Какие задания на егэ по литературе
Перейти к содержимому

Какие задания на егэ по литературе

  • автор:

Какие задания на егэ по литературе

Все, что необходимо знать экзаменующемуся. Куда можно поступить, сдав ЕГЭ по литературе? На сайте появятся все изменения, когда ФИПИ утвердит новый проект демоверсии.

Основная информация

  • место проведения — сертифицированный пункт ЕГЭ (электронное распределение)
  • дата экзамена — единая для выпускников разных регионов России (устанавливается расписанием ГИА 2024); экзамен по литературе традиционно идет первым, готовьтесь
  • отведенное на выполнение работы время — 3 часа 55 минут (235 минут)
  • дополнительных материалов и оборудования не предусмотрено

Структура экзамена

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 12 заданий.

  • Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 4 задания с кратким ответом (1−4) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5−10 предложений (5.1/5.2 — на выбор и 6).
  • Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 3 задания с кратким ответом (7-9) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5−10 предложений (10.1/10.2 на выбор и 11).
  • Ответы к заданиям 1−5 и 7-9 записываются в виде слова, или словосочетания, или последовательности цифр. Ответ записывается в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время — на выполнение задания части 2. Более подробно о тайм-менеджменте я рассказываю на курсах подготовки к ЕГЭ.

Требования к оформлению

  1. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
  2. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
  3. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.

Что можно взять на экзамен?
Паспорт, ручку, бутылку с водой, простой перекус (но иногда его не разрешают пронести).
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
С критериями более подробно можно познакомиться здесь.
Куда можно поступить, сдав ЕГЭ по литературе?
Приводим список основных вузов и баллы для поступления на бюджет

  1. МГУ (от 364 баллов)
  2. СПбГУ (от 285 баллов)
  3. НИУ ВШЭ (от 298 баллов
  4. РГГУ (от 283 баллов)
  5. ТГУ (от 224 баллов)
  6. ЮФУ (от 244 баллов)
  7. НИУ БелГУ (от 253 баллов)
  8. ДВФУ (от 210 баллов)
  9. ВГУ (от 242 баллов)
  10. СФУ (от 246 баллов)
  11. МГПУ (от 266 баллов)
  12. СевГУ (от 198 баллов)
  13. ННГУ имени Н.И. Лобачевского (от 268 баллов)
  14. РГУ им. А. Н. Косыгина (от 260 баллов)
  15. Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина (от 271 балла)

  1. ТГУ (от 170 баллов)
  2. ДГУ (от 106 баллов)
  3. ЧГИК (от 196 баллов)
  4. КГИК (от 196 баллов)
  5. БГИИК (от 206 баллов)
  6. АГИК (от 182 баллов)
  7. ПГИК (от 130 баллов)
  8. ОГИК (от 184 баллов)
  9. КазГИК (от 204 баллов)
  10. ЧГИКИ (от 167 баллов)
  11. ВГИИК (от 176 баллов)
  12. СПбГИК(от 238 баллов)

Демонстрационные варианты (демоверсии) ЕГЭ по литературе

Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе

Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе состоят из двух частей: в первую часть входят задания с кратким ответом и задания, выполнение которых требует развернутого ответа в объеме 5 — 10 предложений. Вторая часть включает в себя 4 задания, из которых нужно выбрать одно и дать на него развернутый аргументированный ответ в виде сочинения объемом не менее 200 слов.

Все демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе содержат ответы ко всем заданиям, а также критерии оценивания для заданий с развернутым ответом.

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2024 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2023 года произошли следующие изменения:

  • Сокращено количество заданий базового уровня сложности с кратким ответом с 7 до 6.
  • Уточнена тема сочинения 11.4: вместо формулировки, дающей экзаменуемому возможность привлекать любые произведения для раскрытия темы, в формулировку включены имена трёх писателей-классиков, из которых требуется выбрать одного.
  • Изменены критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом:
    • Оценивание заданий 4.1/4.2, 9.1/9.2 проводится по двум, а не по трём критериям;
    • При оценивании заданий 4.1/4.2, 9.1/9.2, 5, 10 «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» учитываются не только логические и речевые, но и грамматические ошибки;
    • Уточнен критерий 4 оценивания выполнения заданий 11.1–11.5.

    Приведенные материалы опубликованы на официальном информационном портале Единого Государственного Экзамена.

    Справочник по математике для школьников

    • Арифметика
    • Алгебра
    • Тригонометрия
    • Геометрия (планиметрия)
    • Геометрия (стереометрия)
    • Элементы математического анализа
    • Вероятность и статистика

    ЕГЭ по литературе – пример идеального выполнения задания

    26 мая стартует ЕГЭ по всей России, и в числе первых будет проходить экзамен по литературе

    pixabay.com

    Текст: Татьяна Шипилова

    26 мая стартует ЕГЭ по всей России, и в числе первых будет проходить экзамен по литературе. В последний день перед экзаменом я обычно советую уже ничего не писать, не тренироваться, отдыхать и – самое главное – выспаться.

    Вчера я отправила собираться с духом почти всех своих учеников. Но кое-кто мне даже за эти последние два дня успел прислать сочинения. Проверив их, я поняла, что с гордостью могу констатировать, что все мои дети готовы.

    Перед экзаменом мне дали разрешение опубликовать некоторые из сочинений, которые получили бы высшие баллы на ЕГЭ, чтобы при возникновении вопросов о структурах могли бы послужить правильным примером.

    5.2. Почему отсутствие взаимной симпатии между Базаровым и «отцами» быстро переросло в непримиримый конфликт?

    С первой же встречи между Базаровым и Павлом Петровичем возникает неприязнь, которая впоследствии перерастает в непримиримый конфликт. Персонажи имеют разные взгляды на жизнь. Базаров по своей идеологии нигилист, отрицающий всё, начиная с искусства, заканчивая порядками в обществе. Весь внешний вид дяди друга забавит его при первой же встречи («щегольство какое в деревне, ведь это смешно»). Ему непонятно, к чему это тщеславие, перед кем так старается Кирсанов («пленить-то здесь, жаль, некого»). А Павел Петрович в этот же момент, отрицающий нигилизм и считающий его глупостью, раздражается от каждого слова Евгения Васильевича, а манеры и внешний вид вызывают отвращение. И в отличии от Базарова, он считает важным уметь вести себя в обществе, всегда выглядеть опрятно («подбородок так аккуратно выбрит»). Из-за разных жизненных принципов герои-антиподы не сходятся ни характерами, ни идеями, ни ценностями, поэтому между ними завязывается конфликт.

    6. Кто из отечественных писателей обращался к теме «отцов и детей» и в чем его позиция созвучна проблематике тургеневского романа? (На примере одного из произведений.)

    В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, так же, как и в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева, звучит тема конфликта поколений. Чацкий, как и Базаров, выступает против старых устоев: герой не готов услуживать и «сгибаться в перегиб» ради чинов и высоких званий; он считает почитание выше себя стоящих ненужной лестью. Фамусовское общество, которому Александр Чацкий противостоит, представляет собой необразованное, хитрое сообщество людей, которое ищет выгоду в любых знакомствах: так Фамусов пытается выдать замуж свою дочь за генерала. Именно такие ценности злят, а затем разочаровывают Чацкого. Базаров же в свою очередь не пытается переубедить Кирсанова в его взглядах, однако он и не признаёт идей Павла Петровича. Евгений Базаров не верит в любовь, а поэзию считает «ерундой», с чем, конечно же, не согласен Кирсанов. Однако герой не боится прямо высказаться о бесполезности существования Павла Петровича: он утверждает, что жить нужно, принося пользу своим трудом в этот мир, а старший Кирсанов «сидит сложа руки». Таким образом, в обоих произведениях раскрывается идейный конфликт «отцов и детей», основанный на разных взглядах на жизнь.

    10.2. Какой гаммой настроений проникнуто есенинское стихотворение?

    Стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» проникнуто переживаниями о прошедших годах. Лирический герой вспоминает свои юные годы с трепетом в сердце («Буйство глаз и половодье чувств»). Осознание проходящей молодости заставляет приуныть лирического героя: он понимает, что больше никогда не испытает ту бурю эмоций, какую испытывал, когда был юношей («Ты теперь не так уже будешь биться, / Сердце, тронутое холодком»). Он смиряется со своим «увяданием» и успокаивается, понимая, что «все мы в этом мире тленны» и ко всем придет время «процвести и умереть».

    11. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором поэт размышляет о сиюминутном и вечном. В чем сходно (или различно) звучание этой темы в выбранном произведении и в приведенном стихотворении С. А. Есенина?

    И С.А. Есенин в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу», и Белла Ахмадулина в «Тот месяц май, в тот месяц мой» размышляют о сиюминутном и вечном. Оба лирических героя говорят о мимолётности их юности: есенинский герой говорит о чувствах, которые он уже не сможет испытать, годы прошли, да и сам стал «скупее в желаниях». Лирическая героиня Ахмадулиной говорит о лёгкости, которая поднимала её «над землёй», о щедрости «в счастливом предвкушенье пенья» в юные годы; но так же, как и герой в «Не жалею,…», говорит о времени, которое изменило её. Теперь она стала «проницательней и строже», а каждый взлёт «обходится всё дороже». Об этом же говорит и лирический герой Есенина: всё реже сердце его трепещет, «всё реже / расшевеливаешь пламень уст». Оба лирических героя осознают, как сиюминутна молодость («проскакал на розовом коне»), но воспоминания о былых временах будут жить в них вечно.

    12.3. Как в рассказе Горького «Старуха Изергиль» отображен идеал и антиидеал человека?

    Максим Горький в своём рассказе «Старуха Изергиль» подробно раскрывает характер героев с разных сторон, с помощью психологизма и детального описания их поступков. И для того, чтобы отобразить идеал и антиидеал человека, берёт истории двух персонажей и незаметно противопоставляет их.

    Так, «Легенда о Ларре» повествует о сыне орла и земной женщины, красивом «гордом юноше» с леденящими душу глазами («его были холодны и горды, как у царя птиц»). Именно Ларра становится символом антиидеала человека: он считает себя выше других («первым на земле») и думает, что ему всё дозволено, поэтому крадёт девушку из племени. Это является важной деталью легенды: после того, как герой убивает беззащитного человека, он ждёт от людей признания в нём «царя», который способен на всё. Однако автор акцентирует внимание на мудром решении племени: они отпускают его безнаказанно, потому что понимают, что «наказание в нём самом». Отверженный и представить не мог, что они окажутся правы; и так он обрекает себя на вечное одиночество. Впоследствии, прием психологизма раскрывает чувства героя: Ларра осознаёт, что люди не ошиблись: его внутренняя гордыня даже не позволила признаться в этом и попросить прощения. Несмотря на свободу, которую он так желал, персонаж не может без племени, он так же, как и его мать, был человеком, поэтому хотел любви и заботы, но не признавал этого. Гордость погубила Ларру: сделала его тенью, которой нет места среди людей, как и нет места гордецам. Собирательный образ героя раскрывает характер людей, что пренебрегают общими интересами и превозносят себя, они и являются антиидеалами человечества.

    Героем-антиподом Ларры является Данко. Персонаж «Легенды о Данко» – пример идеала человека: личность, готовая пожертвовать собой ради людей. Образ Данко в легенде олицетворяет мужество и альтруизм: характер героя автор ставит в пример для подражания. Как только племя попало в беду, он решил взять всё в свои руки: персонаж, не зная правильного решения проблемы, проявил лидерские качества, когда в этом нуждались люди. Данко любил людей, его сердце переполнялось этим чувством и вот однажды, во имя любви, вырывает из груди «факел», что смог осветить дорогу. Автор обращает внимание на действия людей в этот момент: они были настолько ослеплены своей свободой, что даже не подумали об их спасителе; кто-то раздавил сердце на «искры», тем самым, наступая на чистое сердце полное любви и самопожертвования. Так племя тоже является антиидеалом человечества: трусливый народ, который был не способен даже поблагодарить героя.

    Таким образом, Данко и Лара, идеал и антиидеал человека, герои, что осознано пришли в итоге к тому исходу, к которому привели их поступки.

    Самое сложное задание в ЕГЭ по литературе

    Статья полезна к прочтению всем, кто собирается сдавать ЕГЭ по литературе. Говорим о самых трудных заданиях одного из наиболее специфических экзаменов. Поехали!

    Как мы знаем, ЕГЭ по литературе состоит как из тестовой части, так и из заданий с развернутыми ответами. И если вопросы базового уровня знаний, которые следует занести в бланк ответов №1 обычно не вызывают сложности у большинства, то с вопросами, которые следует расписывать – настоящая беда. Они направлены на умение анализировать тексты, проводить сравнительную характеристику и проверяют также стройность текста, умение учащихся владеть терминами. Поговорим подробно именно о них.

    Задание №15

    Задание №15 подразумевает анализ стихотворения с определением его идеи. В чем проявляется главная ошибка?

    • Анализ – не пересказ!

    Увы, именно об этом ключевом моменте и забывают выпускники на ЕГЭ. Ваша задача – проанализировать произведение, понять внутренний мир лирического героя, уловить авторский посыл. Общие рассуждения не забыть подкрепить упоминанием об использованных средствах выразительности.

    Особенная путаница происходит, когда одиннадцатиклассник один на один встречается с поэтами 20 века. Мысль автора часто остается попросту не понята.

    Как это побороть? Все просто: во время подготовки следует не просто прочитывать кодификатор, но и обязательно изучать анализы, пытаться самостоятельно докопаться до идеи, проследить ход мыслей автора. Нельзя забыть параллельно соотносить стихотворения с историческим фоном, ведь чаще всего произведения призваны отвечать былой действительности.

    Задания №9 и №16

    Эти номера уже давно делят первенство в топе самых трудных. Почему так?

    Дело в том, что многие ребята забывают о самом главном требовании – сопоставлении с текстом. Да, они находят пример и даже два, да, неплохо анализируют подобранные произведения. Но исходный текст КИМа, увы, так и остается без внимания.

    Также важно понять, что сопоставление далеко не всегда подразумевает противопоставление. Мыслить в положительном ключе при такой формулировке можно и даже нужно. Не задумываясь об этом, егэшники порой отрезают себе наиболее легкие пути “к отступлению”.

    1. Подбираем подходящее произведение;
    2. Не забываем указать его название и автора;
    3. Сопоставляем с приведенным фрагментом, делая акцент на анализе;
    4. Переходим ко второму примеру;
    5. Действуем по той же схеме;

    Вуаля, №9 и №16 готовы к занесению в бланк ответов №2!

    Задание №17

    Первое, что нужно уяснить – большое сочинение по литературе не похоже на декабрьское или 27 задание ЕГЭ по русскому языку. Более того, оно существенно от них отличается.

    Мало высказать личное мнение, нужно полноценно проанализировать произведение согласно заданной теме, привести примеры, подкрепить суждения цитатами. Не уходите далеко от поставленного вопроса, не стоит превращать сочинение в пересказ.

    Очень важно раскрывать тему многосторонне, то есть давать в сочинении несколько аспектов, развивая и доказывая каждый. Эксперты будут обращать внимание на использование литературоведческих терминов, цельность композиционного изложения и речевую грамотность.

    Обязательно используйте термины, не забывайте “вплетать” их в повествования. Если они будут выбиваться из общей композиции, то заветный балл вам просто напросто не поставят.

    Чтобы сочинение было выполнено на высоком уровне, нужно обязательно составлять план работы. Сначала необходимо подобрать эпизоды текста для анализа, прокомментировать их, а потом логически выстроить в соответствии с формулировкой темы. Это обеспечит и композиционную целостность, и содержательную полноту сочинения.

    Что может помочь? Систематическая подготовка и постоянная тренировка. Читайте и пишите, пишите, пишите. Но помните, что во всем нужна мера, иначе на момент экзамена вы можете “исписаться” настолько, что ни одна грамотная здравая мысль не придет в вашу светлую голову.

    Сегодня мы поговорили о самых сложных заданиях ЕГЭ по литературе. Надеемся, что статья была для вас полезна. Читайте произведения, решайте пробники и любите литературу – это самая верная и рабочая формула, мы проверяли)

    Кстати, для абитуриентов, сдающих литературу, мы подготовили бесплатный курс подготовки по этому предмету. Переходите по ссылке, читайте и подписывайтесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *