Сколько экзаменов егэ нужно сдавать для поступления
Перейти к содержимому

Сколько экзаменов егэ нужно сдавать для поступления

  • автор:

Вступительные экзамены в вузы в 2024 году

Помимо ЕГЭ, многие вузы вводят свои внутренние вступительные экзамены в 2024 году. Одни нацелены на определение уровня знаний, другие проверяют творческие навыки или пригодность к профессии будущего студента

По Приказу Министерства науки и высшего образования №1076 от 21 августа 2020 года «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования» изменились внутренние правила организации вступительных испытаний в вузы. Так, с 2023 года каждый университет должен публиковать списки направлений и специальностей до 20 января, а расписание вступительных испытаний не позднее 1 июня.

Какие вступительные экзамены есть

Вступительные экзамены в 2024 году проходят в различных форматах. Чаще всего это письменная работа по одному из школьных предметов. Например, МГУ проводит дополнительные внутренние испытания (ДВИ) по профильным предметам: история, иностранный язык, математика и другие.

Иначе устроены экзамены на творческие направления подготовки. При поступлении на художественную специальность предстоит сдать портфолио из рисунков, а тем, кто хочет заниматься вокалом, нужно продемонстрировать навыки пения.

Иногда внутреннее испытание проходит в форме собеседования или даже физических упражнений. Помните, что форму проведения экзамена устанавливает университет. Поэтому точную информацию о порядке проведения вступительных экзаменов нужно искать на сайте учебного заведения.

Медицинские вузы

Чтобы поступить в медицинский вуз, предстоит сдать химию, биологию, русский язык. На некоторых направлениях подготовки, например на психологии, требуется математика или обществознание. Экзамены проходят в письменной форме. Многие вузы предлагают абитуриентам ознакомиться с вариантами заданий заранее, публикуя список тем и примеры экзаменационных вопросов на своих сайтах.

Театральные вузы

Театральные вузы зачисляют абитуриентов по результатам творческого испытания. Помимо основных экзаменов, среди которых чаще всего русский язык и литература, предстоит показать свои навыки в исполнении чтецкой программы, в вокале, режиссуре или другой творческой дисциплине. Нередко театральный вуз предлагает также в качестве экзамена пройти собеседование. Его результат также будет учитываться при начислении баллов.

Военные вузы

В военные вузы абитуриенты поступают с результатами ЕГЭ по стандартному набору предметов. В зависимости от специальности это может быть русский язык, история, обществознание, физика, биология. При этом каждый вуз устанавливает внутренние вступительные экзамены. Как правило, это физическое испытание на сдачу нормативов.

Также при поступлении в военный вуз предстоит пройти психофизиологическое собеседование. На нем выявляют, пригоден ли абитуриент к военной службе.

В военных вузах есть направления подготовки для дирижеров военного оркестра. Для этой специальности предстоит пройти творческое испытание.

это интересно
Новые правила поступления в вузы России

Рассказываем, как изменился порядок приема в университеты и на что нужно обратить внимание абитуриентам

Как проходят вступительные экзамены в вузы

Университеты проводят экзамены по каждой дисциплине централизованно. Назначается день, когда абитуриенты всех факультетов, где требуется данный предмет, сдают экзамен. Результаты засчитываются на всех направлениях, куда абитуриент подавал заявления.

Экзамены на творческие направления проводятся поэтапно. Например, в Российской академии музыки имени Гнесиных необходимо пройти три этапа: творческое испытание (вокал, режиссура), профессиональное испытание (анализ портфолио абитуриента) и собеседование. За каждое успешно пройденное вступительное испытание абитуриент может получить до 100 баллов. Этот результат суммируется с результатом ЕГЭ и учитывается при поступлении.

Чтобы попасть на экзамен, нужно подать документы в вуз. Форму экзамена определяет университет.

— В целях информирования абитуриентов вузы публикуют расписание вступительных испытаний на официальных сайтах, — говорит Евгений Татаринцев, начальник управления организации приема абитуриентов Московского городского педагогического университета. — Поступающий или сам приходит в указанные даты, или приемная комиссия распределяет его в группу. Приемные комиссии могут дополнительно оповещать поступающих. Но главное, помнить, что именно на поступающего возлагается ответственность за явку на экзамен.

Вступительные экзамены после колледжа

В 2024 году выпускники колледжей могут не сдавать ЕГЭ для поступления в высшее учебное заведение, а сразу приходить на внутренние вступительные экзамены. Университеты и в этом случае сами выбирают, какие дисциплины и в какой форме нужно сдать. Обычно это те же предметы, которые школьники сдают на ЕГЭ. Плюс внутренние испытания, обязательные для всех поступающих.

Даты вступительных экзаменов для выпускников средних специальных учебных заведений объявляют к началу лета. Как правило, экзамены для вступительные экзамены в вузы для выпускников колледжей проходят в то же время, что и ЕГЭ у школьников.

Дистанционные вступительные экзамены

Некоторые университеты ввели дистанционные вступительные экзамены. Например, возможность пройти испытания онлайн есть в МГУ и ВШЭ для всех абитуриентов, а в медицинском университете имени Н. И. Пирогова дистанционные экзамены доступны для иностранных студентов.

Дистанционные вступительные экзамены проводятся на специальных защищенных платформах. Например, ВШЭ и РНИМУ имени Н. И. Пирогова используют систему прокторинга «Экзамус». Абитуриент заранее получает логин и пароль от личного кабинета. Перед экзаменом нужно проверить, как работает оборудование. Для этого платформа предлагает запуск тестирования. На самом экзамене присутствовать прокторы — администраторы, которые контролируют ход экзамена через камеру.

это интересно
Документы для поступления в вуз
Смотрите наш список, чтобы ничего не упустить

Когда проходят вступительные экзамены в вузы

Вступительные экзамены начинаются в тот же период, что и ЕГЭ. Вначале их сдают те, кто будет поступать без результатов госэкзамена, например выпускники колледжей. Завершаются вступительные экзамены, согласно Порядку приема на обучение по образовательным программам высшего образования, до 25 июля.

— Даты вступительных испытаний устанавливаются к 1 июня каждым вузом самостоятельно, — отмечает Евгений Алексеевич. — Может быть несколько потоков для поступающих на разные формы обучения. Нормативно регламентируется только срок завершения вступительных испытаний для поступающих на очную форму на бюджет — 25 июля.

В какие вузы не надо сдавать вступительные экзамены

Вступительные экзамены есть во многих вузах. Чаще других обязательные дополнительные испытания проводятся по творческим направлениям: рисунок, актерское мастерство, пение. Есть даже университеты, где внутренние экзамены обязательны только на творческие направления подготовки. Среди них Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХИГС), Московский авиационный институт (МАИ). При этом есть направления, на которые обычно можно поступить без вступительных испытаний: «Прикладная математика и информатика», «Психология», «Экономика», «Международные отношения», «История», «Археология», «Информационная безопасность», «Радиотехника» и другие. Зачисляют на них по результатам ЕГЭ, но, конечно, проходной балл по профильным предметам гораздо выше установленного минимального порога. Кроме того, нужно помнить, что каждый вуз сам вправе вводить вступительные экзамены по любым направлениям и дисциплинам, в любой форме. Поэтому актуальную информацию о дополнительных испытаниях нужно уточнять на сайте конкретного вуза до старта приемной кампании.

Мнение эксперта

Евгений Татаринцев, начальник управления организации приема абитуриентов Московского городского педагогического университета:

— Организация вступительных испытаний — дело каждого конкретного вуза. В соответствии с действующим законодательством форма и условия проведения вступительного испытания определяются организацией и устанавливаются правилами приема.

Стоит оговориться, что чаще всего вступительные испытания условно можно разделить на два типа: вступительные испытания по общеобразовательным предметам или по замещающим их предметам (если вуз такие устанавливает) и вступительные испытания творческой и профессиональной направленности. Последнее относится, прежде всего, к направлениям физической культуры, творческим специальностям — там, где важно оценить профессиональные качества, выходящие за рамки общеобразовательных предметов. Этот тип вступительных испытаний обычно проводится в очной форме (если, конечно, позволяет эпидемиологическая обстановка).

Вступительные испытания по общеобразовательным предметам составляются на основе программы среднего общего образования и по уровню сложности должны соответствовать заданиям ЕГЭ. Форма проведения устанавливается вузом самостоятельно, чаще всего это письменный экзамен.

Для проведения вступительных испытаний вузы формируют экзаменационные комиссии, которые разрабатывают материалы, проводят экзамен и выставляют оценки. Также предусмотрена процедура подачи заявления об апелляции в случае несогласия с оценкой.

Вступительное испытание — это серьезное мероприятие, на котором нужно показать, что вы достойны стать студентом. По этой причине к нему необходимо готовиться. Естественно, если абитуриент рассчитывает на то, что можно без подготовки сдать экзамен, то часто его ждет разочарование вплоть до неудовлетворительной оценки. Во многих университетах, в том числе в МГПУ, есть подготовительные курсы.

В целом можно говорить о том, что абитуриенты готовятся к вступительным испытаниям. Процент отсева (получивших «неудовлетворительно») сильно зависит от специфики самого испытания. По общеобразовательным предметам таких не очень много — не более 10%. На вступительном испытании на актерское направление, где требуется раскрытие творческого потенциала, процент отсева значительно выше — около 75%.

Вообще главный залог успеха — подготовка к экзамену. Вузы публикуют программы вступительных испытаний, с которыми имеет смысл ознакомиться. Конечно, точных вопросов там не будет, но темы, рамки, литература и примерные вопросы представлены.

Какие экзамены сдавать на психолога

Психологическое образование последние десятилетия достаточно популярно среди абитуриентов, так как наука психология активно развивается и внедряется в различные сферы жизни. Возрастает интерес к внутриличностным психическим процессам.

Образование психолога позволяет работать с людьми в любой сфере: риелтор, менеджер по продажам, конфликтолог, ментор, коуч, консультант по кадрам, ведущий семинаров и тренингов и т. д.

В последнее время крупные организации создают отдельные психологические службы и имеют целый штат психологов, позволяющий адаптироваться сотрудникам с различными душевными травмами и переживаниями в здоровой и продуктивную рабочую среду. Необходимость таких служб возросла в периоды экономических и финансовых кризисов в стране.

Выпускники психологических факультетов успешно трудоустраиваются в коммерческих и государственных структурах, пишут книги, занимаются научной деятельностью, проводят тренинги, открывают индивидуальные консультации и т. д.

Поэтому на сегодняшний день профессия психолога востребована, популярна и престижна.

Для того что бы стать профессионалом, нужно много учиться и совершенствоваться.

Обучение на психолога

Какие вступительные испытания предстоит пройти абитуриентам.

По направлению психология необходимо сдать три вступительных испытания — биология, математика, русский язык.

Напомним, что испытания по русскому языку и математике являются обязательными для всех выпускников школы, по окончании 11 класса в рамках государственного экзамена ЕГЭ.

Биология же является дополнительным предметом, который предстоит сдавать на добровольной основе по своему выбору для поступления в образовательные организации высшего образования.

В некоторых случаях ВУЗы дополнительно назначают внутренний экзамен по одному из этих предметов, собеседование или компьютерное тестирование с использованием дистанционных технологий. Для успешного поступления по направление подготовки Психология необходимо иметь подтверждение знаний в виде сертификата по прохождении ЕГЭ.

Для каждого вступительного испытания устанавливается шкала оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания (минимальное количество баллов): по биологии — 36 баллов; по русскому языку — 36 баллов; по математике — 27 баллов.

Как поступить на психолога

1. Подайте заявку на поступление.

Узнайте, по каким предметам вам нужно предоставить свидетельства о сдаче ЕГЭ либо сдать внутренние вступительные испытания, оставив заявку на сайте или позвонив по телефону +7 (495) 120-14-23

1. Подайте заявку на поступление.

2. Документы об образовании

Предоставьте в приемную комиссию оригиналы документов о текущем уровне образования или предоставьте свидетельства о сдаче ЕГЭ

3. Оплата обучения

Оплатите обучение, получите документы о зачислении и студенческий билет

3. Оплата обучения

Проходные баллы на психолога

Проходной балл не устанавливает академия или Министерство образования и науки РФ – он формируется по итогам общего конкурса, который проводится при зачислении. Необходимо заранее понимать, насколько вы «конкурентоспособны» в роли будущего студента психологического факультета. Конечно, это достаточно трудно, если по ЕГЭ вы получили среднестатистический балл. Попробуйте оценить шансы на поступление, изучив проходные баллы по конкретному направлению подготовки, за предыдущие учебные годы. Если же поступаете по направлению подготовки психология в этом году, то узнать проходной балл сможете только в процессе поступления. Необходимо помнить, если балл ниже полученного вами результата на государственном экзамене, то это уменьшает ваши шансы на зачисление, а тем более на очную форму обучения на бюджетной основе. Однако вы в праве претендовать на заочную форму обучение, в этом случаи конкурс будет выдержать значительно проще – обычно достаточно минимума по профильным предметам. Но это не значит, что стоит расслабиться и не готовиться к экзаменам совершенно.

Если у вас остались вопросы по поводу возможности поступления на выбранное направление подготовки, обратиться за консультацией в приемную комиссию.

Под ЕГЭ заложили мину замедленного действия

Под ЕГЭ заложили мину замедленного действия

В апреле вступил в силу федеральный закон, регламентирующий порядок итоговой аттестации и поступления в вузы для выпускников школ, до 2022 года обучавшихся по украинским программам. Речь идёт о жителях присоединённых регионов и беженцах, проживающих в остальных субъектах РФ. На протяжении четырёхлетнего переходного периода такие выпускники получат возможность не сдавать ОГЭ и ЕГЭ и поступать в вузы по внутренним экзаменам, установленным учебными заведениями. В этом году такой же порядок распространится на выпускников школ из приграничных регионов – изменения коснутся ребят из 413 учебных заведений Белгородской, Брянской и Курской областей.

Федеральный закон предусматривает, что все школьники, обучавшиеся в 2021/22 учебном году по украинским программам, смогут получить аттестат о среднем образовании без сдачи ЕГЭ. В этом году документ будет выдаваться по итоговым оценкам, а в 2024–2026 годах – по результатам сдачи государственных выпускных экзаменов упрощённого вида. Их сдают в школах без металлоискателей и проверяющих.

Для поступления в вузы абитуриенты смогут по своему выбору либо пройти через внутренние экзамены в высших учебных заведениях, либо представить результаты ЕГЭ. Допустимо использовать сразу оба варианта – сначала сдать единые экзамены, а если баллы окажутся недостаточными для поступления в желаемый вуз, попробовать свои силы на внутривузовских испытаниях. В законе прописано, что экзамен по русскому языку высшие учебные заведения должны проводить в формате устного собеседования; выбор формы проведения испытаний по другим предметам остаётся за вузом. Знания абитуриентов будут оцениваться по 100-балльной шкале, а результаты экзаменов приравниваться к баллам, полученным другими поступающими на ЕГЭ.

Как считают эксперты, утверждённый для особых категорий выпускников переходный период может резко усилить неприятие обществом системы ОГЭ и ЕГЭ. Подобный порядок уже действовал на территории Крыма после его присоединения к России, но тогда все дети учились в рамках одного субъекта. В этот раз новые правила затронут десятки тысяч детей из семей беженцев, которые обучаются в школах разных регионов страны.

Ученики, перешедшие с украинской программы обучения на российскую, смогут получить аттестат о среднем образовании без сдачи ЕГЭ.

Ученики, перешедшие с украинской программы обучения на российскую, смогут получить аттестат о среднем образовании без сдачи ЕГЭ. Фото: Александр Алпаткин/ТАСС

Председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование» Виктор Панин поясняет «Октагону», что ситуация с возможностью поступления в вузы без единого госэкзамена для детей, приехавших с Украины, может ускорить процесс отказа от ЕГЭ.

– Есть чёткое понимание, что ЕГЭ необъективны, процесс их сдачи напоминает лотерею. К тому же развал школьного образования во многом обусловлен именно тем, что обучение всё чаще сводится к натаскиванию на эти экзамены уже с 5–6-го класса, – говорит эксперт.

Виктор Панин | председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование»

«После начала СВО критика ОГЭ и ЕГЭ всё чаще стала звучать и со стороны чиновников. Однако пока все попытки найти альтернативу действующей аттестации не заканчиваются ничем. Действия ответственных чиновников напоминают броуновское движение: то хватаются за идею портфолио, то придумывают что-то ещё, но дальше слов дело не движется».

Виктор Панин
председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование»

Собеседник полагает, что переходный период, во время которого часть выпускников смогут поступать в вузы без ЕГЭ, продемонстрирует преимущества традиционных экзаменов.

– Ежегодный рост числа детей, поступающих в колледжи, отчасти обусловлен именно желанием обойти ЕГЭ. По профилю среднего специального образования в вузы поступают тоже по внутривузовским экзаменам, – объясняет Панин. – На самом деле поступление по ЕГЭ – достаточно рискованная вещь. Много примеров, когда способные дети-отличники не могут сдать экзамены на нужный балл и всё равно вынуждены идти в колледжи после 11-го класса, но уже с потерей одного-двух лет по сравнению с девятиклассниками. При этом в 10–11-м классе в большинстве школ уже всё равно не учат, а бесконечно натаскивают на единые экзамены. Реальной пользы от этого нет никакой. С каждым годом всё больше семей осознают эти риски. Да и с материальной точки зрения путь в вуз в обход ЕГЭ обходится родителям значительно дешевле.

Вузовские экзамены пугают выпускников неизвестностью

По данным родителей учеников, которые подпадают под действие нового закона, большинство ребят всё-таки планируют сдать ЕГЭ и в зависимости от количества полученных баллов принимать решение о дальнейшей траектории поступления.

– Мы приехали в Москву из Мариуполя. Дочь с конца прошлого года учится в местной школе, сейчас заканчивает 11-й класс, – рассказывает Наталья. – Программы, конечно, сильно отличаются – в выпускных классах здесь практически вся учёба сводится к подготовке к ЕГЭ. Безусловный плюс единых экзаменов, конечно, в том, что они дают возможность выбрать сразу по пять направлений в пяти учебных заведениях, а потом уже принимать решение исходя из позиции в конкурсных списках.

Наталья | жительница Москвы

«Сдать столько внутренних экзаменов в разных вузах просто невозможно. Однако, если баллы за ЕГЭ окажутся низкими, конечно, дочь попробует свои силы на внутренних экзаменах. Если поступить не удастся, то хотя бы станет понятен формат, к которому нужно будет готовиться в следующем году».

Наталья
жительница Москвы

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ, заслуженный профессор Ирина Абанкина отмечает, что в настоящее время вузы разрабатывают адаптивные программы для обучения ребят из украинских школ.

– Безусловно, решение об организации переходного периода для этой группы детей оправданно: они учились по другим программам, некоторым на время приходилось прерывать обучение из-за боевых действий, – считает профессор. – Проблем с организацией внутренних экзаменов у учебных заведений не возникнет, так как такая практика ежегодно используется, в частности, при отборе абитуриентов после колледжей. Конечно, я не исключаю, что введение переходного периода для определённых категорий выпускников вызовет некое недовольство родителей, дети которых обязаны сдавать ЕГЭ. Но скорее оно будет исходить от учащихся с невысокими образовательными результатами, на поступлении сильных детей это не должно сказаться.

По мнению эксперта, процесс сдачи ЕГЭ «напоминает лотерею».

По мнению эксперта, процесс сдачи ЕГЭ «напоминает лотерею». Фото: Елена Афонина/ТАСС

Одиннадцатиклассники из приграничных российских территорий, планирующие поступать в вузы, рассчитывают, что им удастся сдать ЕГЭ, а в успех на внутренних экзаменах не слишком верят.

– К ЕГЭ мы хотя бы готовились, а что будет на вузовских экзаменах, абсолютно неизвестно. В большинстве учебных заведений нет никаких демонстрационных вариантов, и времени на подготовку осталось очень мало, – делится ученик 11-го класса одной из школ Брянской области Александр. – Хотя для тех же ребят, которым по каким-то причинам не удастся сдать один или несколько экзаменов на минимальный порог, появится хороший шанс попасть в вуз по другой траектории. Думаю, что на специальности, где обычно недобор, поступить по внутренним экзаменам будет не очень сложно.

Классный руководитель 11-го класса, учитель биологии из Московской области Ольга Николаевна полагает, что четырёхлетний переходный период для особых категорий выпускников поможет всем остальным семьям со стороны посмотреть на разные траектории поступления.

Ольга Николаевна | учитель биологии из Московской области

«На самом деле у ЕГЭ есть как минимум три негативных фактора: чрезмерно напряжённая обстановка во время сдачи экзаменов, сведение обучения в старших классах к натаскиванию на экзамены и неравнозначность испытаний по сложности и соответствию школьной программе в зависимости от предмета».

Ольга Николаевна
учитель биологии из Московской области

– Обстановка на пунктах сдачи экзаменов очень напряжённая, от страха у некоторых детей просто наступает ступор, и они не могут показать результат, на который способны. Немало случаев, когда лучшие ученики получают меньше баллов, чем более морально устойчивые середнячки. Пересдать экзамены для поступления в вуз можно только в следующем году. Часть заданий ЕГЭ в реальности не соответствуют школьной программе обучения, для успешной сдачи необходимо решать большое количество вариантов прошлых лет. Не зря законодатели определили переходный период именно в размере четырёх лет – даже они считают, что столько времени нужно на адаптацию к этим экзаменам, просто успешное освоение школьной программы успех на ЕГЭ не гарантирует, – замечает учитель.

Педагог уточняет, что ЕГЭ по отдельным предметам базируются на устаревшей информации, а правильные, по мнению составителей теста, ответы являются ошибочными.

Такая ситуация сложилась с госэкзаменом по биологии: сдающим его детям приходится изучать две программы – устаревшую для ЕГЭ и адекватную для обучения в вузе.

– В контексте этого предмета отбор детей самими вузами явно был бы более адекватен, чем ЕГЭ. Определённые проблемы и ошибки в заданиях ежегодно встречаются и в других предметах. За четыре года переходного периода для беженцев и жителей новых регионов, судя по всему, через внутренние экзамены в вузах пройдёт достаточно большое количество детей, станет понятен уровень требований, можно будет, что называется, в прямом эфире сравнить две траектории поступления. Сейчас уже во многих школах есть дети, которые раньше учились в украинских учебных заведениях. Полагаю, что в дальнейшем этот опыт вполне может повлиять на решение вновь вывести вступительные экзамены в вузы из зоны ответственности школ, – заключает учитель.

Читайте также
  • Реформы ЕГЭ-2023 усложнят сдачу экзамена для гуманитариев
  • 14 сентября 2022 Светлана Цикулина
  • Школы умывают руки: каждый второй девятиклассник готовится к экзаменам с репетитором
  • 16 марта 2023 Светлана Цикулина
  • Электронной записи в школы поставили неуд
  • 07 апреля 2023 Светлана Цикулина
  • Новые правила приёма в вузы могут ещё больше запутать выпускников
  • 08 июля 2022 Светлана Цикулина

Рособрнадзор: Дети с ограниченными возможностями могут отказаться от сдачи ЕГЭ

С 2009 года Единый государственный экзамен стал официальной формой государственной итоговой аттестации. Как будут сдавать ЕГЭ?

Чем ЕГЭ-эксперимент отличается от штатного «единого»? Почему в регионах до сих пор не знают, сколько предметов сдавать по выбору? Обо всех тонкостях и особенностях нового ЕГЭ корреспондент «РГ» беседует с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовью Глебовой.

Любовь Николаевна, с 26 мая по 19 июня Россия будет сдавать Единый госэкзамен. Расскажите популярно, как все пройдет?

Любовь Глебова: ЕГЭ проводится по 11 предметам. Два из них обязательные. Это русский язык и математика. Остальные — химия, физика, литература, информатика, география, история, обществоведение, биология, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) — по выбору ученика. Важно: теперь никто не обязывает выбирать определенное количество необязательных предметов. Хотите — можно и вовсе их проигнорировать. Если удачно сданы русский и математика, аттестат уже обеспечен. Правда, в вуз в этом случае можно будет поступить только будучи победителем Всероссийской или школьной олимпиады из утвержденного минобрнауки списка, а дорога в учреждения начального и среднего образования открыта.

Основные даты и сроки ЕГЭ-2009?

Любовь Глебова: С 1 января закон о Едином государственном экзамене вступил в силу. До 1 февраля вузы обязаны объявить правила приема и перечни вступительных испытаний по каждому направлению подготовки. Все уважаемые учебные заведения, по идее, уже должны вывесить эти списки на своих сайтах. После этого у абитуриентов есть еще месяц, чтобы понять, какой экзамен в какой вуз необходимо сдавать, и подать в школу заявления на участие в ЕГЭ с указанием выбранных экзаменов. Срок — до 1 марта.

С 20 по 29 апреля могут сдать ЕГЭ те, кто имеет право на досрочные экзамены: участники всероссийских или международных соревнований, конкурсов, смотров, олимпиад и некоторые другие категории выпускников. Им также необходимо до 1 марта подать соответствующие заявления.

С 26 мая по 19 июня проводится ЕГЭ для основной массы выпускников школ и абитуриентов. С 20 июня школы начинают выдавать аттестаты и свидетельства о сдаче ЕГЭ. Эта процедура продлится до 30 июня. Одновременно с выдачей аттестатов и свидетельств начинается прием документов в вузах. Приемная кампания — с 20 июня по 25 июля. Последний срок отправки документов по почте — 10 июля.

Для тех, кто служил в армии и для иностранцев правила те же?

Любовь Глебова: Нет. Те, у кого нет результатов ЕГЭ, подают документы до 5 июля. С 7 по 17 июля проводится «единый» для иностранных граждан, выпускников учреждений начального и среднего профобразования, а также лиц, отслуживших в армии.

Сейчас идет дискуссия о проекте закона о равных возможностях в образовании. Единый госэкзамен как раз призван их обеспечить?

Любовь Глебова: Дискуссия очень непростая. Проведение ЕГЭ ограничивается тем, что у нас 153 категории граждан имеют различные льготы при поступлении. Предложение Рособрнадзора — проанализировать, насколько актуально получение социальной льготы при поступлении в вуз. Нам кажется, что льготы мы должны давать тем, кто уже поступил в вуз, но находится в трудном социальном положении. Потому что при таком количестве льготников, имеющих право поступления вне конкурса, равных возможностей приема мы обеспечить не можем.

Мы ни в коем случае не говорим о том, что льготников вообще не должно быть. Просто их количество нужно пересмотреть. Некоторые льготы давались 20-30 лет назад, а по международной практике они действуют не более одного года. Надо отдавать при поступлении приоритет все-таки качеству знаний абитуриента. Ситуация, когда льготник, набравший, допустим, минимально нужное количество баллов, проходит в «студенты» вне конкурса, — с точки зрения приоритетности качества образования не самая справедливая.

Конечно, мы не против того, чтобы поддерживать тех студентов, у которых слабое здоровье, сложная ситуация в семье и т.д. Поэтому предлагаем перенести льготы с этапа приема на этап обучения. Форм социальной поддержки достаточно много, чтобы поддержать тех, кто успешно прошел отбор и доказал свое право учиться в вузе. Одновременно отмечу, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность сдавать вступительные экзамены как в виде ЕГЭ, так и в традиционной форме — это закреплено в законе, и менять эту норму никто не собирается.

Есть предложение разрешить тем, кто окончил школу до введения ЕГЭ в штатный режим, поступать в вуз по традиционной схеме либо только по результатам тех экзаменов, которые он сдавал в школе. Как вам такой вариант?

Любовь Глебова: Действительно, есть такая инициатива. Допустим, москвич сдавал в 2008 году по ЕГЭ только математику и русский, а остальные выбранные предметы — в традиционной форме. Но он их сдавал так не потому, что не хотел, а потому что в Москве в 2008 году были выбраны в виде ЕГЭ только эти два экзамена и шел эксперимент. Поэтому мы считаем, что принятие такой поправки ставит снова детей в неравное положение. Но мы согласны с тем, что если человек сдавал выпускные экзамены в школе до введения эксперимента по ЕГЭ, то есть до 2001 года, а в вуз тогда не поступил, то на эту категорию, возможно, и не следует распространять требования сдачи «единого». Мы предложили к рассмотрению в Думе именно такой вариант поправки.

Удивительно получается: 8 лет шел эксперимент, и вот наконец ЕГЭ «взяли в штат», а изменениям не видно конца. Можно ли делать прогнозы, как пройдет ЕГЭ в этом году?

Любовь Глебова: Как только заканчиваются изменения в образовании, считайте, что в обществе — застой. ЕГЭ в штатном режиме — совершенно новый для нас этап. Все эти восемь лет он был экспериментом, шла, так сказать, репрезентативная выборка. Поэтому какими будут результаты ЕГЭ-2009, мы не знаем и знать не можем.

Ведь, например, в Москве до сих пор никто не сдавал иностранный язык. А нас спрашивают: какие прогнозы у вас на сдачу иняза? Да никаких! Потому что даже в 2008 году его сдавали всего 27 регионов, и только те дети, которые хотели его сдавать. А теперь его будут сдавать 83 региона и те школьники, кто, возможно, и не хочет особо, но иностранный язык нужен им для поступления в вуз. Как здесь прогнозировать результат?

Повторяю: нельзя сравнивать результаты «экспериментальных лет» и то, что будет в 2009 году. Ведь если вы ходите в спортзал регулярно, в обязательном порядке каждое утро, то будете чувствовать себя совсем по-другому, чем когда заскакиваете позаниматься пару раз в месяц. И результат будет гораздо лучше в первом случае, несомненно.

Вообще вы много жалоб и предложений по ЕГЭ получили?

Любовь Глебова: Очень. И если раньше о «едином» говорили только в одном контексте: хорошо это или плохо, то сегодня тема о том, что ЕГЭ — плохо, практически ушла. Оппоненты, естественно, есть. И это нормально и даже полезно: они лучше видят болевые точки. Но говорят оппоненты уже не о том, что Единого госэкзамена не должно быть, а о поправках к нему, к его форме.

ЕГЭ — огромное окно возможностей, которое сегодня стремительно раскрывается. Ведь вспомните дискуссию по поводу контрольно-измерительных материалов по математике. Она привела к широчайшему обсуждению в профсообществе содержания математического образования в целом. Единый экзамен — инструмент, который позволяет определить, насколько усвоено содержание. Не надо винить ЕГЭ в том, что, допустим, раздел геометрии школьники знают хуже, чем алгебру. Надо анализировать — все ли у нас хорошо с содержанием образования, с преподаванием. И анализ идет: уже меняются программы подготовки учителей, нормы их аттестации.

Ярослав Кузьминов, ректор Госуниверситета «Высшая школа экономики»: Прием абитуриентов в вузы по результатам единого госэкзамена позволил сократить уровень коррупции почти в два раза. Объем коррупционных платежей в сфере высшего профессионального образования в начале 2000-х годов превышал миллиард долларов. А в 2007 году эта сумма оценивалась уже в 600 миллионов долларов. Именно переход от индивидуальных вступительных экзаменов в каждом вузе к единому порядку приема абитуриентов привел к существенному снижению уровня коррупции.

Александр Сидоров, проректор по учебной работе Южно-Уральского государственного университета: Наш университет около 10 лет принимает абитуриентов по результатам ЕГЭ. Исключение делали пока только по специальностям «Дизайн», «Архитектура», «Физкультура». ЕГЭ исключает любую возможность взяточничества, обеспечивает прозрачность. До сих пор никаких заявлений и жалоб не поступало. Причем процент отсева студентов на первом курсе остался примерно на том же уровне, что и в годы, когда мы принимали по традиционной схеме. Однако, обсуждая уровень школьной подготовки, мы пришли к выводу, что наряду с «единым» надо восстановить систему переводных экзаменов внутри школы, как это было раньше. Чтобы, когда школьнику пришло время сдавать ЕГЭ, у него уже были бы системные знания.

Анатолий Матерн, ректор Уральского государственного технического университета: Любая система отбора имеет свои плюсы и минусы. В целом, с точки зрения охвата и универсальности единой шкалы, ЕГЭ — хорошее дело. Другое дело, что вопросы в заданиях ЕГЭ, может, иногда не совсем корректно составлены.

Дмитрий Ливанов, ректор МИСиСа: Нас вполне устраивает ЕГЭ. Сейчас есть два основных канала приема в вуз лучших абитуриентов: Единый госэкзамен и предметные олимпиады. Мы активно участвуем в олимпийском движении, и все наши интересы с точки зрения качества и количества набора вполне решаемы.

Михаил Эскиндаров, ректор Финансовой академии при правительстве РФ: У многих абитуриентов, которые приезжали из регионов, были высокие баллы по ЕГЭ и золотые или серебряные медали. Их мы зачисляли без экзаменов. Таких в прошлом году было 80 человек. Из них только у одного возникли проблемы с экзаменационной сессией, все остальные перешли на второй курс. Большинство свои знания подтвердили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *