Как цитировать прямую речь в сочинении егэ
Перейти к содержимому

Как цитировать прямую речь в сочинении егэ

  • автор:

Использование цитирования при написании сочинения ЕГЭ

При написания сочинения части С ЕГЭ выпускнику необходимо умение аргументировать своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста. Требуется не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. Для выполнения этих требований можно прибегнуть к цитированию.

Цитата—точная, достоверная выдержка их текста, помогающая при написании сочинения убедить в выдвигаемых положениях и придающая достоверность сказанному.

Цитировать надо точно, воспроизводя текст слово в слово. Неточность цитирования или искажение цитаты приведут к фактической ошибке и к тому, что аргумент будет не засчитан.

Выпускникам целесообразно дать следующие советы.

1. Если вы помните только часть цитаты, эту часть и заключайте в кавычки, пересказав остальное своими словами.

2. Если же цитата приводится в сокращенном виде, то вместо пропущенных слов ставьте многоточие. Например: «Онегин был…ученый малый, но педант».

3. Графически цитаты выделяются кавычками. Исключение составляют стихотворения, написанные с соблюдением размера (столбиком). Отрывки из стихотворений объемом от одной строчки до трех можно писать в строку, тогда кавычки необходимы.

4. Цитируя высказывание, укажите, кому принадлежать эти слова и источник, откуда они взяты.

5. Цитируя слова персонажей (особенно в отношении драматических произведений, построенных на высказываниях действующих лиц), укажите, кому принадлежит высказывание. Помните, что мнение персонажа, позиция автора и ваша собственное точка зрения могут не совпадать с приводимой цитатой, поэтому необходимы ссылки, например: «В «вертопрахе» Хлестакове, по определению городничего, ничего не было похожего на ревизора—«ни на полмизинца». Если же мысли, высказанные персонажем, разделяются писателем, оговорки о том, кому они принадлежат, не обязательны. Например, взгляды Д.Фонвизина отражаются в словах Стародума «Вот злонравия достойные плоды!»

6. Цитату можно фиксировать в виде прямой речи, например, «Славный был малый»,—говорит о Печорине Максим Максимыч; либо используя сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным ( «Рассказывая историю Бэлы, Максим Максимыч замечает, что Печорин «славный был малый»)

7. Включая цитату в предложение, необходимо следить за тем, чтобы она была грамматически связана с ним.

8. Обращайте внимание на форму глагола. Если цитата является самостоятельным предложением, в ней сохраняется первое и второе лицо глагола и местоимения. Если входит в состав другого предложения, то второе лицо должно быть изменено на третье. Например: «Онегин говорит Татьяне, что он «не создан для блаженства», его душа «ему чужда».

9. Если в цитате присутствует местоимение, должно быть понятно, какое слово оно заменяет.

10. Помните, что назначение цитаты—подтвердить сказанное, но не повторять его.
Итак, сочинение показывает умение учащегося изложить свои мысли. При правильном употреблении и оформлении цитат знание произведения становится очевидным. Ценность сочинения определяется показанными выпускниками знаниями литературы и умением раскрыть предложенную тему (проблему).

Правила цитирования
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

В данной презентации рассматриваются способы цитирования текста, правила оформления цитат. Презентацию можно использовать для подготовки выпускников к итоговому сочинению, а также к сочинению в формате ЕГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
Файлtsitirovanie.pptx 744.33 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку в 11 классе «Знаки препинания при цитатах»

Цитатой называют чужие слова, вставленные в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения. Знаменитые слова Нила Армстронга , когда он сделал первый шаг на Луну, звучат так (согласно официальной истории ): « Это один маленький шаг для человека , но гигантский скачок для всего человечества».

1 . Если цитата является частью предложения, то она выделяется только кавычками. И.А.Герцен писал, что вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах .

2. Если цитата представляет собой целое предложение, то она выделяется теми же знаками , что и прямая речь. Рассуждая о роли книги в жизни человека, В.А.Сухомлинский пишет : Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека .

3. Цитата, состоящая из нескольких абзацев , выделяется кавычками только в начале и в конце, а не перед каждым абзацем.

3. При цитировании стихотворного текста с точным воспроизведением строк кавычки не ставятся. П ри этом если после стихотворной цитаты текст продолжается, то в конце стихотворной цитаты ставится тире. Пример: В строках стихотворения: Всему пора: уж двадцать пятый раз Мы празднуем лицея день заветный. Прошли года чредою незаметной, И как они переменили нас! Не даром — нет! — промчалась четверть века! Не сетуйте: таков судьбы закон; Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он ? — идея развития раскрыта Пушкиным как закон жизни, отразивший и его собственный личный опыт.

Обрати внимание! При нарушении строфики стихотворного текста для выделения стихотворных строк ставят одинарную или двойную косую черту, либо одинарную или двойную вертикальную линию в том месте, где кончается одна стихотворная строка и начинается другая. Знак препинания перед таким знаком сохраняется, и прописная буква в начале строки после знака — тоже. Пример: Судьба Родины переживается Блоком как личная судьба, и стихи звучат как страстное признание: «Россия, нищая Россия, / Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые, — / Как слезы первые любви!»

Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты всегда пишется со строчной буквы. Пример: А.И. Герцен писал, что «поэзия Гоголя — это крик ужаса и стыда».

6. Если цитата приводится не полностью , то на месте пропуска (в начале, в середине или в конце цитаты) ставится многоточие. Если многоточие стоит в начале цитаты, то цитата начинается с прописной или строчной буквы в зависимости от места расположения ее по отношению к авторским словам. Пример: Пример: Вот как о том же самом рассуждает иконописец Севастьян в замечательном рассказе Лескова «Запечатленный ангел»: «. только в обиду нам выдумано, что мы будто по переводам точно по трафаретам пишем. А у нас в подлиннике поставлен закон, но исполнение его дано свободному художеству» (В. Солоухин); В письме А.С. Суворину А.П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «. написана вопреки всем правилам драматического искусства»; «. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — писал Л.Н. Толстой

Если указание на автора цитаты следует непосредственно за цитатой, то имя автора заключается в скобки, а точка, заканчивающая цитату, выносится за скобки. Пример : « Пушкин составляет эпоху в истории нашей литературы» (Ф. Булгарин ). Эпиграфы обычно пишутся без кавычек, как правило в правом верхнем углу, а ссылка на автора дается без скобок и помещается ниже самого эпиграфа. Пример : И в мире был он одинок. Байрон

5. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. Вот как о том же самом рассуждает философ С.Г.Кара-Мурза : Прочитать «Тараса Бульбу » или томик пословиц сегодня не удовольствие, а лечение .

Процитируй разными способами! Вовремя прочитанная книга – огромная удача. (П.А. Павленко, русский писатель)

Проверяем! П.А. Павленко, русский писатель, утверждал: «Вовремя прочитанная книга – огромная удача». П.А. Павленко, русский писатель, считал, что «вовремя прочитанная книга – огромная удача». П.А. Павленко, русский писатель, утверждал: «… прочитанная книга – огромная удача».

Подведём итоги 1. Что такое цитата? 2. Как в тексте оформляются цитаты? 3. Правила оформления эпиграфа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании»

Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям.

«Основные правила цитирования». Урок русского языка в 11 классе

Русский язык 11 класс. Раздел/блок: Синтаксис и пунктуация.

Цитирование.
Правила цитирования

Материалы к уроку русского языка.

Использование цитирования при написании сочинения ЕГЭ.

При написания сочинения части С ЕГЭ выпускнику необходимо умение аргументировать своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста. Требуется не менее 2-х аргументов, один.

Цитирование

Материал содержит теоретическую часть и практическую с проверкой и объяснением оформления предложений с цитатами. Дано упражнение для домашней работы, которое можно проверить по ключу. Презентация пол.

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека.

Как цитировать в сочинении на ЕГЭ по литературе

Нарушения правил цитирования на ЕГЭ по литературе могут спровоцировать ряд ошибок. Самая грубая из них — фактическая. Она входит во 2 критерий (привлечение текста произведения для аргументации) и способна лишить вас нескольких баллов.

Чтобы избежать «обнуления» многочасового труда, изучите как правильно цитировать в сочинении на ЕГЭ.

Как можно цитировать

Лирические и эпические произведения могут цитироваться на ЕГЭ по литературе двумя путями. Первый подразумевает помещение цитаты внутрь предложения с помощью кавычек или без (зависит от рода произведения). Второй путь допускает использование скобок и помещение цитаты изолированно от предложения.

1 способ цитирования 2 способ цитирования

Первый способ, как видно ниже, больше соответствует выбранному автором стилю и благодаря этому предложение выглядит цельно.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу:
Кто создан из глины, кто создан из камня
— а я серебрюсь и сверкаю!

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам: «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день».

Второй же способ намного проще, однако цитирование таким путем делает ваше сочинение менее красивым.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу. («Кто создан из глины, кто создан из камня/- а я серебрюсь и сверкаю!»)

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам. («По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»).

*В лирике конец строки обозначается /, а конец строфы //.

Подробнее о строфах и строках можно прочесть ЗДЕСЬ.

Как упоминалось выше, оба способа цитирования на ЕГЭ по литературе позволительны, и если вы используете скобки или слэши для своего цитирования, это не станет ошибкой, из-за которой вы лишитесь баллов. В сочинении по русскому на ЕГЭ, напротив, допускается только 1 вариант, где используются кавычки.

И если вы уже определились с методом цитирования, то изучайте правила для каждого из родов, изложенные ниже.

Как цитировать стихи

Стихотворение литература это

Цитирование лирических и лиро-эпических произведений может быть произведено с помощью прямой и косвенной речи, а также с помощью внедрения цитаты в предложение (тем самым цитата становится его частью).

Цитирование с помощью прямой речи

Стихи могут быть процитированы с помощью прямой речи в начале, в середине и в конце предложения.

При использовании прямой речи в начале предложения цитата ставится в кавычках, а после цитаты ставится тире.

В начале предложения
«Разбросанным в пыли по магазинам» — эти строки будто предсказывают судьбу Ахматовой.

Если цитата используется в середине предложения, то перед началом цитаты ставится двоеточие, а в конце тире.

В середине предложения
Такие строки: «Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!)» — являются неким предсказанием Ахматовой.

Перед цитатой в конце предложения ставится двоеточие. Обратите внимание, что в позиции конца предложения и при сохранении стихотворной строки кавычки могут не стоять!

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина.

Также, прямая речь может быть прервана вашим замечанием. Чтобы его вставить, необходимо «разорвать» цитату точкой, а затем тире; написать ваше замечание; потом снова написать точку с тире, чтобы продолжить цитату. Кавычки при этом не переставляются.

Внутри предложения
«Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».
Цитирование с помощью косвенной речи

При цитировании лирики может быть использована косвенная речь.

Косвенная речь
С.А. Есенин приходит к мысли, что «все мы в этом мире тленны»

Косвенная речь может быть введена союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть продолжением предложения. В этом случае цитата используется в оригинальном склонении и с оригинальной пунктуацией, а также ставятся кавычки.

В конце предложения
Её стихам «как драгоценным винам, настанет свой черед».

Цитату менять нельзя! Если цитата не подходит по согласованию к вашему комментарию, измените комментарий!

Как цитировать прозу

Методы цитирования прозы почти ничем не отличаются от цитирования лирики. Единственное, что разнится — при цитировании прозы мы всегда используем кавычки.

Цитирование с помощью прямой речи

Цитирование прозы также может быть в начале, в середине и в конце предложения.

Если цитата в начале, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире.

В начале
«Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания» — так автор с помощью героя-резонёра-Стародума передаёт свое беспокойство о будущем государства.

Чтобы не было ошибки при использовании цитаты в середине предложения, необходимо перед ее началом поставить двоеточие, заключить цитату в кавычки, а после нее поставить тире.

В середине предложения
Оратор привел слова Пушкина: «Наша общественная жизнь — грустная вещь» — и этим закончил свое выступление.

В конце предложения перед цитатой нужно поставить двоеточие и заключить ее в кавычки.

В конце предложения
Аркадий старался успокоить друга и не начинать конфликт: «Полно, Евгений…»
Цитирование с помощью косвенной речи

Косвенная речь при цитировании прозы оформляется так же, как и при цитировании лирики. А именно: ставятся кавычки перед союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Косвенная речь
Белинский писал, что: «причина этого комизма … заключается не в способности … автора находить во всем смешные стороны, но в верности жизни.»
Цитата как продолжение предложения

Чтобы продолжить свою мысль цитатой, ее необходимо брать в оригинальном виде и заключить в кавычки, при это согласовав все части предложения с ней.

Цитата как продолжение предложения
Жизнь главного героя «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей».

Общие правила цитирования

Как бы варианты цитирования не разнились, для них действуют общие правила:

  • При цитировании лирики и прозы выбранные вами предложения должны в точности отражать авторскую орфографию и пунктуацию (если это правило не соблюдается, вы получаете фактическую ошибку).
  • Если при цитировании некоторые слова были опущены, на их месте ставится многоточие.

  • Также, многоточие ставится в том случае, если вы пишете лишь часть цитаты, обрывая ее на каком-нибудь слове.

  • Многоточие должно быть использовано в начале цитаты, если вы берете выражение автора не с начала предложения.

  • Если цитата призвана продолжить мысль, то первое слово цитаты должно начинаться со строчной буквы.

  • Цитаты из нескольких строк выделяются кавычками только один раз.

Это будет полезно:

В каких произведениях русских поэтов тема родной земли занимает центральное место и в чём эти произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?

Познавательный тест по творчеству и жизни А. С. Пушкина

Почему выбор Татьяны Лариной пал именно на Евгения Онегина?
  • Далее Какие чувства борются в душе Раскольникова, пришедшего «делать пробу» перед преступлением?
  • Назад Какие черты характера Матрёны раскрываются в приведённом фрагменте?

Готовимся к ЕГЭ. Занятие 36. Шесть шагов к читабельному сочинению

Мы подошли к последнему перед экзаменом занятию. Напоминаем, что мы исследовали уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Сегодня поговорим о цитатах и подведем итоги.

Урок 36. Цитаты. Подведение итогов, или Шесть шагов к читабельному сочинению

I. Цитаты — вид прямой речи, представляющий собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений, приводимые автором. В отличие от собственно прямой речи, характерной для художественной и публицистической литературы, цитаты используются в основном в научной и научно-публицистической прозе, где они призваны аргументировать, развивать и подтверждать мысль автора. На письме цитата заключается в кавычки и может представлять собой как непосредственно прямую речь, так и включаться в предложение как его часть.

1. Если цитата сопровождается словами автора и представляет собой прямую речь, то на письме она оформляется как прямая речь, например:

1) Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

2) «Чем же сильна литература?» — вопрошал в своей статье Горький.

3) «Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».

2. Если цитата включается в предложение как его часть (как правило, придаточная), она заключается в кавычки и пишется с маленькой буквы, например:

Чернышевский полагал, что «развитие языка идет вслед за развитием народной жизни».

3. Если цитата приводится не дословно, то на месте пропуска слов ставится многоточие. Рассмотрим эти случаи.

1) если цитата оформляется как прямая речь после слов автора, но при этом приводится не с начала, то после двоеточия или союза что и кавычек следует многоточие, а цитата пишется с маленькой буквы, например:

Писарев говорил: «…красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности, то есть исключительно в тех качествах, которые ускоряют и облегчают переход мысли из головы писателя в голову читателя». (Или: Писарев говорил, что «…красота языка…»);

2) если цитата оформляется как прямая речь перед авторскими словами и приводится не с начала, то после кавычек следует многоточие, но цитата начинается с прописной буквы, поскольку это начало всего предложения, например:

«…В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы», — писал Толстой;

3) если цитата часть предложения и пропущен текст в середине цитаты, то на этом месте ставится многоточие. При этом многоточие заменяет собой не только пропущенный контекст, но и знаки препинания, например:

Белинский писал, что «стих Пушкина благороден… верен духу языка». — Здесь после слова благороден должна была бы стоять запятая, поскольку это однородное сказуемое, однако многоточие «съедает» эту запятую;

4) если цитата часть предложения, заканчивает его и приводится не до конца, то многоточие ставится в конце цитаты. После закрывающихся кавычек при этом ставится точка, как обычно в конце предложения, например:

Ломоносов писал, что «красота, великолепье, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг…»

4. При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф после двоеточия кавычки не ставятся, например: лейтмотивом (что это такое? Словарь!) поэмы «Василий Теркин» Твардовского являются слова:

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

II. Подведение итогов, или Шесть шагов к читабельному сочинению

Разобрав в этой книге лексику, стилистику и грамматику текста, обобщим известные факты и выведем некие принципы создания предложений и оформления их в связный текст. Нам поможет в этом упоминаемая книга Джозефа М. Уильямса, из которой эта замечательная цитата: «Именно тогда, когда вы превращаете ваше первоначальное и хаотичное изложение в нечто более ясное, вы начинаете лучше понимать и свои собственные мысли. А когда вы лучше понимаете собственные мысли, вы выражаете их более ясно, когда вы выражаете их более ясно, вы понимаете их еще лучше — так оно и движется: вы пишете и начинаете лучше мыслить, вы мыслите и начинаете лучше писать… Мы должны стремиться писать тексты, которые пусть и далеки от совершенства, но которые по крайней мере читабельны соразмерно сложности их предмета и времени на их исправление». (Кстати, слово читабельный в Толковом словаре Д. Н. Ушакова означает «такой, что легко, приятно читать».)

I. Пишите ясно

1. Делайте главных действующих лиц подлежащими.

2. Делайте их действия глагольными сказуемыми.

Менее понятно: В самом начале чтения эссе Ф. Искандера мне вспомнились собственные ощущения от «Капитанской дочки» А. Пушкина.

Более понятно: Начав читать эссе Ф. Искандера, я вспомнил собственные ощущения от «Капитанской дочки» А. Пушкина.

3. По аналогии с двумя предыдущими пунктами создавайте из подлежащих — предметных существительных (или личных местоимений) — действующих лиц.

ВМЕСТЕ С ТЕМ! Признаковое существительное может:

а) развивать тему в следующем предложении контекста:

Начав читать эссе Ф. Искандера, я вспомнил собственные ощущения от «Капитанской дочки» А. Пушкина. И дальше мне были интересны рассуждения автора и его восприятие героев этой повести.;

б) заменить собой целое придаточное предложение:

Я выполнил то, что просил меня учитель. = Я выполнил просьбу учителя.

4. Не начинайте первого предложения в контексте с пассивной конструкции.

Менее понятно: Автором-публицистом решено выбрать темой статьи размышления над образом Савельича и его взаимоотношениями с Гриневым.

Более понятно: Автор-публицист выбрал темой своей статьи размышления над образом Савельича и его взаимоотношениями с Гриневым.

ВМЕСТЕ С ТЕМ! Используйте пассивную конструкцию, если:

а) в роли действующего лица абстрактное существительное:

Выборы показаны по телевизору.;

б) она предлагает согласованную последовательность субъектов или объектов:

(Начав читать эссе Ф. Искандера, я вспомнил собственные ощущения от «Капитанской дочки» А. Пушкина.) И дальше мне были интересны рассуждения автора и его восприятие героев этой повести.

5. Правильно употребляйте слова, грамматические формы слов и предложения, влияющие на смысл фразы.

Совершенные Пугачевым деяния были в глазах Гринева тяжким поступком (надо пароним проступком. Что значит выражение в глазах Гринева?).

Менее понятно: Пушкин наделил Савельича свойственной ему (кому? Пушкину или Савельичу?) индивидуальностью.

Более понятно:

1) Пушкин наделил Савельича индивидуальностью.

2) Пушкин наделил Савельича индивидуальностью, свойственной этому герою.

3) Пушкин наделил Савельича свойственной этому герою индивидуальностью.

ДЕЕПРИЧАСТИЯ, ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ

Менее понятно: Прочитав «Капитанскую дочку», у Искандера возникли собственные ощущения от повести. («Ощущения прочитали и возникли».)

Более понятно:

1) Прочитав «Капитанскую дочку», Искандер составил собственное впечатление о героях повести.

2) Когда Искандер прочитал «Капитанскую дочку», у него возникли собственные ощущения от повести.

СОЮЗЫ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ И САМИ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

Менее понятно: Гринев не боялся (кого?) и вел себя смело с Пугачевым.

Более понятно: Гринев не боялся Пугачева и вел себя с ним смело.

Менее понятно: Чтобы понять этот ответ, вопрос должен быть проанализирован.

Более понятно:

1) Чтобы кто-нибудь понял этот ответ, вопрос должен быть проанализирован.

2) Чтобы понять этот ответ, надо проанализировать вопрос.

3) Чтобы понять этот ответ, вы должны проанализировать вопрос.

II. Пишите связно

1. Переходите от «данного» к «новому». При этом сохраняйте действующих лиц: перемещая их далее по тексту, вы перемещаете и знакомую информацию.

Действующие лица крайне важны для читателей: читатели опираются на них, чтобы сфокусировать свое внимание на определенных сообщениях и понять, о чем данный фрагмент текста. Если читатели почувствуют, что последовательность действующих лиц согласована, они будут двигаться по абзацу плавно. — В этом фрагменте предметы речи действующие лица и читатели, которые выстроились в логическую цепочку.

2. Всегда, если затрудняетесь сразу написать предложение, особенно сложное, подумайте, какие мысли вы хотите выразить, и: а) запишите их простую последовательность; б) затем соедините в предложении, следя за порядком слов и не затемняя действующего лица.

Менее понятно: После победы на выборах с губернатором связывают надежды, которые он может оказаться неспособным выполнить.

Эта корявая фраза заключает в себе три мысли: 1) новый губернатор победил на выборах; 2) с ним связывают надежды; 3) он может их не оправдать (вы заметили ошибку в словосочетании «выполнить надежды»?). В главной части — односоставном предложении логически затемнен субъект — действующее лицо: можно спросить связывают (надежды) с кем? с губернатором и после победы с кем? с губернатором.

Более понятно: После победы губернатора на выборах с ним связывают надежды, которые он может и не оправдать.

3. Выделяйте логически ударные элементы фразы.

С логическим ударением перемещаются вправо (в конец фразы):

«новое» в предложении — та информация, ради которой создано предложение и которая далее будет развиваться в контексте (дополнения, обстоятельства, пояснительные и присоединительные конструкции, придаточная часть, стоящая после главной):

У автора текста возникла мысль, что причиной «перевернутых отношений» хозяина и слуги может быть только любовь. (Обратите внимание на усилительную частицу, подчеркивающую ударное дополнение в придаточном.)

С логическим ударением перемещаются влево (в начало фразы):

Сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера, вспомнил я собственные ощущения от «Капитанской дочки» А. Пушкина.;

б) подлежащие или другие члены предложения, начинающие предложение при параллельной логической связи:

Автор-публицист решил выбрать темой своей статьи размышления над образом Савельича и его взаимоотношениями с Гриневым. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал «с величайшим наслаждением». Савельич, утверждает автор, был вовсе не рабом Гринева, а хозяином положения, и это положение давала ему любовь к Петруше.

Всегда логически выделяются в предложении слова, стоящие непосредственно перед знаком препинания, а также:

а) логический акцент на месте тире:

Однако точка зрения автора интересна и является подтверждением, что «Капитанская дочка» — великое произведение, раз может иметь множество прочтений.

б) вводные слова:

Савельич, по утверждению автора, был вовсе не рабом Гринева.;

Искандер вспоминает, что еще в детстве, слушая «Капитанскую дочку», чувствовал перевернутость психологических отношений хозяина и слуги.;

г) придаточное, разбивающее главное:

Часто книги, которые мы читали в детстве, хочется потом перечитать. (Логическое ударение падает на три слова: книги, (в) детстве, перечитать. Поработайте над фразой и сделайте ударными слова книги и (в) детстве.)

III. Пишите стройно

1. В начале информации начинайте предложение с подлежащего или как можно быстрее переходите к нему.

Менее понятно: Благодаря синтаксическому параллелизму («Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!»), риторическому вопросу и воклицанию («Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!») Савельич предстает перед нами выпукло.

Более понятно: Савельич предстает перед нами выпукло благодаря синтаксическому параллелизму («Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!»), риторическому вопросу и воклицанию («Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!»).

2. Избегайте прерывать подлежащее и сказуемое слишком распространенными определениями — причастными оборотами и придаточными определительными, быстрее переходите к сказуемому.

Менее понятно: Савельич, по мнению Ф. Искандера, появление которого он ждал «с величайшим наслаждением», один из главных героев повести.

Более понятно: Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал «с величайшим наслаждением».

3. Избегайте прерывать сказуемое и дополнение (или обстоятельство, выраженное существительным с предлогом) слишком распространенными конструкциями, быстрее переходите к дополнению и обстоятельству.

Менее понятно: Искандер, очевидно, искал, в связи с чем и было высказано предположение, что, «видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича», объяснение восприятию отношений персонажей.

Более понятно: Искандер, очевидно, искал объяснение такому восприятию отношений персонажей, в связи с чем он высказывает предположение, что, «видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича».

4. Избегайте нанизывания одинаковых придаточных после главной части. Разбивайте такое бесконечное предложение на логические блоки и ставьте точку. Используйте сложносочиненные и бессоюзные предложения.

Менее понятно: Экспозиция и заключение авторского текста логически связаны, поскольку и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи литературного произведения является желание «вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение», в связи с чем мы уверены, что «Капитанская дочка» для Искандера — как раз такое произведение.

Более понятно: Экспозиция и заключение авторского текста логически связаны: и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи литературного произведения является желание «вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение». И мы уверены, что «Капитанская дочка» для Искандера — как раз такое произведение.

5. Удлиняйте предложение причастными и деепричастными оборотами, другими видами обособлений, акцентируя таким образом нужную вам информацию и разнообразя стиль. Избегайте при этом нанизывания причастий, как и нанизывания придаточных частей.

Например, в предложении Искандер вспоминает, что еще в детстве, слушая «Капитанскую дочку», «чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги» деепричастный оборот лаконично отсылает читателя к предмету внимания автора эссе.

В предложении Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции причастный оборот заменяет придаточное, при этом в причастном обороте два причастия — однородных определения, которых достаточно для выражаемой рецензентом мысли.

IV. Пишите кратко

1. Удаляйте бессмысленные слова.

Менее понятно: Экспозиция и заключение авторского текста в действительности логически связаны: и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи каждого конкретного литературного произведения является сочетание определенных факторов, которые определяются желанием «вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение».

Более понятно: Экспозиция и заключение авторского текста логически связаны: и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи литературного произведения является желание «вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение».

2. Удаляйте дублирующие категории — плеоназмы (гр. pleonasmos излишество), обороты речи, содержащие лишние слова.

Менее понятно: Во время лабораторных испытаний в мае месяце мембрана стала фиолетового цвета и блестящей на вид.

Более понятно: Во время лабораторных испытаний в мае мембрана стала фиолетовой и блестящей.

ПОМНИТЕ, однако, что любая лексическая «красивость» может принадлежать авторскому стилю. Работайте над своим собственным стилем!

3. Избегайте канцелярита.

Менее понятно: Изучение Ф. Искандером проблемы взаимоотношений героев произведения А. Пушкина «Капитанская дочка» позволило ему (кому?) прийти к выводу, что в силу сложившихся причин в основе этих взаимоотношений лежит любовь слуги к своему барину.

Более понятно: Ф. Искандер размышляет о взаимоотношениях героев произведения А. Пушкина «Капитанская дочка» и приходит к выводу, что в основе этих взаимоотношений лежит любовь.

4. Заменяйте производные предлоги, словосочетания (в том числе расщепленное сказуемое), избыточно длинные придаточные одним словом.

Менее понятно: Когда вы внимательно читаете то, что вы написали, для того, чтобы исправить стиль, то что вы должны сделать прежде всего — это посмотреть, используете ли вы подлежащие, выраженные признаковыми существительными, вместо того, чтобы то же самое сообщение передать с помощью предметных существительных.

Более понятно: Редактируя (Когда вы редактируете) свой текст, сначала замените признаковые существительные-подлежащие на предметные.

Здесь пять избыточных конструкций свернуты в слова:

когда вы внимательно читаете то, что вы написали — редактировать

для того, чтобы исправить стиль — свой текст

вы должны сделать прежде всего — это посмотреть, — сначала

используете ли вы Х вместо того, — заменить

чтобы то же самое сообщение передать с помощью Y — Х на Y

5. Пользуйтесь вводными словами только для подчеркивания мысли.

Менее понятно: Вероятно, некоторые, с позволения сказать, читатели, по-видимому, сейчас не совсем поймут то, что автор, быть может, намеревался высказать.

Более понятно: Может быть, некоторые читатели сейчас не совсем поймут то, что автор намеревался высказать.

V. Пишите объемно

Казалось бы, этот пункт противоречит предыдущему, но на самом деле нет. Потому что какую бы сложную фразу вы ни создали, если ваша мысль выражена в ней четко, все предложение будет ясным, связным, стройным и логичным.

Чтобы писать объемно, нужно тренироваться. Поэтому пишите разные предложения и тексты, добавляйте в них, как хорошие приправы в суп, тропы (как в этом предложении), речевые фигуры, различные конструкции, создающие симметрию частей предложения (это однородные члены с союзами и без, сложносочиненные предложения, параллельные придаточные части). Учитесь менять ритм фразы (это достигается сменой грамматических основ, к примеру, личной на безличную, присоединением, бессоюзной связью). Вырабатывайте внутренний слух, для чего больше читайте хорошей литературы и — пишите, исправляйте, переписывайте и опять пишите.

Мастер-класс — предложение В. Солоухина из рассказа «Кувшинка». Проанализируйте его «молекулярное строение»:

Тихое зеркало омута, которое разбиваешь вдребезги, прыгнув вниз головой с травянистого ласкового бережка; хрустальная влага, которая струится вдоль тела, омывая и охлаждая каждую клеточку кожи; рыбий всплеск на вечерней заре; туманы, расползающиеся от реки на прибрежные луга; пряные запахи в зарослях крапивы, таволги и мяты, когда устроишься в укромном уголке, — и уж дрогнул и пошел вкось под широкий глянцевый лист красный с беленьким поплавок.

VI. Пишите грамотно

Изучите эту книгу. И — никогда не пишите слова, которые не можете проверить!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *