На что влияет сочинение егэ
Перейти к содержимому

На что влияет сочинение егэ

  • автор:

На что влияет сочинение егэ

Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?

При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

На скольких произведениях нужно строить рассуждение?

В критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).

Что собой представляют темы итогового сочинения?

Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Итоговое сочинениеэто сочинение по литературе?

Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. По критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» проверяется «умение строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала». Не предполагается проведение литературоведческого анализа произведений, но участник вправе применить и такой анализ при раскрытии темы.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?

В критерии 2 сказано «Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы».

В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?

Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 «соответствие теме» и № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке); выдержать объем (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.

В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли темы итогового сочинения сформулированы только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса
Для экспертов, проверяющих работы:
Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации?

Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

  1. Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям № 1 — № 5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  2. Если за сочинение по критерию № 1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям № 2 — № 5 не проверяется. В клетки по требованию 2 и всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  3. Если за сочинение по критерию по критерию № 1 выставлен «зачет», а по критерию № 2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям № 3 — № 5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания № 3 — № 5 выставляется «незачет».

Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет?
Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.
Какова специфическая роль учителя-словесника при проведении итогового сочинения?

Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее такая традиция была)?

Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен:»ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?

В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В критерии № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст)».

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).

В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).

Какие задачи решает итоговое сочинение? Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

6 причин, почему итоговое сочинение на самом деле никому не нужно

6 причин, почему итоговое сочинение на самом деле никому не нужно

При поступлении в вуз учитываются не только баллы ЕГЭ и победы в олимпиадах. Последние три года ещё и результаты перепроверки так называемого итогового сочинения. Учитель словесности и доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец рассказывает, что это такое, есть ли от итогового сочинения хоть какая-то польза и кому оно вообще нужно.

1. Итоговое сочинение нужно абитуриенту

Выпускник, который хорошо владеет письменной речью, может написать отличное сочинение ­– в своей школе и под надзором своих учителей. А не в лихорадочной атмосфере ЕГЭ. Он может получить за сочинение в вузе дополнительные баллы (вместе с другими баллами за индивидуальные достижения). И именно эти баллы могут помочь ему поступить.

Как на самом деле. Сайт «Поступление.ру» не очень обнадёживает: «Написали итоговое сочинение? Окей. Теперь расслабьтесь и успокойтесь — абсолютное большинство российских вузов не будет учитывать при приёме результаты итоговых сочинений и присуждать дополнительные баллы».

Другой сайт для абитуриентов в 2015–2016 году публиковал таблицы вузов, которые учитывают результаты итогового сочинения. Но в 2017 году такой информации на сайте уже не оказалось. Я нашёл только пять московских вузов, которые перепроверяют итоговые сочинения и дают за них дополнительные баллы: НИУ ВШЭ (до 10 баллов), ГАУГН (до 10 баллов), МГУ (до 4 баллов), МИФИ (до 2 баллов), МГПУ (до 10 баллов на некоторые направления). В регионах таких вузов вообще нет (если это, конечно, не филиалы упомянутых столичных). К сожалению, сайт «Поступление.ру» прав.

2. Итоговое сочинение нужно университетам

После введения ЕГЭ в университетах уменьшился уровень коррупции (о вузах, где есть внутренние экзамены, говорить не будем). И теперь вузы лишились возможности хоть как-то влиять на отбор абитуриентов. Очевидно, что образ идеального студента в РУДН и, скажем, в Свято-Тихоновском православном университете отличается. Перепроверка итогового сочинения и начисление дополнительных баллов могли бы немного компенсировать эту потерю. У вузов появилось право разрабатывать свои требования к сочинениям и проверять их по своим критериям. Абитуриенты, которые нацелены на конкретный вуз, могут заранее узнать эти требования и постараться написать сочинение в соответствии с ними.

Как на самом деле. Вузы отказываются от этого. Почему? Одна из причин — материальная. Организация перепроверки сочинений стоит сотни тысяч и даже миллионы рублей. Если у вуза нет своих экспертов, которым он мог бы доверить проверку, — он должен нанимать их со стороны. Но это со своими преподавателям можно расплачиваться не деньгами, а часами нагрузки — или вовсе ничего не платить. Государство денег на сочинения не даёт ни учителям — за их проверку, ни вузам — за перепроверку. Качество проверки там, где людям почти ничего не платят и перегружают работой посреди отпускного сезона, вряд ли будет хорошим. Один коллега из московского вуза рассказал, что за три недели проверил 800 (!) сочинений. Его комментарии об этом не пропустит ни одна цензура.

3. Итоговое сочинение нужно творческим школьникам

Старшеклассники часто жалуются, что сочинения на ЕГЭ по русскому языку или по литературе нужно писать по жестко заданному шаблону. Ретивым ученикам просто заявляют: «Тебе надо поступить или самовыражательством заниматься? Выпендриваться будешь, когда поступишь в вуз!». Итоговое сочинение в этом смысле свободнее. Нужно просто размышлять, как правило, на морально-этическую тему (о чести и бесчестии, победе и поражении, семье и любви и так далее)

Как на самом деле. Когда сочинение только ввели и все были в растерянности, попадались действительно яркие работы. Но уже через год их стало гораздо меньше, а в этом году окончательно восторжествовал Его Величество Шаблон. Сотни работ на одну и ту же тему, которые отличить можно разве только по почерку! Издательства стали выпускать сборники готовых текстов, которые быстро перекочевали в интернет. Плохих работ стало заметно меньше. Ещё меньше — работ, которые хоть чем-то отличаются от остальных. Об этом красноречиво говорят цифры проверки сочинений в Высшей школе экономики: если в 2015 году работ на 4-7 баллов (на «удовлетворительно» и «хорошо») было 75,3%, то в 2016 году — уже 87,7%, причём количество «отличных» работ (8-10 баллов) упало в два с половиной раза — с 15,6% до 6,2%.

С какой стати вузы должны давать абитуриентам дополнительные баллы за такие сомнительные умения, как списывать из интернета или заучивать готовые сочинения как топики по иностранному языку? Отдельная проблема — плагиат. Его и так сложно распознать в рукописных работах, а тут ещё сочинения из интернета стали такого низкого качества, что даже самый опытный эксперт не обнаружит подмены! Ну кому в голову придёт, что можно списать такую дрянь? Что касается сильных и мотивированных учеников, у них есть способы проявить иначе свою креативность, нежели писать на спущенную сверху тему, чтобы получить зачёт или незачёт.

4. Итоговое сочинение нужно старшеклассникам (чтобы получить допуск к ЕГЭ)

Без зачёта за итоговое сочинение сдавать ЕГЭ никто не даст. Да, это дополнительное препятствие, но такие правила игры. Слишком высока цена, чтобы легкомысленно к нему отнестись, особенно для мальчиков, которые не хотят сразу после школы оказаться под ружьем.

Как на самом деле. В 2015 году после всех сдач и пересдач всего 0,37% учеников не справились с сочинением. В 2016 году — 0,36%. Рособрнадзор пока не дал цифр 2017 года, но в первую волну в декабре 98% зачёт получили.

Итоговое сочинение не стоит того, чтобы тратить на него много сил. Да и учителя если что всегда помогут: во время перепроверки попадается немало списанных работ (а значит, кто-то закрывал на это глаза или помогал).

5. Итоговое сочинение нужно учителям-словесникам

Нередко можно услышать, что итоговое сочинение помогло учителям литературы заставить старшеклассников хоть что-то прочитать и ещё раз что-то написать перед ЕГЭ. Главное, появился ещё один аргумент, почему надо читать русскую классику: она пригодится при написании итогового сочинения!

Как на самом деле. Итоговое сочинение стало дополнительным бременем для учителей. Теперь словесники вынуждены готовить выпускников сразу к двум ЕГЭ — по русскому языку и литературе, готовить к итоговому сочинению, а потом ещё и его проверять! Причем объективным быть невыгодно: могут наказать или сделать выговор за слишком низкую оценку. В итоге работы проверяются вполглаза и наспех. Да и попытка с помощью сочинения увлечь учеников классикой не удалась. Учителя жалуются, что после сочинения школьники вообще теряют интерес к предмету.

6. Итоговое сочинение нужно государству

Итоговое сочинение вводили под разговоры о том, что современные дети мало читают и мало пишут. Сочинение должно было помочь решить эту проблему. Государство решило, что воспитывать подрастающее поколение нужно на лучших образцах русской классики XIX и ХХ века. По закону об образовании, не может быть два итоговых экзамена по одному предмету. Пришлось пойти на лукавство: сочинение объявили «метапредметным» — мол, все предметы, не только литература, учат писать и рассуждать. Но словесники умеют это лучше других. А чтобы им было легче при проверке — пусть школьники в своих рассуждениях опираются не на жизненный опыт и знания, а на произведения литературы. Даже появилось понятие «литературоцентричное метапредметное сочинение».

Как на самом деле. Стали ли школьники больше читать, можно понять по произведениям, по которым они пишут сочинения. Педагоги из Тольятти поделились своей статистикой. Они исследовали 2482 работы, в этих работах были так или иначе упомянуто 224 произведения. Причём первая дюжина — в 1669 работах, то есть в 67,3% или 2/3 от общего числа сочинений! Иначе говоря, сочинения пишут по одним книгам. Из этой дюжины — три произведения, которые проходят в 10-11 классе, два — в 9 классе, остальные — 6-8 классы. Причём это те же произведения, что были и в прошлом и позапрошлом году: «Капитанская дочка» (323), «Преступление и наказание» (301), «Война и мир» (242), «Евгений Онегин» (198), «Сотников» (107), «Отцы и дети» (102), «Тарас Бульба» (78) «Гранатовый браслет» (78), «Герой нашего времени» (69), «Дубровский» (60), «Судьба человека» (60) и «Бедная Лиза» (50).

Читайте также:

​6 сомнительных аргументов, почему нам нужен обязательный список по литературе

Возможно, детей так и готовят: берём уже прочитанное и подверстываем под тему, как бы она ни была конкретизирована. Странное приобщение к чтению. Не менее странно и «требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал». Художественное произведение строится на основе художественной образности. Художественным образом можно проиллюстрировать свою мысль, но не аргументировать её. Как можно авторские фантазии выдавать за реальность? Такое требование отбрасывает школьников назад, в начальную школу, когда наивный реализм был способом восприятия любого художественного вымысла.

Вряд ли итоговое сочинение действительно нужно государству: зачем ему люди, которые не читают, пишут только по шаблону, не отличают факта от вымысла, да ещё к тому же лицемерят? Вопрос риторический.

Думаю, итоговое сочинение могло бы быть интересно вузам, если бы абитуриент мог рассуждать на тему, близкую к его специальности. Скажем, будущий экономист мог бы поразмыслить о роли денег в нашей жизни, физик — о перспективах всеобщей роботизации, филолог — о значении «Войны и мира» для нашего времени. И примеры можно брать не только из литературы, но и из истории, науки, даже из собственного опыта — только пусть сам автор это сделает! Это было бы куда интереснее и самому абитуриенту — писать о том, что тебе интересно. Да и учителям в итоге было бы лучше: к проверке сочинений подключились бы остальные предметники (в конце концов, не количество пропущенных запятых главное в таких работах) и работы было бы гораздо интереснее читать и проверять. Конечно, придётся скорректировать подготовку по предметам. Но, с другой стороны, уже есть сочинения по истории, обществознанию, почему бы не быть им и по биологии или иностранному языку? Ну а что в результате выиграет и общество, и государство — вопрос тоже риторический.

Рособрнадзор: оценка за сочинение не будет влиять на ЕГЭ по русскому языку

ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

МОСКВА, 18 ноября. /ТАСС/. Результаты итогового сочинения не будут учитываться при сдаче госэкзаменов по русскому языку, являясь только допуском к ЕГЭ, заявили в пресс-службе Рособрнадзора.

«Результаты работ могут быть учтены вузами. Поэтому в заявлении абитуриентам необходимо будет указать предоставление итогового сочинения как результата индивидуального достижения», — напомнили в ведомстве.

Читайте также
Рособрнадзор: проверка сочинений завершится через неделю после их написания

Относить лично бланки сочинений в высшие учебные заведения школьникам не понадобится — они будут доступны к просмотру через специально разработанные информационные ресурсы.

Итоговое сочинение (изложение) будет проведено 3 декабря 2014 года. Предусмотрены также пересдачи — 4 февраля и 6 мая 2015 года. Успешная сдача работы будет являться допуском к единым госэкзаменам.

Участникам, сдававшим итоговое сочинение, к имеющимся баллам ЕГЭ может быть прибавлено до 10 баллов по усмотрению вуза. Порядок учета результатов, полученных абитуриентом за итоговое сочинение, указывается в правилах приема, утвержденных вузом самостоятельно.

Как принять участие в сдаче итогового сочинения

Для участия в итоговом сочинении или изложении необходимо подать заявление не позднее чем за две недели до его проведения в школе, уточнили в Рособрнадзоре. Сделать это школьники могут лично или при помощи родителей на основании документа, удостоверяющего их личность.

Читайте также
Школьные сочинения планируют оценивать по пяти критериям

«Регистрация необходима для того, чтобы выяснить общее количество участников этого года, а также подготовить персонифицированные бланки для каждого из них», — уточнили в ведомстве.

Выпускники прошлых лет, участники с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды подают заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) в местах регистрации, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ.

При этом выпускники прошлых лет обязаны представить оригиналы документов об образовании, участники с ограниченными возможностями здоровья обязаны представить заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а инвалиды — справку, подтверждающую факт установления инвалидности.

Чтобы узнать перечень мест регистрации, необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта РФ, уточнили в пресс-службе Рособрнадзора.

Что нужно знать об итоговом сочинении?

Начиная с прошлого года написание итогового сочинения либо изложения является необходимым условием для допуска учащихся 11-12-х классов к государственной итоговой аттестации, в том числе к сдаче ЕГЭ (абз. 1 п. 9.1. Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования; далее – порядок проведения ГИА). В этом году выпускники школ будут писать его 2 декабря (письмо Рособрнадзора от 30 октября 2015 г. № 02-484). Также определены две запасные даты – 3 февраля и 4 мая 2016 года. Они устанавливаются для пересдачи сочинения (изложения) и написания его теми, кто не явился в декабре для выполнения работы или не завершил ее по уважительным причинам, подтвержденным документально (абз. 13 п. 9.1 порядка проведения ГИА).

С учетом прошлогоднего опыта Рособрнадзор утвердил подробные методические рекомендации по подготовке, проведению сочинения (изложения) и оценке работ учащихся в 2015/16 учебном году (письмо Рособрнадзора от 1 октября 2015 г. № 02-448). Посмотрим, на какие моменты стоит обратить особое внимание выпускникам и как эксперты будут проверять и оценивать их работы.

Порядок проведения сочинения (изложения)

О порядке проведения выпускных экзаменов узнайте из материала «Государственная итоговая аттестация (ГИА). Единые государственные экзамены (ЕГЭ)» Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Итоговое сочинение или изложение проводится в школах или в местах, определенных региональными органами исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в сфере образования. Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение или изложение организуется на дому (п. 1.4 методических рекомендаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования; далее – рекомендации для образовательных организаций).

Не позднее чем за две недели до начала проведения сочинения (изложения) учащиеся или выпускники прошлых лет должны подать в образовательные организации заявление для участия в нем (приложение 1, приложение 2 к методическим рекомендациям
по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения); далее – рекомендации для участников) и дать согласие на обработку персональных данных (приложение 3 к рекомендациям для участников). Таким образом, в этом году последний день подачи заявления и сопутствующих документов – 17 ноября.

Поскольку результаты итогового сочинения или изложения могут учитываться при поступлении в вуз, писать его могут, в том числе, выпускники прошлых лет, лица, получающие среднее профессиональное образование, граждане, обучающиеся в иностранных образовательных организациях, а также те, кто в предыдущие годы не сдавал ЕГЭ или получил неудовлетворительные результаты хотя бы по одному из экзаменов (то есть лица, окончившие школу со справкой). Полный перечень участников сочинения закреплен в п. 9.1 порядка проведения ГИА.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья вместе с заявлением подают копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, инвалиды – оригинал или заверенную копию справки об инвалидности, выпускники прошлых лет – оригиналы документов об образовании, иностранцы – оригинал документа об образовании с нотариально заверенным переводом. Напомним, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, граждане, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, те, кто учится на дому или нуждается в длительном лечении и находится в лечебных или реабилитационных учреждениях, могут писать по своему выбору изложение вместо сочинения (абз. 2 п. 9.1 порядка проведения ГИА).

Сочинение или изложение начнется в 10:00 по местному времени, продолжительность его написания составит 3 ч. 55 мин. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов – 5 ч. 25 мин. При этом таких детей должны будут покормить, поскольку рекомендациями предусмотрено, что если продолжительность сочинения (изложения) занимает больше четырех часов, должно быть организовано питание его участников (абз. 2 подраздела «Сроки и продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения)» рекомендаций для образовательных организаций). Необходимо помнить, что время проведения инструктажа участников, заполнения регистрационных бланков и других подготовительных мероприятий не входит в продолжительность выполнения работы.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Во время проведения сочинения (изложения), кроме бланка регистрации и бланков записи, на столе участника могут находиться только следующие вещи:

  • ручка с чернилами черного цвета (гелевая, капиллярная или перьевая);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения. Участникам изложения, помимо орфографического, выдается толковый словарь. Пользоваться своими словарями нельзя;
  • инструкция для участников итогового сочинения (изложения) (приложение 4, приложение 5 к рекомендациям для участников);
  • черновики (выполняющим работу необходимо перенести написанное на них в бланки записи, поскольку сами черновики не проверяются).

Запрещается иметь при себе любые средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы или какие-либо письменные заметки.

Особое внимание Рособрнадзор уделил особенностям проведения сочинения и изложения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей, обучающихся на дому, а также нуждающихся в длительном лечении и находящихся в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, которыми проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия. Для перечисленных граждан должны быть созданы условия, учитывающие состояние их здоровья. Речь идет как об обеспечении доступа таких лиц в помещения, в которых пишутся работы, и нахождения в них (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и др.), так и об оборудовании кабинетов для комфортного выполнения ими сочинения или изложения. Например, для слабослышащих участников кабинет должен быть оборудован звукоусиливающей аппаратурой, для глухих в случае необходимости может привлекаться сурдопереводчик. Для слабовидящих в кабинете должно обеспечиваться хорошее освещение, выдаваемые им материалы распечатаны в двух экземплярах – стандартные и с использованием большего шрифта и бланков увеличенного формата. Тексты изложений или темы сочинений, предлагаемые слепым участникам, оформляются шрифтом Брайля, этим же шрифтом (с использованием предоставленных необходимых принадлежностей: брайлевский прибор и грифель и т. д.) либо на компьютере такие участники вправе написать само изложение либо сочинение. На компьютере же могут выполнять работу и участники с нарушением опорно-двигательного аппарата. Глухим участникам, пишущим изложение, текст предоставляется в письменной форме на 40 мин., после чего они должны его сдать и приступить к написанию изложения. Важно, что сочинение или изложение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов может проводиться в устной форме. При этом обязательна аудиозапись ответов и их протоколирование (абз. 25 подраздела «Особенности проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ограниченными возможностями здоровья,детей-инвалидов и инвалидов» рекомендаций для участников).

Оценка сочинения (изложения)

Итоговое сочинение и изложение оцениваются не в баллах, а по системе «зачет»/»незачет». Получившие «незачет» учащиеся могут переписать сочинение или изложение, но не более двух раз в соответствующем учебном году. В этом учебном году, напомним, – 3 февраля и 4 мая 2016 года.

Оценивается сочинение или изложение по специально утвержденным критериям (приложение 6, приложение 7 к рекомендациям для участников). Однако перед тем, как приступить к оценке по этим критериям, эксперт определяет, соответствует ли работа требованиям к объему и самостоятельности выполнения. Так, если в сочинении меньше 250 слов, а в изложении меньше 150 (служебные слова: предлоги, союзы, частицы – тоже учитываются), за работу выставляется «незачет» без дальнейшей проверки. То же самое происходит, когда работа написана не самостоятельно, то есть списана у другого участника или из какого-либо другого источника (изложение – с исходного текста). При этом в сочинении можно прямо или косвенно цитировать фрагменты из произведений, но с обязательной ссылкой на источник, то есть указанием автора и названия (в свободной форме), и так, чтобы объем цитирования не превышал собственный текст.

Если работа отвечает требованиям и к объему, и к самостоятельности текста, эксперт переходит к ее оценке по пяти установленным критериям (см. таблицу).

Таблица. Критерии оценки итогового сочинения (изложения)

Аргументация. Привлечение литературного материала

Композиция и логика рассуждения

Качество письменной речи

Использование элементов стиля исходного текста

И для сочинения, и для изложения наиболее важны критерии № 1 и № 2. Чтобы получить «зачет» за всю работу, необходимо чтобы «зачет» стоял по обоим этим критериям и хотя бы по одному из трех других. «Незачет» по критерию № 1 для сочинения ставится, если работа вообще не соответствует теме или в ней не прослеживается коммуникативный замысел сочинения, то есть конкретная цель высказывания автора (утверждает ли он что-либо или, напротив, отрицает, одобряет или осуждает и т. д.). Изложение признается не соответствующим критерию № 1 в случае существенного искажения содержания исходного текста. «Незачетом» по критерию № 2 сочинение оценивается, если оно написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или произведения только упоминаются в работе, но не становятся опорой для рассуждения. «Незачет» по критерию № 2 для изложения ставится, только если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного.

Что же касается, например, грамотности, то она тоже может быть далеко не идеальной для получения «зачета» – он не ставится только тогда, когда грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в работе, затрудняют чтение и понимание текста. Для объективности этого критерия Рособрнадзор определил максимально допустимое для получения «зачета» количество ошибок на 100 слов текста: пять для сочинения и 10 для изложения.

Чтобы сделать оценку работ по указанным критериям более понятной, Рособрнадзор привел рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений и изложений 1 (раздел «Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)»; далее – рекомендации для экспертов). Так, установлено, что при проверке работ учитываются следующие категории ошибок.

1

Фактические ошибки. Связаны с незнанием или слабым знанием текстов художественных произведений, их культурно-исторического контекста, а также неправильным или неточным использованием терминов и понятий. К ним относятся указание неверного времени создания произведения или жизни автора, неверное именование героев, ошибки в установлении причин и следствий событий и др. Фактические ошибки бывают грубыми и негрубыми. Грубая ошибка – когда ученик путает, к примеру, Татьяну и Ольгу Лариных, а негрубая (неточность) – если княжна Мери упоминается как княжна Мэри. Негрубые ошибки не оказывают существенного влияния на понимание текста, поэтому не могут служить основанием для выставления «незачета».

2

Логические ошибки. Представляют собой нарушение законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например при подмене одного суждения другим, неправильном делении текста на абзацы, установлении неверных причинно-следственных связей («Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга») и др.

3

Речевые, в том числе стилистические, ошибки. К ним относятся ошибки в употреблении слов: тавтология (повторение близких по смыслу синонимов), использование слова в несвойственном ему значении, смешение лексики разных исторических эпох, необоснованное применение диалектизмов и просторечий и т. д. Также речевой ошибкой является однообразие синтаксических конструкций и использование такого порядка слов, который приводит к неоднозначному пониманию предложения. Анализ прошлогодних сочинений позволил Рособрнадзору выделить самые частые речевые ошибки:

  • неразличение паронимов. Например,употребление слова «взглянуть » вместо «заглянуть», «представили» вместо «предоставили», в результате чего получаются подобные предложения: «Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов» («хищный» – «хищнический»);
  • неправильный выбор синонима.»Имя этого поэта знакомо во многих странах» (в данном случае нужно употреблять слово «известно»);
  • нарушение лексической сочетаемости.»Леонид вперед меня выполнил задание», «Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект»).

4

Грамматические ошибки. Они выражаются, в частности, в неправильном словообразовании, нарушении согласования, управления в словосочетаниях, неправильном построении предложений с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений («подскользнуться» вместо «поскользнуться» (использована не та приставка), «благородность» вместо «благородство» (не тот суффикс), заплатить за квартплату, удостоен наградой (не соблюдаются нормы управления в словосочетании). Наиболее типичные ошибки: в употреблении действительных и страдательных причастий («Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста» (правильно – «стекавшие»), в образовании деепричастий («Вышев на сцену, певцы поклонились» (норма – «выйдя»), неправильное образование наречий, в том числе под влиянием просторечий и диалектов («Автор тута был не прав» (правильно – «тут»)).

5

Орфографические ошибки – ошибки в написании слов. Их следует отличать от грамматических, то есть от неправильного образования слов. Среди орфографических ошибок выделяются негрубые, например ошибки в исключениях из правил, в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, в случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого. При подсчете две негрубые орфографические ошибки считаются за одну. Особые правила установлены для однотипных и повторяющихся ошибок Однотипными считаются ошибки, вызванные нарушением одного правила, если условия выбора правильного написания обусловлены грамматическими («в армие», «в рощи» (вместо «в армии», «в роще»), «колят», «борятся» (правильно – «колют», «борются») и фонетическими («пирожек», «сверчек» вместо «пирожок», «сверчок») особенностями слова. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Повторяющаяся ошибка – та, которая встречается в одном и том же слове или в корне однокоренных слов («валнистый», «вална» («волнистый», «волна»), «перегареть», «сгаревший» («перегореть», «сгоревший»). Она считается за одну ошибку. Отдельная категория орфографических ошибок – графические ошибки. Это описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания («рабость» вместо «радость», «полпа» вместо «толпа»). Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если их больше пяти на 100 слов текста, работа признается безграмотной, и по критерию «Грамотность» выставляется «незачет».

6

Пунктуационные ошибки – неиспользование необходимого знака препинания либо, напротив, употребление там, где его постановка не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Негрубые пунктуационные ошибки (замена одного знака препинания на другой, пропуск одного из сочетающихся знаков препинания) не имеют существенного значения для характеристики грамотности, поэтому при подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. Правила же подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется, каждая ошибка считается за самостоятельную.

В рекомендациях Рособрнадзора приведены конкретные примеры анализа работ: отрывки реальных сочинений рассмотрены на соответствие тем или иным критериям. Кроме того, дан полный разбор двух полноценных сочинений.

Избежать «незачетов» по сочинению позволит грамотная подготовка к его написанию, способствовать которой, в частности, обязаны учителя в школах. Они должны научить детей и написанию сочинений, и анализу готовых текстов (с определением темы, выделением микротемы, оценкой выбранной лексики и т. д.). Рекомендуется проводить в течение года не менее трех контрольных сочинений, которые после проверки анализируются в классе по критериям оценки итогового сочинения. В частности, зачитываются самые удачные сочинения или их фрагменты, обсуждается, как можно их доработать (подобрать другие доказательства к тезисам, варианты вступления и заключения и т. д.). Кроме того, рекомендуется проводить индивидуальное собеседование с каждым учеником для обсуждения замечаний к его работе.

Несмотря на то что конкретные темы становятся известны не ранее чем за 15 минут до начала итогового сочинения, тематические направления, в пределах которых будут сформулированы темы для текущего учебного года, уже установлены: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы» (раздел «Особенности формулировок тем итогового сочинения» рекомендаций для экспертов), о чем учителя могут рассказать ученикам. При этом необходимо помнить, что любая тема подразумевает использование прочитанной художественной литературы для аргументации своей позиции. Можно использовать всего одно произведение, но так, чтобы его анализ помог раскрыть тему.

Что касается изложения, то процесс его проведения более сложен, поскольку в этом случае речь идет, как правило, об учениках с ограниченными возможностями здоровья и инвалидах. Поэтому при оценке работ глухих и слабослышащих учащихся необходимо учитывать основные положения специальной методики обучения русскому языку таких детей. Рособрнадзор приводит подробные рекомендации по их подготовке к изложению (подраздел «Подготовка к итоговому изложению» методических рекомендаций для экспертов) и анализ трех реальных изложений, в том числе одного, получившего «незачет».

Оценка сочинения вузами

Напомним, итоговое сочинение абитуриент может представить в вуз при поступлении. Последний вправе начислить за работу до 10 дополнительных баллов (абз. 3 п. 46 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год). Каждый вуз может самостоятельно определить процедуру расчета этих баллов, но Рособрнадзор утвердил для них рекомендуемые критерии оценки сочинения. Таких критериев 10, за каждый из них может быть начислено от 0 до 2 баллов. Подробно разъясняется, когда можно поставить максимальный балл, а когда он снижается. Например, нельзя поставить максимальные баллы за сочинение, в котором участник поверхностно рассуждает на предложенную или близкую к ней тему, привлечение литературного материала ограничивается лишь общими высказываниями по поводу художественного произведения или его пересказом, а использованная лексика однообразна. За каждое сочинение может быть начислено до 20 первичных баллов, поэтому утверждены и рекомендации по их переводу в 10-балльную шкалу.

Результат итогового сочинения действителен в течение четырех лет, следующих за годом написания сочинения. При этом выпускники прошлых лет могут написать сочинение, даже если они его уже писали и результаты до сих пор действуют. В этом случае такие граждане вправе предоставить вузам результаты сочинения только текущего года (независимо от того, хуже или лучше прошлогодних эти результаты), а результат итогового сочинения прошлого года аннулируется (раздел «Срок действия результатов итогового сочинения» рекомендаций для образовательных организаций).

Утвержденные Рособрнадзором рекомендации по проведению и оценке итоговых сочинений (изложений) более чем подробны и описывают действия всех субъектов, принимающих участие в этом процессе на всех его этапах. Однако требования к самим работам по существу не изменились – «незачет» ставится только при наличии большого количества грубых ошибок. При этом допустимое количество ошибок в сочинении (изложении) очень тревожит учителей. Так, еще в прошлом году председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы г. Москвы Роман Дощинский поделился с порталом ГАРАНТ.РУ своим мнением о том, что «зачет» за грамотность можно ставить только при наличии во всей работе не более пяти орфографических и пунктуационных ошибок, поскольку нельзя считать ребенка грамотным, если пять ошибок приходится на каждые 100 слов (то есть более 10 ошибок в минимальном тексте в 250 слов), как это рекомендовано Рособрнадзором.

С одной стороны, можно предположить, что учащиеся, сделавшие в работах много ошибок, но получившие «зачет» за сочинение или изложение, все равно вряд ли получат на ЕГЭ по русскому языку хорошие баллы. С другой – такой не очень строгий критерий оценки грамотности (получение «незачета» по которому даже не является основанием для выставления «незачета» по всей работе) точно не способствует стремлению детей к ее повышению. Изменится ли позиция Рособрнадзора по этому поводу, узнаем в следующем году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *