Кому на руси жить хорошо вопросы егэ
Перейти к содержимому

Кому на руси жить хорошо вопросы егэ

  • автор:

Кому на руси жить хорошо вопросы егэ

Вариант составлен в соответствии с требованиями ФИПИ.

Даны задания № 1-9 и подробные ответы на них, а также необходимые теоретические сведения. Материал поможет при подготовке к ЕГЭ.

Версия для копирования удобна для использования теста на уроках.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните

задания 1–9.

Сладка еда крестьянская,
Весь век пила железная
Жует, а есть не ест!
Да брюхо-то не зеркало,
Мы на еду не плачемся…
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
А есть еще губитель-тать
Четвертый, злей татарина,
Так тот и не поделится,
Все слопает один!
У нас пристал третьеводни
Такой же барин плохонький.
Как ты, из-под Москвы.
Записывает песенки,
Скажи ему пословицу,
Загадку загани.
А был другой — допытывал,
На сколько в день сработаешь,
По малу ли, по многу ли
Кусков пихаешь в рот?
Иной угодья меряет,
Иной в селеньи жителей
По пальцам перечтет,
А вот не сосчитали же.
По скольку в лето каждое
Пожар пускает на ветер
Крестьянского труда?

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).

К какому литературному направлению относится произведение Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Правильный ответ

Ответ: реализм

Пояснение.

Реализм – это литературное направление, главной особенностью которого является правдивое изображение действительности в её типичных чертах.

Произведение Н.А. Некрасова имеет пролог, главы, эпилог. Как называется построение художественного произведения?

Правильный ответ

Ответ: композиция.

Пояснение.

Композиция – внутренняя организация художественного произведения, построение эпизодов, главных частей, системы событий и образов персонажей.

Правильный ответ

Ответ: 235

Пояснение.

2)просторечная лексика: «пихаешь», «загани», «брюхо-то», «слопает».

3)метафора

По скольку в лето каждое
Пожар пускает на ветер
Крестьянского труда.

5) эпитет: «барин плохонький».

Вспомним теорию.

Эпифора – это одна из стилистических фигур, которая выражается в повторении одних и тех же слов или сочетаний слов в конце предложений.
Просторечная лексика – это разновидность разговорной лексики, для которой характерен отход от литературных норм языка; часто имеет оттенок грубости, фамильярности; упрощённости, сниженности речи; это просто признак неграмотности. Свойственна была людям из простого народа, городским низам Сегодня может использоваться в некоторых видах беседы: в шутливой или фамильярной речи, в словесных перепалках и тому подобное, имеет ярко выраженный экспрессивный характер: башка, нахрапистый, давеча, завсегда, отродясь, напополам; инженерá, шоферá, средствá, хозяевá; транвай, колидор, чулков, носок, туфлей.

Метафора – это троп, то есть слово или сочетание слов, употреблённое в переносном смысле. Представляет собой скрытое сравнение, при котором нет того предмета, с чем сравнивается что-то. Метафора – это существительное или глагол в переносном смысле.

Литота – это троп, имеющий значение приуменьшения каких-либо качеств, свойств описываемых предметов или явлений.

Эпитет – это троп, то есть слово или сочетание слов, употреблённое в переносном смысле. Представляет собой определение, образно, эмоционально описывающее что-либо, передающее отношение автора к предмету описания.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЦИТАТЫ.
А) Савелий.

Б) Гриша Добросклонов.

Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

На всей святой Руси!»

2) «В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…»

3) «…Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Правильный ответ

Ответ: 412

Пояснение.

3) «…Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

У Бога самого. » ( О Матрёне Тимофеевне).

Правильный ответ

Ответ: антитеза

Пояснение.

По малу ли, по многу ли
Кусков пихаешь в рот?

Антитеза – это художественный приём, заключающийся в противопоставлении явлений, характеров, событий, образов, состояний и пр., связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Правильный ответ

Ответ: фразеологизм

Пояснение.

По пальцам перечтет,
А вот не сосчитали же.

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности, а воспринимается как единое цело; фразеологизм всегда можно заменить одним словом; слова во фразеологизме употреблены в переносном смысле.

В каком журнале впервые были напечатаны главы из произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Правильный ответ

Ответ: современник

Пояснение.

Поэма выходила в свет отдельными главами.

Впервые появился в печати «Пролог» поэмы в 1866 г. в журнале «Современник».

В 1869 г. этот же пролог без изменений был напечатан вместе с первой главой «Поп» в № 1 «Отечественных записок», а в № 2 (февраль) помещены были главы вторая («Сельская ярмонка») и третья («Пьяная ночь»).
В том же журнале за 1870 г. в № 2 напечатаны две главы первой части: «Счастливые» и «Помещик».
Затем часть поэмы под заглавием «Последыш» была опубликована в № 3 «Отечественных записок» за 1872 г. и часть «Крестьянка» в № 1 «Отечественных записок» за 1874 г.
Что же касается последней — четвертой части поэмы, то она при жизни поэта так и не появилась в печати, хотя этого очень желал умирающий Некрасов. Цензура дважды вырезывала ее из готовой к выпуску книжки «Отечественных записок» (1876 г., № 9 и 1877 г., № 1). И только три года спустя после смерти поэта, в 1881 г., Салтыкову-Щедрину, заменившему Некрасова в «Отечественных записках», все же удалось напечатать эту часть, однако со значительными цензурными купюрами.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);

укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Как в данном эпизоде «Кому на Руси жить хорошо» намечается одна из основных проблем произведения – проблема нелёгкой крестьянской доли?

Правильный ответ

Примерный ответ.

В данном эпизоде показана тяжёлая крестьянская жизнь, наполненная ежедневным непосильным трудом. Желающих воспользоваться этим много: Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Да ещё приказчики, которые всё измерят, всё чётко определят, сколько с каждого крестьянина взять. Одного не учитывают они — как тяжела крестьянская доля, как вдруг засуха или пожар могут уничтожить всё, что создано.

А вот не сосчитали же.
По скольку в лето каждое
Пожар пускает на ветер
Крестьянского труда.

Таким образом, в данном отрывке из произведения чётко прослеживается одна из основных проблем – проблема нелёгкой доли крестьян. Автор с глубоким сочувствием пишет о народе.

В каких произведениях русской классики поднята проблема тяжёлой доли простого народа и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Правильный ответ

Примерный ответ.

Проблема тяжёлой доли народа – одна из основных в произведениях XVIII -XIX , да и начала 20 века.

Грибоедов. «Горе от ума».

Тема народа, его бедственного положения – одна из тем произведения. И хотя народных героев среди действующих лиц практически не , о нём, о его судьбе, о бесправном положении высказывается Чацкий в своих речах. Так в монологе «А судьи кто?» он дал уничижительную картину жесткого отношения помещиков к крепостным. «Тот Нестор негодяев знатных», спокойно продал поодиночке детей, оторвав их от матерей, заставив играть в театре. Он не пожалел их, продав каждого как вещь за долги. Автор уверен, что есть «божий суд», что настанет время , когда помещикам придётся отвечать за их жестокое отношение к простым людям.

Салтыков-Щедрин. «История одного города».

Глуповцы, герои произведения, показаны пассивными, запуганными властью людьми. Главные их черты – терпение и слепая вера в начальство. И сколько ни бедствуют они, сколько ни измываются над ними градоначальники, глуповцы все продолжают надеяться на лучшее. Появление каждого нового градоначальника они встречали искренним ликованием. Еще в глаза не видя вновь назначенного правителя, они уже называют его “красавчиком” и “умницей”, поздравляют друг друга. Конечно, и среди глуповцев порой находились люди смелые, готовые заступиться за народ, высказать градоначальникам всю правду. Однако “заступники народные” быстро пропадали, а народ при этом “безмолвствовал”.
Писатель хотел видеть народ свободным и счастливым. Он верил в народ, в его огромные потенциальные возможности. Но писатель с горечью видел, что современный народ еще далек от этого идеала.

Вывод.

Все произведения объединяет изображение бесправного положения народа и в то же время вера автора , что всё изменится, что народ станет свободным и счастливым, а также огромная любовь писателей к народу, боль за их судьбу.

Кому на руси жить хорошо вопросы егэ

Вариант составлен в соответствии с требованиями ФИПИ.

Даны задания № 1-9 и подробные ответы на них, а также необходимые теоретические сведения. Материал поможет при подготовке к ЕГЭ.

Версия для копирования удобна для использования теста на уроках.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните

задания 1–9.

Крестьяне рассмеялися
И рассказали барину,
Каков мужик Яким.
Яким, старик убогонький,
Живал когда-то в Питере,
Да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось!
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину
И за соху взялся.
С тех пор лет тридцать жарится
На полосе под солнышком,
Под бороной спасается
От частого дождя,
Живет — с сохою возится,
А смерть придет Якимушке —
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох…
С ним случай был: картиночек
Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть.
Пришла немилость божия,
Деревня загорелася —
А было у Якимушки
За целый век накоплено
Целковых тридцать пять.
Скорей бы взять целковые,
А он сперва картиночки
Стал со стены срывать;
Жена его тем временем
С иконами возилася,
А тут изба и рухнула —
Так оплошал Яким!
Слились в комок целковики,
За тот комок дают ему
Одиннадцать рублей…
«Ой брат Яким! недешево
Картинки обошлись!
Зато и в избу новую
Повесил их небось?»
— Повесил — есть и новые, —
Сказал Яким — и смолк.

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».)

Правильный ответ

Ответ: лироэпос

Пояснение.

Лиро-эпическое произведение — сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме. В произведениях лиро-эпического рода жизнь отражена, с одной стороны, в стихотворном повествовании о поступках и переживаниях человека или людей, о событиях, в которых они принимают участие; с другой стороны, — в переживаниях поэта-повествователя, вызванных картинами жизни, поведением действующих лиц в его стихотворном рассказе.

Правильный ответ

Ответ: диалог.

Пояснение.

Диалог.

«Ой брат Яким! недешево
Картинки обошлись!
Зато и в избу новую
Повесил их небось?»
— Повесил — есть и новые, —
Сказал Яким — и смолк.

Правильный ответ

Ответ:135

Пояснение.

1)уменьшительно-ласкательная лексика: убогонький, липочка, под солнышком, Якимушка, картиночки и др.

3)эпитет: «старик убогонький».

А было у Якимушки
За целый век накоплено
Целковых тридцать пять.

Вспомним теорию.

Уменьшительно-ласкательная лексика – это слова, образованные при помощи суффиксов — ЕК (сыночек) ,-ИК ( столики), -ЕЧК ( Юлечка), -ЕНЬК (Сашенька), -ОЧК ( сказочка), -ОНЬК ( яблонька), -УЛ ( сынуля). При помощи данных слов можно можем выразить различные эмоции и оценки: ласку, нежность, восхищение, умиление, пренебрежение, ненависть и так далее.
Эпитет – это троп, то есть слово или сочетание слов, употреблённое в переносном смысле. Представляет собой определение, образно, эмоционально описывающее что-либо, передающее отношение автора к предмету описания.

Антитеза — это удожественный приём, заключающийся в противопоставлении явлений, характеров, событий, образов, состояний и пр., связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Перифраз – это непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей, например, «голубая планета» вместо «Земля», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат» и т. п.

Гипербола – это приём преувеличения с целью усиления выразительности, подчёркивания мысли.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЦИТАТЫ.
А) Матрёна Тимофеевна.

Б) Гриша Добросклонов.

Горючих слез…»
4) «Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое

Правильный ответ

Ответ: 341

Пояснение.

2) «…Ни в ком противоречия,

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция. »

Это слова помещика Оболт-Оболдуева.

Правильный ответ

Ответ: просторечная

Пояснение.

Просторечная лексика – это разновидность разговорной лексики, для которой характерен отход от литературных норм языка; часто имеет оттенок грубости, фамильярности; упрощённости, сниженности речи; это просто признак неграмотности. Свойственна была людям из простого народа, городским низам Сегодня может использоваться в некоторых видах беседы: в шутливой или фамильярной речи, в словесных перепалках и тому подобное, имеет ярко выраженный экспрессивный характер: башка, нахрапистый, давеча, завсегда, отродясь, напополам; инженерá, шоферá, средствá, хозяевá; транвай, колидор, чулков, носок, туфлей.

Правильный ответ

Ответ: сравнение

Пояснение.

Сравнение – это сопоставление различных предметов, явлений и пр. с целью выявления общих свойств, качеств, признаков. При сравнении часто используются сравнительные союзы как, словно, будто, что.

Правильный ответ

Ответ: отменакрепостногоправа.

Пояснение.

В 1861 году император Александр II отменил крепостное право в России. Н.А. Некрасов начал работать над произведением в 1863 году, чтобы показать, «счастлив» ли стал народ.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);

укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

8. Как в данном эпизоде произведения Н.А. Некрасова отражена тема искусства?

Правильный ответ

Примерный ответ.

Н.А. Некрасов любил простой народ, посвятил ему своё творчество. Многие положительные народные черты показал он в своих произведениях. Так поэт отмечал любовь простого человека к искусству.

В данном эпизоде на примере жизни Якима Нагого читатель видит тягу людей к искусству, ко всему прекрасному. Яким покупал на ярмарке «картиночки» — незатейливые рисунки, украшал ими свою избу, прививал любовь к живописи своему сыну. Удивительно, но, когда начался пожар в его доме, он в первую очередь спасал именно эти картинки, которые оказались для него дороже, чем деньги, заработанные непосильным трудом. Картинки он снова повесил в своём новом доме, да ещё и новые купил.

А он сперва картиночки
Стал со стены срывать;
Тяжела была жизнь крестьянина, но он находил средства, чтобы купить «картиночки». Как о многом свидетельствует данный эпизод! О богатом внутреннем мире простого человека, о его стремлении к прекрасному, несмотря на безрадостное существование.

9. В каких произведениях русской классики показан интерес простого народа к произведениям искусства, любовь к культуре. В чём эти произведения можно сопоставить с произведением Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Правильный ответ

Примерный ответ.

Народ испокон веков любил культуру, тянулся к прекрасному. Песни, сказания пословицы и поговорки скрашивали жизнь простых людей. Во многих произведениях русской классической литературы показан интерес народа к искусству, любовь к культуре.

1 пример.

Так в рассказе «Певцы» из «Записок охотника» И.С. Тургенева показано, как может прекрасно петь народ, как затрагивают души его песни, как много было поистине талантливых представителей народа. В своеобразном певческом конкурсе в одной из питейных участвуют рядчик из Жиздры и Яшка-турок. Прекрасный голос у рядчика, но не тронула его песня сердца присутствующих. Тогда запел Яшка. Что-то завораживающее было в его пении, до глубины души тронул исполнитель сердца слушателей. Талантлив Яшка, любят песни простые люди, но как же трудна и беспросветна их доля!

2 пример.

А.М. Горький. «Детство». Автор показал танец бабушки Алёши Пешкова — Акулины Ивановны- и Цыганка. Редки минуты отдыха у этих людей, но как они могут повеселиться! Движения бабушки спокойные, лёгкие, плавные. Через танец героиня раскрывала свою душу, словно повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах. Лицо её «засияло доброй, приветливой улыбкой», словно она вспоминала о чем-то радостном, счастливом. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

В пляске Цыганка проявились главные свойства его характера — свободолюбие, непокорность, сила духа: «Казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда…» .Танец помог автору раскрыть ярче характеры героев, показать, как они любят повеселиться, как прекрасно танцуют. Но в то же время именно танец подчёркивает, как отлична жизнь от этих немногих радостных мгновений.

Все произведения сближает то, что авторы показали огромную любовь и стремление простых людей к прекрасному, к искусству, что много талантов среди них. Однако бесправное положение, изнуряющий труд, ужасные условия жизни не позволяли раскрыться до конца таланту, а произведения искусства помогали скрашивать серые и унылые дни.

Направление «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Материал для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» в 2020-2021 учебном году для 11 класса.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Выберите ниже интересующий вас материал:

3. Произведения Читать 0 мин.

Работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов начал в середине 1860-х годов. Точная дата начала работы над первой частью поэмы неизвестна, однако в конце рукописи есть авторское обозначение: «1865 г.». Хронология поэмы, ее жизненная основа связаны с общественной атмосферой именно пореформенного времени, с отменой крепостного права в 1861 году.

Зимой 1866 года подписчики «Современника» стали первыми читателями нового произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: в журнале было напечатано начало поэмы – пролог. В прологе Н.А. Некрасов стремился сразу же обнаружить главную, коренную мысль – «идею» своей поэмы, указать на значительность ее, предупредить о грандиозности и долговременности событий, которые в поэме совершатся. Потому-то сама поэма росла год от года, являлись новые и новые части и главы. Прошло более десяти лет, и все же к моменту смерти автора она осталась неоконченной.

В классической русской литературе, как, может быть, ни в какой другой, есть несколько таких произведений, которые, входя в самый первый художественный ряд, тем не менее производят впечатление незаконченных («Евгений Онегин» А.С. Пушкина) или и в самом деле не закончены («Мертвые души» Н.В. Гоголя). К их числу принадлежит и поэма «Кому на Руси жить хорошо».

В этом случае к обычным загадкам, которые несет всякое великое явление искусства, добавляются новые: что сделал бы автор со своими героями дальше, куда бы их повел. Особенность подобных «незавершенных» произведений связана с самой эпической сутью русской литературы, которая обращена к жизни в целом и, не сковывая себя, не столько следует «сюжету» и «герою», сколько отдается движению, потоку самой жизни.

Сам Н.А. Некрасов своего расположения уже завершенных частей поэмы не оставил. Вот и расставляют исследователи и издатели эти части на разный манер. Сомнений не вызывает только первая часть. Да и здесь не все ясно, что делать с прологом: то ли это пролог к первой части, то ли ко всей поэме. Именно в прологе сформулировался рефрен – «кому живется весело, вольготно на Руси», который постоянным напоминанием пройдет через всю поэму.

Кажется, замысел поэмы четко намечен в прологе. Семеро крестьян затевают спор о том, каким группам населения «на Руси жить хорошо», и в совокупности как будто совершенно правильно определяют эти группы. Но, не знакомые с жизнью верхних слоев общества, они решают совместно выяснить, «кому живется весело, вольготно на Руси», и для этого опросить представителей всех названных групп.

Пока здесь нет еще ничего странного, кроме разве того, что все спорящие принимают презумпцию, согласно которой хорошо живется лишь одному из названных кандидатов – то есть либо помещику, либо чиновнику и т. д., – в результате чего и возникает спор, переходящий в жестокую драку. Но это – условность, мотивирующая дальнейшее путешествие спорщиков и мотивированная фольклорно-сказочным колоритом пролога. Вообще же не было бы, кажется, ничего странного, если бы поэт захотел показать «вольготную» жизнь господствующих слоев общества как бы увиденной глазами самого народа и судимой его судом, подобно тому как это сделал впоследствии Лев Толстой в «Плодах просвещения». Странность же замысла поэмы Н.А. Некрасова состоит в том, что никто из опрашиваемых кандидатов в счастливые не признает себя счастливым и каждый убеждает опрашивающих странников в том, что не он тот счастливец, которого они ищут. А поскольку среди низших слоев уже заведомо нет счастливых, их, значит, нет ни в одном слое общества.

В написанных частях поэмы из предполагаемых счастливцев опрошены лишь поп и помещик, в черновике еще чиновник. Все они считают себя несчастными. Но ведь нелепо было бы предположить, что по замыслу поэмы несчастливая доля попа, помещика и чиновника должна была быть противопоставлена счастливой доле купца, министра или царя. Значит, несчастливы и они.

Замысел Н.А. Некрасова документирован мемуарным свидетельством Глеба Успенского, который так передает свой разговор с поэтом: «Однажды я спросил его: – А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»? – А вы как думаете? Н. А. улыбался и ждал. Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев. – Этому? – спросил я. – Ну вот! Какое там счастье! И Н. А. немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца. – Так кому же? – переспросил я. И тогда Н. А., вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой: – Пья-но-му»! Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. п. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, «подпоясанного лычном», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо».

Подобный финал, вероятно, означает, что в стране, где нет подлинного счастья, возможно лишь иллюзорное счастье, символом которого и является счастье пьяного. Г.И. Успенский не раскрывает, кого из предполагаемых счастливцев он назвал Н.А. Некрасову. Цензурный характер умолчания Г.И. Успенского очевиден: любой другой кандидат, кроме царя, мог быть назван прямо. А уж если и царь несчастлив, что же говорить о прочих кандидатах? Итак, Н.А. Некрасов положил в основу поэмы мысль о том, что сильные мира сего, включая самого царя, – совсем несчастливые люди, что нет и не может быть счастливого на Руси.

Н.А. Некрасов мечтал закончить поэму «Кому на Руси жить хорошо» и горько сожалел во время тяжелой предсмертной болезни о невозможности сделать это. А.С. Суворин рассказывает: «Большие надежды возлагал он на свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Уже больной, он раз говорил с одушевлением о том, что можно было бы сделать, «если б еще года три-четыре жизни. Это такая вещь, которая только в целом может иметь свое значение. И чем дальше пишешь, тем яснее представляешь себе дальнейший ход поэмы, новые характеры. Начиная, я не видел ясно, где ей конец, но теперь у меня все сложилось, и я чувствую, что поэма все выигрывала бы и выигрывала». А.А. Буткевич писала С.И. Пономареву 13 декабря 1878 года: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была любимым детищем брата; он часто во время болезни вспоминал о ней и еще незадолго до смерти сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Окончание поэмы должно было быть связано с Гришей Добросклоновым или людьми его типа. На это указывает письмо Н.А. Некрасова к А.Т. Малоземовой от 2 апреля 1877 года. Прочтя опубликованные части «Кому на Руси жить хорошо», сельская учительница Малоземова написала Н.А. Некрасову письмо с опровержением основной мысли автора о том, что счастливых на Руси нет. Она писала, что чувствует себя счастливым человеком, несмотря на то, что стара, некрасива, бедна. Она счастлива тем, что посвятила свою жизнь народному благу, воспитывает из крестьянских детей людей «с сознанием человеческого достоинства» и отдает народу все свои силы. Отвечая на это письмо, Н. А. Некрасов писал: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы – ей не суждено окончиться». Возможно, так преобразовалась идея поэмы. Счастливые есть на Руси, это друзья народа, – от тех, которые скромно работают для его блага, до тех, которые готовы умереть за народ».

Гриша Добросклонов – человек счастливый и в своем сознании, и по оценке автора. Но, если Н.А. Некрасов мечтал продолжить и закончить поэму, Гриша Добросклонов и ему подобные должны были быть сведены с семью странниками и признаны счастливыми их решением.

А возможно, заключая поэму, Н.А. Некрасов так и не видел ясно, где ее конец. Да и возможен ли в такой поэме конец? Очевидно, дело не в том, что можно было получить однозначный ответ, указать пальцем: «Вот – счастливый. » Однако Н.А. Некрасов, хотя уже и не надеялся на завершение работы, все же страстно желал обнародовать то, что — это становилось ясно – должно было оказаться пусть не окончанием поэмы, но все же концом работы над ней, хотел, как, наверное, сказал бы кто-нибудь из героев Ф.М. Достоевского, «мысль объявить». Хотя поэма осталась неоконченной, и в этом смысле
Н.А. Некрасов, подобно А.С. Пушкину, уносил с собой некую неразгаданную тайну, но – «мысль объявлена». Если главный тезис всего позднего творчества Н. Некрасова– «Дряхлый мир на роковом пути», то главный в нем же антитезис этому – любовь, посылка к другим, круговая порука – «Пир на весь мир». Скрытный, замкнутый, хандрящий, раздраженный, грустный Н.А. Некрасов, как, может быть, никто в русской литературе, нес в себе эти начала. Оказалось, что в стихах четвертьвековой давности он пророчески написал и о себе: Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он – ненавидя!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *