Как составлять план по обществознанию егэ 2022
Перейти к содержимому

Как составлять план по обществознанию егэ 2022

  • автор:

Как писать эссе на ЕГЭ по обществознанию

Правда ли, что на экзамене по обществознанию придется писать эссе? Не совсем. Вместо эссе теперь нужно составить план и объяснить некоторые понятия обществознания. В статье разберемся, как это правильно сделать.

Что такое эссе по обществознанию

Как такового эссе или сочинения в ЕГЭ больше нет. Сложное задание разработчики разделили на 2 задачи, объединенные одной тематикой.

Это задания 24 и 25, в которых предлагается представить, что тебе поручено подготовить доклад на заданную тему. И для этого нужно, опираясь на обществоведческие понятия, составить сложный план, обосновать какой-либо аспект темы, ответить на вопрос, связанный с современными реалиями общественной жизни, а также привести несколько примеров для развернутой иллюстрации своих ответов.

Написание плана в задании 24 по обществознанию

В задании 24 предлагается составить сложный план, позволяющий раскрыть заданную тему по существу. То есть, суть задания состоит в том, что нужно составить план, с помощью которого можно рассказать все важное по теме другому человеку.

К плану дают минимальные требования, которые нужно соблюсти, чтобы не получить 0 баллов.

  1. Первый пункт
  2. Второй пункт
    — подпункт 1
    — подпункт 2
    — подпункт 3
  3. Третий пункт
    — подпункт 1
    — подпункт 2
    — подпункт 3

План должен содержать минимум 3 пункта, два из которых должны быть детализированы и иметь как минимум 3 подпункта элементов. Подпункты должны отражать специфику темы.

Если для детализации в одном из пунктов возможно указание только двух подпунктов, то третий не нужно выдумывать, это указано в формулировке условия.

Пример. Тебе выпала тема «Познание», и ты помнишь, что есть два этапа познания: чувственное и рациональное. Никакого третьего этапа нет. В этом случае можно написать два подпункта.

Мы советуем при написании плана пройти 3 важных шага, чтобы не запутаться и соответствовать требованиям.

Шаг 1. Определить, о чем писать план.

В условии задачи тема может быть определена простой формулировкой. Например задана тема «Инфляция». И сразу понятно, что нужно составить план, чтобы рассказать все, что ты знаешь об инфляции.

Другой вариант условия имеет сложную формулировку, когда писать нужно о нескольких компонентах. Например, «Объекты микроэкономики». Ты знаешь, что у этой темы много ответвлений. И нужно определиться с тем, о каких конкретно элементах ты будешь говорить, и какой вариант классификации будешь использовать в подпунктах.

Шаг 2. Проверить, можно ли применить к плану универсальных пунктов.

Универсальные пункты — это те, которые можно вставить почти в любой план: субъекты, объекты, особенности, виды, структура и другие.

Шаг 3. Проверить тему на специфику.

Есть планы, которые нужно составить по учебнику. Универсальные пункты не пригодятся. Такими темами могут быть: органы государственной власти, мировая экономика, федеративное устройство и другие.

Если помнишь только один пункт, а остальное вылетело из головы, «СОТКА» поможет с лайфхаками: смотри на канале онлайн-школы «Обществознание ЕГЭ» разбор задания 24.

Обоснование, ответ и примеры

Задание 25 имеет высокий уровень сложности и требует обладать крепкими обществоведческими знаниями. Задание состоит из трех частей и за выполнение можно получить 6 баллов.

1. Обоснование.

В первой части требуется дать развернутое обоснование заданного аспекта тематики. Ответ должен содержать не менее двух распространенных предложений, в которых есть корректное обоснование с опорой на обществоведческие понятия. Нужно раскрыть причинно-следственные или функциональные связи.

2. Вопрос.

Во втором блоке нужно ответить на вопрос. Как правило, требуется назвать указанное в условии количество элементов, относящихся к тематике. Например, есть речь идет о политических партиях, в задании могут попросить указать три действующие в России политические партии.

3. Примеры.

Для каждого из указанных в пункте 2 элементов нужно привести по одному примеру, иллюстрирующему функциональные особенности. Примеры должны быть развернутыми. В совокупности примеры должны иллюстрировать различные стороны участия 3 элементов из пункта 2.

В копилочку лайфхаков: простой алгоритм решения задания 25 на канале онлайн-школы «Обществознание ЕГЭ».

Пример решения

Пример решения заданий 24 и 25 от преподавателя «СОТКИ».

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Особенности политической деятельности». Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

  1. что такое политическая деятельность?
  2. субъекты политической деятельности
    — политические элиты
    — политические лидеры
    — политические партии
    — институты гражданского общества и пр.
  3. способы осуществления политической деятельности
    — участие в выборах и референдумах
    — членство в политических партиях
    — обращение в органы государственной власти и пр.
  4. особенности политической деятельности:
    — предполагает воздействие на людей, обладающих властью
    — может преследовать как частные, так и общественные интересы
    — часто связана с определенными политическими взглядами субъекта (идеологией) и пр.

25. Обоснуйте необходимость политического плюрализма в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях).

Какие законные действия граждан относятся к политической деятельности? (Назовите любые три таких действия.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему положительные последствия участия населения в подобных видах активности. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. B совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Политическое многообразие в демократическом обществе позволяет наиболее полно отразить и учесть мнения разных социальных групп по вопросам государственной жизни и тем самым повысить качество принимаемых решений.

обращение в органы государственной власти, участие в выборах, членство в политических партиях

  1. обращение в органы власти (Жители дома N° 40 по улице Пушкина в городе Р. обратились к Президенту страны Х. с просьбой положить асфальт у них во дворе, так как подобные обращения в управляющие компании и местные органы власти не имели результата. Президент объявил выговор местным властям, и асфальт был положен. После этих событий таких проблем в городе Р. больше не возникало)
  2. участие в выборах (Иван и Петр никогда не участвовали в местных выборах, и поэтому на них уже много лет побеждал депутат с криминальным прошлым. Иван и Петр решили, что им нужен иной кандидат, проголосовали за альтернативного кандидата, который и одержал победу. Благодаря этому Иван и Петр убедились, что выборы имеют значение, а новый депутат учредил фонд благоустройства парков и скверов в их городе)
  3. членство в партиях (Григорий вступил в партию Р. и начал приглашать в нее своих друзей и коллег по работе. Благодаря работе в партии Григорий и его друзья стали лучше ориентироваться в политической жизни страны и сумели наладить работу по политической социализации детей из детских домов)

Подробный разбор всех заданий, много практики и полезные лайфхаки для сдачи экзаменов ты получишь на курсе подготовки к ЕГЭ в «СОТКЕ». Узнать подробности .

Было полезно
Поделиться

Советуем также прочитать:

Набор готовых планов для задания №28 по обществознанию с учётом критериев 2022 года.

Планы соответствуют критериям 2022 года. Везде, где уместно, записано не менее трёх подпунктов.

Темы представлены в порядке, который приблизительно соответствует очерёдности изучения в школе.

При составлении планов использовалась, преимущественно, лишь та информация, которая есть в школьном курсе обществознания и фигурирует в других вопросах ЕГЭ.

Как составлялся список тем для планов?

Все задания №28 и элементы кодификатора были занесены в большую таблицу и очищены от «шелухи» — остались только заголовки планов. Потом авторы убрали повторы и совместили в одну ячейку те темы, которые различаются по формулировке, но едины по сути – заголовки, для которых допустимо сделать один и тот же план.

Связанные страницы:

Задание 24 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023: составьте сложный план

Решать задание 24 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023 (с ответами). Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных теоретических положений общественных наук для объяснения и конкретизации примерами различных социальных явлений.

1. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1) Религия как один из древнейших социальных институтов.
2) Структура религии:
— религиозное сознание и деятельность;
— религиозные отношения;
— религиозные организации.
3) Монотеистические и политеистические религии.
4) Основные ранние формы религии:
— анимизм;
— тотемизм;
— фетишизм.
5) Некоторые национальные религии:
— синтоизм;
— конфуцианство;
— индуизм;
— иудаизм.
6) Мировые религии:
— христианство;
— буддизм;
— ислам.
7) Некоторые функции религии:
— регулятивная;
— компенсаторная;
— коммуникативная;
— мировоззренческая.

2. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологические проблемы современности». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1) Основные проявления экологической проблемы:
— загрязнение почв;
— вырубка лесов;
— загрязнение вод суши и Мирового океана;
— загрязнение атмосферы;
— исчезновение многих видов животных и растений.
2) Основные причины возникновения экологической проблемы:
— ограниченность природных ресурсов;
— высокая стоимость очистных сооружений и других средств охраны природы;
— недостаточный уровень экологического образования населения;
— пренебрежительное отношение к природе.
3) Возможные пути решения экологической проблемы:
— формирование экологического сознания;
— создание безотходных производств;
— создание и развитие национальных парков и заповедников;
4) Основы международного сотрудничества по вопросам экологии

3. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1. Научное познание — один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.

4. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Многообразие путей познания мира». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1) Познание как специфический вид духовной и практической деятельности человека.
2) Уровни познания:
— эмпирический;
— теоретический.
3) Формы познания:
— чувственное;
— рациональное
4) Фомы чувственное познание:
— ощущение;
— восприятие;
— представление.
5) Формы рациональное познание:
— понятие;
— суждение;
— умозаключение.
6) Виды познавательной деятельности:
— обыденное (житейское);
— научное;
— философское;
— социальное;
— художественное
7) Самопознание – важнейший процесс становления личности.
8) Составляющие самопознания:
— самосознание;
— самооценка;
— самоконтроль;
— самопринятие.

5. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государственное регулирование экономики в условиях рынка». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1) Некоторые функции государства в рыночной (смешанной) экономике:
— производство общественных благ;
— антимонопольная политика (защита конкуренции);
— борьба с инфляцией;
— организация денежного обращения;
— борьба с безработицей;
— создание правовой базы в экономике;
— эмиссия денег;
— социальное обеспечение.
2) Методы государственного регулирования рыночной (смешанной) экономики:
— экономические;
— административно-правовые.
3) Экономические методы государственного регулирования:
— денежно-кредитная (монетарная) политика;
— бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
4) Административно-правовые методы государственного регулирования:
— установление квот, лицензий, стандартов;
— установление минимального размера оплаты труда;
— антимонопольное законодательство.

6. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Характеристика экономического цикла». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1.Понятие «Экономический цикл».
2.Фазы экономического цикла:
а) подъём;
б) спад (рецессия);
в) депрессия (стагнация);
г) оживление.
3.Причины циклического развития экономики:
а) внутренние;
б) внешние.
4.Внешние причины экономических циклов:
а) войны и революции;
б) миграция населения;
в) политические события;
г) научные открытия;
д) природные явления и др.
5.Внутренние причины экономических циклов:
а) нарушения в области денежного обращения;
б) перепроизводство;
в) изменения в потребительских расходах и др.

7. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Банковская система». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1. Понятие «Банковская система»
2. Два уровня банковской системы:
а) верхний уровень — Центральный банк (ЦБ);
б) нижний уровень — коммерческие банки и кредитные организации.
3. Функции Центрального банка:
а) осуществление эмиссии банкнот;
б) денежно-кредитное регулирование;
в) банковский надзор;
г) регулирование резервов иностранной валюты;
д) хранение золотовалютных резервов;
е) осуществление финансовых операций на международном уровне.
4. Функции коммерческих банков:
а) мобилизация временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и превращение их в капитал;
б) кредитование предприятий, государства, населения;
в) расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

8. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Человек на рынке труда». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1) Рынок труда. Участники рынка труда:
— работник;
— работодатель.
2) Трудоспособное население:
— люди, включенные в численность рабочей силы;
— не включенные в численность рабочей силы.
3) Категории людей, не включаемых в численность рабочей силы:
— не занятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу;
— отбывающие срок наказания в местах лишения свободы по приговору суда;
— находящиеся в психиатрических лечебницах;
— инвалиды;
— вышедшие на пенсию;
— домохозяйки;
— бродяги.
4) Виды занятости:
— полная;
— частичная;
— неполная.
5) Занятые граждане:
— работающие по трудовому договору;
— индивидуальные предприниматели;
— проходящие военную службу, службу в органах внутренних дел;
— обучающиеся по очной форме обучения;
— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском.
6) Основные формы безработицы:
— фрикционная;
— структурная;
— циклическая.
7) Государственная политика в сфере трудоустройства населения

9. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общественные блага в рыночной экономике». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1) Признаки общественного блага:
— невозможность исключить человека из круга потребителей блага;
— отсутствие конкурентности;
— неделимость блага.
2) Классификации общественных благ:
— международные, национальные, местные;
— исключаемые и неисключаемые.
3) Основные общественные блага:
— бесплатная система образования и здравоохранения;
— внутренняя и внешняя безопасность государства;
— социальное обеспечение и страхование;
— фундаментальные научные исследования;
— инфраструктура (дороги, уличное освещение).
4) Государство – основной производитель общественных благ.

10. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Производство экономических благ». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1) Сферы экономической деятельности:
— производство;
— распределение;
— обмен;
— потребление.
2) Факторы производства:
— земля (природные ресурсы);
— труд;
— капитал;
— предпринимательство.
3) Виды благ:
— неэкономические (свободные);
— экономические.
4) Виды экономических благ:
— материальные;
— духовные.

11. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Банк как финансовый институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

1) Основные финансовые институты:
— банки;
— пенсионные форды;
— страховые компании;
— инвестиционные фонды.
2) Двухуровневая банковская система:
— Центральный банк;
— коммерческие банки.
3) Основные функции Центрального банка:
— эмиссия наличных денег;
— организация денежного обращения в стране;
— установление правил расчетов и банковских операций;
— управление золотовалютными резервами;
— организация валютного регулирования;
— установление процентной (учетной) ставки.
4) Основные функции коммерческих банков:
— мобилизация временно свободных денежных средств населения и сбережение их в виде вкладов;
— кредитование предприятий и населения;
— осуществление расчетов и платежей по поручению клиентов.
5) Активные и пассивные банковские операции.

12. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1. Налоги как основной источник пополнения бюджета.
2. Виды налогов:
а) прямые;
б) косвенные.
3. Типы налогов:
а) федеральные;
б) региональные;
в) местные.
4. Структура налогооблагаемой базы:
а) налоги с физических лиц;
б) налоги с юридических лиц.
5. Функции налогов:
а) фискальная;
б) регулирующая;
в) социальная;
г) стимулирующая.
6. Тенденции развития налогообложения в современной России.

13. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1) Социальный контроль. Виды социального контроля:
— внутренний и внешний;
— формальный и неформальный.
2) Элементы социального контроля:
— социальные нормы;
— социальные санкции.
3) Виды социальных норм:
— обычаи и традиции;
— религиозные нормы;
— правовые нормы;
— моральные нормы;
— политические нормы;
— нормы этикета;
— эстетические нормы;
— корпоративные нормы.
4) Виды социальных санкций:
— позитивные формальные;
— негативные формальные;
— позитивные неформальные;
— негативные неформальные.
5) Основные функции социального контроля:
— охранительная;
— регулятивная;
— стабилизирующая.

14. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как центральный институт политической системы». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1. Понятие государства.
2. Признаки государства:
а) территориальная организация;
б) публичный характер власти;
в) суверенитет;
г) наличие исключительного права издавать общеобязательные законы;
д) исключительное право на взимание налогов и др.
3. Внутренние функции государства:
а) обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка;
б) регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования;
в) развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества;
г) социальные, культурно-образовательные функции;
д) охрана окружающей среды.
4. Внешние функции государства:
а) обеспечение национальной безопасности;
б) отстаивание государственных интересов в международных отношениях;
в) развитие сотрудничества с другими государствами.
5. Государственный аппарат.
6. Формы государства:
а) форма правления;
б) форма государственно-территориального устройства;
в) политический режим.
7. Российская государственность и её черты.
«Формы правления государства»
1. Понятие «форма правления».
2. Формы правления:
а) монархия;
б) республика.
3. Виды монархий:
а) абсолютные;
б) конституционные (дуалистические, парламентские);
в) теократические.
4. Виды республик:
а) президентская;
б) парламентская;
в) смешанная.
5. Критерии определения формы правления:
а) способ передачи власти;
б) уровень ответственности органов государственной власти;
в) разграничение властных полномочий между органами государственной власти.
6. Особенности формы правления в РФ.

15. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Российская Федерация: избирательная система». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1) Виды выборов:
— местные;
— региональные;
— федеральные;
— международные.
2) Отличие выборов от других форм голосования:
— они используются в формах, предусмотренных данной избирательной системой;
— закреплены в Конституции и других законодательных актах;
— носят относительно регулярный, периодический характер.
3) Основные функции выборов:
— выявление, консолидирование и представительство разнообразных интересов населения;
— контроль над институтами власти;
— легитимация политической власти;
— политическая социализация населения, развитие политического участия.
4) Основные принципы демократических выборов:
— всеобщность;
— равенство голосов граждан;
— прямое и тайное голосование;
— наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
— гласность проведения выборов;
— добровольность участия в выборах

16. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические институты». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1. Понятие политического института.
2. Признаки политических институтов:
а) нормативность;
б) использование властных полномочий и санкций;
в) установки и образцы поведения и др.
3. Виды политических институтов:
а) институт парламентаризма;
б) институт исполнительной власти;
в) институт главы государства и др.
4. Функции политических институтов:
а) определение общих коллективных целей и задач развития общества;
б) обеспечение связей, координация между всеми элементами в достижении каких-либо целей;
в) обеспечение поддержки широких слоёв населения и др.

17. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правительство Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

1) Правительство РФ как высший орган исполнительной власти.
2) Структура Правительства РФ:
— Председатель Правительства;
— заместители Председателя Правительства;
— федеральные министры.
3) Некоторые полномочиям Правительства РФ:
— разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета;
— обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;
— обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
— управление федеральной собственностью;
— обеспечение обороны страны и государственной безопасности;
— реализация внешней политики РФ;
— обеспечение законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка,
борьбы с преступностью.
4) Некоторые федеральные министерства РФ:
— министерство внутренних дел;
— министерство здравоохранения;
— министерство иностранных дел;
— министерство культуры;
— министерство обороны;
— министерство юстиции;
— министерство финансов;
— министерство сельского хозяйства;
— министерство просвещения.

18. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Демократия как форма политической организации общества». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

1) Основные характерные черты демократического политического режима:
— народ — единственный источник власти;
— свободные выборы всех органов государственной власти;
— разделение и равенство ветвей государственной власти;
— политический плюрализм (многообразие) и многопартийность;
— развитое местное самоуправление;
— верховенство права и равноправие всех членов общества.
— развитое гражданское общество.
2) Виды демократии:
— прямая;
— плебисцитарная;
— представительная.
3) Основные принципы демократии:
— народовластие;
— выборность основных органов государственной власти;
— равноправие;
— политический плюрализм;
— разделение властей
4) Основные признаки политического плюрализма:
— идеологическое многообразие;
— наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность;
— ограничение центральной власти, разделение властей;
— светский характер государства;
— признание политического многообразия и многопартийности;
— равенство всех общественных объединений перед законом.
5) Основные виды политического участия граждан при демократии:
— чтение о политике в газетах или других СМИ;
— участие в выборах (электоральное поведение);
— участие в деятельности политических организаций, движений, партий;
— посещение политических собраний;
— участие в митингах, демонстрациях, забастовках, освободительных войнах или революциях
(политический протест);
— обращения к государственным деятелям, посредством писем или СМИ;
— встречи с политическими лидерами

19. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданский процесс». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1) Стороны в гражданском процессе:
— истец;
— ответчик.
2) Основные принципы гражданского процесса:
— принцип законности (верховенство закона);
— принцип независимости судей;
— принцип несменяемости судей;
— принцип осуществления правосудия только судом;
— принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом;
— принцип гласности судебного разбирательства;
— принцип непрерывности судебного разбирательства.
3) Стадии гражданского процесса:
— возбуждение гражданского дела;
— подготовка судебного разбирательства;
— судебное разбирательство гражданского дела;
— обжалование решений и определений суда, не вступивших в законную силу;
— пересмотр решений и определений в порядке надзора;
— пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам;
— исполнительное производство.
4) Права и обязанности сторон в гражданском процессе.

20. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Охрана окружающей среды в РФ». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1) Охрана окружающей среды как главная цель природоохранного права.
2) Объекты экологического права:
— земли, недра, почвы;
— поверхностные и подземные воды;
— леса и иная растительность, животные и другие организмы;
— атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
3) Основные принципы охраны окружающей среды:
— соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
— ответственность органов государственной власти РФ;
— платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
— ответственность за нарушение законодательства.
4) Субъекты и объекты природоохранительных отношений:
— органы государственной власти РФ;
— органы государственной власти субъектов РФ;
— органы местного самоуправления;
— общественные и иные некоммерческие объединения;
— юридические, физические лица.
5) Некоторые нормативно-правовые, регламентирующие вопросы охраны окружающий среды:
— Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
— Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
— Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»

21. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Основы трудовых правоотношений в РФ». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1. Определение трудовых правоотношений.
2. Участники трудовых отношений, их права и обязанности:
а) работники;
б) работодатели.
3. Заключение трудового договора — необходимое условие возникновения трудовых правоотношений.
4. Основания прекращения действия трудового договора:
а) соглашение сторон;
б) истечение срока контракта;
в) расторжение трудового договора по инициативе работника;
г) нарушение трудовой дисциплины работником;
д) ликвидация организации и пр.
5. Трудовой спор и пути его разрешения.
6. Особенности труда несовершеннолетних:
а) не допускаются испытательные сроки;
б) сокращённая продолжительность рабочего времени;
в) пониженные нормы выработки;
г) отпуск 31 календарный день в любое удобное для работника время и др.
7. Особенности трудовых правоотношений в современной России.

22. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Российская Федерация: форма государства». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

1) Формы государства:
— форма правления;
— форма государственного территориального устройства;
— форма политического режима.
2) Особенности формы государства в РФ:
— республиканская форма правления;
— федерация;
— демократический политический режим.
3) Характерные особенности РФ, закрепленные в Конституции РФ:
— демократическое государство;
— правовое государство;
— федеративное государство;
— республиканская форма правления;
— суверенное государство;
— социальное государство;
— светское государство.
4) Принципы федеративного устройства РФ:
— государственная целостность;
— единство системы государственной власти;
— разграничение предметов ведения и полномочий;
— равноправие;
— самоопределение народов в РФ.
5) Принципы (основы) организации государственной власти в РФ:
— народовластие;
— федерализм;
— верховенство права;
— разделение властей;
— государственный суверенитет.

Как писать эссе по обществознанию в 2022 году? Примеры, план, структура, аргументы

ava

Мы Вконтакте Подписаться на новости

Многих выпускников пугает 29 задание ЕГЭ по обществознанию — эссе. К сожалению, у многих данное задание вызывает сложности. Ребята думают: «Это непосильное задание, и лучше я его пропущу, чем потрачу лишнее время на экзамене!». В этой статье мы разберем эссе ЕГЭ по обществознанию так, чтобы каждый из вас получил заветные баллы.

эссе егэ по обществознанию

Внимание! В ЕГЭ по обществознанию больше нет задания 29 — то есть эссе или сочинение на экзамене теперь писать не надо. Вместо этого требуется составить план и объяснить какое-то понятие из школьного курса по обществознанию — задания 24-25. Наши преподаватели уже подготовили подробный разбор новых заданий. Предлагаем также изучить комментарий Артёма Мушты, методиста MAXIMUM Education:

Сколько себя помню, в ЕГЭ по обществознанию написание мини-сочинения, задание 29, всегда было последним. В формате мини-сочинения оно существовало в последние несколько лет — до этого оно называлось эссе. По старинке его многие так называют, хотя сами составители экзамена очень строго подчеркивали последние несколько лет, что это никакое не эссе, что это — мини-сочинение. Они обосновывали это тем, что мини-сочинение – это, собственно говоря, сочинение, а эссе — определенный литературный жанр, который требует обязательной ярко-выраженной позиции по какому-то вопросу.

В какой-то момент составители экзамена начали возмущаться, что очень многие ученики делали заготовки для задания 29, набирали себе базы аргументов, учили 100 самых популярных тем сочинений просто наизусть. В общем, подготовка к написанию эссе превращалась в какую-то профанацию, фарс.

Составители экзамена с этим несколько лет пытались бороться, каким-то образом конкретизировали критерии, старались в методических рекомендациях подчеркивать, что задача эссе проверить три навыка:
— умение аргументировать,
— умение раскрывать на теоретическом уровне какие-то положения, используя понятия,
— и умение составлять эти понятия, приводить примеры
Но в итоге это ни к чему хорошему не привело и закончилось тем, что в 2022 году в ЕГЭ по обществознанию появился новый тип задания.

Я говорю о 25 задание, которое напрямую связано с предыдущим, 24-м. Как это выглядит теперь: ученику нужно составить план по теме «политические партии» — это задание 24. А в следующем нужно объяснить какой-то принцип, связанный с предыдущей темой: например, необходимость существования многопартийности. То есть придется раскрыть роль многопартийности в современной России, продемонстрировать различные функции и привести 3 примера партий, существующих в нашей стране. Таким образом, специфика нового здания в том, что оно направлено на понимание, знание и умение апеллировать к современным реалиям Российской Федерации.

Что представляет из себя 29 задание ЕГЭ по обществознанию?

На выбор предоставляется 5 цитат по известным тематическим блокам: философия, экономика, социология (социальная психология), политология и правоведение. Ваша задача — выбрать только одну цитату. Здесь дам совет: многие ребята уже по ходу подготовки выбирают для себя один или два тематических блока, по которым будут писать эссе на ЕГЭ по обществознанию.

Как это сделать? Наверняка, у каждого из вас есть свои собственные любимые тематические блоки, в которых вы чувствуете себя увереннее всего. Именно от этой мысли и отталкивайтесь. Однако тут стоит отметить, для уверенности нужно быть готовым писать эссе по любой цитате, так как никто не знает, какие цитаты попадутся. Примерно для написания хорошего эссе потребуется от 45 до 60 минут. Поэтому стоит распределить своё время на экзамене правильно.

Однако чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию на высокий балл, нужно хорошо знать все блоки, а не только самый любимый. Систематизировать все знания по предмету и закрыть пробелы вы можете на наших курсах подготовки к ЕГЭ. Мы разбираем все ловушки экзамена по обществознанию и подсказываем, как запомнить самые сложные термины и законы. А еще пишем пробный ЕГЭ, чтобы на настоящем вы не нервничали. Ждем вас!

Как подготовиться к ОГЭ на отлично?

Скачайте подробный план подготовки ��

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *