Как учить лирику для егэ по литературе
Перейти к содержимому

Как учить лирику для егэ по литературе

  • автор:

Как учить лирику для егэ по литературе

Хочу написать про статью Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».
Ну вот никто не знал, что за зверь эта Катерина. А тут он, блеснул, озарил, Советский Союз закрепил, и Катерина намертво луч света.
Прочь иронию, к делу.

Не знать, кто сказал эту фразу, не использовать выражение «темное царство» при описании нравов Калинова — преступление. Да и статью можно прочесть. Нужен ваш шикарно-вменяемый сокращенный вариант?

«Гроза» написана в 1859 году. В этом же году Тургенев пишет роман «Накануне». В этом же году заканчивает работу Гончаров над приговором всей русской нации «Обломовым». Все ждут. В обществе действительно удушающая атмосфера, застой, все недовольны. Как перед грозой. Нечем дышать.

И тут — бабах! — «Гроза».

И драма Островского воспринимается во многом в социальном ключе: что вот-вот рванет в обществе. Вот-вот крепостное право будет отменено, должны быть реформы, «Россия вспрянет ото сна» (от обломовщины).
Именно в этой линии многими трактуется образ Катерины. Далее слово Добролюбову: «самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых» «Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми. Но если нет, — она ни перед чем не остановится. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится»

Катерина представляется героиней, олицетворяющей великие силы, которые поднимаются в глубине России; она и ее «протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина, дают надежду, что общество будет меняться
Будем помнить, что это просто точка зрения Добролюбова.
Островский не говорил: «О, как с языка снял!», а значит, мы вольны искать гораздо более глубокий философский подтекст

Размеры и что с ними делать

Вам нужно отличать ямб от хорея, чтобы получить 1 балл за тест (4 задание). Это просто и утилитарно.

«Если я знаю, что это ямб, то я глубже понимаю стихотворение» — это, конечно ерунда 🙂 ничего вы там глубже не понимаете .
Понимание специфики размера (метра) — это культурная память! Это специальные знания и отдельная область литературоведения. Пиши в комментарии, если интересно, я напишу отдельные посты.
А ЧТО ЖЕ ДЛЯ ЕГЭ?

. В 15, 16 и 17 (если пишете по поэзии) заданиях вы можете отлично использовать идею о СМЕНЕ РИТМА.
Например, в стихотворении А.А.Ахматовой «Родная земля» (входит в кодификатор) метр (размер) меняется трижды: два раза меняется размер, один раз количество стоп.
Каждый раз эта смена происходит в начале новой важнейшей мысли (а все стихотворение не разделено на строфы!)
Попробуйте найти эти смены размера и написать, какая новая мысль/интонация начинается.

15 задание

Итак, мы договорились, что в 15 задании не используем факты из биографии. Ведь для произведения искусства не важны все эти частности, а важно . переживание. героя

Чего ещё вы должны избегать при написании 15го задания (или задания 1.2.1 для ОГЭ, или анализа лирики вообще)?

ПЕРЕСКАЗА. Обязательно для себя перескажите стихотворение, понимаете ли вы, о чем оно. Но пересказ не пишите в самом сочинении.

Вот вам пример работы («Каким настроением проникнуто стихотворение А.С.Пушкина «я вас любил. »):

Стихотворение А.С. Пушкина проникнуто печальным настроением.
Лирический герой искренне и очень сильно любил девушку, которой посвящено стихотворение, что подчёркивает анафора: «Я вас любил безмолвно, безнадежно. Я вас любит так искренно, так нежно. »Однако метафора «любовь ещё, быть может, . угасла не совсем» указывает на то, что в его душе почти не осталось прежних чувств. Тем не менее, последняя строка стихотворения («Как дай вам бог любимой быть другим.») показывает то, что лирический герой желает лучшего возлюбленной.

❗️❗️❗️❗️стихотворение выучить наизусть!

Анализ поэзии

В 89% анализ (понимание) стихотворения подменяют биографией. Вы это часто видите в сборниках подготовки (пример пост назад), а порекомендовать хороший не могу, пока не нашла . ♀️

После биографии идёт пересказ текста (прозой поэзию. ) и всякие воды типа «гениальных строк» о «невероятных мыслях».

Нужно ли знать, где, когда и почему поэт создаёт шедевр?

Пишет замечательный литературовед Л.Я.Гинзбург:

«Еще Гете говорил, что каждое стихотворение — это стихотворение на случай. Но «случай» иногда входит в художественную структуру стиха в качестве темы или смыслового ключа, источника ассоциаций; иногда же реалии, приводившие в движение творческую мысль поэта, ока­ зываются эстетически безразличными.

Стихотворение Лермонтова «Погиб поэт! — невольник чести. » озаглав­лено обобщенно — «Смерть поэта». Очевидно, однако, что стихотворение это существует как художественное един­ство только при одном условии: читатель должен знать, что в нем идет речь о смерти Пушкина, и должен знать, хотя бы в общих чертах, обстоятельства этой смерти.

Между тем совершенно не обязательно знать, что стихо­ творение Лермонтова: «Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены. » обращено к графине Ростопчи­ной. Факт этот может войти в биографию Лермонтова, но к восприятию стихотворения он ничего не прибав­ляет» (продолжение в карусели).

Я к чему? ➡️ в 99% случаем не важно, кто, где и почему. Мы ленимся учиться чувствовать, боимся быть смешными, что-то там видеть, «тоже мне, вам что, сам поэт сказал?» . и подменяем возможность открыть свою душу навстречу поэзии какой-то ерундой.

Запомните, НЕ ВАЖНО ГДЕ И ЧТО ПОСЛУЖИЛО. Важно . переживание. лирического героя, вот до него и надо добираться.

Как у вас с анализом лирики?

Распечатайте все стихи

Искать каждое стихотворение в интернете или отмечать закладкой в сборнике неудобно. Это отнимает время, которое можно потратить на заучивание стихотворений. Лучше потратить пару часов и распечатать, чтобы все стихи были в одном месте. У меня получилась внушительная стопка. Вот гугл-доковский файл со всеми стихами.

Стопка стихотворений и 3 и 4 том «Войны и мира»

Учить стихотворения, напечатанные на бумаге, у меня получается лучше, чем с экрана телефона или ноутбука: нет соблазна закрыть вкладку со стихотворением и открыть Телеграм, чтобы написать друзьям, как сложно и нудно учить стихи.

Удалять гугл-док или вордовский файл, в котором собраны стихотворения, сразу после того, как вы распечатали все стихотворения, не нужно: он пригодится, чтобы учить стихотворения там, где нет возможности носить с собой распечатку, например, в школе или в транспорте.

Распределите по авторам, годам и темам

Это важно для 17 задания, где попадаются сочинения по лирике, например, «в чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А. Ахматовой». Легче всего написать такое сочинение, показав, как развивается эта тема хронологически, в разные года и периоды творчества.

Для 16 задания это тоже важно: нужно вспомнить два стихотворения, сходных по тематике с тем, которое дано в КИМе.

Многие стихотворения подходят сразу к нескольким темам. Их нужно учить в первую очередь. Например, в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака раскрывается тема единства человека и природы и тема воспоминаний.

Анализируйте

Это нужно для 15, 16 и 17 задания (если в нём попадётся сочинение по лирике). Нас в школе учили делать анализ по 22 пунктам.

  1. Дата написания и публикации
  2. Место, которое стихотворение занимает в творчестве автора, художественный метод
  3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура)
  4. Основная тема
  5. Смысл названия
  6. Лирический сюжет и его движение
  7. Композиция, наличие обрамления, основные структурные части
  8. Основные настроения, тональность стихотворения
  9. Ведущие лейтмотивы; опорные слова, передающие их
  10. Лирический герой, его своеобразие, способы его самораскрытия
  11. Лирические персонажи, их переживания, их судьбы
  12. Столкновение или соединение различных уровней сознания?
  13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний
  14. Музыка стихотворения
  15. Ритм и размер
  16. Рифмовка, характер рифм
  17. Лексика, языковые выразительные средства
  18. Поэтический синтаксис
  19. Звукопись, фонетическая окраска стиха
  20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
  21. Отзывы критиков о стихотворении
  22. Звучание стихотворения в наши дни

Если вы анализируете стихотворения по такому плану, вам эту статью читать не нужно. У супергероев есть дела поважнее.

Я делала анализ по такому плану несколько раз. Анализ одного стихотворения занимал три листа А4, и делала я его как минимум полтора часа. Чтобы не тратить много времени, я сократила план анализа до четырёх пунктов:

  1. История создания
  2. Тропы (художественные средства выразительности)
  3. Тема
  4. Идея

Сюда ещё можно добавить размер, характер рифмовки и композицию, если вам сложно определить их сходу.

Анализ по 22 пунктам наиболее полный, но на ЕГЭ достаточно четырёх. На экзамене вы ограничены во времени (3 часа 55 минут) и по формату: в 15 и 16 заданиях нужно написать всего 5-10 предложений. В 17 сочинении столько писать тоже не нужно: нужно выбирать только тот материал, который подходит к теме.

Проанализировать 147 стихотворений за неделю до экзамена — возможно, но сложно. Чтобы не возненавидеть поэзию на всю оставшуюся жизнь и не перетрудиться, анализируйте по одному стихотворению в день за пять месяцев до экзамена.

Ассоциируйте и визуализируйте

Когда вы читаете стихотворения, представляйте себе образы, о которых говорит поэт. Если вы представите целостную картину, вам будет легче вспомнить стихотворение. Визуализировать стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов «золотого века» легко (не говорите, что не можете вообразить, как под голубыми небесами великолепными коврами снег лежит). Представить «прелесть элегических затей» из стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати. » уже сложнее, но там же появляется образ «жёлтого одуванчика у забора» — его нужно ассоциировать со стихотворением.

Чтобы было легче, можно искать иллюстрации к стихотворениям. Ещё круче — рисовать их самостоятельно.

Иллюстрация С. Глазунова к стихотворению А.А. Блока «Незнакомка»

Учите наизусть

Способ учить наизусть у каждого свой. Мне нужно пять-семь раз прочитать стихотворение про себя и ещё два-три раза — вслух.

Некоторые стихотворения можно учить по песням. На музыку стихотворения русских поэтов кладут «The Retuses», «Сплин», Алла Пугачёва. Вот моя подборка песен на стихи русских поэтов. Помните, что текст стихотворения и текст песни — это разные вещи. Некоторые строфы могут изменить или вообще выбросить.

Выучить стихотворение полностью здорово, но не обязательно: цитировать весь текст целиком на экзамене не требуют. Здесь нужен анализ: обязательно выучить те строки, которые вы цитируете в анализе — именно они нужны для понимания произведения.

Повторяйте

Василиса Шпоть в статье о том, как запоминать даты по истории, здорово рассказала об интервальном методе повторения. Повторяйте стихи по графику, чтобы не забыть их сразу после того, как выучили.

Ребята из лицея ВШЭ сделали бот для Телеграма — @memorization_bot. Чтобы не мучиться с напоминалками, можно пользоваться ботом: он присылает уведомления через определённые промежутки времени.

Перечитывайте

Раз в неделю или две берите стопку распечатанных стихотворений и перечитывайте их все. У меня это отнимает где-то час.

Маленький секрет для ленивых

Самые универсальные авторы — А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их стихотворения нужно выучить в первую очередь. Они подходят ко многим темам (например, стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. » относится и к пейзажной, и к философской лирике). Сочинения по поэзии Пушкина и Лермонтова попадаются чаще всего.

Чтобы запомнить стихи из кодификатора, нужно:

  1. Распечатать их все
  2. Распределить по авторам, годам и темам
  3. Проанализировать каждое
  4. Визуализировать
  5. Учить наизусть
  6. Повторять
  7. Перечитывать

ЕГЭ по литературе: как осилить все тексты, понять лирику и написать хорошее сочинение

Выпускники часто говорят, что ЕГЭ по литературе — один из самых сложных. И поэтому нужно хорошо знать все изменения, критерии оценивания и задания. Как готовиться к экзамену по литературе и на что обратить внимание, рассказывает Даниил Ляхович, учитель литературы и автор телеграм-канала «Неиностранный русский».

Порядок проведения экзамена по литературе в этом году не изменился: на всю работу отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Максимальный первичный балл — 42. Количество заданий осталось прежним — их 17. Но в структуре самого задания № 17 кое-что изменилось: появилась четвёртая тема сочинения. Она свободная, то есть не привязана к конкретному тексту и автору.

Немного изменились критерии экзамена: формулировки критериев оценки задания № 17 упростили, чтобы все мы, и учителя, и выпускники, лучше понимали, что от нас хотят. Объединили критерии и баллы по заданиям № 8, 15 и 9 и 16. И это разумно: задания одного типа, но в первом случае нужно проанализировать отрывок эпического/лироэпического/драматического произведения, а во втором — стихотворение.

Придётся сразу расстроить тех, кто решил подготовиться к ЕГЭ по литературе за полгода или меньше. Это нереально. Во-первых, очень много текстов в кодификаторе, а во-вторых, часто выпускники слабо владеют приёмами анализа художественного текста и терминологией. Поэтому готовиться лучше как минимум за год, а лучше — за два.

Как готовиться к тестовым заданиям

Тестовые задания в ЕГЭ по литературе — с № 1 по 7 и с № 10 по 14.

В них проверяют:

  • знание родов и жанров литературы (задания 1, 7, 10);
  • знание литературных направлений;
  • знание текста произведения (задание 4);
  • знание средств художественной выразительности (задания 2-3, 5-6, 11-13);
  • умение определять размер и тип рифмы в стихотворении (задание 14).

Разобраться с теорией литературы поможет словарь литературоведческих терминов на сайте «Текстология». Ещё очень рекомендую пособие «Литература в таблицах и схемах» Титаренко. В нём все произведения школьной программы, перечисленные в кодификаторе, подробно и в то же время ёмко разобраны в виде схем. Там же есть большой блок литературных терминах.

Кроме того, можно использовать универсальный справочник ЕГЭ по литературе под редакцией Скубачевской и пособия Сергея Зинина. Там можно найти разборы текстов и примеры заданий к каждому пункту кодификатора. И обязательно книгу Елены Михайловой «Алгоритм написания сочинения: ЕГЭ по литературе-2018».

Пример: Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. гипербола
  2. инверсия
  3. ирония
  4. повтор
  5. сравнение

Чтобы справиться с этим заданием, нужно чётко знать, что означает каждое из понятий и как оно используется в художественном тексте. Полезно выписывать краткие пояснения терминов с примерами из художественных текстов. И лучше бы примеры были не скучными и затёртыми до дыр вроде «лёд как сталь» или «деревья, как всадники, съехались в нашем саду».

Почему важно знать критерии оценки

Очень просто: критерии оценки заданий со свободным ответом (№ 8-9, № 15, 16 и 17) — это алгоритм, которым будет пользоваться эксперт при проверке вашей работы. Эти критерии можно найти на сайте ФИПИ и в любом сборнике по подготовке к ЕГЭ.

Возьмём в качестве примера задание № 17. В нём пять критериев:

  • полнота раскрытия темы;
  • привлечения текста произведения для аргументации;
  • владение литературоведческими терминами;
  • композиция и логика текста;
  • речевые нормы.

Проще говоря, ваше сочинение должно соответствовать заявленной теме, рассуждения нужно подтверждать ссылками на текст произведения (цитировать необязательно). Для анализа неплохо бы использовать терминологию (необязательно сложную: слова типа «роман», «персонаж», «автор», «психологизм» вполне подойдут). Наконец, в тексте должна быть логика и последовательность мыслей и минимум речевых ошибок.

Как готовиться к мини-сочинениям и какие примеры приводить

В заданиях № 8, 9 и 15, 16 нужно дать прямой ответ на вопрос, связанный с анализом фрагмента художественного произведения. Самое главное здесь — научиться анализировать фрагменты текстов. Внимательно читайте и сами вопросы, и фрагмент. Подчёркивайте ручкой те слова и эпизоды, которые помогут ответить на вопрос.

Например, если вас спрашивают, «Как в данном эпизоде „Отцов и детей“ намечается основной конфликт произведения», то вспомните, в чём вообще конфликт романа Тургенева, а потом приведите примеры из приведённого фрагмента.

Немного по-другому это работает с лирикой: если вам нужно написать, каким предстаёт лирический герой в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», то тут нужно для начала вспомнить особенности лирики Лермонтова и основные её мотивы. Оптимально если все тезисы, которые вы заявите в начале, будут подтверждены ссылками на текст.

В заданиях № 9 и 16 нужно сравнить предлагаемый фрагмент с другими произведениями школьного курса, которые перекликаются тематически. Причём привести нужно два разных текста, желательно разных авторов, с объяснением каждого из них. Тут очень важно чётко понимать формулировку задания, особенно если речь о лирике. Приводить поэму «Мцыри» как иллюстрацию темы одиночества, если вас спрашивают о стихотворениях, — неразумно, всё равно не засчитают. Потому что поэма — лироэпический жанр. Старайтесь приводить только те тексты, которые вам знакомы и которые входят в школьный курс. Не забывайте объяснить, почему вы берёте именно это стихотворение или роман. Напишите, в чём произведения похожи, а в чём — нет (если это требуется в задании).

Как написать хорошее сочинение

Задание № 17 — это классическое литературное сочинение. Объём работы — не менее 200 слов. Важно, чтобы сочинение было:

1. Чётко выстроенным. Введение с набором тезисов по теме, основная часть с развёрнутыми рассуждениями и доказательствами из текста, заключение с понятными выводами.

2. Аргументированным. Нужно привести три-пять аргументов со ссылками на текст произведения. Ссылки необязательно могут быть цитатами, можно пересказать фрагмент, эпизод, привести мнение самого автора о своём тексте. Если пишете сочинение по лирике — проанализируйте не менее трёх стихотворений, иначе потеряете баллы.

3. Соответствующим авторской позиции. Авторская позиция в ЕГЭ по литературе — совсем не то же самое, что в ЕГЭ по русскому языку. Здесь имеется в виду понимание замысла текста, его основных мотивов, отношения автора к своему тексту. Например, если вы пишете, что Горький даёт ночлежникам выход со «дна», то это не совсем так, ведь в конце многие герои либо гибнут, либо пропадают, что само по себе — сомнительный выход.

4. Грамотно написанным (старайтесь следить за качеством речи). По моим наблюдениям, речевые ошибки — бич современных выпускников. Лучше перепроверьте используемые слова в словаре на «Грамоте.ру» или «Яндекс словарях». Подойдёт и Большой толковый словарь. Старайтесь не только написать как можно больше работ, но и редактировать их — полезный навык. Стоит почитать книгу «Пиши и Сокращай» Максима Ильяхова.

Список текстов огромный, а времени мало — как всё успеть?

Я рекомендую составить оптимальный график чтения текстов. Для начала полезно распечатать кодификатор и повесить его над рабочим столом, отметить в нём те произведения, которые вы хорошо знаете и можете о них свободно порассуждать. Написать по ним сочинения, чтобы убедиться в правильности своих выводов и трезвости восприятия.

Затем все оставшиеся тексты разделить на прозу/драматургию и лирику. Читать их разными списками и в разном темпе. Рекомендую двигаться по списку по методу «от малого к большому». Прочтите и проанализируйте сначала рассказы Чехова, Бунина, Солежницына, Горького, а потом уже переходите к романам. Так вы научитесь анализировать небольшие тексты, чтобы потом осилить «Войну и мир».

Параллельно с этим не забывайте читать качественные (а не с сайтов типа «Литра.ру») разборы произведений. Например, двухтомник «Русская литература XIX–XX веков» Бугрова и Голубкова, справочники Скубачевской и Елены Титаренко.

Что касается лирики, советую разбирать авторов по отдельности, читать стихи медленно, а не по 20-30 в день. Причём у каждого автора есть стихи о любви, природе, обществе, философские размышления. Разбейте стихи на эти группы (подойдёт и классификация по видам лирики: пейзажная, любовная, гражданская, философская). Составьте краткие конспекты к каждой из групп, где перечислите конкретные стихотворения, основные образы и их значение и мотивы. Так огромный блок лирики, поначалу пугающий и страшный, точно отложится у вас в голове.

Если времени совсем мало, смотрите качественные экранизации больших произведений, параллельно сверяясь с письменным текстом произведения. Но и в этом случае не забывайте обращаться к разбору текстов.

Какие стихи учить к ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе, один из самых сложных экзаменов, требует не только хорошей подготовки, но и феноменальной памяти

ru.freepik.com

Текст: Татьяна Шипилова

ВНИМАНИЕ! Этот материал был актуален для ЕГЭ-2023. В связи с предполагаемыми изменениями после объявления окончательных изменений в предстоящем ЕГЭ-2024 будет представлен более актуальный материал. Из этого же материала советуем пока присмотреться именно к приведенным текстам Пушкина и Лермонтова, которые в любом случае пригодятся на ЕГЭ.

Оставим мысль о том, что ЕГЭ – это «всего лишь тесты, которые отупляют», тем, кто с сегодняшним ЕГЭ ни разу дела не имел. И поработаем сегодня с заданием 11, которое наглядно показывает, что для сдачи экзамена по литературе нужно не только разбираться в тропах и терминологии, но и действительно знать стихи наизусть.

Тут отчасти должно быть чуть легче тем ученикам, которые на протяжении учебы в школе таки учили стихи и даже что-то из них помнят. «Бородино», «Письмо Татьяны»/«Письмо Онегина», «Плач Ярославны», «Бой с барсом» из «Мцыри», стихи Тютчева и Фета, Есенина и Маяковского – все это почти наверняка пригодится на экзамене.

Но и этого будет мало. Конечно, чем больше стихотворений знаете наизусть – тем лучше, но есть необходимый минимум, который довольно легко выучить и который позволит увереннее себя чувствовать на экзамене.

Самое главное, что любой сдающий должен помнить – это основные тематические направления в лирике:

  • философская лирика
  • любовная лирика
  • пейзажная лирика
  • гражданская лирика
  • патриотическая лирика
  • предназначение поэта / поэт и толпа / поэт и искусство и т.п.

Все остальные темы – производные из этих шести. Например, если вам попадается «образ дерева», то понятно, что нужно вспоминать что-то из пейзажной и философской лирики, но на крайний случай может подойти и академическое «Зимнее утро» Пушкина, где есть строки:

  • Прозрачный лес один чернеет,
  • И ель сквозь иней зеленеет…
  • Леса, недавно столь густые…

То есть при умении работать с лирическим произведением можно использовать любое упоминание нужного вам образа и получить желаемые 8 баллов за задание 11.

И все же приводим список стихотворений, которые точно будут полезны для заданий на сопоставления:

Любовная лирика – два небольших, различных по настроению и по сюжету стихотворения, которые помогут отразить любовное чувство с разных сторон:

  • А. Пушкин «Я вас любил…»
  • А. Фет «Шепот, робкое дыханье…»

Философская лирика – два стихотворения с вкраплением пейзажной лирики, причем морской и городской, которые тоже опять же смогут помочь отразить философские искания и поискать ответы на вопросы о жизни:

  • М. Лермонтов «Парус»
  • А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Гражданская лирика – одно очень известное, второе – не менее известное и очень маленькое; опять же разные по посылу, подойдут для сопоставлений с самыми разными поэтами, начиная от Державина и заканчивая Бродским:

  • А. Пушкин «К Чаадаеву»
  • Ф. Тютчев «Умом Россию не понять…»

Предназначение поэта / поэт и толпа / поэт и поэзия / поэт и искусство – сложная, многогранная тема, которую и раскрыть можно по-разному. Эти программные стихотворения в КИМах точно не попадутся, поэтому их можно смело учить; удобна эта парочка еще и тем, что, хоть и создается ощущение, что Лермонтов продолжил сюжет пушкинского «Пророка» (все мы знаем, что Лермонтов был главным фанатом Пушкина и, если бы была возможность, наверняка засталкерил бы его), по настроению, основной идее и авторской позиции тексты все же сильно разнятся, что и позволяет использовать их для сопоставления с широким кругом авторов:

  • А. Пушкин «Пророк»
  • М. Лермонтов «Пророк»

Пейзажная лирика – здесь лучше расширить количество выученного, потому что иногда встречаются задания, требующие обращение не столько к описанию природы, сколько в том числе к описанию города. Еще важный момент: необходимо помнить, что пейзажная лирика никогда не ограничивается просто описанием природы – в таком стихотворении всегда заложена какая-то глубокая либо философская мысль, либо любовное чувство:

  • городской пейзаж: О. Мандельштам «Ленинград», В. Маяковский «А вы могли бы?»
  • описание природы: А. Пушкин «Зимнее утро», А. Фет «Это утро, радость эта»

Патриотическая лирика – тоже различные по настроению, но определенно выражающие любовь к Отечеству стихотворения, позволяющие посмотреть на проблему патриотизма с разных сторон:

  • А. Ахматова «Родная земля»
  • С. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»

Тема войны – еще одна важная тема, которая достаточно часто попадается и которую в том числе можно раскрывать не только при помощи стихотворений, но и при помощи песен. Потому что песни военных лет – это не только прекрасная музыка, которую все мы с детства знаем и напеваем, но и удивительные стихи, знакомые всем с младенчества, ведь «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»:

  • А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…»
  • Р. Гамзатов «Журавли»

Послание – отдельный жанр лирического рода литературы, на который тоже следует обратить внимание и тоже стоит выучить различные, даже противоположные по своему назначению стихи, в данном случае предлагаем вам одно послание к другу, второе – к возлюбленной:

  • А. Пушкин «К Пущину»
  • Ф. Тютчев «К.Б.»

Тема народа – еще одно вполне востребованное направление, стихотворения по которому неплохо знать. Мы предлагаем обратиться к творчеству двух наших великих поэтесс (которые, впрочем, сами предпочитали называть себя исключительно поэтами), которые удивительным образом прочувствовали силу и стойкость русского народа и смогли это отразить как никто другой:

  • А. Ахматова «Мужество»
  • М. Цветаева «Народ»

Бонус: в прошлом году одна ученица в ночь перед самым экзаменом спросила, а может ли попасться что-нибудь, связанное с образом того самого пресловутого дерева. Я как-то скептически сказала, что видела в КИМах и пробниках подобные задания, но редко, поэтому, скорее всего, волноваться не стоит. Как показала практика, я оказалась неправа. Хорошо, что мы всё-таки парочку стихотворений таки вспомнили, ведь и моей ученице, и ее другу попалась именно эта тема, поэтому:

  • А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…»
  • С. Есенин «Береза»

Сюда же добавлю два стихотворения про родной дом. Ну а что, ну а вдруг!

  • С. Есенин «Я покинул родимый дом»
  • В. Тушнова «Старый дом»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *