Какие изменения в егэ 2022 по физике
Перейти к содержимому

Какие изменения в егэ 2022 по физике

  • автор:

Как изменились КИМ ЕГЭ 2022 года по физике

КИМ ЕГЭ по физике так же, как и по другим учебным предметам, в 2022 г. изменены в связи с переходом школ на новый федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

Изменена структура КИМ ЕГЭ по физике, общее количество заданий в 2022 году уменьшилось до 30 (было 32). Увеличился максимальный первичный балл с 53 до 54. Время, отведенное на экзамен, осталось прежним — 235 минут.

В КИМ ЕГЭ по физике введены новые линии заданий: задание 1 на множественный выбор, задание 2 о различных зависимостях физических величин из разных разделов физики, задания 6 и 17 на интегрированный анализ процессов.

По сравнению с 2021 г. изменена форма заданий на множественный выбор: вместо выбора двух из пяти указанных утверждений предлагается выбрать все верные утверждения (задания 6, 12 и 17).

Новое задание 30, за которое можно получить 4 балла, будет целиком посвящено механике. Кроме самого решения, в этом задании потребуется указать все физические законы, которые будут использоваться в процессе решения, и представить обоснование их применимости к решению данной задачи.

ЕГЭ по физике: изменения в заданиях в 2022 году

Что изменилось в ЕГЭ на этот раз? Какие задания добавили, а какие убрали? Именно эти вопросы мучают выпускников из года в год — особенно тех, кто начал подготовку к ЕГЭ ещё в 10 классе, привык к одному типу заданий, а, когда перешёл в 11 класс, все изменилось. Давайте разбираться, какие изменения ждут сегодняшних одиннадцатиклассников на экзамене по физике.

Изменения в ЕГЭ-2022

В этом году выпускников не ждут никакие глобальные изменения. В отличие от некоторых других предметов ЕГЭ, экзамен по физике лишь немного усовершенствовали, поменяв задания местами, немного изменив структуру и формулировки, однако в целом содержание КИМа осталось прежним.

Количество заданий в КИМе уменьшилось до 30 (в прошлом году их было 31). Однако это ещё не повод для радости, ведь заданий с развернутым ответом стало больше: теперь их не 6, как в КИМе 2021 года, а целых 8 – за счет этого и максимальный балл, который можно получить за работу в первичной системе оценивания, поднялся до 54.

В КИМе ЕГЭ появились задания, в которых нужно применять знания сразу из нескольких разделов физики, а значит теперь выпускники не могут «недоучить» что-то одно и надеяться на удачу — одна недоученная тема может обернуться потерей баллов за все задание.

Заданий с множественным выбором ответов тоже немного изменились: если раньше школьники точно знали, сколько именно верных ответов нужно выбрать в задании, то теперь формулировка звучит более расплывчато — нужно выбрать «все верные утверждения».

Кроме появления двух новых задач в письменной части экзамена составители КИМов ЕГЭ решили немного изменить критерии решения механической задачи высокого уровня сложности. Теперь проверяющие хотят видеть не только само решение, но и обоснование использования физических законов и формул в решении.

Стоит обратить внимание и на то, что в целом теперь в заданиях второй части эксперты ЕГЭ будут смотреть не только на само решение задач, но и обоснование всех применённых теорем и формул – от этого будет зависеть итоговый балл за выполненное задание. Тенденция на постепенный уход от «тестов» становится все более яркой, а с каждым годом от учеников требуется все больше анализа заданий.

Страшно сдавать экзамен?

Когда-то тебя пугали монстры под кроватью.

Сейчас бросает в дрожь от ЕГЭ и ОГЭ.

Когда экзамены пройдут, появятся новые страхи.

Они всегда будут с нами.

Все твои самые тайные страхи собрались здесь. Пришло время взглянуть им в лицо и попрощаться с ними.

23-26 февраля в рамках спецпроекта ты:

▪️ научишься анализировать все свои эмоции

▪️ узнаешь, откуда берутся страхи

▪️ поймешь, как побороть страх и волнение перед экзаменом

Особенности ЕГЭ по физике в 2022 году: все изменения, линейки заданий, что можно брать на экзамен

Чем отличаются варианты контрольных измерительных материалов по физике в прошлом учебном году и в текущем? Изменился ли экзамен? Какие новые задания появились и каких не будет на ЕГЭ в этом году? Разбираемся вместе с экспертом МЦКО, учителем высшей квалификационной категории, председателем Ассоциации учителей физики города Москвы, кандидатом педагогических наук Ириной Васильевой.

Об изменениях

ЕГЭ по физике — это экзамен по выбору, его сдают школьники, поступающие в профильные вузы. В работу включены задания трёх уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Вариант экзаменационной работы включает в себя 30 заданий и состоит из двух частей. На выполнение всей экзаменационной работы отводится 235 минут. Максимальный первичный балл за всю работу — 54.

В 2022 году структура контрольных измерительных материалов (КИМ) изменилась. Во-первых, общее количество заданий уменьшилось, их стало 30. Во-вторых, изменены линии заданий № 6, 12 и 17 и введены две новые линии заданий (линия 1 и линия 2). Линии заданий № 1 и № 2 базового и повышенного уровня сложности включают в себя элементы содержания не менее чем из трёх разделов курса физики. В-третьих, в части 2 увеличено количество заданий с развёрнутым ответом и исключены расчётные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом. В-четвёртых, добавлена одна расчётная задача повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом. В-пятых, изменены требования к решению задачи высокого уровня сложности по механике.

Рассмотрим изменения подробнее.

Линия заданий № 1

Это задание проверяет умение правильно трактовать смысл изученных физических величин, законов и закономерностей. Оно оценивается в 2 балла и относится к базовому уровню сложности.

Вот несколько примеров нового задания.

Выберите все верные утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Потенциальная энергия тела зависит от его массы и скорости движения тела.
  2. Хаотическое тепловое движение частиц тела прекращается при достижении термодинамического равновесия.
  3. В растворах или расплавах электролитов электрический ток представляет собой упорядоченное движение ионов, происходящее на фоне их теплового хаотического движения.
  4. При преломлении электромагнитных волн на границе двух сред длина волны остаётся неизменной величиной.
  5. В процессе позитронного бета-распада происходит выбрасывание из ядра позитрона, возникшего из-за самопроизвольного превращения протона в нейтрон.

Выберите все верные утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. При любом равномерном движении тело за каждую секунду совершает одинаковые перемещения.
  2. Скорость диффузии жидкостей повышается с повышением температуры.
  3. Общее сопротивление системы параллельно соединённых резисторов равно сумме сопротивлений всех резисторов.
  4. Электромагнитные волны ультрафиолетового диапазона имеют бὁльшую длину волны, чем радиоволны.
  5. Атомы изотопов одного элемента различаются числом нейтронов в ядре и занимают одну и ту же клеточку в периодической таблице Д. И. Менделеева.

Участникам экзамена предлагаются 5 утверждений, из которых необходимо выбрать все верные. В задании заложены верными или 2, или 3 утверждения. Каждое из них представляет один из разделов (тем) курса физики: механику, молекулярную физику, электродинамику и основы СТО, квантовую физику.

Ответ на задание № 1 оценивается в 2 балла, если указаны все верные элементы ответа; в 1 балл, если допущена одна ошибка (в том числе указана одна лишняя цифра наряду со всеми верными элементами или не записан один элемент ответа); в 0 баллов, если допущены две ошибки или ответ отсутствует.

Линия заданий № 2

Задание проверяет умение использовать графическое представление информации. Оно оценивается в 2 балла и относится к повышенному уровню сложности.

Рассмотрим несколько примеров этого задания.

Даны следующие зависимости величин:

а) зависимость модуля импульса равномерно движущегося тела от времени;

б) зависимость давления идеального газа от его объёма при изотермическом процессе;

в) зависимость энергии фотона от его частоты

Установите соответствие между этими зависимостями и видами графиков, обозначенных цифрами 1–5. Для каждой зависимости А–В подберите соответствующий вид графика и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В данном примере предлагается проанализировать три зависимости: первая — из курса механики, вторая — из молекулярной физики, третья — из раздела квантовой физики. Выбрать нужно из пяти предложенных графиков и установить соответствие между утверждением и графиком.

Даны следующие зависимости величин:

а) зависимость центростремительного ускорения точки, находящейся на расстоянии R от центра вращения, от угловой скорости;

б) зависимость давления постоянной массы идеального газа от абсолютной температуры в изотермическом процессе;

в) зависимость периода свободных электромагнитных колебаний в контуре, содержащем катушку индуктивности L, от электроёмкости конденсатора.

Установите соответствие между этими зависимостями и видами графиков, обозначенных цифрами 1–5. Для каждой зависимости А–В подберите соответствующий вид графика и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В этом примере предлагается проанализировать три зависимости: первая — из курса механики, вторая — из молекулярной физики, третья — из раздела электродинамики. Выбрать нужно из пяти предложенных графиков и установить соответствие между утверждением и самим графиком.

Ответ на задание 2 оценивается в 2 балла, если верно указаны три элемента ответа; в 1 балл, если допущена ошибка в указании одного из элементов; в 0 баллов, если допущены две ошибки или ответ отсутствует. Если указано более трёх элементов (в том числе, возможно, правильные), то ставится 0 баллов.

Количество заданий на множественный выбор осталось без изменений, они размещены на позициях 6, 12 и 17. В них проверяются умения анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы, изученные в курсе физики. Это задания повышенного уровня сложности, они оцениваются в 2 балла. Задание, стоящее на позиции 6, строится на материале раздела «Механика», на позиции 12 — на материале раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», на позиции 17 — на материале раздела «Электродинамика».

Теперь в этих заданиях необходимо выбрать из приведённого списка все верные утверждения, описывающие ситуацию в задаче. Верными могут быть как два, так и три из предложенных утверждений. При этом форма задания не изменилась.

Из первой части контрольных измерительных материалов исключено задание, которое строилось на материале астрономии и размещалось на позиции № 24.

Во второй части КИМ тоже есть изменения:

  1. Увеличено число заданий с развернутым ответом (было 6, стало 7).
  2. Исключены расчетные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом.
  3. Добавлена одна расчетная задача повышенного уровня сложности с развернутым ответом (№ 26).
  4. Изменены требования к решению задачи высокого уровня по механике (№ 30).

№ 25 и 26 — это задания с развёрнутым ответом повышенного уровня сложности, они оцениваются в 2 балла. На позиции № 25 стоит задача, которая строится на материале из разделов (тем) «Механика» и «Молекулярная физика. Термодинамика». На позиции № 26 — задача, которая строится на материале из разделов (тем) «Электродинамика» и «Квантовая физика». Для получения максимального балла за эти задания необходимо не только их правильно решить, но и соблюсти все требования оформления:

  1. В решении должны быть записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом.
  2. Описаны все вновь вводимые буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений из условия задачи и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов).
  3. Представлены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями).
  4. Представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины.

В этих задачах самым серьёзным просчётом считается отсутствие одной из необходимых формул, положений теории. В этом случае задание будет оценено в 0 баллов.

При оформлении заданий с развёрнутым ответом необходимо помнить, что положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом, должны быть взяты из кодификатора. За использование формулы, которой нет в кодификаторе, снимается два балла.

Линия заданий № 30

Задание строится на материале из раздела «Механика». Это задача высокого уровня сложности, она оценивается в 4 балла.

Правила критериального оценивания задачи высокого уровня сложности (на 3 балла) не изменились. В этом году к этим правилам добавился ещё один пункт критериев. Теперь к решению требуется дополнительно представить обоснование использования законов и формул для условия задачи. То есть для данной задачи выделено два критерия оценивания: для обоснования использования законов (1 балл: «Верно обоснована возможность использования законов (закономерностей)») и для математического решения задачи (3 балла).

Снаряд массой 4 кг, летящий со скоростью 400м/с, разрывается на две равные части, одна из которых летит в направлении движения снаряда, а другая — в противоположную сторону. В момент разрыва суммарная кинетическая энергия осколков увеличивается на 0,5 МДж. Найдите скорость осколка, летящего по направлению движения снаряда. Сопротивлением воздуха пренебречь. Какие законы вы использовали для описания разрыва снаряда? Обоснуйте их применимость к данному случаю.

Дополнительные материалы и оборудование

На экзамене можно использовать непрограммируемый инженерный калькулятор с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейку.

Лучше идти с тем калькулятором, с которым вы привыкли работать во время учебного года, если он инженерный и непрограммируемый. Он будет незаменимым при решении задач, использовании кратных и дольных единиц и проведении расчетов с использованием стандартного вида числа.

В условиях жесткого дефицита времени важно использовать те инженерные калькуляторы, которые обладают большими возможностями для проведения самых разных расчетов, позволяют вводить числа, использовать степени, рассчитывать различные функции и т. п.

Округление полученного результата

В задании с кратким ответом округлений быть не может: здесь должно быть либо целое число либо конечная десятичная дробь. Если в итоге получилась бесконечная десятичная дробь в первой части экзамена, то, скорее всего, задача решена неверно. За исключением тех случаев, которые прописаны в тексте задания. Например, в заданиях № 25, 26 может получиться бесконечная десятичная дробь. Тогда читаем в условии задачи, до каких значений должно быть сделано округление: до целого, до десятых и т. п. Если неверно будет проведено округление, то ответ не будет засчитан.

Работа с графиками

Любые графики в задачах тоже нужно оформлять правильно:

  • Зафиксировать названия осей и единицы измерения величин по осям, множители, стоящие рядом с единицами (если есть).
  • Определить масштаб (единичный отрезок) по осям (следует отметить, что масштаб по осям, как правило, различный).
  • Зафиксировать направления протекания процессов, изменения величин, интервал (как правило, по оси абсцисс — временной интервал), в котором требуется найти изменение какой-либо величины.
  • Определить вид графика зависимости: прямая линия, гипербола, парабола, часть дуги окружности, синус или косинус.

Полезные ссылки

  1. Открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений;
  2. Записи вебинаров по разбору заданий единого государственного экзамена на сайте МЦКО;
  3. Самодиагностики в МЭШ. Для школьников доступны задания нескольких уровней сложности: стартового, базового, профильного и олимпиадного.

Обзор на демоверсию ЕГЭ-2024 по физике

В этой статье собрались самые хорошие новости об экзамене по физике — потому что изменения в ЕГЭ-2024 года не могут не порадовать выпускников!

Что изменилось в ЕГЭ по физике?

Главное изменение в демоверсии ЕГЭ — сокращение количества заданий. Теперь экзамен по физике состоит из 26 номеров, на решение которых выпускникам выделено 3 часа 55 минут (235 минут). Это значит, что теперь на решение каждого отдельного задания можно выделить больше времени.

Решение обновлённой версии КИМа предполагает меньшее количество работы с графиками, а во второй части школьникам больше не встретится сложная статика и фотоэффект. Это значит, что экзамен стал легче.

Из кодификатора целиком убрали раздел “Основы специальной теории относительности”, а также удалили пункты о первой и второй космических скоростях. Это значит, что теперь к экзамену по физике нужно учить меньше теории.

Однако с уменьшением количества заданий уменьшилось и количество первичных баллов — теперь за всю работу выпускник может получить всего 45 тестовых баллов вместо прошлогодних 54. А это значит, что удельный вес первичного балла вырос — теперь ошибки на экзамене будут обходиться школьникам сильно дороже.

Как будет выглядеть ЕГЭ-2024 по физике?

В структуре ЕГЭ мало что изменилось: экзамен по-прежнему состоит из двух частей и проверяет знания 4 разделов физики, среди которых Механика, Молекулярная физика, Электродинамика и Квантовая физика.

Первая часть экзамена по физике содержит 20 заданий, предполагающих краткий ответ.

  • В заданиях №1-4, 7-8, 11-13 и 16 ответом будет целое число или конечная десятичная дробь.
  • Задания №5-6, 9-10, 14-15, 17-18 и 20 направлены на множественный выбор правильных ответов из числа предложенных, поэтому ответом к этим номерам КИМа будет являться последовательность цифр. При этом в заданиях №5, 9, 14 и 18 предполагается два или три верных ответа.
  • Ответом к заданию №19 будут являться 2 числа, которые нужно записать, не разделяя пробелом.

Максимальный первичный балл, который можно получить за решение заданий первой части, составляет 28 баллов.

Вторая часть состоит из 6 заданий, предполагающих развёрнутый ответ.

Ответом к номерам второй части экзамена будет являться подробное описание всего хода выполнения задания. В бланке ответов выпускникам необходимо записать решение задачи или ответ на поставленный вопрос в виде объяснения с опорой на изученные явления и законы.

Максимальный первичный балл, который можно получить за решение заданий второй части, составляет 17 баллов.

В процентном соотношении, 62% баллов выпускники могут получить за решение заданий первой части и 38% — за задания второй.

Задания КИМа также разделены по уровням сложности: базовый, повышенный и высокий.

За задания базового уровня сложности выпускники получают целых 49% первичного балла, то есть почти половину. Таких заданий в работе всего 17: это все задания тестовой части, кроме №5, 9 и 14.

Заданий повышенного уровня сложности в экзамене всего 6. Это номера 5, 9, 14, 21-23, и всего за их решение можно получить 13 первичных баллов из 45.

К высокому уровню сложности относятся последние задания КИМа — №24-26. За решение номеров 24 и 25 выпускники могут получить максимум по 3 балла, а за №26 — максимум 4 балла.

Получается, что практически половину баллов выпускники могут получить, решив только задания базового уровня сложности, требующие краткий ответ в бланке. Это делает сдачу экзамена ощутимо проще для большинства выпускников.

Более того, в демоверсии этого года задания легче, чем были в прошлом году — так получилось засчёт того, что из кодификатора исчезли несколько сложных тем.

Вывод, который напрашивается сам собой: сдать экзамен по физике в этом году более чем реально! Стоит только приложить нужные усилия, и результат не заставит себя ждать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *