Как анализировать связь между примерами в сочинении егэ
Перейти к содержимому

Как анализировать связь между примерами в сочинении егэ

  • автор:

Связь между примерами-иллюстрациями в комментарии. Как связать примеры: клише.

ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ — это доказательство того, что проблема, обозначенная учеником, действительно присутствует в тексте.
О том, как правильно приводить примеры и комментировать их, можно узнать из наших пособий:

Учимся формулировать

проблему, авторскую позицию, комментарий, обоснование, проверять ошибки и др.

Сочинение на 21

Интерактивное пособие для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку 2024

↑ Как привести примеры-иллюстрации?

  • номера абзаца (В третьем абзаце текста. )’,
  • номеров предложений (. описание современной
    молодежи (предложения 1-3); места в тексте (. в конце текста звучит призыв. );
  • любых способов цитирования

↑ Смысловая связь между примерами (клише)

Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них:

Детализация
(Можно ли привести подробности?Какие?)
. так, например, .
. укажем детали .

Указание на следствие
(Как это может сказаться на. Из чего это следует? Что с этим связано?)
. вот почему .

Подтверждение
(Как это подтверждается автором?)
в подтверждение этих мыслей автора .

Объяснение
(Почему? Чем это можно объяснить?)

. автор объясняет это тем, что
. объясняется это тем, что .

Определение
(Что обозначает это слово?)

. это слово автор понимает по-своему
. значение этого слова определяет.

Аналогия
(На что это похоже?)

. как и
. здесь прослеживается
(обнаруживается) .

Выделение
(Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?)
автор текста фиксирует внимание.
автор текста обращает наше внимание на.

Сопоставление и противопоставление
(С чем это сравнивается? Чему это противопоставлено?)

.. сравним .
. автор противопоставляет .
. автор сравнивает .

При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст, то есть без фактических ошибок.

Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ (ФИПИ)
Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

План подготовки к ЕГЭ 2024

Чек-листы и 7 словариков ЕГЭ

Рекомендации к сочинению. ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями

Рекомендации к сочинению. ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями

Тертыченко Евгения

Так автор противопоставляет в тексте два образа Москвы, старый и новый, чтобы подчеркнуть, что Москва в прошлом была уникальным, своеобразным городом, а стала обычным мегаполисом, каких много в мире. Это противопоставление двух образов столицы помогает понять позицию Солоухина и увидеть, почему важно сохранять памятники архитектуры.

Под связью между примерами-иллюстрациями понимается любой элемент текста , позволяющий установить смысловые отношения между примерами-иллюстрациями: противопоставление (лексические средства: НО, ЖЕ, НАПРОТИВ и т. п.);

сопоставление (лексические средства: КАК…, ТАК И…; НЕ ТОЛЬКО…, НО И… и т.п.);

причина – следствие; вопрос – ответ;

условие – действие;

последовательность развития мысли (во-первых, во-вторых); прошлое – настоящее; пример – вывод; действие – результат; частное – общее; размышление – конкретный пример; дополнение (АВТОРУ ТАКЖЕ ВАЖНО…)

Анализ связки в конце комментария:

Так, приводя примеры-иллюстрации, которые дополняют друг друга / противопоставлены друг другу / показывают последовательность развития мысли, автор помогает читателям понять суть своей позиции по поставленному вопросу.

Примеры связки и её анализа!

Пояснение

Если в первой части автор описывает удручающее состояние ближайшего леса, то во второй части текста поясняет, как сложился в обществе потребительский взгляд на природу, и его размышления о причинах оскудения природных богатств позволяют увидеть, как безответственно люди относятся к окружающей среде.

Дополнение

Мнение, высказанное от лица свидетеля ситуации, автор дополняет аналитическими данными, которые подтверждают мысль публициста о важности сохранения памятников старины.

Несмотря на объективность наблюдений, о которой говорилось в первой части текста, во второй части публицист подчеркивает, что это «горькая» объективность, которая противоречит человеколюбию. Это наблюдение помогает автору подчеркнуть, какое место в нашей жизни должны занимать милосердие и сострадание.

Частное-общее

Обобщая рассуждения о важности элементарной человеческой доброты, автор пишет о главном, по его мнению, качестве, которого нам всем недостаёт, – человеколюбии. Так публицист приходит к ответу на вопрос, какое место человеколюбие должно занимать в нашей жизни.

Сравнение

Автор показывает взгляды героя до посещения выставки и после, и это сравнение помогает читателю осознать главное: мироощущение героя-рассказчика изменилось. После знакомства с удивительный пейзажем, как отмечает писатель, герой открыл для себя истинную красоту мира, которую раньше не замечал и недооценивал. Так писатель приходит к ответу на вопрос, какую роль играет искусство в нашей жизни.

Противопоставление

Противопоставляя обобщение опыта старшего поколения и результаты социологического опроса современной молодёжи, публицист показывает, что на самом деле между поколениями больше взаимопонимания, чем кажется на первый взгляд. Это наблюдение помогает автору ответить на вопрос, существует ли сегодня конфликт поколений.

Анализ связи примеров в комментарии

· В начале комментария Размышляя над поставленной проблемой, автор сопоставляет поведение героя до и после встречи с приятелем, чтобы показать, как меняется персонаж: до разговора со старым другом он мог не прислушиваться к голосу совести, теперь же это невозможно. Обратимся к тексту, чтобы доказать это…

· Между примерами, при переходе от одного примера к другому: Чтобы убедить читателя в справедливости слов героя, автор противопоставляет его рассуждениям непродуманное и нелогичное поведение его оппонента в споре и показывает, как невоспитанно и грубо может вести себя человек, слушающий только себя. Писатель подчеркивает: …

· В конце комментария как его завершение, итог: Обращение и к личному опыту, и к авторитетным свидетельствам учёных, дополняя друг друга, позволяют автору доказать свою точку зрения и убедить читателя в важности чтения книг с раннего возраста.

Важно! В каждом предложении комментария одно из подлежащих – автор (синоним к этому слову, чтобы не было повтора).

В сочинении по публицистике используем три синонима: автор – публицист (не писатель, не поэт, не профессор и другая информация, приведённая после текста) – Д.С. Лихачёв, Захар Прилепин (ФИО автора).

В сочинении по художественному тексту тоже три синонима: автор – писатель (не журналист, не поэт, не профессор и не писательница!) – Н.В.Гоголь, Нора Галь (ФИО автора).

Неправильно: В этом тексте мы видим, как недавние школьники мужественно сражаются на фронте и приближают Победу.

Правильно: Автор показывает читателю, как недавние школьники мужественно сражаются на фронте и приближают Победу.

Суперважно! Если не очень удачно сформулирована позиция автора или проблема не отражена в ключах для эксперта, то комментарий помогает понять, что выпускник правильно воспринимает смысл текста, и в этом случае баллы за содержание сочинения могут не обнулить. Для этого используйте следующие глаголы.

Глаголы, которые можно использовать в комментарии, чтобы сохранить баллы:

(автор) размышляет, описывает, показывает, подчеркивает, обращает внимание (читателей), уделяет внимание, сравнивает (что с чем), сопоставляет (что с чем), противопоставляет (что чему), заостряет внимание, высказывает предположение, полагает, сравнивает, замечает, указывает (на что), объясняет, утверждает, отмечает, приводит примеры, опровергает, отстаивает, доказывает, уверен, предполагает, позволяет читателю увидеть, помогает понять (причины), обращается к, призывает читателей, приходит к выводу и т.д.

Автор, повествователь, рассказчик, герой! Обратите внимание, в чём отличие между ними!

Если художественный текст написан от первого лица , значит «я» в этом тексте – не автор, а рассказчик.

Автор-повествователь, герой и герой-рассказчик – это три типа построения повествования в прозе. Подсказка всегда есть в задании 22 !

Но можно отличить и самостоятельно:

· повествователь – тот, кому принадлежит безличный рассказ о героях или о ситуации («В деревне Гадюкино дожди. Дед Пахом пошел покупать жене сапоги»).

· рассказчик – тот, что рассказывает историю от первого лица («Когда я приехал в деревню Гадюкино, начались дожди и дед Пахом пошел покупать жене сапоги»)

· герой-рассказчик – тот, кто одновременно ведет рассказ и участвует в событиях («я понял, что дожди никогда не кончатся, и пошел в магазин за сапогами»).

· герой – тот, кто участвует в главных событиях. Дед Пахом. · персонаж – тот, о ком ещё говорится в тексте. Жена деда Пахома.

· Автор – тот, кому принадлежит идея, выбор ситуации, героев, рассказчика, и не важно, правда это или он придумал и деревню Гадюкино, и погоду, и дедушку, и рассказчика.

Анализируем смысловые связи. ЕГЭ 2021. Задание 27

Комментарий. Смысловая связь

Выявление смысловых отношений в тексте – важное
условие его понимания
Смысловая связь в тексте помогает автору
установить взаимозависимость и взаимообусловленность фактов, событий,
поступков героя (-ев), его (их) поведения и т.п.;
показать взаимоотношения героев;
детально изобразить что-либо;
создать общую картину чего-л., детали которой обозначены путём перечисления
отдельных частей;
создать целостный образ;
убедительно доказать свою точку зрения на что-либо;
показать причины того или иного события, действия, поступка;
противопоставить (сопоставить, сравнить) внутреннее/внешнее, истинное/ложное,
реальное/идеальное для более полной характеристики чего-либо или кого-либо и т.д.
понять основную мысль текста

3.

Ошибки в выявлении смысловой связи
Смысловая связь – это логические отношения между примерами-иллюстрациями, которые
экзаменуемый использует в комментарии проблемы текста.
Обратите внимание!
Ошибки в выявлении смысловой связи между примерами-иллюстрациями:
Попытка сопоставления логически несопоставимых примеров;
подмена определения смысловой связи между примерами общими словами:
«Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…»;
«Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и т.п.
Формальное указание вида связи без анализа её функции в раскрытии авторской позиции, его
замысла:
«Второй пример в тексте противопоставлен первому»;
«Эти примеры дополняют друг друга»;
«Этот пример-иллюстрация – следствие из причины, указанной в первом примере»
«Эти примеры связаны причинно-следственными отношениями» и т.п.

4.

«СОРНЯКИ» ПУСТОСЛОВИЯ
Оба эти примера, дополняя друг друга, создают связь, которая
проследуется во всем тексте;
Обое эти примеры-люстрации связывают поведение героя и
текст.
Два этих примера взаимо дополняют друг друга / взаимно
дополняют друг друга;
Оба примера, противопоставляя друг друга, позволяют увидеть
связь;
Оба примера связаны смыслом и подходят под данную проблему;
Оба этих примера связаны между собой тем, что подтверждают
наличие проблемы, поставленной в тексте;
Эти два примера подкрепляют друг друга;
В связке эти оба примера…;
Как первый, так и второй пример, отлично дополняют друг друга
и позволяют автору осветить суть проблемы в полной мере.
Эти примеры дополняют друг друга, раскрывая проблему
(многократно повторяющийся штамп).

5.

Смысловые связи и их анализ
Указать смысловые отношения между примерами-иллюстрациями
и проанализировать их – значит найти взаимозависимость этих
примеров и прокомментировать её роль.
Взаимозависимость (смысловая связь)
Первый пример Причинно-следственная
Второй пример
Первый пример Сопоставительная,
Второй пример
сравнительная,
противопоставительная
и т.д.
Как эта взаимосвязь примеров-иллюстраций влияет на понимание
аспектов сформулированной проблемы текста?

6.

Как проанализировать смысловую связь между
примерами-иллюстрациями?
1. Определите вид смысловой связи между выбранными Вами примерамииллюстрациями.
2. Прокомментируйте её в 2-3 предложениях:
О чём свидетельствует эта смысловая связь?
Как она помогает понять сформулированную проблему текста?
Что подчёркивает в характере героя (его мироощущении, психологическом
состоянии, отношении к нему окружающих и т.д.)?
Какие выводы, обобщения помогает сделать?
Как помогает эта связь раскрыть авторский замысел?
Какова роль этой связи в раскрытии авторской позиции? и т.п.

7.

Зачем?
С какой целью?
Для чего?
Автор
Как это помогает
понять,
прояснить,
конкретизировать,
расшифровать,
раскрыть
проблему;
авторскую позицию;
авторский замысел;
характер, поступки,
поведение героя и
т.д.

8.

Комментарий к проблеме
Опора на исходный текст
Наличие 2-х примеров-иллюстраций
Критерии
оценивания
Наличие пояснений к примерам-иллюстрациям
Определение смысловой связи между
примерами-иллюстрациями и её анализ
Фактические ошибки

9.

Таблица оценивания комментария к сформулированной
проблеме текста
Баллы
6
Пример 1
+
+
+
+
+
+
Пояснение 1
Пример 2
Пояснение 2
Смысловая связь
Анализ
смысловой связи
5
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

+
+
+
+
3
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

+
+
+

2
+
+
+
+
+
+

+
+

1
+
+

+
+

+

+

1. Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
2. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы текста, в
комментарии нет

10.

Пояснение к примеру-иллюстрации
• Цель пояснения: выявить смысл авторского
• рассуждения о…/
• повествования о…/
• описания…/
• какого-либо приёма в тексте,
чтобы в итоге установить отношение автора к
проблеме
понять авторскую позицию.
Главное – ответить на вопросы, анализируя содержание обоих примеров:
зачем? с какой целью? по какой причине? для чего? почему? чем
вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…?

11.

Пояснение к примерам-иллюстрациям
Пояснением к примерам-иллюстрациям из
текста художественного стиля могут стать
разъяснение смысла, оценка, анализ
мотивов поведения героя (-ев);
монологов (в том числе внутренних), диалогов;
поступков героев;
их личностных особенностей;
взаимоотношений с окружающими;
внутреннего состояния;
отношения к себе и к миру и т.д.
Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного
текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте текста, в
указании на его сюжетный элемент), т.е. комментируется содержание.

12.

Пояснение к примерам-иллюстрациям
Пояснением к примерам-иллюстрациям из
текста публицистического стиля могут
стать разъяснение смысла, оценка, анализ
фактов, мнений, настроения автора,
его комментариев и размышлений;
авторских аргументов, доводов;
различных точек зрения на проблему;
авторских (и не только) высказываний и т.п

13.

Пояснения к примерам-иллюстрациям
Толкование,
изъяснение
приведённых
примеров
Объяснительные
примечания к
примерамиллюстрациям
Разъяснительные
замечания к
приведённым примерам
Текст, представляющий собой дополнительное объяснение примеров.
Цель пояснения — облегчить читателю понимание текста, раскрыть его
содержание и авторский замысел.

14.

Алгоритм выявления смысловых связей между
примерами-иллюстрациями
В соответствии с формулировкой проблемы и авторской
позицией
а) найти смысловые отношения между частями текста:
сравнительные, противопоставительные, сопоставительные,
причинно-следственные, целевые, условные и др.;
б) вычленить в этих частях примеры, отражающие
(иллюстрирующие) сформулированную проблему;
в) продумать, как выбранная смысловая связь помогает понять,
раскрыть, прояснить проблему, авторскую позицию,
характер героя и т.п.;
в) сформулировать высказывание, указав и проанализировав
смысловые отношения между найденными примерамииллюстрациями.

15.

Смысловые связи между примерами-иллюстрациями

Вид связи
1.
Сравнительная,
сопоставительная или
противопоставительная
Как
определить
вид связи
Возникает в том
случае, когда
смыслы
примеровиллюстраций
сравниваются,
сопоставляются
или
противопоставляю
тся друг другу.
Вспомогательные вопросы
Способ оформления
В этом противопоставлении
Какие события (факты) (сопоставлении) особо ярко
сравниваются
можно увидеть (что?)…
(сопоставляются,
Если сопоставить поведение
противопоставляются) героев, то (пояснить, к каким
и почему? Как это
выводам можно прийти)…
помогает понять
Сопоставляя
проблему текста?
(противопоставляя) эти события,
Что
нельзя не отметить, что
противопоставлено в
(раскрыть своё видение роли
примерах?
этой смысловой связи) ….
С чем и почему это
Сравнивая эти события
сравнивается
(факты), нельзя не увидеть,
(сопоставляется)?
что…
В чем автор видит
Противопоставляя факты,
сходство (различие)
автор подчеркнул главное: (что
сопоставляемых
именно и зачем?)
(противопоставляемых) Сопоставляя (поведение героев,
явлений? и т.д.
разные мнения, точки зрения и
т.п.)…, автор обращает
внимание (на что и зачем?)…

16.

Функции сравнительной (сопоставительной) связи
В тексте сравнительная
(сопоставительная,
противопоставительная) связь помогает
понять
• характер героя (явления, события и т.д),
его состояние или мотивы поведения;
• настроение, эмоции героя;
• чувства, мысли героя или автора;
• авторскую оценку героя, предмета или
явления и т.п.

17.

2.
Пояснительная,
уточняющая
Второй примериллюстрация
поясняет,
иллюстрирует,
характеризует,
описывает,
оценивает,
дополняет,
уточняет то, о
чём говорится в
первом примереиллюстрации
Как и для чего автор поясняет
(иллюстрирует,
характеризует, описывает,
оценивает, уточняет то, о
чём говорится в первом
примере-иллюстрации)?
Чем это событие (поступок,
действие, факт) можно
объяснить?
Какими примерами автор
подтверждает сказанное?
Что это даёт для понимания
сформулированной проблемы
текста?
Что можно привести в
качестве подтверждения?
Как содержание второго
примера помогает лучше
понять содержание первого?
Продолжая свою мысль, автор
уточняет, детализирует
(что и зачем?)…
Это событие
(характеристика, поступок,
поведение и т.п) дополняет
(как?) представление о…;
Эти примеры
иллюстрируют (что и для
чего?)….
Уточняя сказанное, автор
(что делает и зачем?)…
Эта ситуация поясняет,
уточняет (как?) содержание
предложения… (указать номер
первого примера-иллюстрации)
и помогает понять (что и
каким образом?)…
Что нового вносит содержание Автор…. разъясняет
второго примера в понимание
(дополняет, уточняет) (что
первого?
и зачем?) :…

18.

Функции пояснительной (уточняющей)
смысловой связи
• Эти виды смысловых отношений дают
возможность получить полную,
исчерпывающую информацию о чём-либо;
при этом пояснительные отношения как бы
расшифровывают и уточняют идею первого
примера.
Обратите внимание!
Уточняющая связь – это переход от более
широкого понятия к более узкому, а
пояснительная – это обозначение одного и того
же понятия другими словами.

19.

2.
Причинноследственная
Причина и следствие
представляют собой
логическое
единство. При этом
под причиной
понимается явление,
обстоятельство,
обусловливающее
другое явление или
действие, которое
называется
следствием.
Причинноследственная
связь — это сцепка
причин, событий и
последствий, к
которым всё это
привело.
Почему это
произошло?
Что стало причиной
события (поступка,
поведения и т.п.)?
В силу чего это
случилось?
Что из этого
следует?
Какие последствия
повлекло это
событие?
Как это повлияло на
дальнейшие
события?
Что из этого, по
мнению автора,
следует?
К чему это привело
(приведет)?
Как это сказалось
(скажется) на
дальнейшем ходе
событий?
Эти примеры
называют причины, по
которым…
Причиной такого
поведения является…
Следствием такого
отношения к
окружающим стало…
(указать результат и
пояснить свой
вывод)
Этот пример
помогает увидеть
последствия
эгоистичного
отношения к миру:
(что и как
изменилось?
Как сказалось на
судьбе героя (-ев),
событиях и т.п.)

20.

Смысловая связь и её место в композиции
сочинения
Место смысловой связи:
в начале комментария:
Размышляя над проблемой, автор сравнивает поведение героя
до и после встречи с однополчанами; (в этом случае анализ этих
смысловых отношений может быть дан перед формулировкой
авторской позиции)
• в конце комментария как его завершение:
Противопоставляя эти события, автор помогает читателю
увидеть индивидуальные особенности характера героя —
незлобивость, всепрощение, внутреннюю чистоту.

21.

22.

(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает
иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и
неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского
имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и
«примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались
неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку.
(9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от
радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии —
он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том,
что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был
и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся
наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал
не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн,
бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск
ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные,
простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а
неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил,
демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому)
*Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) — капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил
жизнь моряков-полярников.

23.

(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в
костях усилилась, монотонная, нудная…(3)Все неприятности начались тогда
же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо
бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой
судьбы….
Ретроспекция как категория текста предполагает целенаправленное действие со
стороны автора, который, обращаясь мысленно к прошлому и описывая прошедшие
события, стремится направить внимание читателя на факты, которые могут быть
основополагающими для раскрытия основной идеи всего произведения.
И. Р. Гальперин
Благодаря ретроспекции читатель может
узнать неизвестные ранее сведения,
переосмыслить их,
проникнуть в авторский замысел.

24.

Ретроспекция в художественном тексте может осуществляться на уровнях
композиции
На уровне композиции ретроспекция выполняет функции прояснения какого-либо
элемента текущего действия (когда возникает необходимость вспомнить ситуацию,
относящуюся к развитию сюжета), объясняет события настоящего.
Завязка драматического сюжета находится за временными пределами
настоящего — в недавнем прошлом героя.
изображения
героя
авторской
позиции
изобразительновыразительных
средств
При изображении героя ретроспекция осуществляется в формах его, воспоминаний,
последовательных событий.
Основные функции ретроспекции: сообщение о прошлой истории героя, оценка,
ключи к пониманию персонажа или его мотивации, усиление драмы в настоящем.
Ретроспективная позиция автора позволяет читателю сосредоточить внимание не
столько на событии, сколько на поведении героя.
Характерными изобразительно-выразительными средствами приема ретроспекции в
литературе являются простые противопоставления (здесь — там, теперь — тогда, ложь
– правда, вымысел –истина и т.д.), противопоставления времени и видов глагола (наст.
вр., сов. вид — прош. вр., несов. в.), организация самой речи, язык и т.п.

25.

Роль начала художественного текста
1. Вводит систему
координат модели
мира, созданного
автором
2. Выполняет
функцию фонового
описания
3. Участвует в
создании
характеристик как
главных, так и
второстепенных
персонажей
4. Заключает в сжатом
виде основное
содержание текста
или его части.
Кто?
Где?
Когда?

26.

3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот
треклятый ревмокардит.
• не зажёг маячный огонь
• угодил на полгода в госпиталь
• не присвоили очередное звание
НЕПРИЯТНЫЙ, ая, ое; тен, тна.
1. Не нравящийся своими качествами, противный. Н.
вкус.
2. Вызывающий неудовольствие, волнение,
нарушающий спокойствие. Неприятная встреча.
| сущ. неприятность, и, ж.
• демобилизовали одним из
первых
Синонимы
беда, горе, огорчение, удар, скорбь,
несчастье, зло

27.

(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой
случай становится водоразделом целой судьбы.
(19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося
камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел,
перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только
чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток
провели на островке, пока не затих шторм.

28.

Начало текста
Позволяет увидеть
восприятие реальности Шаталовым («неприятности»);
отношение героя к окружающим, своим поступкам
(«маленький, рядовой случай»);
психологический портрет героя, в основе которого лежит
безответственное отношение к жизни и к окружающим.
Кроме того, помогает понять проблематику текста,
передаёт его основную мысль.

29.

Алгоритм работы над сочинением
Формулируем ПОСТАВЛЕННУЮ проблему текста
(проблема ответственности человека за свои поступки)
Находим первый пример,
иллюстрирующий
аспекты проблемы
Находим второй пример,
иллюстрирующий
аспекты проблемы
Определяем вид смысловой связи между ними
Поясняем первый пример
Поясняем второй пример
Указываем смысловую связь между примерами и
анализируем её
Формулируем авторскую позицию
Формулируем собственную позицию
Обосновываем свою точку зрения

30.

Работаем с текстом
Прошлое
Настоящее
Старший лейтенант,
штурман, хороший моряк
«Водораздел судьбы» –
«маленький, рядовой
случай»
Треклятый ревмокардит,
увольнение из армии,
несостоявшаяся карьера
Можно СОПОСТАВИТЬ или ПРОТИВОПОСТАВИТЬ события
Можно выяснить ПРИЧИНЫ событий и указать их ПОСЛЕДСТВИЯ
Можно УТОЧНИТЬ, ДОПОЛНИТЬ предыдущую информацию
Можно рассмотреть настоящее как ИТОГ, РЕЗУЛЬТАТ прошлых событий

31.

Проблема ответственности человека за свои поступки
Причина безответственного поведения: «запустил отчётную документацию»
решился идти в море в сильнейший шторм
бездумно распорядился судьбами как минимум 4-х человек (вельбот)
обманул командира
подверг смертельной опасности матросов
получил серьёзное заболевание («треклятый ревмокардит»)
загубил карьеру: не присвоили очередное звание, затем сократили и
демобилизовали
Каково значение этих смысловых отношений для раскрытия аспектов
поставленной проблемы?
Лень, недобросовестное отношение к своим обязанностям могут стать
причиной очень серьёзных последствий. В данном случае Эта
безответственность Шаталова разрушила его жизнь.

32.

Проблема ответственности человека за свои поступки
Противопоставление частей информации
(13)Он уверил командира в том, что
уже неоднократно высаживался
здесь, что знает проходы в
прибрежных камнях.
(14)Он никогда даже близко здесь не был и
не ведал никаких проходов.
В чём смысл противопоставления данных примеров-иллюстраций?
Противопоставление информации ещё отчётливее помогает увидеть
безответственное отношение Шаталова к своему делу и к окружающим. Герой идёт на
поводу собственной лени, совершенно не задумываясь о том, как могут обернуться
обстоятельства.

33.

Проблема ответственности человека за свои поступки
Сопоставление частей информации
(3)Все неприятности начались тогда же, когда
он заработал этот треклятый
ревмокардит.(4)Удивительно глупо бывает
иногда: маленький, рядовой случай
становится водоразделом целой судьбы.
(18)Просто судьба изменила…
(20)…Удар, треск ломающихся вёсел,
перекошенные рты на матросских лицах и рык
ветра… (21)Только чудом никто не погиб.
(22)Израненные, простывшие, они больше
суток провели на островке, пока не затих шторм.
В чём смысл сопоставления этих частей информации?
Сопоставление этих частей информации помогает понять, что герой так и не
осознал безответственности своего поступка. Убеждение, что в случившейся трагедии
виновата судьба, а не он сам, привело к закономерному результату: Шаталов одинок,
болен и несчастлив.

34.

Проблема ответственности человека за свои поступки
Уточнение, дополнение информации
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман
гидрографического судна — запустил отчётную
документацию и неделю не вылезал из каюты,
занимаясь журналами боевой подготовки, актами на
списание шкиперского и штурманского имущества,
конспектами занятий с личным составом. (6)От
бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и
«примечаний» уже рябило в глазах … (7)Сроки сдачи
документации надвигались неумолимо, командир
корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё
не было видно.
(10)Он был молод. (11)Он козлом
прыгал от компаса к карте, от
радиопеленгатора к эхолоту: ведь
никто теперь не мог загнать его в
каюту и заставить писать акты
инвентарной комиссии — он вёл
корабль через штормовое море!
Решение Шаталова отправиться к маяку можно было бы отчасти объяснить его
молодостью, но из дополнительной информации становится понятна истинная причина
его поступка – нежелание выполнять свои должностные обязанности.

35.

Типичные логические ошибки в сочинениях
• Наличие смысловых повторов, неоправданное
повторение высказанной мысли;
• отсутствие средств связи между сверхфразовыми
единствами или внутри них (читающему приходится
восстанавливать опущенные смысловые единицы);
• неудачные смысловые переходы между
предложениями;
• бессвязность и нарушение порядка предложений,
пропуск звена в объяснении, «логический скачок»;
• нагромождение лишних фактов или неуместных
абстрактных рассуждений, наличие ненужных
сведений, не имеющих отношения к теме;
• подмена тезиса;
• бездоказательность утверждений и т.п.

36.

Возьмите на заметку!
Проверяя сочинения, учителя иногда
• не учитывают фактические ошибки в понимании текста;
• засчитывают пример-иллюстрацию не по
сформулированной проблеме;
• в качестве двух примеров засчитывают смысловой
повтор, выраженный разными средствами языка (один
пример-иллюстрация);
• в качестве комментария засчитывают авторскую
позицию;
• засчитывают анализ средств выразительности, который
не несёт смысловой нагрузки в раскрытии проблемы
исходного текста.

Анализ смысловой связи. Дополнение

ЕГЭ

На чтение 4 мин Просмотров 20.9к. Опубликовано 30.03.2022

Примеры считаются ДОПОЛНЯЮЩИМИ друг друга, если они РАВНОЗНАЧНЫ.

ПЛАН анализа смысловой связи примеров «ДОПОЛНЕНИЕ»

  1. Назвать СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ.
  2. Чем ОБЪЕДИНЕНЫ / СВЯЗАНЫ примеры? / Что между ними ОБЩЕГО? / Что демонстрируют?
  3. Какова РОЛЬ названной смысловой связи в данном тексте? / Какие ВОЗМОЖНОСТИ открывает перед автором данный вид связи примеров? / С какой ЦЕЛЬЮ автор связал примеры, используя указанные смысловые отношения?
  1. Приведённые примеры ДОПОЛНЯЮТ друг друга.
  2. Они РАВНОЗНАЧНЫ / ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ / ТОЖДЕСТВЕННЫ / СХОДНЫ ПО СМЫСЛУ, так как ОБЪЕДИНЕНЫ (чем?) / СВЯЗАНЫ (чем?) / ОБА ДЕМОНСТРИРУЮТ (что?).
  3. Сочетание данных примеров ПОЗВОЛЯЕТ / ПОМОГАЕТ автору (что сделать?)

ЧЕМ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ ДОПОЛНЯЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА ПРИМЕРЫ?

  • общей мыслью (о чём?)
  • общим чувством (чего?)
  • общим признаком (чего?)
  • общим мнением (о чём?)
  • общим впечатлением
  • общим состоянием/настроением
  • общей чертой/качеством характера
  • одинаковым восприятием (кого? чего?)
  • одинаковыми ощущениями, вызванными (чем?)
  • одинаковым взглядом (на что?)
  • одинаковым отношением (к кому? к чему?)
  • одинаковым воздействием (на кого? на что?)
  • одинаковыми наблюдениями (за кем? за чем?)
  • одинаковыми поступками/действиями
  • одинаковым пониманием (чего?)
  • одинаковыми судьбами и т.п.

СИНОНИМЫ к слову «ОДИНАКОВЫЙ»: аналогичный, идентичный, подобный, похожий, общий, схожий, единообразный

РОЛЬ ДОПОЛНЯЮЩЕЙ СМЫСЛОВОЙ СВЯЗИ ПРИМЕРОВ В ТЕКСТЕ

Данный вид смысловой связи (смысловых отношений) ПОМОГАЕТ/ ПОЗВОЛЯЕТ автору …

  • убедительно доказать свою точку зрения
  • дать полную, исчерпывающую информацию (о чём?)
  • создать целостное впечатление от прочитанного
  • создать целостный образ героя
  • создать целостную картину происходящего / событий, где каждый из примеров вносит свой аспект
  • благодаря второму примеру усилить впечатление от прочитанного

Анализ смысловой связи примеров НЕ ДОЛЖЕН ДУБЛИРОВАТЬ авторскую позицию!

Как можно НАЧАТЬ 2 пример, чтобы НЕ ДОПУСТИТЬ логическую ошибку?

Для текста художественного стиля:

  • Рассмотрим ещё один пример, важный для понимания проблемы текста.
  • В тексте есть ещё один важный эпизод. Проанализируем его.
  • Обратимся к другому эпизоду текста.
  • Автор вспоминает ещё одну историю / ещё один случай.

Для текста публицистического стиля:

  • Кроме того, автор обращает наше внимание (на что?)
  • Более того, автор убеждён в том, что ..
  • Автор делится ещё одной мыслью по этому поводу.

ОБРАЗЦЫ анализа смысловой связи, написанные по текстам из сборника И. П. Цыбулько 2022

Вариант 3 По тексту К. Г. Паустовского (Зенитный пулемётчик Тихон Рябцов …)

Приведённые примеры дополняют друг друга. Они равнозначны, так как объединены общей мыслью о предназначении человека. Это позволяет автору создать цельный образ своего героя, которому важно приносить пользу как родине, так и отдельному человеку.

Вариант 8 По тексту Ч. Т. Айтматова (Конец лета и начало осени …)

Данные примеры дополняют друг друга. Они равнозначны, так как оба демонстрируют проявление родительской любови. Более того, второй пример усиливает первый, показывая, на какие жертвы готовы пойти родители ради счастья своих детей. Всё это позволяет автору более полно создать образ идеальной семьи.

Вариант 10 По тексту Д. А. Гранина (Я стоял у окна вагона…)

Приведённые примеры, являясь равнозначными, дополняют друг друга. Их объединяют сильные эмоции, которые человек испытывает в детстве от увиденного. Такая связь примеров позволяет автору лучше раскрыть роль детских впечатлений в жизни человека.

Вариант 17 По тексту Д. А. Гранина (На Невском, у Литейного, …)

Давайте ещё раз взглянем на приведённые примеры, дополняющие друг друга: что в них общего? Они связаны общими чувствами, которые испытывает автор к своему городу детства. Роль данной смысловой связи состоит в том, что она позволяет писателю создать у читателей целостное впечатление о Ленинграде 30-х годов, с которым у него связано много дорогих сердцу воспоминаний, и разделить с ним ту ностальгию, которую он испытывает сам.

Из методических рекомендаций для экспертов . По тексту В. А. Солоухина (Памятников архитектуры в Москве …)

Эти примеры связаны равнодушием человека к памятникам архитектуры, уничтожением исторической ценности и собственного прошлого, что не может не расстраивать и не пугать. Примеры в тексте приведены так, что от одного примера к другому усиливается чувство отчаяния за содеянное человеком. Второй пример дополняет, усиливает негативные чувства от прочитанного в первом примере, позволяет более точно передать автору не только мысли, но и чувства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *