Зачем рыхлят почву при выращивании растений егэ
Перейти к содержимому

Зачем рыхлят почву при выращивании растений егэ

  • автор:

Решу ЕГЭ и Незнайка объединились,

чтобы запустить свои курсы ЕГЭ в Тик-Ток формате. Никаких скучных вебинаров, только залипательный контент!

Готовься к ЕГЭ в Тик-Ток формате

«Незнайка» и «Решу ЕГЭ» запускают свои курсы подготовки. Короткие видео, много практики и нереальная польза!

‘; $pop_rand = mt_rand(1,3); $pop_rand_code = $; echo $pop_rand_code; //> ?—>

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Вегетативные органы растения»

Зубр

1. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?

1) Капуста холодостойкая, влаголюбивая, светолюбивая.
2) Имеет высокие требования к плодородию почвы.
3) Капуста – двулетнее растение.

2. Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно?

1) в жаркий день транспирация усиливается;
2) чем выше температура, тем интенсивнее испарение;
3) ветер усиливает транспирацию;
4) ветер препятствует скоплению паров воды у поверхности листа.

3. В хлоропластах зерна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?

1) основная функция хлоропластов – фотосинтез;
2) крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы (не хранится), поэтому зерна крахмала мелкие;
3) основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зерна в них крупные;
4) лейкопластов много в корнях;
5) лейкопластов много в видоизмененных побегах (клубнях, луковицах и т.д.);
6) крахмал синтезируется из глюкозы;
7) глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам (лубу) от фотосинтезирующих клеток (листьев)

4. В строении листовой пластинки различают покровы, мякоть и жилки. Объясните функциональные связи между покровами и мякотью листа, мякотью листа и жилками.

1) покровы листа обеспечивают защиту мякоти листа и пропускают свет, необходимый для фотосинтеза, протекающего в клетках мякоти листа;
2) через покров листа (устьица) обеспечивается газообмен и транспирация между мякотью листа и окружающей средой;
3) жилки обеспечивают отток органических веществ от мякоти листа (по ситовидным трубкам) и поступление воды с минеральными веществами к мякоти листа (по сосудам);
4) жилки обеспечивают опору (каркас) мякоти листа

5. К каким последствиям для растений и для смежных экосистем может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

1) при увеличении концентрации почвенного раствора корням растений будет тяжелее поглощать воду;
2) произойдет угнетение жизнедеятельность почвенных микроорганизмов (в пересоленом растворе они не смогут быстро размножаться).
3) избыток удобрений смоется в водоемы, это приведет к их цветению (эвтрофикации).

6. По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, за счет какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев?

1) годичные кольца — прирост древесины стебля за один вегетационный период (за сезон, год);
2) кольца образуются из образовательной ткани (камбия, меристемы);
3) весной образуются крупные клетки (сосуды) (больше водопроводящих элементов);
4) осенью образуются мелкие клетки (сосуды) (больше опорных элементов);
5) в экваториальной зоне не выражены времена года;
6) клетки сосудов (древесины) образуются одинакового размера в течении всего года.

7. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением;
3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды – поглощение и транспорт воды

8. Какие приспособления к эффективному использованию световой энергии имеются у листьев наземных высших растений? Приведите не менее четырех приспособлений.

1) большая площадь поверхности листа;
2) листовая мозаика;
3) прозрачная однослойная кожица (эпидерма);
4) большое количество клеток (хлоропластов; хлорофилла) фотосинтезирующей ткани (столбчатого мезофилла);
5) способность листьев поворачиваться к свету (положительный фототропизм, настии);
6) способность хлоропластов менять свое положение внутри клетки.

9. Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?

1. Цифрой 1 обозначены замыкающие клетки устьиц.
2. Они регулируют интенсивность испарения воды и газообмена.
3. Они располагаются в эпидермисе (кожице листа).
4. Они отличаются от других клеток эпидермиса тем, что имеют хлоропласты.

10. Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?

1. На рисунке А изображена стержневая корневая система, на рисунке Б — мочковатая.
2. Цифрой 1 обозначены корнеплоды. Они являются утолщением главного корня и нижней части стебля. Функция — запасание веществ.
3. Цифрой 2 обозначены корневые клубни. Они являются утолщением корней. Функция — запасание веществ.

11. При выращивании гороха посевного его высевают на полях совместно с овсом. Какие преимущества такой агротехнический прием дает овсу и гороху?

1) у гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань;
2) видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли овса и тем самым выносит листья к свету;
3) на корнях гороха формируются клубеньки с азотфиксирующими бактериями;
4) обогащение почвы азотом обеспечивает более высокий урожай овса.

12. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми и безвкусными. Как объяснить это явление?

1) при долгом хранении разрушается межклеточное вещество;
2) связь между клетками нарушается и яблоки становятся рыхлыми;.
3) сахара (углеводы) окисляются при дыхании;
4) поэтому сладость плодов уменьшается.

13. Почему с освоением наземно-воздушной среды у растений развились органы и ткани? Ответ поясните.

1) для транспорта воды и солей из корня в побеги (продуктов фотосинтеза из побегов в корни) возникла проводящая ткань;
2) для поддержания устойчивости (опоры) в среде с низкой плотностью (воздух) понадобилась механическая ткань;
3) для защиты от избыточного испарения и перепадов температу возникла покровная ткань;
4) корни развились для поглощения воды и удержания растения в почве, листья – для фотосинтеза, стебли – для проведения и механического удержания.

14. Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот. Примером какого типа реакции является такое движение корзинки подсолнечника?

1) растительные гормоны вызывают увеличение размера клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них);
2) разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу;
3) фототропизм (гелиотропизм).

15. Зачем рыхлят почву при выращивании растений?

1) улучшается поступление воздуха к корням;
2) уменьшается испарение воды из почвы (разрушаются капилляры в верхнем слое почвы, по которым испаряется вода);
3) происходит уничтожение сорняков.

16. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.

1) семена мака и моркови мелкие;
2) если их посеять глубоко, то развившиеся из них проростки не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ;
3) семена кукурузы и бобов крупные;
4) содержат достаточное количество питательных веществ для появления проростков на поверхности почвы.

17. Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.

1) Луковица
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются вода и питательные вещества.
3) 2 – почки, обеспечивающие рост побега.
4) 3 – донце, видоизмененный укороченный стебель, обеспечивает транспортную функцию, перемещая от корней к листьям воду и минеральные вещества, а обратно – органические вещества.
5) 4 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ из почвы.

18. Рассмотрите рисунок и определите, какой тип листьев представлен на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Какую функцию выполняет структура под цифрой 1?

1) На рисунке изображен простой лист, так как у него одна листовая пластинка, черешковый лист, так как имеет черешок.
2) 1 – листовая пластинка, 2 – черешок, 3 – прилистники, 4 – основание листа.
3) Фотосинтез и транспирация (испарение воды).

19. Какие биологические особенности подсолнечника нужно учитывать при его выращивании?

1) Подсолнечник является светолюбивым и теплолюбивым растением.
2) Подсолнечник – крупное растение, нуждающееся в плодородных почвах с обилием минеральных веществ.

20. Докажите, что корневище растения является видоизмененным побегом. Приведите не менее трех доказательств.

1) На верхушке корневища имеется верхушечная почка, обеспечивающая рост побега в длину.
2) От корневища отходят придаточные корни.
3) Корневище имеет узлы, в которых находятся рудименты листьев и почек.
4) Внутреннее строение корневища сходно с анатомическим строением стебля.

21. Для улучшения роста растений (картофеля, томатов, капусты) и увеличения их продуктивности производится агротехнический прием – окучивание. Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.

1) При окучивании увеличивается рост придаточных корней, за счет этого улучшается минеральное питание растений, что стимулирует рост растений.
2) В процессе окучивания происходит рыхление почвы и уничтожение сорняков.
3) У картофеля присыпание почвы к стеблю увеличивает количество столонов, на которых образуются клубни.

22. Прежде чем засеять поле или засадить огород, почву вспахивают или перекапывают. Какое значение имеет вспашка и копка для жизни культурных растений?

1) происходит уничтожение сорняков (снижается конкуренция за воду, свет и минеральные вещества).
2) происходит перемешивание почвы и распределение перегноя, поэтому корни культурных растений могут располагаться глубже;
3) происходит рыхление почвы, повышается ее проницаемость для воздуха и воды.

23. Какие условия необходимы для прорастания семян? Дайте обоснованный ответ.

1) вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени;
2) тепло (температура) – активизирует работу ферментов и реакции обмена;
3) кислород – нужен для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания

24. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?

1) Минеральные вещества, растворенные в воде, передвигаются по ксилеме за счет корневого давления и транспирации.
2) Корневое давление возникает за счет того, что концентрация солей в клетках корня выше, чем в почве, и вода заходит в корень за счет осмоса.
3) Транспирация – испарение воды с поверхности листьев (на место испарившейся воды присасывается новая).

25. В условиях сезонного климата у большинства древесных растений осенью начинается листопад. Отрыв листа от стебля обусловлен суберинизацией клеточных оболочек – накоплением в них жироподобного вещества суберина. В результате этого процесса некоторые клетки опробковевают, становятся мертвыми, толстостенными и заполняются воздухом. К образованию какой структуры в листе приводит суберинизация (опробковение)? Где в листе она формируется и какую роль играет? Какое значение имеет листопад для растений? Что является сигнальным фактором листопада?

1) образуется отделительный слой;
2) в основании листа (черешка, в месте прикрепления листа к стеблю);
3) опробковевшие клетки прерывают связь листа и стебля (транспорт, обмен веществ);
4) лист, как следствие, отпадает (образуется рубец);
5) уменьшается испаряющая поверхность;
6) предотвращается поломка ветвей под тяжестью снега;
7) удаляются конечные продукты распада;
8) сигнальный фактор – изменение (сокращение) длины светового дня

26. Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свеклы надо прореживать? Ответ поясните.

1) эти растения образуют корнеплоды;
2) формирование корнеплодов требует значительного объема почвы;
3) прореживание растений ослабляет конкуренцию;
4) это приводит к повышению урожая.

27. Белокочанная капуста – двулетнее растение. Для размножения белокочанной капусты высаживают в почву кочерыги (видоизмененные стебли) с сохраненными верхушечными почками и корневой системой. Объясните, с какой целью и почему используют такой способ размножения.

1) капусту высаживают таким образом для получения семян;
2) растение капусты цветет и плодоносит на второй год;
3) в первый год жизни образуются только вегетативные органы (кочан, кочерыга)

28. При выращивании овощных культур в средней полосе России одни растения (свекла, морковь и др.) высеивают семенами ранней весной, а другие растения (томаты, баклажаны и др.) высаживают рассадой при наступлении устойчивого тепла. Объясните почему.

1) морковь и свекла – холодостойкие культуры (развиваются при низких температурах);
2) их семена прорастают ранней весной и могут дать урожай за вегетационный период;
3) томаты и баклажаны – теплолюбивые растения (развиваются при высоких температурах);
4) их высаживают рассадой, т.к. при высеивании семян после наступления тепла они не успеют дать урожай за вегетационный период

29. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3? Какими тканями они образованы и какие функции они выполняют?

1) 1 — кожица (эпидерма) – покровная ткань; функции – защитная, газообмен, испарение воды (транспирация);
2) 2 – мякоть (мезофилл) листа – фотосинтезирующая (основная) ткань; функция – фотосинтез;
3) 3 – сосудисто-волокнистый (проводящий) пучок (жилка): сосуды, ситовидные трубки и механические волокна; функции – транспорт органических и минеральных веществ, воды и опорная

30. Растение гинкго, относящееся к голосеменным растениям, называют палеонтологическим барометром. Плотность устьиц на его листьях зависит от концентрации углекислого газа в атмосфере. На графике показано изменение концентрации углекислого газа в различные геологические периоды. Предположите, каким образом изменяется плотность устьиц у гинкго в зависимости от концентрации углекислого газа в атмосфере. Ответ поясните. Как согласно графику изменилась плотность устьиц на листьях гинкго к середине юрского периода относительно его начала?

1) зависимость плотности устьиц от концентрации углекислого газа в атмосфере обратно пропорциональная (чем больше углекислого газа, тем меньше плотность устьиц, и наоборот);
2) при фотосинтезе через устьица происходит поглощение углекислого газа;
3) при низкой концентрации углекислого газа плотность устьиц увеличивается для обеспечения процессов фотосинтеза;
4) к середине юрского период плотность устьиц у гинкго уменьшилась.

31. Какие структуры и зоны корня обозначены на рисунке цифрами 1, 3, 5? Какие функции они выполняют? Повреждение какой зоны корня (2-5) прекращает рост корня в длину? Ответ поясните.

1) 1 – корневой чехлик;
2) защищает кончик корня от механических повреждений (облегчает продвижение корня в почве; обеспечивает геотропизм);
3) 3 – зона роста (растяжения, начала дифференциации);
4) обеспечивает рост корня в длину (дифференциацию тканей);
5) 5 – зона проведения;
6) обеспечивает транспорт воды, минеральных (и органических) веществ ко всем органам растения;
7) повреждение зоны деления (2) прекращает рост корня в длину;
8) в этой зоне находится образовательная ткань (меристема).

32. Экспериментатор решил установить зависимость количества устьиц на нижней стороне листа капусты от условий её произрастания. Для этого он сажал растения в кадки, по пять растений в каждую, и помещал кадки в изолированные камеры, в которых поддерживалась определённая влажность воздуха. Результаты эксперимента приведены в таблице. Объясните, почему, по мнению учёного, количество устьиц должно зависеть от влажности воздуха в камере? Ответ поясните.

1) количество устьиц зависит от того, насколько активно происходит испарение воды листом;
2) чем активнее испарение, тем меньше устьиц нужно растению;
3) при высокой влажности испарение с листа происходит хуже;
4) поэтому растению необходимо больше устьиц.

33. Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Для опыта он отобрал 12 крупных проросших семян фасоли с корнем без его повреждения и разделил на 3 равные группы. Каждую группу он поместил в отдельную влажную камеру, предварительно замерив и записав длину корня – наименьшего и наибольшего в группе. Влажные камеры экспериментатор поместил в места с разной температурой: 10-12, 16-18, 24-26°С. Через три дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице. Сформулируйте вывод по результату эксперимента. Влияние каких абиотических факторов на развитие корня может экспериментально проверить исследователь? Назовите не менее трёх.

1) с повышением температуры скорость роста корня семени фасоли увеличивается;
2) влияние света;
3) влияние состава воздуха (концентрации кислорода, углекислого газа);
4) влияние влажности.

34. Экспериментатор решил установить зависимость направления роста побегов растения от расположения источника света. Он расположил лампу непосредственно над первой группой горшочков с проростками фасоли. Вторую лампу исследователь расположил сбоку от второй группы горшочков. Лампы располагались на одинаковом расстоянии от соответствующих групп растений. Через некоторое время экспериментатор заметил, что растения первой группы (лампа сверху) растут вертикально, а во второй (лампа сбоку) – наклонены в сторону лампы. Почему растения из второй группы оказались изогнуты? Для чего экспериментатор следил за расстоянием от источников света до растений? Ответ поясните.

1) растения растут по направлению к источнику света, чтобы получать максимальное количество солнечной энергии;
2) поэтому те растения, для которых свет исходит сбоку, наклонились и росли в сторону источника света (фототропизм);
3) расстояние контролировалось, чтобы интенсивность (яркость) света не влияла на результаты эксперимента.

35. Экспериментатор решил установить зависимость количества хлорофилла в листьях растения от степени освещённости, при которой это растение растёт. Он посадил в горшочки растения одного вида клевера, а горшочки поставил в тёмные помещения с единственным источником света. По окончании эксперимента оценивалось, насколько тёмный зеленый оттенок имеют листья. Все источники света имели разную интенсивность. Предположите, какую зависимость обнаружил экспериментатор? Объясните, почему зависимость именно такая.

1) чем ярче был источник света, тем темнее (интенсивнее) была окраска листьев;
2) для поглощения (использования энергии) света необходим хлорофилл;
3) при высокой освещённости для поглощения большего количества доступного света требуется больше хлорофилла.

36. Экспериментатор решил установить зависимость качества корнеплодов редиса от количества вносимых азотных удобрений. Для этого он высадил семена редиса в лотки и поливал каждый лоток водой с добавлением азотных удобрений в разной концентрации. В конце лета корнеплоды редиса были выкопаны, определялась их масса. Предположите, каким был результат эксперимента? Объясните, почему, по Вашему мнению, азотные удобрения именно так влияют на рост корнеплодов редиса.

1) чем больше концентрация удобрений, тем крупнее выросли корнеплоды;
2) азот необходим для синтеза аминокислот (белков) клетками растения;
3) чем больше соединений азота в почве, тем быстрее растёт растение (тем больших размеров оно достигает за один сезон).

37. Известно, что гектар 20-летнего сосняка поглощает в год до 9 тонн углекислого газа, гектар 60-летнего – 13 тонн, 80-летнего – 11 тонн. По правилам санитарной рубки можно вырубать только старые деревья, оставляя средневозрастные. Объясните, какова экологическая основа этого правила. Укажите не менее трёх положений. Почему особенно важно сохранять деревья среднего возраста в промышленных районах и городах?

1) старые деревья с большей вероятностью могут быть подвержены заболеваниям и поражены вредителями;
2) старые деревья в первую очередь падают от ветра и ломают окружающие;
3) вырубка старых деревьев позволяет быстрее расти более молодым деревьям (уменьшение внутривидовой конкуренции);
4) средневозрастные деревья имеют наибольшую площадь поверхности листьев (наибольшую крону);
5) в промышленных регионах и городах высокий уровень содержания углекислого газа;
6) они потребляют максимальное количество углекислого газа.

38. Известно, что транспирация у растений осуществляется в основном через устьица. Укажите два значения транспирации в жизни растений. Какие структурные защитные приспособления для уменьшения транспирации имеют растения засушливых мест обитания — ксерофиты? Приведите четыре примера.

1) транспирация защищает от перегрева (понижает температуру растения);
2) транспирация обеспечивает восходящий ток веществ в растении (обеспечивает движение воды и минеральных веществ по сосудам);
3) толстая кутикула (восковое покрытие);
4) уменьшение площади листьев (колючки, чешуйки)
ИЛИ
4) низкое отношение площади поверхности к его объему;
5) волоски (опушение) на листьях;
6) погруженные устьица (небольшое количество устьиц).

39. Известно, что транспирация у растений осуществляется через устьица и частично через кутикулу. Какое значение имеет транспирация в жизни растений? Как влияют на транспирацию уменьшение влажности почвы и усиление ветра? Ответ поясните в каждом случае.

1) транспирация защищает от перегрева
ИЛИ
1) транспирация обеспечивает восходящий ток веществ в растении (движение воды с минеральными веществами по сосудам);
2) при уменьшении влажности почвы транспирация сокращается;
3) снижается тургор (обводненность) в клетках растений (поступление воды в растение снижается);
4) замыкающие клетки смыкаются;
5) при усилении ветра транспирация увеличивается;
6) ветер увеличивает интенсивность испарения влаги с поверхности растения (ускоряет отведение влажного воздуха).

40. На листьях определенных растений можно встретить погруженные устьица, обильное опушение из волосков (трихом) на нижней стороне и толстый слой кутикулы на верхней стороне. К какой экологической группе можно отнести данные растения? Какое адаптивное значение имеет каждый описанный признак? Предположите, в какое время суток у данного растения наибольшее количество устьиц закрыто. Ответ поясните

1) ксерофиты (склерофиты; растения засушливых условий; растения пустынь и полупустынь);
2) испарение через погруженные устьица меньше, чем у обычных устьиц;
3) волоски (трихомы) конденсируют влагу
ИЛИ
3) волоски (трихомы) задерживают влагу вокруг листа (снижют транспирацию);
4) толстый слой кутикулы уменьшает испарение воды
ИЛИ
4) толстый слой кутикулы отражает солнечные лучи;
5) большинство устьиц закрыто днем (в полдень; когда солнце находится в зените);
6) в это время лист сильнее всего нагревается и быстро теряет влагу.

41. Почему водные цветковые растения могут испытывать дефицит кислорода для осуществления дыхания? Каким образом они восполняют этот дефицит? При увеличении глубины растения испытывают дефицит особо остро, почему? Назовите две причины.

1) в водной среде ниже концентрация кислорода из-за его низкой растворимости в воде;
2) кислород образуется при фотосинтезе;
3) запас кислорода хранится в аэренхиме (воздухоносной ткани, полом стебле);
4) с ухудшением освещённости на глубине снижается выработка кислорода при фотосинтезе:
5) с увеличением глубины хуже происходит перемешивание верхнего слоя воды с нижним (снижается концентрация растворённого кислорода).

42. Какие функция выполняет транспирация в жизни растений? Укажите две функции. Какое из двух растений клевера будет испарять воду интенсивнее: одиночно растущее или произрастающее в густом окружении других растений? Ответ поясните.

1) транспирация защищает от перегрева (понижает температуру растения);
2) транспирация обеспечивает восходящий ток веществ в растении (обеспечивает движение воды и минеральных веществ по сосудам);
3) интенсивность транспирации у отдельно растущего растения выше;
4) одиночное растение сильнее нагревается (освещается);
5) в отсутствии других растений ниже влажность воздуха (меньше защищено от ветра).

Правила рыхления почвы

Один из наиболее рациональных и простых способов сэкономить на поливе растений – позаботиться о рыхлении почвы. Эта процедура нужна не только для того, что поддерживать стабильные характеристики грунта и не давать ему уплотняться. Старое, знакомое всем садоводам со стажем правило гласит: «каждое рыхление почвы заменяет два полива». Казалось бы, какая может быть связь между столь разными процедурами? А связь есть, и немаловажная.

Зачем нужно рыхлить почву

Рыхление почвы позволяет:

  • сократить количество процедур полива;
  • существенно сэкономить расход воды, уменьшить его едва ли не в 2 раза;
  • сберечь силы и упростить уход за садом в самое жаркое время года.

Все это обеспечивается благодаря поддержанию текстуры почвы и разрушению так называемых почвенных капилляров. Во время процедуры водопроводящие каналы, плотные слои почвы нарушаются, вспушиваются, и вода, которая поступает в грунт в дальнейшем, не может испаряться столь же интенсивно, как и без рыхления.

Более эффективное продвижение влаги вглубь почвы и усложненное прогревание и испарение позволяют лучше обеспечивать водой корневища растения, глубоко залегающие в земле.

Есть у рыхления почвы и другие плюсы:

  • осложняет не только испарение влаги, но и рост сорных трав;
  • вместе с водопроницаемостью улучшается и воздухопроницаемость почвы (а для многих садовых культур она важна не в меньшей мере, чем дренированность);
  • способствует активному развитию полезных микроорганизмов и червей, улучшению почвенной микрофлоры;
  • предупреждает распространение грызунов и разрушает их ходы, проложенные к самым лакомым растениям.

Как часто требуется рыхление

Каждое рыхление улучшает условия развития растений и делает условия произрастания на участке более благоприятными. Но с такими процедурами тоже надо знать меру: даже самые капризные растения, не терпящие сорняков и уплотнения почвы, не вынесут слишком усердных и частых процедур.

Традиционно рыхление проводят 2-3 раза за лето: этого вполне достаточного для поддержания качественной дренированности грунта, его воздухо- и водопроницаемости.

Более частое рыхление нужно проводить только после очень сильных осадков и при поливе в течение засухи, но оно должно быть не полноценным, а легким, поверхностным, частичным, всего лишь возвращающим структуру почвы после пропитывания влагой и соответствующего уплотнения.

Особенности проведения

Используйте любимый инструмент – тяпку, вилы, для крупных растений – мотыгу, плоскорез. Обратите внимание на эргономичность, легкость инструментов: тяжелые и громоздкие помощники здесь не подойдут.

Процедуру отложите до дождя или полива. По сухой почве проводите рыхление только при сильном уплотнении, если образовалась толстая корка, требующая экстренных мер.

Сам процесс очень прост:

  1. Выберите крупные сорняки и аккуратно выполите маленькие, выбрасывая их вручную с почвы.
  2. Аккуратно, поступательно, двигаясь в одном направлении вспушьте почву, совершая мелкие движения.
  3. На особо плотных комках и при плотной корке разбейте земляные комки тупым концом тяпки, а уже потом аэрируйте.

Растения с глубокой корневой системой позволяют разрыхлять грунт до 7-10 см, большинство же травянистых многолетников, однолетников и огородных растений смирятся только с легкими, поверхностными процедурами.

Особенную осторожность следует проявить у дельфиниумов, ирисов, флоксов, недавно высаженных растений (рыхление можно проводить только спустя 1,5-2 месяца после посадки рассады).

Никогда не рыхлите почву в непосредственной близости у стеблей растения, всегда будьте осторожны и следите за тем, чтобы во время процедуры не были повреждены даже периферические корешки.

Вам понравилась статья? Добавьте ее в свои закладки, нажав кнопку любимой социальной сети:

Зачем рыхлят почву при выращивании растений. Зачем нужно рыхлить почву в огороде или в горшках с цветами

Зачем рыхлят почву при выращивании растений. Зачем нужно рыхлить почву в огороде или в горшках с цветами

Рыхление приносит большую пользу, позволяя улучшить структуру почвы, увеличить урожай. Рассмотрим все преимущества данного метода ухода:

Зачем рыхлят почву при выращивании растений. Зачем нужно рыхлить почву в огороде или в горшках с цветами

  1. Обеспечение почвы воздухом. Все растения на любой фазе своего развития нуждаются в присутствии кислорода. Но если наземная часть получает к нему постоянный доступ, то корни, особенно на плотных почвах, а также при наличии образовавшейся корки, начинают испытывать кислородное голодание. Растения начинают болеть и чахнуть. Кроме кислорода, в воздухе содержится и углекислый газ, участвующий в фотосинтезе.

С, какой целью рыхлят почву вокруг растений?

Ответ простой. Рыхлят для того, что бы растение дышало, что бы к корневой системе попадало много воздуха. После полива или дождя земля подсыхает и образуется корочка. Ее нужно разбивать и дать растению возможность дышать. Если растение еще не взошло, то корочку тоже разбивают, для того, что бы легче всходило растение. Когда оно появилось. то тоже рыхлят, но уже между рядками.

ответил 2013-01-02T18:16:53.000000+04:00 6 лет, 9 месяцев назад

после полива ,особенно если уезжаете на неделю,обязательно нужно разрыхлить,и корка не образуется,и влага лучше сохраняется.особенно важно когда растения еще маленькие,слабые.если полили,а нужно уезжать сразу,разрыхлить не получается,нужно присыпать какой-нибудь мульчей,песком,травой,сухой землей.

ответил 2013-01-02T23:15:54.000000+04:00 6 лет, 9 месяцев назад

Во круг растений землю взрыхляют для того, что бы легче влага поступала к корням растения. Так как, когда земля становится дубовой, вода поступает, но хуже, и высыхает быстрее, а взрыхленая земля дольше высыхает и меньше сорняков на ней растет. Я так думаю.

ответил 2013-01-02T18:13:46.000000+04:00 6 лет, 9 месяцев назад

Я тоже часто рыхлю почву у моих комнатных цветов. Это очень полезная и в чем-то даже необходимая процедура. Помимо всего вышеперечисленного, это позволяет перемешивать почву, делать ее более доступной для удобрений.

Зачем рыхлят почву егэ. Как правильно рыхлить почву

Прежде, чем рассмотреть вопрос как правильно рыхлить почву, стоит подумать, надо ли это делать. Для чего надо рыхлить?Именно рыхление увеличивает доступ воздуха в почву. Пласты земли при рыхлении не переворачивают.

При рыхлении разрушается почвенная корка, уничтожаются ростки сорняков, а крупные корни злостных нахлебников (осот, пырей, сныть) можно выбрать вручную. В разрыхленную почву лучше впитывается вода при поливе или во время дождя.Для этой операции придуманы мотыги, тяпки, плоскорезы, различные ручные культиваторы и электрокультиваторы садовые.Но не следует забывать, что в последние годы появились сторонники возделывания овощей без перекопки и рыхления почвы.

Предлагается все закрывать мульчирующими материалами. А под толстым слоем мульчи почвенная корка не образуется. Такой способ имеет много плюсов, но есть и свои минусы.

Применять его следует избирательно.Нужно ли рыхлить почву в саду? Кто-то выращивает плодовые деревья, задернив приствольные круги, кто-то тщательно их обрабатывает. Даже при задернении желательно весной и осенью прокалывать вилами дернину и раскачивать вилы.

Так сделать в нескольких местах. Таким образом, улучшится поступление воздуха и влаги к корням. При прополке приствольных кругов, делают рыхление почвы, чаще всего тяпкой или мотыгой.Точно так же поступают с ягодными кустарниками.

Если вы знаете, как вырастить жимолость и правильно обрезать, то, наверняка, вы имеете свой взгляд на то, надо ли рыхлить почву под кустом этого растения.Но чаще всего дачники рыхлят почву вокруг ягодных кустарников. Тяпка, мотыга, плоскорез используются при такой работе.Что касается грядок, то традиционное земледелие основано на том, что без рыхления почвы несколько раз за сезон, не обойтись.

И это надо помнить постоянно.Почвенная корка, образующаяся после дождей и полива в результате уплотнения верхнего слоя, особенно опасна для слабых всходов моркови, петрушки, укропа, фенхеля и пр. Почвенная корка плохо пропускает кислород.

Рыхление нужно делать осторожно, легкими тяпочками или вилками. Теперь умельцы делают такие.Лучше всего проводить рыхление после дождя или полива, пока почва не просохла.Бывают годы, когда на тяжелых почвах приходится проводить довсходовое рыхление почвы.

Если шли сильные дожди, тяжелая почва уплотнилась, тоненькие ростки морковки или укропа могут просто не пробиться. Вот почему иной раз высевают маячные культуры. Салат, шпинат, редиску сеют вместе с морковкой.

Всходят семена этих культур быстро и подсказывают, где можно порыхлить почву между рядками.Цветы на даче нуждаются в рыхлении почвы не меньше, чем овощные посадки. Первое рыхление многолетников проводят ранней весной сразу после оттаивания почвы, затем регулярно до смыкания кустов.Возле растений с глубоко растущими корнями (люпин, пион, мак восточный, мальва, аквилегия) рыхление лучше проводить на глубину 8-12 см.

Приблизительно на такую же глубину, или чуть меньше, рыхлят участки с луковичными цветами и розами.Почву вокруг однолетних кустов лучше рыхлить чаще, но не на большую глубину (4-6 см). К осени у многих многолетников появляются придаточные корни, их легко повредить при рыхлении. И тут на помощь может прийти мульчирование.Хорошие инструменты и знание особенностей выращивания каждого садового растения, помогут дачнику правильно и вовремя обработать почву.

Как рыхление земли влияет на почву егэ. Зачем рыхлят почву при выращивании растений

Как рыхление земли влияет на почву егэ. Зачем рыхлят почву при выращивании растений

Для начала следует самому себе ответить на два вопроса: зачем рыхлят почву при выращивании растений, и как это делать правильно? И уже только потом стоит приниматься за работу.

1. Аэрация почвы. Без воздуха жизнь невозможна, и все выращиваемые человеком растения в нем также нуждаются. Бесчисленные обменные процессы, обеспечивающие появление, развитие, цветение и плодоношение любого растения задействуют содержащиеся в воздухе компоненты – кислород и углекислый газ, и потребляться они должны как надземными (стеблями, листьями, цветами), так и подземными частями растения (корнями). Тут сразу следует заметить, что при неосторожном или слишком глубоком рыхлении можно нарушить корневую систему и тем самым повредить всему растению. О правильном рыхлении мы поговорим подробнее в отдельном месте статьи.
2. Удаление сорняков. Если вы просто оборвете сорняк вровень с землей, то вскоре он отрастет снова от оставшегося корня. При рыхлении же все сорняки удаляются целиком, освобождая пространство для роста и основные вещества (азот, калий, фосфор) для питания культурных растений.
3. Улучшение механического состава почвы. Крупные комья земли разбиваются. Камни, куски глины и всяческий мусор удаляются. Корка на поверхности почвы снимается. И все это происходит при одном только рыхлении почвы. Чрезвычайно полезно удаление корки, затрудняющей рост молодых побегов растений (особенно страдает салат, редис, которые быстро всходят, а также морковь из-за своей нежности) и придающей посадкам весьма неэстетичный вид. Достаточно лишь раз увидеть бледно-серую, изборожденную трещинами грядку или клумбу, чтобы тут же схватиться за инструмент.
4. Борьба с вредителями. Заметить желтого проволочника или еще не проснувшегося после зимы колорадского жука можно, только взрыхлив землю, предназначенную для посадок. А рыхление поздней осенью поднимает на поверхность зимующих в земле вредных насекомых, которые будут точно убиты первыми заморозками.
5. Удержание влаги. Взрыхленная земля подразумевает наличие небольшой прослойки воздуха между отдельными частицами почвы, предохраняющая от последовательного перехода влаги снизу вверх и быстрого ее испарения. Наилучшим же вариантом станет сочетание рыхления с последующим мульчированием (укрытием почвы слоем травы, опилок или щепок). В этом случае земля остается во взрыхленном и увлажненном состоянии в 5-6 раз дольше.

Как, когда и чем рыхлить

Поняв, зачем рыхлят почву при выращивании растений, следует овладеть технологией этого процесса. Каждый вид рыхления определяется его назначением.

1. Глубокое рыхление. Производится на штык лопаты (30-40 сантиметров). Необходимо для предпосевной обработки всех слоев почвы при посадке любых видов культур (даже очень небольших по размеру), а также для уничтожения вредителей в конце сезона. Инструментом служат: культиватор, крупная лопата, борона, мотыга.
2. Среднее рыхление почвенного слоя применяется при подготовке почвы к посадкам. Выполняется на пол штыка лопаты (15-20 сантиметров) непосредственно перед посевом семян или высадкой мелкой рассады для максимального раздробления комков земли. Используются лопаты всех размеров, тяпки, крупные вилы и грабли.
3. При мелком (поверхностном) рыхлении глубина обработки земли – 5-10 см. Осуществляется вокруг посадок, в междурядьях, к тому же предназначено для удаления корки и сорняков. Подходящим инструментом служат мелкие вилки, лопатки, грабельки и даже обычные, слегка притупленные ножи.

Важно помнить

Каждый вид растения имеет свою форму корневой системы:

• мочковатая, состоящая из большого числа равновеликих корешков;
• стержневая, представленная одним основным длинным корнем, обросшим массой мелких придаточных корневых веточек.

Также растения разнятся величиной корневого куста. Все это следует учитывать и перед рыхлением, и точно представлять себе очертания и габариты подземной части конкретного растения, чтобы не повредить его. Это особенно важно при работе с молодыми растениями, каждый корешок которых жизненно необходим.

Как рыхление земли влияет на почву егэ. Зачем рыхлят почву при выращивании растений

Частота рыхления напрямую зависит:

• от механического состава почвы: суглинок обрабатывается в 3-4 раза чаще, чем супесь;
• от наличия мульчирующего слоя (об этом было сказано выше);
• от частоты и интенсивности осадков (обычным правилом является рыхление после каждого дождя);
• от скорости роста растений.

Отдельно стоит упомянуть, что при выращивании горшечных растений рыхление следует проводить лишь до тех пор, пока в земляном коме остается свободное от корней место. Затем понадобится провести пересадку, то есть перенесение растения в горшок большего размера с полной заменой почвенного субстрата.

Заключение

Рыхление почвы – важнейший технологический компонент успешного выращивания любых растений. Ознакомившись с принципами, а также основными разновидностями этой методики, можно смело применять ее в садоводческой и земледельческой работе.

При выращивании растений рыхлят почву для улучшения. Зачем нужно рыхлить почву в огороде или в горшках с цветами

Рыхление приносит большую пользу, позволяя улучшить структуру почвы, увеличить урожай. Рассмотрим все преимущества данного метода ухода:

При выращивании растений рыхлят почву для улучшения. Зачем нужно рыхлить почву в огороде или в горшках с цветами

    Обеспечение почвы воздухом. Все растения на любой фазе своего развития нуждаются в присутствии кислорода. Но если наземная часть получает к нему постоянный доступ, то корни, особенно на плотных почвах, а также при наличии образовавшейся корки, начинают испытывать кислородное голодание. Растения начинают болеть и чахнуть. Кроме кислорода, в воздухе содержится и углекислый газ, участвующий в фотосинтезе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *