Кто выносит постановление об административном правонарушении гибдд
Перейти к содержимому

Кто выносит постановление об административном правонарушении гибдд

  • автор:

Лишение водительских прав

При выявлении правонарушения, за которое предусмотрено лишение водительских прав, инспектор ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении, далее собранный по делу материал направляет в суд. По результату рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.

Лишение права управления автомобилем — один из видов административного наказания, предусмотренного законодательством РФ за существенные нарушения правил дорожного движения. В зависимости от вида правонарушения срок лишения права управления автомобилем может быть от одного месяца до трех лет.

Вынести решение о лишении права управления может только судья в порядке административного судопроизводства. Эта процедура состоит из нескольких этапов.

  1. Составление протокола об административном правонарушении

После того как инспектор ГИБДД выявит на дороге правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде лишения права управления, и остановит автомобиль предполагаемого правонарушителя, на месте составляется протокол об административном правонарушении (п. 142 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23.08.2017 № 664; п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

В протоколе указываются (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о водителе, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются);
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • объяснение водителя, в отношении которого возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении водителю разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).

Водитель также вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства. Ходатайство может быть отражено в протоколе об административном правонарушении (ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ; п. 149 Административного регламента).

При удовлетворении ходатайства дело направляется для рассмотрения по месту жительства этого лица. Как правило, удовлетворяют ходатайства граждан, проживающих в другой области, районе, городе относительно места совершения правонарушения.

Протокол подписывается инспектором и водителем (свидетелями), и его копия обязательно вручается водителю. При этом водительское удостоверение инспектором не изымается (ст. 28.2 КоАП РФ; пп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 23.07.2013 № 196-ФЗ).

  1. Направление административного материала в суд

В течение трех суток с даты составления протокола инспектор ГИБДД направляет собранный по делу административный материал в суд. Такие дела рассматривают мировые судьи. По общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения, но, если заявленное водителем ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства удовлетворено, материал направляется мировому судье, в чью территориальную подсудность входит адрес места жительства водителя (ч. 1 ст. 28.8, ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).

Вместе с протоколом инспектор направляет все собранные по делу доказательства (схему, рапорт, иные протоколы, акты, фото- и видеоматериалы и др.).

  1. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Мировой судья, получив от инспектора ГИБДД административный материал, принимает его к производству, назначает дату и время рассмотрения дела и извещает об этом водителя. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, однако при его неявке может быть рассмотрено судьей единолично, если водитель был надлежащим образом извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, по объективным причинам не может присутствовать в судебном заседании, но его присутствие признано судьей обязательным, то при наличии технической возможности участие в заседании может быть организовано с использованием систем видео-конференц-связи (ст. 29.14 КоАП РФ).

В ходе рассмотрения дела судом водитель вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства и (или) ходатайствовать об их истребовании, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, обжаловать решение суда и пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством. Водитель не обязан доказывать свою невиновность и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в судебном порядке. Неустранимые сомнения в его виновности толкуются в его пользу (ч. 2, 3, 4 ст. 1.5, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).

По результату рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным действующим законодательством (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

  1. Действия водителя в случае назначения административного наказания

Постановление судьи о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством может быть обжаловано водителем в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Если указанное постановление не было обжаловано, то оно вступает в законную силу после истечения установленного срока для обжалования (п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ).

До вступления в законную силу постановления суда водитель вправе управлять транспортным средством.

В течение трех рабочих дней со дня вступления постановления в силу водитель должен сдать водительское удостоверение (а в случае утраты — написать заявление) в орган ГИБДД, указанный в постановлении (ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ; п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20).

В противном случае срок лишения права управления транспортным средством прерывается до сдачи соответствующего удостоверения, его изъятия или направления заявления об утрате (ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ).

Со дня сдачи водителем либо изъятия у него водительского удостоверения течение прерванного срока лишения права управления транспортным средством продолжается (ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ).

Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, влечет административную, а в некоторых случаях — уголовную ответственность (ч. 2, 4 ст. 12.7 КоАП РФ; ст. 264.3 УК РФ).

628309, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,
2 мкр., 25 дом. pr_glava@admugansk.ru

Приемная главы города:
+7 (3463) 23-77-11
Городская общественная приемная:
+7 (3463) 22-96-72
Единая дежурно-диспетчерская служба:
+7 (3463) 31-01-18

Особенности действий инспектора ДПС ГИБДД по пресечению и документированию административных правонарушений в области дорожного движения, совершаемых должностными лицами, выполняющими определенные государственные функции Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доцкевич Максим Владимирович, Булавкин Александр Александрович

В статье рассматриваются основные положения административного делопроизводства в области дорожного движения в отношении должностных лиц, обладающих особым статусом (депутаты Государственно Думы, члены Совета Федерации, прокуроры и т.д.). Выявляются неясности при реализации процесса производства дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, в результате анализа нормативно-правовых актов авторами статьи даются направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Доцкевич Максим Владимирович, Булавкин Александр Александрович

Особенности действий инспекторов ДПС ГИБДД по пресечению и документированию (фиксированию) правонарушений, совершаемых должностными лицами, выполняющими определенные государственные функции

Амбивалентность в контроле и надзоре за дорожным движением

Деятельность инспекторов ДПС по пресечению административных правонарушений в области безопасности дорожного движения совершаемых лицами, обладающими правовым иммунитетом

Административно-деликтные иммунитеты в деятельности полиции

Административно-правовой статус должностного лица в решениях Конституционного суда Российской Федерации

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности действий инспектора ДПС ГИБДД по пресечению и документированию административных правонарушений в области дорожного движения, совершаемых должностными лицами, выполняющими определенные государственные функции»

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ИНСПЕКТОРА ДПС ГИБДД ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ И ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ

Доцкевич Максим Владимирович, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень 4 Булавкин Александр Александрович,

Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения административного делопроизводства в области дорожного движенияв отношении должностных лиц, обладающих особым статусом (депутаты Государственно Думы, члены Совета Федерации, прокуроры и т.д.). Выявляются неясности при реализации процесса производства дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, в результате анализа нормативно-правовых актов авторами статьи даются направления его совершенствования.

Ключевые слова: ПДД, административное правонарушение,

административная ответственность, КоАП, административный регламент.

Основной задачей ДПС ГИБДД является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения правил дорожного движения в целях сохранения жизни, здоровья и имущества, защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц, а также интересов общества и государства, обеспечение бесперебойного движения автотранспорта.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации [1] в России

закреплено равенство всех перед законом и судом. Это положение нашло свое

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

отражение ив ч. 1. ст. 1.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [2] (далее — КоАП РФ), которая устанавливает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Однако уже в части второй данной статьи закреплены особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности некоторых должностных лиц. В ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ законодатель также устанавливает особый порядок привлечения к юридической ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации. При этом, и в том и в другом случае законодатель не закрепляет в положениях КоАП РФ особый порядок привлечения к юридической ответственности перечисленных лиц, но отсылает правоприменителя к нормам ^ международного права, либо к Конституции Российской Федерации и о федеральным законам.

Ответы на многочисленные вопросы о порядке привлечения к административной ответственности и порядке применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении лиц обладающих особым статусом должен был дать Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения [3] (далее — Административный регламент). Однако он также содержит в себе много отсылок к действующему законодательству и зачастую не дает полного ответа на вопрос как действовать в той или иной ситуации инспектору ДПС ГИБДД.

Кроме того наличие различных «иммунитетов и привилегий» приводит к тому, что попытка привлечь должностное лицо, обладающее значительной долей государственной власти, является потенциально опасной в первую очередь для лица, пытающегося привлечь правонарушителя к административной ответственности. Российская правоприменительная практика знает множество печальных примеров подобных попыток. Так, в феврале 2005 года инспектор полка ДПС лейтенант милиции Александр Бугурнов отстранил от управления автомобилем помощника прокурора Железнодорожного района Новосибирской области Василий Савицкий, который производил впечатление пьяного и отказывался пройти медицинское освидетельствование. Автомобиль помощника прокурора был отправлен на штрафстоянку, а его самого доставили в РОВД. В

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

результате госавтоинспектора уволили, а затем привлекли к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») [17].

В соответствии с п. 232 Административного регламента, к должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, относятся:

а) зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации;

б) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

в) депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

г) зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

д) зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного о

(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления,

зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления;

е) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

ж) член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;

При этом законодательно закрепляются различные подходы к определению объема и территории действия иммунитета в отношении перечисленных должностных лиц, устанавливается либо запрет на привлечение должностных лиц к административной ответственности, либо дополнительные условия при разрешении данного вопроса, иммунитет действует на территории отдельного муниципального образования, либо на всей территории Российской Федерации.

В отношении зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации; зарегистрированного кандидата в депутаты

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; зарегистрированного в установленном порядке кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированного кандидата на должность выборного должностного лица

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

местного самоуправления; члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется на общих основаниях (d приложении № 2 приводится алгоритм действий инспектора ДПС по выявлению и привлечению к административной ответственности лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения).

В соответствии с п. 233 Административного регламента при совершении административного правонарушения зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы, зарегистрированным кандидатом на членство в ^ законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта о Российской Федерации, органе местного самоуправления, зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении (составляет протокол об административном правонарушении либо выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования). К указанным лицам при наличии соответствующих оснований применяются отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, иные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, за исключением предусмотренных особыми условиями, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении устанавливаются в отношении:

1. Члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [4] член Совета Федерации или депутат

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:

— подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 13 федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [5] в случае привлечения депутата к административной ответственности, его задержания, ареста или иных административно-процессуальных действий применяется особый порядок производства по административным делам, установленный федеральными законами.

Однако ни в КоАП РФ, ни в каком-то другом федеральном законе о Российской Федерации, отдельных предписаний, определяющих особенности порядка привлечения депутата к административной ответственности или производства по делам об административных правонарушениях в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не предусмотрено. Следовательно, никаких ограничений привлечения депутата к административной ответственности, а также на применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации нет.

3. Уполномоченный по правам человека Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 12 федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [6]

уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть подвергнут личному досмотру без согласия Государственной Думы Российской Федерации, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

В соответствии с п. 234 Административного регламента при совершении зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы, зарегистрированным кандидатом на членство в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления, зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации административного правонарушения, рассмотрение дела о котором не находится в компетенции судьи, вынесение постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на общих основаниях. При совершении ими административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, составляется протокол об ^ административном правонарушении либо выносится определение о о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, которые со всеми материалами дела незамедлительно передаются руководителю подразделения для последующего решения вопроса о привлечении указанных лиц к административной ответственности.

К особенностям привлечения указанных выше лиц к административной ответственности относится:

1. Кандидат на должность Президента Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 42 федерального закона Российской Федерации «О выборах Президента Российской Федерации» [7] не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Член Совета Федерации или депутат Государственной Думы в соответствии с ч. 2 ст. 19 федерального закона Российской Федерации «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Вследствие этого, все материалы об административном

правонарушении, совершенном членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы, предусматривающим административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, незамедлительно передаются руководителю подразделения для передачи их Генеральному прокурору

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Российской Федерации и последующего решения вопроса о привлечении указанных лиц к административной ответственности.

Данное ограничение связано с тем, что в соответствии с п. 4 ст. 19 федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» законодатель допускает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, только при условии сообщения об этом в трехдневный срок Генеральному прокурору Российской Федерации.

После производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Особенностью привлечения к административной ответственности ^ зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы о Федерального Собрания Российской Федерации, а также зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа

государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированного кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления является то, что в соответствии с п. 4 ст. 41 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [8] зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). Судебная практика такова, если прокурор дает согласие о привлечении к административной ответственности перечисленных выше лиц, то мировые судьи выносят постановление о назначении административного наказания. В качестве примера можно привести постановление мирового судьи судебного участка № 7 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан Асмандиярова Э.Р. от 27 августа 2013 г. по делу № 5-465/2013 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) руб. кандидата в депутаты Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан пятого созыва Бартеньева А. И. Данное решение принято судье вследствие того, что поступило письмо Прокурора Республики Башкортостан в котором дано согласие на привлечение кандидата в депутаты Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан пятого созыва Бартеньева А.И. к административной

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Необходимо отметить, что в отношении зарегистрированных кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления и кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления, особые условия привлечения к административной ответственности действуют только на территории соответствующего муниципального образования.

4. Порядок привлечения к административной ответственности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в целом аналогичен порядку привлечения к административной ответственности депутата Государственной Думы. В соответствии с п. 1 ст. 12 федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [10] уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Поэтому все материалы об административном правонарушении, совершенном Уполномоченным по правам человека

^ Российской Федерации, предусматривающим административную о ответственность, налагаемую в судебном порядке незамедлительно передаются руководителю подразделения для передачи их Генеральному прокурору Российской Федерации.

5. Несмотря на то, что член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в абзаце 8 п. 232 Административного регламента перечисляются через запятую, порядок их привлечения к административной ответственности имеет ряд отличий.

В соответствии с п. 18 ст. 29 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [11] член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, на основании п. 18.1 этой же статьи закона не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Необходимо заметить, что аналогичный порядок привлечения к административной ответственности действует и в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.

Порядок привлечения к административной ответственности судьи (федерального или мирового) имеет свои особенности. В ч. 4 ст. 16 закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» [12]

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

закреплено, что решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

— в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

— в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Особый порядок привлечения судей к административной ответственности распространяется на все административные правонарушения, вне зависимости от того в чьей компетенции находится рассмотрение дела.

В соответствии с п. 235 Административного регламента, в случае выявления ^ достаточных данных, указывающих на наличие события административного о правонарушения, совершенного судьей или прокурором, сотрудник составляет об этом рапорт, который с другими материалами незамедлительно передается руководителю подразделения для последующего направления в органы прокуратуры. При этом в Административном регламенте не установлено, какие материалы, кроме рапорта должен передать сотрудник.

В п. 233 Административного регламента определены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые могут быть применены ко всем остальным лицам, перечисленным в п. 232 Административного регламента (кроме судей и прокуроров), а также определено право сотрудника возбуждать дело об административном правонарушении в отношении указанных лиц. Означает ли это, что инспектор ДПС ГИБДД не имеет право возбуждать дело об административном правонарушении и применять в отношении судей и прокуроров меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении?

Если в отношении прокуроров в ч. 1 ст. 42 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [13] законодателем установлено, что проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры, то в отношении судей такого ограничения нет. Исходя из положений закона «О статусе судей в Российской Федерации» в отношении судей запрещено применять только такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как доставление, задержание и личный досмотр (ч. 5. ст. 16). Запрет возбуждать дело об административном правонарушении или применять другие меры

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении судей законодательно не установлен.

Действующая редакция Административного регламента существенно ограничивает возможность инспектора ДПС ГИБДД зафиксировать факт административного правонарушения, совершенного судьей и противоречит положениям федерального закона «О полиции».

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 12 ФЗ «О полиции» на сотрудника полиции возложена обязанность документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия,

обеспечивать сохранность следов административного правонарушения, происшествия. Однако, в соответствии с положениями Административного регламента, в случае совершения судьей административного правонарушения, сотрудник полиции не имеет права составить протокол осмотра места совершения административного правонарушения или протокол об административном правонарушении (в которых фиксируются обстоятельства совершения административного правонарушения), так как в соответствии с ч. 4 ^ ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления перечисленных выше протоколов дело о об административном правонарушении считается возбужденным.

Кроме того действующая редакция Административного регламента противоречит положениям КоАП РФ, так как в соответствии с п. 1 ч. ст. 28.1 поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Вследствие этого полагаем, что в п. 233 Административного регламента необходимо внести изменения и при перечислении лиц, в отношении которых сотрудник вправе возбуждать дело об административном правонарушении или применять определенные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, добавить «судьей».

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время, в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного судьей, инспектор ДПС ГИБДД может только зафиксировать этот факт в своем рапорте, а также приложить к нему материалы фото-видео фиксации административного правонарушения, а также объяснения свидетелей административного правонарушения. Применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении судьи, тем более выносить постановление по делу об административном правонарушении не вправе.

Действия инспектора ДПС ГИБДД в ситуации, когда достаточно оснований полагать, что судья, управляя транспортным средством, находится в состоянии опьянения, аналогичны действиям инспектора при выявлении прокурора,

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

управляющего транспортным средством с признаками опьянения и описаны ниже.

В соответствии с п. 232 Административного регламента прокуроры относятся к должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности.

Из анализа федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в России к прокурорам относятся следующие должностные лица — Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей ^ компетенции. о

Часть 1 ст. 42 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Поэтому, в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного прокурором, сотрудник составляет об этом рапорт, который незамедлительно передается руководителю подразделения для последующего направления в органы прокуратуры. Любые другие действия сотрудника ГИБДД, (в том числе составление протокола об административном правонарушении либо вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования), будут признаны незаконными.

Так мировой судья судебного участка № 75 Клинского судебного района Московской области Белоусова Н.В., рассмотрев дело № 5-67/75-13 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, на основании ст. 29.7 КоАП РФ, в отношении Карпова С.В, (помощника Солнечногорского городского прокурора Московской области), который обвиняется в невыполнении водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, т. е. в совершении административного правонарушения,

предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, решил, что документы, представленные в подтверждение вины Карпова С.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол о направлении на

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

медицинское освидетельствование на состояние опьянения, протокол об административном правонарушении) составленные инспектором СБ ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Тверской области составлены должностным лицом, не уполномоченным на составление указанных протоколов в отношении сотрудника прокуратуры. Данный вопрос является исключительной

компетенцией органов прокуратуры.

При таких обстоятельствах, по мнению судьи, представленные доказательства в обосновании вины Карпова С.В. нельзя признать допустимыми и достаточными, так как получены с нарушением требований закона.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которого установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с этим мировой судья пришел к выводу, что в действиях Карпова С.В. отсутствует состав административного правонарушения,

^ предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, поскольку его вина в совершении о правонарушения, в судебном заседании не доказана. Представленные суду доказательства вины получены с нарушением требований закона, так как нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности, а потому не могут быть признаны надлежащими и являться бесспорным основанием для установления вины Карпова С.В. в инкриминируемом ему правонарушении, поэтому дело об административном правонарушении подлежит прекращению, за отсутствием в действиях Карпова С.В. состава административного правонарушения. Других доказательств по делу суду не представлено [14].

В соответствии с п. 235 Административного регламента, при наличии достаточных оснований полагать, что прокурор, управляя транспортным средством, находится в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до предоставления для управления транспортным средством иного лица или другого устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурную часть для немедленного информирования органов прокуратуры.

В этом случае, как правило, на место «инцидента» вызывается дежурный прокурор. В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № 70 «О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» [15] (далее — Приказ) информация,

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

поступившая из органов МВД России, о совершении прокурорскими работниками органов и учреждений прокуратуры административных правонарушений подлежит проверке (служебному расследованию). В соответствии со ст. 12 Приказа, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур вменено в обязанность о каждом случае совершения прокурорским работником правонарушения, в суточный срок с момента получения соответствующей информации направлять специальное донесение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Главную военную прокуратуру с последующим представлением подробной информации о результатах проведенной проверки.

В ч. 2 ст. 14 Приказа закреплено: «В случае возбуждения за проступок, порочащий честь прокурорского работника, административного производства подлинник постановления и материалы проверки направлять в суд по месту совершения правонарушения для решения вопроса о применении мер административного воздействия».

Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что система о ограничений, особых условий при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении отдельных должностных лиц РФ весьма сложна. При этом дополнительные трудности в правоприменительной деятельности создает то, что данные иммунитеты сформулированы различным образом и закреплены в отдельных нормативно-правовых актах.

Автор присоединяется к мнению Е.К. Черкасовой, которая считает целесообразным закрепление данных предписаний, определяющих в целом системно особые гарантии отдельных должностных лиц, в отдельной главе КоАП РФ или в отдельном федеральном законе [16]. Реализация данного предложения позволит упорядочить систему иммунитетов и правильно разрешать вопросы, связанные с производством по делу об административных правонарушениях в отношении должностных лиц РФ, пользующихся особым правовым статусом.

Необходимо отметить, что ограничения, связанные с невозможностью проведения отдельных процессуальных действий в отношении лиц, пользующихся правовым иммунитетом, не обеспечивают, а препятствуют осуществлению должностными лицами своих функций, поскольку фактически дают возможность избежать виновным административной ответственности. Связано это, прежде всего, с невозможностью проведения определенных процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, которые являются основными процессуальными способами собирания доказательств, без которых невозможно в ряде случаев привлечь лицо

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

к административной ответственности. После передачи первоначального материала о совершенном правонарушении в сфере безопасности дорожного движения, в подведомственные органы, должностные лица данных органов сталкиваются с невозможностью осуществить все необходимые процессуальные действия по привлечению лица к ответственности, в связи с отсутствием специальных познаний в сфере ведения административного производства по линии ГИБДД (составление схемы ДТП, оформление процессуальных документов).

В связи с этим предлагается внести в российское законодательство соответствующие изменения и закрепить положение о том, что депутаты, судьи и прокуроры, как и другие представители власти, несут административную ответственность на общих основаниях. Если же правонарушение совершено в связи с осуществлением ими служебной деятельности, то тогда вступают в силу особые условия привлечения этих субъектов к административной

ответственности, которые должны быть детально прописаны в КоАП РФ.

В этой связи предлагаем:

а) Дать понятие термина «привлечение к административной о

ответственности». Поскольку применение мер обеспечения производства, прописанные в гл. 27 КоАП РФ, еще не являются фактом реализации административной ответственности, то логично предположить возможным применение мер, направленных на пресечение административных

правонарушений. Кроме того, следует иметь в виду, что данные меры могут применяться не к лицу, а к предмету (документу). Например, задержание транспортного средства, изъятие вещей и документов (пленка для тонировки стекла).

б) Унифицировать порядок применения мер обеспечения производства об административном правонарушении в отношении лиц наделенных правовым иммунитетом.

в) Закрепить на федеральном уровне особые условия (порядок) применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Поскольку п.2 ст.1.4.КоАП РФ отсылает к иным федеральным законам. Однако проведенный анализ законодательство, не позволил авторам четко установить «особый порядок».

г) Нормативно закрепить алгоритм действий для инспекторов ДПС в отношении лиц совершивших административные правонарушения и обладающих правовым иммунитетом.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: ред. от 5 февр. 2014 г. № 7-ФКЗ // Рос. газ. 1993. 25 дек.; 2014. 7 февр.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: ред. от 21 июля 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1; 2014. № 30 (часть I). Ст. 4278.

3. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185: ред. от 13 авг. 2012 г. // Рос. газ. 2009. 7 июля; 2012.

4. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ: ред. от 21 июля 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 2. Ст. 74; 2014. № 30 (часть I). Ст. 4217 о

5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ: ред. от 21 июля 2014 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005; 2014.

№ 30 (часть I). Ст. 4257.

6. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конст. закон от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ: ред. от 12 марта 2014 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.; 2014. № 11. Ст. 1088.

7. О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ: ред. от 2 апр. 2014 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 171.; 2014. № 14. Ст. 1543.

8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ: ред. от 4 июня 2014 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.; 2014. № 23. Ст. 2931.

9. Постановление мирового судьи судебного участка № 7 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 27 августа 2013 г. по делу № 5-465/2013 http://sudact.ru/.

10. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ: редакция от 12 марта 2014 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1997. № 9.

Ст. 1011.; 2014. № 11. Ст. 1088.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

11. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ: ред. от 4 июня 2014 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.; 2014. № 23. Ст. 2931.

12. О статусе судей в Российской Федерации: закон от 26 июня 1992 г. № 3132-I: ред. 21 июля 2014 г. // Рос. газ. 1992. 29 июля; 2014. 25 июля.

13. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I: ред. от 21 июля 2014 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8.

Ст. 366.; Рос. газ. 2014. 23 июля.

14. Постановление мирового судьи судебного участка № 75 Клинского судебного района Московской области Белоусова Н.В. по делу № 5-67/75-13 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.26 КоАП РФ // http://sudact.ru/

15. О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской

^ Федерации: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от о

18.04.2008 № 70: ред. от 15 янв. 2010 г. // Законность. 2008. № 6.

16. См.: Черкасова Е.К. Механизм реализации принципа равенства всех перед законом при производстве по делам об административных правонарушениях // Современные научные исследования. Выпуск 2 / Под ред. П.М. Горева и В.В. Утмова. Концепт. 2-14.-Приложение № 20 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // e-koncept.ru/ext/61/- Гос. рег. Эл №ФС 77-49965. — ISSN 2304-120X.

Постановление ГИБДД по делу об административном правонарушении — порядок и правила составления

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении при нарушении Правил дорожного движения (ПДД) выносится постановление.

В соответствии с требованиями статьи 23.3 КоАП РФ рассматривать дела об АП в области дорожного движения уполномочены:

  • начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель;
  • начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместитель;
  • командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;
  • сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание.

Вышеуказанные лица наделены полномочиями по рассмотрению конкретных составов правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. Решения, связанные с лишением водительских прав и назначением административного ареста, принимается только судом. Более подробно о правах и полномочиях инспектора ГИБДД можно прочитать в статье по ссылке.

Основаниями вынесения постановления по делу об административном правонарушении являются назначение сотрудником ГИБДД на месте совершения административного правонарушения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

Правила рассмотрения дела

Лицам, участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности. Сотрудником в пределах своей компетенции рассматриваются заявленные ходатайства, исследуются все имеющиеся доказательства. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о назначении административного наказания выносится при назначении предупреждения или наложения административного штрафа (в пределах санкции статьи). При этом учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Смягчающие обстоятельства

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность при нарушении ПДД, относят (ст.4.2 КоАП РФ):

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  3. добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  4. оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  5. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  6. добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  7. добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
  8. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  9. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  10. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Кроме перечисленных обстоятельств, лица, рассматривающие дела об АП, могут признать смягчающими иные обстоятельства, в зависимости от обстоятельств совершения конкретного правонарушения.

Отягчающие обстоятельства

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность за нарушения ПДД, перечислены в статье 4.3 КоАП РФ. К ним относятся:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Прекращение дела об АП — основания, порядок

При наличии возбужденного дела об административном правонарушении и обнаружении обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, сотрудник ГИБДД выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

К обстоятельствам, при наличии которых дело об АП подлежит прекращению, относятся:

  1. отсутствие события административного правонарушения;
  2. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, с которого наступает административная ответственность;
  3. действия лица в состоянии крайней необходимости (то есть действия, совершенные для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред);
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  5. признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Срок давности при привлечении к ответственности за нарушения ПДД составляет 2 месяца при рассмотрении дела органом ГИБДД и 3 месяца при рассмотрении дела судом;
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  9. иные обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Правила оформления постановления по делу

В соответствии с положениями ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  1. должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  2. дата и место рассмотрения дела;
  3. сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  4. обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  5. статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  6. мотивированное решение по делу;
  7. срок и порядок обжалования постановления.

Органами внутренних дел используется единый образец постановления по делу об АП

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается сотрудником ГИБДД, вынесшим постановление, и объявляется немедленно после вынесения. При этом виновному лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, разъясняется срок и порядок обжалования постановления, а в случае назначения административного наказания в виде административного штрафа также порядок его уплаты и ответственность за его неуплату в установленный срок.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения.

Особенности уплаты административного штрафа в размере 50 %

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в размере 50 %.

В соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Итак, оплатить 50 % от размера штрафа можно в течение двадцати дней со дня вынесения постановления и только по статьям, не указанным в предыдущем абзаце.

Порядок обжалования постановления ГИБДД по делу об АП

Порядок обжалования вынесенного постановления установлен главой 30 КоАП РФ.

По общему правилу вынесенное должностным лицом постановление по делу об АП может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Срок, в течение которого данное постановление может быть обжаловано, составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Подготовлено «Персональные права.ру»

Дополнительная информация по теме:

Прокурор разъясняет — Прокуратура Волгоградской области

Порядок проведения административного расследования органами ГИБДД. Разъясняет заместитель прокурора г. Волжского Петраков П.С.

Поделиться

Сотрудники ГИБДД назначают административное расследование ДТП только в том случае, если изначально на месте совершения ДТП установить причины и обстоятельства аварии без дополнительного анализа невозможно. В тех ДТП, где явно очевидна вина одно из водителей и этот факт единогласно подтверждают все участники аварии, административное расследование ДТП не назначается, а на месте совершения ДТП составляется административный протокол. Также необходимо учитывать, что административное расследование проводится по месту совершения ДТП.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП срок проведения административного расследования не может превышать один месяц, а в исключительных случаях, при проведения административного расследования по делам о нарушениях Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, указанный срок может быть продлен до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП).

Если по истечении срока проведения административного расследования лицо, в отношении которого оно производилось, отсутствует, а в его отсутствие протокол составить невозможно, производство по делу прекращается.Исчерпывающий перечень случаев вынесения постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях содержится в ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Волгоградской области

Прокуратура Волгоградской области

Дата публикации:

22 декабря 2022, 12:45

Порядок проведения административного расследования органами ГИБДД. Разъясняет заместитель прокурора г. Волжского Петраков П.С.

Сотрудники ГИБДД назначают административное расследование ДТП только в том случае, если изначально на месте совершения ДТП установить причины и обстоятельства аварии без дополнительного анализа невозможно. В тех ДТП, где явно очевидна вина одно из водителей и этот факт единогласно подтверждают все участники аварии, административное расследование ДТП не назначается, а на месте совершения ДТП составляется административный протокол. Также необходимо учитывать, что административное расследование проводится по месту совершения ДТП.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП срок проведения административного расследования не может превышать один месяц, а в исключительных случаях, при проведения административного расследования по делам о нарушениях Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, указанный срок может быть продлен до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП).

Если по истечении срока проведения административного расследования лицо, в отношении которого оно производилось, отсутствует, а в его отсутствие протокол составить невозможно, производство по делу прекращается.Исчерпывающий перечень случаев вынесения постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях содержится в ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *