Почему егэ сейчас такое сложное
Перейти к содержимому

Почему егэ сейчас такое сложное

  • автор:

Почему в ЕГЭ по русскому нужны уровни и появятся ли практические задания? Профессор Виктор Болотов — о будущем ЕГЭ

Каким может стать Единый госэкзамен в будущем? Почему в ЕГЭ по русскому нужны уровни? Как добавить в экзамен практические задания? «Российская газета» беседует с научным руководителем Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ профессором Виктором Болотовым.

От большинства

От большинства «детских» болезней Единый госэкзамен освободился. / Сергей Михеев/РГ

Виктор Александрович, сколько бы начальников у ЕГЭ ни было, «отцом» все равно называют вас. В начале 2000-х вы, будучи замминистра образования, запускали Единый. Следите за взрослением «ребенка»? Как он вам сегодня?

Виктор Болотов: От большинства «детских» болезней экзамен освободился. Я имею в виду утечки интернет-заданий, нарушение правил проведения ЕГЭ, улучшилась ситуация с отслеживанием тех, кто списывает. В общем, экзамен встал на ноги: был подросток, а сейчас уже юноша. Уже несколько лет нет в нем некорректных заданий. Да, кто-то жалуется на сложность, но экзамен и не должен быть легким. Считаю, что сейчас ЕГЭ вышел на нормальный уровень.

Что дальше?

Виктор Болотов: Важно, что сегодня в заданиях ЕГЭ начали всерьез ставить вопросы о развитии не только предметных знаний, но и таких универсальных компетенций, как, к примеру, критическое мышление. Это перспективный ход. Часто слышу от работодателей: «Предметные знания мы подтянем, а вот с универсальными и профессиональными навыками гораздо сложнее». Это важный шаг, я уверен, что внимание к оценке уровня развития компетенций будет только расти.

В одном интервью вы говорили, что главный минус ЕГЭ сегодня — отсутствие практических заданий по физике, химии, биологии. Считаете, на этих экзаменах нужна практическая часть?

Виктор Болотов: Думаю, мы к этому придем. Ведь ввели же в ЕГЭ по иностранным языкам аудирование — устную часть. Это и есть практика. Практические задания в ЕГЭ по физике или химии вполне можно разработать, используя, например, компьютерные симуляторы. Они, кстати, сегодня очень популярны в среднем профобразовании. Это компьютерный тренажер, в котором можно собирать физическое устройство, ставить химические опыты и на экране видеть результат.

Лейтмотив последних лет: у нас не хватает грамотных инженеров. А как развивать инженерные навыки в юном возрасте, если человек не работает руками или хотя бы с реальными объектами на экране компьютера? Одной теорией и задачами проблему не решить.

Сегодня следить за порядком на ЕГЭ помогают нейросети. Какую еще пользу они могут принести в образовании?

Виктор Болотов: Для меня очень важно, что система образования всерьез занялась вопросом использования цифровых технологий. Никакой опасности, как говорят некоторые, в этом нет: никакого массового перехода только на онлайн-обучение не произойдет. И живой учитель из школы не исчезнет — все это ничем не обоснованные домыслы. Зато компьютер и искусственный интеллект могут помочь учителю с рутинными работами. Например, проверять решение задач по известным формулам, тригонометрию, грамотность. Может в перспективе даже проверять обзорные рефераты. А вот вопросы развития личности компьютер пока решать не может и, возможно, не сможет никогда.

Помню, на заре ЕГЭ вы рассказывали, что каждый год решаете варианты экзамена по математике. А сейчас так разминаетесь?

Виктор Болотов: Иногда захожу на сайт Федерального института педагогических измерений, где выкладываются пробники заданий, демоверсии. Скажу, что особых тревог у меня не возникает. Смущает только русский язык. У нас очень много школьников, которые дома говорят не по-русски. Так вот для них, на мой взгляд, экзамен по русскому неподъемный.

Я предлагал и буду предлагать сделать два варианта экзамена по аналогии с математикой — базовый и профильный. Условно, «русский как государственный» — для большинства этого уровня хватит, и «русский специальный» — для филологов, журналистов и т.п.

Как далеко мы можем заглянуть в разговорах о будущем ЕГЭ? Пять лет? Двадцать пять? Каким будет экзамен?

Виктор Болотов: Думаю, реалистично говорить о перспективе в 20 лет. Будет два вида экзаменов для всех желающих, а не только для выпускников школ. Первый вид — проверка предметного знания. Если я хочу поступать в университет на физфак или матфак, я должен знать физику или математику, а еще лучше и то и другое на приличном уровне. Так что знание предметов проверяли и будут проверять. А дальше, на мой взгляд, появится другое направление — проверка универсальных компетенций: умение коммуницировать, работать в команде и так далее. И по итогам этих экзаменов будет выдаваться сертификат, который можно и работодателю показать, и при приеме в университет.

Практические задания в ЕГЭ по физике или химии вполне можно разработать, используя компьютерные симуляторы

Что самое сложное сегодня в Едином? На что обращать внимание выпускникам?

Виктор Болотов: Если школьник претендует на высокие баллы — 80 и выше, то здесь главное — внимание. Можно прекрасно ориентироваться в материале, но из-за спешки наделать мелких глупых ошибок. Для ребят, которым нужен просто проходной балл, важно не застревать на сложных заданиях, а делать сначала то, в чем они точно уверены. Иначе просто не хватит времени.

Ключевой вопрос

Все время возникают разговоры об отмене ЕГЭ. Такое возможно?

Виктор Болотов: Не дает эта тема нам покоя. Напомню, с чего все начиналось. В конце 90-х количество медалистов в школах росло в геометрической прогрессии — медаль тогда давала преимущество при поступлении в вуз. Кроме того, в любом городе России можно было встретить объявление типа: «Готовим для поступления к конкретный вуз».

В советские времена в вузы Москвы и Санкт-Петербурга поступали 75 иногородних детей из 100. А в 2000 году — только 25 поступивших были иногородними, а 75 петербуржцами или москвичами. Причина, по которой регионы добровольно переходили на формат ЕГЭ, — повышение доступности качественного образования для всех детей вне зависимости от места жительства.

Всем критикам ЕГЭ я советую две вещи. Первое: зайдите на сайт ФИПИ и прорешайте от и до вариант хотя бы по одному предмету. Ощутите уровень, так сказать. И второе. Хотите отменить ЕГЭ — предложите замену, сохраняющую возможность абитуриентам поступать в хорошие вузы по всей стране. По моему мнению, возврат к прошлому невозможен. Да и попросту вреден.

За и против: так ли хорош формат ЕГЭ

За и против: так ли хорош формат ЕГЭ

Единый государственный экзамен существует уже больше 20 лет и регулярно подвергается критике.

С одной стороны, это универсальный способ оценки знаний, а с другой — источник сильного стресса для абитуриентов и их родителей. Некоторые и вовсе считают, что ЕГЭ негативно влияет на систему образования в целом. Читатели Тинькофф Журнала обсудили плюсы и минусы единого госэкзамена — выбирайте сторону и делитесь своей позицией в комментариях.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

�� Против: сдача ЕГЭ — сильный стресс для выпускников

Аватар автора

Сама атмосфера на экзамене не помогает. Сначала нужно пройти через несколько металлоискателей, человека, который шмонает тебя. В аудитории камеры, в туалете за дверью кабинки — человек, который ждет тебя и слушает, чтобы ты ничего ниоткуда не достал. Слышала, что теперь и воду проносить с собой нельзя, — ну это как вообще?

Аватар автора

Наверное, на нынешнем этапе развития общества и со стопроцентным недоверием всех ко всем ЕГЭ — это оптимальное решение. Оптимальное именно с точки зрения независимости и объективности.

Но у ЕГЭ есть проблема — дикий стресс и малое число попыток. Возможно, есть смысл взять пример с сертификационных центров — IELTS, SAT, — чтобы человек мог просто прийти и написать ЕГЭ хоть раз в месяц. Пускай за деньги, в отличие от попыток в школе. Тогда масса людей будет знать, что количество попыток не ограничено и если разволновался сегодня, то через месяц сможешь повторить.

�� За: единый госэкзамен — это социальный лифт

Аватар автора

поступила в столичный вуз

Дисклеймер: сама сдавала пять штук ЕГЭ в 2010 году, поступила по ним плюс дополнительному вступительному в столичный вуз из провинциального облцентра. С тех пор за развитием системы особо не слежу, к педагогической среде отношения не имею, так что мнение исключительно частное и неквалифицированное.

Наверное, можно еще спорить о содержательном наполнении заданий — насколько отражают школьную программу, уровень сложности, что проверяют и так далее — и о формулах пересчета исходных баллов в стобалльную шкалу. В этом я не шарю, поэтому лезть не буду.

Но сама модель ЕГЭ — это чуть ли не важнейший и самый рабочий социальный лифт для молодежи, который в России вообще появился за последние лет тридцать.

Вместо совершенно непрозрачных вступительных экзаменов, которые каждый вуз составлял и оценивал как хотел — что еще и давало безграничный простор для коррупции, — появился унифицированный по формату, обезличенно оцениваемый экзамен. Результаты которого равноценны в любом вузе страны и к которому готовиться ты можешь в целом самостоятельно. А к собственному вузовскому экзамену попробуй подготовься, не зная ни его содержания, ни критериев оценивания.

Аргументы про то, что дети и родители сильно стрессуют, считаю лукавыми. Проблема, безусловно, есть, но виноват-то в ней не ЕГЭ как таковой, а в целом отношение к экзаменам и дальнейшему образованию как судьбоносному событию. Или типа раньше, в эпоху отдельных вступительных в вузах, никто принципиально не стрессовал и только при ЕГЭ начали?

Наверное, чуть менее стрессовой была бы система поступления на основе итоговых экзаменов, сдаваемых на уровне школы и идущих в аттестат. Вроде в некоторых европейских странах это так работает. Но в наших реалиях большого разброса в качестве образования в разных регионах и школах и нерешенной проблемы коррупции — которая наверняка в этой ситуации расцвела бы на уровне школ, — эта схема представляется проигрышной по сравнению с ЕГЭ.

Мифы о ЕГЭ: чему верить и как готовиться

ЕГЭ существует уже много лет, но вокруг него до сих ходит множество мифов, которые мало соотносятся с реальностью. Некоторые думают, что результаты можно купить, другие уверены, что в ЕГЭ есть что-то, чего нет в школьной программе.

Специально для читателей NewsKo эксперты образовательной компании MAXIMUM Education собрали самые популярные мифы о ЕГЭ и рассказали, как они соотносятся с реальностью.

Миф 1. ЕГЭ — это угадайка

Много лет назад, когда ответом на вопрос был один из четырёх вариантов, что-то действительно можно было угадать. Экзамен с тех пор сильно поменяли: теперь в большинстве случаев ответ нужно вписать самому.

Кроме того, во всех экзаменах существует вторая часть: написать сочинение (или даже пять, как в литературе) или дать аргументированное решение задачи (как в математике), где важен не только правильный ответ, но и ход мысли.

Чтобы понять, какого именно объяснения ждут от ученика эксперты, нужно хорошо ознакомиться с критериями оценки второй части (они есть в спецификации, который можно скачать на сайте ФИПИ). Там детально описано, что должно быть в ответе выпускника, чтобы ему поставили максимальный балл.

Миф 2. В ЕГЭ много заданий, которых нет в школьной программе

Многие ученики считают, что ЕГЭ проверяет что-то, чего нет в школьной программе. В ЕГЭ действительно есть темы, которые ученик не найдёт в учебнике за 11 класс, например, функционально-смысловые типы речи из русского языка. Но только потому, что их проходят в седьмом классе. ЕГЭ проверяет знания предмета с 5 по 11 класс, многие темы проходили давно, поэтому у учеников возникает ощущения, что эти материалы не изучались совсем.

Если школьник будет готовиться к ЕГЭ по школьным учебникам, то он будет сталкиваться с большим количеством информации, которая на ЕГЭ не нужна. Для того чтобы понять, что из учебников встретиться в экзамене, а что нет, рекомендуем скачать с сайта ФИПИ кодификатор. В кодификаторе можно найти все темы, которые будут на ЕГЭ. И никаких сюрпризов.

Миф 3. Результаты можно купить

Каждый контрольно-измерительный материал и все бланки ответа шифруются и обладают уникальным кодом. Печатаются они прямо в аудитории, пакет с диском вскрывается при учениках. Поэтому скачать КИМ из интернета заранее не получится.

Работа, на которой были какие-то опознавательные знаки, оценивается в 0 баллов. Каждую работу проверяет два эксперта, если у них возникают разногласия — привлекается третий.

Все результаты выгружаются в единую базу, к которой есть доступ у приемных комиссий университета. Никаких сертификатов с баллами ЕГЭ сейчас не выдают, следовательно, и купить их нельзя и не за чем.

Миф 4. На ЕГЭ можно списать

Этот миф могут развенчать школьники, пытавшиеся пронести на ЕГЭ телефоны. На входе в школы стоит металлоискатель, поэтому все телефоны лучше оставить в гардеробе. В аудиториях и коридорах есть наблюдатели. В пунктах проведения экзамена ведется видеонаблюдение.

На самое главное — телефон ничем не поможет. Даже если ученик пронесет телефон и достанет его в туалете, вынести КИМ из аудитории не получится. Нужна феноменальная память, чтобы запомнить все задания, и масса времени, чтобы успеть всё загуглить. В данном случае игра не стоит свеч.

Миф 5. ЕГЭ — это везение

Некоторые ученики оправдывают плохие результаты тем, что попался слишком сложный вариант. Важно понимать: ЕГЭ — стандартизированный экзамен, ни один вариант не может быть сложнее, чем другой, а все необходимые темы описаны в кодификаторе. Если ученик не читал «Тихий Дон», а на ЕГЭ по литературе попался именно он, то виноват не вариант.

ЕГЭ — социальный лифт, благодаря которому школьник из любого города может поступить в лучшие вузы страны, минуя возможные необъективности вступительных испытаний в университете. Об этом скажет любой выпускник, который готовился на протяжении нескольких лет к экзаменам, сдал ЕГЭ на высокие баллы и поступил в вуз-мечты.

На правах рекламы

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Как ЕГЭ и ОГЭ влияют на психику детей

После девятого и одиннадцатого класса каждому ученику предстоит сдать экзамены. ОГЭ и ЕГЭ часто преподносятся как события, предопределяющие всю будущую жизнь, а подготовка к ним не обходится без давления со стороны родителей и педагогов. Все это действует на школьников угнетающе и может привести к психологическим проблемам. Разбираемся, стоит ли поднимать панику перед экзаменами и как смягчить влияние ЕГЭ на подростков.

Фото: iStock

Экзамен — это лотерея?

Наряду с представлением о сверхважности ОГЭ и ЕГЭ существует мнение, что это лотерея, и от ученика мало что зависит. Так, в список вопросов может быть включена тема, которую школьник не проходил. Чаще всего это происходит из-за пропуска занятий, например, по болезни. Другая причина — ученик школы с гуманитарным уклоном решил сдать экзамен по профильной математике или наоборот.

Но даже в таких непростых условиях есть шанс получить высший балл. Для этого придется нанять репетитора, изучить материал самостоятельно или ходить на факультативы. Первый вариант принято считать самым надежным, правда, не каждая семья может платить за индивидуальные занятия.

Кроме того, в процессе обучения некоторые данные по гуманитарным дисциплинам устаревают, но их все равно включают в экзаменационные вопросы в прежних формулировках. Это может стать проблемой, если ученик занимался с репетитором по обновленной программе. Классический экзамен позволял находить выход из таких ситуаций посредством дискуссии с педагогом, сейчас обсуждать полученные задания строго запрещено.

Еще один волнующий вопрос: правда ли, что одним ученикам попадаются легкие задания, а другим — сложные? Иначе как объяснить, что троечники порой справляются с экзаменом лучше отличников? На самом деле, задания одинаковые по сложности. В этом можно убедиться, посмотрев бланки ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет. А вот психологический фактор может сыграть не в пользу усердных учеников. Доктор медицинских наук Андрей Шмилович отмечает, что иногда дети с высоким уровнем знаний боятся не оправдать ожидания и получают низкий балл на ЕГЭ. Влияние на человека экзаменационного стресса не стоит недооценивать. Что касается троечников, то они не нацелены на отличный результат и, как правило, легче справляются с тревожностью.

Как школьников запугивают и оказывают на них психологическое давление

Родители школьников нередко жалуются на то, что даже самые уравновешенные учителя становятся нервными и выплескивают свои эмоции на детей, когда приближается ОГЭ или ЕГЭ. Психологические проблемы могут вызвать такие фразы, как «плохо сдашь — пойдешь улицы мести», «получишь низкий балл — будешь всю жизнь неучем». Подобное отношение, продолжающееся в течение всего учебного года, делает влияние ЕГЭ на психику и состояние школьника невыносимым.

Каждый четвертый ребенок страдает от депрессии, каждый пятый — от тревожных расстройств

Каждый четвертый ребенок страдает от депрессии, каждый пятый — от тревожных расстройств

18 фактов о том, как пандемия пошатнула здоровье детей

С чем связано психологическое давление со стороны учителей? Возможно, дело в вознаграждении, которое педагоги некоторых регионов получают за подготовку учеников, набравших 100 баллов. Кроме того, провал школьников на экзаменах — это не только отсутствие выплат, но и удар по репутации. Школам, особенно престижным, важно занять хорошее место в рейтинге учебных заведений. А педагоги не хотят выслушивать претензии родителей и администрации.

В интервью «Аргументам недели» бывшая учительница Дарья Немирова призналась, что педагогов, ученики которых провалили экзамены, могут вынудить уйти из сферы образования или заставить все лето заниматься с двоечниками. Неудивительно, что перед ЕГЭ и ОГЭ обстановка накаляется.

Фото: iStock

Влияние паники родителей на детей

За год до сдачи экзаменов родительских собраний становится больше. Мать троих детей Александра Галимова в интервью журналу «Psychologies» рассказала, что атмосфера на них «торжественна и печальна». Родителям говорят, что экзамены будут еще сложнее, чем год назад, а низкий балл станет для ребенка «концом света». После этого классный руководитель добавляет, что при такой посещаемости и успеваемости дети экзамены не сдадут.

В результате у родителей начинается паника, и влияние экзаменов на психику подростков отходит на второй план. Кажется, что если на ближайшие месяцы не запереть школьника в комнате с учебниками и репетиторами, вся его жизнь пойдет под откос. Но заставлять подростка чрезмерно налегать на учебу — не лучший выход. Умственное перенапряжение может привести к головным болям, нервным срывам и ухудшению психологического здоровья.

Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург рекомендует дозировать умственные нагрузки. Оптимальный режим: восемь часов на учебу, восемь на сон и столько же на досуг. В выделенное на отдых время нужно заниматься чем-то приятным: готовиться к выпускному, гулять с друзьями, слушать музыку, а не сидеть над учебниками.

Важна и психологическая готовность к ЕГЭ. Не стоит пугать ребенка ужасным будущим, которое его ждет при неудаче на экзамене.

Помогите ему разработать новый план действий: пересдать тест, поступить в другой вуз или колледж, пусть и менее престижный, найти подработку. Благодаря вашей поддержке подросток перестанет воспринимать экзамены как непреодолимое препятствие или пропуск в достойную жизнь, которой не будет в случае провала на ОГЭ или ЕГЭ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *