Какие произведения будут на егэ по литературе
Перейти к содержимому

Какие произведения будут на егэ по литературе

  • автор:

Что нужно прочитать, чтобы сдать ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных экзаменов. Чтобы получить высокие баллы, придётся постараться: необходимо не только хорошо знать содержание художественных произведений, но и уметь их анализировать, а также разбираться в литературных направлениях, знать биографии писателей и исторический контекст их творчества. Ну и куда же без теоретико-литературных понятий!

Однако надо с чего-то начинать. Подготовили список произведений, которые необходимо прочитать, чтобы отлично сдать литературу в 2024 году. Для удобства список разбит на периоды.

Курсивом выделены произведения, которые могут быть включены в первую часть и по которым может быть сформулирована тема сочинения в второй части. Это то, что необходимо прочитать в первую очередь. Остальные произведения из списка можно привлекать при написании сочинения и при ответе на задания 6 и 11 с учётом формулировки задания.

В этой статье:

Литература второй половины XIX века

А. Н. Островский. Драма «Гроза».

И. А. Гончаров. Роман «Обломов».

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Н. А. Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (избранные главы).

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (избранные главы).

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Н. С. Лесков. Рассказы и повести.

Ф. И. Тютчев. Стихотворения.

А. А. Фет. Стихотворения.

А. К. Толстой. Стихотворения.

Литература конца XIX — начала ХХ вв.

А. П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишнёвый сад».

Поэзия Серебряного века: И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилёв, И. Северянин, В. С. Соловьёв, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников.

Литература первой половины XX века

А. И. Куприн. Рассказы и повести.

Л. Н. Андреев. Рассказы и повести.

М. Горький. Рассказы, повести, романы. Пьеса «На дне».

И. А. Бунин. Рассказы.

А. А. Блок. Стихотворения. Поэма «Двенадцать».

В. В. Маяковский. Стихотворения. Поэма «Облако в штанах».

С. А. Есенин. Стихотворения. Поэма «Чёрный человек».

М. И. Цветаева. Стихотворения.

О. Э. Мандельштам. Стихотворения.

А. А. Ахматова. Стихотворения. Поэма «Реквием».

Е. И. Замятин. Роман «Мы».

Н. А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).

М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».

М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». Рассказы, повести, пьесы.

В. В. Набоков. Рассказы, повести, романы.

А. П. Платонов. Рассказы и повести.

А. Т. Твардовский. Стихотворения.

Проза о Великой Отечественной войне:

Романы, повести, рассказы. В. П. Астафьев, Ю. В. Бондарев, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, К. Д. Воробьёв, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, С. С. Смирнов, В. О. Богомолов.

Пьесы. В. С. Розов, К. М. Симонов.

Поэзия о Великой Отечественной войне:

Ю. В. Друнина, М. В. Исаковский, Ю. Д. Левитанский, С. С. Орлов, Д. С. Самойлов, К. М. Симонов, Б. А. Слуцкий.

А. А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия».

Б. Л. Пастернак. Стихотворения. Роман «Доктор Живаго» (избранные главы).

А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Книга «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).

Литература второй половины XX—XXI вв.

В. М. Шукшин. Рассказы.

В. Г. Распутин. Рассказы и повести.

Н. М. Рубцов. Стихотворения.

И. А. Бродский. Стихотворения.

В. С. Высоцкий. Стихотворения.

Рассказы, повести, романы. Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Аксёнов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, А. Н. Варламов, Г. Н. Владимов, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. С. Маканин, В. О. Пелевин, Захар Прилепин, В. А. Солоухин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. Т. Шаламов.

Пьесы. А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, Е. В. Гришковец, К. В. Драгунская, В. С. Розов, М. М. Рощин.

Стихотворения и поэмы. Б. А. Ахмадулина, Ю. И. Визбор, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Т. Ю. Кибиров, Ю. П. Кузнецов, А. С. Кушнер, Л. Н. Мартынов, О. А. Николаева, Б. Ш. Окуджава, Д. А. Пригов, Р. И. Рождественский, Д. С. Самойлов, О. А. Седакова, В. Н. Соколов, А. А. Тарковский, О. Г. Чухонцев.

Литература народов России. Г. Айга, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.

Зарубежная литература второй половины XIX—ХХ вв.

Романы, повести, рассказы. Ч. Диккенс, Э. Золя, Г. де Мопассан, Г. Флобер, Г. Бёлль, Р. Брэдбери, У. Голдинг, Ф. Кафка, Х. Ли, Г. Г. Маркес, У. С. Моэм, Дж. Оруэлл, Э. М. Ремарк, У. Старк, Дж. Сэлинджер, Г. Уэллс, О. Хаксли, Э. Хемингуэй, А. Франк, У. Эко.

Пьесы. Г. Гауптман, Г. Ибсен, Б. Брехт, Ф. Дюрренмат, Э. Ионеско, М. Метерлинк, Д. Пристли, О. Уайльд, Т. Уильямс, Б. Шоу.

Поэзия. Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, А. Рембо, Г. Аполлинер, Ф. Гарсиа Лорка, Р. М. Рильке, Т. С. Элиот.

Изменения в ЕГЭ-2024 по литературе: теперь без Пушкина, Лермонтова и Гоголя

Разбираем пока только проектную версию предстоящего экзамена

 katemangostar / ru.freepik.com

Текст: Татьяна Шипилова

У многих преподавателей и репетиторов по русскому языку и литературе почти случился инфаркт-миокарда-от-такой-рубец после того, как они увидели новые проекты ЕГЭ-2024 (да и ОГЭ тоже). И у меня в том числе. Изменений много, и не все они на первый взгляд очевидные, поэтому давайте разбираться.

Итак, какими могут быть вероятные изменения в ЕГЭ-2024 по литературе:

Изменение количества заданий

Теперь заданий 11 (вместо 12): 6 «тестовых» и 5 сочинений. Убрали 1 «тестовое» задание в самой первой части, а это значит, что теперь легких баллов стало на 1 меньше.

Изменение критериев оценивания

1. Теперь первичных баллов не 53, как в прошлом году, а 48:

  • 4 балла за задание 4 на анализ фрагмента (раньше это было задание 5) – теперь оценивание этого задания происходит по двум критериям, а не по трем, как это было раньше;
  • 8 баллов за задание 5 на сопоставление (раньше это было задание 6);
  • 4 балла за задание 9 на анализ лирики (раньше это было задание 10) – тоже оценивание теперь по двум критериям вместо трех;
  • 8 баллов за задание 10 на сопоставление (раньше это было задание 11);
  • 18 баллов за задание 11 (раньше это было задание 12).

2. Следовательно, теперь перевод из первичных баллов во вторичные, т.е. в 100-балльную систему, будет еще жестче. Он и так в литературе был одним из самых строгих.

3. Во все задания с развернутым ответом в последний критерий добавился пункт с грамматикой. Т.е. теперь в каждом сочинении будут оцениваться грамматические ошибки: если будет хотя бы по одной ошибке трех видов (логическая, речевая, грамматическая), это приведет к потере балла. В большом сочинении (теперь это 11 задание) теперь можно допустить максимум по одной ошибке каждого вида (речевая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая), а не по две, как было раньше.

Изменение в формулировке темы 11.4:

Теперь вместо формулировки, дающей экзаменуемому возможность привлекать любые произведения для раскрытия темы, в формулировку включены имена трех писателей-классиков, из которых требуется выбрать одного. Пример: «Страницы истории в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)».

Изменения в кодификаторе

Теперь кодификатор насчитывает всего 12 основных текстов, которые могут попасться в первом блоке первой части КИМа, т.е. для заданий 1–5:

  1. А.Н. Островский. Драма «Гроза»
  2. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  3. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  4. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  5. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  6. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  7. А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад»
  8. М. Горький. Пьеса «На дне»
  9. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  10. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  11. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
  12. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Самих авторов, естественно, больше (Тютчев, Фет, Есенин, Цветаева, Ахматова и иже с ними никуда не делись, как добавились Куприн, Андреев, Шукшин и еще масса писателей XX века, а также зарубежная литература), но все они теперь могут попасться только во 2-й части, т.е. в большом сочинении (задание 11), или во втором блоке (9 задание по лирике). А вот Фонвизин, Грибоедов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и Гоголь, как видите, делись: их теперь в кодификаторе ЕГЭ по литературе нет.

Куда они делись, спросите вы? Как можно изучать русскую литературу без солнца русской поэзии Пушкина и главного пессимиста русской литературы Лермонтова? Ответ прост: никак, естественно, но делись они в кодификатор ОГЭ по литературе.

Пояснения и логика

Теперь ЕГЭ «подогнали» под ФОП (федеральную образовательную программу) по литературе 10-11 классов.

Имеется в виду, что те, кто сдают ЕГЭ по литературе в 11 классе, в 9 классе, соответственно, сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и Ко. А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин; что вопрос отцов и детей затрагивал не только Тургенев, но и Грибоедов, а первый маленький человек появился не у Достоевского и Чехова, а у Пушкина и Гоголя, поэтому «при выполнении сопоставительных заданий, написании сочинений по литературе изученные в основной школе произведения Пушкина, Лермонтова и других авторов могут привлекаться».

Как мы видим, не только чиновники далеки от народа, но и деятели ФИПИ далеки от реалий школьного образования. У меня в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое (2, Карл!) сдавали ОГЭ по литературе, причем один из них – мой же ученик прошлого года. Все остальные только сейчас познакомились со структурой ЕГЭ, и большая часть из них вообще ничего нужного не читала. Да и вообще, откровенно говоря, такой подход очень странный: опираясь на эту логику, вузы на ГОСах должны спрашивать не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр – ну а что, все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах.

При этом сами вопросы в проектном КИМе составлены таким образом, что ответить на них без знания «золотого» века будет не так просто. Например, формулировка задания 5 на сопоставление в демо-версии звучит так: «Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлен образ купца. В чём схожи (или чем различаются) персонаж выбранного Вами произведении и Савёл Прокофьевич Дикой?«

И первым же на ум приходит купец Калашников из поэмы. Лермонтова. Можно, конечно, вспомнить Лопахина из «Вишнёвого сада» и, например, купца Феропонтова из «Войны и мира», но тот крохотный эпизодик с ним мало кто помнит. Я уж молчу о том, что чтение «Войны и мира» и «Тихого Дона» становится практически обязательным условием, потому что теперь вероятность того, что фрагмент в первой части попадется именно из этих эпопей, сильно возросла, да и вариативность большого сочинения тоже резко сократилась.

То же самое видно в задании 10 на сопоставление лирики. Формулировка следующая: «Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором картины природы отражают внутренние переживания лирического героя. В чём схожи (или различны) выбранное произведение и приведённое стихотворение Н.А. Заболоцкого».

Т.е. обращение к Жуковскому, Пушкину или Лермонтову здесь обязательно. По всей видимости, подобным образом обращение к первой половине XIX века будет постоянно педалироваться: образ маленького и лишнего человека, проблема отцов и детей, историчность и т.д.

Отсюда возникает вопрос: а почему, собственно, в кодификаторе есть Тютчев, Фет, Ахматова, Цветаева и т.д., хотя тоже нет указания на конкретные произведения, а писателей первой половины XIX в. нет, хотя сами формулировки явно указывают на то, что сдающий явно должен быть с ними знаком? Что мешало указать эти фамилии, но не выделять их, оставляя изучение как бы факультативным? Вопрос без ответа.

Останутся ли вообще такие ограничения в утвержденном проекте, пока непонятно, но если останутся, то хоть как-то тогда можно будет оправдать все изменения, потому что сейчас цензурных слов для объяснения своей позиции по поводу этого всего, поверьте, ни у одного преподавателя и репетитора, готовящих к ЕГЭ, нет.

В спецификациях тоже не все гладко

На самой последней странице в сноске мелким шрифтом написано следующее: » В формулировки тем сочинения 11.4 включены имена трёх писателей, из которых требуется выбрать одного. В их число могут быть включены следующие писатели, творчество которых было изучено по программе основного общего образования: Д.И. Фонвизин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь «. Приписывать это мелким шрифтом в сноске – это же так. логично (нет)!

При этом, сказано, что во втором блоке первой части, т.е. в заданиях по лирике, могут быть представлены лирические произведения, баллады, поэмы и. басни. Все, конечно, помнят, что помимо Крылова басни еще писали, например, Лев Толстой и Сергей Михалков, но их басни написаны прозой, а значит во второй блок не годятся. Басни есть еще у Маяковского, но насколько велика вероятность их использования с призывом подписываться «на «Крокодила» / и на «Рабочую газету»»? Понятное дело, что басни попадались в КИМах о-о-очень редко и сейчас их просто оттуда уберут. Но такая неупорядоченность подчеркивает несоответствие документов друг другу, что указывает либо на излишнюю поспешность в их подготовке, либо на растерянность составителей.

Еще важный момент

Стоит добавить еще кое-что: многие ведущие вузы страны (МГУ, ВШЭ и проч.) проводят свои внутренние вступительные экзамены (ДВИ), которые включают в том числе написание сочинений и эссе. И там, как правило, список обязательных авторов и произведений совпадал с довольно обширным кодификатором по литературе. Вряд ли вузы сейчас в срочном порядке побегут исправлять свои списки, а значит для тех ребят, которые хотят попробовать свои силы в поступлении в лучшие вузы страны, с одной стороны, путь упростился: те, кто станет ориентироваться только на этот узкий кодификатор, будут явно проигрывать более начитанным абитуриентам. Например, моя очень хорошо подготовленная ученица и читала много помимо кодификатора, и участвовала в олимпиадах, поэтому смогла поступить на бюджет в МГУ.

С другой же стороны, список обязательной литературы сужается, но при этом требования становятся жестче, а значит, сложность экзамена не сильно упростилась.

Но не забываем, что это только проектная модель. Конечно, скорее всего, большая часть изменений вступит в силу, но уже окончательный вариант мы получим чуть позже.

Какие произведения будут на егэ по литературе

Готовимся к ЕГЭ*

Образцы ответов (задания с развёрнутым ответом 4,5: прозаическое произведение)
Образцы ответов (задания с развёрнутым ответом 9,10: лирическое произведение)
Список произведений,
необходимых при подготовке к ЕГЭ по литературе

(из кодификатора*)

5. Грибоедов А.С.
* Комедия «Горе от ума»

6. Пушкин А.С.
Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд. », «Поэт», «К Чаадаеву» , «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье. «), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор..»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило. », «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. »), «. Вновь я посетил…»
Роман «Капитанская дочка»
Поэма «Медный всадник»
* Роман «Евгений Онегин»

7. Лермонтов М.Ю.
Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», *«Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен. », «Валерик», «Выхожу один я на дорогу. »
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Поэма «Мцыри»
* Роман «Герой нашего времени»

8. Гоголь Н.В.
Комедия «Ревизор»
* Повесть «Шинель»
* Поэма «Мёртвые души»

Из литературы 2-ой половины 19 века
9. Островский А.Н.
Драма «Гроза»

10. Тургенев И.С.
Роман «Отцы и дети»

11. Толстой А.К.
Стихотворения
12. Тютчев Ф.И.
Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа. », «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим. », «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое. »), «Природа – сфинкс. И тем она верней. »
13. Фет А.А.
* Стихотворения: «Заря прощается с землею. », «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» и др.

14. Гончаров И.А.
Роман «Обломов»

15. Некрасов Н.А.
Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей. », «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди. », «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «О Муза! я у двери гроба…»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

16. Салтыков-Щедрин М.Е.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», *«Премудрый пискарь»
Роман-хроника «История одного города» (избранные главы)

17. Толстой Л.Н.
Роман «Война и мир»

18. Достоевский Ф.М.
Роман «Преступление и наказание»

19. Лесков Н.С.
Рассказы и повести

Из литературы конца 19 – начала 20 в.
20. Чехов А.П.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», *«Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», *»Хамелеон»
Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины 20 в.
21. Поэзия Серебряного века:
И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилёв, И. Северянин, В.С. Соловьев, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников и др.

22. Бунин И.А.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

23. Горький М.
Рассказы, повести, романы
Пьеса «На дне»

24. Блок А.А.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы. », «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе. », «О, я хочу безумно жить…»
Поэма «Двенадцать»

25. Маяковский В.В.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
Поэма «Облако в штанах»

26. Есенин С.А.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь cоветская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи. », «Низкий дом с голубыми ставнями. »
Поэма «Черный человек»

27. Цветаева М.И.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов. » (из цикла «Стихи о Москве»)

28. Мандельштам О.Э.
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

29. Ахматова А.А.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова. », «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие. », «Не с теми я, кто бросил землю. », «Стихи о Петербурге», «Мужество»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

30. Замятин Е.И.
Роман «Мы»

31. Островский Н.А.
Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).
32. Шолохов М.А.
Роман «Тихий Дон»
Рассказ «Судьба человека»

33. Булгаков М.А.
Рассказы, повести, пьесы
Романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)

34. Набоков В.
Рассказы, повести, романы

35. Платонов А.П.
Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

36. Твардовский А.Т.
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

37. Проза о Великой Отечественной войне.
Романы, повести, рассказы.
В.П. Астафьев, Ю.В. Бондарев, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, К.Д. Воробьёв, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, С.С. Смирнов, В.О. Богомолов и др. Пьесы.
В.С. Розов, К.М. Симонов и др.

38. Поэзия о Великой Отечественной войне
Ю.В. Друнина, М.В. Исаковский, Ю.Д. Левитанский, С.С. Орлов, Д.С. Самойлов, К.М. Симонов, Б.А. Слуцкий и др.

39. Фадеев А.А.
Роман «Молодая гвардия»

40. Пастернак Б.Л.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме. », «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. », «Сосны», «Иней», «Июль»
Роман «Доктор Живаго» (избранные главы)

41. Солженицын А.И.
* Рассказ «Матрёнин двор»
Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Книга «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты)

42. В.М. Шукшин.
Рассказы

43. В.Г. Распутин.
Рассказы и повести

44. Н.М. Рубцов.
Стихотворения

45. И.А. Бродский.
Стихотворения

46. В.С. Высоцкий.
Стихотворения

47. Проза второй половины XX – XXI вв.
Рассказы, повести, романы.
Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Аксёнов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, А.Н. Варламов, Г.Н. Владимов, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.С. Маканин, В.О. Пелевин, Захар Прилепин, В.А. Солоухин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.Т. Шаламов и др. Пьесы.
А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, Е.В. Гришковец, К.В. Драгунская, В.С. Розов, М.М. Рощин и др.

48. Стихотворения и поэмы поэтов второй половины XX – XXI вв.
Б.А. Ахмадулина, Ю.И. Визбор, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Т.Ю. Кибиров, Ю.П. Кузнецов, А.С. Кушнер, Л.Н. Мартынов, О.А. Николаева, Б.Ш. Окуджава, Д.А. Пригов, Р.И. Рождественский, Д.С. Самойлов, О.А. Седакова, В.Н. Соколов, А.А. Тарковский, О.Г. Чухонцев и др.

49. Литература народов России.
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов и др.

50. Зарубежная литература второй половины XIX – XX вв. (проза).
Романы, повести, рассказы.
Ч. Диккенс, Э. Золя, Г. де Мопассан, Г. Флобер; Г. Бёлль, Р. Брэдбери, У. Голдинг, Ф. Кафка, Х. Ли, Г.Г. Маркес, У.С. Моэм, Дж. Оруэлл, Э.М. Ремарк, У. Старк, Дж. Сэлинджер, Г. Уэллс, О. Хаксли, Э. Хемингуэй, А. Франк, У. Эко и др.
Пьесы.
Г. Гауптман, Г. Ибсен; Б. Брехт, Ф. Дюрренмат, Э. Ионеско, М. Метерлинк, Д. Пристли, О. Уайльд, Т. Уильямс, Б. Шоу и др.

51. Зарубежная поэзия второй половины XIX – XX вв.
Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, А. Рембо, Г. Аполлинер, Ф. Гарсиа Лорка, P.M. Рильке, Т.С. Элиот и др.

1. Здесь и далее: курсивом выделены эпические, или лироэпические, или драматические произведения, фрагменты которых могут быть включены в часть 1 КИМ и по которым может быть сформулирована тема сочинения в части 2. Остальные произведения участники могут привлекать по своему желанию при написании сочинения (часть 2) или при ответе на задания 5 и 10 с учётом формулировки задания. (вернуться)

Перечень поэтов носит открытый характер: в КИМ могут быть предложены для анализа стихотворения, авторы которых не названы в кодификаторе.

В часть 2 экзаменационной работы могут быть включены темы сочинений как по указанным в кодификаторе произведениям, так и по творчеству писателей, чьи произведения не названы в кодификаторе (указано только писательское имя, например Н.С. Лесков, А.П. Платонов, В.П. Астафьев; А.В. Вампилов). В последнем случае формулировка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый). В ряде случаев формулировка задания содержит указание на нескольких писателей (выбор писателя и произведения также осуществляет экзаменуемый).

* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.

* Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год. Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. (вернуться)

Без Пушкина и Гоголя. Что изменится в ЕГЭ по литературе в 2024 году

Вступить в клуб

На сайте ФИПИ опубликован обновленный кодификатор — список рекомендуемых к прочтению произведений для ЕГЭ-2024 по литературе. Что изменилось в экзамене и станет ли новая программа сложнее, «Сноб» разобрался вместе с преподавателем Татьяной Шипиловой

28 августа 2023 17:31

111.jpg

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

СМИ пишут, что из ЕГЭ по литературе убрали тексты Пушкина, Гоголя и Лермонтова. Это правда?

Да. Из кодификатора ЕГЭ, то есть перечня всех рекомендуемых к изучению для сдачи экзамена произведений, действительно пропали сочинения Александра Пушкина, Гавриила Державина, Василия Жуковского, Михаила Лермонтова и Николая Гоголя. Это означает, что вопросов о творчестве писателей и поэтов первой половины XIX века не будет ни в тестовой части экзамена, ни в части с развернутыми ответами. При этом в своих сочинениях на одну из четырех предложенных в варианте тем школьники могут ссылаться на произведения любого из этих авторов, заявили в Рособрнадзоре.

Почему из кодификатора убрали тексты Гоголя и Пушкина?

Представители Рособрнадзора объяснили, что обновленный кодификатор опирается исключительно на программу старших классов, в то время как произведения золотого века изучают в средней школе. «Федеральная образовательная программа построена таким образом, что в пятых-девятых классах акцент сделан на изучении классической литературы, написанной до середины XIX века, а в десятых-одиннадцатых — на литературе второй половины XIX — начала XXI века», — рассказали в Рособрнадзоре.

Как изменится экзамен без вопросов про тексты Пушкина и Гоголя?

Вопросы в ЕГЭ по литературе 2024 года, согласно кодификатору и тестовым вариантам на сайте ФИПИ, будут сосредоточены на творчестве авторов второй половины XIX века — Островского, Тургенева, Толстого и Салтыкова-Щедрина, а также писателей и поэтов XX века.

Исключение из программы авторов первой половины XIX века может существенно усложнить сдачу экзамена для старшеклассников, считает Татьяна Шипилова. По ее словам, прежде школьник мог рассчитывать на хороший балл, даже если не читал самые большие произведения — «Войну и мир» и «Тихий дон», а с 2024 года это будет невозможно. «Сейчас в обязательной программе осталось всего 12 текстов, два из которых — те самые неподъемные романы-эпопеи. Теперь необходимость читать эти произведения стоит намного острее», — говорит преподаватель.

Хорошо, Пушкина убрали. А кого добавили?

Выпускники 2024 года для подготовки к ЕГЭ по литературе должны будут изучить произведения зарубежных прозаиков XIX и XX века — Чарльза Диккенса, Ги де Мопассана, Густава Флобера, Рэя Брэдбери, Джорджа Оруэлла, Джерома Сэлинджера, Эрнеста Хемингуэя и других. В кодификаторе также появились французские, английские и немецкие поэты: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Томас Стернз Элиот и Райнер Мария Рильке. С полным списком можно ознакомиться здесь.

Достаточно ли школьники знакомы с зарубежными авторами?

Зарубежная поэзия в пробной версии экзамена появилась еще в прошлом году: тогда школьники должны были провести литературный анализ стихотворения Райнера Марии Рильке. Особых сложностей эта задача у выпускников не вызвала, замечает Шипилова. «Ничего трудного в том, чтобы проанализировать приведенное целиком стихотворение зарубежного автора, нет. Школьнику все равно, кто написал текст, который лежит у него прямо перед глазами», — говорит эксперт.

По словам преподавателя, стихотворения зарубежных авторов могут попасться ученикам только в заданиях с развернутым ответом, где обсуждаемые тексты приведены целиком. Одна из четырех тем большого сочинения, которые ученику предлагают на выбор, может быть посвящена европейской прозе, однако у школьника всегда есть еще три альтернативные темы.

Подготовил Егор Спесивцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *