Что такое примеры иллюстрации в сочинении егэ
Перейти к содержимому

Что такое примеры иллюстрации в сочинении егэ

  • автор:

Как писать сочинение по русскому на ЕГЭ

В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:

  1. вступление + формулировка проблемы;
  2. комментарий к проблеме: первый пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы;
  3. комментарий к проблеме: второй пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы + смысловая связь между двумя примерами;
  4. позиция автора;
  5. ваше отношение к позиции автора и его обоснование;
  6. заключение.

При этом очень важно соблюдать разбивку на абзацы. Ошибочное разделение текста на абзацы обязательно приведёт к снятию баллов (эта ошибка называется нарушение абзацного членения). Лучше всего следовать схеме — один абзац на каждый пункт плана. Но допускаются и некоторые отступления от этой логики. Например, вы можете разделить вступление и формулировку проблемы, поставленной в исходном тексте на два абзаца, или отделить своё отношение к позиции автора от своей аргументации. Также вы можете определить смысловую связь между двумя примерами-иллюстрациями из исходного текста не после второго примера, а после первого.

В задании указано, чего делать не надо — пересказывать текст или переписывать его, — и определена нижняя планка объема — 150 слов. Если слов меньше, баллы снимут. Больше слов написать можно и даже желательно, но не забывайте о том, что вы ограничены по времени. Так что лучше выражайтесь кратко, но ёмко. Идеальный абзац состоит из 4–5 предложений.

Что нужно уметь

  • Читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу. Здесь очень важно правильно интерпретировать авторскую позицию.
  • Анализировать чужой текст*. Когда вы пишете комментарий к тексту, вы демонстрируете, что умеете его анализировать: делить на смысловые части, выделять главное, видеть, какими способами автор иллюстрирует проблему и выражает свою позицию.


*В 2019 году в задании к сочинению сместились акценты. Если раньше половина эссе была посвящена анализу чужого текста, а вторая половина — вашей позиции и умению её аргументировать, опираясь в том числе на литературные произведения, то теперь большая часть вашего сочинения (и большая часть баллов, которыми его будут оценивать) — это именно анализ исходного текста. Теперь за комментарий к проблеме, поставленной в исходном тексте, вы можете получить максимум 5 баллов против 3 баллов в предыдущие годы. За обоснование же вашего отношения к позиции автора вы теперь можете получить всего 1 балл, в то время как в предыдущие годы за аргументы к вашей точке зрения вы получали максимум 3 балла.

  • Формулировать свою позицию по поставленному вопросу. Ваше мнение может совпадать с авторской позицией, а может и не совпадать. Главное — внятно его сформулировать и обосновать, а также проявить уважение к чужой точке зрения, даже если вы с ней не согласны.
  • Логично строить своё письменное высказывание. Вы должны показать, что умеете рассуждать, то есть выстраивать мысли в связную цепочку, где одно вытекает из другого.
  • Письменно выражать свои мысли на литературном языке и соблюдать общеязыковые нормы грамотности. От вас требуется соблюдение правил грамматики, орфографии и синтаксиса. Важно избегать стилистических и речевых ошибок и уметь проверять свой текст на их наличие.

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:


А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Комментируем проблему

В 2019 году требования к комментарию стали более высокими и серьёзными. Теперь комментарий к проблеме — это основная часть вашего сочинения, и он оценивается 5 баллами.

Чтобы извлечь из исходного текста два примера-иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему, задайте один или несколько вопросов по тексту из следующего списка:

На каком материале раскрыта проблема?

Автор может использовать цитаты, примеры из жизни или истории известных людей. В художественном произведении таким материалом становятся герои, их мысли и действия. Вы можете выделить в тексте две разных иллюстрации — двух героев, два события, эпизод из жизни автора и ссылку на авторитетное мнение или исторический пример.

Какие типы речи использует автор?

Три типа речи — рассуждение, описание и повествование. Если вы определили в тексте несколько типов речи, значит, вы можете взять примеры-иллюстрации из повествования автора и из его рассуждений.

Какие крупные смысловые части есть в тексте и как это помогает раскрыть проблему?

В разных смысловых частях текста вы найдёте две разные иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему. Например, в начале текста он вспоминает случай из своей жизни, а в конце рассказывает о своих наблюдениях за другими людьми. Это и будут ваши два примера-иллюстрации.

Какие два фрагмента в тексте наиболее важны для раскрытия проблемы?

Укажите на эти фрагменты (но не надо пересказывать их подробно) и объясните, почему он показался вам ключевым.

Какие образы или аргументы из текста показался вам наиболее убедительным?

Выделите в тексте самые яркие элементы — самый впечатляющий эпизод, самый эмоциональный момент, убедительный аргумент, яркую метафору — и постройте комментарий вокруг этих элементов текста, расскажите, почему они, по вашему мнению, так важны.

Не забудьте, что найденные вами примеры-иллюстрации должны помогать автору раскрывать ту проблему, которую вы сформулировали в начале сочинения.

Важно обратить внимание на то, что вы должны не только привести два примера-иллюстрации из исходного текста, но и объяснить, какова их роль в раскрытии проблемы, а также установить смысловую связь между этими примерами. Это новые элементы в задании.

Чтобы определить значение найденного вами примера-иллюстрации, задайте себе вопрос: как этот эпизод (образ, пример, цитата, антитеза и т.п.) помогает автору раскрыть суть проблемы? Для чего автор ввел этот эпизод/этот пример в свой текст?

Определяем авторскую позицию

Нужно понять, как автор относится к проблеме и как он сам отвечает на вопросы, которые ставит в тексте. Чтобы быть уверенными в том, что вы правильно определили позицию автора, напишите, как вы её вычленили, что помогло вам понять отношение автора к проблеме.

Авторская позиция бывает не всегда очевидна, особенно в художественных текстах. В таком случае можно написать: «Автор не доносит прямо свою позицию, оставляя читателю простор для размышлений» или «Из текста видно, что автор симпатизирует герою, хотя это не прописано».

Выражаем собственное мнение

Вам нужно согласиться или не согласиться с позицией автора, которую вы определили ранее. Вы можете частично разделять позицию автора, а в чем-то быть с ним не согласны. Но в любом случае вы должны проявить уважение к чужой точке зрения и обязательно обосновать свое согласие или несогласие.

Обосновываем свою позицию

В 2019 году изменилось требование к обоснованию вашей позиции. Вам больше не нужно приводить обязательно 2 аргумента и при этом опираться на читательский опыт, защищая свою точку зрения. Теперь от вас требуется всего лишь обосновать своё согласие или несогласие с автором.

Обоснование — это объяснение вашего отношения. Ответьте на вопрос: почему позиция автора вызвала у вас такое отношение? Почему лично вы, с вашим опытом и взглядами, согласны или не согласны с ним?

Не забудьте, что вы должны высказать свое суждение именно по той проблеме, которую вы обозначили в начале своего сочинения.

В качестве обоснования своего отношения можно использовать свой жизненный опыт, чье-то авторитетное для вас мнение, статистические или научные данные, исторические факты, примеры из литературы.

Обоснование вашего отношения должно объяснять вашу точку зрения и доказывать ее правомерность.

Начинаем и заканчиваем

Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.

Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.

Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.

В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.

Оформляем мысли грамотно

Сочинение — это публицистический жанр. Ваш текст должен быть написан в соответствии с требованиями к этому жанру.

В сочинении не должно быть:

  • разговорной лексики, слэнга;
  • большого количества англицизмов и неологизмов;
  • грубых и нецензурных слов;
  • научных терминов и оборотов;
  • канцеляризмов;
  • излишней высокопарности;
  • устаревших слов и выражений.

Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику.

Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку, часть вторая — задание 27

Практикуемся вместе перед экзаменами. Комментарии к сочинению ЕГЭ по русскому языку (задание 27)

Фото: pixabay.com

Ниже – сочинение формата ЕГЭ по русскому языку, написанное одиннадцатиклассницей из города Камышина Волгоградской области, а также разбор этого сочинения. Текст, по которому это сочинение было написано, взят из открытых источников. При желании его можно легко найти в интернете по представленным цитатам. Здесь же приводить этот текст нет никакого смысла. Не только потому, что это увеличит объём разбора, но и потому, что в идеале проверяющий должен считать суть и краткое содержание текста из самого сочинения ученика. По договорённости, имя и фамилия учащегося указаны не будут. Авторские орфография и пунктуация сохранены.

В тексте, предложенном для анализа, русский писатель Леонид Максимович Леонов поднимает проблему взросления молодых людей в военные годы.

Размышляя над данным отрывком, мы видим, как автор обращает наше внимание на героя Родиона, который во фронтовом письме рассказывает своей возлюбленной о девочке, подарившей ему букет полевых цветов. Она не просто вручила ему их, но и помогла понять всю сущность происходящего: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую. и это купель зрелости!» Этот пример показывает нам, что осознание ответственности за людей делает молодых военных настоящими мужчинами.

Продолжая своё рассуждение, мы видим, как автор обращает наше внимание на чувства Родиона, которые он испытывает после всего происходящего. Он пишет: «Я очень болен к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь». Мы видим, что герой испытывает боль, которая кажется для него хуже физической. Этот пример говорит нам о том, что взросление молодых людей в военные годы происходит в сопровождении морально тяжёлых ситуаций.

Данные примеры схожи между собой. Дополняя друг друга, они помогают понять нам, как молодые люди взрослеют на войне.

Позиция автора ясна. Он пытается донести до нас то, что взросление в военные годы приходит не только через физические трудности, но и через моральные.

Я полностью согласна с Леонидом Максимовичем, ведь война никогда никого не щадит. Вспомним произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Пётр уходит служить ещё «ребёнком», но пройдя целый путь духовного осмысления, он становится взрослым. Это ещё один пример взросления молодых людей в военные годы.

Подводя итоги всего сочинения, хочется сказать, что война – это страшное время, когда даже маленькие дети становятся по-настоящему взрослыми.

Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте «Год ЕГЭратуры»)

Как обычно, начнём с анализа структуры сочинения. С формулированием одной из проблем, заявленных в исходном тексте, всё в порядке. Ученица опирается на текст, приводит две уместные цитаты. Наличествует адекватная смысловая часть между двумя примерами из исходного текста. Позиция автора сформулирована верно, согласие с ней аргументировано.

Нет в сочинении и каких-то серьёзных проблем ни со смысловой цельностью, ни с абзацным членением текста.

Теперь про структурные недостатки.

Со собственным примером ученица ступает на достаточно тонкий лёд. Аргумент из «Капитанской дочки» хорош всем, кроме одного: Гринёв в пушкинском произведении уходит всё-таки не на войну. Да и назвать участие в подавлении пугачёвского бунта участием в войне в привычном нам смысле – дело спорное. Здесь всё зависит от дотошности проверяющих, особо строгие могут и придраться. Будем считать, что эта неточность некритична.

Есть проблемы с заключением. В нём ученица отходит от заявленной темы (и от аргументов) – пишет о становящихся взрослыми маленьких детях. Ни леоновского Родиона, ни пушкинского Гринёва назвать маленькими детьми, конечно, нельзя.

Помимо этого, можно потерять балл и на словаре. В сочинении повторяются одни и те же речевые шаблоны. Трижды используется клише «мы видим«, дважды повторяется слово «происходящего» – оно редкое, потому повтор бросается в глаза.

Если не брать в расчёт спорную ситуацию с собственным примером, на иных ошибках и недочётах ученица потеряла бы на структуре два-три балла.

И по критериям грамотности.

Отставим в сторону возможную проблему с фактологией, описанную выше. С орфографией и этикой всё прекрасно.

Пунктуационная ошибка в сочинении одна:

  • Деепричастные обороты обособляются с двух сторон, и сочинительные союзы, связующие простые предложения в составе сложного, в них не входят (Пётр уходит служить ещё «ребёнком», но(,)пройдя целый путь духовного осмысления, он становится взрослым).
  • В первом примере есть фраза «вручила ему их«. С одной стороны, два подряд личных местоимения и так сбивают читателя с толку, а с другой – путается связь второго местоимения со словом, которое оно заменяет в предыдущем предложении. Если в нём фигурирует «букет полевых цветов«, то логичнее будет, если девочка вручит Родиону «его» (букет), а не «их».
  • В обосновании согласия с авторской позицией есть следующая конструкция – «пытается донести до насто, что взросление«. Здесь употреблено избыточное, ненужное «то». Это очень распространённая проблема, и недаром её рассматривают в восьмом задании. Увы, блогеры и даже телеведущие в последнее время тоже часто грешат использованием в речи этого излишнего «то».

Есть в сочинении и чисто речевые проблемы:

  • «Сущность происходящего» вместо более точного и уместного «суть происходящего».
  • Тяжеловесное «взросление происходит. в сопровождении морально тяжёлых ситуаций» вместо более лаконичного «взросление сопровождается».
  • «Кажется для него» вместо «кажется ему».
  • Наконец, есть в тексте и главный враг почти всякого одиннадцатиклассника, пишущего сочинение по русскому языку – тавтологии.

На критериях грамотности можно потерять от трёх до четырёх баллов.

Таким образом, за это сочинение учащийся получил бы от 18 до 20 первичных баллов (из максимальных 25).

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Наибольшее количество баллов на ЕГЭ по русскому дает сочинение. Однако многие школьники не знают правила написания, так как рекомендации меняются ежегодно. В статье дадим советы по написанию сочинения ЕГЭ в 2022 году.

План написания

План сочинения ЕГЭ включает следующие пункты:

  • введение;
  • формулировка проблемы;
  • первый пример-иллюстрация, пояснение;
  • второй пример-иллюстрация, пояснение;
  • связь примеров;
  • авторская позиция;
  • отношение к авторской позиции (согласие, несогласие);
  • аргументация;
  • вывод.

Разберем структуру сочинения ЕГЭ подробнее.

Проблема

Под проблемой в сочинении ЕГЭ подразумевается вопрос, требующий ответа и предполагающий разные варианты решения. В большинстве текстов проблем несколько — в начале ответа требуется четко указать, какую вы планируете разбирать далее. Проблема обозначается двумя способами:

  • вопросом — «Как следует относиться к родному языку?». Авторская позиция выступит ответом;
  • утвердительным предложением — «В тексте автор поднимает проблему отношения к родному языку».

Примеры-иллюстрации

Структура сочинения ЕГЭ требует использования двух примеров. Они раскрывают различные аспекты проблемы, рассматривают ее с разных сторон. В последние годы данный пункт плана оценивают особенно внимательно, при подготовке уделите навыку поиска примеров достаточно времени. Иллюстрации включают три части:

  • пример, взятый непосредственно из текста. В художественных произведениях примерами обычно выступают персонажи: их поступки, высказывания, мысли. Обращайте внимание на окружение героя: природу, погоду. При написании сочинения по публицистическому тексту используйте факты, воспоминания, цитаты. Важно: описание примера не следует превращать в пересказ. Кратко охарактеризуйте ситуацию, возможно с использованием цитаты, не пишите слишком много;
  • роль. Любая иллюстрация служит подтверждением, доказательством авторской мысли. Правильное определение ее роли поможет верно описать позицию автора. В данной части объясните главную мысль, транслируемую в примере. Порассуждайте над целями, мотивами писателя. Фразы-клише: «автор показывает/раскрывает/объясняет»;
  • «выход за пределы» текста. Свяжите мысль автора с реальной жизнью, знакомыми ситуациям. Пункт короткий — достаточно одного предложения, подтверждающего актуальность примера.

Найдя подходящие иллюстрации, обязательно опишите их связь. Сочинение ЕГЭ по русскому языку разрешает вставлять данный блок перед примерами, после или между ними — выбирайте более удобный, логичный вариант. Указать необходимо тип и роль связи иллюстраций. Первый пункт определяет развитие авторской мысли. Второй вводит новые смыслы во взаимосвязь примеров. Типы связи:

  • противопоставление — обеспечивает объективный взгляд;
  • сравнение/сопоставление — указывает на неоднозначность ситуации, помогает увидеть истинные ценности;
  • объяснение — углубляет в мысль автора;
  • выделение — помогает достичь точности, яркости, убедительности;
  • определение — раскрывает значение, неоднозначность понятия;
  • причина-следствие — показывает мотивы поступков, их последствия;
  • дополнение — вносит новую мысль, «раскрывает» содержание.

Авторская позиция

Важная задача выпускника при написании сочинения ЕГЭ — верно определить позицию автора. Помощниками станут примеры-иллюстрации — с помощью них писатель доказывает свою точку зрения. Указывая авторскую позицию, отвечайте на вопрос, заданный в начале текста. Поднимая проблему «Как следует относиться к родному языку?», отвечайте: «Отношение к родному языку должно быть бережным и уважительным». Используйте фразы-клише: «позиция автора заключается», «автор утверждает/считает/подводит к выводу/уверен».

Собственная позиция выпускника

В сочинении ЕГЭ по русскому языку допустимо совпадающее и отличное от авторского мнение ученика. Даже если вы не согласны, пишите корректно, вежливо. Выражать мнение следует сложным предложением, четко объясняющим вашу позицию. Вставлять цитаты из предыдущих разделов не рекомендуется. Лучше переформулировать, либо идти «от противного». Удачный пример: «Автор утверждает, что необходимо ценить и уважать родной язык. Я согласен — недопустимо портить его, забывать, вносить губительные изменения». Обязательно обоснуйте мнение логическими (основанными на фактах) или психологическими (вызывающими эмоции) аргументами.

Аргументация в сочинении ЕГЭ дополняется примером из литературы, жизненного опыта. Свяжите его с темой текста, однако «подменять» собственную аргументацию нельзя. Рассуждения следует сделать понятными читателю. Основная задача примера — указать на верность логических построений. Литературный пример — не пересказ, а взгляд на ситуацию под углом указанной проблемы. Используя жизненный опыт, убедитесь в его социальной значимости.

Вывод

Заключение — итог работы. Правила написания: не вводите новые аргументы, придерживайтесь главной мысли, не повторяйтесь. Переформулировать ранее написанное можно, однако важно сделать это аккуратно. Собственную позицию в выводе писать не следует. Удачные варианты завершения сочинения ЕГЭ — надежда или лозунг.

Мы разобрались, как писать сочинение ЕГЭ. Осталось практиковаться! Рекомендуем заниматься под руководством наставника, который даст советы, укажет на ошибки. Подходящего учителя в школе нет? Приглашаем на курсы центра «Уникум» Российского университета дружбы народов! Преподаватели вуза расскажут теоретические основы русского языка, научат выполнять номера тестовой части, писать качественные сочинения. Занятия проходят очно и дистанционно — выбирайте более удобный вариант.

Материал данной статьи носит ознакомительный характер. При подготовке к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!

ЕГЭ по русскому языку – 2021: как изменится сочинение

Сочинение на ЕГЭ — одна самых сложных частей экзамена. В 2021 году планируются изменения формулировки задания и критериев оценки письменной работы.

Кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова Андрей Нарушевич рассказал о грядущих изменениях и о том, как к ним успешно подготовиться.

В первую очередь необходимо посмотреть на формулировку задания. Цветом выделены изменения в задании для этого учебного года.

«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.»

Шаг 1. Сформулируйте проблему и позицию автора по этой проблеме Самый продуктивный способ — это выделение с самого начала проблемы и позиции автора. Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция — его ответ на данный вопрос. Работая над текстом, задайте себе следующий вопрос: «при чем здесь я?», «что хотел сказать мне автор?», «чему я могу научиться?», «какие выводы могу сделать?». Таким образом, мы находим несколько проблем, которые автор поднимает в этом тексте. Если проблем в тексте несколько, нужно выбирать ту, которая охватывает большую часть текста. Именно в этом случае мы сможем подобрать нужное количество примеров.

Шаг 2. Работа над комментарием Комментарий — это анализ текста под углом зрения сформулированной проблемы. В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора). Мы будем искать в тексте примеры, пояснять и анализировать смысловые отношения между ними. Логика комментария — это всегда движение от вопроса к позиции автора. Комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Алгоритм построения комментария Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания сформулированной проблемы. Продумайте, в чем значение этих примеров для раскрытия мысли автора. Укажите смысловую связь между примерами и проанализируйте её. Пример-иллюстрация — это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося. Пример: Что говорит автор? Что делает герой? Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает? Должно быть два таких примера в структуре комментария. Мы берем пример из текста и начинаем его анализировать, и нам нужно правильно на него сослаться. Способов отсылки к примеру довольно много. Это и указание номера предложения, что, к сожалению, не украшает текст. Более убедительный способ отсылки — цитирование, однако здесь нужно уделить особое внимание пунктуации. Используя косвенное цитирование, мы можем сократить, передать мысль автора в целом. В этом году нам необходимо анализировать, а не просто упомянуть смысловые отношения между примерами. Указать смысловую связь между примерами означает ее назвать: «автор противопоставляет. », «писатель сравнивает. », «публицист объясняет. ». Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д. Это очень важно, так как оба этих задания будут отдельно оцениваться экспертами. В случае, если неверно будет указана связь, но правильно проанализирована — ученик потеряет один балл. А вот если она будет указана верно, но неверно проанализирована — уже два балла. В приоритете остается анализ смысловой связи между примерами. Смысловых связей между примерами-иллюстрациями очень много, основных восемь. Проблема в том, что их великое множество, как и текстов для итоговой аттестации. И назвать любую из них бывает достаточно проблематично.

типы связи.png

Основные типы смысловых связей между примерами

Сочинение в таблице.png

Пример указания и анализа смысловой связи между примерами. Каждый элемент сочинения вписан в таблицу

Кажется, что, когда сочинение вписано в таблицу, все четко и хорошо. Однако, когда ученики вписывают сочинение таким образом, они начинают терять понимание, что пишут связный текст.

Шаг 3. Отношение к позиции автора Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к позиции автора Согласны ли вы с автором? Почему? Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения. Если ученик не сформулировал позицию, то он получит 0 баллов и по К3, и по К4. Обоснование может быть произведено с опорой на художественное или научное произведение, либо на основе наблюдения над жизнью или с опорой на собственный опыт.

Цельный алгоритм работы с текстом Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров, укажите и проанализируйте смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией. Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её. Шаг 4. Напишите заключение (при необходимости).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *