Что такое окружение в it
Перейти к содержимому

Что такое окружение в it

  • автор:

Среды разработки: какие они бывают и чем отличаются друг от друга

Среды разработки: какие они бывают и чем отличаются друг от друга главное изображение

В любом производственном процессе, к которому относится и разработка программ, есть несколько этапов:

  1. Производство
  2. Сборка
  3. Контроль и испытания
  4. Доставка

Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Подписывайтесь на канал Кирилла Мокевнина в Telegram — чтобы узнать больше о программировании и профессиональном пути разработчика

Производство

Открыв исходный код проекта в своем любимом редакторе, программист начинает работу. Возможно, даже пишет тесты и иногда их проводит. Если это веб-сайт, то периодически запускает сервер и смотрит в браузере, что получилось.

Место, где происходит этот процесс, называется средой разработки. Всегда есть как минимум две среды:

  1. Среда разработки, ее часто называют development environment
  2. Среда эксплуатации, обычно ее называют production.

В зависимости от среды код должен вести себя по-разному. Например:

  • В среде разработки шире уровень логирования, то есть мы видим все отладочные сообщения, и они помогают нам разрабатывать. В продакшене этот уровень отключают, так как очень быстро «улетает» место на диске.
  • В среде разработки мы не можем по-настоящему слать письма. Если это произойдет, то ваши пользователи будут не рады. Кстати, это часто бывает у тех, кто не настраивает разные среды.
  • В среде разработки отключают кэширование — технику для ускорения доступа.
  • Среда разработки может содержать нерабочий код и находиться в неконсистентном (несогласованном) состоянии. Это нормально, ведь мы разрабатываем.

Кроме этого, обычно код в среде разработки пишется не в основной ветке вашей системы контроля версий, а в ветке-фиче. Это важно, так как не блокирует возможность делать быстрые правки, если на сервере что-то сломалось, и нужно поправить только небольшой кусок, а новые наработки вы еще не готовы выливать.

Сборка

После того как вы реализовали свою задачу (фичу) и она была протестирована, ее код вливается в основную ветку. Возможно, параллельно с разработкой вашей фичи еще один разработчик программировал вторую в другой ветке. Теперь в основной ветке они встретились — это называется интеграция. А работают они вместе или нет — еще предстоит выяснить. Этот пункт сильно зависит от того, какой процесс выбран в конкретной команде.

Контроль и испытания

Обычно тестирование включает в себя несколько этапов. Первый, на котором происходит проверка конкретно вашей отдельной фичи, и второй, когда проверяется все, что пойдет в следующий релиз.

Ведь даже собрав все фичи в одну ветку и проверив их локально, нельзя быть до конца уверенным, что в реальных условиях все будет хорошо работать. Кроме того, скорее всего, у вас есть менеджер или даже тестировщики, которые тоже хотят посмотреть и проверить, все ли хорошо. Тут появляется еще одна производственная среда, которая называется средой интеграции (препродакшн) или стейджинг (staging), как ее все называют.

Стейджинг — это такая среда, в которой происходит проверка перед деплоем в продакшен. Она максимально приближает к условиям рабочей среды, что дает возможность полнее протестировать то, что происходит. Обычно это то место, куда идут менеджеры, тестировщики, заказчики. Часто стейджинг выполняет сразу две задачи — проверку конкретных фич от разработчиков и окончательный прогон приложения перед релизом.

Тут появляется еще одно новое слово — релиз, или по-другому выпуск. С одной стороны, это процесс выкатки в продакшен новой версии системы. С другой стороны, так иногда называют сборку, которая представляет из себя новую версию системы.

Проверка в сервере непрерывной интеграции

Одна из разновидностей сборочной среды называется сервером непрерывной интеграции (Continuous Integration Server). Это такая отдельная машина, а может и целый парк машин, на которую выливается код для проверки в автоматическом режиме.

Обычно это происходит по какому-нибудь событию, например, на GitHub это пулл-реквест. В настроенных проектах каждый пулл-реквест отправляется в сервис, подобный встроенному в GitHub Github Actions. Этот сервис прогоняет тестовый набор на нужной ветке с фичей и после этого прикрепляет отчет к пулл-реквесту, в котором пишет о результатах проверки.

Такая система позволяет очень сильно ускорить процесс интеграции. Сильно снижается нагрузка на разработчиков и автоматизируется рутина. Разработчику достаточно писать код и отправлять его в репозиторий, а система сама будет проводить необходимые проверки и выполнять слияние. Непрерывная интеграция является частью практик под названием «экстремальное программирование (XP)».

Доставка

После того, как вы закончили разработку, код попадает в препродакшн и продакшен-среду. Это происходит благодаря процессу, который в простонародье называют «деплой».

Как показывает практика, многие до сих пор делают деплой руками. Заходят на сервер, клонируют код, руками меняют базу и так далее.

Можно бесконечно обсуждать то, насколько это плохо. Начиная с отсутствия налаженного повторяемого процесса, в котором есть вероятность, что кто-то из участников что-то забудет, потеряет или удалит. Заканчивая тем, что знания хранятся в одной голове, и сам процесс релиза становится вуду-процедурой, которую может делать только Вася. А иногда он болеет, ходит в отпуск или вообще однажды может уволиться. Часто в таких компаниях релиз — крайне болезненная процедура, которая занимает не один час, а может даже пару дней.

При хорошо отлаженном процессе релиз занимает десяток минут, и может делаться любым разработчиком почти в любой момент. Хекслет иногда деплоится по 5-10 раз в день.

Основные задачи, которые стоят перед вами во время деплоя:

  • Взять новую версию кода из репозитория и залить его на сервер
  • Сделать все необходимые приготовления: накатить миграции, собрать фронтенд-скрипты
  • Переключить проект на новую версию
  • Откатиться в случае ошибок.

В среднем проекте количество действий, которые необходимо сделать при деплое, уже составляет десятки различных задач. Хорошая новость в том, что в современном мире это настолько отработанная процедура, что существует немало решений, позволяющих настроить деплой любого проекта. Одним из таких решений является набор скриптов поверх Ansible .

Бесплатные курсы по программированию в Хекслете

  • Освойте азы современных языков программирования
  • Изучите работу с Git и командной строкой
  • Выберите себе профессию или улучшите навыки

Окружения развёртывания программного обеспечения

image

Только что опубликовал в русской википедии перевод статьи Deployment environment.

Публикую этот перевод здесь также. Замечания и комментарии приветствуются.

В развёртывании программного обеспечения, окружение или ярус является компьютерной системой в которой компьютерная программа или компонент программного обеспечения развёртывается и выполняется. В простом случае, такое развёртывание и немедленное выполнение программы на той же машине, может выполнятся в единственном окружении, однако при промышленной разработке используется разделение на development окружение (‘окружение разрабочика’) (где делаются исходные изменения) и production окружение (которое используют конечные пользователи); часто с промежуточными этапами (‘stages’) посередине. Этот структурированный процесс управления релизами может иметь фазы deployment (rollout, ‘развёртывание’, ‘выкатка’), testing (‘тестирование’), и rollback (‘откат’) в случае проблем.

Окружения могут существенно отличаться в размерах: deployment окружение это обычно рабочая станция отдельного разработчика, в то время как production окружение может быть сетью множества географически разнесённых машин в случае с дата-центров, или виртуальными машинами в случае с облачными решениями. Код, данные и конфигурация могут быть развёрнуты паралельно, и нет необходимости связи с соответствующим ярусом — например, pre-production код может подсоединяться к production БД.

Архитектуры

Архитектуры развёртывания существенно разнятся, но в целом, ярусы начинаются с develpment (DEV) и заканчиваются production (PROD). Распространённой 4-х ярусной архитектурой является каскад ярусов deployment, testing, model, production (DEV, TEST, MODL, PROD) c деплоем софта на каждом ярусе по очереди. Другое распространённое окружение это Quality Control (QC), для приёмочного тестирования; песочница или экспериментальное окружение (EXP), для экспериментов не предназначенных для передачи в продакшен; и Disaster Recovery (‘аварийное восстановление’), для предоставления возможности немедленного отката в случае проблемы с продакшеном. Другой распространённой архитектурой является deployment, testing, acceptance and production (DTAP).

Такая разбивка в частности подходит для серверных программ, когда сервера работают в удаленных дата-центрах; для кода который работает на конечных устройствах пользователя, например приложений (apps) или клиентов, последний ярус обозначают как окружение пользователя (USER) или локальное окружение (LOCAL).

Точные определения и границы между окружениями варьируется — test может рассматриваться как часть dev, приёмка может рассматриваться как часть test, часть stage, или быть отдельной и так далее. Основные ярусы обрабатываются в определённом порядке, с новыми релизами при развёртывании (rolled out или pushed) на каждом. Ярусы experimental и recovery, если представлены, являются внешними к этому процессу — experimental релизы являются конечными, в то время как recovery являются обычно старыми или дублирующими версиями production, развёрнутыми после production. В случае проблем, в последнем случае можно сделать roll back к старому релизу, и большинство просто выкатывают старый релиз таким же способом как новый. Последний шаг, деплой в production («pushing to prod») самый чувствительный, т.к. здесь любые проблемы напрямую влияют на пользователя. По этой причине это часто управляется по разному, но как минимум мониторится более тщательно, и в некоторых случаях имеется фаза отката или простого переключения. Лучше всего избегать названия вроде Quality Assurance (QA); QA не означает тестирование софта. Тестирование важно, но это отличается от QA.

Иногда развёртывание выполняется вне обычного процесса, главным образом для предоставления срочных или небольших изменений, без необходимости полного релиза. Это может быть один патч, большой service pack или небольшой hotfix.

Окружения могут быть очень разных размеров: разработка обычно идёт на индивидуальных машинах разработчиков (хотя это могут быть тысячи разработчиков), в то время как продакшеном могут быть тысячи географически распределённых машин; тестирование и QC может быть маленьгим и большим, зависеть от предоставленных ресурсов, а staging может варьироваться от единичной машины (подобно canary) до точных дубликатов продакшена.

Окружения

Local

Development/Thunk

Сервер разработки выступающий как песочница где разработчик может выполнить unit-тестирование

Integration

Основа для построения CI, или для тестирования сайд-эффектов разработчиком

Testing/Test/QC/Internal Acceptance

Окружение в котором выполняется тестирование интерфейса. Команда контроля качества проверяет что новый код не будет иметь влияния на существующую функциональность системы после деплоя нового кода в тестовое окружение.

Staging/Stage/Model/Pre-production/External-Client Acceptance/Demo

Production/Live

Серверы конечных пользователей/клиентов

Окружение разработчика

Окружение разработчика (dev) является окружением в котором софт разрабатывается, это часто просто компьютер разработчика. Это отличается от конечной целевой среды некоторыми вещами — цель может не быть стационарным компьютером (это может быть смартфон, встроенная система, самоуправляемый транспорт датацентра и т.д.), и даже если это стационарный компьютер, окружение разработчика будет включать инструменты разработчика например компилятор, IDE, различные или дополнительные версии библиотек и вспомогательного софта, и т.д., что не представлено в пользовательском окружении.

В контексте управления ревизиями, особенно при участии множества разработчиков, проводятся более тонкие различия: разработчик имеет рабочую копию исходного текста на своей машине, и изменения вносятся в репозиторий, будучи закомиченными либо в «стволе», либо в ветке, в зависимости от методологии разработки. Окружение на отдельной рабочей станции, на которой изменения отработаны и опробованы, может называться локальным окружением или песочницей. Сборка копии исходного кода репозитория в чистом окружении является отдельным этапом интеграции (интеграция разрозненных изменений), и это окружение может называться интеграционным окружением или окружением разработчика; при непрерывной интеграции это делается часто, так же часто, как и для каждой ревизии. Понятие уровня исходного кода звучащее как «фиксация (коммит) изменения в репозитории» с последующей сборкой «ствола» или ветки — соответствует переходу от локального (индивидуального окружения разработчика) к интеграции (чистой сборке); плохой релиз на этом этапе означает, что изменение сломало сборку, а откат релиза соответствует либо откату всех сделанных изменений, либо отмене только ломающего изменения, если это возможно.

Тестовое окружение

Цель тестового окружения состоит в том, чтобы позволить людям, проводящим тестирование, пропускать новый и измененный код либо через автоматизированные проверки, либо через неавтоматизированные методы. После того, как разработчик пропускает новый код и конфигурации через модульное тестирование в среде разработки, код переносится в одну или несколько тестовых сред. После неудачи теста тестовая среда может удалить ошибочный код из тестовых платформ, связаться с ответственным разработчиком и предоставить детальные журналы тестирования и результаты. Если все тесты пройдут, тестовая среда или фреймворк непрерывной интеграции, контролирующий тесты, может автоматически перенести код в следующую среду развертывания.

Различные типы тестирования предполагают различные типы тестовых сред, некоторые или все из которых могут быть виртуализированы для обеспечения быстрого параллельного тестирования. Например, автоматизированные тесты пользовательского интерфейса могут выполняться на нескольких виртуальных операционных системах и дисплеях (реальных или виртуальных). Для проведения тестов производительности может потребоваться нормализованная базовая конфигурация аппаратного обеспечения, чтобы результаты тестов производительности можно было сравнивать с течением времени. Тестирование на доступность или устойчивость может основываться на симуляторах отказов в виртуальных аппаратных средствах и виртуальных сетях.

Тесты могут быть последовательными (один за другим) или параллельными (для некоторых или всех сразу), в зависимости от сложности тестовой среды. Важной целью agile и других высокопроизводительных практик разработки программного обеспечения является сокращение времени от разработки или предоставления программного обеспечения до его поставки в продакшен. Высокоавтоматизированные и распараллеленные тестовые среды вносят важный вклад в быструю разработку программного обеспечения.

Staging

Stage или stage-окружение — это среда для тестирования, которая в точности похожа на продакшен-окружение. Она стремится как можно точнее отразить реальное продакшен-окружение и может подключаться к другим продакшен-сервисам и данным, таким как базы данных. Например, серверы будут работать на удаленных машинах, а не локально (как на рабочей станции разработчика во время разработки, или на одной тестовой машине во время тестирования), чтобы проверить влияние сети на систему.

Основное назначение stage-окружения заключается в тестировании всех сценариев установки/конфигурации/перемещения скриптов и процедур, прежде чем они будут применены в продакшен-окружении. Это гарантирует, что все существенные и незначительные обновления продакшен-окружения будут завершены качественно, без ошибок и в минимальные сроки.

Другим важным использованием stage-окружения является тестирование производительности, в частности нагрузочное тестирование, так как это часто чувствительно для окружения.

Stage-окружение также используется некоторыми организациями для предварительного просмотра новых функций и их отбора заказчиками или для утверждения интеграции с работающими версиями внешних зависимостей.

Продакшен-окружение

Продакшен-окружение также известно как live (в частности в применении к серверам) так как это окружение, с которым непосредственно взаимодействуют пользователи.

Развертывание в производственной среде является наиболее чувствительным шагом; это может осуществляться путем непосредственного развертывания нового кода (перезаписывания старого кода, так что только одна копия представлена в один момент времени), или путем развертывания изменения конфигурации. Это может принимать различные формы: параллельное развертывание новой версии кода и переключение на неё с изменением конфигурации; развертывание новой версии кода рядом со старым с соответствующим «флагом нового функционала», и последующее переключение на новую версию с изменением конфигурации, которая выполнит переключение этого «флага»; или развертывание отдельных серверов (один выполняет старый код, другой — новый) с перенаправлением трафика со старого на новый с изменением конфигурации на уровне маршрутизации трафика. Всё это, в свою очередь, может быть применено одновременно или выборочно, и на разных этапах.

Развертывание новой версии обычно требует перезапуска, если только нет возможности горячего переключения, и поэтому требует либо прерывания обслуживания (обычно это пользовательское ПО, когда приложения должны быть перезагружены), либо дублирования — постепенного перезапуска экземпляров «за спиной» у балансировщика нагрузки, либо заблаговременного запуска новых серверов с последующим простым перенаправлением трафика на новые сервера.

При выкатке нового релиза в продакшен, вместо немедленного развертывания для всех экземпляров или пользователей, его можно сначала развернуть на одном экземпляре или для части пользователей, а затем уже либо развернуть для всех экземпляров, либо поэтапно по фазам, чтобы оперативно отлавливать возникающие проблемы. Это похоже на staging, за исключением того, что делается в продакшене, и по аналогии с добычей угля называется canary release. Это добавляет сложности если несколько релизов запускаются одновременно, и, поэтому их обычно стараются делать быстро, чтобы избежать проблем совместимости.

Применение во фреймворках

Develpment, Staging и Production являются известными и документированными переменными окружения в ASP.NET Core. В зависимости от указанной переменной, выполняется разный код и разный рендеринг контента, применяются разные настройки безопасности и отладки.

См. также

  • Управление жизненным циклом приложения
  • Deployment, testing, acceptance and production (DTAP)
  • IDE
  • Разработка ПО

Рабочее окружение (Operational Environment)

В глоссарии объясняется множество терминов, которые вы должны знать для успешного управления проектами. Данный глоссарий включает в себя более 50 терминов, и поможет вам быстро найти нужный термин и понять его значение.

Рабочее окружение (Operational Environment)

Аппаратные и программные продукты, установленные на стороне пользователя или клиента, где тестируемый компонент или система будут использоваться. Программное обеспечение может включать в себя операционную систему, СУБД и другие приложения.

Заполни форму и получи грант на обучение
Получи доступ к закрытой IT-рассылке

  • Авторские учебные материалы
  • Бесплатное посещение IT-мероприятий
  • Разбор главных событий отрасли

Записаться на курс
Записаться на курс

2024 © All Right Reserved
KESMATY L.L.C-FZ
Business Center 1, M Floor, The Meydan Hotel, Nad Al Sheba, Dubai, U.A.E.
Formation number: 2200713

Что такое окружение в it

Объекты и подсистемы, составляющие подсистему более высокого уровня, будем называть компонентами последней. Как уже было отмечено, для каждого компонента, входящего в состав объектной модели подсистемы, определен его интерфейс , т.е. набор открытых (общедоступных) операций, которые можно применять к этому компоненту (объекту или подсистеме).

Интерфейс объекта определяется интерфейсом соответствующего класса и задается списком сигнатур его открытых операций (методов). Интерфейс подсистемы определяется через итерфейсы составляющих ее объектов и подсистем следующим образом: операция может быть включена в интерфейс подсистемы, если в составе этой подсистемы имеется объект (подсистема), интефейс которого содержит эту операцию. Интерфейсы описываются на языке описания интерфейсов IDL (Interface Definition Language) .

Все возможности по обработке данных внутри подсистемы (т.е. в каждом компоненте, входящем в ее состав) определяются набором интерфейсов ее компонентов, который определяет внутреннее окружение подсистемы .

Если для некоторой подсистемы оказывается, что ни один ее компонент не содержит операции, которую желательно включить в ее интерфейс, в ее состав можно добавить объект, реализующий такую операцию. Такой объект называется интерфейсным объектом . Интерфейсные объекты позволяют согласовать внешний интерфейс подсистемы с ее внешним окружением , т.е. с интерфейсами других объектов и подсистем, которые вместе с рассматриваемой подсистемой составляют подсистему более высокого уровня.

Поясним введенные понятия на примере системы банковского обслуживания. В ее составе можно выделить подсистему банк (на самом деле в системе будет несколько экземпляров подсистемы банк — по одной для каждого банка, входящего в консорциум). При этом объектная модель системы примет вид, изображенный на рисунке 2.43.

Рис. 2.43. Объектная диаграмма банковской сети после выделения подсистемы банк

При этом внешние интерфейсы подсистем банк и окружение вместе с интерфейсами объектов ATM и консорциум образуют внутреннее окружение системы банковского обслуживания. Ее внешнее окружение представлено на рисунке 2.42; оно состоит из внешних интерфейсов различных программных систем, используемых в системе банковского обслуживания (на рисунке показана лишь часть этих систем), и ее собственного внешнего интерфейса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *