Какие предметы сдают на егэ
Перейти к содержимому

Какие предметы сдают на егэ

  • автор:

Что нужно знать о ЕГЭ

Что нужно знать о ЕГЭ

С 2009 года Единый государственный экзамен — это единственная форма школьных выпускных экзаменов, а также основной (и обязательный) вступительный экзамен в вузы.

Впервые ЕГЭ был проведен в 2001 году в пилотных регионах. Постепенно количество регионов, где сдавали ЕГЭ, увеличивалось, и на сегодняшний день экзамен сдают уже по всей России.

Важно!
Если ЕГЭ по каким-либо причинам не сдан, его можно сдать в следующем году.

Что такое ЕГЭ

Единый государственный экзамен представляет собой форму государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам общего среднего образования.

К нему допускаются только те учащиеся, которые в полном объеме освоили все предметы и получили за них годовые оценки (не ниже, чем «удовлетворительно»), не имеют академической задолженности, а также получили зачет за итоговое изложение или сочинение.

Интересно!
До 2013 года сдача ЕГЭ была обязательным условием при поступлении в ссузы; сейчас в средние профессиональные учебные заведения можно поступить по результатам ОГЭ, а ЕГЭ необходим для поступления в вуз.

Что представляют собой задания ЕГЭ

Для всех предметов, кроме иностранного языка, задания выполняются на русском языке.

Всего есть 15 общеобразовательных предметов, по которым можно сдавать ЕГЭ:

  • русский язык;
  • иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский, китайский);
  • литература;
  • математика;
  • физика;
  • информатика;
  • химия;
  • история;
  • география;
  • биология;
  • обществознание.

Однако сдавать нужно не все предметы. Обязательными являются только русский язык и базовая математика; их необходимо сдать, чтобы получить аттестат.

Остальные предметы учащийся выбирает самостоятельно. Обычно сдают один или два предмета на выбор.

Важно!
Какие предметы выбрать? Это зависит от того, на какой факультет и в какой вуз планируется поступление. Некоторые факультеты требуют только один дополнительный предмет, но для увеличения возможностей маневра специалисты рекомендуют все-таки сдавать два дополнительных предмета.

Такая ситуация с ЕГЭ подразумевает, что уже к началу 11-го класса, а лучше — раньше, учащиеся должны определиться с выбором профессии, а в идеале и с выбором вуза, чтобы целенаправленно готовиться к тем экзаменам, которые нужно будет сдать и к требованиям учебного заведения.

Далеко не каждый учащийся 10-го или 11-го класса в состоянии определиться, чем он хотел бы заниматься всю свою трудоспособную жизнь. Это нормально, ведь процесс выбора профессии непрост и требует комплексного подхода. Необходимо учитывать множество переменных:

  • к чему есть способности;
  • к какой деятельности лежит душа;
  • каковы особенности характера и как они сочетаются с тем или иным типом профессиональной деятельности;
  • какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
  • какие специальности позволяют хорошо зарабатывать, расти в карьерном плане;
  • какие специальности не потеряют актуальности через 5, 10, 20 лет;
  • позволяет ли выбранная профессия осваивать в случае необходимости смежные сферы;
  • какие в выбранном направлении есть новые профессии, которые станут востребованными через несколько лет.

Эти и многие другие факторы невозможно учесть без помощи специалиста по карьерному ориентированию, а значит, самостоятельный выбор профессии — это всегда в той или иной степени лотерея. Вот почему необходимо как можно раньше пройти профориентацию.

Советуем изучить: Карьерное планирование >>

В России ЕГЭ проводятся Рособрнадзором (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки).

Для тестирования школьников используются специальные комплексные задания стандартизированной формы на особых бланках размером 210*305 мм.

Задания разделяются на блоки (А, В и С), каждый из которых содержит определенное количество заданий. Первоначально блок А состоял из заданий, в которых нужно выбрать один верный ответ из предложенных; в блоке В необходимо было дать короткий ответ на каждый вопрос; блок С требовал развернутых ответов на вопросы. С 2015 года содержание блоков изменено: в блоке А удалены задания с двумя предложенными вариантами ответов, остальные блоки расширены и частично переработаны.

Длительность и объем заданий по каждому предмету также регламентированы:

Вам также может быть интересно:
  • Хитрый план: поступаем в вуз без ЕГЭ >>
  • Куда можно поступить без ЕГЭ >>
  • Сложности поступления в престижный вуз: как их избежать >>
  • русский язык — 210 минут, 30, 8 и 1 задание;
  • математика — 235 (0, 15,6);
  • физика — 235 (25, 4,6);
  • информатика и ИКТ — 235 (13, 15,4);
  • химия — 235 (28, 10, 5);
  • история — 235 (21, 13, 6);
  • биология — 210 (36, 8, 6);
  • география — 180 (24, 13, 6);
  • обществознание — 235 (20, 8, 9);
  • литература — 235 (0, 12, 5);
  • английский язык — 195 (28, 16, 2);
  • немецкий язык — 195 (28, 16, 2);
  • испанский язык — 195 (28, 16, 2);
  • французский язык 195 — (28, 16, 2).

Интересно!
В экзаменах по математике нет заданий с вариантами выбора ответов.

Как оцениваются экзамены

Каждое задание оценивается определенным количеством баллов (чаще всего, один балл). Количество баллов, набранных за правильные ответы, называется первичным баллом. Затем по специальной шкале (для каждого предмета своей) производится перевод первичного балла в соответствие с тестовым баллом. Предугадать, какой именно балл получится в итоге, не представляется возможным.

Важно!
Количество набранных на ЕГЭ баллов напрямую влияет на то, в какой вуз и на какой факультет сможет поступить выпускник. Чем престижнее вуз, чем более популярно и востребовано направление, тем более высокий проходной балл там выставляется. Соответственно, поступить в престижный вуз на бюджет в СНГ могут лишь те учащиеся, которые сдали ЕГЭ на очень высокие баллы. Но и этого не всегда бывает достаточно: многие престижные вузы устраивают для абитуриентов дополнительные вступительные испытания. Таким образом, не всегда действительно талантливые выпускники школ могут рассчитывать на поступление в вуз с высоким рейтингом.

Обязательными для сдачи ЕГЭ являются два предмета: русский язык и базовая математика. Экзамен по русскому языку состоит из трех блоков, а по математике — из двух (нет блока А).

Уровни ЕГЭ. Какой сдавать

Только один предмет имеет два уровня сдачи ЕГЭ: это математика. Она может быть базовой и профильной.

Базовую математику, как и русский язык, сдают все выпускники; это минимальное условие, необходимое для получения аттестата.

Профильная математика — более сложный экзамен. Он необходимо тем, кто собирается поступать на направления, связанные с математикой, техникой, инженерией и информатикой, например:

  • информатика,
  • робототехника,
  • металлургия,
  • машиностроение.

Однако профильную математику требуют также на направлениях, связанных с экономикой, управлением, на некоторых медицинских специальностях (медицинская биофизика), на психологических направлениях и многих других.

Важно!
Узнавать, требуется ли вам профильная математика, нужно непосредственно в вузе, в который планируете подавать документы.

Нужно ли сдавать ЕГЭ для поступления в зарубежный вуз

ЕГЭ как форма аттестации выпускников и экзамен для поступления в вузы, активно критикуется. Проблемы с ним лежат в разных плоскостях: с одной стороны, содержание экзаменов не всегда согласуется со школьной программой, а значит, школьникам приходится готовиться к ЕГЭ отдельно; с другой стороны, многие справедливо считают, что при поступлении важно учитывать общую успеваемость и отметки, полученные во время учебы. Так, как это реализовано в странах Европы.

Например, в ФРГ при поступлении в вуз учитывается средний балл аттестата, а если абитуриент посещал подготовительный колледж (Штудиенколлег), то и оценки, полученные там.

Такая система представляется более объективной: она учитывает общую успеваемость, желание и способность абитуриента учиться, а не только баллы, набранные на одном экзамене.

Так почему бы не попытаться поступить в немецкий вуз? Тем более, во многом это проще, чем поступление в престижные вузы СНГ, а главное, учеба в немецких вузах всегда и для всех бесплатная.

Почему поступление в немецкий вуз проще:

  • В Германии очень большое количество вузов на душу населения, а подавать документы можно в неограниченное их количество. Здесь открывается хорошая возможность подобрать вузы таким образом, чтобы конкурсы в них были разными, тем самым увеличив шансы на поступление и не упустить более высокие по рейтингам учебные заведения. Конечно, самостоятельно сделать это вряд ли возможно, но для специалиста это привычная задача.
  • Благодаря большому количеству вузов всегда можно найти такие, в которых конкурс не очень большой, если это для вас важно.
  • Престижные вузы в Германии располагаются не только в столице.
  • При поступлении учитывается средний балл аттестата, а ЕГЭ не нужны.

Но это не единственные плюсы немецких вузов.

Для тех, кто ищет престижный университет, важно будет знать, что рейтинги, по которым оцениваются европейские (в том числе, немецкие) вузы включают параметры, которые не учитываются при оценке российских вузов, а именно, процент трудоустройства выпускников и их средние зарплаты. А ведь для поступающих это далеко не безразличная информация.

Система обучения в немецких вузах также значительно отличается: студентам предоставляется больше свободы и гибкости, при этом они получают большое количество практики, что благоприятным образом сказывается на формировании их как профессионалов.

Интересная ситуация в ФРГ и со стипендиями. Обычно это весомые суммы, от 500–600 до 2000 евро в месяц. В отличие от СНГ, где стипендии небольшие и получить их можно, в основном, от государства, в Германии большое количество стипендиальных фондов. Помогают молодежи получить образование различные организации, общественные, политические, религиозные движения. Также и сам вуз может поощрить успешных студентов материально.

Но один из основных плюсов — возможность устроиться на работу в Германии

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах >>

Единый государственный экзамен нагоняет немало страха на большинство школьников. Еще бы, ведь именно от его результатов будет зависеть поступление (или провал) в вуз и соответствующие последствия. Приятно узнать, что ЕГЭ не приговор. В мире есть вузы, которые принимают на учебу тех, кто трудился все школьные годы и зарабатывал хорошие отметки. Именно они могут теперь поступить в престижный немецкий вуз, получить крутое образование по интересному направлению и устроиться на работу в Германии. Процедура поступления в немецкие вузы отличается от таковой в СНГ, а потому целесообразно заранее проконсультироваться со специалистами, которые помогут с выбором вуза и подскажут, какие документы собрать и как их подать в приемную комиссию.

Какие экзамены сдают на ОГЭ: предметы по выбору в 9 классе

ОГЭ – это основной государственный экзамен и важный этап для всех школьников, заканчивающих 9-й класс. На экзамене оценивают знания учеников, а на основе результатов выставляют оценки в аттестат. В статье рассказываем, какие предметы нужно и можно сдавать на ОГЭ и как их выбрать.

Какие предметы нужно и можно сдавать на ОГЭ

На ОГЭ школьники сдают два обязательных предмета и два предмета по выбору. То есть четыре экзамена.

Обязательные предметы

На ОГЭ обязательно нужно сдавать русский язык и математику. За каждое задание в экзаменационной работе начисляют баллы в соответствии с критериями оценивания. У каждого экзамена они свои. Потом итоговые результаты переводят в оценку по пятибалльной шкале.

Оценка за ОГЭ влияет на оценку за предмет экзамена в аттестате, а значит и на средний балл аттестата. В статье подробнее рассказали, как рассчитывают средний балл аттестата и на что он влияет .

Предметы по выбору

Выбрать два предмета на ОГЭ можно из следующего списка:

  • физика,
  • химия,
  • биология,
  • литература,
  • география,
  • история,
  • информатика и ИКТ,
  • обществознание,
  • иностранный язык (английский, французский, немецкий и испанский).

Как выбрать предметы для сдачи ОГЭ

Если с обязательными предметами всё понятно (их в любом случае придётся сдавать), то как выбрать ещё два ОГЭ? Собрали несколько советов, которые помогут принять решение.

Определись с планами на образование

Перед тем, как выбрать предметы для сдачи ОГЭ, нужно определиться с планами на ближайшее будущее. Если хочется поступать в физико-математический класс или на техническую специальность в колледже, то выбирать нужно, например, физику или информатику и ИКТ. Если в учебных планах гуманитарное направление, то лучше выбрать литературу или иностранный язык.

Прислушайся к себе

В 9-м классе можно выбрать для сдачи ОГЭ те предметы, которые нравятся. Готовиться к экзаменам будет чуть проще и интереснее, а значит и результаты будут выше.

Ещё это отличный способ проверить, действительно ли эти те самые предметы, которые хочется изучать и после школы.

Изучи структуру экзаменов и критерии оценивания

Всю информацию об экзаменах можно найти на сайте ФИПИ . Перед выбором предметов обязательно стоит выяснить, какие знания и умения проверяют на ОГЭ по ним.

Почему стоит это сделать: чтобы сдать ОГЭ, нужно целенаправленно к нему готовиться. Даже если кажется, что знания по предмету на «пятёрку», на экзамене могут быть действительно сложные задания и темы. Если плохо сдать ОГЭ, это может отразиться на оценке в аттестате. Будет обидно неожиданно получить в аттестат более низкую оценку.

Какие предметы легче сдавать на ОГЭ

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Всё зависит от индивидуальных способностей, интересов и уровня подготовки.

Мы в онлайн-школе «СОТКА» уверены, сдать можно любые предметы. Даже те, к которым готовишься с нуля. Результаты тысяч наших выпускников это подтверждают.

А ещё в «СОТКЕ» действует система подписки — 4 предмета по цене 1.

Если пока не знаешь, какие предметы выбрать на ОГЭ, начни готовиться к обязательным. Потом сможешь добавить подготовку ещё по двум предметам. Цена подписки от этого не изменится. Подробности и запись на бесплатный вводный урок — здесь .

Было полезно
Поделиться

Советуем также прочитать:

ЕГЭ. К чему готовиться?

В мае–июне 2019 г. всем выпускникам школ, гимназий, лицеев предстоит сдать главные экзамены на проверку знаний, полученных за все время обучения.

Волнительно? Еще бы! К тому же этот экзамен важен не только как подведение итогов обучения в школе, но и для поступления на следующую ступень образования. Что необходимо знать о ЕГЭ?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) ежегодно проводится на всей территории нашей страны и служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным в высшее учебное заведение. Для того чтобы получить аттестат о школьном образовании, необходимо сдать обязательные экзамены по русскому языку и математике, а для поступления в вуз выпускники дополнительно выбирают предмет, по которому пройдут испытание, исходя из требований учебного заведения по выбранному направлению подготовки (специальности). Экзамен по математике разделен на два уровня – базовый (рассчитан на знание математики для повседневного использования) и профильный (рассчитан на более глубокие знания, которые позволят в дальнейшем изучать предмет в вузе). С 2019 года выпускники могут выбрать только один уровень для прохождения испытания по математике.

По всей стране устанавливается единое время проведения ЕГЭ и его продолжительность. Имеется возможность сдать ЕГЭ в досрочный, основной и дополнительный период. Для получения аттестата выпускник должен набрать минимальные баллы по двум обязательным предметам (по русскому языку — 24 балла, по математике — 27 баллов для профильного уровня, для базового уровня достаточно получить оценку 3, т.е. набрать от 7 до 11 баллов).

Задания Единого государственного экзамена — контрольно-измерительные материалы (КИМ) составлены на основе школьной программы из стандартных заданий для определения уровня подготовки выпускника по каждому предмету.

Для подготовки к ЕГЭ удобно использовать тетради с тренировочными работами, составленными в соответствии с содержанием контрольно-измерительных материалов, предлагаемых для проведения ЕГЭ. Специалисты уверяют, что ребята, которые учились в школе, смогут успешно сдать ЕГЭ. Подготовка с использованием тренировочных тетрадей позволит ученику ознакомиться с возможными заданиями и уделить больше времени заданиям, вызвавшим затруднения.

Пособия с тренировочными работами для подготовки к ЕГЭ:
https://licey.net/catalog/2-podgotovka_k_ege/.
Задания в тренировочных тетрадях составлены с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта, а правильность их выполнения можно проверить с помощью приведенных в конце тетради ответов.

Русский язык ЕГЭ Тренировочные работы

Обществознание ЕГЭ Тренировочные работы

Русский язык Подготовка к ЕГЭ Сочинение

Математика. ЕГЭ. Базовый уровень. Тренировочные работы

Предметы, по которым в 2019 году выпускники сдают обязательные ЕГЭ:

  • математика,
  • русский язык.

Предметы по выбору для сдачи ЕГЭ-2019:

  • литература,
  • обществознание,
  • физика,
  • химия,
  • информатика и ИКТ,
  • биология,
  • география,
  • история,
  • английский язык,
  • немецкий язык,
  • испанский язык,
  • французский язык,
  • китайский язык.

Пункт проведения экзамена (ППЭ) определяется заранее и, как правило, находится в образовательных учреждениях. В проведении ЕГЭ не должны участвовать учителя по соответствующему предмету или близкому к нему, а также учителя школ, выпускники которых сдают ЕГЭ в данном пункте.

В пункт проведения экзамена ученику разрешается брать с собой паспорт, черную гелевую капиллярную ручку, и при необходимости лекарства и питание. Также, в зависимости от предмета, по которому сдается экзамен, разрешается использовать линейку (математика, физика, география), непрограммируемый калькулятор (физика, химия, география) и транспортир (география).

Каждый ученик располагается за отдельным столом, организаторы раздают экзаменационные материалы и проводят инструктаж. К экзаменационным материалам или индивидуальным комплектам участника ЕГЭ относятся КИМы, бланки для ответов и регистрации и черновики.

По вопросам, не связанным с содержанием контрольно-измерительных материалов, участники ЕГЭ могут обращаться к организаторам. Выходить из аудитории разрешается только в их сопровождении. Завершив выполнение заданий, выпускник передает все материалы организаторам и может покинуть пункт проведения экзамена.

Результаты ЕГЭ можно узнать в школе или в региональном органе образования, в котором проходила регистрация выпускника на ЕГЭ.

Желаем высших оценок во всех испытаниях!

Другие новости

ВПР для учащихся 8-х классов впервые пройдут в школах в режиме апробации весной 2020 г. Для подготовки к Всероссийской проверочной работе по математике издательство «Лицей» выпустило .

Новое пособие издательства «Лицей» «ВПР. Русский язык. 8 класс. Тренировочные работы» (автор Кочергина Д.В.) поможет учащимся успешно подготовиться к Всероссийской .

Поступило в продажу пособие для подготовки к ОГЭ 2020 «Козулина М.В., Кочергина Д.В. ОГЭ. Русский язык. Тренировочные работы». Пособие включает 7 тренировочных работ, составленных .

02 августа Новинка! Математика. 5 класс. Тесты, самостоятельные и контрольные работы (в 2-х частях)

Очередная новинка издательства «Лицей» этого года − пособие «Соколова М.Г. Математика. 5 класс. Тесты, самостоятельные и контрольные работы (в 2-х .

Издательство «Лицей» выпустило новое пособие по истории: «Алексеева Д.В. ВПР. История. 7 класс. Тренировочные работы». Пособие предназначено для подготовки .

Разумной альтернативы нет: как россияне сдают ЕГЭ

1 июля в стране завершился основной этап ЕГЭ, когда экзамен сдавало подавляющее большинство участников, включая выпускников школ прошлых лет. Число участников ЕГЭ в этом году составило свыше 700 тыс. человек, из которых более 620 тыс. — выпускники текущего года. По желанию в этом году ЕГЭ также сдавали выпускники школ новых субъектов Российской Федерации. Кроме того, пункты проведения ЕГЭ были организованы в 54 зарубежных странах.

Какие предметы школьники выбирают чаще всего

Что касается выбора предметов для прохождения ЕГЭ, то сохранились тенденции последних нескольких лет. Наиболее массовым предметом по выбору осталось обществознание — его выбрали около 46% участников. Увеличилось количество ребят, сдающих информатику и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), — до 20%. Стабильна доля сдававших биологию — около 19%. Реже всего (кроме французского, немецкого, испанского и китайского языков) выпускники выбирали географию, которую сдавали около 3%.

Читайте также
Отменять нельзя совершенствовать: критика и перспективы ЕГЭ

Некоторое беспокойство вызывает увеличение доли выпускников, сдающих базовую математику, — такой экзамен выпускники выбирают, если им математика не нужна при приеме в вуз. Профильная математика наряду с информатикой и физикой — основной предмет при поступлении на инженерные специальности, и снижение доли выбора этого предмета может говорить об уменьшении интереса выпускников к направлениям подготовки и специальностям, связанным с математикой.

Также уменьшается количество предметов ЕГЭ, которое выбирает среднестатистический выпускник. Если семь-восемь лет назад детей, которые сдавали четыре предмета ЕГЭ и более, было около 30–40%, то сейчас доля таких ребят существенно снизилась. Это сокращает для поступающего выбор направлений подготовки. Кроме того, это повышает риск не пройти по конкурсу в вуз в случае получения невысоких результатов по одному из предметов. А результаты по одному из сдаваемых предметов ниже порогового уровня вообще закрывают дорогу в вуз на текущий год.

Средние баллы

Говорить о том, хуже результаты стали или лучше, используя значения только средних баллов или, например, количество участников, получивших максимальный балл, с точки зрения математики и здравого смысла некорректно. Хотя попытки таких сравнений можно встретить довольно часто. Сопоставление результатов между годами — процесс достаточно сложный, который проводится по большому количеству параметров. Кроме того, ежегодно в тех или иных предметах меняются критерии оценивания, структура заданий — они добавляются или снимаются по отдельным темам и т.п. И хотя больших изменений разработчики стараются не делать, измерительные материалы ЕГЭ каждый год обновляются.

В целом результаты ЕГЭ по предметам остаются стабильными. Замечу, что сопоставлять между собой средние баллы по разным предметам тоже совсем неправильно. Разное количество заданий и их различный уровень сложности приводит к тому, что, например, четверть лучших результатов ЕГЭ по обществознанию находится в диапазоне 80–100 баллов, а та же четверть лучших результатов по профильной математике попадает в диапазон 60–100 баллов. Но это совсем не означает, что ребята знают математику хуже, нежели обществознание. Это просто особенность формирования заданий на тот или иной предмет.

Читайте также
Что кроме ЕГЭ и побед на олимпиадах поможет поступить в вуз? Например, свой стартап

Сравнивать результаты между регионами страны также стоит осторожно — в каждом регионе есть свои приоритетные отрасли экономики, на которые ориентированы выпускники школ. Где-то это химическая промышленность, и потому популярна химия. А в другом регионе развивается туризм, и там популярны литература и география. Кроме того, распространенный миф о высоких баллах выпускников школ из регионов Северного Кавказа не имеет под собой оснований. Результаты ЕГЭ в большей степени зависят от уровня социально-экономического развития региона, поэтому результаты южных регионов страны на уровне или немного ниже среднероссийских. Еще на результаты достаточно сильно влияет уровень образования родителей. Если у них есть высшее образование, то дети гораздо более мотивированы на поступление в вуз после школы.

Прием в вузы

Министерство науки и высшего образования ежегодно увеличивает контрольные цифры приема — бюджетные места для поступления на первый курс по программам бакалавриата и специалитета. В этом году это более 425 тыс. мест . Из них более 200 тыс. — на инженерно-технические направления подготовки. Большое количество бюджетных мест выделено также для обучения педагогическим, медицинским и сельскохозяйственным специальностям.

По уровню доступности высшего образования — количество бюджетных мест относительно числа выпускников школ — Российская Федерация уверенно входит в 15 стран мира, лучших по этому показателю, свидетельствуют данные Центра мониторинга и статистики образования РАНХиГС. В этом году отдельные льготы предусмотрены для выпускников школ из регионов, вошедших в состав Российской Федерации. Такие ребята будут приниматься по результатам внутренних вступительных испытаний или ЕГЭ — по их желанию. С учетом большого общего количества бюджетных мест в вузах это не должно привести к увеличению конкурса для остальных абитуриентов.

Поскольку существенных изменений в результатах ЕГЭ в этом году не было, то и существенных изменений конкурсной ситуации при приеме в вузы ожидать, на мой взгляд, не стоит. Традиционно высокий конкурс ожидается на гуманитарных и экономических специальностях. На самом деле это не следствие их реальной популярности, а скорее результат инерционности представлений в обществе о важности профессий из этих сфер и недостаточности профессиональной ориентации выпускников школ.

Как уже было отмечено выше, обществознание — основной предмет для поступления на эти специальности — выбирает около половины выпускников школ, то есть около 300 тыс. человек, а бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета на экономические (экономика и управление, менеджмент и пр.) и гуманитарные (философия, социология, юриспруденция и пр.) специальности — около 66 тыс. Плюс педагогические направления подготовки — это еще около 56 тыс. мест. А больше данный предмет для поступления нигде не нужен. Таким образом, конкурс на бюджетные места для выпускников, сдававших обществознание, составляет изначально не менее двух человек на место.

Читайте также
Синдром опустевшего гнезда: к чему готовиться родителям при отъезде детей на учебу

Если обратиться к инженерным направлениям подготовки, где вступительными испытаниями являются физика или информатика и ИКТ, то здесь соотношение сдающих к количеству бюджетных мест немного более, чем один к одному.

Нужно обратить внимание, что более 73% бюджетных мест в этом году Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направило в региональные вузы. Традиционно большой план набора в вузы у Республики Татарстан, Свердловской, Томской и Новосибирской областей. Наибольшее увеличение количества бюджетных мест произошло в Карачаево-Черкесской Республике, Мурманской и Псковской областях и Республике Бурятия. Конкурсы на некоторые специальности в московских вузах и университетах Санкт-Петербурга будут традиционно и ожидаемо высокими. Отчасти это связано с популярностью отдельных специальностей у победителей и призеров олимпиад школьников, большое количество которых традиционно стремится поступать в столичные вузы. Так, победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике поступают в подавляющем большинстве на направление «прикладная математика и информатика» в НИУ ВШЭ, МФТИ, СПбГУ, а также на направление «математика» в НИУ ВШЭ. По другим предметам картина та же: например, победители по праву нередко идут на юриспруденцию в МГУ и МФЮА.

Важным также представляется выбор предметов школьниками для основного государственного экзамена (ОГЭ) по окончании 9-го класса. Если после 9-го класса географию, например, сдают около 30% выпускников, то через два года, в 11-м классе, лишь 3%. Как показали исследования нашего центра, успешность выпускника на ЕГЭ очень тесно связана с выбором экзаменационных предметов в 9-м классе. Так, школьники, которые сдавали физику на ОГЭ, имеют существенно лучше результаты по этому предмету в 11-м классе, чем те, кто физику в 9-м классе не сдавал, а выбрал ее только в 11-м.

Эффективность ЕГЭ

За последние 20 с небольшим лет ЕГЭ полностью доказал свою эффективность как инструмент конкурсного отбора в вузы по уровню образовательных достижений. Странно вспоминать время, когда «математика» как вступительный экзамен в одном вузе настолько отличалась от «математики» в другом, что абитуриент должен был готовиться сразу к трем-четырем совершенно разным экзаменам по одному предмету. В вузах, находящихся практически через дорогу друг от друга. И в каждом из них народная молва шептала, что без специального репетитора именно из этого вуза в него не поступить. Сегодня в подавляющее большинство вузов, кроме отдельных специальностей в МГУ и еще нескольких вузах, любой абитуриент из любого населенного пункта страны может поступить только по результатам ЕГЭ. Это, безусловно, существенно повысило доступность высшего образования.

Читайте также
Образовательные умникоины. Как увлечь школьника учебой с помощью особой «криптовалюты»

ЕГЭ — объективный инструмент оценки уровня знаний. Все, кто его сдает, делают это в равных условиях. Структура заданий и их тематика публикуются в открытом доступе почти за год до проведения ЕГЭ — в августе, до начала учебного года. Распространенные мифы про ЕГЭ — о разном уровне заданий для школьников разных регионов, о несоответствии сложности заданий школьной программе и пр. — не имеют под собой никаких объективных оснований. Задания для вариантов разных часовых поясов распределяются в полуавтоматическом режиме из набора заданий для всей страны. Любой участник, считающий, что такого материала нет в школьной программе, имеет право написать соответствующую жалобу, но за последние много лет ни один случай подтвержден не был. И конечно, самый распространенный фейк про задания с выбором ответов — что их можно угадать случайным образом. Но с 2016 года заданий с выбором ответов в ЕГЭ нет. Кстати, противники этих заданий плохо учили в школе теорию вероятностей: если угадать один из четырех ответов можно с вероятностью 1/4, или 0,25, то вероятность угадать ответы на пять таких заданий, чтобы получить тройку или преодолеть порог, — уже 1/1024, то есть менее 0,1%.

Очень жаль, что тема ЕГЭ часто используется некоторыми представителями законодательной власти как способ для привлечения внимания избирателей к своей политической программе. Часто можно услышать жалобы на низкий уровень подготовки нынешних абитуриентов по сравнению с советским периодом. Но если мы сравним количество мест в вузах тогда и сейчас, то поймем, что если в советское время высшее образование было доступно не более чем 10% выпускников школ, то сейчас же это более 70% с учетом платного приема. Неудивительно, что общий уровень подготовки абитуриентов сравнительно снизился.

Есть ли альтернатива ЕГЭ?

На сегодняшний день разумной альтернативы нет. Единый госэкзамен позволяет дифференцировать выпускников школ по уровню знаний. Действительно, 90–100 баллов набирают только единицы процентов участников. Это позволяет в подавляющем большинстве случаев избежать ситуации, когда у нескольких абитуриентов одинаковые баллы, и, соответственно, отобрать наиболее подготовленных. При этом ЕГЭ оценивает исключительно уровень предметной подготовленности. Он является «термометром», который точно показывает то, для измерения чего был сделан. И эти результаты не проблема недостаточной эффективности ЕГЭ. За рамками остается уровень мотивации, психологической устойчивости и много других компонентов, необходимых для успешного обучения. Но это особенность сложившейся за много лет практики приема в вузы, а не недостаток ЕГЭ. Наряду с ликвидацией безграмотности в 20-е годы прошлого века единый государственный экзамен, по оценкам нашего центра, стал одной из самых успешных реформ образования в России. И альтернативу ему в настоящий момент предложить очень сложно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения

цитирования сайта tass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *