На что конкретно направляются средства пфр
Перейти к содержимому

На что конкретно направляются средства пфр

  • автор:

На что конкретно направляются средства пфр

Важно знать, что, помимо страховой, есть еще государственная пенсия, которую за счёт бюджетных средств получают работники государственных органов (полицейские, военные и т.д.), негосударственная — формируется за счет ваших средств и доходов негосударственных пенсионных фондов (НПФ), корпоративная — пенсия от работодателя и накопительная.

Как формируется?

Работодатели перечисляют в Пенсионный Фонд России (ПФР) страховые взносы — 22% от вашей заработной платы. Эти 22% не вычитаются из вашей зарплаты и не имеют отношения к НДФЛ (13%), а уплачиваются за счет работодателя.
До 2014 года 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%). А с 2014 года накопительная пенсия «заморожена», и все 22% идут на страховую пенсию. Управлять можно только накопительной пенсией — той суммой, которую успели накопить до «заморозки». Например, перевести свои накопления в НПФ или оставить в ПФР. Страховой пенсией управляет ПФР, складывается она из фиксированной и переменной частей. С 2015 года переменная часть формируется в баллах – это 16% взносов из 22%, уплачиваемых работодателем от заработной платы работника. А 6% не переводятся в баллы и идут на формирование фиксированной выплаты.

Как переводятся страховые взносы в баллы?

  • за срочную воинскую службу по призыву — 1,8 балла
  • за отпуск по уходу за первым ребенком — 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим – 5,4
  • за уход за инвалидом или пожилым человеком — 1,8 балла.

Разберем на примере.
Зарплата Ивана Владимировича составляет 30 000 рублей в месяц, в год — 360 000 рублей.
Таким образом, максимальный размер взносов равен 57 600 рублей (360 000*16%= 360 000/100*16). С этого размера взносов и будут рассчитываться баллы.
Теперь посчитаем, сколько баллов накопит Иван Владимирович за каждый год работы, начиная с 2015: 57 600 / 127 360 * 10 = 4,52 балла

Как переводятся баллы в рубли, когда вы выходите на пенсию?

Здесь все очень просто, нужно перемножить всего две цифры:
Страховая пенсия = количество баллов * стоимость 1 балла

Например, Иван Владимирович за время трудового стажа накопил 118 пенсионных баллов.
Поскольку нельзя заранее знать, сколько будет стоить 1 балл через 5-7 лет, в нашем примере мы возьмем стоимость 1 балла как в 2016 году — 1 балл равен 74,27 руб.
Страховая пенсия, не включая фиксированную часть, составит 8 763,86 рублей (118 * 74,27).
Для расчета размера страховой пенсии, которую будет получать Иван Владимирович, добавим фиксированную выплату (она одного размера для всех) — в 2016 году она составляет 4558, 93 рублей.
Итого страховая пенсия составит 13 322,79 рублей.

Куда идти за пенсией?

Страховую пенсию выплачивает ПФР. Накопительную — ПФР или НПФ, зависит это от того, где вы ее формировали.
Если у Ивана Владимировича есть накопительная пенсия, то ее прибавляем к страховой пенсии. Иначе, доход нашего героя на пенсии составит 13 322,79 рублей в месяц.

Размер будущей пенсии можно увеличить

Стоит помнить, что ситуацию с пенсией можно улучшить. Например, если бы Иван Владимирович оформил индивидуальный пенсионный план, и самостоятельно делал взносы, тогда к страховой и накопительной пенсии добавилась бы еще и негосударственная пенсия, и доход на пенсии мог быть не меньше его зарплаты.

Это важно знать

Есть условия, при выполнении которых назначается пенсия. У вас должен быть минимально установленный трудовой стаж и минимальное количество накопленных баллов. Если вы планируете выйти на пенсию с 2025 года и после стаж должен быть 15 лет, а количество баллов — 30. Минимальные требования для других лет приведены в таблице:

Год Минимальный страховой стаж Минимальное количество баллов
2016 7 9
2017 8 11,4
2018 9 13,8
2019 10 16,2
2020 11 18,6
2021 12 21
2022 13 23,4
2023 14 25,8
2024 15 28,2
2025 и позднее 15 30

На что конкретно направляются средства пфр

В данной работе авторами раскрыты особенности внебюджетных фондов, в частности Пенсионного фонда как важнейшего и наиболее крупного по величине финансовых ресурсов, рассмотрены источники формирования и модели пенсионных систем.

Внебюджетные фонды являются важным компонентом системы публичных финансов во всех развитых странах мира. Увеличение их количества и совокупного объема аккумулируемых средств характерная особенность для экономически развитых стран. Это объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных проблем.

Исключительная особенность внебюджетных фондов — осуществление финансирования ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.

Важнейшим и наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации. Его бюджет второй по величине и составляет 50% федерального бюджета, на его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все внебюджетные фонды.

Пенсионный Фонд России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Это самостоятельный финансовый институт, средства которого находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд России обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, финансирование соответствующих расходов; капитализацию средств, привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов; участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.

Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Пенсионного фонда России формируются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства Пенсионного фонда России направляются на: выплату государственных, трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России и его органов и др.

Пенсионный фонд России, являясь крупнейшим финансовым институтом государства по консолидации денежных средств для текущей выплаты государственных пенсий, одновременно, в соответствии с действующим законодательством, является одним из важнейших элементов всей государственной бюджетной системы России. Особенности Пенсионного фонда России, вытекающие из необходимости выполнения этих функций, четко регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда полностью автономен от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства России и должен быть сбалансирован по доходам и расходам путем регулирования размера и условий уплаты единого социального налога (ЕСН) различными категориями плательщиков. Альтернативным регулятором сбалансированности бюджета служат размер и сроки повышения пенсий, а также способ индексации пенсии. Его доходная часть формируется исходя из величины ставки страховых взносов либо ЕСН для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законодательством, а расходная часть — в полном соответствии с условиями исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного Фонда России осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и другими контролирующими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Трудовая пенсия по источникам финансирования смешанная. Базовая часть трудовой пенсии финансируется из государственного бюджета, страховая часть — из бюджета Пенсионного фонда России. Государственные пенсии финансируются из федерального бюджета.

Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей средства через банк плательщика поступают в районные отделения налоговой службы и далее в региональные отделения Пенсионного Фонда России, на счет Пенсионного фонда России в Казначействе, откуда через Центральный Банк Российской Федерации или банк, им уполномоченный, направляются в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам.

В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы-доноры), излишек переводится региональным отделением в централизованный фонд, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.

Сложившаяся в России структура финансовых потоков не обеспечивает достаточного контроля со стороны центрального аппарата за добросовестностью финансовых операций на местах. Кроме того, существуют очевидные стимулы для руководителей регионального уровня удерживать у себя как можно больше средств. Не отрицая обоснованности этих выводов, все же отметим положительный аспект существующей структуры финансовых потоков пенсионной системы: она создает на местах возможность наиболее полного решения собственных проблем.

Таким образом, в целях выполнения накопленных государственных пенсионных обязательств создана специализированная финансовая система пенсионного страхования, основанная на принципе систематического отчисления части текущего заработка (либо иного дохода) застрахованного лица в целевой фонд с последующим обязательством выплаты соответствующей суммы. Пенсионный Фонд России в свою очередь выполняет функцию концентрации, хранения и распределения накопленных ресурсов для выплаты гарантированных государством пенсий. Следует отметить, что современное пенсионное законодательство предусматривает возможность, помимо федеральных пенсионных обязательств, выплачивать дополнительные виды пенсий из средств бюджетов субъектов Федерации.

Финансовая нагрузка, связанная с содержанием пожилого поколения, составляет существенную долю валового внутреннего продукта (рисунок 1) и продолжают увеличиваться.

Рис. 1. Расходы на пенсионное обеспечение в различных странах мира

Принципиальное различие пенсионных систем заключается в методах их финансирования. Выделяют два основных способа финансирования пенсионных систем:

  • распределительный (нефондируемый), при котором покрытие текущих пенсионных расходов приходится из текущих поступлений. Данный метод получил название PAYG (pay-as-you go);
  • накопительный (фондируемый), при котором средства идут на создание специального фонда (резерва), обеспечивающего все пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Во многих развитых странах пенсионное обеспечение основано на распределительной пенсионной системе (таблица 1).

Платежеспособность распределительной (нефондируемой) пенсионной системы определяется возможностью аккумулировать средства для выплаты пенсий в объеме, требуемом в данный момент. Пенсионеры получают пенсии за счет работающих, и искусственно поддерживается баланс примерного равенства всех взносов и выплат. Поддержание баланса осуществляется за счет согласования значений основных величин пенсионной системы: пенсионного возраста, размера пенсии, страховых тарифов, что выражается следующей формулой:

ОЧР — общее число работающих (плательщиков пенсионных взносов);

СЗ — средняя заработная плата;

СПВ — ставка пенсионных взносов;

ОЧП — общее число пенсионеров;

СП — средняя пенсия.

Таблица 1. Финансирование пенсионных систем

Как управлять средствами пенсионных накоплений

10% на страховую часть и 6% на накопительнуюСегодня основа трудовой пенсии – это страховые взносы работодателей на обязательное пенсионное страхование, которые они уплачивают за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). У граждан 1967 года рождения и моложе страховые взносы распределяются между двумя частями будущей трудовой пенсии по старости: страховой и накопительной.

Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, которые страхователь начисляет за своего работника, фиксируются на индивидуальном лицевом счёте последнего, но не как реальные деньги на банковском счёте, а в виде пенсионных прав, гарантированных государством. Страховая часть трудовой пенсии регулярно индексируется в соответствии с постановлениями правительства РФ. Сами деньги, поступившие на страховую часть, идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Такая пенсионная система называется солидарной.

С накопительной частью дела обстоят иначе. Работодатель перечисляет взносы на накопительную часть пенсии, затем они поступают в ПФР и, далее, инвестируются в соответствии с выбором самого работника. Таким образом, эти средства не идут на выплату текущих пенсий. Страховые взносы, поступающие на накопительную часть пенсии передаются специализированной организации – управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду (НПФ), которые, в соответствии с законодательством, инвестируют средства пенсионных накоплений. Доход от инвестирования пенсионных накоплений увеличивает накопительную часть.

Напоминаем, что с 1 января 2014 года в связи с внесенными в законодательство изменениями, тариф страховых взносов* для застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе будет составлять:

10% на страховую часть и 6% на накопительную
или
14% на страховую и 2% на накопительную

Определить тариф страховых взносов каждому гражданину необходимо самостоятельно до 31 декабря 2013 года.

Выбор распределения тарифа страховых взносов осуществляется путем выбора способа формирования накопительной части трудовой пенсии:

Через Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом Вы можете выбрать:

Частную управляющую компанию – выбор тарифа страховых взносов с 2014 года будет составлять 10% на страховую часть и 6% — на накопительную.

Осуществлять доверительное управление средствами пенсионных накоплений имеют право только те управляющие компании, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Конкурсы по отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров проводит ПФР**.

Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений не являются собственностью управляющей компании, а относятся на прирост пенсионных средств, переданных ей в доверительное управление.

один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) — Внешэкономбанка (инвестиционный портфель государственных ценных бумаг или расширенный инвестиционный портфель). При этом, гражданин может выбрать тариф распределения страховых взносов (10% на страховую часть и 6% на накопительную или 14% на страховую и 2% на накопительную).

Если же человек не подал заявление о выборе УК или НПФ и не подаст его до 31 декабря 2013 года, то с 1 января 2014 года его накопительная часть пенсии будет формироваться именно Внешэкономбанком, причем 14% страховых взносов идет на страховую часть и 2% — на накопительную. Стоит отметить, что в рамках действующего законодательства, права выбора тарифа страховых взносов у таких граждан больше не будет.

При формировании средств пенсионных накоплений через ПФР их инвестирование осуществляет выбранная Вами управляющая компания или государственная управляющая компания, а учет средств пенсионных накоплений, назначение и выплаты за счет средств пенсионных накоплений осуществляет ПФР.

Через негосударственный пенсионный фонд

Вы можете выбрать один из негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Негосударственный пенсионный фонд самостоятельно принимает решение о количестве управляющих компаний, с которыми он заключает договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, а также осуществляет назначение и выплату пенсий за счет средств пенсионных накоплений. Тариф страховых взносов с 2014 года – 10% на страховую часть и 6% -на накопительную.

Более 726 тыс. жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области инвестируют свои пенсионные накопления через НПФ или частные управляющие компании.

Перечень управляющих кампаний и негосударственных пенсионных фондов, формы заявлений и образцы их заполнения размещены на сайте Пенсионного фонда России www.pfrf.ru. Кроме того, на сайте ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (www.pfrf.ru/ot_peter) можно ознакомиться со списком трансфер-агентов и узнать контактные данные пунктов приема заявлений о переводе средств пенсионных накоплений в управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды.

Информацию о способах выбора тарифа страховых взносов можно также найти на сайте www.pfrf.ru в разделе «О пенсионных накоплениях».

* В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования».

** В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (вступление в силу с 1 сентября 2013 года).

«Место и роль Пенсионного фонда Российской Федерации в реализации государственной социальной политики» / И.Г. Звержеева

Право на пенсию – одно из основных прав, установленных Конституцией РФ (ч.1 ст.39), которые согласуются с нормами международного права, современными стандартами обеспечения социальной помощи и защиты права на жизнь. Более 43 млн. граждан России являются пенсионерами по линии Пенсионного фонда. В Хабаровском крае около 400 тысяч.

Пенсионный фонд России сегодня – это крупная вертикально интегрированная структура государственных учреждений, реализующих государственные полномочия по пенсионному страхованию, пенсионному обеспечению и отдельным мерам государственной социальной поддержки. Подразделения фонда представлены во всех региональных и районных центрах.

У нас в крае ПФР — это Отделение по Хабаровскому краю и подведомственные учреждения — Центр по выплате пенсий, а также территориальные подразделения – Управления либо на правах отделов – Клиентские службы в каждом районе края. Ежедневно к нам обращаются за различными услугами от 600 до 1 тыс. человек, в год – около полумиллиона человек, т.е. практически каждый третий житель края.

Ежегодные расходы Отделения, направляемые на различные выплаты гражданам, сопоставимы с годовым бюджетом Хабаровского края. Ежемесячно на выплату пенсий и социальных выплат Отделение направляет более 6,5 млрд. руб. В 2019 году на эти цели запланировано около 79 млрд руб., а с учетом выплат материнского капитала – 81,5 млрд руб.

Слайд 3

История ПФР насчитывает без малого уже три десятилетия. Практически ПФР – ровесник новой современной России.

В ноябре 1990 года на смену 2-м Законам «О государственных пенсиях» 1956г. и 1964г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» был принят 340-й закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который на тот момент признавался как «чрезвычайно радикальный». Единый пенсионный закон пришел на смену законам, регулирующим пенсионные права для рабочих и служащих по одним правилам и по совершенно другим правилам для членов колхозов. Таким образом, учреждалась единая всеобщая пенсионная система России. Также впервые появились социальные пенсии для тех, кто не имел необходимого трудового стажа. Пенсионный закон 90-го года также обеспечил старт перехода к страховой пенсионной системе, основанной на солидарно-распределительных принципах, заложена связь заработной платы принимаемой для расчета пенсии с условием обязательного страхования этой ЗП на случай нетрудоспособности. А финансирование пенсий предусматривалось из (на тот момент еще не созданного) Пенсионного фонда.

В рамках реализации данного закона для целей государственного управления финансами пенсионного обеспечения 22 декабря 1990 г. было образовано самостоятельное кредитно-финансовое учреждение Пенсионный фонд России. Отделение ПФР по Хабаровскому краю создано 27 февраля 1991 г.

В кратчайшие сроки была проведена регистрация и создана база плательщиков страховых взносов в ПФР, организованы все процессы администрирования страховых платежей. И в последующий исторический период перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в 90-х годах массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, когда бюджетная поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной, утвержденная организационно-правовая структура Пенсионного фонда сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России и доказала свою эффективность и значимость в периоды финансовой и экономической дестабилизации государства, позволив своевременно исполнять, возложенные на Фонд функции.

Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования выплаты пенсий с запретом на использование «пенсионных» денег на другие нужды. Пенсионным фондом собирались (аккумулировались) страховые взносы работодателей, которые целенаправленно шли на выплату пенсий гражданам, не растворяясь в общем бюджете.

Средства ПФР формально отделены от федерального бюджета, но при этом – это собственность Российской Федерации. Такая структура управления пенсионными средствами сыграла важную роль и обеспечила защиту пенсионных средств в экономически нестабильные периоды, когда прежняя модель финансирования пенсий из государственного бюджета уже очевидно не сработала бы. (в Хабаровском крае никогда не было перебоев с выплатой пенсий).

Проблема 90-х годов проявлялась не только в развале экономики и нестабильности финансовой системы, — развал государственных предприятий, и появление коммерческих повлекло еще и проблему сохранности архивов, сохранности, а также достоверности трудовых книжек. Поэтому, принятый 01.04.1996 г. 27-ФЗ «Об ИПУ в СОПС» дал старт не только следующему этапу перехода к страховой модели, а именно, в соответствии с этим законом ведение учета пенсионных прав работающих граждан перешло фактически к органам ПФР.

Слайд 4

На каждого гражданина с 1997(8) в ПФР открывается ИЛС с уникальным номером – СНИЛС сего в системе ОПС уже зарегистрировано более 150 млн ИЛС, в крае – 1,5 млн). На ИЛС аккумулируется информация, которая впоследствии используется при назначении пенсии конкретному гражданину. В период 1997(8)-2001 гг. на ИЛС персонифицировано фиксировались только сведения о стаже и заработке. А с 2002 года, с развитием технологий, стало возможным учитывать и страховые взносы, начисленные работодателем (а сейчас и пенсионные коэффициенты). Технология ПУ стала фундаментом, технологической платформой для развития пенсионной системы, основанной на страховых принципах. Таким образом, с выходом и реализацией закона о персонифицированном учете открылась новая эпоха в развитии современной пенсионной системы.

Слайд 5

Следующим серьезным шагом в реформировании пенсионной системы стал 2002 год, с 1 января одновременно вступили в силу три федеральных закона: Об обязательном пенсионном страховании (167-ФЗ), О трудовых пенсиях (173-ФЗ) и О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (166-ФЗ). Первый и третий законы действуют до настоящего времени, а закон о трудовых пенсиях трансформировался с 2015 года в два закона: О страховых пенсиях (400-ФЗ) и О накопительных пенсиях (424-ФЗ).

Здесь важно акцентировать внимание, что в 2002 году впервые введены обязательства государства, когда часть трудовой (страховой) пенсии (пенсии по 173-ФЗ), при наличии на нее права, устанавливается гарантированно, вне зависимости от стажа, вне зависимости от размера заработка и страховых взносов, гарантированная часть трудовой (страховой) пенсии – это БЧП или далее ФБР или сейчас ФВ.

Также впервые за счет средств федерального бюджета стали полностью финансироваться все пенсии по закону 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в РФ — это государственные пенсии, условием назначения которых является не стаж, а либо особые заслуги перед государством (как у УВОВ, ИВОВ), либо возмещение вреда здоровью (как в результате радиационных, техногенных катастроф), либо предоставление средств к существованию (когда при инвалидности, старости или потере кормильца отсутствует право на страховую пенсию – нет стажа). Эти пенсии полностью выплачиваются за счет средств федерального бюджета.

Так же впервые с 2002 года в пенсионной системе появляется накопительный компонент, который стал формироваться за счет части страхового тарифа.

Таким образом, обозначились рамочные возможности для дальнейшего формирования трехуровневой пенсионной модели: базовые государственные гарантии + страховой уровень пенсионного обеспечения + накопительный.

Напомню, что предварительные ориентиры на трехуровневую модель пенсионного обеспечения (с накопительным компонентом) были обозначены еще в 1995 году, когда в августе постановлением N 790 правительство РФ одобрило Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, а затем, 20.05.1998 г. постановлением N 463 Программу пенсионной реформы в РФ.

Но в связи с кризисом 98г. в 1999 г. эти планы были приостановлены.

Итак, Пенсионный фонд с 2002 года стал являться страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, с выполнением функций пенсионного обеспечения. Именно 167-й ФЗ закрепил передачу от органов государственной и муниципальной власти полномочий по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду РФ. Итак, в полномочия фонда вошли учет пенсионных прав граждан на технологической платформе ПУ, учет и администрирование пенсионных взносов, установление и выплата страхового возмещения (страховых пенсий, пенсий и иных выплат за счет пенсионных накоплений), а также установление и выплата государственных пенсий и отдельных социальных выплат.

С 2017 года полномочия по сбору взносов осуществляет налоговая служба. ПФР же остается администратором пенсионных прав граждан и социальных обязательств государства перед гражданами.

Слайд 6

Несколько слов о страховом тарифе на ОПС. Он определен законодательно и на сегодня составляет 22% (менялся), из которых 16% — индивидуальная часть, учитывается на ИЛС граждан, и 6% — солидарная часть, поступающая в бюджет ПФР (для фиксированной выплаты). Тариф не удерживается из з/платы работников. Это начисления работодателя на общий ФОТ.

Помимо общеустановленного тарифа, для работодателей с вредными и тяжелыми условиями производства предусмотрен дополнительный тариф, за счет которого финансируются досрочные пенсии.

В контексте темы страхового тарифа сразу же, отмечу, о пенсионных накоплениях. Как уже было сказано, накопительный элемент появился только в 2002 году — для лиц 1967 г.р. и моложе часть страхового тарифа (2-4-6% из 16%) направлялась на формирование пенсионных накоплений. Но с 2014 г. введен мораторий на дальнейшее формирование пенсионных накоплений, тариф не делится, все 16% учитываются на страховую пенсию. Накопления, сформированные ранее, никуда не изъяты, они по-прежнему учтены в лицевых счетах граждан, инвестируются, и при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста) – выплачиваются гражданам. Первые выплаты начались с 2012 года, их осуществляет ПФР или НПФ, выбранный гражданином.

Также, помимо пенсионных накоплений из обязательного тарифа, следует напомнить о программе добровольных пенсионных накоплений. Эта программа, в части вступления в нее (с условием получения госсофинансирования), работала с 2008 по 2014 год. В части формирования накоплений, она продолжает действовать и сейчас, в течение 10 лет с момента первой уплаты, т.е. до 2025 г. Особенность этой программы заключается в том, что государство участвует в формировании пенсионных накоплений в том же объеме, что и вносит человек, т.е. взносы удваиваются. В народе она называлась «тысяча на тысячу». При наступлении пенсионного возраста ПФР назначает и выплачивает накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату (за счет добровольных средств и на срок не менее 10 лет) или единовременную выплату, если при расчете накопительной пенсии, ее размер менее 5% страховой пенсии. Причем для получения этих выплат возраст сохранен 60 – для мужчин и 55 – для женщин. Если человек, имеющий пенсионные накопления, не дожил до указанного возраста, средства получат его правопреемники.

Дальнейший вектор развития накопительного элемента в пенсионной системе также зафиксирован в новой Концепции развития пенсионной системы 2012 г. и Стратегии до 2030 года, и предполагает его перевод из сферы публичных правоотношений в гражданско-правовые. То есть это уже будут добровольные, по заявлению, отчисления из собственных средств на накопительную пенсию. И будут являться не обязательствами государства перед гражданами, а личными накоплениями, но с определенными правилами их расходования (получения).

Далее. Основные выплаты, осуществляемые Пенсионным фондом, связанны с обязательным пенсионным страхованием: страховая пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также накопительная пенсия, срочная выплата и единовременная выплата пенсионных накоплений.

Главное, что нужно знать о страховой пенсии.

Право на нее формируется в процессе трудовой деятельности, когда работодатель начисляет и уплачивает страховые взносы (легальная занятость). Чем длительнее страховой стаж и выше заработная плата, тем больше пенсионных прав (коэффициентов) будет заработано и соответственно пенсия будет выше. Для права на пенсию по старости необходимо 15 лет страхового стажа, не менее 30 пенсионных коэффициентов и достичь установленного возраста. С 2019 года возраст увеличивается до 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам, рост поэтапно, на 1 год ежегодно. Все пенсионные права фиксируются на лицевом счете гражданина в ПФ, и абсолютно доступны через личный кабинет, для своевременного информирования. Там же можно при помощи калькулятора рассчитать предполагаемый размер будущей пенсии.

Слайд 7

Помимо полномочий страховщика по ОПС, ПФР является исполнителем ряда государственных полномочий в части пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета (166-ФЗ), а также предоставляет ряд мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан.

С 2005 ПФР становится центральным звеном в реформировании государственной социальной политики. Технология ПУ, вертикально интегрированная структура фонда стали платформой для перехода к адресности и монетизации государственных социальных льгот.

С 2005 года на ПФ возложены функции по установлению и выплате отдельным категориям граждан ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью пенсионным фондом создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, на основании которого производятся регулярные выплаты из средств федерального бюджета получателям социальных льгот — (ЕДВ) инвалидам, участникам ВОВ, инвалидам, и некоторым другим.

С 2007 года введена новая дополнительная мера государственной поддержки семьям, имеющим детей. На ПФР была возложена новая задача – выдача сертификатов на материнский семейный капитал семьям, в которых после 01.01.2007г. родился или был усыновлен 2-й ребенок.

Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификатов на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку 256-ФЗ не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако, в связи с очередным экономическим кризисом конца 2008 года, Правительство РФ разрешило гражданам с 01.01.2009 года направлять средства МСК на погашение кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. И в дальнейшем, практически ежегодно, в рамках Программы МСК, уточняются: или направления использования этих средств, в т.ч. появляются новые, или корректируются сроки, порядки рассмотрения документов, правила финансирования средств, все изменения предусматриваются для более удобного, рационального и эффективного использования этих средств.

Помимо перечисленных, самых массовых социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом, обозначу еще ряд, к примеру:

— компенсация проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам-северянам. Осуществляется в двух видах: возмещение фактически произведенных расходов и предоставление специальных талонов на право бесплатного проезда в авиационном и/или железнодорожном транспорте.

— выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами (80-летними, детьми-инвалидами, инвалидами 1 группы). Назначается в качестве компенсации утраченного заработка неработающим трудоспособным гражданам, которые осуществляют уход.

— социальное пособие на погребение умерших пенсионеров. Выплачивается гражданам, за чей счет было осуществлено погребение.

С 2015 года ПФР выплачивает неработающим пенсионерам компенсацию затрат, связанных с выездом из северных районов на другое постоянное место жительства.

— также в период с 2000 года по 2018 г ПФР участвовал в софинансировании социальных программ субъектов РФ. В первую очередь, это было финансирование мероприятий связанных с укреплением учреждений социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан (ремонт и оборудование домов интернатов, приобретение автотранспорта), на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам (в том числе пострадавшим при стихийных бедствиях, например у нас в 2013 году от паводка), а также с 2015 на обучение неработающих пенсионеров компьютерной грамотности.

Слайд 8

На современном этапе механизм предоставления государственных услуг, в том числе и услуг Пенсионного фонда активно трансформируется. Уже устойчиво входит в жизнь порядок, когда заявители для получения госуслуги предъявляют лишь документы личного хранения. Значительная часть сведений, необходимых для предоставления в частности услуг ПФР, запрашивается через систему СМЭВ, также через СМЭВ Пенсионный фонд предоставляет информацию для установления иных государственных услуг. Информационной платформой для СМЭВа также стал ПУ со СНИЛСом.

Сам же СНИЛС сегодня, как бумажный документ (привычная зеленая карточка) уходит в прошлое, также, как ушло в прошлое пенсионное удостоверение, на смену бумажным пенсионным делам приходят электронные, сертификат на МСК сегодня тоже выдается электронный.

Правительством подготовлен законопроект с изменениями в ТК и в закон о ПУ по которым сведения о периодах работы граждан будут фиксироваться и храниться в электронно-цифровой форме, т.о. в ближайшей перспективе на смену бумажной трудовой книжке придет электронная, а Пенсионный фонд, по сути, будет оператором (агентом, центральным звеном) кадрового делопроизводства.

Уже два года Пенсионный фонд является центральным звеном в построении новой информационной системы – ЕГИССО.

Все меры государственной социальной поддержки, оказываемые гражданам независимо от источника их финансирования, отражаются в этой системе. Для граждан – это возможность видеть, на какие меры господдержки есть право, установлена эта мера или нет, как ее установить. Для государства – в перспективе, видеть социальный паспорт всех семей, адресная социальная поддержка, повышение эффективности планирования и расходования бюджетных средств. Фонд по законодательству закреплен оператором данной системы ЕГИССО.

Слайд 9

Итак, как вы теперь понимаете, Пенсионный фонд – это не только назначение пенсий, а наши клиенты или получатели — не только бабушки и дедушки. Выплаты, которые устанавливает Пенсионный фонд, адресованы разным возрастным группам, а регистрируются в Пенсионном фонде все граждане, на сегодня уже с момента рождения. Также вся деятельность, которую каждый человек официально осуществляет, обязательно учитывается в Пенсионном фонде. Поэтому, Пенсионный фонд – это не ворох пыльных документов, это динамично развивающаяся, технологичная система реализации государственных полномочий в социальной сфере.

Для многих из 400 тыс. пенсионеров нашего края пенсионная выплата является основным (и зачастую единственным) источником средств к существованию. Поэтому от качества исполнения законодательства в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, как на этапе формирования пенсионных прав, так и на этапе реализации права на выплаты, сегодня в значительной мере зависят стабильность и благополучие нашего общества.

Слайд 10

Спасибо за внимание. Вопросы?

application/pdf icon

Презентация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *