Ниссан лиф как поехать
Перейти к содержимому

Ниссан лиф как поехать

  • автор:

FAQ для новичков по Nissan Leaf (AZEO американец) (Страница 1 из 6)

Как открыть машину?
У Лифа бесключевой доступ. Чтобы открыть авто, нужно подойти к авто с брелком и нажать кнопку на любой из передних дверей, или на дверце багажника. Машина пикнет и мигнет поворотниками 1 раз. Для закрытия выйдите из авто, закройте все двери и опять же нажмите одну из кнопок на дверях. Прозвучит двойной сигнал и 2 мигания поворотников. Машина закрыта. Можете проверить, дернув за любую ручку.
Разумеется, можно использовать кнопки на брелке. Главное, не забудьте его в машине. Удобно носить его в одежде, которая всегда с вами. Запрограммировать очередность открытия дверей и порядок их блокировки/разблокировки можно базово через меню машины или расширенно через Leaf Spy Pro.
Как «завести двигатель»?
Сядьте на водительское сиденье, нажмите и удерживайте педаль тормоза, нажмите кнопку старта, отпустите педаль тормоза. Прозвучавшая мелодия (можно выбирать какая или вообще отключить) и зеленая машинка на панели приборов означает, что машина «заведена» и может ехать. Если зеленая машинка светится — авто имеет статус «Ready to Drive» (можно ехать).
Не горит зеленая машинка, когда пытаюсь «завестись»
Скорее всего, либо вы забыли нажать на тормоз, либо машина не видит брелок, либо вы забыли достать зарядный провод из разъема.
Горит значок «красный треугольник»
Проверьте прежде всего, что вы и передний пассажир пристёгнуты. Детальнее ошибки желтого или красного треугольника всегда дублируются пояснительными иконками на панели ниже.
Как Лиф движется? Какая у него коробка передач?
У Лифа нет коробки передач, есть одноступенчатый редуктор. Весь крутящий момент доступен с 0 оборотов двигателя и до предельных около 11 тысяч оборотов (максимальная скорость 151 км/час), поэтому отклик при нажатии на педаль газа мгновенный. Мощность электромотора — 80 кВт (около 108 л. с.), крутящий момент достигает 280 Н·м. Скорость заднего хода тоже может быть «на все деньги»).
Какие запчасти подходят на Лиф?
Лиф построен на платформе Nissan Juke — поэтому для ремонта и обслуживание ходовой части подходят многие запчасти с Жука (проверяйте по каталогу совместимость!)

Где посмотреть описание иконок/кнопок/педалей/ручажков на русском?
Скриншоты органов управления и приборной панели с картинками и описанием на русском языке cмотрим здесь: http://monolith.in.ua/organy-upravlenij … leaf-2010/ Документ защищен авторским правом, поэтому сюда не копирую.

ДВИГАТЕЛЬ, БАТАРЕЯ, ЗАРЯДКА

Какая ёмкость батареи?
Стандартная ёмкость -24 кВт*час. В последних годах выпуска доступна опциональная увеличенная батарея на 30 кВт*час. Летом можно рассчитывать на пробег 7-7.5 км/кВт. Зимой в городе у меня лично получается пробег/расход 5.4 км/кВт. С 2018 года в моделях BZEO батарея уже 40 или 60 кв/ч (в версиях «+»).

Где расположена батарея?
Под днищем и задними сиденьями. Поэтому из-за низкого центра тяжести и веса батареи (примерно 270 кг) Лиф такой устойчивый в маневрировании, мягко проходит ямы и практически неперереворачиваемый.
Вероятность возгорания батареи минимальна. Были случаи, когда Лиф полностью сгорал, а батарея оставалась целая.

Режимы зарядки
Автомобиль может заряжаться в нескольких режимах:
1) штатным зарядным устройством (обычно называют «кирпич»), требующим заземленной розетки и дающим небольшой ток заряда до 1.5-2 киловатта потребляемой мощности. Зарядка требует перепайки внутреннего трансформатора (он рассчитан на диапазон 110-200 В), т.к. в жару и при скачке напряжения больше 230 В трансформатор может сгореть. Обычно местные продавцы это уже делают штатно. Полный заряд занимает 8-10 часов (+1 км пробега за 4.5-5 минут заряда).
ВНИМАНИЕ! При самостоятельной модернизации стокового «кирпича» нельзя просто отрезать провод «земля» (заряжаться не будет) или выбрасывать термодатчик из американской вилки (этот датчик следит за перегревом в розетке и выключается, если идет перегрев). А вообще лучше сами туда не лезьте и доверьте своё дело профессионалам!

2) неоригинальными зарядками типа EVSE или усиленными на 10-16 А потребляемого тока. Позволяет зарядить машину за 6-8 часов.
3) зарядка от сетей ТОКА, Тесла-Клуб, Автоэнтерпрайз, Экофактор и т.п. специальным кабелем (или встроенным в зарядку, или приобретаемым отдельно, т.к. не на всех публичных зарядках они рабочие) токами до 40 Ампер от разъема Type 2 J1772 — примерно за 3-4 часа полный заряд (или +1 км пробега за 1.5 минуты)
4) через порт CHADEMO (есть не на всех авто), еще может быть написать QUICK CHARGE на специальных зарядных станциях напряжением в 400В и током в 20-40А заряд до 80% примерно за 30 минут. Далее идет только медленная зарядка. Кабель свой не нужен, они идут на станциях. Все такие станции платные, в Украине их уже довольно много, в России их очень мало.
Лайфхак: не стоит заряжаться на Чадемо до 100%, когда скорость заряда падает до 5-6 квт/ч (зарядная станция и приложение показывает ток заряда), то дешевле закончить сессию Чадемо и при необходимости закончить заряд на J1772 (обычно они рядом есть). Этим вы не занимате дорогой порт, и меньше заплатите.
Бытует мнение, что быстрые зарядки вредны для аккумулятора. Однако вредна не быстрая зарядка, а перегрев батареи, который может наступить. А зимой Chademo наоборот полезна. Разогретая батарея чувствует себя значительно лучше.
Фирменные зарядные станции TESLA — не подходят для зарядки Leaf!
Внутри Лифа стоит зарядное устройство ёмкостью 3.3 кВт (комплектация S и «японцы») или 6.6 кВт (комплектация SV/SL или S c дополнительным портом SuperCharger). В варианте S 2015 модельного года зарядный порт на 6.6 кВт.

Когда вы воткнули зарядный кабель в розетку и Leaf — должна мигать одна из трех синих центральных лампочек под лобовым стеклом, и гореть или не гореть остальные (в зависимости от степени заряда). Каждая лампа — это примерно 33% заряда. Если снаружи мигает 1 левая лампа — идет заряд и заряд батареи от 0 до 33%, если левая горит, центральная мигает — идет заряд и текущая емкость батареи от 33 до 66%, горят две левые и мигает правая — идет заряд и текущая емкость от 66 до 100%.
Если поочередно мигают все лампы — у вас установлен таймер заряда и сейчас заряд не идёт. Нужно просто нажать кнопку отключения таймера (IMMEDIATE CHARGE — Немедленная зарядка) — тогда пойдет заряд. Если установлен таймер, а кабель не подключен, то после нажатия кнопки «Немедленная зарядка» у Вас есть 15 минут для подключения кабеля, иначе автоматически включится зарядка по таймеру. Пока машина ждет подключения кабеля для начала немедленной зарядки — будет гореть средняя синяя лампочка под стеклом. Поэтому если у вас стоит таймер заряда, а зарядить машину нужно сразу, проще сначата нажать кнопку отключения таймера, а уже потом подключить кабель.

Можно ли включать печку/кондиционер при зарядке?
Можно. Сначала выключите авто, подключите зарядку, а когда она начнется, переведите машину в состояние ON (включите с педалью тормоза). В этом режиме можно использовать печку/кондиционер/музыку и т.п. Но учтите, что питание будет браться из розетки, и батарея будет заряжаться медленнее.
Нюанс в том, что штатное зарядное устройство в машине 2.5 кВт (макисимум на нештатной зарядке 3.5 кВт — 16А для стандартной розетки), если включаете печку, пока машина стоит на зарядке, то печка может потреблять на старте в холодной машине до 4.5. 6 кВт (в зависимости от комплектации), соответственно до 3.5 кВт будет браться из зарядного устройства (считай из сети) а недостающие печке 2.5 кВт будут отсасываться из батареи.
Т.е. машина хоть и стоит на зарядке, но фактически батарея разряжается.
Это я крайний случай привёл. В реальности опять же есть нюансы, всё зависит от температуры на улице, от состояния сети питания, и самое главное от того, какая температура выставлена на климат-контроле в машине.
Пока салон прогревается — потребляет до 6 кВт, когда согреется, печка просто поддерживает температуру, и потребление может упасть до 1 киловатта, особенно если просто стоит машина. Т.е. УСЛОВНО первые 15-20 минут потребление будет и из сети (через зарядное) и с батареи, затем, когда в салоне станет тепло, мощности зарядного будет хватать, и чтобы зарядить батарею, и чтобы поддерживать климат в салоне одновременно.
(пост Дмитрия Емельянова)
На какой срок рассчитана батарея? Как она устроена?
Неправильно будет сказать, что батарея на вашем авто «умрет» за 5-8 лет. Деградация батареи будет идти постепенно, и это отразится только на уменьшении максимального пробега. Так как батарея состоит из множества соединенных вместе попарно ячеек, и состояние каждой пары ячеек можно диагностировать при помощи программы Leaf Spy, то батарею можно «оживлять» поэлементной заменой, не выкладывая полную стоимость батарей. Но это только если значительный разбег по разряду разных ячеек. Если батарея деградирует равномерно, то замена отдельных элементов ничего не даст!
Есть мнение, что наиболее сильно батарея деградирует в первые 2-3 года, потом её ёмкость падает значительно медленнее. В мануале написано дословно что «Ниссан ожидает, что за 5 лет эксплуатации батарея будет всё еще не менее 80% первоначальной ёмкости».
По моим наблюдениям (у меня Лиф 2013 года с пробегом под 130к и без порта быстрой зарядки), считается нормальной деградация батареи 2% на каждые 10000 пробега. При пробеге 130 тыс. км. у меня батарея сейчас 73% (ноябрь 2021 года)
Есть ли подогрев или охлаждение батареи? Как эксплуатировать Leaf зимой?
У Лифа нет охлаждения батереи. В очень жаркую погоду при интенсивном вождении батарея не успевает охлаждаться набегающим воздухом. В сильную жару вы не сможете сразу после поездки зарядить батарею на быстрой зарядке (нужно сначала подождать, пока батарея остынет). В сильные холода Лиф начинает сам немного подогревать батерею, поэтому нельзя надолго оставлять незаряженный Лиф на морозе.
Мануал пишет так:
— чтобы не повредить батарею, не храните Лиф при температуре ниже -25 градусов Цельсия более 7 дней. Вывод — лучше ездить на машине.
— не держите машину незаряженной более 14 дней, когда остаток емкости батареи близок к нулю.
— если температура воздуха -25С и ниже — батарея может замерзнуть и перестать принимать заряд. Для зарядки переместите Лиф в более теплое место.
— Подогрев батареи начинается, когда температура батареи падает до -17С и ниже, и выключается, когда температура батареи становится -10С и выше. Если остаток заряда Если вы оставляете машину и подозреваете, что температура будет ниже -17С — подключите авто к зарядке!

Почему у Лифа 2 аккумулятора?
Помимо большого блока батарей, которые выдают напряжение под 400 вольт, под капотом расположена еще обычная 12В батарея. Зачем она нужна? В первую очередь, она замыкает силовое реле, которое коммутирует зарядное устройство, двигатель и инвертор. Также от нее питается вся бытовая электроника — фары, дисплеи, освещение салона, подогрев руля и сидений. Нельзя допускать разряда 12В батареи, иначе при полном ее разряде вы не сможете «запустить» большую батарею, даже если она полностью заряжена. Поэтому, когда вы стоите на месте и вам нужно послушать музыку, включить подогрев сидений, включить фары и т.п. — запускайте авто кнопкой пуска с нажатым тормозом, чтобы горел зеленый индикатор «машинки». В этом режиме большая батарея автоматически подзаряжает маленькую. Если же просто нажать кнопку «Питание» без тормоза — то машина запускается в режиме «питание от маленького аккумулятора» без возможности его подзарядки.
12В аккумулятор также автоматически заряжается при питании авто от розетки. В режиме длительного простоя также раз в несколько суток включается подзарядка 12В аккумулятора от большой батареи на 5 минут.
Если так получилось, что вы разрядили 12В аккумулятор «в ноль» — то его можно «прикурить» от исправного автомобиля, чтобы иметь возможность включить авто и подзарядить его.
Для старта машины достаточно также открыть капот, присоединить любой аккумулятор 12-14 в (хоть от шуруповерта), и тут же включить машину. Для старта этого хватит, а потом уже большая батарея через инвертор в процессе движения/заряда подзарядит ваш 12В аккумулятор. Экспериментально проверено — чтобы машина «завелась» — надо хотя бы 10В напряжение иметь.

Можно ли уехать с кабелем зарядки в авто?
Нет. Вы не сможете переключить авто в состояние Ready to Drive (зеленая машинка), пока в разъеме авто есть зарядный кабель (даже если на него не подается напряжение).

КОМФОРТ И КЛИМАТ
Что есть во всех моделях:
1) климат контроль
2) подогрев руля и двухступенчатый подогрев всех сидений (оба передних и два задних, поперечина для центрального пассажира сзади не греется). Существенно помогает при дальних пробегах — можно сильно не «греть» машину климатом, и при этом не мерзнуть. Внимание! с 2016 года примерно подогрева руля и сидений может уже не быть, особенно в бедных или европейских комплектациях!
3) электроподогрев зеркал и заднего стекла.
4) 8 подушек безопасности (боковые подушки безопасности; передние и задние подушки безопасности для головы; для передних сидений установлены подушки для туловища)
5) антиблокировочная система тормозов (неотключаемая), система поддержания курсовой устойчивости (можно отключить кнопкой) и «антибукс».
6) блютус коннект с телефоном и система громкой связи
Только в модели SV и SL:
7) большой тач-экран
8 ) система навигации (в Украине не работает, умельцы предлагают русификацию и карты примерно за 300$). За такие деньги мало кому интересно. Android Auto можно реализовать в магнитолах после 2016 года выпуска — тоже платно, если нет сразу.
9) управление магнитолой и громкой связью на руле (кнопки слева).
10) круиз-контроль (кнопки справа).
11) режим повышенной рекуперации или «B» режим (BREAK). В данном режиме при отпускании педали «газа» машина эффективно притормаживает двигателем практически до полной остановки (на ровной дороге замедляется до 6-7 км/ч). Стоп-сигналы при этом не горят! В модели S режим B частично реализован в ECO режиме вождения.
12) возможность слушать музыку через блютус с телефона. Видео смотреть на магнитоле нельзя!

В Leaf AZEO есть 2 режима обогрева салона:
1) тепловой насос (это тот же кондиционер, но работающий в режиме обогрева) — доступен только в комплектациях SV и SL. Эффективен до температуры примерно до 0 градусов, еще может работать примерно до -10 градусов, но греет уже еле теплым воздухом, поэтому система подключит дополнительно «фен». Потребляемая мощность — примерно от 300-500 ватт и максимум до 1600-1800 ватт в час. Мощность меняется динамически в зависимости от установленной температуры «внутри» и градусов за бортом.
2) фен (PTC HEATER). Устройство запитывается непосредственно от высоковольтной батереи и пропускает воздух через раскаленные спирали (принцип обычного бытового фена для сушки волос). Прогревает авто практически сразу (теплый воздух начинает идти через 15-20 секунд), потребляемая мощность в пике до 5000 ватт (так гласит табличка не нем).
Насос и фен могут работать вместе (до 6.5 кВт потребления в пике, опять же, судя по разметке шкалы на панели потребления), алгоритмом, что включать, управляет бортовой компьютер.

Безопасность Лифа: во всех комплектациях есть передние и боковые подушки и боковые шторки безопасности, стандартные системы ABS и EBD с системой помощи при торможении, а также электронная система стабилизации ESP.

РЕЖИМЫ ПОЕЗДКИ, МАКСИМАЛЬНЫЙ ПРОБЕГ, ЭКОНОМИЯ ЗАРЯДА
Режим «P» — паркинг, включается нажатием кнопки «P» на джойстике. Машина не едет, накатом толкнуть нельзя, на спусках и подъемах нужно дополнительно нажать педаль ножного тормоза.
Режим «R» — задний ход. Включается при нажатой педали тормоза ручкой джойстика влево и потом вперед (от себя).
Режим «D» — обычная езда (Drive). Включается при нажатой педали тормоза ручкой джойстика влево и потом назад (на себя).
Режим «B» (Brake) — на SV/SL комплектациях или «ECO» на S комплектациях. Включается из режима D повторным перемещением джойстика влево и назад (на себя). Режим ECO на SV\SL включается кнопкой ECO на руле справа.
Режим «N» — нейтраль. Включается смещением и удерживанием джойстика «налево» около 3 секунд. При этом авто не блокирует колеса. Использовать только для перемещения авто «руками» на небольшие расстояния. ВНИМАНИЕ! Запрещается буксировать Лиф в выключенном состоянии, чтобы у него вращались передние колеса — сгорит инвертор.

Лайфхак: для максимальной экономии на спуске можно включить нейтралку, дать машине разогнаться накатом, а при подъеме включить передачу и подняться с постепенным замедлением. Чтобы быстро включить нейтраль — на скорости более 10 км/ч просто попробуйте включить «заднюю». Не волнуйтесь, Leaf умный. У него нет коробки передач, поэтому он просто пикнет и включит нейтраль. На скорости 5 км/ч и ниже задняя включится! (это сделано для возможности выезжать «враскачку»).

Описания режимов:
ECO — снижается мощность отопления и кондиционирования, педаль «газа» становится «ватной», и для того же ускорения нужно ее сильнее прижимать. Увеличивается пробег
B (BRAKE) — включается усиленная рекуперация, когда при отпускании «газа» машина сама эффективно замедляется почти до полной остановки, при этом активно отдавая энергию назад в батарею. Значительно увеличивает пробег в городском режиме в режиме постоянных разгонов и торможений. Особенно эффективен режим на затяжных крутых спусках. В моделях S 13-14 года режим Эко совмещен с B (результат получен опытным путём)

Советы об увеличении дальности пробега:
1) аккуратно работайте педалью «газа». Старайтесь, чтобы «кружочки» при езде и ускорении не превышали 1-2 делений.
2) уменьшайте мощность климата или отопления. «Попогрейка» и подогрев руля + теплая одежда — и даже в -10 градусов вполне можно ехать без отопления вообще (но это уже для экстремалов).
3) включайте режим ECO (всегда) и B (при наличии). Старайтесь меньше тормозить педалью тормоза. Разгоняйтесь плавно, тормозите двигателем. Если видите впереди «красный» — максимально используйте накат и рекуперативное торможение.
4) освещение, подогревы, музыка практически не влияют на пробег, т.к. питаются от 12 аккумулятора, а он обычно заряжается при заряде от розетки. Не экономьте никогда на фарах и включении габаритов!
5) если вам нужно сесть после зарядки в прогретый (зимой) или охлажденный (летом) авто — воспользуйтесь встроенным во все модели таймером климата. Работает только 1 раз в сутки и только при подключенном кабеле заряда. При прогреве/охлаждении по климату питание идет из «Розетки» и не разряжает батарею Лифа.

Использование таймеров
В Лифе есть 2 таймера заряда и 2 таймера климата. Работают только, если авто подключено в розетку.
Таймер заряда помогает вам заряжать Лиф в ночные часы, экономя деньги (если у вас счетчик по ночному тарифу). Задавайте время, к которому должен закончится заряд, и не задавайте время начала (рекомендуемый вариант). Время старта заряда при этом компьютер рассчитает автоматически. В этом случае ко времени окончания зарядки вы будете точно иметь заряженное авто. В опциях вы можете указать — заряжать Лиф до 100% или до 80%, указать время начала/конца зарядки (или оба) и дни недели. Например, в рабочие дни у меня стоит «закончить заряд в 7:00», в выходные можно таймер выставить на другое время.
Если указать начало зарядки (не ставить там *-*), то заряд начнется ровно в указанное время старта. Например, при таймере с 0:00 до 7:00 машина может не успеть зарядиться к 7 утра, если она была сильно разряжена.
Таймер климата позволяет прогреть/охладить авто к моменту вашего выхода к машине. Питание берется только из «розетки», если авто не подключено к розетке — таймер не сработает. Нельзя задавать 2 времени в один и тот же день, то есть если у вас есть розетка и дома, и на работе, то придется выбирать, когда вы хотите иметь прогретый авто — утром по дороге на работу или вечером по дороге домой. Нужную температуру вы задаете в меню, режим обдува выбирается такой, какой был при выключении авто. Если при выключении авто были включены подогревы руля и сидений — они включатся тоже.
Задается время окончания прогрева, начало машина выбирает автоматически в зависимости от разницы температур (примерно за 20-30 минут может стартовать).
Если таймер окончания зарядки стоит раньше, чем таймер прогрева, то машина сначала зарядится от розетки, но прогреваться/охлаждаться будет уже только от батареи. Также если вы включите 100% заряженное авто в розетку и включите печку — печка не будет работать, пока не пойдет зарядка от сети.

Сколько может проехать Лиф?
Батарея 95% здоровья даст вам примерно 150 км запаса хода летом (80 км/ч по ровной дороге без климата и резких ускорений) и 100-110 км зимой (при -10 градусах, расходе на отопление до 1.5 кВт, и средней скорости движения 20 км/час на зимней резине). Зимой хуже ехать не только из-за печки, но из-за большого сопротивления качению снежной «каши». При -17 градусах пробег падает примерно до 80-90 км (печка почти всегда потребляет до 3 кВт).
Оптимальная скорость для «дальняка» по трассе — около 70 км/час и на круиз-контроле.
Детальные таблицы с расчетом смотрите в теме ниже тут: http://mynissanleaf.ru/viewtopic.php?pid=14231#p14231

Примерный остаток пробега, который может проехать ваш Лиф, отображается справа. Этот остаток пересчитывается динамически, и учитывает манеру вождения за предыдущий день. Резко «притопили» до «максималки» на подъеме — получили сразу минус 10-15 км. Медленно «тянетесь» в спокойном режиме — проезжаете 2 км в реальности за 1 километр по остатку. Поехали с рекуперацией с горки — пробег увеличится. Буксировали машину с зарядом — на следующий день можете увидеть и 200-250 км На этом основан элементарный обмен покупателей, когда машину перед продажей тянут на буксире. Кстати, «палки здоровья» батареи тоже научились «подрисовывать», а «упасть» они могут потом в течение 1-2 недель, когда бортовой компьютер пересчитает батарею.

Влияет ли загрузка авто на дальность пробега?
Да, и довольно существенно. По моему опыту, зимой 5 взрослых человек в машине уменьшают пробег зимой с 5.6 км/кВт до 4.4 км/кВт (то есть больше, чем на 20%). Испытания проводились в -7 градусов, с печкой, пробками и давлением в колесах 2.7 атм.

Накачка колес
Минимальное рекомендуемое давление в шинах — 2.5 атмосферы (в американцах при наличии датчиков TPMS при достижении 2.5 атмосферы на колесе бикает сигнал). Для экономной езды можно поднимать и до 2.8 — 3 Атмосфер — не так гремит машина на ямах. Если есть датчик — то лиф будет пищать также 3 раза при достижении 2.8 атмосферы (типа хватит качать уже).

ОТЛИЧИЯ КОМПЛЕКТАЦИЙ
С 2010 до 2012 года выпускалась первая модель Nissan Leaf (вариант исполнения ZEO). С середины 2012 года вышла вторая, улучшенная версия — AZEO. Новую модель можно однозначно идентифицировать по VIN коду, у AZEO у него в начале идут буквы в варианте 1N4AZ0.
Nissan Leaf с 30 квт батареей в VIN-коде имеет уже аббревиатуру . BZEO.
Есть три варианта поставки (откуда ввозятся б\у авто):
1) праворульные авто из Японии. Пользуются спросом только на Дальнем Востоке России. В другие регионы практически не поставляются. В Украине их называют «грузинами», так как их ввозят в Грузию, там тяп-ляп переставляют детали, и потом продают. При этом воздуховоды делают как попало, провода висят в воздухе, фильтр салона поменять нельзя, регулировки по высоте только у пассажира, на нем же управление всеми стеклами и т.п. В Украине такие не покупайте, это конструктор, с каким замучаетесь! Качественная переделка стоит намного дороже изначального авто с левым рулем .
2) официальные европейские поставки (купить в Европе). Цена дорогая, практически никто не возит. Преимущества — только европейский свет фар, официальной гарантии всё равно не будет, т.к. нет официальных поставок в Украину. В последнее время уже есть смысл покупать б/у из Европы, цена может быть дешевле американцев (ноябрь 2021 год)
3) покупка б\у авто с аукционов Америки и привоз в Украину морем. Преимущества — очень выгодная цена. Недостатки — свет «американский», для сертификации в Украине нужно ставить задний противотуманный фонарь, боковые указатели поворотов, переделывать свет головной оптики на «европейцев». За деньги такую подготовку с арендой фар делают в Украине многие. Почему из Америки самая дешевая цена? Потому что многие там не покупают машины, а берут в лизинг, и через 2-3 года меняют машину с доплатой на новые модели. За это время отбиваются все экологические скидки от производителя и налоги от штатов, поэтому небитую машину 2013 года и младше можно там купить от 6-8 тысяч долларов (+ расходы по доставке, растаможка, НДС и т.п.) Плюс из Америки можно получить прозрачную историю (за 3.5 доллара по VIN пробить Carfax с реальным пробегом, обслуживанием, ДТП в Штатах и т.п.).

Какую машину покупать, если искать на аукционе? Однозначно, только AZEO, года выпуска не ниже 2013, сейчас уже идет неплохие варианты 2014-2015 года, с пробегом не более 20-30 тысяч миль, желательно со всеми 12 «полосками» емкости батареи. Увы, более точную диагностику батареи никто на аукционах не делает.
Из-за подорожания и дефицита машин в США есть смысл искать неубитые авто и в Украине, но смотрите, чтобы не была «сброшена» батарея и желательно не после такси. (ноябрь 2021)

Поездка на электромобиле за пределы города

Ниссан Лиф сугубо городской автомобиль, но запас хода свыше 100км позволяет довольно уверенно передвигаться в пределах области. Иногда ездим к родителям жены из Киева в Белую Церковь (около 90км из них 70 трасса). Первый раз ехать было довольно боязно, но, со временем, поняли что троллейбус позволяет покрывать такие расстояния ни в чем себе не отказывая. Решил сделать отчет о последней поездке.

Итак утро субботы. Машина была заряжена до 100% от домашней розетки, но понадобилось провести одну встречу и обратно до 100% зарядить не успел… Выехали с 98% запаса батареи.

Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)

На улице была комфортная температура, так что ехали без климата с приоткрытыми окнами. В машине четверо взрослых и ребенок. Скорость по трассе была 100-110 км/ч пока не попали в капитальную пробку. Тянулись почти час, за это время остаток батареи упал на пару процентов. Затем снова те же 100-110 км/ч (иногда и больше).

Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)

В БЦ приехали с остатком батареи 36%

Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)

Средний расход энергии с учетом пробки составил 7.9км/1кВт

Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)

Остатка батареи с головой хватило на поездки в парк «Александнрия» и за покупками. В конце дня поставили машину на зарядку в комплексе «Кабаре», «Бельведер»/ На стене четыре розетки 220В, две из них выделены под зарядку электромобилей. Если будете в БЦ — отличное место отдохнуть, покушать и зарядиться.

Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)

Обратно выехали ближе к вечеру воскресенья. Ехали так же без климата. Благо пробок в сторону Киева не было. Ехали ровно 100-110км/ч.

Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)

На въезде в Киев запас батареи составлял 51%, т.е. в теории реальный запас хода в теплое время года по трассе честных 140-150км.

Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)

Средняя скорость движения по трассе составила 73км/ч

Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)

По приезду домой остаток заряда составлял 43%. Реально было проехать еще 40-50км по городу.

Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)

Средний расход энергии всей поездки составил 8км/1кВт

Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)

Средняя скорость с учетом города 68км/ч.

Фото в бортжурнале Nissan Leaf (1G)

Если вы знаете где поставить машину на зарядку на том конце пути, то поездки выходного дня за город могут быть приятными и совсем не обременительными финансово.

Выбор машины или «Как поехать за Nissan Leaf, a вернуться с заказом на Теслу Х»

Начало октября 2019. Мы с супругой решили, что покупаем плагин-хайбрид или электричку, чтобы экономить на бензине и на выходных поехали выбирать машину.
Первым делом приехали к диллеру Ниссана в Хэйварде, буквально мост переехать от места, где мы живем и мы в салоне. Пришли утром, минут через 10 после открытия и с порога заявили, что хотим посмотреть Лиф в топовой комплектации. Нам сказали: «ждите» и следующие 20 минут мы тупо стояли и ждали. Никто не пришел, продавцы сидели в шоуруме, болтали и пили кофе. Мы попытались привлечь к себе внимания, подойдя к ним и еще раз сказав, что вот мы тут это, машину купить хотим, может соизволите поработать. Нам снова сказали: «ждите» и постояв там еще пару минут мы просто ушли в недоумении. Поехали в соседний Даблин, где один за другим было аж 4 диллера, которые нам интересны: Тесла (хотели посмотреть Model 3), Ниссан (Leaf), Ягуар (I-Pace) и Ауди (E-Tron).

Первой по пути была Тесла. Зашли в здание, ощущение такое, что в магазин Эппл зашел. Нам дали на тестдрайв Model 3, мы в нее спокойно сели и 30 минут катались по городу сами по себе.

Тройка мне совсем не понравилась. Во-первых это был первый раз, когда я сел в Теслу, проехал на ней и вообще рассмотрел эту машину детально в близи. Качество сборки так себе. Зазоры гуляют и т.п. мелкие недочеты. Машина оказалось не на столько тихой, как я ожидал. Да, шума от двигателя нет, но это как бы усиливает шум от колес в салоне. Подвеска довольно жесткая, особенно после Тигуана, места не особо много. Короче, я не понял, чего в ней на 45+ тыс баксов такого. Вернули машину и поехали в Ниссан.

В Даблинском Ниссане нам таки дали новый Лиф в максималке. Мы в него сели, поехали и я понял, что Тесла 3 очень даже ничего. Лиф показался совсем унылым. Несмотря на то, что места в нем почти как в Тигуане (например багажник один в один такого же объема и со сложенными и с разложенными сиденьями), но это, наверное, единственный плюс. В остальном машина показалась очень «дешевой» внутри и снаружи. При цене не сильно меньше Теслы 3 он ощутимо хуже. Я немного пооблизывался на новый GTR, который стоял в шоуруме, попросил посчитать во сколько обойдутся Leaf и GTR и мы двинули в Ауди.

Ауди E-Tron мне показывал здоровенный такой продаван, чем то напоминающий Дуэйна Джонсона. Очень скептически относился ко мне, но когда услышал, что я инженер, сразу сменил тон и понял, что я реально выбираю машину, а не покататься пришел.
E-Tron, конечно, крутой. Очень комфортно, очень тихо, жирные опции типа массажа в сидениях, беспроводной зарядки с усилителем антенны для телефона, панорамные камеры и вот это все. Едет збс, но блин, всего 200 миль пробега на одной зарядке и по дизайну она, конечно, немец. Т.е. все круто, но мне хотелось что то более «молодежное», чтоли. Взял цифры платежей на Ауди и мы двинули в Ягуар.

В салоне Яги на меня вообще смотрели как на бомжа. Это было очень забавно, но в итоге выкатили I-Pace и я на нем прокатился. Ягуар мне понравился больше всего. Он очень мне подходит по дизайну и у него нет уже этих мелких неприятных недочетов, как у Теслы. Однако опять же, всего 240 миль пробега на одной зарядке и многие говорят, что это сильно завышенная цифра.

По итоге первого дня тестдрайвов, мы поняли, что хоть качество у Теслы так себе, а цены выше, они убивают конкурентов двумя фичами:
1) Пробеги от 250 до 350 миль на одной зарядке
2) Доступ к сети суперчарджеров, где можно за 40 минут зарядить машину почти «до полного». Это все интегрировано с навигацией в машине, так что в дальних поездках ты заранее знаешь где тебе надо остановиться и насколько, чтобы доехать до точки назначения с заданным остатком батарейки + всегда видно есть ли свободное место на суперчарджер станции, прямо в навигаторе есть вся инфа, маршруты строятся с учетом необходимости зарядиться. Т.е. покупая Теслу, ты по-сути покупаешь доступ к их экосистеме зарядных станций и среднего качества машину, а покупая любую другую «электричку» ты покупаешь машину, возможно лучшего качества, но ее гораздо менее удобно использовать как автомобиль, т.к. нет свой сети зарядок.

Подумав о том, как не понравилась тройка и как комфортно было в Яге и Ауди, мы с женой решили что надо обязательно посмотреть Model X. Так же еще оставались непосмотренными Kia Niro и, как крайний вариант, Lexus 450h.

На следующий день мы покатались и приценились к Kia. Это прям совсем дешево в плане покупки, как в любом корейце, получаешь много опций за копейки: кондиционер в сидениях, что то там еще и беспроводная зарядка для телефона, которая отказалась работать в тестдрайвовой тачке и продаван пытался нас убедить что мои с женой Galaxy S9+ и S10 это «просто старые телефоны, они не поддерживают беспроводную зарядку, вам нужен Айфон!»

Дальше снова поехали в Теслу и взяли там на получасовой тестдрайв Model X. Она произвела лучшее впечатление. Во-первых, конечно, Falcon Wings двери. Это очень крутой вау-фактор, но и удобство в них огромное, особенно, когда на заднем сиденьи сидит ребенок в детском кресле, во-вторых она реально ощущалась тише и комфортней чем тройка, в третьих куча места для багажа и пробег 330 миль на одной зарядке. Пара фоток с тестдрайва икса.

Фото в бортжурнале Tesla Model XФото в бортжурнале Tesla Model X

Вернулись в салон, заплатили $100 взнос за место в очереди (на тот момент ожидание от заказа до получения было 6-8 недель) и поехали домой. Следующие полтора месяца прошли в обсуждениях того, что нам как то еще не по возрасту и не по статусу иметь такую тачку, что можно было бы обойтись дешевым Лифом или Киа Ниро, а для дальних поездок с семьей брать в прокат минивэн и т.п. В какой-то момент я отчаялся дождаться Теслу и сходил в Лексус, где посмотрел на 450h, но буквально через день после этого пришла СМС от Теслы и начался процесс получения машины, так что Лексус не случился, о чем я совсем не жалею, так как Model X это, наверно, лучшая машина из всех, что я когда-либо водил.

Управляем электрокаром Nissan Leaf при помощи одной педали

Nissan leaf. О российских продажах пока только мечтаем. В Германии новый Leaf (150 л.с., 40 кВт•ч) стоит 32–39,8 тысячи евро, тогда как Volkswagen e-Golf (136 л.с., 35,8 кВт•ч) — минимум 35,9 тысячи. Обычный бензиновый Golf можно купить уже от 18 075 евро.

О российских продажах пока только мечтаем. В Германии новый Leaf (150 л.с., 40 кВт•ч) стоит 32–39,8 тысячи евро, тогда как Volkswagen e-Golf (136 л.с., 35,8 кВт•ч) — минимум 35,9 тысячи. Обычный бензиновый Golf можно купить уже от 18 075 евро.

Маскируясь под обычный семейный хэтч С-класса, Nissan Leaf привлёк 300 тысяч покупателей за семь лет. Однако удерживать титул самого популярного электрокара вплоть до 2016-го Лифу помогал домашний рынок. За год до этого Nissan сдал позиции и в США, и в Европе. Прошлый 2017-й стал и вовсе разгромным: 11 тысяч Лифов в Штатах — это в три раз меньше, чем у Теслы Model S, и в два — чем у кроссовера Model X и электровэна Chevrolet Bolt. В Старом Свете впереди оказались и Renault Zoe, и даже недешёвый BMW i3 (включая версию с бензогенератором).

Это один из тех электромобилей, в которых хочется рассказывать не только о запасе хода, длительности зарядки, рекуперации и электронных помощниках, а ещё и о ездовом характере. Leaf получился на удивление сбалансированным и приятным в управлении.

Новый Leaf стал автомобильнее внешне. Выразительные фары, зубастый бампер, рельефный капот, чернёные стойки и крупный диффузор сзади — так агрессивно мог бы запросто выглядеть какой-нибудь хот-хэтч. (А концепт Leaf Nismo видели? Вот бы докатился на своих крупных колёсах до конвейера. ) Интерьер стал одновременно и консервативнее, и взрослее. Два водительских дисплея слились в элегантную приборную панель, центральная консоль срослась с тоннелем. Электрокар выдаёт разве что прежний грибок-селектор трансмиссии.

Интерьер стал ближе к обычным автомобилям, аккуратен и скучноват. Не спасает даже обшитая кожзамом слоёная передняя панель и вставки из алькантары. Авторежим есть только у водительского стеклоподъёмника, а клавиши этого блока и ещё некоторые кнопки остались старыми.

Удобные кресла установлены высоко. Из-за отсутствия регулировки руля по вылету рослому водителю надо искать компромиссную посадку. Руки не попадают на подлокотники. Сзади свободно, но по центру — высокий тоннель.

Кресла хороши, но посадка чересчур высока, а новый руль по-прежнему нельзя придвинуть к себе. Leaf не получил регулировку колонки по вылету, как говорят, по экономическим соображениям. Ведь под новыми кузовными панелями — прежняя платформа. Но если в 2010-м ёмкость батареи не превышала 24 кВт•ч (в 2015-м появилась версия на 30 кВт•ч), то сейчас прежний корпус вмещает 40 кВт•ч. Мощность электродвигателя увеличилась со 109 л.с. до 150, момент возрос с 254 Н•м до 320. Пока Leaf сертифицирован по циклу NEDC, паспортный запас хода составляет 378 км (на 128 больше, чем раньше). А по WLTP — 270 км.

Платформа серьёзно переработана. Колёсная база (2,7 м) не изменилась. Длина увеличилась на 45 мм, ширина — на 18. Двухцветный окрас — опция за тысячу евро.

Светодиодные фары с галками ходовых огней положены только самым дорогим версиям, у более дешёвых — галоген. Базовые колёса — 16-дюймовые «штамповки». За доплату ставится «литьё» того же размера или на дюйм больше.

На деле каждый километр активного подъёма по серпантинам Тенерифе стоит мне одного процента заряда. Но такие условия можно назвать экстремальными. При спокойном ритме Leaf, по моими ощущениям, способен преодолеть 200–250 км без ограничений по использованию бортовых потребителей. А в конце года появится батарея ёмкостью 60 кВт•ч, и можно будет вообще не переживать о запасе хода. А пока поставка аккумуляторов LG ещё не налажена (у меня под полом — продукция СП с фирмой NEC), ключевой фишкой Лифа будет однопедальное вождение.

Nissan по-прежнему продвигает концепцию заработка с помощью Лифа, которая уже тестируется в Дании: электромобили, подключённые к двунаправленной зарядной колонке, могут подпитывать городскую сеть в пиковые часы. Годовой доход может составлять до тысячи евро.

Справа под крышкой — разъём IEC ­62196-2 или Mennekes, для зарядки переменным током. Длительность в зависимости от силы тока — 7,5–21 ч. Слева — порт CHAdeMO для постоянного тока мощностью до 55 кВт. Зарядка от 0 до 80% — за 50 минут. В Европе около пяти тысяч таких станций.

Ещё в 2011 году мы обсуждали с инженерами Мерседеса необходимость нового алгоритма управления тягой в эпоху электромобилей. И сегодня уже многие электрокары допускают весьма эффективное замедление за счёт рекуперативного торможения. Но именно Leaf с системой e-Pedal впервые задействует гидравлику на обратном ходе акселератора. Максимальное замедление в режиме e-Pedal составляет 0,2g — примерно так вы сбрасываете скорость перед светофором, когда никуда не спешите. Leaf самостоятельно включает стоп-сигналы и даже удерживается на уклоне, избавляя вас от необходимости трогать левую педаль.

Система e-Pedal — не простая завлекалка. Она увеличивает интенсивность и продолжительность рекуперации, накапливая больше энергии. Когда педаль газа отпущена, Leaf сам варьирует соотношение гидравлического и «электрического» торможения с акцентом на последнее.

Тумблер e-Pedal соседствует с кнопкой автоматической парковки. Пока она нажата, Leaf маневрирует сам, можно бросить руль и педали. Синей клавишей на руле включается ProPilot: машина держит дистанцию и полосу, тормозит до полной остановки и стартует, если стояла не больше трёх секунд.

Двигаться в режиме e-Pedal — это, конечно, не как заново учиться ходить, но требует привычки. Не проблема вовремя отпустить газ и подгадать начало торможения. Сложно держать постоянную скорость или идти накатом, аккуратно удерживая педаль нажатой на пять-десять процентов. Даже небольшое движение ступни вверх вызывает замедление. Поначалу икроножная мышца устаёт. Зато через полчаса хочется сделать однопедальными все автомобили. Благо в любой момент можно вернуться к традиционному способу вождения.

Центр тяжести понижен на полсантиметра, передний стабилизатор стал толще, а руль делает 2,6 оборота от упора до упора вместо прежних трёх. В итоге от грузного и скучного Лифа не осталось и следа! Получился практически подогретый электрохэтчбек.

Приборная панель с большим дисплеем лаконична и наглядна. Для выбора Драйва или интенсивной рекуперации джойстик нужно качнуть на себя и влево, что неудобно.

Вне зависимости от количества используемых педалей Leaf с первых же метров ощущается по-новому. Характер преобразился едва ли не круче внешности. Кузов стал жёстче, рейка — «короче», шасси перенастроено. Получился один из самых гармоничных электромобилей, на которых мне довелось ездить. Да, Leaf не Tesla и набирает сотню за восемь секунд. Зато точная и почти задорная управляемость в нём сочетается с нежной плавностью хода. Напоминает Volkswagen Golf со слегка искусственным усилием на руле и мягкой подвеской. Нет и в помине излишней зажатости шасси, которой страдают многие электромобили.

Leaf стал заметно тише. Даже на скорости выше 100 км/ч гула от шин почти не слышно, только лёгкий шелест. Коэффициент аэродинамического сопротивления не изменился и составляет те же 0,28. Улучшение не помешает, поскольку на высокой скорости Leaf разряжает батарею очень интенсивно.

Мультимедийная система поддерживает Apple CarPlay и Android Auto, а своя графика старомодна. В багажнике — на 15 литров больше прежнего (385 л).

Только что Leaf вёз меня на адаптивном круизе, самостоятельно подруливая в полосе, не замечая ни стыков, ни коротких волн. А теперь влетает в ходовые повороты серпантина и дарит полноценное драйверское удовольствие. Точно откликается на руль, безошибочно пишет дуги. Снос умерен, что позволяет не жадничать со скоростью на входе. Электромобиль на триста с лишним килограммов тяжелее сравнимого по размерам бензинового хэтча С-класса — чтобы так здорово настроить Leaf, нужно было очень постараться. Не припомню, чтобы разбазаривал драгоценный запас хода с таким удовольствием.

В Европе собрано уже двенадцать тысяч предзаказов на Leaf, причём для почти половины клиентов это первый электромобиль. Купить Leaf со скидкой, взяв батарею в лизинг, больше нельзя. Услуга была невостребована и осложняла перепродажу.

Держа в уме батарею на 60 кВт•ч, считаю, Nissan способен вернуть интерес публики. Он ярок, едет хотя не очень далеко, но хорошо. Вдобавок интересен однопедальной философией. Не хватает разве что вау-эффекта: с нормализацией внешности и особенно интерьера японцы перегнули. Зато цены остались на прежнем уровне — от 32 тысяч евро, Leaf доступнее e-Гольфа и, кстати, комфортнее. Такого рода «зелёный» транспорт — всё ещё диковинка даже в щедрой на субсидии Европе. Но если уж покупать непременно электромобиль, то — с таким балансом драйва и комфорта, какой демонстрирует Leaf.

Паспортные данные

МодельNissan Leaf
Кузов
Тип кузовахэтчбек
Число дверей/мест5/5
Длина, мм4490
Ширина, мм1788
Высота, мм1540
Колёсная база, мм2700
Колея передняя/задняя, мм1530/1545
Снаряжённая масса, кг1580–1640
Полная масса, кг1995
Объём багажника, л385–1176
Двигатель
Типэлектрический, синхронный, на постоянных магнитах
Расположениеспереди, поперечно
Макс. мощность, л.с./об/мин150/3283–9795
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин320/0–3283
Батарея
ТипЛитий-ионная
Емкость, кВт•ч40
Трансмиссия
Коробка передачодноступенчатый редуктор
Приводпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвескаполузависимая, пружинная
Передние тормозадисковые вентилируемые
Задние тормозадисковые
Шины205/55 R16 или 215/50 R17
Дорожный просвет, мм150
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч144
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с7,9
Расход электроэнергии*, кВт•ч/100 км
— комбинированный цикл20,6
Запас хода*, км
— городской цикл389
— комбинированный цикл270
* В цикле WLTP.

Техника

Новый Leaf построен на доработанной платформе предшественника, которая уходит корнями к моделям Tiida и Note предыдущих поколений. В передней подвеске — стойки McPherson, сзади — полузависимая балка. Расположение батареи тоже прежнее. Кузов стал на 15% жестче, шасси полностью перенастроено, включая пружины, амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости (он на восемь процентов жёстче), рулевая рейка укорочена.

Синхронный электродвигатель на постоянных магнитах незначительно изменён: мощность возросла со 109 л.с. до 150, момент — с 254 Н•м до 320. У литий-ионной батареи прежний корпус, но у ячеек переработан материал катода, и ёмкость увеличена до 40 кВт•ч. Гарантия на батарею — восемь лет или 160 тысяч км пробега. Зарядка от домашней сети через семикиловаттное настенное устройство, которое нужно докупать отдельно, длится около 7,5 часа, без него — до 21 часа при силе тока в 21 А. От станции быстрой зарядки постоянным током батарею от 0 до 80% можно зарядить за 40–60 минут. Но при таком способе зарядки аккумуляторы быстрее изнашиваются.

История

Электрическая история Ниссана началась еще в конце сороковых, когда в компании Tokyo Electro Automobile создали два электромобиля Tama и Tama Senior на свинцовых батареях. В 1951 году фирма объединилась с компанией Prince Motor, которая, в свою очередь, в 1966-м стала частью Ниссана.

В 70-х, 80-х и 90-х было множество концептов, а первым мелкосерийным Ниссаном на батарейках стала Altra EV, которую показали в 1997 году в Лос-Анджелесе. Через пару лет появился микроэлектрокар Hypermini, но технологии массового электромобиля Nissan начал отрабатывать гораздо позднее. Во второй половине 2000-х в тестах участвовали прототипы на основе моделей Cube и Tiida. Модифицированную платформу Тииды и получил серийный Leaf, представленный в конце 2010-го.

Первый Leaf был крупным представителем С-класса: 4445 мм в длину, 1770 мм в ширину, при базе 2700 мм. Для сравнения, в «шестом» Гольфе тогда было не более 4,2 м, а база не превышала 2578 мм.

Одной из основных идей этого проекта был привычный многим форм-фактор хэтчбека С-класса. Электромотор выдавал 109 л.с., питаясь от литий-ионной батареи ёмкостью 24 кВт•ч. Запас хода по тестам американской организации EPA составлял всего 117 км, а в европейском сертификационном цикле NEDC выходило 175 км.

В рамках технического обновления, проведённого к 2015 году, увеличился КПД электродвигателя, выросла ёмкость батареи, бортовое зарядное устройство стало мощнее и разместилось под капотом. Климатическую установку снабдили тепловым насосом, а трансмиссию — режимом рекуперации «B».

В ходе жизненного цикла внешность Лифа практически не менялась, зато в 2013-м он получил более эффективный двигатель и улучшенную бортовую электронику. Запас хода увеличился на 25 км, а багажник стал просторнее из-за переноса зарядного блока. В конце 2015-го появилась версия с батареей на 30 кВт•ч, с которой заявленная автономность достигла 250 км. За семь лет на трёх заводах в Японии, США и Англии было сделано более трёхсот тысяч Лифов.

За кадром

В этой командировке было много нового: лунный пейзаж острова Тенерифе, ужасно тряский электрический микроавтобус Nissan e-NV200 и даже электроскутер, но больше всего запомнилась трёхчасовая прогулка на небольшой яхте с местным русскоязычным капитаном. Некогда успешный бизнес по обмену валют в одной из стран Прибалтики умер после введения евро, и хобби стало работой, а правильнее сказать — образом жизни. Выражение «морской волк» на самом деле очень точно характеризует человека, который весомую часть жизни проводит на воде и регулярно плавает через Атлантику. Страшных и не очень историй хватит на толстую книгу. Пираты, штормы, ссоры в экипаже, поломки, необитаемые острова, взаимовыручка. В общем, водный транспорт — это отдельная вселенная, к которой я только прикоснулся, постояв за штурвалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *