Что читать для егэ по литературе 2022
Перейти к содержимому

Что читать для егэ по литературе 2022

  • автор:

Что читать для егэ по литературе 2022

Кодификатор-2024

Готовьтесь к ЕГЭ с экспертами на наших курсах по подготовке онлайн, а полный кодификатор вы найдете в статье ниже.

Смотри разбор сложных терминов из кодификатора

Термины¹

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм; (литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
  • Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма.
  • Литературный герой, тип литературного героя («лишний человек», «маленький человек», резонер). Главный герой, второстепенный, эпизодический, внесценичекий персонаж. Лирический герой.
  • Пафос(героический, трагический, комический). Трагическое и комическое.
  • Стих и проза. Поэзия. Ритм. Рифма. Системы стихосложения (тоническая, силлабичекая, силлабо-тоническая). Стихотворная строка. Стихотворный метр. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
  • Содержание и форма. Стиль.
  • Сюжет и фабула. Конфликт. Композиция (кольцевая, рамочная). Контраст. Сцена, эпизод. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
  • Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение)
  • Художественная литература и устное народное творчество. Фольклор. Жанры фольклора
  • Художественный вымысел. Фантастика.
  • Автор, повествователь, рассказчик. Авторское отступление. Лирическое отступление. Ремарка.
  • Автор и читатель. Литературная критика²
  • Авторская позиция. Тема, тематика, мотив, вечные темы в литературе.
  • Проблема, проблематика. Идея, интерпретация, подтекст.
  • Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Эзопов язык.
  • Жанры литературы: очерк, повесть, притча, рассказ, роман, роман-эпопея, сказ; драма, комедия, трагедя; баллада, басня, поэма; лирическое стихотворение, ода, отрывок, песня, послание, сонет, элегия, эпиграмма.
  • Художественный образ. Вечные образы в литературе. Система образов, обаз автора. Говорящая фамилия. Пейзаж, портрет, интерьер. Деталь. Символ. Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика, внутреннаяя речь.
  • Психологизм.
  • Художественное время и художественное пространство.
  • Цитирование. Эпиграф.
  • Язык художественного произведения (тропы, фигуры речи идр.)
  • Афоризмы
  • Антонимы, архаизмы, диалектизмы, жаргонимы, заимствованные слова, индивидуально-авторские слова, историзмы; книжная, разговорная, просторечная, эмоционально-оценочная лексика; неологизмы, профессионализмы, паронимы, синонимы, фразеологизмы.
  • Аллегория, гипербола и литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет.
  • Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, парцелляция, риторические фигуры: вопрос, восклицание, обрщение; умолчание.
  • Анафора и эпифора, звукопись (аллитерация, ассонанс), лексический повтор, синтаксический параллелизм.

¹ Я убрала несколько терминов, которые не встретятся в тестах и неприменимы для анализа
² Строго говоря, тебе нужны всего два статьи: «Мильон терзаний» Гончарова (финал статьи) и «Луч света в темном царстве» Добролюбова (общая концепция)

Что читать для егэ по литературе 2022

Хочу написать про статью Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».
Ну вот никто не знал, что за зверь эта Катерина. А тут он, блеснул, озарил, Советский Союз закрепил, и Катерина намертво луч света.
Прочь иронию, к делу.

Не знать, кто сказал эту фразу, не использовать выражение «темное царство» при описании нравов Калинова — преступление. Да и статью можно прочесть. Нужен ваш шикарно-вменяемый сокращенный вариант?

«Гроза» написана в 1859 году. В этом же году Тургенев пишет роман «Накануне». В этом же году заканчивает работу Гончаров над приговором всей русской нации «Обломовым». Все ждут. В обществе действительно удушающая атмосфера, застой, все недовольны. Как перед грозой. Нечем дышать.

И тут — бабах! — «Гроза».

И драма Островского воспринимается во многом в социальном ключе: что вот-вот рванет в обществе. Вот-вот крепостное право будет отменено, должны быть реформы, «Россия вспрянет ото сна» (от обломовщины).
Именно в этой линии многими трактуется образ Катерины. Далее слово Добролюбову: «самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых» «Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми. Но если нет, — она ни перед чем не остановится. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится»

Катерина представляется героиней, олицетворяющей великие силы, которые поднимаются в глубине России; она и ее «протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина, дают надежду, что общество будет меняться
Будем помнить, что это просто точка зрения Добролюбова.
Островский не говорил: «О, как с языка снял!», а значит, мы вольны искать гораздо более глубокий философский подтекст

Размеры и что с ними делать

Вам нужно отличать ямб от хорея, чтобы получить 1 балл за тест (4 задание). Это просто и утилитарно.

«Если я знаю, что это ямб, то я глубже понимаю стихотворение» — это, конечно ерунда 🙂 ничего вы там глубже не понимаете .
Понимание специфики размера (метра) — это культурная память! Это специальные знания и отдельная область литературоведения. Пиши в комментарии, если интересно, я напишу отдельные посты.
А ЧТО ЖЕ ДЛЯ ЕГЭ?

. В 15, 16 и 17 (если пишете по поэзии) заданиях вы можете отлично использовать идею о СМЕНЕ РИТМА.
Например, в стихотворении А.А.Ахматовой «Родная земля» (входит в кодификатор) метр (размер) меняется трижды: два раза меняется размер, один раз количество стоп.
Каждый раз эта смена происходит в начале новой важнейшей мысли (а все стихотворение не разделено на строфы!)
Попробуйте найти эти смены размера и написать, какая новая мысль/интонация начинается.

15 задание

Итак, мы договорились, что в 15 задании не используем факты из биографии. Ведь для произведения искусства не важны все эти частности, а важно . переживание. героя

Чего ещё вы должны избегать при написании 15го задания (или задания 1.2.1 для ОГЭ, или анализа лирики вообще)?

ПЕРЕСКАЗА. Обязательно для себя перескажите стихотворение, понимаете ли вы, о чем оно. Но пересказ не пишите в самом сочинении.

Вот вам пример работы («Каким настроением проникнуто стихотворение А.С.Пушкина «я вас любил. »):

Стихотворение А.С. Пушкина проникнуто печальным настроением.
Лирический герой искренне и очень сильно любил девушку, которой посвящено стихотворение, что подчёркивает анафора: «Я вас любил безмолвно, безнадежно. Я вас любит так искренно, так нежно. »Однако метафора «любовь ещё, быть может, . угасла не совсем» указывает на то, что в его душе почти не осталось прежних чувств. Тем не менее, последняя строка стихотворения («Как дай вам бог любимой быть другим.») показывает то, что лирический герой желает лучшего возлюбленной.

❗️❗️❗️❗️стихотворение выучить наизусть!

Анализ поэзии

В 89% анализ (понимание) стихотворения подменяют биографией. Вы это часто видите в сборниках подготовки (пример пост назад), а порекомендовать хороший не могу, пока не нашла . ♀️

После биографии идёт пересказ текста (прозой поэзию. ) и всякие воды типа «гениальных строк» о «невероятных мыслях».

Нужно ли знать, где, когда и почему поэт создаёт шедевр?

Пишет замечательный литературовед Л.Я.Гинзбург:

«Еще Гете говорил, что каждое стихотворение — это стихотворение на случай. Но «случай» иногда входит в художественную структуру стиха в качестве темы или смыслового ключа, источника ассоциаций; иногда же реалии, приводившие в движение творческую мысль поэта, ока­ зываются эстетически безразличными.

Стихотворение Лермонтова «Погиб поэт! — невольник чести. » озаглав­лено обобщенно — «Смерть поэта». Очевидно, однако, что стихотворение это существует как художественное един­ство только при одном условии: читатель должен знать, что в нем идет речь о смерти Пушкина, и должен знать, хотя бы в общих чертах, обстоятельства этой смерти.

Между тем совершенно не обязательно знать, что стихо­ творение Лермонтова: «Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены. » обращено к графине Ростопчи­ной. Факт этот может войти в биографию Лермонтова, но к восприятию стихотворения он ничего не прибав­ляет» (продолжение в карусели).

Я к чему? ➡️ в 99% случаем не важно, кто, где и почему. Мы ленимся учиться чувствовать, боимся быть смешными, что-то там видеть, «тоже мне, вам что, сам поэт сказал?» . и подменяем возможность открыть свою душу навстречу поэзии какой-то ерундой.

Запомните, НЕ ВАЖНО ГДЕ И ЧТО ПОСЛУЖИЛО. Важно . переживание. лирического героя, вот до него и надо добираться.

Как у вас с анализом лирики?

Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2022 году — что нужно знать

Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2022 году: теория и история и список произведений. Что нужно знать и понимать для успешной сдачи, разбираем сегодня!

Сведения по теории и истории литературы

Важнейшим блоком выпускного экзамена по литературе является теория и история. Частенько ребята предпочитают о ней забывать, что очень и очень зря: без этих блоков высоких баллов не набрать (проверено годами).

Прежде чем приступить к детальному изучению и непосредственному запоминанию, конечно, следует познакомиться. Итак, знания в каких областях этого блока кодификатора нужно держать в голове:

  1. Художественная литература как искусство слова;
  2. Фольклор. Жанры фольклора;
  3. Художественный образ. Художественные время и пространство;
  4. Содержание и форма. Поэтика;
  5. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика;
  6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм;
  7. Литературные роды: эпос, лирика, драма, лироэпос. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма;
  8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ;
  9. Деталь. Символ. Подтекст;
  10. Историзм. Народность. Психологизм;
  11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск;
  12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс;
  13. Стиль;
  14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр;
  15. Литературная критика;

Согласимся, изначально это выглядит просто непостижимо, но поверьте, когда вы начнете непосредственно прорешивать варианты, все эти понятия окажутся родными, знакомыми и в какой-то момент начнут “отскакивать от зубов”.

Список литературы

Следующей (основной) составляющей кодификатора ЕГЭ по литературе за 2022 год является непосредственно список произведений, которые должны быть прочитаны и проанализированы выпускником.

Для большего удобства мы решили разбить его на разделы. Предлагаем к ним перейти.

Древнерусская литература

  1. «Слово о полку Игореве»;

Литература XVIII века

  1. Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»;
  2. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»;

Литература первой половины XIX века

  1. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»;
  2. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»;
  3. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»;
  4. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»;
  5. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»;
  6. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»;
  7. А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»;
  8. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»;
  9. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»;
  10. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»;
  11. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»;
  12. Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»;
  13. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»;
  14. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»;

Литература второй половины XIX века

  1. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»;
  2. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»;
  3. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»;
  4. А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»;
  5. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»;
  6. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»;
  7. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»;
  8. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»;
  9. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение);
  10. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»;
  11. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»;
  12. Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого);

Литература конца XIX – начала XX века

  1. А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»;
  2. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»;

Литература первой половины XX века

  1. И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»;
  2. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»;
  3. М. Горький. Пьеса «На дне»;
  4. А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»;
  5. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»;
  6. В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»;
  7. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»;
  8. С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»;
  9. М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов. » (из цикла «Стихи о Москве»);
  10. О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»;
  11. А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»;
  12. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»;
  13. М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»;
  14. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»;
  15. М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор);
  16. М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор);
  17. А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»;
  18. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»);
  19. Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»;
  20. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов);
  21. А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого);
  22. А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»;
  23. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»;

Литература второй половины ХХ века

Проза второй половины XX в.

(произведения не менее трех авторов по выбору)

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин.

Поэзия второй половины XX в.

(стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.

Драматургия второй половины ХХ в.

(произведение одного автора по выбору)

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин.

Что нужно знать и понимать

Конечно, если рассматривать идеальный вариант развития событий, то, придя на экзамен, вы должны воспроизвести и вспомнить абсолютно каждый пункт из приведенного нами выше кодификатора ЕГЭ по литературе в 2022 году.

Но чтобы вы после прочтения статьи могли выдохнуть и пойти готовиться со спокойной душой, немного поясним, что именно хотят от ваших работ составители и эксперты.

Вы должны знать:

  • содержание произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-литературный контекст;
  • основные сведения о протекании литературного процесса (течения, периоды развития и т.п.);
  • образную природу словесного искусства;

Вы должны уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы;

Конечно, в правилах все ваши “обязанности” прописаны более официальным языком. Сразу предупреждаем: отвлекитесь от сложных формулировок и здраво проанализируйте, что из этого вы знаете и умеете, а чему только предстоит научиться.

Сегодня мы подробно разобрали кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 года. На самом деле, ничего сверхестественного от вас не требуют. Не сдавайтесь, смело шагайте вперед на встречу совершенствования знаний!

Встретимся на финише: узнаем друг друга по отметке “100”))

Островские потеснили Пушкина

Список произведений для ЕГЭ по литературе обновлен ради правильного ценностного понимания

Рособрнадзор объяснил новой образовательной программой изменения, внесенные в кодификатор ЕГЭ по литературе. Список текстов, необходимых для сдачи экзамена, теперь открывается пьесой Александра Островского «Гроза»: из него исчезла вся более ранняя литература, включая произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Николая Гоголя, но появились, в частности, «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Молодая гвардия» Александра Фадеева. В Рособрнадзоре отмечают: писатели «золотого века» не исчезли из ЕГЭ полностью, и, опираясь на их книги, можно получить «более 54% максимального балла», но эти знания проверяются на ОГЭ, а ЕГЭ теперь сфокусирован на программе 10–11-го классов с учетом последних изменений, нацеленных на «воспитание в системе традиционных ценностей» и «формирование правильного ценностного понимания событий и культуры XX века». Преподаватели литературы сетуют, что некоторые их воспитанники уже начали готовиться к ЕГЭ 2024 года и потратили время на Пушкина, но в то же время полагают, что готовиться к экзамену теперь станет проще.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Среди документов, определяющих структуру ОГЭ и ЕГЭ и опубликованных для общественно-профессионального обсуждения Федеральным институтом педагогических изменений (ФИПИ),— демонстрационные варианты экзаменов, система оценивания и кодификаторы (навыки и теоретические знания, которые будут проверяться). В частности, кодификатор ЕГЭ по литературе (список произведений, знание которых необходимо для сдачи экзамена) подвергся значительным изменениям. Раньше он начинался со «Слова о полку Игореве», далее в нем значились произведения Фонвизина, Державина и Жуковского; традиционно большое внимание уделялось и первой половине XIX века — текстам Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Теперь этих авторов в кодификаторе нет, открывает его «Гроза» Александра Островского.

Изменения коснулись и программы XX века: из нее, например, исчез «Матренин двор» Александра Солженицына, но добавились «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Молодая гвардия» Александра Фадеева.

В Рособрнадзоре (учредитель ФИПИ) корреспонденту “Ъ” пояснили, что «все изменения кодификаторов ЕГЭ связаны с изменением ФГОСа (Федеральный государственный образовательный стандарт.— “Ъ” ) и введением единой для всей страны федеральной образовательной программы». Напомним, с 1 сентября 2023 года школы России должны работать по федеральным основным общеобразовательным программам (ФОП), единым для всей страны. «В период 2012–2022 годов действовал ФГОС среднего общего образования с предельно обобщенными формулировками требований к результатам освоения основной образовательной программы по русскому языку и литературе (в документе был общий список требований по двум учебным предметам),— считают в ведомстве.— Список произведений в стандарте не был конкретизирован». В ФОП по литературе список, действительно, конкретизирован, программа 10-го класса начинается, как и новый кодификатор ЕГЭ, с «Грозы».

«Знание произведений литературы, написанной до первой половины XIX века, в полном объеме выносится на проверку при проведении ОГЭ по литературе,— отмечают в Рособрнадзоре.— Кодификатор ОГЭ построен в четком соответствии с ФГОСом и ФОП основного общего образования и включает все изученные произведения писателей-классиков. Кодификатор ЕГЭ так же четко отражает перечень произведений, изучающихся в 10-м и 11-м классах». Более того, «в содержании ЕГЭ поддерживаются принципы исторической преемственности литературного процесса», говорят в Рособрнадзоре, поэтому «при выполнении ряда заданий могут привлекаться произведения, изученные в 5–9-х классах»: «Более 54% от максимального балла участники ЕГЭ могут получить за выполнение заданий на основе русской классической литературы первой половины XIX века».

«Ценность русской классической литературы первой половины XIX века несомненна,— отмечают в Рособрнадзоре.— Но не менее важно и полноценное освоение школьниками лучших произведений российской литературы других исторических эпох, позволяющих сформировать правильное, ценностно наполненное понимание современного общества».

Воспитанием в системе традиционных ценностей и формированию «правильного ценностного понимания событий и культуры XX века» объясняется и расширение списка советской литературы, со специальными разделами прозы и поэзии о Великой Отечественной войне. Кроме того, впервые в ЕГЭ представлена литература народов России — например, произведения Расула Гамзатова, Мусы Джалиля, Кайсына Кулиева и Юрия Рытхэу.

Директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Татьяна Суханова о переходе на единые программы с 1 сентября

Учителя общеобразовательных школ, с которыми удалось поговорить корреспонденту “Ъ”, отказались фигурировать в материале под собственными именами и посетовали на усилия, уже затраченные будущими выпускниками на подготовку по литературе первой половины XIX века: они с 10-го класса готовились к ЕГЭ по старым кодификаторам, и «все их труды и время потрачены впустую». В то же время педагоги отмечают, что включенные в демоверсию ЕГЭ задания на сопоставление с более ранними произведениями «все равно требуют знания всех этих текстов».

Доцент кафедры истории русской литературы и журналистики журфака МГУ Егор Сартаков недоволен исключением из ЕГЭ «семи веков русской литературы», он отмечает, что «зависимости между ОГЭ и ЕГЭ по литературе нет», оба экзамена относятся к необязательным. Теоретически это может означать, что ученик может выбрать ЕГЭ по литературе, не сдав ОГЭ и таким образом избежав проверки знаний, полученных в 5–9-х классах.

Господин Сартаков считает, что новый кодификатор отражает стремление «чиновников поднять градус патриотического воспитания», в том числе и за счет советской литературы, а когда потребовалось что-то сократить, «под нож, увы, попали Пушкин и Гоголь».

Изменения филолог называет «идеологической диверсией», при этом он отмечает, что готовить учащихся к экзамену будет проще, так как «и произведений меньше, и анализировать их легче». Директор департамента методологии и разработки образовательных программ MAXIMUM Education Артем Мушта, напротив, оценивает изменения положительно: «Хронологический порядок, в котором теперь представлены произведения литературы, вполне логичен и позволяет ребенку усваивать информацию в верной последовательности». «Сокращается объем активно изучаемых текстов, что дает возможность ученикам более тщательно работать с имеющимися в списке произведениями,— добавляет эксперт.— Читать «Обломова» и «Войну и мир» и так довольно тяжело и долго, а если параллельно приходится перечитывать и вспоминать «Мертвые души» и «Героя нашего времени», это серьезная нагрузка. Сокращение кодификатора, несомненно, облегчит жизнь школьникам». Также господин Мушта отмечает, что «в последние годы литература является одним из лидеров по высоким баллам сдающих. Поэтому новые требования нацелены на актуализацию требований для сдающих, чтобы повысить качество проверки их знаний».

Отметим, общественно-профессиональное обсуждение новых кодификаторов и других документов ЕГЭ и ОГЭ продлится до 30 сентября.

Полина Ячменникова, Милена Двойченкова

  • Газета «Коммерсантъ» №158 от 29.08.2023, стр. 5
  • Полина Ячменникова подписаться отписаться
  • Российское образование подписаться отписаться
  • Все о ЕГЭ подписаться отписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *