Почему егэ 2022 будет самый сложный
Перейти к содержимому

Почему егэ 2022 будет самый сложный

  • автор:

Что нового в ЕГЭ-2022 и на что обратить внимание на экзамене в целом

Меньше недели остается до Единого госэкзамена — досрочный период начинается уже 21 марта. В этом году сдавать ЕГЭ будут более 700 тысяч человек, большинство из которых — выпускники школы этого года. По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, несмотря на риски в связи с ситуацией на Украине, речи об отмене ЕГЭ в России нет. «Мы уже работаем с субъектами, антикризисные меры принимаем. Пока у нас твердое ощущение, что экзамен мы провести сможем. Какие бы новые ограничения ни вводились, это не будет для нас серьезной помехой», — сказал Музаев.

Светлана Джафарова

Обществознание

Уже который год самым популярным экзаменом по выбору остается обществознание, причем число желающих сдавать его постоянно растет. В 2022 году на ЕГЭ по обществознанию подано более 333 тысяч заявок. И это на 26 тысяч больше, чем в прошлом году — вот так скачок!

Чем привлекает предмет? Тут все просто: ЕГЭ по обществознанию необходим для поступления на огромное количество специальностей — от юриспруденции и экономики до лингвистики и политологии. А еще некоторые выбирают его, ошибочно полагая, что это предмет «обо всем и ни о чем» и сдать его будет легче легкого. Но те, кто так думает, как правило, «садятся в лужу» — ЕГЭ по обществознанию не так-то прост. Не случайно в 2021 году сдать его не смогли почти 20 процентов выпускников.

Рассказываем, на что обратить внимание на экзамене в целом и что нового будет в материалах и заданиях в 2022 году. Кстати, в досрочный период ЕГЭ по обществознанию будут сдавать 7 апреля, а в основной — 9 июня.

Итак, на каких вопросах чаще всего спотыкаются школьники? Это различие функций законодательной и исполнительной властей, разделение полномочий между федеральными и муниципальными властями. Многим не под силу пояснить некоторые пункты из Конституции. Поэтому во второй части контрольно-измерительных материалов появилось задание N 23 с развернутым ответом по Конституции РФ. Внимание: отвечая на вопросы, не нужно указывать в ответе номера соответствующих статей Конституции и дословно воспроизводить их содержание. Берегите время!

Что еще? Из экзаменационной работы 2022 года исключена часть заданий, дублирующих друг друга с точки зрения тех умений, которые они проверяют. Время экзамена сократилось — теперь писать его будут 3 часа 30 минут, а в прошлом году на это давали на 25 минут больше.

В 2022 году ЕГЭ будут сдавать более 700 тысяч человек. Самый массовый экзамен по выбору — обществознание

Зато участники ЕГЭ-2022, выбравшие обществознание, не будут писать мини-сочинение. А задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения превратилось в задание с развернутым ответом.

Обратите внимание: во второй части, где нужны развернутые ответы, не нужно отвечать сверх того, о чем спрашивают в задании. Неточности и ошибки в таких «дополнительных» элементах ответа могут теперь привести к снижению балла за все задание.

А вот какого рода вопросы могут выпасть на экзамене (примеры из демоверсии 2022 года, опубликованной на сайте Федерального института педагогических измерений fipi.ru):

Установите соответствие между действиями и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Действия:

в) описание объекта;

г) объяснение существующих взаимосвязей;

д) формулирование закономерностей.

Уровни научного познания:

Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) единство экономического пространства;

2) наличие официальной идеологии;

3) правовое государство;

4) приоритет судебной власти;

5) светское государство.

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Политические партии». Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть тему по существу. Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Биология

Изменения здесь незначительны. В числе новаций 2022 года — включение в экзаменационную работу заданий 2 и 22. Они проверяют исследовательские умения и навыки: как школьники могут спланировать и провести эксперимент, спрогнозировать его результат, выдвинуть гипотезу, сформулировать вывод. Приготовьтесь: в заданиях будет много схем, рисунков, моделей, которые нужно будет анализировать.

Количество заданий в экзаменационной работе не изменилось: их по-прежнему 28. Время также не поменялось: на выполнение работы, как и в 2021 году, дается 3 часа 55 минут.

В досрочный период биологию будут сдавать 7 апреля, а в основной период — 14 июня.

Физика

В 2022 году изменилось число заданий в экзаменационной работе: их будет 30, в том числе 19 заданий базового уровня сложности, 7 — повышенного и 4 — высокого. Время, отведенное на экзамен, осталось прежним — 235 минут (3 часа 55 минут).

В контрольных материалах ЕГЭ по физике в этом году появились новые линии заданий: задание 1 — на множественный выбор, задание 2 — о различных зависимостях физических величин из разных разделов физики, задания 6 и 17 — на интегрированный анализ процессов.

Какие задания могут встретиться во второй части экзаменационной работы? Например, расчетные задачи по молекулярной физике (задания 25 и 27), механике (задания 25 и 40), квантовой физике (задание 26), электродинамике (задания 28 и 29), оптике (задание 29). А вот заданий по астрономии и элементам астрофизики в этом году не будет.

Зато будет новое задание 30, за которое можно получить 4 балла, оно будет целиком посвящено механике. Кроме самого решения потребуется указать все физические законы, которые были использованы в процессе решения, и объяснить, как они применялись к решению задачи.

Изменения в ЕГЭ-2022. Почему ставропольским школьникам будет сложно как никогда

В 2022 году единый государственный экзамен пройдёт по-новому. Корректировки уже определил Федеральный институт педагогических измерений. Что поменяется, как это скажется на подготовке и оценках? Почему будущим выпускникам будет сложнее, чем всем, кто сдавал ЕГЭ раньше, — в материале «Победы26».

На сайте ФИПИ опубликованы проекты документов, определяющих структуру материалов ЕГЭ 2022 года. Она изменится во всех учебных предметах, кроме информатики. Самые заметные нововведения коснутся ряда дисциплин.

В ЕГЭ по русскому языку больше внимания уделят пунктуации, но в целом всё останется по-прежнему. В задания по литературе к произведениям отечественных авторов добавят зарубежные, а в сочинении будут оценивать и содержание, и грамотность его написания. Много корректировок ждёт КИМы по математике и физике, английскому языку.

Проверка понимания предмета: физика

Об изменениях в ЕГЭ по физике рассказала руководитель методического объединения естественных наук ставропольского Центра для одарённых детей «Поиск» Ирина Леухина. Общее число заданий сократилось с 32 до 30: в исключённые попал вопрос по астрофизике. В первую часть добавили две позиции базового уровня — решая их, школьники покажут общее знание предмета.

Формулировки некоторых заданий изменили, чтобы исключить подсказки. Например, вместо «выберите два правильных ответа» теперь укажут «выберите все правильные ответы».

«Во второй части теперь нет заданий с кратким ответом. Исключили две задачи, которые решали на черновике и вписывали в бланк число. Появилась ещё одна двухбалльная задача с развёрнутым ответом — теперь их две. Причём здесь задана явная модель. Описывается ситуация, а выпускник должен записать какие-то законы и формулы, сделать рисунок, произвести несложные числовые преобразования и получить ответ. То есть экзаменуемый должен продемонстрировать, как именно он получил решение», — пояснила Ирина Леухина.

Ирина Леухина отметила, что никаких причин для паники нет. Уровень сложности остался прежним.

«Думаю, что изменения пойдут на пользу — детей учат по новым стандартам. Это предполагает способность именно мыслить, думать, анализировать, а не просто зубрить. Я считаю, что ЕГЭ вполне достойная форма проверки знаний, особенно для точных наук. В 2021 году десять выпускников нашего центра набрали свыше 90 баллов, а ещё трое — 100 баллов», — подчеркнула педагог.

Корректировки в сторону высшей школы

Научный руководитель отделения математики Центра для одарённых детей «Поиск», кандидат физико-математических наук, тренер олимпиадной сборной учреждения по математике Валентина Карслиева отметила, что после внесения изменений, разделение между базовым и профильным ЕГЭ по математике станет более выраженным. Простые задания уйдут в общий экзамен, а те, что посложнее, — в его продвинутую версию.

Из заданий уберут три самые лёгкие задачи. Взамен них появится ещё одна на вероятность — теперь их станет две. Кроме того, появится один вопрос на исследование функции. В итоге число заданий в первой части экзамена уменьшится до 11.

«Корректировки больше касаются требований высшей школы. Среднестатистически дети идут в вузы с недостаточным уровнем знаний. Ребят именно натаскивают на ЕГЭ, а сам материал изучается недостаточно. В итоге дети зачастую не очень хорошо знают разделы высшей школы, например, математический анализ. Поэтому и были внесены соответствующие изменения», — пояснила педагог.

Не натаскивать на экзамен, а учить предмету: математика

Во второй части ЕГЭ по математике изменилось количество начисляемых баллов. За вопрос по геометрии под номером 14 теперь поставят три балла вместо двух, а по экономике — два вместо одного. Сами задания останутся в том же порядке, что и раньше.

«Мне нравятся эти корректировки, потому что вольно-невольно придётся отойти от натаскивания детей на конкретные типовые задания и перейти к тому, чтобы учить ребят самому предмету. Выпускник, который выберет профильную математику, действительно получит все необходимые знания», — отметила Валентина Карслиева.

Проектная работа вместо эссе: английский язык

Заметные изменения коснутся ЕГЭ по английскому языку, пояснила руководитель отделения иностранных языков центра дополнительного образования детей «Лидер» Алина Рындина. Привычное эссе заменят на проектную работу. Частично она похожа на формат экзамена IELTS (Международная система оценки знания английского языка. Позволяет определить уровень и навыки владения английским у людей, для которых он не является родным. — Прим. ред.).

«Работа на ЕГЭ — проектная. Пока оценивать сложно, но кажется, что это не плохо, так как применяется деятельностный подход. Ребёнок чётко понимает, зачем он выполняет задание, есть статистические данные, которые нужно проанализировать, сопоставить, сравнить. Это должно помочь детям в будущем, однако как это будет на самом деле, пока сказать сложно», — отметила педагог.

Преподаватель считает, что устная часть стала даже немного проще. Например, в задании с вопросами в формате анкеты разрешили допускать грамматические и лексические погрешности. Раньше за это снижали баллы.

«Раньше требовалось написать письмо личного характера — это сильно устарело. Теперь предлагается электронный вид письма. Многие критикуют и это, мотивируя свою позицию тем, что школьники не используют такую форму общения. Тем не менее корректировки хотя бы немного учитывают современные реалии и представляют собой шаг в верном направлении. Устная часть — это личностный подход, ставка идёт на самого ученика. Так как фантазия в ЕГЭ в принципе не нужна, все идеи и мысли школьников никак не оценивались. Устная часть предполагает ответ на задаваемые вопросы и даёт возможность детям немного рассказать про себя», — добавила Алина Рындина.

Первое время выпускникам будет сложно как никому

Педагог отметила, что в этом году готовить выпускников к экзамену будет очень сложно. Причина в отсутствии методических материалов. В открытом банке ФИПИ выгружена только демоверсия тестов, в которых по одному варианту каждого вида заданий. Учителям приходится самим искать похожие задачи в других источниках или импровизировать.

«Пока неясно, какое влияние окажут внесённые изменения, потому что никто не сдавал такой экзамен. В предыдущих форматах педагоги сами сдавали ЕГЭ, чтобы понимать процедуру изнутри. Сейчас таких «подопытных» нет. Этим детям будет сложно как никому», — считает Алина Рындина.

Отмена ЕГЭ — это шаг назад

Периодически на официальном уровне говорят о необходимости отменить ЕГЭ. Так, председатель комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев в конце мая 2021 года заявил, что экзамен уберут, поскольку «система себя не оправдала». Точные сроки парламентарий не назвал, но выразил уверенность, что в будущем это непременно произойдёт.

У ЕГЭ немало противников. Тем не менее учителя не поддерживают возможную отмену единого государственного экзамена.

Ирина Леухина считает, что нынешний формат итоговой проверки знаний даёт выпускникам много преимуществ. Абитуриенты могут поступить в любой вуз страны и при этом не сдавать экзамен «повторно». Это экономит время и нервы, да и в целом намного удобнее. Сама процедура ЕГЭ понятна и прозрачна, подчеркнула педагог.

«На мой личный взгляд, отмена ЕГЭ — это шаг назад и возвращение к непрозрачной системе, когда на оценку ученика могли повлиять субъективные факторы. Например, преподаватель, который принимает экзамен. Кому-то он может помочь, а кого-то «утопить», специально задавая дополнительные вопросы или формулируя их так, чтобы ребёнок не смог ответить», — подчеркнула Леухина.

Педагог отметила, единый государственный экзамен — хорошая форма для проверки знаний по точным наукам. Она содержит задания базового повышенного уровня, что полезно для поступающих в профильные вузы.

«Если отменить ЕГЭ, то что будет ему альтернативой? Билеты — это возвращение к прежней ситуации, когда главную роль играли не фактические знания учеников, а финансовые возможности их родителей. Если отменять ЕГЭ, то следует создать более эффективную альтернативу, но никак не возвращаться к тому, что было», — считает Ирина Леухина.

Проблема не в ЕГЭ, а в способах подготовки

Схожего мнения придерживается и Валентина Карслиева. Отмена экзамена не пойдёт на пользу образованию, уверена преподаватель. Сама идея ЕГЭ хороша, так как даёт равные шансы на поступление в региональные и топовые федеральные вузы. Однако любую задумку можно подпортить неудачной реализацией, пояснила педагог.

«Результатами ЕГЭ можно пользоваться не в одном вузе и даже не по одному направлению — это большой подарок выпускникам. Сам по себе экзамен — хорошая задумка, а то, что на него начали натаскивать, это уже проблема системы. Часто получается, что даже профильная подготовка в специальных классах — условная, и качество знаний остаётся под вопросом», — отметила Валентина Карслиева.

Преподаватель считает, что проблемы идут от негласной школьной установки вручить аттестаты всем ученикам. Общеобразовательные учреждения не хотят портить рейтинги, поэтому стараются, чтобы итоговые испытания прошли все выпускники. Из-за этого детей учат не предмету, а способу сдать по нему ЕГЭ. Это приводит к нехватке знаний и недовольству форматом.

Людям в принципе не нравятся экзамены

Алина Рындина отметила, что у единого государственного экзамена есть свои недостатки. Однако и плюсы у такого формата тоже очень весомые. Благодаря ЕГЭ выпускник может поступить в любое желаемое учебное заведение вне зависимости от места жительства. Прежняя система проверки знаний подобного предложить не могла. Например, в столичных вузах был очень высокий внутренний конкурс. Шансы поступить у абитуриентов из регионов практически отсутствовали.

«Разговоры об отмене ЕГЭ ведутся, потому что многим людям он не нравится. Но людям в принципе не нравятся экзамены. Когда они критикуют такой формат, то не задумываются, что в случае отмены на замену ЕГЭ придёт что-то другое. В любом случае альтернатива будет предложена, но насколько она будет лучше?» — задаётся вопросом педагог.

Родители и педагоги пожаловались президенту на вопросы госэкзаменов

Родители и педагоги пожаловались президенту на вопросы госэкзаменов

Кампания ЕГЭ-2022 вышла на финишную прямую. В ближайшие дни будут объявлены результаты основного этапа экзаменов по биологии, иностранным языкам и информатике. До 2 июля у учеников, пропустивших испытания по уважительной причине, ещё есть возможность сдать ЕГЭ в резервные дни. Тем временем уже сейчас понятно, что текущая экзаменационная кампания стала одной из самых сложных для выпускников за последние годы. Средние баллы по ряду предметов заметно упали, а часть отличников не смогли подтвердить свои медали. Не обошлось на экзаменах и без скандалов. Родители и учителя обвинили комиссию по подготовке заданий ЕГЭ по биологии в намеренном усложнении вопросов экзамена. А литераторы обнаружили в контрольно-измерительных материалах (КИМах) некорректные задания.

10 июня глава Рособрнадзора Анзор Музаев спрогнозировал, что в этом году средние баллы по предметам ЕГЭ снизятся. Чиновник подчеркнул, что это произойдёт из-за изменения образовательных стандартов, а не из-за ухудшения преподавания в школе и влияния онлайн-обучения в период пандемии. Однако учителя считают, что дистанционка и отсутствие у выпускников этого года опыта сдачи ОГЭ в 9-м классе сыграли решающую роль при сдаче экзаменов.

Наибольшее снижение среднего тестового балла по предметам, результаты которых уже опубликованы, зафиксировано на ЕГЭ по литературе. Средний балл участников экзамена снизился с прошлогодних 66 до 60,8, количество стобалльников в основном периоде уменьшилось с 1355 до 1072 человек. Заметно просели и результаты по русскому языку. Средний балл выпускников сократился на три пункта и составил 68,3 против 71,4 в 2021 году, при этом количество ребят, написавших ЕГЭ на полный балл, и вовсе уменьшилось на треть. На 4,5 балла – с 59,1 до 54,6 – снизился и результат на экзамене по географии. На один балл, до 54,11, упал средний балл экзамена по физике.

В ближайшие дни Рособрнадзор обнародует результаты основного этапа по биологии, иностранным языкам и информатике, которые традиционно сдаются последними.

Из дисциплин, данные по которым уже объявлены, результаты улучшились на 1–3,5 тестовых балла по химии, профильной математике, обществознанию и истории.

Средний балл по профильной математике подрос незначительно и составил 56,86 балла против 55,1 в прошлом году. Отчасти это можно объяснить рекордным снижением количества выпускников, выбравших этот экзамен. В 2022 году в рамках основного этапа ЕГЭ профильную математику написали чуть более 300 тысяч человек, почти на 60 тысяч меньше, чем в прошлом году. При этом в предыдущие годы количество 11-классников, сдающих этот предмет, стабильно росло.

Профильная математика оставила выпускников без медалей

Несмотря на рост среднего балла, результаты экзамена по профильной математике спровоцировали возмущение родителей потенциальных медалистов, которые не смогли преодолеть необходимый порог в 70 баллов и лишились медали. В прошлом году из-за отмены ЕГЭ по базовой математике профиль считался испытанием по выбору и не учитывался при выдаче медали. Для получения красного аттестата выпускникам было достаточно преодолеть порог в 70 баллов по русскому языку.

Сейчас родители выпускников, оставшихся без медалей, создают тематические группы в соцсетях и готовят обращение к президенту и образовательным чиновникам. Взрослые считают, что их дети пострадали от онлайн-обучения даже больше, чем выпускники 2020 и 2021 годов, однако никаких послаблений для них сделано не было.

Родители считают, что дети пострадали от онлайн-обучения.

Родители считают, что дети пострадали от онлайн-обучения. Фото: Эрик Романенко/ТАСС

– В этом году многие учителя активно отговаривали выпускников от сдачи профильной математики, по этому предмету результаты сильно просели в пандемию, – рассказывает мама 11-классника Татьяна. – Но что делать, если для поступления в вуз требуется этот предмет. Мой сын учился на все пятерки с 1-го класса, шёл на медаль, но на ЕГЭ по профильной математике получил 68 баллов, не добрав двух баллов до установленного порога. Теперь медаль, а значит и дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении, ему не светят. Эта ситуация несправедлива изначально, выпускники, сдающие профиль и базу, заведомо находятся в неравных позициях, сдать профильную математику на 70 баллов значительно сложнее, чем базовую – на пятёрку. К тому же наши дети не сдавали ОГЭ, в старших классах учились дистанционно, как и выпускники 2020 и 2021 годов. Однако на ЕГЭ-2022 чиновники полностью вернулись к допандемийным порядкам, и наши дети были поставлены в самые сложные условия.

ЕГЭ по биологии вновь оказался в центре скандала

Задания по биологии в этом году в очередной раз вызвали возмущение выпускников, родителей и педагогов. Средний балл по этой дисциплине из года в год остаётся самым низким среди всех предметов госэкзамена, однако составители КИМов упорно пытаются ещё сильней усложнить задания. В этом году количество 11-классников, сдававших биологию в основной период, уменьшилось на 7 тысяч человек по сравнению с прошлым годом, несмотря на общий рост числа выпускников. Не исключено, что это может быть отчасти связано с неоднозначностью заданий ЕГЭ по предмету.

После экзамена по биологии, состоявшегося 14 июня, группа родителей из Ухты и Сосногорска Республики Коми, чьи дети сдавали ЕГЭ по этому предмету, отправили обращение президенту, главе Рособрнадзора, министру просвещения и уполномоченному по правам ребёнка с просьбой пересмотреть шкалу перевода первичных баллов ЕГЭ по биологии 2022 года в пользу выпускников, а также принять меры к составителям КИМов.

Количество 11-классников, сдававших биологию в основной период, уменьшилось на 7 тысяч человек по сравнению с прошлым годом.

Количество 11-классников, сдававших биологию в основной период, уменьшилось на 7 тысяч человек по сравнению с прошлым годом. Фото: Александр Мамаев/Octagon.Media

Автор обращения, мама 11-классницы Елена Ильякова рассказала «Октагону», что на экзамене по биологии её дочери и другим выпускникам из региона попались вопросы, которые не имели ничего общего со школьной программой и отсутствовали в официальных сборниках для подготовки и на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

– В КИМ ЕГЭ встречались вопросы по врачебной практике (задание про инфекции, передающиеся клещами), медицинской генетике (задачи на псевдоаутосомные участки на X- и У-хромосомах), задачи-головоломки на молекулярную биологию линии 27, которые включаются в задания олимпиад по биологии разного уровня, входят в программу вузов по профессиональной подготовке, но в официальных сборниках и на сайте ФИПИ отсутствуют, – пояснила собеседница издания. – Также были задания с двусмысленными ответами (задание линии 26 про видообразование в популяции саламандр). Пробные варианты при подготовке к экзамену моя дочь писала на 80–90 баллов, но никаких подобных вопросов там не было. В текущей ситуации результаты экзамена ребёнка могут оказаться значительно ниже ожидаемых, её мечта о поступлении в медицинский вуз может просто рухнуть, как и планы тысяч других школьников, выбравших этот предмет.

По словам жительницы Ухты, ЕГЭ по биологии сдавало большое количество учеников специализированных химико-биологических классов, однако такие вопросы не разбирали даже в рамках углублённого обучения программы.

Елена Ильякова | мама 11-классницы

«Дети после экзамена просто плакали от безысходности, они испытали огромный стресс, в шоке были учителя и репетиторы, которые готовили их к испытанию».

Елена Ильякова
мама 11-классницы

– При этом проблемы именно с ЕГЭ по биологии продолжаются не первый год. Кроме практически нерешаемых заданий составители допускают понятийные ошибки в тексте КИМ, что также приводит к снижению результатов на экзамене, – говорит Елена Ильякова. – Задания составляются в том числе с опорой на иностранные источники (Например, рисунок с изображением эмбриона человека из пособия Д. Тейлор, У. Стаут, Н. Грин. «Биология» в 3 томах. – τ.), которые мне как родителю пришлось покупать в начале учебного года за немалую стоимость (Цена в книжных магазинах около 3 тысяч рублей. – τ.).

В прошлом году «Октагон» уже рассказывал о многочисленных претензиях выпускников и педагогов к команде разработчиков заданий по биологии во главе с руководителем комиссии по подготовке КИМ ЕГЭ Валерьяном Рохлиным.

Педагоги публиковали петиции с требованием предоставить хотя бы официальный список литературы для подготовки к экзамену, но до сих пор ничего так и не было сделано.

– Проблема именно в команде разработчиков КИМов по биологии, по той же химии, например, задания были совершенно адекватные и соответствовали школьной программе. Проблема ещё и в том, что варианты по биологии могут очень сильно отличаться по сложности даже в одной аудитории. О каких равных возможностях на экзамене мы тогда вообще говорим? Между тем на все обращения в официальные инстанции по поводу ЕГЭ по биологии уже несколько лет приходят лишь написанные по шаблону отписки о соответствии заданий ФГОС, – заключает Ильясова.

С экзаменом по литературе приключился конфуз

С проблемами столкнулись и выпускники, выбравшие экзамен по литературе. Создатель онлайн-портала «Книжечка» для подготовки к ЕГЭ по литературе Елизавета Прокофьева рассказала «Октагону», что написала обращение в Министерство просвещения, Рособрнадзор, ФИПИ и другие инстанции по поводу некорректного задания, которое попалось на экзамене в Сибири и на Урале.

– В девятом задании тестовой части выпускников попросили выбрать три средства выразительности, которые используются в первой строфе стихотворения Беллы Ахмадулиной «Дождь в лицо и ключицы», из пяти представленных вариантов, – пояснила педагог. – Реально правильных ответов было только два – метафора и звукопись. Третий ответ школьникам пришлось выбирать фактически наугад. На моё обращение по этому поводу в ФИПИ ответили, что в указанной строфе присутствует семантический неологизм «ты со мной приключился». При этом даже среди лингвистов ведутся дискуссии в отношении этого термина, единого понимания и подхода к нему на текущий момент не сформировалось. Естественно, выпускник с таким заданием разобраться не может, это не предусмотрено ни школьной программой, ни кодификатором ЕГЭ по литературе.

Выпускники столкнулись с некорректными заданиями на экзамене по литературе.

Выпускники столкнулись с некорректными заданиями на экзамене по литературе. Фото: Александр Мамаев/Octagon.Media

По словам преподавателя, в ФИПИ даже не стали рассматривать приведённые аргументы и доказательства некорректности задания, а просто прекратили отвечать на письма. Интересно и то, что правильный ответ за задание был засчитан не только тем выпускникам, кто наряду с звукозаписью и метафорой отметил вариант неологизм, но и тем, кто вместо этого указал анафору.

– Почему и анафора стала в девятом задании правильным ответом, понять невозможно, её там не видят даже в ФИПИ, – говорит Елизавета Прокофьева. – Такие странности с ответами на ЕГЭ по литературе происходят из года в год. Главная проблема в том, что в случае появления некорректного задания в тестовой части школьники практически никак не могут его оспорить. Конфликтные комиссии регионов, как правило, отвечают бюрократическим языком, как мне, например, написали из Свердловской области, что оспаривание содержания КИМов не входит в их компетенцию. ФИПИ всегда полностью уверено в своей правоте, дискуссии с ними вести бесполезно, а Рособрнадзор рассматривает обращения в течение 30 дней, в данной ситуации это неприемлемый срок.

По мнению Елизаветы Прокофьевой, в целом ЕГЭ по литературе и русскому языку в этом году не стали принципиально сложнее.

Снижение среднего балла по этим предметам объясняется пандемией и отсутствием опыта сдачи ОГЭ у выпускников.

Кроме того, в ЕГЭ по литературе была ужесточена и без того достаточно жёсткая система оценивания.

– Для сравнения, в прошлом году, если ученик не справлялся с сочинением, то на этом терял 37 баллов, а в этом году уже 47. В 2021 году по литературе за 90 процентов выполненной работы (53/58 первичных баллов) получали 84 тестовых балла, а в 2022 году за эти же 90 процентов (48/53) дают лишь 77, – заключила преподаватель.

ЕГЭ обвинили в неравенстве

Как и в прошлом году, в ходе текущей итоговой аттестации выпускники фиксировали сбои на экзаменах по иностранным языкам (аудирование) и информатике. Не работали наушники, плохо был слышен звук, не отображались вопросы на мониторе, некорректно работали программы, из-за неполадок выпускники нервничали и теряли драгоценное время на экзамене.

Много жалоб в этом году от родителей традиционно поступает и на неравнозначные варианты КИМов на экзаменах. В частности, взрослые и педагоги говорят о том, что значительно более сложные задания встречались в отельных вариантах ЕГЭ по профильной математике, информатике и биологии.

По данным выпускников, сложность заданий может меняться и в зависимости от региона.

Много жалоб от родителей поступает на неравнозначные варианты КИМов на экзаменах.

Много жалоб от родителей поступает на неравнозначные варианты КИМов на экзаменах. Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

Кроме того, учителя уже не первый год обращают внимание на заведомое преимущество детей из Центральной России перед школьниками с Дальнего Востока и из Сибири.

– В этом году на различных платных ресурсах рано утром перед ЕГЭ проводились интенсивы по разбору заданий с Дальнего Востока, где они появляются на 8 часов раньше, – рассказала учитель информатики Ольга Куприянова. – По ряду предметов, в том числе по информатике, в других регионах задания потом оказывались аналогичными, естественно, это давало преимущество части выпускников. Неравенство наблюдается и на массовых экзаменах, которые сдают в течение двух дней, – русском языке и информатике. Дети, которые пишут испытания во второй день, успевают получить и тщательно изучить задания, которые давались в первый. Я в целом не против ЕГЭ, но напрягает то, что Министерство просвещения занимает позицию страуса и не хочет видеть и решать давно назревшие проблемы экзамена. На любые жалобы приходят бюрократические отписки, и на этом вся открытость и честность ЕГЭ заканчивается. Мы просто годами ходим по замкнутому кругу.

Читайте также
  • Госдеп ищет «жертв изнасилований» на Украине
  • 23 июня 2022 Александр КолесниковТарас Подрез
  • «Лето в пионерском галстуке»: спекуляция на первой любви и реабилитация фашизма
  • 22 июня 2022 Светлана Цикулина
  • Родители и учителя требуют отложить переход учебных заведений на новые федеральные стандарты
  • 21 июня 2022 Светлана Цикулина
  • В Белоруссии разработали «автоцеркви» для Минобороны России
  • 21 июня 2022 Александр Колесников

Изменения в ЕГЭ-2022 по математике

ЕГЭ в 2022 году будет самым сложным, так как изменения в КИМ были проведены во всех дисциплинах. Начнем с самой главной и ожидаемой новости – базовая математика будет! Спустя 2 года ее снова вернули и изменили структуру заданий. Что ещё изменилось в ЕГЭ-2022 по математике? Давайте разбираться!

Важно знать!

Наши преподаватели — эксперты ОГЭ/ЕГЭ. Они всегда в курсе текущих и перспективных изменений в экзаменах. Убедитесь в этом сами: запишитесь на бесплатный пробный урок, на котором мы дадим объективную оценку знаний ребенка, а Вы сможете задать любые вопросы нашему специалисту.

Базовая математика

  1. Какие номера убрали?

Из тестовой части экзаменационной работы убрали второе задание. Оно проверяло навыки вычислять и преобразовывать.

  1. Какие номера добавили?

Было введено несколько новых заданий: задание 5 проверяет навык работы в геометрии и задание 20, которое проверяет навык построения и исследования простейшей математической модели.

  1. Что стало с баллами?

Так как общее количество заданий было увеличено с 20 до 21, то и максимальный балл теперь будет составлять 21. Это значит, что каждое задание нужно будет прорабатывать тщательнее, так как выпускники 2022 года раньше не сталкивались с подобной структурой экзамена в связи с отменой ОГЭ в 2020 году. Базовую математику будут сдавать все нетехнические направления, чтобы получить школьный аттестат. Структура оценки работы и требуемые от выпускников навыки кардинально отличаются от оценки контрольных работ в школе.

Профильная математика

  1. Какие номера убрали?

В 2022 году из тестовой части были убраны первые три задания. Задания под номерами 1 и 2 были нацелены на проверку навыка использования приобретённых математических знаний в обычной жизни. Третий номер проверял знания выпускников в геометрии, математическом векторе и координатах.

  1. Какие номера добавили?

В текущем учебном году в первой части экзамена добавили девятое задание, которое проверяет работу с функциями. Новое задание 10 встретится впервые в тестовой части. Оно будет проверять навык моделирования у выпускников, владение языком теории вероятностей и математической статистики.

  1. Что будет с баллами?

Максимальное количество баллов текущем учебном году также подверглось изменению. В 2022 году за верно решенную экономическую задачу будет дано 2 балла, задание на стереометрию даст 3 первичных балла. Всего количество заданий будет уменьшено на одно – с 19 до 18, а значит ценность каждого отдельного задания возрастет. Максимальное количество баллов, которое выпускники могут получить за всю верно выполненную работу – 31.

Математика никогда не была легким предметом для выпускников на ЕГЭ. В 2022 году одиннадцатиклассникам нельзя расслабляться и полагаться на отмену базовой математики. По заявлению Минпросвещения в текущем учебном году послаблений из-за Covid-19 не будет. К подготовке необходимо отнестись ответственно, так как до ЕГЭ остается всего 8 месяцев. Начинать изучать теорию, а потом нарешивать практические задания уже поздно. Для качественной подготовки необходим системных подход и четкий алгоритм работы с квалифицированным педагогом. Эксперты учебного центра «Центриум» в математике помогут подготовиться к ЕГЭ на высокий балл и не потратить время и деньги зря.

Был полезный материал?

Средняя оценка 4.9 / 5. Рейтинг: 65

Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *