Почему егэ по английскому такой сложный
Перейти к содержимому

Почему егэ по английскому такой сложный

  • автор:

Эксперты объяснили, откуда взялись «нули» на ЕГЭ по английскому

Насколько сложным оказался единый госэкзамен по английскому языку? Почему с эссе по этому предмету не справились почти 40% участников ЕГЭ? Действительно ли темы сочинения оказались неоправданно сложными?

Всего, по данным Рособрнадзора, ЕГЭ в основной период сдавали более 670 тысяч человек. Из них 83,5 тысяч выбрали английский язык. В экзамене две части: устная и письменная. Общее количество баллов, которое можно за них получить — 100. При этом за эссе (40-е по счету задание в письменной части) в лучшем случае присуждалось 14 баллов. Чтобы набрать максимум, школьник должен был показать не только знание языка, но и суметь раскрыть тему, аргументировать свою точку зрения. Итог? Набрать хотя бы один балл за свое сочинение удалось далеко не всем выпускникам.

Как рассказала «РГ» Ирина Громова — доцент БФУ им. Иммануила Канта и председатель комиссии ЕГЭ по английскому языку в Калининградской области, все дело в том, что тема оказалась гораздо сложнее, чем в предыдущие годы.

— 40-е задание письменной части относится даже не к повышенному, а к высокому уровню сложности. То есть фактически мы говорим об общеевропейской шкале, показывающей степень владения языком. Чтобы справиться с заданием, ребенку нужен уровень не ниже B2, а это уже достаточно серьезно, — рассказала она. — Поэтому те ребята, которые занялись подготовкой к экзамену только в 11-м классе и пытались нахвататься «по верхам», не справились. Но есть и другие факторы. Например, в Калининградской области в эссе учащимся предлагалось рассуждать на тему: «Цифровая грамотность — ключ к успеху в любой профессии (виде деятельности)». Почему некоторые дети получили ноль? Потому что они неправильно интерпретировали тему. Для многих она оказалась очень сложной, и по аргументации, и по общему пониманию. Однако большинство ребят с уровнем B2+ все-таки получили достаточно высокие баллы. Судите сами: в прошлом году средний балл по области был около 76, а в этом — из-за эссе — чуть ниже — 72,5. Но это все равно очень хороший результат. Эксперты, которые проверяют работы, у нас очень опытные. Они прекрасно знают все эти нюансы и оценивают максимально качественно.

Ранее в Министерстве просвещения «РГ» рассказали, что процедура ЕГЭ позволяет любому участнику проверить и при необходимости опротестовать свои результаты экзамена. Конфликтные комиссии в обязательном порядке должны рассмотреть обращения, поступившие от каждого участника. При этом в Рособрнадзоре, который отвечает за проведение ЕГЭ, подчеркнули: результаты ЕГЭ по английскому языку этого года практически идентичны прошлогодним. Не смогли сдать экзамен всего 1,3% участников, а более 30% участников получили баллы в диапазоне 81-100.

— Задания высокого уровня сложности предназначены для отбора абитуриентов на самые популярные специальности «топовых» вузов. Неудивительно, что эти задания выполняет только относительно небольшое число наиболее подготовленных участников ЕГЭ, — рассказали «РГ» в ведомстве. — Как показывают результаты экзамена по обществознанию и истории, выполнить подобные задания даже на русском языке способны не все ученики. В целом по стране более 60% участников ЕГЭ-2018 получили один или более баллов за выполнение задания 40. Некоторые из них даже не приступают к эссе, так как им достаточно того, что можно набрать на более простых заданиях. Поэтому ноль баллов в общей статистике не дает никакой реальной картины по региону или по стране.

Кроме того, в ведомстве подчеркнули, что в практике ЕГЭ по всем предметам не принято оценивать баллом выше ноля невыполненное или неверно выполненное задание. То есть, если школьник подменяет задание и пишет ответ на более упрощенную тему, ему также выставляется ноль.

— Оперативный анализ ответов участников ЕГЭ по английскому языку показал, что не все они понимают поставленные перед ними задачи. Так, рассуждения на тему «Ранний выбор профессии — ключ у успеху» заменялись топиком «Моя будущая профессия», — рассказали в Рособрнадзоре.

Что думают об этом учителя? Например, Ирина Некрасова, учитель английского языка из деревни Мокшино в Тверской области считает, что если бы ребятам дали тему дружбы, или любви, справиться им было бы намного проще.

— Обычно сам экзамен оказывается легче, чем тренировочные варианты ЕГЭ. Но в этом году случилось с точностью до наоборот, — рассказала она. — На некоторые темы ребята даже по-русски рассуждают с трудом, например, о цифровой экономике. А ведь свои мысли нужно было еще переложить на язык, с которым они сталкиваются только три раза в неделю на уроках по 40 минут. Готовы ли деревенские школы к тому, что экзамен по иностранному языку станет обязательным? Я считаю, что нет. По крайней мере, с технической точки зрения. У нас, например, нет компьютеров в каждом классе, не всегда доступен принтер, чтобы распечатать какой-то материал. Все это затрудняет обучение.

Татьяна Морозова, эксперт ЕГЭ по английскому языку, замдиректора Высшей школы иностранных языков и перевода КФУ, рассказывает и о других проблемах.

— В Татарстане тема эссе была вполне адекватной и понятной для детей: «Стоит ли заранее читать об исторических достопримечательностях, прежде чем их посетить?» Проблема была в другом: многие ребята не вполне умело излагали свои мысли. А это уже напрямую зависит от умения формулировать на русском языке. Кроме того, традиционно страдала грамматика.

Что нужно знать, чтобы хорошо сдать ЕГЭ по английскому

ЕГЭ по английскому – один из самых сложных экзаменов, потому что к нему невозможно подготовиться, только решая типовые задания. В него входит еще и устная часть, а в письменной недостаточно решить тест – есть задания по аудированию и написанию полноценного текста.

Как полноценно подготовиться ко всем этим этапам и ничего не упустить?

Какой должен быть уровень, чтобы сдать английский на высокий балл?

Минимум – B1 (Intermediate). Словарный запас – не меньше 1500 слов. На этом уровне вы должны уметь достаточно свободно говорить (а также писать и воспринимать на слух) и о простых бытовых, и об абстрактных темах.

Какую грамматику повторить перед экзаменами?

На всех этапах ЕГЭ вам необходима базовая английская грамматика:

  • времена;
  • порядок слов в разных типах предложений;
  • правила постановки артиклей;
  • условные предложения;
  • косвенная речь;
  • пассивный залог;
  • предлоги и фразовые глаголы.

Чередуйте изучение правил и выполнение упражнений с другими видами деятельности. Во время чтения книг, просмотра фильмов, прослушивания подкастов в оригинале, а также практики разговорной речи с преподавателем можно обратить внимание на отдельные темы в грамматике, которые «проседают» и уделить им больше времени.

Какая лексика может пригодиться?

Основные темы, которые встречаются в экзаменах, связаны с интересами подростков – хобби, путешествия, семья, дружба, выбор профессии, будущее, учеба в школе и университете, а также некоторые мировые вопросы – экология, развитие технологий, интернет и социальные сети.

Можно изучать новые слова, просто заучивая лексические группы, а можно подобрать тематические произведения – сериалы, фильмы и книги с адаптированным текстом (специальные издания для изучения языка).

Как хорошо написать текст на английском?

  • Выучите несколько вводных слов, которые помогут вам оформить структуру повествования, и просто красивых оборотов.
  • Потренируйтесь писать текст по тезисному плану, раскрывая каждый пункт отдельно.
  • Разберите несколько прошлогодних тем для эссе и проведите по ним брейншторм – придумайте, какие слова и идеи вы бы могли использовать, если бы писали такое сочинение.

Как преодолеть языковой барьер на устном этапе?

Бывает так, что ученик прекрасно разбирается в теме, хорошо знает грамматику и может легко подобрать слова для устного ответа, но теряется, когда нужно начать говорить. Языковой барьер – частая ситуация среди тех, кто учит английский в первую очередь по учебникам и грамматическим практикумам.

На школьных уроках действительно не всегда есть время на то, чтобы обсудить с учениками какие-то темы вживую. Поэтому многие берут репетиторов и идут на курсы подготовки к ЕГЭ по английскому языку. На занятиях в группах, где не 30 человек, как в школьном классе, а 5-10 построить разговор гораздо проще.

На самом деле, основной способ преодолеть страх и начать говорить по-английски – это практика и дружелюбная обстановка. Если и группа может вас выслушать, и преподаватель будет мягко и спокойно указывать на ошибки, а не перебивать на полуслове, вы привыкнете выражать свои мысли вслух и начнете формулировать их быстрее.

Неважно, как вы готовитесь к ЕГЭ – самостоятельно, с репетитором, на уроках в школе или на курсах. Самое главное – это системный подход и равномерное развитие всех навыков – чтения, письма, разговорной речи и восприятия на слух. Лучше всего, если удастся подобрать хотя бы некоторые материалы с учетом ваших интересов.

Ловушки в ЕГЭ по английскому языку 2024

Чтобы сдать ЕГЭ по английскому на 85+ баллов, многие школьники уже в десятом классе начинают подготовку. Хотя дети могут заниматься усиленно и регулярно, иногда они не набирают нужные баллы для поступления. Одна из проблем — это не нехватка знаний, а «ловушки» в заданиях, которые путают ребёнка. В статье рассказали, где они встречаются в ЕГЭ по английскому 2024 и как с ними справляться.

Почему сдавать ЕГЭ по английскому языку так сложно?

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку 2024 ещё на начальных этапах вызывает очень много трудностей. Виной тому сразу несколько причин, и мы обозначим основные:

  1. Большое количество заданий. ЕГЭ по английскому языку занимает 2 дня, отведённых отдельно на сдачу письменной и устной частей. Помимо этого, проверяются все разделы школьной программы иностранного языка: аудирование, чтение, владение письменной и устной речью. Из-за такого количества разделов одна только письменная часть экзамена включает в себя 38 заданий.
  2. Широкий охват тем. Для того чтобы сдать ЕГЭ по английскому языку, необходимо владеть обширным запасом лексики на самые разные темы: от путешествий и шоппинга – до информационных технологий и проблем экологии. Конечно, при подготовке недостаточно только читать так называемые «топики»: необходимо погружаться в темы, слушая аудиозаписи, просматривая видео и тренируясь отвечать на вопросы и разговаривать на ту или иную тему исключительно на английском языке.
  3. Обширная лексика. Конечно же, знание любого иностранного языка определяется, в первую очередь, широтой словарного запаса. Чем он выше у экзаменуемого — тем лучше результат ЕГЭ. Но для этого нужно знать ещё и лексические сочетания. И даже идиомы.
  4. Необходимо уметь выражать своё мнение правильно. ЕГЭ по английскому языку, несмотря на все трудности, всё же можно назвать по-настоящему творческим экзаменом: в заданиях с развёрнутым ответом почти всегда нужно выразить своё отношение к теме, аргументируя позицию. Нужно уметь даже оформлять голосовое сообщение! Но для развития таких навыков необходимо очень много тренироваться.
  5. ЕГЭ по английскому языку — «хитрый» экзамен. Иногда задания экзамена выстроены таким образом, чтобы сильнее запутать выпускника. Только знание таких «хитростей» поможет сосредоточиться на особенно трудных моментах и преодолеть их.

Последнему пункту и посвящена эта статья. Мы расскажем о тех ловушках, которые расставлены на протяжении всего ЕГЭ по английскому языку, и подскажем, как в них не попасть.

Письменная часть ЕГЭ по английскому 2024

Аудирование

Задания этого раздела — первые в ЕГЭ, и это уже влечёт за собой трудности: на момент начала экзамена психологическое напряжение обычно выше, отчего становится труднее сосредоточиться. Задача экзаменуемого — максимально сконцентрировать своё внимание на прослушивании. Каждая дорожка будет звучать по два раза, поэтому при первом восприятии нужно вслушаться в суть текста, понять основные его части и отметить то, что было непонятно. Уже при втором прослушивании можно углубляться в детали заданий, завершая выполнение задания.

Какие же ловушки прячет аудирование?

Начнём с той, о которой уже наверняка подумали многие одиннадцатиклассники. Задание, в котором нужно прослушать диалог и отменить верные, ложные или необозначенные утверждения, подставляет нам первую «подножку». Связана она именно с формулировкой Not Stated, которая подразумевает, что, ссылаясь на прослушанный текст, нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа. Случается и так, что утверждение, данное в задании, вообще никак не упоминается в диалоге, и это можно считать счастливым случаем. Но есть и такая ситуация, которую мы сейчас рассмотрим:

Согласно условию, Сэм учил английский при помощи его мамы. Это и логично: ведь его мама владеет небольшим бизнесом в Лондоне! Очевидно, что она поможет сыну изучить язык, чтобы затем передать владение бизнесом ему. Вот только именно этого Сэм не говорил… Утверждение F, обозначенное в таблице мы пометим как «Not Stated». Именно это и подразумевается в формулировке задания («…на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа»).

Кроме того, иногда в третьем задании — интервью — приходится тоже улавливать тончайшую разницу между тем, что написано в условии задания, и тем, что звучит в аудиодорожке. Приведём пример.

Верный вариант ответа — 2. Но при этом мы чётко видим (слышим) в тексте все слова из других вариантов: не нужно испытывать стресс (но это не основное в изучении языка, а помешает только тем, что теряется время). Главное же — найти учителя: это подчеркивается словами «Firstly» и подтверждением «It is hard». Про слух тоже говорится — но только по отношению к тому, что нужно будет много слушать учителя.
Таким образом, мы понимаем, что все варианты могут как-либо озвучиваться в тексте, но только один из них будет отражён в точности так, как это описано в ответе.

Задания с развёрнутым ответом. Анализ данных для проекта

Задание с анализом данных для проекта — относительно новое для ЕГЭ по английскому языку. Если раньше это было просто эссе на заданную тему с необходимыми требованиями, то теперь перед нами — полноценное объёмное исследование по результатам опроса: результаты приведены в таблице или диаграмме. Нас отдельно интересует один запутанный пункт из требований к заданию, но для общего понимания мы приведём пример задания полностью:

Imagine that you are doing a project on what motivates different people to do volunteering. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the table below).
Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.

Write 200−250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that can arise with volunteer work and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the importance of volunteering for our modern society.

«Make 1−2 comparisons where relevant and give your comments»

Этот пункт и является ловушкой для 38-го задания в ЕГЭ. По ошибке можно просто сравнить два любых пункта в таблице и привести их вместе с процентами, однако эти действия требуются от экзаменуемого в пункте 2 (select and report 2-3 facts), где мы просто отражаем факты статистики. Наша задача в пункте с ловушкой — образовать какое-то новое число или новый факт, который выводится из сравнения. Приведём пример ответа:

It is not surprising that helping others is the most popular aim among different people because according to official statistics it is the most popular motive for volunteers. The number for it is 24% higher than that for developing new skills and it is almost 2 times higher than getting a new experience. Of course, The desire to help another is selfless, and the development of social skills and the new experience come only as a result.

Числа 24 в таблице не было: мы сравнили, на сколько процентов людей, желающих помочь другим, больше, чем тех, кто желает развить свои социальные навыки. Разумеется, не стоит забывать про комментарий: почему именно так сложилось? Очевидно, что люди, ставшие волонтерами, больше всего хотели помогать другим, а новый опыт и социальные навыки всё равно приходят в результате.

Важно, что в ЕГЭ по английскому 2024 была уточнена формулировка задания № 38. Теперь указано, что числительные в ответе на это задание следует прописывать цифрами. Кроме того, таблица-опросник и диаграмма в заданиях теперь имеют собственные названия, что важно учитывать в работе.

Устная часть ЕГЭ по английскому 2024

Описание изображений для проекта

Задание № 4 в устной части содержит в себе сразу несколько ловушек. Для того чтобы их раскрыть, приведём в пример две картинки — аналогичных тем, которые могут попасться в реальном ЕГЭ:

Здесь нам будет проще привести все ловушки списком. Для примера мы будем опираться на эти фотографии. Будьте внимательны — попавшись на хитростях этого задания, можно потерять заветные баллы:

  1. Экзаменуемый забывает о введении и заключении. Без этого структура ответа учтена не будет. Помним: наша задача — записать голосовое сообщение! Поэтому мы обращаемся к другу, например, в начале: Hi! How’re you doing? I’ve found some photos for our project «Types of shopping», let me describe them for you. А в конце: Please, get intouch with me and tell me what you think about these photos.
  2. В проекте отсутствует название. Необходимо назвать тему проекта. В нашем случае это — types of shopping.
  3. Неверно используется время для описания изображений. Используйте Present Continuous. При кратком описании фото мы описываем то, что происходит именно на нём. Так, для девушек справа: «These girls are placing the order in the online store. One of these girls is holding a credit card because she wants to pay».
  4. При поиске отличий мы не можем называть количество человек. One girl и two girls в поисках отличий по нашим фото считаться не будут.

Выполнить это задание на высший балл не так сложно, как кажется. Главное — составить чёткий план ответа и отработать его. Проблема лишь в том, что выполнение заданий устной части трудно проверить самостоятельно. Конечно, лучше всего проработать их с репетитором. Наши специалисты Тетрики помогут разобраться в сложных заданиях и темах и объяснят, как не попадаться на подобные «ловушки». Запишитесь на первое бесплатное занятие и получите индивидуальный план подготовки к ЕГЭ.

Специфика и сложности ЕГЭ по английскому языку

Осталось совсем немного времени до того времени, когда английский язык станет обязательным предметом на ЕГЭ. Сегодня мы поговорим о том, как будет проходить экзамен в 2018 году и какие задания вам предстоит выполнить.

Английский язык считается сложным испытанием, поскольку он по структуре и содержанию на 90% совпадает с экзаменом FCE. Больше всего шансов получить пятерку у тех школьников, чей уровень владения языка выше среднего (Upper-Intermediate) – им достаточно года для подготовки. Но если ваш уровень ниже, то начинать занятия нужно уже в 10 классе.

Что вас ждет на экзамене в 2018 году?

Испытание представлено письменной частью (она обязательна для всех) и устной (ее сдают по желанию). В первый день можно заработать максимум 80 баллов. Во второй день – еще 20 баллов. Преподаватели центра «Мерлин» советуют сдавать обе части, ведь лишние баллы никогда не помешают.

Минимальный балл, соответствующий тройке, – 22. Четверка начинается с 59 баллов, а пятерка – с 84. За каждый верный ответ вы получаете по одному баллу.

Письменная часть

Первая часть состоит из четырех больших разделов, всего в них содержится 40 заданий, и на их выполнение отводится 180 минут. Давайте разберемся, что это задания и как к ним готовиться.

1. Аудирование (30 минут)

Вам нужно будет прослушать три небольших аудиофрагмента, объединенных в одну запись. Ее включают и дают прослушать до конца, но между фрагментами есть паузы, во время которых вы будете выполнять задания. Их суть заключается в следующем: вам предстоит найти среди предложенных утверждений лишние или ложные. За каждое из трех задание вам будет зачислено определенное количество баллов.

Старайтесь делать как можно больше подобных упражнений именно в формате экзамена, чтобы привыкнуть за пару секунд просматривать задания и сразу настраиваться на поиск конкретных слов. Кстати, при выборе вариантов, следует делать упор не на сами слова, которые произносит диктор, а на их смысл. Это поможет вам быстро найти правильный ответ, ведь в аудиофрагменте могут встретиться все слова.

2. Чтение (30 минут)

Данный раздел состоит из трех частей (по три задания).

  • В первой части вам нужно будет правильно подобрать заголовки к семи коротким текстам (буквально по несколько предложений). Готовые заголовки предложены в задании, один лишний.
  • Во второй части вам нужно заполнить пропуски в тексте подходящими отрывками. Один из отрывков окажется ложным.
  • В третьей части нужно ответить на семь вопросов к тексту. К каждому дается по четыре варианта ответа, вам следует выбрать один правильный.

В первой части сначала найдите опорные слова, которые раскроют смысл текста и помогут верно подобрать заголовок. Обратите внимание на первый абзац. Обычно там дается главный тезис текста, а в остальных описываются второстепенные детали и делается вывод.

Для того чтобы справиться со второй частью, необходимо хорошо понимать особенности строения сложного предложения в английском языке. Если вы знаете, какие слова используются для обозначения предметов, людей, животных и места, цели (это слова which, who, where, инфинитив), то сможете правильно заполнить основные пропуски.

Третья часть является сравнительно простой. Даем подсказку: ответы располагаются в тексте в той же последовательности, что и вопросы. Таким образом, ответ на первый вопрос нужно искать в начале, и т. д.

3. Грамматика и лексика (40 минут)

Вcе задания раздела выполняются по одному и тому же принципу: необходимо вставить в тексты с пропусками слова из списка. В первом задании нужно образовать правильную словоформу. Во втором – подобрать родственное слово к наиболее подходящему варианту. В третьем – выбрать верный ответ из четырех предложенных.

В первом задании вам нужно проявить знание времен и залогов глаголов, сравнительные формы прилагательных, причастия. Во втором задании необходимо хорошо знать суффиксы, приставки, их значение, уметь образовывать однокоренные слова. Для успешного выполнения третьего задания следует хорошо ориентироваться в сочетаемости слова.

4. Письмо (80 минут)

Последний раздел состоит из двух заданий. В первом вам нужно прочесть письмо друга и написать «ответ». Во втором необходимо написать эссе на предложенную тему.

На первый взгляд, ничего сверхъественного, такие работы вы регулярно выполняете в школе, но в экзаменационных работах есть ряд хитростей.

  • При написании письма нужно правильно оформить шапку: сверху пишем город, на следующей строке страну, указывать улицу и дом не нужно. Затем, пропустив строку, ставим текущую дату. Далее пишем неформальное обращение («Dear…») без всяких «хэллоу». Сначала вы должны выразить благодарность за письмо и извиниться, что долго не отвечали. Во второй части надо ответить на вопросы «друга», а в третьей – задать свои собственные. В четвертой сообщите, что пора заканчивать письмо по какой-то причине, и предложите переписываться. В заключение письма употребите вежливую фразу-клише и строкой ниже укажите свое имя.
  • Эссе мы рекомендуем писать по следующему плану: сначала нужно сформулировать проблему и указать, что существует две точки зрения. Затем выразите свое мнение по данному вопросу и приведите 2-3 аргумента в качестве доказательства. Далее необходимо раскрыть противоположные точки зрения (1-2 хватит), а подкрепив парой примеров-доказательств. В следующей части напишите, что не согласны с ними, обязательно нужно привести аргументы (повторяться нельзя). В выводе укажите, что есть различные мнения, и подтвердите свое в последний раз.

Устная часть

Вторая часть состоит всего из четырех заданий. На их выполнение отводится всего 15 минут. Ваши ответы будут записываться через микрофон на жесткий диск компьютера.

  • Первое задание. Выразительное чтение короткого научно-популярного текста/
  • Второе задание. Составление прямых вопросов к рекламному тексту с использованием ключевых слов.
  • Третье задание. Описание фотографии (одной по выбору из трех предложенных) по определенному плану.
  • Четвертое задание. Нужно сравнить два рисунка: найти сходства и различия, а потом объяснить, почему вам эта тема близка.

Мы советуем выполнять подобные упражнения как можно чаще, чтобы выработать автоматизм и научиться распределять время. Тогда на экзамене вы не растеряетесь и сможете быстро и правильно выполнить все задания устной части.

Можно ли сдать ЕГЭ по английскому на 100 баллов?

Конечно, можно, главное, не теряйте времени даром и начните подготовку прямо сейчас. Наши «англичане» подскажут вам лучшие материалы для подготовки, научат быстро и грамотно выполнять задания письменной и устной части, поделятся личными ноу-хау и дадут ценные советы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *