Откуда брать примеры для сочинения по русскому егэ
Перейти к содержимому

Откуда брать примеры для сочинения по русскому егэ

  • автор:

Откуда взять аргументы для обоснование собственного мнения в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

→ Коротенькие рассказы. Да-да, необязательно читать огромные романы-эпопеи. Можно использовать рассказы как русских, так и зарубежных авторов.

→ Объемные произведения. Это для тех, кто шарит. Если любите читать, читаете много и помните произведения, то вперед. Романы Достоевского, Ремарка, Маркеса, Толстого. Берем, что нравится, и приводим как аргумент. ВАЖНО: не нужно пересказывать содержание всего романа, только ключевой момент, который иллюстрирует ваш тезис.

→ Фильмы. Лучше, конечно, экранизации, но это необязательно.

→ Сериалы. Ситуация как с фильмами.

→ Пословицы, поговорки, цитаты. ВАЖНО: просто написать пословицу/поговорку или цитату недостаточно. Нужно пояснить, что она значит и как раскрывает ваш тезис.

Всё, что нужно знать о литературных аргументах для ЕГЭ по русскому

Вторая часть ЕГЭ по русскому языку представлена 27 заданием — сочинением. Это наиболее трудоёмкая и важная часть экзамена: за неё можно получить целых 25 первичных баллов. Главное — соблюдать все критерии написания. В этой статье расскажем, как правильно использовать литературные иллюстрации в сочинении, а также приведём подборку произведений для аргументации.

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку

Освежим в памяти план сочинения ЕГЭ.

При написании сочинения важно раскрыть каждый пункт, соблюдая эту последовательность. Не допускайте нарушения логической связи между абзацами!

Как писать аргументы на ЕГЭ по русскому языку

Аргументы подтверждают, раскрывают, обосновывают ваше согласие или несогласие с позицией автора.

В сочинение на ЕГЭ по русскому необходимо привести как минимум один аргумент, но можно и больше. Аргументировать свою точку зрения можно как примерами из жизненного опыта, так и литературными.

Литературные и жизненные примеры равноценны между собой, но иногда подходящий пример из жизни трудно вспомнить. В этом случае можно сформулировать обоснование с помощью примера из литературы — это только подтвердит вашу эрудированность и начитанность.

Ошибки при использовании литературных аргументов в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

  • Приведённый аргумент не соответствует обозначенной вами проблеме . Например, вы пишете, что в тексте поднимается проблема милосердия, но при написании аргумента размышляете над проблемой чести и долга. В выданном вам тексте может быть несколько проблем, но выбрать необходимо только одну ! Нельзя «перескакивать» между проблемами, смешивать их в своё сочинении.
  • Несоответствие автора и литературного произведения. Например, вы указываете автором «Войны и мира» А.С. Грибоедова, а не Л.Н. Толстого. Если вы плохо помните содержание книги, не уверены в выбранном примере, лучше не используйте его. Пишите те произведения, которые хорошо вам знакомы. Старайтесь внимательно перечитывать написанный вами текст, иначе можно допустить обидную ошибку и потерять баллы.
  • Неполное обоснование аргумента. Если сдающий указал в сочинении что-то одно — или имена главных героев, или фамилию автора, или название произведения, — это не зачтётся проверяющими. Приведённый пример необходимо пояснить, точно обозначив название, автора книги, героев, а также проиллюстрировать сюжетом, который подтверждает ваше мнение к обозначенной проблеме. Если вы не уверены, что сможете привести пример из литературы, никак не можете подобрать произведение, смутно помните о чём оно, то не тратьте драгоценное время и постарайтесь грамотно сформулировать пример из жизненного опыта.
  • В качестве аргумента приведён полностью пересказанный текст без каких-либо пояснений. Аргумент должен подтверждать и иллюстрировать ваше мнение по отношению к поставленной автором проблеме. Вы не просто пересказываете содержание книги, а анализируете ситуацию, героев, сюжет. Проверяющему должно быть понятно, что приведённый вами аргумент действительно раскрывает поставленную проблему.
  • Аргумент не содержит микровывод. Необходимо подытожить, к чему вёл аргумент, что вы доказывали, над чем рассуждали.
  • Использование недостоверной информации, искажение текста. Упоминание лишних героев, искажение имён в сочинение является ошибкой.

Чтобы точно быть готовым к ЕГЭ по русскому языку, советуем ознакомиться с лучшими пособиями и ресурсами для подготовки, узнать о восьми частых ошибках на ЕГЭ по русскому и пройти Секретную подборку. от преподавательницы школы Вебиум, Агнии Розенталь ��

Как распределить время и не запаниковать на ЕГЭ по русскому, поговорили на открытом вебе с преподавательницей Вебиума по русскому языку Агнией Розенталь.

Подборка литературных аргументов для ЕГЭ по русскому

Автор может затронуть сразу несколько проблем в своём произведении. Поэтому при написании аргумента необходимо выбрать тот сюжет, который точно иллюстрирует выбранную вами проблему.

Приведём примеры аргументов из литературы к проблемам, которые часто встречаются на ЕГЭ по русскому.

1️⃣ Л.Н. Толстой «Война и мир»

  • Проблема милосердия, сострадания, чуткости. Пример проявления милосердия — уход и забота Наташи за раненым князем Андреем.
  • Проблема отцов и детей. Взаимоотношения в семье Болконских. Отец, Андрей Николаевич обладает строгостью нравов, считая себя «первым», а значит и главным в семье — именно от его решения зависит дальнейшая судьба его детей: Андрея и Марии. Между отцом и детьми возникают конфликты: отец стремиться полность покровительствовать своим, по его мнению, исключительным детям. Если Андрей пытается отделиться от отцовской опеки, то Мария смирилась с требовательным воспитание.
  • Проблема роли детства в становлении человека . Характер человека, его нравственные ценности, взгляд на мир формируется с детства. Становление ребёнка зависит от того, какая атмосфера была в его семье, какие взаимоотношения были между домочадцами.

Примеры разного подхода к воспитанию прослеживаются в семьях главных героев:

  • воспитание в семье Болконских основывается на строгости, холодности, понятии чести, интеллигенции, гордости;
  • в семье Ростовых — на умении любить, человечности, искренности, уважении, взаимопонимании;
  • семья Курагиных — полная противоположность Ростовым. Князь Василий — расчётливый и холодный интриган и честолюбец, со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов — им важно благосостояние и положение в обществе.
  • Проблема сохранения русского языка. Высшее общество предпочитает общение на французском языке. Происходит коверкание русских слов с французскими, наслаивание диалектов, употребление жаргонизмов.
  • Проблема героизма. Пример проявления героизма — подвиг князя Андрея, поведение солдат на Бородинском поле, подвиг батареи Тушина.
  • Проблема человека и природы. Прослеживается в эпизодах: Лунная ночь в Отрадном, небо Аустерлица, старый дуб, Андрей и Пьер на пароме.
  • Проблема чинопочитания. Стремление Анны Михайловны Друбецкой добыть сыну чин любой ценой.

2️⃣ И.С. Тургенев «Отцы и дети»

  • Проблема взаимоотношений поколений, отцов и детей, конфликт поколений. Произведение раскрывает актуальную и по сей день проблему непонимания между старшим и младшим поколениями. В принципиальном столкновении Базарова и Павла Кирсанова мы видим противостояние прошедшего и настоящего, изживших себя крепостнических взглядов и новых нигилистических тенденций. Мнения отцов и детей противоположны, что неизбежно приводит к конфликту.
  • Проблема самовоспитания. Евгений Базаров считал, что «каждый человек сам себя воспитать должен».
  • Проблема испытания героя любовью. Базаров, будучи нигилистом, отрицал важность существования каких-либо человеческих чувств: «Любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…» Но познакомившись с Анной Одинцовой, он был вынужден изменить непреклонность своего мнения. Жизнь заставила его испытать чувство любви.

3️⃣ А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  • Проблема дружбы. Данную проблему можно рассмотреть на примере взаимоотношений Петра Гринёва, бесстрашного юноши, и Пугачёва, заядлого разбойника и бунтовщика. Встретившись первый раз в степи во время бурана, герои и не подозревали, что судьба ещё не раз их столкнёт друг с другом.
  • Проблема милосердия. Пример милосердия — поступок Петра Гринёва, когда он в знак благодарности за помощь подарил Пугачёву свой заячий тулуп, чтобы тот не замёрз.
  • Проблема любви, подвига ради любви. Взаимоотношения Петра и Маши можно считать примером проявления искренних чувств, самоотверженности ради жизни любимого человека. Пётр смог увидеть в Маше чувствительную и добрую натуру, несмотря на всяческие очернения девушки Гринёвым. Маша же не побоялась обратиться за помощью к самой императрице, чтобы доказать невиновность своего жениха. Настоящая, верная, преданная — вот такой была любовь между главными героями, которая помогла им выстоять в самых отчаянных ситуациях и не потерять друг друга.

Проблема любовных взаимоотношений героев встречается в сочинениях на ЕГЭ часто. Подготовили подборку коротких рассказов на любовную тематику, которые помогут подобрать аргументы на ЕГЭ по русскому.

4️⃣ А.И. Куприн «Чудесный доктор»

  • Проблема милосердия, сострадания, чуткости. Пример проявления милосердия — чистосердечный поступок профессора Пирогова, который стал настоящим рождественским чудом для семьи Мерцаловых. Пирогов назначил лечение больной девочке, а также оставил под чайным блюдцем деньги вместе с рецептом.

5️⃣ М. А. Шолохов «Судьба человека»

  • Проблема мужества, детей на войне, влияние войны на жизнь человека, милосердия, героизма, нравственного подвига, предательства, силы духа. В произведении Шолохова «Судьба человека» можно выделить несколько проблем:
    • пример героизма — жизнь Алексея Соколова. Он прошёл все тяготы войны, но остался человеком, способным на совершение великого нравственного поступка;
    • пример милосердия, сострадания — Соколов, который усыновил осиротевшего мальчика Ванюшу;
    • проблема предательства — Соколов, находясь в лагере, отказался пить за победу фашистской Германии;
    • пример силы духа — стойкость Соколова, который прошёл войну, потерял семью, но смог найти в себе силы жить дальше.

    В произведении может быть несколько проблем. Вы выбираете ОДНУ и подтверждаете своё мнение примером только по этой проблеме.

    Также при аргументации сочинения можно использовать эти экранизации из списка.

    Бонус: формулировка собственной и авторской позиции

    Чтобы справиться с сочинением по русскому на максимальный балл рекомендуем пройти наш курс Сочинение ЕГЭ. Вы получите чёткий алгоритм, научитесь выделять авторскую позицию и грамотно формулировать свою, запомните, как писать логические связки между абзацами и узнаете, как находить проблему даже в самых сложных текстах ЕГЭ.

    Топ сочинений ЕГЭ по русскому языку, написанных на максимальные баллы

    За сочинение ЕГЭ по русскому языку, написанное с соблюдением всех критериев, в 2024 году можно будет получить 24 балла. 27 задание ЕГЭ составляет 44% от максимума – от 54 возможных баллов за всю работу. Ниже представлены тексты, которые стоит взять в пример при подготовке к экзамену.

    Сочинения ЕГЭ по русскому языку, написанные на максимальные баллы

    Сочинение ЕГЭ по русскому языку №1. По тексту Л. Н. Толстого

    Какие проблемы можно найти в данном тексте: милосердие, раскаяние, родительская любовь.

    Бесплатная профориентация

    Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.

    Многие люди переполнены жестокостью. При любой возможности они выплескивают негатив на других, пытаясь освободиться от оков злобы. Что может пробудить милосердие в душе народа? Об этой проблеме рассуждает Л. Н. Толстой в отрывке своего произведения.

    Автор раскрывает проблему на примере толпы, маленького мальчика и мужчины, которого вели на казнь. Люди стадно скандировали: «Застрелить мерзавца!». Народ жаждал крови и беспощадной расправы над человеком, но в один момент ситуация переменилась. Среди общественной массы появился мальчишка, сын мужчины. Ребенок искренне не понимал, что хотят сделать с отцом и куда его уводят. Толстой иллюстрирует проявление милосердия, повествуя о том, что крики, призывающие к скорейшей казни, остановились; толпа пропустила мальчика к родителю. Эта ситуация говорит об огоньке доброты, который находится в каждом из нас.

    Вторым примером, относящимся к проблеме текста, служит милосердный поступок народа. Мужчину, которого собирались с минуты на минуту убить, отпустили. Над ним сжалились, подарив ему шанс на жизнь и не оставив ребенка сиротой. От нахлынувших чувств отец разрыдался и скорее удалился прочь.

    Оба примера, дополняя друг друга, подводят читателей к одной мысли – каждый человек способен на милосердие, несмотря на бушующие негативные эмоции.

    Позиция автора выражена явно: не будь безжалостен к другим людям, ведь все достойны прощения.

    Я согласна с Л. Н. Толстым. В порыве ярости мы можем совершить необдуманные поступки, за которые совесть будет терзать до конца жизни. Но нужно научиться выражать гнев так, чтобы он не причинял вред окружающим.

    В заключение хочу отметить, что милосердие – важная черта, которая должна быть в каждом человеке. Без сострадания не могут существовать мир и согласие на Земле, поэтому всем людям следует уважительно относиться друг к другу.

    image 2366 (20)

    Сочинение ЕГЭ по русскому языку №2. По тексту И. А. Ильина

    Какие проблемы можно найти в данном тексте: какого человека можно считать счастливым, в чем заключается свобода, отношение людей к материальным благам.

    Современные люди слепо гонятся за экономическими благами. Народ стремится овладеть самыми дорогими автомобилями, премиальной техникой, брендовыми украшениями и одеждой. Общество предает высшие духовные идеалы. И. А. Ильин в отрывке своего произведения раскрывает проблему зависимости людей от материальных ценностей.

    В качестве первого примера можно привести слова прадеда о том, что достоинство не определяется имуществом. Если человек в своем распоряжении имеет крупные суммы денег, то это не означает, что он лучше других. Отсутствие предметов роскоши не должно умалять достоинство личности.

    Вторым примером, относящимся к проблеме текста, являются рассуждения прадеда об определении судьбы своих вещей. Он готов «с радостью отдавать, не требовать возврата». Старик легко расстается с материальными благами и не испытывает при этом ощущения, будто он потерял часть себя.

    Оба примера, дополняя друг друга, подводят читателей к мысли о том, что не нужно быть в плену у экономических благ. Размер богатства не должен влиять на степень удовлетворенности жизнью.

    Позиция автора обозначена четко: человек не должен зависеть от своего имущества.

    Я согласна с мнением И. А. Ильина. Можно быть счастливым, не имея при этом миллионов на счетах и шикарных домов. Важно замечать прекрасное даже в мелочах.

    В заключение хочу отметить, что человеческое существование великолепно в большинстве его проявлений. Люди, у которых есть теплый кров, еда, вода, друзья и родственники, по-настоящему счастливы. Только они этого, к сожалению, не замечают, ведь постоянно охотятся за трендами и брендами, стремятся доказать свое «превосходство» всему миру.

    Пишем идеальное сочинение на ЕГЭ

    Без этого файла тебе не получить максимум баллов за 27 задание ЕГЭ по русскому языку!

    Сочинение ЕГЭ по русскому языку №3. По тексту Ю. Я. Яковлева

    Какие проблемы можно найти в данном тексте: материнская любовь, любовь детей к маме.

    В тексте Ю. Я. Яковлева раскрывается проблема материнской любви – сильных и бескорыстных чувств, которыми мамы окутывают своих детей.

    Автор текста с трепетом повествует о «самом необходимом человеке на свете» – о маме. Яковлев нежно описывает ее внешность, голос, шаги. С помощью слов он детально передает образ своей матери, рисуя в головах читателей четкий портрет женщины. Материнская любовь проявляется в бережных прикосновениях, о которых вспоминает автор даже спустя многие годы.

    Еще одним примером материнской любви служат письма, отправленные мамой своему сыну на фронт. В них она доложила радостную весть – под Новый год нарядили елку и украсили ее разноцветными огоньками. К сожалению, вся эта история была выдуманной: умирающая от голода и холода мама «посылала последние капли своего тепла». Она хотела сделать своего сына счастливее, вселить веру в лучшее, чтобы он не отчаивался.

    Оба примера выражают главную идею текста: мама оберегает ребенка до своего последнего вздоха. Она заботится о чаде даже в те моменты, когда к ней подкрадывается смерть.

    Автор убежден в том, что материнская любовь обладает невероятной силой, она не угасает ни при каких обстоятельствах.

    Я разделяю мнение Ю. Я. Яковлева. О проявлениях материнской любви я знаю не понаслышке. Моя мама делает все для моего блага: ухаживает во время болезни, всегда стремится сделать приятный сюрприз, после возвращения с работы собирает по крупинкам оставшиеся силы, чтобы приготовить мне вкусный ужин.

    Подводя итог написанного, следует сформулировать вывод. Материнская любовь занимает в нашей жизни особое место. Никто другой нас так сильно не полюбит. Мама радуется нашим маленьким победам и большим достижениям, помогает встать на ноги, когда мы падаем. Она всегда готова прикрыть своим хрупким станом от всех опасностей и пожертвовать собой.

    Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку 2024

    ЕГЭ по русскому языку — обязательный выпускной экзамен. Без его сдачи не выдадут школьный аттестат после 11-го класса. Более того, этот ЕГЭ ещё и обязательный вступительный в вузы вне зависимости от выбранного направления. В статье рассказываем, из чего состоит экзаменационная работа, как её оценивают и что поможет подготовиться к ЕГЭ.

    Из чего состоит ЕГЭ по русскому языку: структура

    Экзамен по русскому языку состоит из 2 частей:

    • 1 часть — тест;
    • 2 часть — сочинение.

    В первой части 26 заданий. Нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов или сформулировать его самостоятельно. Ответом может быть цифра, слово или их последовательность.

    Во второй части нужно написать сочинение по предложенному тексту. В сочинении обязательно формулируется проблема, которую поставил автор. Рассуждение в сочинении нужно подкрепить двумя примерами из текста и дать к ним пояснение. Кроме того, важно не забыть рассказать о своем отношении к проблеме и обосновать его. Всё это по требованиям расписывается минимум на 150 слов, а лучше больше.

    На выполнение всех заданий, включая написание сочинения, выпускникам дают 3 часа 30 минут.

    Как оценивают работу: баллы и критерии

    Тестовую часть проверяют автоматически с помощью специальных машин. Именно поэтому очень важно заполнять бланки разборчивым почерком.

    За задания 1–7, 9–25 можно получить максимум один балл.

    Правильное выполнение задания 8 оценивают в 2 балла. Если будет 1—2 ошибки, выставят 1 балл. В остальных случаях — 0 баллов.

    За 26 задание можно получить 3, 2 или 1 балл. Но у него другие критерии оценивания: 2 балла поставят в случае 1 ошибки, 1 балл — за 2—3 ошибки.

    За сочинение во второй части можно получить 21 первичный балл. Выполнение задания оценят по 12 критериям. Критерии и лайфхаки для написания сочинения разобрала преподаватель «СОТКИ» Тамара Ларина на вебинаре «ПОЛНЫЙ РАЗБОР сочинения ЕГЭ 2024 по русскому». Вебинар можно посмотреть бесплатно на Youtube.

    Сочинение проверит уже не машина, а два эксперта. Если их оценки сильно разойдутся, привлекут третьего человека.

    Максимальный первичный балл за всю экзаменационную работу по русскому языку — 50.

    Что такое первичный балл и при чем тут «сотка», рассказали в другой статье. Читать здесь.

    Что изменилось в ЕГЭ по русскому языку 2024 года: краткий обзор

    Изменений в ЕГЭ по русскому языку целых 8. Это больше всего, если сравнить с остальными предметами. Кратко пробежимся по заданиям, которые поменяли:

    • задания 13 и 14 — изменили формулировки, способ ответа и проверяемый материал;
    • задание 8 — изменили систему оценивания и максимальный балл;
    • задание 27 — изменили формулировки, систему оценивания и максимальный балл.
    • максимальный первичный балл изменен с 54 до 50.

    Кроме того, для ряда заданий (6, 13, 14, 15, 21, 22, 23) указали вариативные формулировки.

    Как готовиться к 1 части ЕГЭ по русскому

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует систематического подхода и упорного труда. Вот несколько советов, которые могут помочь тебе успешно подготовиться к первой части ЕГЭ по русскому языку:

    Изучай основы

    Познакомься с форматом экзамена, структурой заданий и критериями оценивания. Посмотри примеры заданий и демонстрационные варианты прошлых лет. Все это можно найти на сайте ФИПИ . А если будешь готовиться к ЕГЭ в онлайн-школе «СОТКА» , то получишь доступ к банку вариантов реальных экзаменационных работ прошлых лет. Мы специально собираем его и ежегодно пополняем для наших учеников.

    Разбери теорию

    Темы, на которые будут задания, известны. Внимательно изучи правила и повторяй до самого экзамена. Если сложно разобраться с теорией по учебнику, попробуй посмотреть бесплатные вебинары «СОТКИ» . Наш преподаватель по русскому языку разбирает на них правила и как решать конкретные задания из ЕГЭ.

    Много практикуйся

    Даже идеальное знание правил не поможет, если нет навыка их применять. Поэтому решай как можно больше тестов. Вот здесь собрали подборку сайтов, где их найти .

    Планируй время

    Сделай расписание подготовки, чтобы равномерно распределить время между изучением разных тем и решением заданий. Так будет проще держать фокус. Не забудь также запланировать время на повторение. Вот здесь рассказали, почему без повторения можно провалить экзамен .

    Отслеживай прогресс

    Отмечай, что получается, а где допускаешь ошибки. Анализируй свои слабые места и уделяй им больше времени. Если оценить свои знания самостоятельно сложно, попроси проверить твои работы и дать обратную связь, например, родителей или учителя.

    Ученики «СОТКИ» постоянно видят свой прогресс: наставники дают обратную связь на домашние задания, а каждый месяц можно написать пробник. Всё это уже включено в подготовку по 4 предметам сразу. Ничего доплачивать не нужно. Переходи, чтобы узнать подробности.

    Как готовиться ко 2 части ЕГЭ по русскому

    Чтобы написать сочинение во второй части и получить за него максимум баллов, нужно прокачать навыки анализа литературных произведений. Вот несколько советов, которые могут помочь тебе с этим:

    Больше читай

    Чем больше произведений ты прочитаешь, тем больше расширишь кругозор и разовьешь насмотренность. Ты научишься понимать литературные приемы, следить за развитием сюжета и персонажей, формировать собственное отношение к главной теме и проблеме. Больше о пользе чтения рассказали здесь.

    Анализируй литературные тексты

    После прочтения тренируйся выделять основные темы, мотивы, символы и образы в литературных произведениях. Изучай структуру произведений, аргументацию автора и его стиль письма.

    Ищи главное

    Выбирай ключевые цитаты из каждого произведения. Они помогут тебе научиться быстро находить примеры для аргументации в сочинении.

    Пиши эссе и сочинения

    Практика, практика и ещё раз практика! Чтобы научиться писать сочинения, нужно много тренироваться. Учись работать над структурой сочинения, выстраивать логику рассуждения, подбирать аргументы и использовать цитаты в своих текстах.

    Попроси проверить твои работы

    Без обратной связи будет сложно понять, что не так с сочинением. Родители, учителя, репетиторы могут помочь разобраться. Если эти варианты помощи не подходят, попробуй подготовку к ЕГЭ по русскому языку (и ещё 3 предметам бесплатно) в «СОТКЕ».

    В «СОТКЕ» преподаватели и наставники дают обратную связь и помогают разобраться со сложностями. Записаться на бесплатный вводный урок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *