Что такое свобода сочинение егэ
Перейти к содержимому

Что такое свобода сочинение егэ

  • автор:

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: «Кого можно назвать свободным человеком?»

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: «Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. «

Кого можно назвать свободным человеком? Именно этот вопрос волнует автора предложенного для анализа текста.

С. Л. Соловейчик в поисках ответа на вопрос пытается дать определение понятию «свобода». Чтобы понять суть этого понятия, автор разделяет свободу на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя свобода, по мнению Соловейчика, это «свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения». «Внешняя свобода не бывает абсолютной», — поясняет автор. Главным недостатком такой свободы автор считает то, что она зависит от внешних факторов, например, от того, в каком государстве живет человек. Если он живет в несвободном государстве, то и его свобода будет ограничена.

Внутренняя же свобода – вот единственная форма «беспредельной» свободы, которую никто и никогда не сможет ограничить; не важно, в каком обществе живет человек. Внутренне свободен тот, кто «просто держится, по-своему думает, . не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости». «ценит свободу каждого человека», «не кичится своей свободой», «не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – . всегда владеет ею».

Благодаря этому противопоставлению, мы понимаем, что единственный настоящий вид свободы – это внутренняя. Люди, которые могут быть независимыми внутренне, составляют гордость человечества: «на них держится и развивается мир».

Однако, отмечает автор, есть одно явление, которое может ограничивать внутреннюю свободу – это совесть – внутренний голос, который может управлять человеком. Из рассуждений автора мы понимаем, что это единственный регулятор, который должен влиять на поступки свободного человека.

Проследив за ходом авторских размышлений, мы можем сделать вывод: по-настоящему свободный человек – это такой человек, в котором соединяется совесть и внутренняя свобода, ведь без совести свободный человек превращается в раба «дурных своих устремлений», «обстоятельств жизни».

Не могу не согласиться с автором. Действительно, по-настоящему свободный человек не должен зависеть от каких-либо обстоятельств. То, что совесть должна стать регулятором поведения свободного человека, не противоречит этому принципу, поскольку совесть — это внутренние нормы человека, его принципы, его воспитание, а не общепризнанные законы. У каждого человека свои отношения с совестью: кто-то прислушивается к ней, у кого-то совесть молчит. В любом случае, на мой взгляд, совесть – самый честный судья. Приговор совести невидим для окружающих, однако он страшнее любого суда.

Эта мысль является ведущей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Трагедия жизни главного героя романа Раскольникова заключалась в том, что он неверно трактовал понятие «свобода». Он считал, что истинная свобода абсолютна, никто и ничто не может ее ограничить. Но жизнь доказала ему обратное: убив человека, он начал испытывать муки совести, которые довели его практически до сумасшествия. К счастью, осознание истинного смысла, который человечество вкладывает в понятие «свобода», пришло к герою. Хоть и не сразу, он понял, что совесть – это не наказание, это величайшее благо, которое делает человека лучше, сильнее.

В заключение я хотела бы сказать, что свобода без совести не только бессмысленна, но и опасна. Нельзя сделать людей свободными, совестливыми, можно лишь работать над собой, прислушиваться к внутреннему голосу, становиться лучше. Тогда, может быть, каждый из нас станет по-настоящему свободным человеком.

ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

Про свободу

Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
16.02.2022 01:06:29
Автор: Кристина Гуркова

Кто такой свободный человек? Именно этот вопрос находится в центре внимания С. Соловейчика.

Размышляя над этим вопросом, автор рассуждает о том, что такое свобода, рассказывая, что есть очень много книг и других материалов, где пытались объяснить это понятие. Писатель рассказывает о том, сколько бы люди не жили, они будут стремиться к свободе, при этом даже не зная точно чего они именно хотят. С. Соловейчик разделяет свободу на два понятия: «Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни». Читатель понимает, даже не зная что такое свобода, люди всё равно стремятся к ней.

Далее автор показывает, что у любой свободы есть две стороны, одна – внутренняя, а другая внешняя. Писатель подчёркивает, что люди обычно думают, что та истинная свобода – внешняя, но на самом деле это не так. С. Соловейчик показывает от чего свободен внутренне свободный человек: «Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений». Автор показывает, что только внутренне свободный человек по истине свободный. Второй пример дополняет первый: в первом рассказано о том, что же человек сам думает о свободе, а во втором показано какой человек по истине свободный.

Позиция автора заключается в том, что свободный человек – тот человек, кто свободен внутри себя, внутренне.

Я согласен с мнением автора и считаю, что по истине свободен тот человек, который свободен внутри себя. Помню я когда-то думал, что истинная свобода – ходить гулять каждый день с друзьями и меня за это никто не будет ругать, но сейчас я понимаю, что свобода это далеко не что-то внешнее, а то что находится глубоко в моей душе.

Таким образом, человек должен понимать истинное понятие свободы и дорожить этим знанием, ведь многие люди даже не знают что это.

Количество слов — 315
Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Василий! Работа самостоятельная, что является её достоинством.
Вы знаете структуру сочинения, орфографически вполне грамотны.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно.

K2 — Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

С. Соловейчик разделяет свободу на два понятия : «Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни». Читатель понимает, даже не зная что такое свобода, люди всё равно стремятся к ней.

Цитата НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ тезис прямо. Он предполагает, что Вы назовёте два понятия, а не покажете РАЗНИЦУ определений.

Ели бы Вы в качестве ТЕЗИСА взяли следующее предложение, то цитата была бы более уместна:

Далее автор показывает, что у любой свободы есть две стороны, одна – внутренняя, а другая внешняя.
Далее автор показывает , что у любой свободы есть две стороны, одна – внутренняя, а другая внешняя. Писатель подчёркивает, что люди обычно думают, что та истинная свобода – внешняя, но на самом деле это не так. С. Соловейчик показывает от чего свободен внутренне свободный человек: «Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений». Автор показывает , что только внутренне свободный человек по истине свободный. Второй пример дополняет первый: в первом рассказано о том, что же человек сам думает о свободе, а во втором показано какой человек по истине свободный.

Слова, называющие действия автора:
ПОДЧЁРКИВАЕТ, ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ, ОДОБРЯЕТ, ОСУЖДАЕТ, ИРОНИЗИРУЕТ, ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ О, ПРИГЛАШАЕТ К РАССУЖДЕНИЮ О. ВОЗМУЩАЕТСЯ, СОЖАЛЕЕТ, РАДУЕТСЯ и т.д.

С. Соловейчик показывает от чего свободен внутренне свободный человек: «Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений».

Огромная цитата- нужно её укоротить. Включите только ОТ ЧЕГО свободен человек.

Василий
Читатель понимает, даже не зная что такое свобода, люди всё равно стремятся к ней.

Автор
(6)Сколько люди живут, они будут стараться понять , что же такое свобода, и стремиться к ней.
Старайтесь не искажать смысла, который автор вкладывает в слова.
Не знать не равно стараться понять ,т.е. стараться узнавать.

K3 — Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Ваша позиция дублирует ПА (позицию автора).

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения : 0 баллов

Повтор одной мысли

Помню я когда-то думал, что истинная свобода – ходить гулять каждый день с друзьями и меня за это никто не будет ругать , но сейчас я понимаю, что свобода это далеко не что-то внешнее, а то что находится глубоко в моей душе.

В один ряд ставите несовместимые понятия, высокое и бытовые.

Таким образом, человек должен понимать истинное понятие свободы и дорожить этим знанием, ведь многие люди даже не знают что это.

Непонятно, почему Вы употребляете этот союз.
Да, не знают- как могут дорожить, если и ценности нет.
Вывод ради вывода.
Если Вы уберёте придаточную часть, то хотя бы часть «воды» уйдёт.

K6 — Точность и выразительность речи: 0 баллов

Далее автор показывает, что у любой свободы есть две стороны, одна – внутренняя, а другая внешняя. Писатель подчёркивает, что люди обычно думают, что та истинная свобода – внешняя, но на самом деле это не так.

Однотипные синтаксические конструкции

Помню я когда-то думал, что истинная свобода – ходить гулять каждый день с друзьями и меня за это никто не будет ругать, но сейчас я понимаю, что свобода это далеко не что-то внешнее, а то что находится глубоко в моей душе.

Однотипные синтаксические конструкции

K7 — Соблюдение орфографических норм: 2 балла

сколько бы люди н е жили, они будут стремиться

НИ жили (нет отрицания)
ПОИСТИНЕ — нар., слитно

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 0 баллов

они будут стремиться к свободе, при этом даже не зная точно ЗПТ чего они именно хотят.
Читатель понимает , ДВОЕТОЧИЕ даже не зная ЗПТ что такое свобода, люди всё равно стремятся к ней.
С. Соловейчик показывает ЗПТ от чего свободен внутренне свободный человек
во втором показано ЗПТ какой человек по истине свободный.
Помню я когда-то думал, что истинная свобода – ходить гулять каждый день с друзьями и меня за это никто не будет ругать, но сейчас я понимаю, что свобода ТИРЕ это далеко не что-то внешнее, а то ТЧК что находится глубоко в моей душе.
многие люди даже не знают ЗПТ что это.

K9 — Соблюдение грамматических норм : 0 баллов

Размышляя над этим вопросом, автор рассуждает о том, что такое свобода, ТЧК(перегруженное предложение) рассказывая, что есть очень много книг и других материалов, где (в которых) пытались (пропуск сказуемого) объяснить это понятие. Писатель рассказывает о том, сколько (нарушение в пострении СП) бы люди не жили, они будут стремиться к свободе, при этом даже не зная точно чего они именно хотят.
человек, кто свободен

K10 — Соблюдение речевых норм: 0 баллов

Кто такой свободный человек?

Рекомендация
Сформулируйте лучше так:
Какого человека можно назвать свободным?

Размышляя над этим вопросом, автор рассуждает о том, что такое свобода, рассказывая, что есть очень много книг и других материалов, где пытались объяснить это понятие. Писатель рассказывает о том, сколько бы люди не жили, они будут стремиться к свободе, при этом даже не зная точно чего они именно хотят. С. Соловейчик разделяет свободу на два понятия :

Существует два ВИДА свободы
Два понятия= «свобода-от» и «свобода-для»

Писатель рассказывает о том, сколько бы люди не жили, они будут стремиться к свободе, при этом даже не зная точн о чего они именно хотят. С. Соловейчик разделяет свободу на два понятия: «Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни». Читатель понимает, даже не зная что такое свобода, люди всё равно стремятся к ней.
люди обычно думают, что та истинная свобода – внешняя, но на самом деле это не так.

ТА- лишнее слово

только внутренне свободный человек по истине свободный
человек, кто свободен внутри себя, внутренне .
Помню я когда-то думал, что истинная свобода – ходить гулять каждый день с друзьями и меня за это никто не будет ругать, но сейчас я понимаю, что свобода это далеко не что-то внешнее, а то что находится глубоко в моей душе.

И что это? Уходите от неопределённых местоимений:нужна конкретика. И что находится глубоко в Вашей душе?
Повторы

K11 — Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением и пунктуацией (не видите сложноподчинённых предложений)
Проанализируйте рецензию, обратите внимание на данные мной рекомендации по улучшению сочинения.
У Вас ещё есть время, чтобы балл на экзамене был выше.

Итоговое сочинение-2023. Направление «Свобода человека и её ограничения»

Что, а главное — как писать на декабрьском сочинении школьникам, которые намерены рассуждать о свободе, обществе, правах и обязанностях? Пример

Итоговое сочинение «Свобода человека и её ограничения». Виллем Хайенраетс. Бесконечная свобода / свободные источники

Текст: Ольга Лапенкова

Ребята, поступившие в одиннадцатый класс, уже успели отдохнуть от переживаний, связанных со сдачей экзаменов: ОГЭ остался в прошлом, а новые испытания, кажется, ещё очень нескоро. Но не стоит забывать про итоговое сочинение — небольшой и не слишком-то страшный, но всё-таки важный экзамен, который необходимо сдать, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Это сочинение ещё называют декабрьским, потому что его пишут в первую среду зимы. Учеников сажают в отдельный класс и дают на выбор три тематических блока:

  • •«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
  • •«Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
  • •«Природа и культура в жизни человека».

В каждом из этих блоков «прячется» ещё несколько направлений, а всего их получается 11. Одно из таких направлений — «Свобода и ограничения». Это ещё не сама тема, ведь формулировки итоговых вопросов никто не разглашает. Но если ученик осведомлён о том, как звучат направления, его шансы написать достойную работу повышаются.

В 2022/23 учебном году правила написания итогового сочинения были те же, что и сейчас: работа должна содержать 350 слов или чуть больше; текст оценивается по пятибалльной шкале, где «единица» или «двойка» — это пересдача, а «тройка» — зачёт.

Задача школьников упрощается ещё и потому, что год назад ребятам уже предлагали писать о свободе и ограничениях, и мы даже посвящали этому направлению отдельный материал. Однако повторение никому ещё не помешало, не правда ли?

Возможные темы итогового сочинения

В прошлогоднем материале мы уже публиковали обширный список тем о свободе и её ограничениях. Все они «просочились» из закрытого банка, где, говорят, их накопилось несколько тысяч. Учитывая опыт выпускников прошлого года, можно добавить ещё такие:

  • •Чем опасна свобода без ограничений?
  • •Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • •Грех и раскаяние в жизни человека.
  • •Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?
  • •В чём состоят обязанности человека перед обществом?

Варианты эпиграфов для итогового сочинения

Чтобы произвести впечатление на экспертов, в начале работы можно написать фразу, которую сказал какой-нибудь деятель науки или искусства. Эту фразу, написанную в правом углу листа сразу после темы, называют эпиграфом. Для направления «Свобода человека и её ограничения» подойдут следующие цитаты:

  • «Человек без свободы выбора — это не человек». Энтони Бёрджесс
  • «Как разумные существа, мы наделены свободой выбора и не можем переложить нашу ответственность на плечи Бога или природы». Арнольд Джозеф Тойнби
  • «Мы теряем три четверти себя, чтобы быть похожим на других людей». Артур Шопенгауэр

Композиция итогового сочинения

Большинство педагогов рекомендует пользоваться «золотым» правилом, согласно которому работу нужно разделить на введение, основную часть и заключение. Основную часть, в свою очередь, следует составить из двух абзацев. Вот как выглядит шаблон, который школьники используют на декабрьском сочинении чаще всего.

  • 1 абзац. Введение. Небольшое размышление на заданную тему + тезис, т. е. основная мысль, которую нужно будет доказать на примерах из художественной литературы.
  • 2 абзац. Первый абзац основной части. Имя автора № 1, название произведения № 1, краткий пересказ ключевого эпизода либо всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).
  • 3 абзац. Второй абзац основной части. Имя автора № 2, название произведения № 2, краткий пересказ ключевого эпизода или всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).
  • 4 абзац. Заключение. Развёрнутый (2–4 предложения) повтор тезиса.

Чтобы лучше разобраться, что, как и куда писать, рекомендуем прочитать вариант итогового сочинения: размышление о том, почему без обязанностей не бывает и прав.

Пример итогового сочинения по направлению «Свобода человека и её ограничения»

В чём состоят обязанности человека перед обществом?

Многие считают, что они свободны от каких-либо обязанностей перед обществом. Разумеется, такие люди понимают, что в государстве установлены законы и стоит только преступить границы дозволенного, как последует суровое наказание. Но они рассуждают так: «Я не убиваю, не ворую, не нарушаю общественный порядок — что ещё нужно? Разве я обязан делать что-то большее?» Однако они глубоко заблуждаются. Помимо необходимости исполнять законы мы наделены и нравственными обязанностями перед обществом. Мы не должны допускать в отношении других людей того, чего не желали бы самим себе: иначе нас ждёт возмездие.

Яркий пример персонажа, который, не являясь злодеем или преступником, считал себя свободным от норм морали и нравственности, — это главный герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». В начале произведения центральный персонаж уверен, что, заработав достаточно денег и заслужив уважение влиятельных людей, он уже не должен задумываться о каких-либо обязательствах перед обществом. Господин из Сан-Франциско отправляется в круиз, желая посвятить целый год светским развлечениям, а заодно и подыскать богатого жениха для дочери. На протяжении всего произведения главный герой высокомерно относится ко всем, кроме таких же, как он, представителей «высшего общества». Но когда он внезапно умирает, никто не желает позаботиться о доставке его тела на родину, а жена и дочь больше переживают из-за грядущих неудобств, чем из-за смерти близкого человека. Итак, главный герой считал себя свободным от обязанностей перед обществом и не понимал, что уважения достойны все, а не только те, кто богат и властен. За что и поплатился.

Ещё один герой, нарушающий не законодательные, а нравственные нормы, — Джордж Уикхем из романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Он знакомится с Лидией Беннет и побуждает её убежать вместе с ним. Молодой человек мог бы сделать девушке предложение руки и сердца и попросить благословения у её родителей, как это было принято в XVIII веке, но вместо этого он совершает бесчестный поступок. Это бросает тень на всех сестёр Беннет, и главная героиня, мудрая и добродушная Элизабет, переживает, что теперь старшие сёстры Лидии не смогут выйти замуж за достойных молодых людей. К счастью, всё заканчивается благополучно, да и сама Элизабет обретает семейное счастье. Однако мистер Уикхем, не считавший необходимым соблюдать нравственные законы, сам себя наказал: автор даёт понять, что его брак никогда не будет поистине счастливым.

Итак, ни в коем случае нельзя поступать с людьми бесчестно, даже если то или иное решение не осуждается законодательными нормами. Нельзя забывать, что помимо требований закона мы должны соблюдать и нравственные обязательства. Иначе нам придётся расплачиваться за наши корыстные и эгоистичные решения.

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. Соловейчик о свободе и совести

Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов.

Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.

Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается?

В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах.

Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.

Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.

В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.

Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.

Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим. Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.

Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.

Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.

Что такое внутренняя свобода?

Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.

От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.

Можно сказать так: в нем свободно человеческое.

Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Он ценит свободу каждого человека. Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет для свободы, а живет свободно.

Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.

Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят. Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. Это очень важно понять. От чего не свободен свободный человек?

Что такое совесть?

Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным. Свобода в общем сознании воспринимается как добро.

Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть – то, что соединяет людей.

Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести – но только ее.

Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. Это главное в воспитании.

Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: «Кого можно назвать свободным человеком?»

Примерный круг проблем:

1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?
2. Что значит быть свободным человеком?
3. Что должно быть главной целью воспитания?
4. Что такое внутренняя свобода?
5. Как связаны совесть и свобода?
6. Что такое совесть?
7. Каким должен быть учитель?

Проверка сочинения

Проверить сочинение ЕГЭ по русскому языку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *