Кто виновен в гибели вишневого сада сочинение егэ
Перейти к содержимому

Кто виновен в гибели вишневого сада сочинение егэ

  • автор:

Сочинение на тему: «Кто виноват в гибели вишневого сада?» ( По одноименной пьесе А. П. Чехова)

Сочинение на тему: «Кто виноват в гибели вишневого сада?» ( По одноименной пьесе А. П. Чехова)

В кратком сочинении «Кто виноват в гибели вишневого сада?» по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» делается попытка понять суть конфликта и определить виновника трагического события.

Основная идея комедии Чехова заключается в изображении дворянства как класса, не способного нести ответственность за будущее России. В образной системе произведения сад символизирует страну, все герои – люди, ее населяющие. Россия предстает в пьесе необъятной и величественной, и люди, живущие в ней, говоря словами одного из героев пьесы, «должны по-настоящему быть великанами». Это предположение дается автором не случайно. Персонажи комедии оказываются далеко не великими, они даже не в состоянии отстоять свой вишневый сад.

Дворяне, владельцы сада, не смогли сохранить сад, можно предположить, что главная вина за его гибель лежит на них. Не смогли дворяне и приспособиться к новым общественно-экономическим условиям, уступив место новому зарождающемуся классу буржуазии. Представителем этого класса является Лопахин. Потерян сад, потеряна для них и Россия.

В самом начале произведения мы узнаем, что вишневый сад, лучше которого нет в округе, оказался под угрозой продажи или вырубки. Имение, где он растет, принадлежит Раневской и Гаеву. Это их родовое имение, доставшееся по наследству. Любовь Андреевна только вернулась из-за границы, куда уезжала после трагической смерти сына. Вместе с братом она восхищается видом цветущего весеннего сада. Они вспоминают о лунной дорожке, появляющейся в саду по ночам. Казалось бы, они больше всех должны быть обеспокоены судьбой имения. С ним связано все, что было дорого им в жизни. Здесь прошли детские годы, здесь они взрослели, мечтали, к чему-то стремились. Но, похоже, что сад стал для них тем воспоминанием, от которого они хотят избавиться.

Хороший выход предлагает им Лопахин. Он говорит о том, что на месте имения нужно построить дачи и сдать в аренду. Предприниматель обещает найти деньги, но его предложение не устраивает ни Гаева, ни Раневскую. Любовь Андреевну возмущает и расстраивает предложение вырубить сад. Гаев и вовсе называет проект Лопахина чепухой. Похоже, им не по статусу заниматься постройкой дач. Они привыкли жить трудом крепостных крестьян, об этом говорит студент Петя Трофимов. Отмена крепостного права ударила по их карману, и они оказались в долгах.

Брат с сестрой предпринимают жалкие попытки спасти вишневый сад. Большие надежды они возлагают на тетушку, живущую в Ярославле. Они надеются, что она заплатит накопившиеся долги. Но тетушка оказалась не так щедра, как им хотелось бы. Впрочем, в глубине души они сами понимают, что их попытки ни к чему не приведут. Их действия и разговоры больше похожи на оправдания. Они словно говорят: «Нам очень жаль. Мы пытаемся, но у нас ничего не выходит. Наша совесть чиста». И так они будут говорить самим себе и окружающим всю оставшуюся жизнь. Вот это и горько.

Молодое поколение, Аня, Петя, Варя, еще полны сил, они могли бы что-то предпринять, но они вовсе не задумываются о саде, не связывают с ним надежд на будущее. Варя мечтает о монастыре, паломничествах. Аня и Петя не знают, что их ждет. Петя говорит пафосные речи о светлом будущем, но трудно представить, как «облезлый барин» будет его строить.

Складывается впечатление, что судьба сада никого не беспокоит. Каждый занят своими мыслями и думает только о себе. Любовь Андреевна хоть и вернулась в Россию, но мысли ее во Франции. Там она оставила своего возлюбленного, который постоянно вымогает у нее деньги. В родных местах у нее есть только воспоминания, да и те больше печальные. Любовь Андреевна пытается отгородиться от них. Она с нежными словами обращается к шкафу, но никак не реагирует на известие о смерти няни.

Этот эффект отстраненности присутствует во всем. Все герои заняты только собой, своими мыслями и проблемами. Они очень много разговаривают, но не слышат друг друга. Отсюда часто происходят несовпадения в их речи, несуразные диалоги. Этот комический эффект, используемый Чеховым, отражает их привычное состояние. В качестве примера можно привести сцену отъезда. Петя говорит о том, что нужно садиться в экипажи. Варя отвечает ему, что калоши стоят возле чемодана, сетуя на то, какие они грязные. Гаев как всегда произносит бильярдные термины. И таких примеров в комедии много. Может быть, эта разрозненность и является причиной гибели сада.

О саде они тоже говорят только для вида, на самом деле он им не нужен, потому что вносит в их жизнь заботы и проблемы. Это становится особенно заметно, когда Лопахин купил сад. Все словно вздохнули с облегчением, засуетились, забегали, засобирались. Они словно выполнили какую-то печальную обязанность, простились с имением и уехали, забыв и о саде, и о старом больном слуге, оставшемся в брошенном доме.

Лопахин же восхищен, обрадован, потрясен тем, что стал владельцем имения, в котором его дед когда-то был крепостным крестьянином. Но так ли он рад? Спустя короткое время он уже жалеет Раневскую, а потом и вовсе восклицает: «…скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Этими словами он подводит своеобразный итог жизни всех героев. Погибает вишневый сад, но и жизнь героев можно назвать погибшей. Об этом говорят и слова Раневской в конце пьесы: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай. » эти слова говорят о том, что жизнь кончилась, впереди ничего нет.

В пьесе нет ни одного счастливого, довольного своей жизнью героя. Странно даже, что Чехов определил жанр произведения как комедию. Стук топора, раздавшийся в конце пьесы, многозначен. Он намекает на судьбу сада, которая его ждет. Также он говорит о том, что рушится старый мир, и наступает новая жизнь.

Подводя итог, можно сказать, что бездействие одних, беспечность других приводят вишневый сад к гибели. Нельзя кого-то одного винить в происшедшем. Гаев и Раневская – легкомысленные, растерянные люди, не способные к действиям. Они могут только рассуждать и сожалеть о прошлом. Они виновны, потому что ничего не смогли и не захотели предпринять. Для них все уже кончилось. Аня и Варя даже не задумываются о саде. Они еще молоды, им кажется, что жизнь еще впереди. Лопахин – делец, он должен быть лишен сантиментов. Правда, Чехов лишает его этой привилегии. Лопахин очень чувствителен, это проявляется в его отношении к Любови Андреевне.

Все вместе герои губят вишневый сад. Все вместе они забывают в заколоченном доме старого Фирса, еще один символ уходящей эпохи. Прошло время Раневской и Гаева, недолго остается и Лопахину. Символичными являются слова Ани, прощающейся со старой жизнью. Оптимизмом проникнуты сказанные вслед за этим слова Пети, приветствующие новую жизнь. Только вопрос, кто будет строить эту жизнь, сажать вишневый сад, создавать новую Россию, автор оставляет без ответа.

Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

«Вишневый сад» — последняя и одна из самых известных пьес Антона Павловича Чехова. Впервые она была показана зрителям в 1904 году и с тех пор не сходит с театральных подмостков всего мира.

В своей пьесе Чехов отобразил важный период в истории России. После отмены крепостного права русское дворянство постепенно стало вымирать, уходить в прошлое. Ему на смену пришло новое поколение людей с новыми принципами и взглядами на жизнь, ценностями, резко отличающимися от дворянских.

В центре внимания произведения находится образ вишневого сада, который олицетворяет собой дворянскую Россию. На протяжении всей пьесы решается вопрос: смогут ли Раневская и Гаев сохранить этот прекрасный сад, или же он будет вырублен по проекту Лопахина?

Помещица Раневская и ее брат Гаев очень любят свой дом, который выставлен на продажу за долги. Во время всего действия пьесы они только и говорили о том, что нужно спасти вишневый сад, на деле же — пальцем не пошевелили, чтобы этого добиться.
Раневская легкомысленна и беспомощна в житейских делах. Она все пускает на самотек либо полагается в решении бытовых вопросов на других. Героиня понимает, что поступает неправильно: грешит, сорит деньгами. Она привыкла жить роскошно, ни в чем себе не отказывая, и теперь не может и не хочет что-либо изменить. Вишневый сад дорог Раневской как воспоминание о детстве и молодости, как символ Родины, символ дворянства. Она не хочет понимать всей серьезности происходящих перемен. Раневская не верит, что может лишиться сада. Из сентиментальности она не слушает советов Лопахина сдать сад в аренду дачникам: «Дачи и дачники – это так пошло». Героине кажется, что все образуется само собой…

Брат Раневской, Гаев, считает себя либералом и говорит, что пострадал за свои убеждения. Этот герой очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, он «защищается» рассеянным поведением и словечками вроде «Кого?», «От шара направо в угол». Гаев – идеалист и романтик, совершенно неприспособленный к жизни, особенно в новых условиях. Он строит нереальные планы спасения вишневого сада: вдруг кто-нибудь оставит им наследство, вдруг Аня выйдет замуж за богача, вдруг тетушка из Ярославля даст денег? Но он ничего не сделал, чтобы действительно спасти свое имение. Мы понимаем, что Гаев на это не способен — у него нет ни силы воли, ни хватки, чтобы сохранить свою «родину».

Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин – богатый купец, многим обязанный Любови Андреевне. Он предлагает ей разбить сад на участки и сдавать в аренду под дачи. Но для этого нужно вырубить все деревья! Для Лопахина это — в порядке вещей, он не испытывает по поводу вишневого сада никаких ностальгических чувств, это не его прошлое. Ермолай Алексеевич лишь замечает, что сад «большой».

В конце концов, видя, что Раневская не хочет спасать свое имение, Лопахин покупает его. Наступает момент торжества героя: он, сын мужика, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами»! В этот момент Лопахин уже не задумывается о чувствах бывших хозяев вишневого сада, он счастлив, он смеется и радуется…

Таким образом, Чехов показывает, как постепенно хозяевами России становятся другие люди: малообразованные, но хваткие, трудолюбивые и целеустремленные. Им чужды дворянская культура и мировоззрение. Они насаждают свои порядки и ценности. Мне видится, что драматург с сожалением и тоской пишет об этом.

Спасти вишневый сад могли бы молодые люди, живущие в имении — дочь Раневской Аня, студент Петя Трофимов. Эти герои молоды, полны сил и энергии, но они увлечены совершенно другими идеями – преобразить целый мир, создать прекрасное будущее для всего человечества. Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких тёплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину. Именно этому Аня и хочет посвятить свою жизнь вместе с Петей Трофимовым.

Трофимов ругает все то, что тормозит развитие Росси, – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он — яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «высшей правды». Ему тоже нет дела до вишневого сада. Планы Трофимова гораздо масштабней — осчастливить все человечество.

Мы убедились, что в пьесе нет героя, способного спасти вишневый сад — символ уходящей России. Можно сказать, что в его гибели виновны все: и Раневская с Гаевым, и Аня с Петей Трофимовым, и Лопахин. Но, в то же время, — чья вина, что эпоха вишневых садов безвозвратно ушла? Раневская и Гаев, люди уходящей жизни, не виноваты в том, что жили беспечно и легкомысленно, ничего не решая. Аня и Петя не виноваты в том, что их увлекают другие идеи — веяния нового времени. Лопахин абсолютно прав с точки зрения своих ценностей и представлений о том, что хорошо и что плохо.

Я считаю, что Антон Павлович Чехов показал в своей пьесе неизбежный процесс: на смену одной эпохе приходит другая. Таков закон жизни. По большому счету, человек ничего не в силах изменить, ему остаются только воспоминания и ностальгия по ушедшему времени.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Смотрите также по произведению «Вишневый сад»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Сочинение: Кто виноват в гибели вишневого сада?

Литерагуру

Пьеса Чехова «Вишневый сад» — психологический взгляд автора на переломный момент в России XIX века. Тогда на смену изжившему себя дворянству приходят люди с другими приоритетами, с иным видением мира. Новые владельцы капиталов не находят пользы в том, что было дорого помещикам, и нещадно истребляют это. Главным символом страны становится вишневый сад, олицетворяющий Россию барскую, обломовскую, праздную. В таком виде она обречена на гибель. По ходу действия назревает вопрос: кто же виноват в падении дворянства?

Несомненно, Раневская и ее брат Гаев любят свой родной дом и считают необходимым чтить и хранить семейные традиции взрастившего их поколения. Тем не менее, по их же вине поместье уходит на погашение долгов. Но никаких действий по спасению родового гнезда герои не предпринимают. Любовь Андреевна по своему обыкновению пускает все по течению. Она не приспособлена к жизни, привыкла к ненужным финансовым тратам, поэтому не в силах что-либо изменить. Она не может выйти из своей зоны комфорта, даже во имя вишневого сада.

Гаев — мечтатель и идеалист, который поплатился за свои принципы. Он увлечен нереальными планами, которые якобы могут спасти вишневый сад, а на самом деле ничего эффективного не осуществил. Он, так же как и его сестра, не способен к самостоятельности, и у него недостаточно силы воли и ловкости, чтобы сберечь свой родной дом.

Молодые Аня и Петя Трофимов намного проще относятся к продаже вишневого сада, для них это не конец, а начало нового пути, они полны сил и восторженных планов. Аня весьма холодно относится к главной ценности матери, для нее она является олицетворением запылившегося и закостенелого мира. Кроме того, девушка уверена в том, что дворянство в долгу перед простыми людьми и ему необходимо искупить собственную вину. Трофимов открыто осуждает интеллигенцию, которая, по его мнению, ничем не занимается, не стремится совершенствоваться и трудиться. Судьба сада также не заботит Петю, его мысли заняты более широкими идеями, которые пойдут на благо человечества.

Лопахин — персонаж, олицетворяющий собой мещанство, пришедшее на замену дворянства. Он подсказывает Любови Андреевне самый рациональный способ спасения вишневого сада — сдавать его в аренду, но при этом необходимо было уничтожить все деревья. У купца этот сад не вызывает никаких сентиментальных эмоций, это не его память и традиции, он не считает, что за жизнь вишневых деревьев стоит бороться.

Таким образом, ни один из героев пьесы даже не попытался уберечь поместье от уничтожения. Поэтому можно сказать, что в какой-то степени каждый из персонажей виновен в гибели сада. Этим примером Антон Павлович показывает, что нельзя ничего изменить, не прилагая к этому усилий. Кроме того, с исторической точки зрения дворянская Россия была обречена, так что в ее гибели повинно время, разрушающее старое ради зарождения нового.

Кто виновен в гибели вишневого сада сочинение егэ

foto1

foto1

foto1

foto1

foto1

Сочинения

Меню сайта

  • Сочинение на тему
  • Сочинения на ОГЭ
  • Українська мова і література
  • ЕГЭ русский язык
  • Сочинения по картинам
  • Биографии
  • Русская литература
  • Характеристики героев (персонажей)
  • Краткое содержание
  • Сочинение по произведению
  • Примеры сочинений
  • Анализ произведения
  • Диктанты по русскому языку

Самые новые сочинения для школьников. Все темы 10-11 класс

Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)

1. Образ вишневого сада.

2. Как воспринимается гибель вишневого сада персонажами пьесы.

3. Кто же виноват в гибели сада?

Пьеса Чехова «Вишневый сад» – это свежий и глубокий взгляд на реалии жизни дворянства как класса и на взаимоотношения между представителями различных классов и сословий российского общества второй половины девятнадцатого века. Чехов как тонкий психолог смог глубоко проникнуть в сущность изображаемых им характеров и передать личность каждого персонажа образно, многогранно, ярко. Фоном для развития сюжетной линии персонажа на протяжении всей пьесы служит вишневый сад, образ которого настолько осязаем и важен, что порой воспринимается как еще одно действующее лицо. Трагическая судьба вишневого сада воспринимается главными героями пьесы совершенно по-разному. Этот уютный и тихий уголок каждый из центральных действующих лиц «Вишневого сада» воспринимает по-своему, и автор раскрывает характер каждого персонажа через отношение к саду.

Для Раневской и Гаева гибель вишневого сада становится настоящей трагедией – ведь они выросли здесь, любовались красотой сада с детства, с ним была связана вся их жизнь. Вишневый сад, как и все родовое имение, становится олицетворением не только детства и юности этих героев, но также и их мечтаний, надежд, переживаний. Он прочно вошел в их сознание как островок домашнего покоя и уюта, с ним они связывают все то самое родное и светлое, что греет душу человека. Гибель вишневого сада, соответственно, является для Раневской и Гаева практически равноценной гибели их прошлой, «той» жизни, которая прошла – и ее не вернуть, она прожита впустую, ей суждено кануть в Лету вместе с теплом родового гнезда и пышными деревьями в саду. Именно поэтому так трагично и надрывно эти герои воспринимают продажу и гибель вишневого сада. В то же время представители молодого поколения, изображенные в пьесе, – Аня и «вечный студент» Петя Трофимов – переживают прощание с вишневым садом куда как проще и легче: для них он не является настолько весомым символом, как для представителей старшего поколения. Они более энергичны, проще смотрят на жизнь, устремлены в будущее – поэтому расставание с прошлым для них не становится трагедией. Ермолай Лопахин рассматривает вишневый сад всего-навсего как торговый объект. Он создал себе образ человека, не склонного к сантиментам, и в его сознании вишневый сад не ассоциируется с чем-либо метафизическим.

Никто из персонажей пьесы так и не предпринимает того решительного шага, который смог бы изменить судьбу вишневого сада и спасти его от гибели. Может быть, в существующих условиях такой исход дела был бы просто невозможен? Автор считает иначе. И мы понимаем, что можно было спасти вишневый сад. Но никто из персонажей пьесы не смог этого сделать – по разным причинам. Раневская, Гаев – они больше всех переживают о судьбе сада, но неспособны заставить себя предпринять практические шаги для его спасения. Аня, Трофимов и Лопахин не считают, что за жизнь вишневого сада вообще следует бороться. Именно поэтому в гибели сада так или иначе виноваты все герои.

Похожие материалы:
  • В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») — —
  • На какие особенности поэзии А. А. Фета указывал Л. Н. Толстой, отмечавший «лирическую дерзость» поэта? — —
  • Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») — —
  • Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? (по роману И. А. Гончарова «Обломов») — —
  • Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») — —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *