Какие темы входят в егэ по химии
Перейти к содержимому

Какие темы входят в егэ по химии

  • автор:

Решу ЕГЭ и Незнайка объединились,

чтобы запустить свои курсы ЕГЭ в Тик-Ток формате. Никаких скучных вебинаров, только залипательный контент!

Готовься к ЕГЭ в Тик-Ток формате

«Незнайка» и «Решу ЕГЭ» запускают свои курсы подготовки. Короткие видео, много практики и нереальная польза!

‘; $pop_rand = mt_rand(1,3); $pop_rand_code = $; echo $pop_rand_code; //> ?—>
Вы отправили работу на проверку эксперту. Укажите номер телефона на него придет СМС
Ваш рейтинг: 0
Как сюда попасть? Доска почета: шарят в ЕГЭ по химии

Рейтинг: 942

Рейтинг: 893

Рейтинг: 473

Рейтинг: 471

Рейтинг: 348

Варианты ЕГЭ по химии

Об экзамене

Химию нельзя сдать на высокий балл, просто выучив теорию. Химию надо любить. И любить всем сердцем, чтобы тот безграничный объем информации ровным слоем уложился в голове. А когда мы говорим о будущем, о профессиях, которые будут востребованы долгие годы, то практически все направления, которые связаны с химией, с рынка труда никуда не уйдут. Потребность в “химических мозгах” стабильно растет. Поэтому если вы чувствуете, что есть хоть какая-то предрасположенность к данной науке, не поленитесь и попробуйте себя. И если все получится, то вам откроется безграничное поле для новых открытий и свершений. Меняйте себя и мир вокруг!

Структура

Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий высокого уровня сложности, с развернутым ответом (порядковые номера этих заданий: 29, 30, 31, 32, 33, 34). На выполнение всех заданий отводится 3,5 часа.

Дополнительные материалы и оборудование

К каждому варианту экзаменационной работы прилагаются следующие материалы:

− Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

− таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

− электрохимический ряд напряжений металлов.

Во время выполнения экзаменационной работы разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Пояснения к оцениванию заданий

За правильный ответ на каждое из заданий 1–8, 12–16, 20, 21, 27–29 ставится 1 балл. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде последовательности цифр или числа с заданной степенью точности.

Задания 9–11, 17–19, 22–26 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ в заданиях 9–11, 17–19, 22–26 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.

Задания части 2 (с развёрнутым ответом) предусматривают проверку от трёх до пяти элементов ответа. Задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены выпускниками различными способами. Наличие каждого требуемого элемента ответа оценивается 1 баллом, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов в зависимости от степени сложности задания: задание 30 – 3 балла; 31 – 4 балла; 32 – 5 баллов; 33 – 4 балла; 34 – 4 балла. Проверка заданий части 2 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведённого образца ответа.

Учебные материалы

Полный курс подготовки к ЕГЭ по химии-2024. Здесь приведена теория по каждому заданию в соответствии с спецификацией и кодификатором ЕГЭ по химии. Учебные материалы и теория, необходимые для подготовки к ЕГЭ по химии.

Кодификатор ЕГЭ по химии-2024

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ











1.1. Современные представления о строении атома
1.1.1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атомов и ионов. Основное и возбужденное состояния атомов

1.3. Химическая связь и строение вещества

1.4. Химическая реакция

2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

2.2. Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа)

2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

3.9. Взаимосвязь органических соединений

4. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

4.1. Экспериментальные основы химии

4.2.2. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

4.3.1. Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»

4.3.2. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях

4.3.3. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ

4.3.4. Расчеты теплового эффекта реакции

4.3.5. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)

4.3.6. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества

4.3.7. Установление молекулярной и структурной формулы вещества

4.3.8. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

4.3.9. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

Курс подготовки к ЕГЭ или ОГЭ (ГИА) по химии:

Общая химия

Часть 1. Строение вещества

Ч асть 2. Основы неорганической химии

Егэ по химии: основные направления развития экзаменационной модели Ким Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ЕГЭ ПО ХИМИИ / CHEMISTRY USE / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КИМ / EXAMINATION MODEL / ДОКУМЕНТЫ / РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ КИМ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАДАНИЙ / IMPROVEMENT OF TEST ITEMS / REGULATORY DOCUMENTS FOR THE MATERIALS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каверина Аделаида Александровна, Снастина Марина Геннадьевна

В статье описываются основные этапы развития экзаменационной модели КИМ ЕГЭ по химии на этапе эксперимента по введению ЕГЭ и в рамках штатной процедуры; анализируются направления совершенствования кодификатора, типологии заданий различных форм и их содержательных характеристик, введение новых моделей заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каверина Аделаида Александровна, Снастина Марина Геннадьевна

Единый государственный экзамен в контексте объективности оценки качества образования
Об основных направлениях развития экзаменационной модели ЕГЭ 2017 года по химии
Перспективная модель Ким ОГЭ по химии
Государственная итоговая аттестация учащихся по физике: эволюция экзаменационных материалов

Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по химии

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chemistry Use: The Main Direction Of The Examination Model Development

We describe the main stages of the Chemistry USE model from the pilot and through the operational periods. We consider the improvement of the examination codifier, item formats typology and introduction of the new item models.

Текст научной работы на тему «Егэ по химии: основные направления развития экзаменационной модели Ким»

I |i Ii|iin|Мм|ii1111 t 2 3

ЕгЭ по химии: основные направления развития экзаменационной модели КИМ

Каверина Аделаида Александровна,

кандидат педагогических наук,

член Федеральной комиссии по разработке КИМ

для ГИА по химии ФГБНУ «ФИПИ»

Снастина Марина Геннадьевна

заместитель руководителя Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по химии ФГБНУ «ФИПИ», kim@fipi.ru

Ключевые слова: ЕГЭ по химии, экзаменационная модель КИМ; документы, регламентирующие структуру и содержание КИМ; совершенствование заданий.

В 2009 году в качестве регулярной оценочной процедуры был введён Единый государственный экзамен. Химия для сдачи ЕГЭ определена как предмет по выбору выпускников. В соответствии с общими положениями о порядке проведения единого государственного экзамена1, ЕГЭ по химии имеет своей целью обеспечение объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших основные образовательные программы общего среднего образования по химии базового и углублённого уровней.

Введению ЕГЭ в штатный режим предшествовал период восьмилетнего эксперимента, в ходе которого осуществлялся поиск оптимальных решений по формированию целостной, методически обоснованной системы КИМ, принципиально новой по сравнению с теми экзаменационными материалами, которые использовались при традиционных выпускных экзаменах по химии.

Новизна заключалась в том, что в соответствии с концепцией ЕГЭ впервые ставилась задача создания для итоговой аттестации выпускников такой системы контрольных измерительных материалов, которые: являются валидными; имеют достаточную представительность элементов содержания курса, проверяемых на разных уровнях сложности; имеют надёжный стандартизированный инструментарий для объективной оценки образовательных достижений выпускников; обеспечивают дифференциацию экзаменуемых по уровню их подготовки.

Начало эксперимента по введению ЕГЭ по химии пришлось на время заметных перемен в системе школьного образования РФ. Школа перешла от унифицированной системы обучения к использованию вариативных учебных планов, программ, учебников, разнообразных средств и методов обучения, различных методических систем текущей и итоговой диагностики результатов обучения. Принцип вариативности образования обеспечивал право обучающихся на выбор не только уровня овладения содержанием предмета, но и путей его достижения.

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2009 г. № 57 — http://legalacts.ru/doc/

Каверина А.А., Снастина М.Г. Егз по химии: основные направления развития экзаменационной модели КИМ

Очевидно, что все эти факторы оказали своё влияние на определение концептуальных подходов к созданию экзаменационной модели КИМ для проведения ЕГЭ. Так, одной из первоочередных стала задача обеспечения равных возможностей для успешного выполнения экзаменационной работы каждым выпускником, независимо от того, по какой программе и по какому учебнику он изучал химию.

Равенство этих возможностей могло быть обеспечено лишь при условии формирования КИМ на основе принятого в то время нормативного документа для общеобразовательных учреждений — обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по химии2. Этот норматив представлял собой заведомо достаточный, с точки зрения образовательной значимости и функциональной полноты, объём содержания по основам общей, неорганической и органической химии, который должен присутствовать в качестве инвариантного ядра во всех программах, реализуемых в практике преподавания химии в общеобразовательных организациях.

Таким образом, можно сказать, что на данном этапе эксперимента по введению ЕГЭ наметились главные ориентиры, обусловившие особенность подходов к формированию экзаменационной модели КИМ. Так, на основе «Обязательного минимума» и другого норматива — «Требований к уровню подготовки выпускников» были подготовлены документы нового образца — кодификатор и спецификация, призванные регламентировать содержание и структуру КИМ ЕГЭ. В кодификаторе был представлен систематизированный перечень проверяемых элементов содержания (общее их число равно 56). По сути, в нём была представлена система предметных знаний, включающая элементы содержания практически всех разделов курса химии: ведущие понятия об элементе, веществе и химической реакции; основные законы и теоретические положения химии; знания о системности и причинности химических явлений, способах познания веществ и химических реакций, о применении веществ. Иными словами, кодификатор давал представление о содержа-

2 Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии для общеобразовательных учреждений (уровни А и Б) в кн.: Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии / Сост. C.B. Суматохин, A.A. Каверина. — М.: Дрофа, 2001. — С. 7 — 10.

тельной основе КИМ, т.е. о той инвариантной составляющей курса химии, которая, будучи объектом контроля на экзамене, обеспечивала возможность объективной проверки сфор-мированности у выпускников умений, необходимых для освоения обязательного минимума содержания курса на уровнях: овладения понятийным аппаратом; усвоения общих закономерностей и методов исследования изучаемых объектов; применения химических знаний в контексте повседневной жизни и в целях получения новых знаний. Благодаря такой особенности подхода к определению содержания экзаменационной модели КИМ, обеспечивалась валидность этих материалов по отношению к содержанию курса и их независимость от вариативных программ и учебников, используемых в практике преподавания химии в школах разного типа.

Немаловажное значение имело принятие решений относительно подходов к определению структуры экзаменационной работы, к отбору содержания и принципов построения проверочных заданий, к определению основных видов контрольных оценочных действий по выявлению уровня достижения выпускниками планируемых результатов обучения. Поиск ответов на эти вопросы осуществлялся в рамках целостной программы исследований по таким, в частности, направлениям, как

■ последовательная корректировка кодификатора, имевшая целью обеспечение более полного соответствия КИМ инвариантному содержанию основных образовательных программ по химии для средней школы;

■ определение типологии и содержательных характеристик проверочных заданий, принципов их конструирования, а также общих принципов построения экзаменационной модели КИМ;

■ операционализация требований ФК ГОС общего среднего (полного) образования по химии3 к уровню подготовки выпускников с целью уточнения содержательной основы и совершенствования заданий всех типов;

■ создание стандартизированной системы оценивания выполнения заданий отдельных типов и экзаменационной работы в целом; проверка эффективности данной систе-

3 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Среднее (полное) образование. Химия / Сб. нормативных документов / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. — 443 с.

мы и последующая её корректировка с учётом результатов экзамена.

Проведение этих исследований было обусловлено необходимостью последовательного совершенствования качества КИМ с целью повышения объективности оценивания уровня подготовки выпускников.

Прокомментируем более подробно характер тех изменений, которые были предприняты по результатам данных исследований в экзаменационных моделях КИМ в разные годы проведения ЕГЭ.

Развитие экзаменационной модели КИМ на этапе эксперимента по введению ЕГЭ по химии (2002-2008 гг.)

Первоначальная модель КИМ для проведения ЕГЭ в 2002 г. носила комплексный характер. Она в разумных пределах сочетала в себе элементы теста и традиционной письменной экзаменационной работы. В основном её построение осуществлялось с учётом существующей практики оценки образовательных достижений учащихся по химии и выявления реально достигаемого уровня химического образования в условиях массовой школы.

Одновременно можно констатировать, что уже в этой модели КИМ была осуществлена реализация двух важных принципов: обеспечения полноты охвата учебного материала, подлежащего обязательной проверке на экзамене, и дифференцированной оценки образовательных достижений экзаменуемых. Свидетельством этого является то, что содержание экзаменационной работы было определено на основе кодификатора и в целом соотнесено с «Обязательным минимумом». Объектом контроля на экзамене являлась обобщённая система знаний, включающая элементы содержания основных разделов/тем курса химии, таких как

■ периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома, химическая связь и строение вещества;

■ классификация неорганических веществ и их химические свойства;

■ теория химического строения органических соединений. Строение и свойства органических соединений различных классов;

■ химическая реакция. Классификация реакций, закономерности их протекания;

■ электролитическая диссоциация. Поведение веществ в растворах;

■ электролиз расплавов и растворов солей;

■ методы познания веществ и химических реакций. Применение веществ.

Как видно, содержание экзаменационной работы не выходило за пределы курса химии средней школы и было инвариантно по отношению к различным программам по химии, используемым в школах.

Качество освоения обязательных элементов содержания проверялось заданиями трёх уровней сложности — базового (с выбором ответа — ВО), повышенного (с кратким ответом — КО), высокого (с развёрнутым ответом — КО). Общее число заданий в работе составило 60, они были распределены по трём частям работы: часть 1 — 45 заданий с ВО, часть 2 — 10 заданий с КО, часть 3 — 5 заданий с РО. Оценивание выполнения заданий осуществлялось дифференцированно с учётом уровня их сложности. Для каждого из заданий базового уровня сложности оценка составляла 1 балл, повышенного уровня — 2 балла, высокого уровня сложности от 3 до 5 баллов максимально.

Таким образом, характеристика экзаменационной работы 2002 г. свидетельствует о том, что при её формировании был сделан первый шаг к созданию системы КИМ, отвечающей концептуальным основам ЕГЭ как оценочной процедуры итоговой аттестации выпускников.

Между тем в ходе анализа результатов экзамена этого года были выявлены некоторые проблемы, указывающие на необходимость совершенствования подходов к построению экзаменационной модели КИМ.

Это касалось, прежде всего, уточнения содержательной характеристики и принципов конструирования заданий отдельных типов, в особенности заданий с выбором ответа. Стало очевидным, что использовать в работе чрезмерно большое количество заданий с выбором ответа (45) нецелесообразно, поскольку на их выполнение экзаменуемый затрачивает много времени и тем самым меньше внимания уделяет заданиям повышенного и высокого уровней сложности, которым отведена важная роль в оценке качества подготовки выпускников по химии.

Кроме того, анализ содержания отдельных заданий с выбором ответа показал, что они ориентированы на применение знаний

Каверина А.А., Снастина М.Г. егэ по химии: основные направления развития экзаменационной модели КИМ

на репродуктивном уровне, когда требуется запоминание и простое воспроизведение определённого фактологического материала, вследствие чего при выполнении таких заданий увеличивалась нагрузка на память.

Для ряда других заданий с выбором ответа была выявлена ситуация, когда формулировка их условия не обеспечивала однозначного понимания того, какой элемент содержания является объектом проверки. Сказанное можно проиллюстрировать примерами двух заданий, которые должны были проверять сформиро-ванность умения «объяснять характер существующей зависимости между свойствами вещества и типом его кристаллической решётки» (см. пример 1).

Нафталин — легкоплавкое кристаллическое вещество, потому что имеет кристаллическую решётку

Наибольшую температуру плавления имеет вещество

Как следует из формулировок условия этих заданий, проверку сформированности названного умения однозначно обеспечивает только задание 1. В то же время формулировка условия задания 2 даёт основание для предположения, что объектом проверки является знание конкретных физических величин — температур плавления каждого из четырёх заданных веществ.

Определённые сложности были выявлены и в случае с заданиями других типов. Так, например, для заданий с кратким ответом, призванных проверять усвоение основных элементов содержания курса на уровне углублённого изучения предмета, главная проблема заключалась в необходимости обеспечения той степени сложности, которая была бы адекватной их назначению и содержательной характеристике. Выяснилось, что в ряде случаев такие задания были более простыми для

выполнения, чем некоторые задания базового уровня сложности с выбором ответа. Для заданий высокого уровня сложности с развёрнутым ответом наиболее серьёзной оказалась проблема методики оценивания их выполнения, которая требовала научного обоснования целого ряда вопросов. Например, нужно было определить, какие проверяемые элементы содержания (понятия) и проверяемые умения (виды деятельности) должны быть главными для каждого отдельного вида заданий с развёрнутым ответом.

Таким образом, можно заключить, что содержательный анализ результатов ЕГЭ 2002 г. позволил наметить пути совершенствования КИМ в течение последующих лет эксперимента по введению ЕГЭ.

Важным фактором, оказавшим серьёзное влияние на состояние экзаменационной модели КИМ, было изменение нормативной базы общего среднего образования. В 2004 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089 был утверждён Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК ГОС), в котором обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего среднего (полного) образования по химии был представлен на двух уровнях — базовом и профильном. Соответственно различались требования стандарта к освоению этих программ.

В связи с изменением в нормативной базе возникла необходимость в установлении соответствия содержательной основы КИМ требованиям стандарта. Контрольные измерительные материалы должны были обеспечить возможность для определения того, в какой степени качество и уровень подготовки выпускников отвечает требованиям ФК ГОС к освоению основных образовательных программ по химии, базового и профильного уровней. В результате экзаменационная модель КИМ в период эксперимента претерпела изменения по всем направлениям: по структуре, по содержанию и форме проверочных заданий, по системе оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

В целях уточнения содержания КИМ, которое должно было стать объектом контроля на экзамене, в первую очередь была проведена корректировка кодификатора. В этом документе, в частности, были приняты следующие изменения: предложен детализированный перечень проверяемых элементов содержания

такого важного раздела курса, как «Характерные химические свойства основных классов неорганических и органических соединений»; введены дополнительно такие элементы содержания, как «генетическая связь между классами неорганических веществ», «качественные реакции на ионы и функциональные группы»; скорректирован и дополнен перечень проверяемых элементов содержания в разделе «Познание и применение веществ и химических реакций». Тем самым была обеспечена возможность приближения КИМ к инвариантному содержанию курса, которое является главным объектом изучения химии на уроках4.

Кроме того, корректировка кодификатора способствовала совершенствованию подходов к классификации проверочных заданий по ведущим разделам и темам курса, по проверяемым элементам содержания, по уровням сложности и проверяемым видам деятельности.

Главным изменением в структуре экзаменационной модели КИМ была чётко выраженная тенденция к уменьшению общего числа включаемых в неё заданий: с 60 до 50 (2003-2005 гг.), далее до 45 (2006— 2012 гг.), до 43 (2013 г.) и до 42 (2014 г.). Продиктовано это было, с одной стороны, необходимостью более чёткого определения принципов отбора учебного материала, на основе которого строились проверочные задания определённых типов, с другой — необходимостью рационального подхода к определению времени, отводимого на выполнение работы.

Очевидно, что уменьшение общего числа заданий никоим образом не должно было привести к уменьшению объёма элементов содержания, подлежащих обязательной проверке в свете требований ФК ГОС. Поэтому проблема структурных изменений самым тесным образом была связана с поиском решений оптимального конструирования КИМ и повышения качества заданий.

Число заданий в работе сокращалось в основном за счёт заданий с выбором ответа. Сокращению, в первую очередь, подлежали задания, имевшие проблемы, о которых было сказано выше в связи с анализом результа-

4 Единый государственный экзамен: Химия: 20042005: контрол. измерит. материалы / A.A. Каверина, Д.Ю. Добротин, A.C. Корощенко и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой; Мин-во образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.

тов ЕГЭ 2002 г. Второй путь, обеспечивший уменьшение числа заданий с выбором ответа, предусматривал корректировку их содержательной основы, в ходе которой учитывались требования к усвоению соответствующего понятия, специфика и глубина изучения учебного материала, характер действий, которые следовало осуществить при выполнении задания.

Корректировка содержательной основы заданий проводилась в разных направлениях, в результате в экзаменационную модель КИМ (2005—2008 гг.) наряду с традиционными заданиями были включены новые разновидности заданий с выбором ответа:

■ задания, комплексно проверяющие общность некоторых химических свойств у веществ различных классов (см. пример 2);

■ задания различного формата, алгоритм выполнения которых предполагал применение знаний во взаимосвязи и на основе понимания общих закономерностей (см. примеры 3 и 4).

Как этанол, так и уксусная кислота взаимодействуют с

В схеме превращений веществ

N2 + Н2 ,p, t°,:0B ? x _НС1^ Х2 + NaOH , t° , ^

ЕГЭ по химии в 2023 году: как готовиться самостоятельно и что изменилось

Экзамен по химии считается одним из самых сложных, наряду с историей и физикой. Его обязаны сдавать все, кто хочет поступить в медицинский вуз. Иногда химия нужна, чтобы стать экологом или биоинженером. В прошлом году средний балл по химии составил 54,3. Однако около 12 тысяч человек справились с экзаменом на 81–100 баллов. Учитель химии онлайн школы «Синергия» Елена Тетяйкина поделилась, как готовит учеников к высоким результатам и что нужно выучить и понять для успешной сдачи.

Из этой статьи вы узнаете

Особенности экзамена по химии

Структура ЕГЭ по химии

Что изменилось в 2023 году

Сколько нужно готовиться к экзамену

Как помочь себе подготовиться

Особенности экзамена по химии

Готовиться лучше заранее. Желательно приступить к углублённому изучению химии с восьмого класса. Специфика предмета в том, что для получения высоких баллов нужны способности, вызубрить наизусть не получится, утверждает эксперт.

Советую родителям не наседать на ребёнка, если у него нет склонности к химии. У меня была ученица, которая хотела поступить в медицинский (точнее, её мама этого хотела). У неё была хорошая память, мы много и усердно занимались, она сдала ОГЭ практически на максимум, но в десятом классе просто выгорела и забросила предмет. У неё не было интереса к химии, и давление родителей только усугубило ситуацию

Структура ЕГЭ по химии

Экзамен состоит из двух частей: базовой и части с заданиями повышенной сложности. Для удобства экзамен разделён по тематическим блокам:

1 блок. Теоретические основы химии. Перед этим блоком ученику предоставляют список из пяти элементов. В заданиях 1–4 он должен продемонстрировать знания следующих тем:

  • современные представления о строении атома;
  • периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
  • химическая связь и строение вещества.

Понимание периодического закона поможет успешно справиться с заданиями этого блока, поэтому лучше выучить его наизусть и повторить строение атома (программа 8―9-го классов).

ЕГЭ на 100 баллов по всем предметам: гид по подготовке к экзаменам

2 блок. Неорганические вещества. Задания этого блока в комплексе проверяют знания свойств соединений элементов и закономерностей протекания реакций. Здесь нужно знать простые и сложные неорганические вещества, особенности их строения, химические свойства, генетическую связь между классами соединений. Эти вещества изучают в девятом классе, а в 11-м дополняют исключениями, которые любят спрашивать на ЕГЭ, поэтому лучше выучить их наизусть.

Пример исключения:

Оксиды делятся на солеобразующие и несолеобразующие. Кстати, несолеобразующие необходимо знать назубок. В частности к несолеобразующим относят СО ― угарный газ, NO ― оксид азота (II), N2O ― оксид азота (I).

3 блок. Органические вещества. Здесь также, как во втором блоке, нужно знать классификации веществ (задание 10), строение (задание 11), химические свойства. Но теперь речь идёт об органических веществах, которые изучают в программе 10-го класса. Нужно знать, как из одного класса веществ получить другие, какими химическими свойствами обладают органические вещества и т. д. (задания 12–16).

4 блок. Методы познания в химии. В этом блоке, начиная с задания 17, проверяют знания классификаций реакций по различным параметрам (числу участников, тепловому эффекту, наличию катализатора и т. д.). Для этих заданий нужно повторить промышленные способы получения веществ, процесс электролиза, принцип Ле Шателье.

Готовься к ЕГЭ онлайн под руководством педагогов и наставников

Что изменилось в 2023 году

Основные изменения, по мнению эксперта, нацелены на развитие аналитических способностей учеников.

«Дети, возможно, начнут путаться. Они привыкли работать с готовой информацией, а теперь надо анализировать, больше думать головой и понимать», ― говорит Елена.

Изменения в ЕГЭ по химии в 2023 году:

  • Нумерация. В этом году изменили последовательность заданий в части с развёрнутым ответом. Задача на определение молекулярной и структурной формулы теперь идёт под номером 33, а задача на определение состава исходной смеси ― под номером 34. Получилось, что задания 32 и 33 вошли в блок по органической химии.
  • Формат задания 23. Условия задания представили в другой форме: раньше была таблица, а теперь они записаны в виде текста. Поэтому ученикам придётся потратить больше времени, чтобы ознакомиться с информацией. Алгоритм решения остался прежним.
  • Изменения сложности заданий 9, 12, 16. В 2023 году задания усложнили, хотя алгоритмы решения, тематика и максимальный балл за каждое остались прежними.

По наблюдениям Елены, задания меняют, чтобы ещё раз убедиться в объективности оценки знаний. Ещё организаторы хотят лучше развивать у детей метапредметные умения: навыки понимать универсальные форматы заданий, работать и с текстами, и с таблицами, и с практическими задачами.

ЕГЭ по информатике на 100 баллов: как готовиться и хватит ли школьных знаний

Сколько нужно готовиться к экзамену

Эксперт советует начинать готовиться в десятом классе, предварительно повторив информацию из прошлых лет обучения. Именно в программе десятого класса начинают изучать органическую химию. По мнению Елены, детям бывает сложно воспринимать этот раздел.

Во многих школах химию проходят в базовом виде: по одному уроку в неделю. Для успешной сдачи этого мало, темы дают в сокращённом виде. Не понимая, как происходят реакции, сдать экзамен сложно. Если в вашей школе изучают базовый уровень, можно попросить у учителя учебник с углублённым курсом

Хорошей базой для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ может стать участие в олимпиадах. Ссем желающим сдавать химию Елена советует с восьмого класса активно посещать конкурсы и олимпиады: в них дают задачи повышенной сложности, которые помогают развивать кругозор и учат справляться с трудными заданиями.

Читай советы по карьере и новости об образовании в нашем Telegram-канале

Как помочь себе подготовиться

  • Решать пробники. Выполнять задания из базы fipi.ru надо с 10-го класса, чтобы привыкать к формату и требованиям, осознавать пробелы в своих знаниях различных тем. Если вы столкнулись со сложной задачей при самостоятельной подготовке, Елена советует обратиться к видеоразборам задач на YouTube. Там наглядно решают трудные случаи, показывают примеры и комментируют действия.
  • Тренироваться с таймером. Поскольку в экзамене много сложных задач, а время ограничено, надо учиться вписываться в тайминг. Для этого Елена предлагает ученикам работать с таймером: каждую задачу решать за определённое время. Эта практика помогает выполнить больше заданий.
  • Пользоваться чёрно-белой таблицей. На экзамене ученикам выдают таблицу с элементами, на которой нет цветовых подсказок. Чтобы привыкнуть к работе с ней, лучше в домашних условиях использовать чёрно-белый вариант.
  • Найти свой способ восприятия информации. Елена советует проанализировать свои индивидуальные особенности. «У одних людей получается воспринимать информацию на слух, а другим надо просто зазубрить. Я предлагаю ученикам рисовать схемы и картинки, иллюстрировать состав и связь веществ. Кто-то запоминает по конспектам, кто-то ― по картинкам. На мой взгляд, лучше всего усваивается материал, когда работает несколько видов памяти: ученики слушают информацию, записывают за учителем, видят перед собой схемы», ― утверждает педагог.

Готовься к ЕГЭ онлайн под руководством педагогов и наставников

Педагоги и эксперты ЕГЭ системно преподают все нужные темы и учат выполнять задания независимо от их формулировки и формата, ориентируясь на актуальные материалы и варианты ФИПИ. После курсов школьники сдают ЕГЭ на 90+ баллов. Ученика поддерживают наставники, психологи и тьюторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *