Что такое пфр и фсс
Перейти к содержимому

Что такое пфр и фсс

  • автор:

После объединения ПФР и ФСС все услуги и сведения можно будет получить в прежнем порядке

С 1 января 2023 года начнет работу Социальный фонд России, который объединит Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Объединение фондов упростит получение мер социальной поддержки – все федеральные выплаты можно будет получать в режиме «одного окна». Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые сегодня есть в компетенции двух фондов. Это значит, что все услуги или сведения, которые сейчас предоставляют ПФР и ФСС, с нового года после объединения структур можно будет получить в прежнем порядке. Это касается всех аспектов: сроков выплат, размеров, справок и выписок. Единый контакт-центр ПФР предоставляет гражданам консультации по всем федеральным мерам социальной поддержки.

С 1 января 2023 года прием граждан СФР будет осуществляться в единых офисах клиентского обслуживания.

Информационная система пенсионного обеспечения работает уже почти 30 лет. За это время менялось пенсионное законодательство, правила учета пенсии и сами виды пенсий. Сегодня данные ПФР учитывают пенсионные права, которые формировались в нескольких пенсионных системах. Тем не менее, информация по каждому такому периоду надежно сохраняется, и любой человек в любой момент может увидеть ее на своем лицевом счете.

Гражданам, которые уже вышли на пенсию, также доступна эта информация. Офисы клиентского обслуживания Пенсионного фонда всегда готовы предоставить такие данные, в том числе после объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

ОПУБЛИКОВАНО 19.11.2019 00:00

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта . ПОДРОБНЕЕ / СВЕРНУТЬ

Объединение ПФР и ФСС: что это значит для бухгалтера?

С 1 января 2023 года в России заработает Единый государственный внебюджетный Социальный фонд России. Он образуется в результате объединения фондов — Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Реорганизация должна сделать выплату пенсий и пособий для граждан более прозрачной. Однако объединение фондов приведёт и к изменениям работы бухгалтеров. Расскажем, что ждёт бухгалтеров от единых ПФР и ФСС, к чему нужно готовиться в 2023 году.

Два отчёта вместо пяти

  • СЗВ-М заменят на ежемесячный налоговый расчёт по страховым взносам;
  • ДСВ-3, 4-ФСС, СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ объединят в единый отчёт.

Изначально законодатели хотели объединить все пять прежних отчётов в один. Однако позднее было решено выделить расчёт страховых взносов (РСВ) в отдельный документ.

Законодатели обещают упростить РСВ. Сдавать его нужно будет ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчётным. Например, расчёт за август нужно будет направить в ФНС до 25 сентября. Налоговый орган потом самостоятельно передаст информацию о страховых взносах в соцфонд.

Что касается единого отчёта для работодателей, который заменит четыре прежних формы, то ожидается, что у него будут отдельные разделы. И сдавать информацию по каждому разделу, скорее всего, придётся в отдельные сроки.

Единый взнос

Законопроект об объединении фондов внедрил единый взнос для работодателей. Теперь вместо отдельных пенсионных, социальных и медицинских платежей будет единый платёж. Уплатить его можно будет одной платёжкой.

Тарифы в 2023 году после объединения пенсионного фонда с соцзащитой будут следующими:

  • 30 % от выплат работникам в пределах базы;
  • 15,1 % от платежей сотрудникам сверх базы;
  • 15 % — единый взнос для предприятий из числа малого бизнеса, которые платят своему персоналу зарплату выше МРОТ.

База по страховым взносам в 2023 году будет установлена в следующих размерах (постановление Правительства РФ № 1951 от 16 ноября 2021 года):

  • 1 032 000 руб. — для социальных взносов;
  • 1 565 000 руб. — для пенсионных взносов.

Для медицинских взносов база отсутствует.

Среди нововведений закона также следует выделить следующие:

  • работникам, трудящимся по гражданско-правовым договорам, придётся платить больничные за первые 3 дня, остальное уплатит единый фонд, также у исполнителей и подрядчиков появится возможность получать декретные пособия;
  • придётся уплачивать больше страховых взносов за наём временно пребывающих в России иностранцев и за работников по гражданско-правовым договорам — ранее можно было не платить медицинские взносы за первых и социальные — за вторых, теперь же всё будет исчисляться единым тарифом.

Сокращение количества проверок

Объединение фондов в 2023 году приведёт к сокращению проверок, поскольку сократится количество отчётов. В то же время не стоит ожидать, что у бухгалтеров станет меньше работы. Новые формы отчётов будут содержать всю ту же информацию, что и прежние типы документов. В то же время бухгалтерам потребуется время, чтобы разобраться в новом порядке заполнения отчётности, сориентироваться в обновлённых сроках сдачи документов в уполномоченные ведомства.

Сократить риски неправильной сдачи новой отчётности в объединённый социальный фонд поможет сервис СФЕРА Отчётность от СберКорус. Система автоматически обновляет формы документов, а также подсказывает пользователю, какие данные он не внёс или где мог допустить ошибку. Помимо этого, сервис уведомит пользователя от поступивших запросах от государственных органов, и сохранит всю переписку в одном месте. Информация, которой обменивается бизнес с ведомствами через СФЕРА Отчётность, в обязательном порядке резервно копируется. Ей обеспечивается полная конфиденциальность.

Социальный фонд России будет выполнять все функции ПФР и ФСС быстро и качественно

На сайте Пенсионного фонда России открыт новый раздел о Социальном фонде России, который начнет работу с 1 января 2023 года.

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования упростит получение мер социальной поддержки. Объединение предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые сегодня есть в компетенции двух фондов. Это значит, что все услуги или сведения, которые сейчас предоставляют ПФР и ФСС, с нового года после объединения структур можно будет получить в прежнем порядке.

В то же время СФР расширит количество категорий россиян, обеспеченных государственным социальным страхованием и снизит административную нагрузку на работодателей. Количество электронных сервисов для граждан будет увеличено, семьи с детьми и беременные женщины начнут получать единое пособие, прием отчетности от страхователей будет проводиться по новой форме.

С 1 января 2023 года прием граждан СФР будет осуществляться в единых офисах клиентского обслуживания, которые располагаются по привычным для граждан адресам.

Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Сергей Чирков отметил, что объединение ПФР и ФСС с нового года только положительно повлияет на выплаты и на процесс оказания услуг. «Пенсионный фонд России за более чем 30-летнюю историю пережил сложную трансформацию. Из организации, отвечающей только за финансирование пенсий, стал мощнейшим социальным институтом, поддерживающим человека в течение всей жизни с момента рождения. И объединение ПФР и ФСС в 2023 году — это нужный и закономерный шаг», ̶ пояснил он.

ОПУБЛИКОВАНО 19.11.2019 00:00

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта . ПОДРОБНЕЕ / СВЕРНУТЬ

ПФР И ФСС НА ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В данной статье представлены основные этапы развития Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Раскрыты основные функции государственных фондов, описана характеристика их бюджетов и сформулировано значение социальных институтов для политики государства и населения страны. Предложены основные задачи создания внебюджетных государственных фондов, основной целью которых является осуществление социальных функций государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чибисов В.К.

Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ

Изменения, внесенные в законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой единого социального налога и заменой его на страховые взносы во внебюджетные фонды

Расчеты по страховым взносам с государственными внебюджетными фондами

Основные инструменты борьбы с дефицитом средств государственных внебюджетных фондов социального страхования

Внебюджетные фонды в современной экономике России
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PFR AND FSS AT THE DEVELOPMENT STAGE

This article presents the main stages in the development of the Pension Fund and the Social Insurance Fund. The main functions of state funds are revealed, the characteristics of their budgets are described, and the significance of social institutions for the policy of the state and the population of the country is formulated. The main tasks of creating extra-budgetary state funds, the main purpose of which is the implementation of the social functions of state policy, are proposed.

Текст научной работы на тему «ПФР И ФСС НА ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ»

Чибисов В.К. студент 4 курса ВСФ ФГБОУВО РГУП Научный руководитель: Власова Е.Л.

кафедра общетеоретических и государственно-правовых дисциплин ВСФ ФГБОУВО РГУП

ПФР И ФСС НА ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация: В данной статье представлены основные этапы развития Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Раскрыты основные функции государственных фондов, описана характеристика их бюджетов и сформулировано значение социальных институтов для политики государства и населения страны. Предложены основные задачи создания внебюджетных государственных фондов, основной целью которых является осуществление социальных функций государственной политики.

Ключевые слова: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, развитие, бюджет, социальная защита.

4th year student

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«Russian State University of Justice» East Siberian branch Scientific adviser: Vlasova E.L.

Department of General Theoretical and State-Legal Disciplines Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«Russian State University of Justice» East Siberian branch

PFR AND FSS AT THE DEVELOPMENT STAGE

Аnnotation: This article presents the main stages in the development of the Pension Fund and the Social Insurance Fund. The main functions of state funds are revealed, the characteristics of their budgets are described, and the significance of social institutions for the policy of the state and the population of the country is formulated. The main tasks of creating extra-budgetary state funds, the main purpose of which is the implementation of the social functions of state policy, are proposed.

Key words: Pension Fund, Social Insurance Fund, development, budget, social protection.

Конституция Российской Федерации основывается на социальное государство, основной целью которого является социальная защита своих граждан. На сегодняшний день социальное обязательное страхование осуществляют три государственных внебюджетных фондов: пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пенсионный фонд Российской федерации является крупнейшим социальным институтом. Образование в Российской федерации Пенсионного Фонда произошло 22 декабря 1990 года. Благодаря его созданию возник совершенно новый механизм выплаты пособий и пенсий.

С 1990 года ПФР в Российской Федерации является страховщиком государства по пенсионному обязательному страхованию.

С 1990 года по 1994 год происходило формирование Пенсионного фонда Российской Федерации. Стоит отметить, что 12 июня 1990 года Россия получила суверенитет. В связи с этим событием возникла необходимость в создании совершенно новой пенсионной системы, основывающейся на принципах конституции пенсионного обеспечения, гарантированной государством. Вместо пенсионной многоуровневой системы были установлены только два вида выплат пенсионного фонда: социальные и страховые. В 1992 году в регионах РФ были созданы «единые пенсионные службы» [1, с.69].

С 1995 года по 2001 год произошел кризис обеспечения пенсионного фонда. Происходило усугубление проблем в сфере Пенсионного обеспечения. Необходимо было вводить новые изменения в пенсионной системе Российской Федерации. Было предложено два варианта для преодоления кризисной ситуации. Первый вариант включал повышение пенсионных отчислений, способных увеличить доход и досрочно отменить пенсионное обеспечение или увеличить возраст пенсионеров. Стоит отметить, что в то время была очень сильная нагрузка по долгам у руководителей предприятий. Второй вариант основывался на снижении основных расходы ПФР за счет увеличения возраста пенсионеров и досрочной отмены пенсионного обеспечения. 1995 год оказался переломным для пенсионной системы обеспечения. Огромное влияние на снижение покупательной способности пенсий оказали такие показатели как: рост инфляции и ухудшение ситуации на макроуровне в период 19941995 годов. Впервые с введения экономических изменений средний размер пенсии стал ниже прожиточного пенсионного минимума, а минимальный стал меньше 60 % данного показателя. Для решения этой проблемы необходимо было срочное повышение пенсии. В начале 1996 г долг ПФР перед населением стал увеличиваться и составил к концу года около 12 % от его бюджета за год. С помощью замораживания индексированной

пенсии выплатить данный долг получилось только к июлю 1997 года. Эта ситуация существенным образом повлияла на реальный размер пенсии и привела к его снижению. В период 2000 — 2001 гг. произошла индексация всех пенсионных выплат.

С 2001 года по 2016 год происходила реализация пенсионной реформы. В состав пенсии стали включаться три вида выплат: страховые, базовые и накопительные. С 2007 года в обязанности ПФР включалась новая дополнительная задача — выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Пенсионное новое законодательство вступило в силу с 1 января 2015 года. Пенсия трансформируется в страховую и накопительную. Взносы страхования от заработной платы трудящегося гражданина в течение года составляли 22%. Из них 16% тарифа могло идти на формирование страховой пенсии, а оставшиеся проценты могли быть пенсионными накоплениями. Также предусмотрен вариант, чтобы все 22% шли на формирование пенсии.

В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации является одним из важных социальных институтов страны. В области социального обеспечения представляет собой значимую федеральную систему, которая оказывает государственные услуги, является главным источником выплаты пенсий и играет огромную роль в финансировании социальной сферы населения [2, с.105].

К основным задачам ПФР следует отнести:

1) назначение и выплату пенсий;

2) выдача сертификатов на материнский семейный капитал;

3) финансирование расходов, аккумуляция страховых взносов и целевой сбор;

4) контроль с помощью налоговых органов за рациональными расходами средств ПФР, за своевременным поступлением страховых взносов;

5) персонифицированный учет всех участников системы пенсионного обязательного страхования и взаимодействие со страхователями;

6) привлечение добровольных взносов, капитализация средств ПФ РФ и управление средствами;

7) реализация Программы государственного финансирования пенсионных добровольных накоплений, а также назначение и реализация социальных выплат отдельным гражданам.

8) администрирование страховых средств, участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан,

9) проведение научно-исследовательских работ, а также разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ [4, с.54].

Национальный доход является материальным ^»источником внебюджетного каждого фонда. Преобладающая их часть фондов формируется, когда происходит перераспределение национального дохода. Основные инструменты формирования национального дохода — это специальные сборы и налоги, займы, а также средства из бюджета.

Бюджет ПФР формируются за счет: страховых взносов работодателей; взносов граждан, которые занимаются индивидуальной деятельностью и иных граждан; ассигнований из республиканского бюджета и добровольных взносов.

Благодаря средствам Пенсионного фонда происходит финансирование программ, включающих социальную поддержку инвалидов, детей, пенсионеров; осуществляются денежные единовременные выплаты.

Наибольшее количество расходов тратится на выплаты пособий и пенсий. Часть денежных средств идет на проектные разработки и вложения капитала, на автоматизацию системы фонда, повышение квалификации кадров, функциональное содержание структур Пенсионного фонда, финансирование административной деятельности. В периоды инфляции за счет денежных средств ПФР происходит пересмотр пенсии в сторону повышения. Свободные денежные суммы ПФ РФ могут вкладываться в ценные бумаги. Рассмотрим характеристику бюджета Пенсионного фонда РФ за последние годы [2, с.81].

Таблица 1 — Характеристика бюджета Пенсионного фонда РФ в 2018-2021гг., млрд. рублей

2018 2019 2020 2021

Доходы 8169,2 8568,6 8948,9 9245,8

-Собственные доходы 4885,3 5242,5 5529,4 5930,2

-Межбюджетные 3283,9 3326,1 3419,5 3315,6

Расходы 8328,2 8470,4 8913,5 9117,4

По данным таблицы видно, что в 2021 году доходы бюджета ПФ РФ увеличились на 1076,6 млрд. рублей, а расходы стали больше на 789,2 млрд. рублей. Стоит отметить, что при определении расходов необходимо учитывать количество получателей пенсии с учетом индексации и размера фиксированной выплаты. При определении доходов необходимо ориентироваться на страховые взносы, формирующие накопительную пенсию. Стоит отметить, что ежегодная индексация страховых пенсий позволяет сделать выше пенсионное обеспечение, чем инфляционный уровень.

На стабилизацию финансового положения ПФР влияют следующие факторы:

1) внедрение системы именных и условно-накопительных 1счетов, позволяющих увеличить сборы страховых взносов;

2) взаимодействие пенсионных выплат и поступлений в Пенсионный

3) четкое разграничение обязательств;

4) при назначении пенсии учет ожидаемой продолжительности жизни происходит через систему именных и условно-накопительных именных счетов [4, с.32].

Социальное страхование является неотъемлемой частью государства. Оно реализует различные гарантии для малообеспеченной категории населения.

Социальное страхование при СССР находилось под управлением правительства. В 1933 году образовалась фондовая первая в социальном страховании организация. Все социальные выплаты до распада Советского союза проводились через ФСС. В период перестройки система социального страхования изменилась и приобрела формы западной Европы. Первого января 1991 года был создан Фонд социального страхования. На тот момент в стране отмечался высокий уровень безработного населения, а система здравоохранения требовала существенных перемен. Данные обстоятельства стали причиной принятия в 1991 году законов, касающихся медицинского страхования населения и занятости граждан. Но вступление их в законную силу осуществилось лишь с 1992 года. ГФЗ вначале 2000-х прекратил свое действие. Причиной тому явилась его низкая результативность в решении задач, поставленных правительством. Время повсеместной безработицы ушло, и надобность в содержании ГФЗ потеряла свою актуальность. Вместе с тем социальные права граждан, которые оказались без работы, не остались без внимания. Все установленные им выплаты, осуществлялись из бюджета Федерации. Схожая ситуация действует и в наше время. Страна и по сегодняшний день решает проблемы безработицы за свои средства. С 2000 года было введено обязательное страхование от несчастных случаев. Оно осуществляется ФСС. В современное время социальное страхование является главным инструментом государственной защиты населения.

Страхование в своем развитии набирает обороты благодаря стремлению населения обезопасить свою жизнь от различных рисков.

К основным задачам Фонда социального страхования следует отнести:

1) проведение мероприятий для финансовой устойчивости;

2) осуществление социальной защиты населения с помощью различных выплат;

3) совершенствование системы социального страхования;

4) проведение мероприятий, способствующих повышению квалификации работников;

5) совместная работа с организациями данной направленности;

6) формирование предложений, касающихся размеров страховых взносов;

7) формирование и реализация государственных программ по обеспечению охраны здоровья трудящихся.

ФСС является государственным самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Рассмотрим характеристику его бюджета (рисунок 1) [3, с.203].

Добровольные взносы юридических лиц и граждан;

Страховые взносы ИП и предприятий:

Ассигнования из бюджета Российской Федерации на покрытие расходов;

Рисунок 1 — Характеристика бюджета Фонда социального страхования

Стоит отметить, что бюджет Фонда социального страхования наравне с другими внебюджетными государственных внебюджетных фондов не включается в структуру основного бюджета РФ и действует в рамках самостоятельного федерального закона.

Федеральный ФСС осуществляет контроль за рациональным использованием выделенных средств на социальное страхование, контролирует поступающие взносы и профессиональную деятельность местных фондов социального страхования в различных регионах.

Фонд социального страхования РФ выделяет денежные средства страхователям, которые осуществляют выплаты физическим застрахованным лицам. Выделение финансовых ресурсов происходит с помощью финансирования, осуществляющегося напрямую или путем зачета. Стоит отметить, что выделение финансовых ресурсов путем зачета является основным финансовым методом Фонда социального страхования. Другими словами, страхователи перечисляют в ФСС налоги и взносы

2. Выплата пособий;

3. Содержание аппарата

4. Проведение научно-

5. Иные мероприятия

страхования от несчастных производственных случаев и от заболеваний, которые получили в ходе трудовой деятельности. Финансирование из Фонда социального страхования в форме зачета может осуществляться совместно с прямым выделением денежных средств. К примеру, если у страхователя не хватает финансовых ресурсов, чтобы осуществить выплаты по страхованию, он имеет законное право обратиться в Фонд социального страхования РФ за недостающей суммой. Кроме того, прямое финансирование предусмотрено для лиц, которые не имеют со страхователем рабочих отношений и для лиц, обладающих правом получить выплаты страхования в случае смерти застрахованного лица. Выплата страховых взносов происходит по всем застрахованным доходам [5, с.127].

Правительство Российской Федерации в феврале 2021 года выдвинули идею об объедении Фонда социального страхования и Пенсионного фонда. Основная цель данной реформы является упрощение процесса получения необходимых государственных услуг и сокращение времени на их оказание. Практически через полгода (14 июля 2022) президентом Российской Федерации был подписан закон «О Фонде социального и пенсионного страхования».

Данный фонд с 2023 года будет оказывать различные социальные услуги населению, и решать вопросы, связанные с выплатами пенсий, пособий, получения материнского семейного капитала и др. Объединение двух государственных институтов позволит сэкономить средства федерального бюджета и сделает более совершенной социальную систему. Для сотрудников организаций существенно сократится количество отчетности.

В ходе проведенного исследования были определены основные задачи создания внебюджетных государственных фондов, основной целью которых является осуществление социальных функций государственной политики:

1) грамотное управление денежными средствами;

2) обеспечение стабильности системы финансовых отношений;

3) закрепление финансового предоставления прав людей на получение необходимых услуг;

4) обязательное исполнение всех обязательств в сфере социальной защиты.

Таким образом, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ играют огромную роль в социальном обеспечении конституционных прав граждан и поддерживают политическую и финансовую стабильность государства.

1) Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Времена 2, АСТ, 2017. — 576 с.

2) Дмитриева, О. Пенсионные системы и пенсионные реформы / О. Дмитриева. — М.: Наука, 2020. — 543 с.

3) Ершов В.А. Право социального обеспечения / В.А. Ершов, — М.: ГроссМедиа, 2019. — 312 с.

4) Забозлаев, А. Справочник по пенсионным вопросам / А. Забозлаев. — М.: Издательство ВЦСПС, 2021. — 320 с.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения России / С.И. Кобзева. — М.: Проспект, 2020. — 266 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *