Когда ставится тире егэ
Перейти к содержимому

Когда ставится тире егэ

  • автор:

Двоеточие и тире: как решать новое задание №21 по русскому?

ava

Мы Вконтакте Подписаться на новости

21 задание в ЕГЭ по русскому появилось только в прошлом году, но уже испугало многих. Из-за него потеряли баллы даже самые уверенные выпускники. Кому-то попалось двоеточие, кому-то запятая, некоторым, как в демоверсии, тире. Примечательно, что справились с ним только 32% выпускников.

В школьной программе мало времени уделяют постановке тире и двоеточия. В результате не каждый одиннадцатиклассник проводит пунктуационный анализ — чаще всего ребята ставят знаки препинания «на глаз».

Давайте разберемся с этим коварным заданием. Но перед этим напомню, что у нас есть курсы по подготовке к ЕГЭ. Переходи по ссылке и получи несколько советов по поступлению в подарок!

Начнем с формата. Формулировка звучит так: «Найдите предложения, в которых тире/двоеточие/запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений».

Ответов может быть неограниченное количество (больше двух). Прежде всего, обсудим двоеточие — это самый простой вариант.

Когда ставится двоеточие?

  1. После обобщающего слова, стоящего перед рядом однородных членов предложения​
  2. ​В предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора​
  3. ​В бессоюзном сложном предложении с пояснительных, причинных, изъяснительных отношениях между частями

Как подготовиться к ОГЭ на отлично?

Скачайте подробный план подготовки ��

Изображение

Приятного чтения! А на почте вас ждет полезный подарок �� Приятного чтения!
А на почте вас ждет полезный
подарок �� Скачать файл

Изображение

Когда ставится тире?

Гораздо сложнее тем, кому попадется тире. Давайте разбираться! Важно, что тире ставится:

  1. Между подлежащим и сказуемым​
  2. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения​
  3. Перед обобщающим словом, стоящим после ряда однородных членов предложения​
  4. ​В предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора
  5. ​В бессоюзном сложном предложении
  6. При приложении
  7. Для уточнения

Когда ставится запятая?

Не забывайте про коварную запятую. Безусловно, с запятой легко запутаться, потому что с ней связано много правил. Она ставится:

  1. ​между однородными членами предложения​
  2. между вводными словами​
  3. между обращениями​
  4. между междометиями
  5. между причастными оборотами​
  6. между обособленными определениями
  7. сравнительными оборотами​
  8. уточняющими членами предложения​
  9. деепричастными оборотами
  10. В сложносочиненном предложении​
  11. В сложноподчиненном с разными типами придаточных​
  12. В бессоюзном сложном предложении

21 задание в ЕГЭ по русскому: пример

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Полуостров Крым – уникальная по своей красоте и богатству земля. ​(2) На небольшой, казалось бы, территории представлены самые разнообразные ландшафты. (3) Приглашаем вас пройти по живописной тропе, ведущей к тайнам и красотам горного Крыма. (4) Карадаг, давно потухший вулкан, ныне стал государственным природным заповедником. (5) Молодыми рощами с густым подлеском, плотно перепутанным колючей ежевикой, начинаются его обширные леса. (6) Выше – дубравы, где попадаются 200-250-летние великаны. (7) Еще выше – чистые, немного торжественные буковые и сосновые леса. (8) Совершенно удивителен запах обычного дерева горного Крыма – сосны, отличающейся от своих северных сестер причудливой и яркой кроной. (9) Многие горные массивы Карадага венчают скалистые вершины, которые разнообразны по форме и часто напоминают фигуры животных или человека

Давайте разберём это задание

(2) Вводная конструкция

(3) Причастный оборот

(5) Причастный оборот

(7) Однородные члены

(8) Причастный оборот

Ответ: 358 либо 69

Важно, что в задании может быть несколько подходящих групп. В ответе же у вас должна получиться только одна.

Стало понятнее, правда? Изучите как следует все правила, чтобы выполнить 21 задание в ЕГЭ по русскому. А еще рекомендуем послушать… подкасты про русский язык! Да-да, так вы сможете отдохнуть, и при этом узнать полезную информацию о предмете.

Бесплатно
проверьте свой
уровень знаний

И скорректируйте подготовку к ОГЭ или ЕГЭ

21 задание ЕГЭ по русскому языку 2024: теория и практика

Задания на знание пунктуации — одни из самых сложных на экзамене по русскому языку. В статье мы разберем одно из таких заданий — номер 21. Посмотрим, что нужно знать, и каким образом можно справиться с этим испытанием.

Задание № 21 входит в число заданий повышенной сложности.

Обычно в условии задачи предлагается от 6 до 9 предложений для исследования и рассмотрения пунктуационных особенностей. Расставлять знаки препинания не потребуется, для решения важно найти предложения, в которых тире, двоеточие, запятая ставятся по единому правилу.

Посмотрим, какие правила нужно знать, чтобы не ошибаться и успешно сделать задание.

Правила постановки двоеточия

Вспомним, где требуется использовать двоеточие:

  • после обобщающего слова при однородных членах;
  • в бессоюзном предложении, если вторая часть указывает на причину первой, является пояснением или дополняет содержание;
  • в предложениях с прямой речью, если она следует после слов автора.

В редких случаях может потребоваться двоеточие в сложноподчиненных предложениях перед союзом, если вторая часть содержит разъяснение первой.

Правила постановки тире

Сложнее выглядит ситуация с тире: тут больше правил. Посмотрим, что нужно помнить, чтобы понять, в какому правилу относится расстановка знаков.

  • между подлежащим и сказуемым;
  • в неполном предложении;
  • при однородных членах;
  • при приложениях;
  • при вводных предложениях или пояснительных конструкциях;
  • в бессоюзном предложении;
  • при прямой речи.

В редких случаях тире может применяться:

  • в сложноподчиненных предложениях;
  • в сложносочиненных предложениях;
  • при уточнении.

Правила постановки запятой

Больше всего вопросов обычно вызывает расстановка запятых в предложениях. Важно помнить правила, чтобы определить, по какому принципу ставятся знаки в задании. Запятая ставится:

  • при однородных членах;
  • при сравнительных оборотах;
  • при уточняющих членах предложения;
  • со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;
  • при обособленных определениях;
  • при обособленном обстоятельстве;
  • при приложении;
  • при обособленных дополнениях;
  • при присоединительных конструкциях;
  • в бессоюзном предложении;
  • в сложносочиненных предложениях;
  • в сложноподчиненных предложениях;
  • при прямой речи.

Как решать 21 задание ЕГЭ по русскому: пример

Чтобы понять, как применять эти правила на практике, рассмотрим один из примеров решения задачи. Преподаватель «Сотки» по русскому языку разбирает задание.

Условие:

Найдите предложения, в которых запятая (-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Грамматические средства являются общими для всех функциональных стилей. (2) Грамматика языка едина, но в соответствии со своей установкой каждый функциональный стиль по-своему использует грамматические формы и конструкции, оказывая предпочтение наиболее подходящим для выполнения жанровой и стилевой задачи. (3)Для официально-делового стиля, который не допускает ничего личностного, весьма характерны неопределённо-личные и возвратные конструкции. (4) Научный стиль предполагает использование прямого порядка слов в предложениях, стремясь к точности и однозначности в понимании. (5) Публицистическому стилю свойственны риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. (6) Религиозный стиль использует грамматические ресурсы, придающие ему книжный характер. (7) Однако по отношению к лексике и особенно по отношению к грамматике речь идет не об абсолютном закреплении за тем или иным стилем характерных для него слов и грамматических конструкций. (8)Эти конструкции могут быть употреблены и в другом стиле.

Решение:

Шаг 1: читаем предложения и ищем те, в которых используются запятые.

В нашем примере это предложения 2, 3, 4, 5, 6.

Шаг 2: анализируем, по какому принципу расставлены запятые в этих предложениях.

  • 2) Первая запятая стоит по правилу использования в сложносочиненных предложениях перед союзом «но». Вторая запятая стоит при обособленном обстоятельстве, в данном случае это деепричастный оборот.
  • 3) Запятая стоит по правилу использования в сложноподчиненных предложениях.
  • 4) Запятая стоит при обособленном обстоятельстве, в данном случае это деепричастный оборот.
  • 5) Здесь запятые стоят при однородных членах предложения.
  • 6) В это предложении запятая стоит при обособленном определении.

Шаг 3: ищем сходства.

В нашем примере по одному и тому же принципу запятые используются только в предложениях 2 и 4 при обособленном обстоятельстве.

Шаг 4: записываем ответ.

Правильным ответом в нашем примере будет запись: 24.

За верное решение задания 21 можно получить 1 балл. Для того чтобы не ошибиться, нужно внимательно читать предложения, анализировать расстановку знаков и помнить правила.

Быстро и точно определять правила помогут постоянные тренировки. В «СОТКЕ» тебя ждет много практики. Преподаватели подробно разбирают каждую тему и каждое задание из ЕГЭ. Записывайся на бесплатный вводный урок, чтобы узнать подробности.

Было полезно
Поделиться

Советуем также прочитать:

Пунктуационный анализ текста

Задания в этой теме по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте.

Поэтому для безупречного выполнения этого задания вам нужно повторить практически все знаки препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз.

Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки, хотя теоретически и практически эти знаки могут стоять и в середине предложения). Мы облегчили вам задачу подготовки к выполнению задания 21, исключив необходимость поиска по всем учебникам и Интернету: в нашем пособии впервые представлена сводная таблица знаков препинания, их роли в предложении и правил постановки каждого из них.

Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают и грамматико-синтаксические, и речевые операции. Осознание структуры синтаксической конструкции проходит с опорой на синтаксические познания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлечённой схемой, а выбор необходимого знака предполагает и синтаксические, и пунктуационные умения, и способность соотносить конкретный материал со схемой, с образцом, и понимание смысловых оттенков той или иной конструкции. Этим обусловлены низкие результаты усвоения участниками экзамена пунктуационных норм.

В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте (из «Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку» — М., 2018).

Знаки препинания и правила их употребления

Тире
  1. существительным в им. п. — существительным в им. п.;
  2. числительным — числительным;
  3. числительным — существительным в им. п.;
  4. инфинитивом — инфинитивом;
  5. существительным в им. п. — инфинитивом;
  6. перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это значит)
  1. при наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым;
  2. при параллелизме частей сложного предложения;
  3. в части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы;
  4. в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена

За ночным окном — туман.

Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)

Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.

В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький).

  1. после однородных членов перед обобщающим словом;
  2. при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается

Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке?

  1. перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения;
  2. для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;
  3. если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно;
  4. для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова

Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.

В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы (Горький).

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов).

  1. для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных);
  2. при параллелизме структуры частей

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач).

  1. для выражения
    – быстрой смены событий;
    – резкого противопоставления;
  2. если первая часть обозначает условие совершения действия второй части;
  3. если первая часть обозначает время совершения действия второй части;
  4. если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой;
  5. если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой

Пашню пашут — руками не машут (пословица).
Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (Маяковский).
Молвит слово — соловей поёт (Лермонтов).

Многоточие
В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В конце предложения для обозначения незаконченности высказывания Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко)
2. В середине предложения при перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанности Но всё-таки… всё-таки впереди огни! (Короленко)
3. В начале предложения указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет.
4. В цитатах для указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в конце Л.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…»
Двоеточие
  1. если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);
  2. если в первой части посредством глаголов (видеть, смотреть, знать, слышать и т.п.) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание;
  3. если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку);
  4. если в первой части есть слова так, таков, такой, одно и т. п.;
  5. перед прямым вопросом, включённым во вторую часть
Точка с запятой
В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В простом предложении с однородными членами для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин).
2. В бессоюзном сложном предложении если простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятые Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).
3. В сложноподчинённом предложении если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).
Запятая
  1. между однородными членами, связанными между собой бессоюзной связью;
  2. между однородными членами, связанными одиночными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др.;
  3. между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и. и, да. да, ни. ни, или. или, либо. либо, то. то, не то. не то, то ли. то ли и др.;
  4. между однородными членами, связанными двойными союзами как…, так и; не только…, но и; если не…, то; не то чтобы…, а перед второй частью союза

Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.

  1. при обособлении определений:
    — с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова;
    — два или несколько одиночных определениий, стоящих после определяемого слова;
    — относящееся к личному местоимению;
    — стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
    — оторванное от определяемого существительного другими членами предложения;
  2. при обособлении приложений:
    — любое приложение, если оно относится к личному местоимению;
    — распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному;
    — распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него;
    — распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение;
    — приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), как;
    — приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его);
  3. при обособлении обстоятельств:
    — деепричастные обороты независимо от места в предложении;
    — одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности;
  1. сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что;
  2. сравнительные обороты с союзом как:
    — если они обозначают уподобление (как = подобно);
    — если оборот содержит в себе оттенок причинного значения;
    — если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь;
    — если оборот начинается сочетанием как и;
    — если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.

КАК ВЫПОЛНЯЕМ

  1. Внимательно прочитайте задание. Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше. Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.
  2. Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.
  3. Вы уже повторили функции знаков препинания по таблице, приведённой выше. Следовательно, представляете себе роль каждого знака препинания в предложении. Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМ.
  4. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.
  5. Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений с тире. Но далеко не во всех случаях тире ставится по одному правилу: оно может стоять в простом предложении между подлежащим и сказуемым, или в простом предложении при обособлении приложения, или в сложносочинённом предложении, или в бессоюзном сложном и даже в сложноподчинённом. Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится тире в выделенных вами предложениях. Соберите те предложения, в которых постановка тире подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом.

Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики

В русском языке непростая система использования знаков препинания. Пунктуационные правила русского языка сложны не только для ученика, но и для взрослого человека. Если постановка знаков препинания в конце предложения, запятых в простом и сложном предложениях не вызывают особых сомнений, то постановка двоеточия и тире — серьезная проблема для учащихся. Задание 21 ЕГЭ по русскому языку является самым сложным для выпускников, так как концепция его отличается от традиционных заданий, которые разбираются в школе на уроках. А ведь это задание требует вдумчивого пунктуационного анализа сразу нескольких предложений.

Приглашаем преподавать английский, математику, физику, компьютерные курсы!

С опытом подготовки к ЕГЭ
доход до 100 000 ₽ в месяц

banner vse 6 Skyteach

Задание 21 может быть сформулировано тремя способами:

  1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
  2. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
  3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Сложнее тем, кому попадается тире. Поэтому попробуем разобраться именно с этим заданием.

1. Тире в простом предложении

Между подлежащим и сказуемым

Тире ставится в следующих случаях.

Если главные члены предложения выражены именем существительным в именительном падеже. Книга — источник знания. (сущ.+сущ.)
Если один из главных членов предложения выражен именем числительным, связка отсутствует: Трижды три — девять. (числ.+числ.) Восемь — четное число.(числ.+числ.) Площадь катка — тридцать квадратных метров. (сущ.+числ.)
Если один из главных членов предложения выражен неопределённой формой глагола, связка отсутствует Пахать — не руками махать. (инф.+инф.) Дело музыканта — дарить радость (сущ.+инф.)
Если между подлежащим и сказуемым вставлены слова это, вот, значит, то тире ставится перед ними: Поэзия — это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период. Понять — значит простить.

При однородных членах

Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов как знак итога, определенного вывода.

Например:

В роще, в поле, в воздухе — всюду царствовало безмолвие.
Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки — ничто не помешало прокладке газопровода.

Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире.

Например:

Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля — вдруг нахлынуло и затопило меня.

При вставных конструкциях

Тире употребляется для выделения слов и предложений, вставляемых в середину предложения с целью его пояснения или дополнения.

Например:

Как вдруг — о чудо, о позор! — заговорил оракул вздор.
Тут — делать нечего — друзья поцеловались.

В неполном предложении

Неполное предложение — это предложения, в которых пропущен любой член предложения. Тире ставится, когда пропущен член предложения, но его можно логически восстановить из контекста (предыдущих предложений).

Например:

А ты любишь пироги с зеленым луком? Я — страсть как!
И по всему небу — облака, как розовые перышки.

В предложениях с прямой речью и диалоге

• Тире ставится для выделения слов автора, когда они вставлены в прямую речь или следуют за прямой речью.

Например:

«Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца».
«Что вы тут делаете?» — промолвил Базаров, садясь около Фенечки.

• Реплики в диалоге пишутся без кавычек, с новой строки. Перед репликой ставится тире.

Например:

— Как поживаете?
— Спасибо, живем помаленьку.

• Если реплики в тексте следуют друг за другом, то они заключаются в кавычки, оформляются как сплошной текст и отделяются друг от друга знаком тире.

Например:

«Но ведать я желаю: Вы сколько пользы принесли?» — «Да наши предки Рим спасли!» — «Все так, да вы что сделали такое?» — «Мы? Ничего!» — «Так что ж и доброго в вас есть?»

При приложении

Тире ставится в следующих случаях.

• Если приложение носит пояснительный характер. Перед тире можно поставить или стоят слова а именно, то есть.

В дальнем углу светилось желтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы, пристроенной к стене конюшни.

• Если приложение относится к слову, стоящему в ряду однородных.

В вазе стояли ромашки — желтоглазые цветы, колокольчики и лютики.

Приложение «желтоглазые цветы» относится к слову ромашки. Если это приложение выделить запятыми, тогда его можно будет перепутать с однородным членом предложения. В вазе стояли ромашки, желтоглазые цветы, колокольчики и лютики.

• Если приложение заканчивает предложение.

В вазе стояли ромашки — желтоглазые цветы.

Вам могут быть интересны и другие статьи у урокам русского языка:

2. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение — это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. В бессоюзном сложном предложении ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Например:

Не сули журавля в небе — дай синицу в руки.
Девочка плачет: потеряла мячик.
Дождь закончился, туча отошла к лесу.
Наступила зима; охотник, собрав всё необходимое, переселился в зимовье.

Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях (на границе между частями нет ни союзов, ни союзных слов), что отражается и в постановке знаков препинания.

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится при следующих смысловых отношениях между его частями:

Значение Чем можно заменить знак Примеры
Для выражения резких противопоставлений между предложениями можно вставить но, а Ввысь взлетает сокол – жмется уж к земле.
Если первое предложение обозначает условие или время действия второго можно вставить если, когда Лес рубят – щепки летят.
Если второе предложение содержит вывод или следствие можно вставить поэтому или так что Ударил гром – задрожали окна.
Если первое предложение сравнивается со вторым можно вставить союзы словно, точно, будто Молвит слово – соловей поёт.
Если между предложениями уступительные отношения можно вставить несмотря на Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – всё равно наружу вылезет.
Если во второй части указана быстрая смены событий Шагнул – и царство покорил.
Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение перед ним можно вставить слово это Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце – дурной знак

3. Алгоритм выполнения задания 21 ЕГЭ по русскому языку

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Точно определите, какой знак препинания нужно найти.
  3. Отметьте предложения, в которых есть искомый знак.
  4. Выделите грамматические основы выбранных предложений.
  5. Определите синтаксическую характеристику членов предложения, отделенных нужным знаком препинания.
  6. Проверьте, в соответствии с каким правилом поставлен знак в каждом предложении.
  7. Помните, что может быть несколько вариантов.
  8. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.

Например:

Задание 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Карелия — это жемчужина Русского Севера. (2)Её скромная красота, бездонные озёра и реликтовые леса никого не оставляют равнодушным; именно там расположен уникальный памятник природы и одновременно музей под открытым небом под названием Рускеала. (3)В 4 километрах от села Рускеала находится место, мимо которого невозможно проехать, отправляясь к мраморному карьеру. (4)Это рускеальский каскад — цепочка из четырёх небольших, но живописных водопадов. (5) Жемчужина Рускеалы — это Мраморный каньон, он входит в состав горного парка «Рускеала» и представляет собой огромную каменную чашу, заполненную голубовато-изумрудной водой. (6)Каньон производит колоссальное впечатление! (7)Отвесные серебристые мраморные скалы, уходящие вглубь прозрачных вод, гроты и штольни — всё создаёт ощущение, что находишься в сказочной стране, и вот-вот из шахты выглянет гном с киркой наперевес.

• Находим, в каких предложениях стоит тире. Предложения 1, 4, 5, 7.

• Проводим пунктуационный анализ каждого предложения.

Предложение 1. Это простое предложение. Грамматическая основа: подлежащее Карелия, сказуемое жемчужина . Тире ставится, так как главные члены предложения выражены именем существительным в именительном падеже.

Предложение 4. Это простое предложение. Грамматическая основа: подлежащее каскад, сказуемое цепочка. Тире ставится, так как главные члены предложения выражены именем существительным в именительном падеже.

Предложение 5. Это простое предложение. Грамматическая основа: подлежащее жемчужина, сказуемое Мраморный каньон. Тире ставится, так как главные члены предложения выражены именем существительным в именительном падеже. . Нельзя путать тире (пунктуационный знак) и дефис (орфографический знак). В предложении есть сложное прилагательное голубовато-изумрудной (водой), которое пишется через дефис, так как обозначает цвет.

Предложение 7. Это предложение сложное с разными видами связи. Находим грамматические основы. В первом простом предложении: скалы, гроты, штольни, все – однородные подлежащие, создает- сказуемое. Во втором: находишься — главный член односоставного предложения. В третьем: гном – подлежащее, выглянет- сказуемое. Тире находится в первом простом предложении. Рассмотрим именно это предложение внимательно. В этом предложении есть обобщающее слово (все) при однородных подлежащих (скалы, гроты, штольни), которое стоит после однородных членов. В соответствии с правилом после однородных членов ставится тире.

• Записываем номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое. Ответ: 1,4,5.

Еще больше полезных материалов:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *