Как цитировать лирику в егэ по литературе
Перейти к содержимому

Как цитировать лирику в егэ по литературе

  • автор:

Использование цитирования при написании сочинения ЕГЭ

При написания сочинения части С ЕГЭ выпускнику необходимо умение аргументировать своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста. Требуется не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. Для выполнения этих требований можно прибегнуть к цитированию.

Цитата—точная, достоверная выдержка их текста, помогающая при написании сочинения убедить в выдвигаемых положениях и придающая достоверность сказанному.

Цитировать надо точно, воспроизводя текст слово в слово. Неточность цитирования или искажение цитаты приведут к фактической ошибке и к тому, что аргумент будет не засчитан.

Выпускникам целесообразно дать следующие советы.

1. Если вы помните только часть цитаты, эту часть и заключайте в кавычки, пересказав остальное своими словами.

2. Если же цитата приводится в сокращенном виде, то вместо пропущенных слов ставьте многоточие. Например: «Онегин был…ученый малый, но педант».

3. Графически цитаты выделяются кавычками. Исключение составляют стихотворения, написанные с соблюдением размера (столбиком). Отрывки из стихотворений объемом от одной строчки до трех можно писать в строку, тогда кавычки необходимы.

4. Цитируя высказывание, укажите, кому принадлежать эти слова и источник, откуда они взяты.

5. Цитируя слова персонажей (особенно в отношении драматических произведений, построенных на высказываниях действующих лиц), укажите, кому принадлежит высказывание. Помните, что мнение персонажа, позиция автора и ваша собственное точка зрения могут не совпадать с приводимой цитатой, поэтому необходимы ссылки, например: «В «вертопрахе» Хлестакове, по определению городничего, ничего не было похожего на ревизора—«ни на полмизинца». Если же мысли, высказанные персонажем, разделяются писателем, оговорки о том, кому они принадлежат, не обязательны. Например, взгляды Д.Фонвизина отражаются в словах Стародума «Вот злонравия достойные плоды!»

6. Цитату можно фиксировать в виде прямой речи, например, «Славный был малый»,—говорит о Печорине Максим Максимыч; либо используя сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным ( «Рассказывая историю Бэлы, Максим Максимыч замечает, что Печорин «славный был малый»)

7. Включая цитату в предложение, необходимо следить за тем, чтобы она была грамматически связана с ним.

8. Обращайте внимание на форму глагола. Если цитата является самостоятельным предложением, в ней сохраняется первое и второе лицо глагола и местоимения. Если входит в состав другого предложения, то второе лицо должно быть изменено на третье. Например: «Онегин говорит Татьяне, что он «не создан для блаженства», его душа «ему чужда».

9. Если в цитате присутствует местоимение, должно быть понятно, какое слово оно заменяет.

10. Помните, что назначение цитаты—подтвердить сказанное, но не повторять его.
Итак, сочинение показывает умение учащегося изложить свои мысли. При правильном употреблении и оформлении цитат знание произведения становится очевидным. Ценность сочинения определяется показанными выпускниками знаниями литературы и умением раскрыть предложенную тему (проблему).

Решу ЕГЭ и Незнайка объединились,

чтобы запустить свои курсы ЕГЭ в Тик-Ток формате. Никаких скучных вебинаров, только залипательный контент!

Готовься к ЕГЭ в Тик-Ток формате

«Незнайка» и «Решу ЕГЭ» запускают свои курсы подготовки. Короткие видео, много практики и нереальная польза!

‘; $pop_rand = mt_rand(1,3); $pop_rand_code = $; echo $pop_rand_code; //> ?—>
Вы отправили работу на проверку эксперту. Укажите номер телефона на него придет СМС

Обязательно ли нужны цитаты в сочинении?

Кратко: нет, необязательно. «Фуф!» — выдохнули некоторые. Раньше времени не расслабляйтесь. Да, слово в слово цитировать прозу нет необходимости, но хорошо знать произведение — надо обязательно. Ничто так не говорит о вашей начитанности и умению доказывать мысль, как уместные аргументы, подтвержденные анализом отдельных эпизодов.

Краткая характеристика персонажа — это также один из способов привлечения текста. Прекрасно, что вы можете вспомнить отдельные детали, например, при анализе образа Базарова вы вспомнили, как он гордился своим простым происхождением, что его отец лекарь, а дед и вовсе был дьячком и землю пахал.

Нет ничего хуже общих пустых фраз. Всегда старайтесь говорить конкретно. Иначе у эксперта сложится впечатление, что вы в ночь перед экзаменом прочитали краткие содержания, надеясь на чудо, и пошли писать. Не надо так!

Приведу хороший пример из нашего банка работ , как можно привлекать текст, минуя прямое цитирование. Отрывок из сочинения по теме «Как смысл эпиграфа к роману А.С Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с судьбами героев произведения?»: «Для семьи Мироновых честь была главным принципом. Они понимали ее как беззаветное служение императрице и защиту крепости. В главе “Пугачевщина” Василиса Егоровна отказалась уезжать от мужа и осталась с ним в Белогорской крепости. Иван Кузьмич оборонял крепость до последнего. Супругов не смогли сломить ни угрозы, ни превосходящие их силы врага. Они мужественно встретили мучительную смерть, отказавшись присягнуть самозванцу».

Во-первых, автор сначала дал тезис — «честь для Мироновых была главным принципом». Затем, как и полагается, пошел пример. Во-вторых, указано название главы. Тот, кто читает краткие содержания, подобными сведениями блеснуть не может. И в-третьих, названы полные имена героев, и емкая оценка от автора сочинения: «они мужественно встретили мучительную смерть». Никакой воды, ничего лишнего. Всё грамотно и по делу. Учитесь!

Напоследок цитата второго критерия — «Привлечение текста произведения для аргументации»:
«Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не меньше трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют».

9 лайфхаков для подготовки к ЕГЭ по литературе: они помогут быстрее учить стихи и запоминать цитаты

Если загуглить «лайфхаки для подготовки к ЕГЭ по литературе», можно найти страшно полезные советы в духе «учите стихотворения» или «прочитайте все из списка». До экзамена тем временем остается две недели, и даже при большом желании прочитать и выучить всё не получится. Но мы знаем, что делать.

1. Составьте плейлист из песен по стихам классиков

Стихотворение Фета, которое нужно выучить к следующему уроку, ну никак не запоминается, зато разбуди вас ночью — и вы с легкостью споете «Районы-кварталы» от и до. Кажется, с этой проблемой сталкивался каждый школьник: нам проще запомнить слова, наложенные на музыку, потому что текст песни сопровождается эмоциями исполнителя и повторяющимся мотивом. Группа «Сплин» сделала песню из стихотворения Маяковского «Лиличка!» — само произведение запомнить довольно сложно, но, послушав несколько раз композицию, вы и не заметите, как начнете напевать: «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг». А группы The Retuses и «Монгол Шуудан» положили на музыку стихи Сергея Есенина. Найдите произведения классиков, ставшие песнями, составьте отдельный плейлист и слушайте его по пути в школу или просто на прогулке.

2. Посмотрите экранизации

Фильмы по книгам могут дать представление о сюжете большого произведения, которое вы так и не успели прочитать. Если вы не осилили «Тихий Дон», поможет экранизация 1958 года — да, в ней есть небольшие сюжетные отличия, но просмотра вполне хватит, чтобы представить, о чём шла речь в книге. Экранизация «Войны и мира» Сергея Бондарчука справедливо считается лучшей и поможет всем, кто откладывал Толстого до последнего, а теперь не успевает одолеть четыре тома. Хорошая идея — устроить киноночь с друзьями и обсудить фильмы в конце, чтобы лучше запомнить. А чтобы не ошибиться с экранизацией, воспользуйтесь нашим списком фильмов, снятых по русской школьной классике.

3. Расклейте дома цитаты из стихотворений

Цитаты из стихотворений повышают баллы за сочинение, но выучить всё практически невозможно. В этой ситуации помогут небольшие стикеры. Напишите на каждом нужные строки и расклейте по всему дому: в кухне, в спальне и даже в ванной.

Этот лайфхак полезен, потому что мы непроизвольно запоминаем вещи и надписи, которые нас окружают. Это легко проверить: вы, скорее всего, с легкостью вспомните рекламные слоганы продуктов, которыми пользуетесь ежедневно. То же самое произойдет со стихотворениями, если вы будете видеть их каждый день — пока чистите зубы или достаете еду из холодильника.

4. Нарисуйте график

Литература — гуманитарный предмет, но это не значит, что здесь нельзя визуализировать данные, чтобы их было проще запомнить. Если вы хотите блеснуть эрудицией в сочинении и указать не только название и автора, но и год написания произведения, можете нарисовать специальный таймлайн. Чтобы график не получился перегруженным, посвятите его творчеству одного писателя. Например, Михаил Лермонтов написал стихотворение «Нищий» в 1830 году, «Парус» — в 1832-м, а «Смерть поэта» — в 1837-м. Если просто прочитать это предложение, даты вряд ли запомнятся, но если изобразить их друг за другом на таймлайне, то вы лучше усвоите хронологию.

Не забудьте про таблицы! Например, можно сделать таблицу с выразительными средствами. В первой колонке — название приема (эпитет, метафора), во второй — пример, а в третьей — автор примера. Можно также подготовить таблицу, в которой стихотворения будут распределены по основным темам ЕГЭ: «Родина», «Поэт и общество», «Любовь» и т. д. В первой колонке напишите тему, а во второй — название стихотворений, в которых она раскрывается.

5. Найдите эпитеты в текстах Оксимирона

Современные хип-хоп-исполнители — те же поэты. Просто пишут они в другое время и на другие темы. В текстах рэперов часто встречаются средства выразительности из кодификатора ЕГЭ по литературе. Поэтому всем, кому тяжело даются литературоведческие термины, будет полезно такое упражнение: распечатайте текст любимой песни и выделите все художественные средства, которые найдете. Где, например, в названии трека Оксимирона «Город под подошвой» выразительное средство и что это такое: метафора, эпитет, олицетворение?

6. Собирайте литературные мемы

Все мы обожаем мемы. Здорово, когда они не только развлекают, но ещё и помогают переосмыслить книги и фильмы. Подпишитесь на несколько пабликов с литературными мемчиками, и вам будет проще запомнить сюжеты романов и характеры персонажей. Вы поймете, почему Печорин — душнила, а отношения Татьяны Лариной и Евгения Онегина едва ли не абьюз.

Вставка HTML

7. Распечатайте портрет Пушкина (кроме шуток!)

Если правильно оформить конспект, информация запомнится лучше. Можно, например, упорядочить все записи по литературе так, чтобы получился настоящий литературный справочник. Можно воспользоваться принципом «одна страница — одно произведение из кодификатора». На одной странице блокнота напишите всё важное, что вы знаете о произведении. Название, автор, род литературы, жанр, год написания, размер (если это стихотворение) и темы, которые в нём встречаются. Внизу опишите в двух предложениях сюжет произведения или вставьте несколько цитат, которые могут пригодиться на экзамене. Чтобы проще запомнить, кто что написал, распечатайте небольшие портреты писателей и приклейте рядом с информацией о произведении. Окружающие, конечно, испугаются, когда увидят у вас на руках 37 портретов-иконок Пушкина, но поверьте: оно того стоит!

Как только у вас появится полноценный справочник с произведениями, возьмите набор разноцветных самоклеящихся закладок и определите, как цвета закладок будут связаны с темами произведений. Например, все розовые закладки относятся к произведениям про любовь, а голубые — к произведениям про родину. Разноцветные стикеры помогут увидеть, в каких произведениях пересекаются темы, — с помощью этого приема вам будет проще провести параллели между художественными текстами в сочинении.

8. Проведите литературную игру

Игры — ещё один способ запомнить цитаты из произведений и сложные термины без зубрежки. Разрежьте лист картона на много небольших кусочков. Это будут карточки. На каждой из них напишите с одной стороны цитату, а с другой — произведение и автора. Сложите карточки в стопку и перемешайте. Затем доставайте их по очереди и отгадывайте, откуда цитата. Чтобы усложнить игру, можно поставить таймер и узнать, сколько цитат вы сможете отгадать за 60 секунд.

Пространство для творчества здесь огромное! Можно с друзьями устроить викторину по произведениям из кодификатора или составить кроссворд по героям и писателям. Тесты — тоже хороший способ за пару минут проверить знания, поэтому не забывайте про тесты по литературе от «Мела».

9. И не бойтесь стать душнилой (это временно)

Цитаты из больших произведений тоже повысят балл в сочинении, но выучить их еще сложнее. Фразы и цитаты лучше запоминаются, если имеют контекст. Попробуйте цитировать героев книг в повседневных диалогах, и вы будете лучше ориентироваться в репликах персонажей. Например, если учительница несправедливо ставит вам двойку, это идеальный момент, чтобы вставить «А судьи кто?» Чацкого. А когда ваш близкий друг начинает зазнаваться, грех не вспомнить «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя» («Евгений Онегин»). Да, окружающим может показаться, что вы ищете любую возможность блеснуть познаниями в литературе (вас даже могут в сердцах обозвать душнилой), но если вы цитируете классиков, «значит, это кому-нибудь нужно»!

Изображение на обложке: aisoneee, MIKHAIL GRACHIKOV, Alfmaler, CkyBe, Swetapol / Shutterstock / Fotodom

Как цитировать стихи в сочинении?

Если цитировать в столбик то нужно ставить тире или двоеточие и нужны ли кавычки? А если цитировать просто как цитату в строчку то нужно каждое начальное слово в строке стиха писать с заглавной буквы?

Лучший ответ

Правила цитирования стихотворного текста

1)Если цитата пишется в столбик, то кавычки не ставятся.

Образец:
Поэт воскицает:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда буду я!

2)Если стихотворение надо процитировать в строчку, то кавычки ставятся.
Образец:
Поэт восклицает: «пусть всегда будет солнце! ||Пусть всегда буду я!»

3)Если цитаты очень короткие и их надо брать из разных
частей стихотворения, то каждую короткую цитату
берем в кавычки и оформляем, как однородные члены
предложения.

Образец:
Стихотворение «Пророк» насыщено церковнославянской
лексикой («духовной жаждою»,»перстами»,»уста»,»грешный язык»),
помогающей автору показать святость поетического труда.

4)Если надо процитировать не всё предложение, а только
часть, то вместо пропущенных слов ставится многоточие.

а) если пропускаем слова в начале предложения,
то ставиться многоточие и дальше пишем с маленькой буквы.

б) если пропускаются слова в середине цитаты, то
вместо них ставится монготочие.
Образец:
«*******. *******»

в) если пропускаются слова в конце цитаты, то
вместо них ставится монготочие.

Остальные ответы

Я беру в кавычки и пишу в столбик. Так смотрится интересно и намного приятнее глазу, чем в строчку
И да, ставить двоеточие

1)Если цитата пишется в столбик, то кавычки не ставятся.
2)Если стихотворение надо процитировать в строчку, то кавычки ставятся.
3)Если цитаты очень короткие и их надо брать из разных
частей стихотворения, то каждую короткую цитату
берем в кавычки и оформляем, как однородные члены
предложения
4)Если надо процитировать не всё предложение, а только
часть, то вместо пропущенных слов ставится многоточие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *