Какие проблемы могут быть в сочинении егэ
Перейти к содержимому

Какие проблемы могут быть в сочинении егэ

  • автор:

Сочинение на ЕГЭ: как не потерять заветные баллы в 2024 году

Будущие абитуриенты уже начали подготовку к Единому государственному экзамену. Большинство курсов рассчитаны как раз на этот срок. Один из самых важных этапов экзамена по литературе – сочинение. Как написать его правильно и не потерять заветные баллы рассказала Добро.Журналу педагог-волонтёр.

Обозначь свою позицию

В этом году, школьница Анастасия, сдававшая ЕГЭ по литературе, потеряла больше 50 вторичных баллов на экзамене. Ей досталась тема: «Проблема нравственного выбора в прозе Чехова (на примере одного произведения)». При написании сочинения девочка опиралась на произведение «Вишнёвый сад», но эксперты заявили: это не проза. А, значит, и всё сочинение неверно.

Маргарита Королёва, учитель русского языка и литературы из Ульяновска © Из личного архива

По словам активистки движения «Педагоги-волонтёры», учителя русского языка и литературы из Ульяновска Маргариты Королёвой, подготовку к экзаменам можно сравнить с ездой на велосипеде. Если тяжело – идёшь на подъём. Поэтому на финальной высоте особенно обидно терять баллы из-за банальных ошибок.

Королёва, как старший эксперт комиссии по проверке ОГЭ и ЕГЭ, отмечает: за последние три года снизился средний балл с 71,4 до 66,43. При этом в 2024 году общее количество «оценок» за всю работу уменьшили с 54 (30 баллов за тест + 24 балла за сочинение) до 50 (29 баллов за тест + 21 балл за сочинение).

«Теперь за сочинение школьник может получить 21 балл, поэтому так важно всё сделать правильно», – рассказывает Добро.Журналу Маргарита Королёва.

По её словам, основные причины, по которым теряются баллы, остаются неизменными. Одна из них – ученики сами не знают критериев оценки сочинения.

«Возникает ощущение, что это огромный секрет, – сетует Маргарита Королёва. – Я советую учителям работать с сайтом fipi.ru. В демоверсии ЕГЭ есть критерии, распечатайте их. Готовьте для ученика индивидуальный образовательный маршрут, используйте чек-лист. Проводите работу над чужими ошибками».

Ещё одна трудность – школьникам не понятна структура сочинения. Поэтому, по мнению специалиста, необходимо объяснить учащимся: всё, что нужно отразить в сочинении, уже прописано в задании. Главное, внимательно прочитать его и писать по чёткому плану. В черновике всегда следует делать пометки.

«Помним, что начинаем с проблемы. Анализируем связь, обозначаем авторскую позицию, свою собственную, обосновываем её и пишем заключение», – говорит Маргарита Королёва.

Не путать понятия

Следующая проблема, которая ведёт к потере баллов, – неумение определить проблему. По словам Королёвой, зачастую, ребята не видят ключевых слов, у них отсутствуют представления о времени, истории и так далее.

«Необходима постоянная речеведческая работа, в которую входят выделение ключевых слов, создание интеллект-карт по текстам (схемы, таблицы) – всё это позволит школьникам не теряться, когда им будет необходимо выполнить грамотный анализ текста», – советует учитель.

Распространена и такая ошибка, как подмена понятий. Например, такие определения, как «войны», «материнство», «добро и зло» – это темы. А вот «влияние войны на личность человека» – уже проблема. Чтобы её было легче сформулировать специалист советует использовать вопросы.

«Удачный пример: “Как война влияет на личность человека?”, – рассказывает Маргарита Королёва. – Путь от авторской точки зрения к проблеме поможет ученикам не сбиться с логики повествования. Ребятам необходимо помнить, что проблема – это вопрос, а авторская точка зрения – ответ на этот вопрос».

Потеря баллов поджидает и тогда, когда ученик не знает, из чего состоит комментарий к проблеме. Часто школьники приводят примеры из художественной литературы вместо анализа текста. Примеры-иллюстрации могут не соответствовать заявленной проблеме, отсутствует объяснение или не прокомментирована смысловая связь. Поэтому, важно следить за логикой сочинения и уметь показать ход мысли автора. То есть, как именно он подводит читателей к определённому выводу.

Ранее Добро.Журнал рассказал о том, что в вузах страны стартовала программа «Обучение служением». Студенты-участники курса смогут реализовать профессиональные навыки уже во время учёбы и помогут НКО, госкомпаниям и бизнесу создать социальные проекты.

Заглядывайте в наши сообщества!

ВКонтакте — vk.com/dobro.press

Телеграм — t.me/dobrojournal

Фото: lori

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

Проблема в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Синонимы к термину проблема: вопрос, задача. Помните, что в основе проблемы может лежать некое противоречие, конфликт, конфликтная жизненная ситуация (проблема отцов и детей, например). По сути, проблема — это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст.

От того, насколько верно вы поймёте проблему текста и сформулируете её (помните, что в тексте может быть несколько проблем, тогда можно говорить о проблематике, но вам достаточно сформулировать в сочинении лишь одну проблему), будет зависеть всё ваше сочинение, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать его, тоже основываясь на одной и той же проблеме. Сформулировать проблему вам помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте. Помните, что вы можете начать своё сочинение с комментария, а потом перейти к постановке проблемы.

Какие бывают проблемы?

Какие бывают проблемы в сочинении ЕГЭ

Как сформулировать проблему?
  • сформулировать самостоятельно (своими словами);
  • процитировать;
  • указать номера предложений из текста, если в этих предложениях проблема чётко сформулирована самим автором.

СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ
ЗА 3 ДНЯ

Этот интенсив по сочинению — визитная карточка нашей онлайн-школы, потому что ему нет аналогов в рунете среди других курсов.

Действительно, мы ставим перед собой амбициозную цель и достигаем ее из года в год. Подтверждение этому — сотни отзывов от ребят, которые уже прошли программу, а также реальные результаты тех, кто уже написал сочинение на высокий балл.

Вика — журналист-практик, кандидат филологических наук и специалист по массовым коммуникациям, то есть человек, который ежедневно работает со словом и может научить любого писать сочинение в формате ЕГЭ даже за 3 дня.

Где проходит обучение?

Обучение проходит на платформе Getcourse. Там организован личный кабинет участника, все уроки, файлы и ссылки на домашние задания. Беседа с куратором и предподавателем организована в социальной сети «Вконтакте».

Кто проверяет мою работу на тарифе с проверкой?

Мы сотрудничаем только со специалистами, которые имеют законченное высшее образование и опыт работы преподавателем со средним баллом учеников не ниже 90.

Каждая работа проверяется двумя экспертами, как на реальном экзамене: проверяющий выделяет и комментирует все ошибки, а Вика перепроверяет и выставляет итоговый балл.

Что мне нужно для занятий?

Для занятий нужен стабильный интернет и доступ к нему с компьютера или мобильного устройства, а также программа или приложение для отправки домашнего задания в формате doc или docx и свободное время, которое вы можете посвятить подготовке к сочинению в течение 3 дней курса (ДЗ на тарифе с проверкой нужно будет сдать в субботу и воскресенье)

Сколько доступны записи занятий?
Доступ к платформам предоставляется в течение курса (3 дня) + 3 дня после его окончания.
Почему вы не оставляете доступ до ЕГЭ?

Записываясь на курс, ты приобретаешь не видеоматериалы, а доступ к материалам.

Мы работаем по методике «здесь и сейчас», которая позволяет в режиме ограниченного времени усвоить гораздо больше информации, чем если бы материалы оставались на год.

Методика проверена научными исследованиями, которые доказывают, что искусственно созданные дедлайны на долгом пути к цели помогают увеличить количество пиков мотивации, а значит, улучшить и результаты подготовки.

Также мы предлагаем ОНЛАЙН-курс (не ВИДЕОкурс), который не предполагает занятия наедине с видеозаписями БЕЗ обратной связи, поэтому доступ к платформам с материалами остается на время курса и еще на 3 дня после его окончания.

Однако все файлы и материалы для печати можно скачать с платформы и пользоваться теорией вплоть до экзамена, что очень удобно.

Как оплатить участие?

Оплатить участие ты можешь прямо на сайте. Тебе необходимо:

  • Нажать на кнопку «ЗАПИСАТЬСЯ»
  • Ввести данные и почту, к которой есть доступ
  • Оплатить участие и получить квитанцию на почту

Сочинение ЕГЭ русского языка ( задание 25 ), формулировка проблемы текста

Правда ли, что обозначать проблему текста требуется одним-единственным способом : » автор СТАВИТ проблему» ? Почему использование других выражений-клеше ( автор ЗАТРАГИВАЕТ, ПОДНИМАЕТ проблему ) строго запрещено ?
Действительно ли экзаменуемые смогут потерять на этом баллы ? И аргументацию с формулировкой проблемы, в результате, могут даже не засчитать ?

  • Елена Провозен
  • 8 лет назад
  • Команда MAXIMUM

Решение Приватно

Постановка проблемы в сочинении должна быть однозначной. Выражения «затрагивает проблему/касается проблемы» означает, что представленная проблема — одна из возможных, что не отвечает на вопрос задания.
Ваши формулировки должны подтверждать, что выбранная вами проблема является основной в тексте. В этом случае лучше всего действительно использовать выражение «автор ПОСТАВИЛ проблему». Это не единственный вариант, но лучше всего ориентироваться именно на него.
В противном случае вы получите 0 баллов за критерии проблемы и аргументации.

  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Полина
  • 8 лет назад
  • Пользователь

Решение Приватно

кто сказал, что проблема должна быть одна? в задании сказано выделить и прокомментировать одну из проблем в предложенном тексте. чем не устраивают варианты «поднимает», «затрагивает» или проблемы в форме вопроса? откуда вообще информация о конкретных словах, которыми должна быть поставлена проблема?

  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Вера
  • 8 лет назад
  • Пользователь

Решение Приватно

Полина, тоже сталкиваюсь с этим впервые. Эта информация вчера «всплыла» в видеоуроке по русскому языку с Алиной Водостой, где упоминалось сочинение ( задание 25 ) и план его написания. Алина обратила внимание слушателей на формулировку проблемы текста. Было сказано, что наилучшим вариантом считается написание «автор СТАВИТ проблему». Употребив другое клеше ( поднимает, затрагивает ), мы можем попросту «пролететь» с аргументацией. В подтверждение вышесказанного Алина сообщила, что связывалась с Цыбулько И.П. по этому поводу. Таким образом, выходит, что информация, действительно, достоверная. Просто не совсем понятно, почему дошла до нас она только сейчас.

  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Елена Провозен
  • 8 лет назад
  • Команда MAXIMUM

Решение Приватно

Обратите внимание на формулировку задания в самом КИМе, как это формулируется на экзамене. Там сказано: «Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста». При этом слово «поставленных» выделено жирным, таким образом самими составителями экзамена это слово подчеркнуто.

Не стоит использовать формулировку «затрагивает проблему», т.к. значение слов «затрагивает» и «ставит» значительно отличается.
Проблема может быть не одна, но выбранная вами проблема должна быть одной из основных.

  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Елена Провозен
  • 8 лет назад
  • Команда MAXIMUM

Решение Приватно

  • Ставить – выдвигать, предлагать. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить проблему на обсуждение.
  • Затронуть – перен. в изложении обратить внимание на что-нибудь, слегка коснуться чего-нибудь (книжн.). Затронуть вопрос. Затронуть проблему, тему.
  • Упомянуть – 1. о ком-чём. Коснуться кого-чего-н. в речи, рассказе. Он обещал при случае упомянуть о моей просьбе. 2. кого-что. Вскользь к случаю, между прочим назвать кого- или что-нибудь в речи. Расказчик упомянул имя человека, хорошо всем известного. 3. кого-что. Назвать, перечислить. Упомянутые выше лица зачислены на службу.
  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Полина
  • 8 лет назад
  • Пользователь

Решение Приватно

ну хорошо, со словом «затрагивать» понятно, но чем не устраивает «поднимать проблему»? и что вы скажете о проблеме, сформулированной в виде вопроса? тоже нельзя? и вообще, что тогда делать большинству выпускников, которые не были на ваших вебинарах и не общались с И.П.Цыбулько, но которым учителя дали кучу клише для формулирования проблемы, в т.ч. «Автор ЗАТРАГИВАЕТ проблему», проблема в форме ВОПРОСА и тому подобные? они что, потеряют баллы из-за такой ерунды?? ведь в задании не сказано, что проблема должна быть сформулирована суперконкретно и однозначно: «Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста». здесь даже не сказано «одну из основных», как вы сказали. и вот К1: «Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста». никаких упоминаний о конкретном слове «ставить» нет. думаю, даже большинство проверяющих работы ЕГЭ так же никогда не слышали об этом. следовательно, баллы снять за это вряд ли могут, в противном случае, есть повод для апелляции

  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Елена Провозен
  • 8 лет назад
  • Команда MAXIMUM

Решение Приватно

Есть идеальный вариант — формулировать ответ, используя то же слово, что указано в самом задании. Безусловно вы можете использовать другие варианты, но мы советуем по возможности ориентироваться на формулировки в заданиях, чтобы не рисковать на экзамене.

Основная цель данной формулировки в задании и соответственно наших советов в том, чтобы сфокусировать сдающих экзамен на основные проблемы в тексте и уберечь от ответа не на тот вопрос.

  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Екатерина
  • более 7 лет назад
  • Пользователь

Решение Приватно

а что делать,я буду ставить проблему в форме вопроса?

  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Команда MAXIMUM
  • более 7 лет назад
  • Пользователь

Решение Приватно

  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Алексей
  • более 7 лет назад
  • Пользователь

Решение Приватно

Где в официальных источниках указано, что нельзя использовать слова «ЗАТРАГИВАЕТ» или «КАСАЕТСЯ».

  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Команда MAXIMUM
  • более 7 лет назад
  • Пользователь

Решение Приватно

Нигде, но в условии 25 задания написано слово «ставит». Зачем экспериментировать?

  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Светлана
  • более 7 лет назад
  • Пользователь

Решение Приватно

Ребенку на ЕГЭ достался текст по А.П. Чехову «Тоска». В интернете написано, что должна была быть выделена поблема равнодушия людей и одиночества. Ребенок выделил продлему: «Кто более сострадателен люди или животные?». Насколько чреват в данном конкретном случае неверный выбор проблемы?

  • Не является решением
  • Утвердить как решение
  • Команда MAXIMUM
  • более 7 лет назад
  • Пользователь

Светлана, «в интернете написано» — не самый авторитетный источник. Сказать, какая проблема была поставлена в тексте нельзя, поэтому, не можем сказать, верна ли была выбрана проблема. Важно понимать следующее:

1) В тексте может быть несколько главный проблем
2) Выбрать нужно именно главную проблему. Если ученик выберет не ту проблему, он потеряет 8 баллов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *