солоухин сокрушается из-за того, что важнейший символ победы и силы русского духа был сломлен для чего-то столь обыденного и непримечательного, как плавательный центр.

    Эти примеры связаны равнодушием человека к памятникам архитектуры, уничтожением исторической ценности и собственного прошлого, что не может не расстраивать и не пугать. Примеры в тексте приведены так, что от одного примера к другому усиливается чувство отчаяния за содеянное человеком. Второй пример дополняет, усиливает негативные чувства от прочитанного в первом примере, позволяет более точно передать автору не только мысли, но и чувства.

    Автор считает, что «разрушая старину, мы всегда обрываем корни», а уничтожение культурного наследия лишает Москву её уникальности, делает её ничем не выделяющимся городом среднеевропейского типа.

    Я полностью согласна с мнением Солоухина, поскольку и сама замечаю в своём городе подобное отношение к памятникам архитектуры. Маленькие домики со старинными резными фасадами небывалой красоты, которым уже больше двух веков, стоят и ожидают своей очереди на снос для освобождения площади под строительство многоквартирных домов. Древние храмы разрушают ради укладки новых дорог. Все случаи и не перечислить… Мой город теряет то, что присуще лишь ему одному, и становится очередным провинциальным городком России. Скоро его будет совершенно не отличить от остальных. На мой взгляд, такое халатное отношение, такое обесценивание собственной истории не может считаться приемлемым, и нам срочно нужно предпринимать серьёзные меры, чтобы остановить это безобразие.

    Участница экзамена, опираясь на исходный текст выделяет ключевые примеры в тексте. Искажений смысла авторского текста (то есть фактических ошибок в понимании проблемы) нет. Приведены два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

    Связанные страницы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *