Какие дтп учитываются в подразделениях гибдд
Перейти к содержимому

Какие дтп учитываются в подразделениях гибдд

  • автор:

Какие дтп учитываются в подразделениях гибдд

Выезд на место дорожно-транспортного происшествия

266. Основанием для выезда сотрудника, осуществляющего надзор за дорожным движением, на место ДТП является указание дежурного.

267. Сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) о каждом известном ему ДТП, включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, и в дальнейшем действует в соответствии с полученными указаниями.

268. При непосредственном получении сообщения о ДТП сотрудник обязан выслушать заявителя и при наличии возможности зафиксировать:

фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес и номер телефона лица, сообщившего о ДТП;

место, время, вид и обстоятельства ДТП;

сведения о количестве, возрасте и половой принадлежности пострадавших;

сведения о необходимости оказания медицинской и иной помощи пострадавшим;

информацию о медицинских организациях, в которые направлены пострадавшие, и лицах, направивших пострадавших в указанные организации;

сведения о транспортных средствах (тип, марка, цвет, государственные регистрационные знаки), на которых были отправлены пострадавшие;

сведения о водителях и транспортных средствах, причастных к данному ДТП;

сведения о свидетелях ДТП.

269. По прибытии на место ДТП сотрудник:

обеспечивает обозначение и ограждение места ДТП с целью предотвращения наезда на его участников, транспортные средства, участвовавшие в ДТП, и участников ликвидации последствий ДТП посредством размещения на проезжей части или обочине дороги патрульного автомобиля с включенными специальными световыми сигналами, конусов, ограждающих лент, переносных дорожных знаков;

устанавливает наличие на месте ДТП водителей, транспортные средства которых участвовали в ДТП, и других причастных к нему лиц, осуществляет проверку документов у участников ДТП, обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия;

выявляет очевидцев ДТП, лиц, которым известны обстоятельства, связанные с происшествием, и записывает их данные;

принимает меры к сохранности вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, в том числе видеорегистраторов, иных технических средств и зафиксированной ими информации, имеющей отношение к ДТП;

выясняет вероятное направление движения, марку, тип, цвет, государственный регистрационный знак транспортного средства, на котором водитель скрылся с места ДТП, а также особые приметы транспортного средства и водителя;

докладывает дежурному данные о скрывшемся транспортном средстве и водителе, в дальнейшем действует в соответствии с указаниями дежурного;

устанавливает и фиксирует (с составлением при необходимости соответствующего акта ) причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, наличие дорожных условий, сопутствующих ДТП, недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги путем изучения места ДТП, в том числе с использованием специальных технических средств, а также опроса его участников и свидетелей;

Приложение N 4 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденному приказом МВД России от 30 марта 2015 г. N 380.

принимает в случае установления при оформлении ДТП недостатков в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети, непосредственно угрожающих безопасности участников дорожного движения, меры к обозначению и ограждению опасных мест, передает информацию в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) и действует по указанию дежурного;

организует при необходимости движение транспорта в объезд места ДТП и проведения аварийно-спасательных работ, а при невозможности сделать это — фиксирует средствами фотосъемки или видеозаписи (в случае невыполнения участниками ДТП пункта 2.6.1 Правил дорожного движения) либо в присутствии двух понятых и участников ДТП расположение транспортных средств, следов ДТП и других предметов, имеющих отношение к нему, после чего принимает меры к удалению поврежденных транспортных средств с проезжей части и возобновлению движения;

передает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС, дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне либо уполномоченному должностному лицу информацию, необходимую для первичной регистрации ДТП в информационной системе органов внутренних дел учета ДТП , а также осуществляет сбор сведений и материалов, включая производство фотоснимков обстановки на месте происшествия, для последующего внесения полной информации о ДТП в указанную информационную систему. При наличии технической возможности самостоятельно осуществляет регистрацию ДТП в информационной системе органов внутренних дел учета ДТП.

Пункты 4, 10, 11 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647.

270. По прибытии на место ДТП с участием транспортного средства, перевозящего опасные грузы, сотрудник:

контролирует правильность обозначения места ДТП способами, предусмотренными разделом 7 Правил дорожного движения;

сообщает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) время и место ДТП, его причины и последствия (техническая неисправность транспортного средства, повреждение тары либо упаковки груза, вызвавшее его утечку), число пострадавших лиц и характер полученных ими травм, наименование опасных грузов, их количество и далее действует по указанию дежурного;

перекрывает движение на дороге на расстоянии не менее 300 метров от места ДТП и не допускает к нему посторонних лиц в случае невозможности установления опасных свойств перевозимых грузов;

докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) об изменении обстановки на месте ДТП.

271. При наличии признаков преступлений, предусмотренных статьями 264, 268 УК процессуальные действия на месте ДТП осуществляются следственно-оперативной группой, направляемой дежурной частью территориального органа внутренних дел.

272. До прибытия следственно-оперативной группы на место ДТП, в котором пострадал человек, сотрудник, помимо действий, предусмотренных пунктами 268 — 270 Административного регламента:

определяет число пострадавших, оценивает тяжесть их состояния;

вызывает скорую медицинскую помощь, а при необходимости — сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и до их прибытия оказывает пострадавшим первую помощь, удаление поврежденных транспортных средств с проезжей части осуществляется после извлечения из них пострадавших;

организует при необходимости доставку пострадавших в ближайшую медицинскую организацию, выясняет фамилии, имена, отчества (при наличии), адрес места жительства, место работы пострадавших.

По прибытии на место ДТП следственно-оперативной группы сотрудник докладывает ее руководителю сведения о водителях и транспортных средствах, участвующих в ДТП, о пострадавших и погибших в ДТП людях, свидетелях и очевидцах ДТП, о сотрудниках и лицах, первыми прибывших на место происшествия; указывает местонахождение вещей и предметов, имеющих отношение к ДТП; передает документы участников ДТП и в дальнейшем действует по его указанию.

Оформляется рапортом по завершении действий на месте ДТП.

Очередность действий до прибытия следственно-оперативной группы на место ДТП определяется сотрудником исходя из приоритетности сохранения жизни и здоровья граждан.

273. После проведения на месте ДТП первоначальных действий, предусмотренных пунктами 268 — 270 Административного регламента, в случае оформления материалов сотрудником, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 264 и 268 УК, и наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 Кодекса:

выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования ;

составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения, к которому прилагается схема места совершения административного правонарушения;

осуществляется фотосъемка (видеосъемка) обстановки на месте ДТП;

производится опрос участников, очевидцев и свидетелей ДТП, их объяснения и показания приобщаются к материалам дела об административном правонарушении;

фиксируются и приобщаются к материалам дела об административном правонарушении вещественные доказательства;

составляется при необходимости рапорт, в котором излагаются дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу.

274. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется в соответствии с положениями статьи 28.1.1 Кодекса немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В целях автоматизированной обработки содержания протокола осмотра места совершения административного правонарушения органами внутренних дел может использоваться рекомендуемый образец (приложение N 17 к Административному регламенту).

275. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется сотрудником в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи .

276. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются действия сотрудника в том порядке, в каком они производились, состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, наличие освещенности участка дороги, тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, наличие, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета, другие существенные для данного дела обстоятельства .

277. При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра места совершения административного правонарушения, излагаются в протоколе .

278. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу .

279. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его сотрудником, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения .

280. В схеме места совершения административного правонарушения отражаются:

место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения;

ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);

положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;

направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.

281. Схема места совершения административного правонарушения выполняется с правильным начертанием соответствующих линий, нанесением аккуратных и разборчивых записей и обозначений.

Допускается оформление схемы места совершения административного правонарушения с использованием автоматизированных систем.

282. В случае несогласия участников ДТП со схемой, отказа от ее подписания либо отсутствия при ее составлении содержание схемы места совершения административного правонарушения удостоверяется понятыми (в случае их участия) либо с применением видеозаписи.

283. При поступлении сообщения о ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, дежурный выясняет:

сколько транспортных средств участвовали в ДТП;

застрахована ли гражданская ответственность их владельцев в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

причинен ли вред чему-либо, кроме транспортных средств, участвующих в ДТП;

имеются ли у участников ДТП разногласия по обстоятельствам причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в ДТП.

284. Если ДТП произошло с участием двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда, а также характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП, дежурный предлагает оформить документы о ДТП самостоятельно, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив в двух экземплярах выданный страховщиками бланк извещения о ДТП .

Статья 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

285. В случае отказа одного из водителей-участников ДТП оформить документы о ДТП самостоятельно (в том числе, если по предварительной оценке вред, причиненный его транспортному средству, превышает размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда) дежурный:

информирует о возможности оформить документы о ДТП с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем стационарном посту или в подразделении полиции и разъясняет куда и в какое время могут прибыть участники ДТП для оформления документов о нем сотрудниками полиции;

сообщает о необходимости перед оставлением места ДТП предварительно зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы, предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств ;

Пункт 2.6.1 Правил дорожного движения. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2014 г. N 1002 «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5449; 2016, N 18, ст. 2640).

предлагает составить схему места совершения административного правонарушения (при наличии возможности);

принимает решение о направлении уполномоченных сотрудников полиции для оформления документов о ДТП на месте его совершения (в зависимости от наличия обстоятельств, влекущих невозможность оформления документов о ДТП с участием сотрудников на стационарном посту или в подразделении полиции, а также удаленности нахождения сотрудников от места происшествия).

286. В случае оформления документов о ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, сотрудником на месте происшествия:

составляется схема места совершения административного правонарушения ;

осуществляется фотосъемка (видеосъемка) обстановки на месте ДТП;

производится опрос участников, очевидцев и свидетелей ДТП, их объяснения и показания приобщаются к материалам дела об административном правонарушении;

фиксируются и приобщаются к материалам дела об административном правонарушении вещественные доказательства;

составляется при необходимости рапорт, в котором излагаются дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу.

287. В случае оформления документов о ДТП, выезд сотрудников на место совершение которого не осуществлялся, на ближайшем к месту ДТП стационарном посту или в подразделении полиции сотрудником:

производится опрос участников, очевидцев и свидетелей ДТП, их объяснения и показания приобщаются к материалам дела об административном правонарушении;

приобщаются к материалам дела фотоснимки и (или) видеозапись, сделанные на месте ДТП, а также другие имеющие отношение к ДТП документы, в том числе составленная участниками ДТП схема места совершения административного правонарушения (при наличии).

288. Оформление отдельных материалов по факту ДТП, на место совершения которого выезжал сотрудник (написание рапорта, получение объяснений, другие действия), осуществляется сотрудником на месте ДТП.

В случае возникновения обстоятельств, препятствующих совершению указанных действий на месте ДТП (необходимость выезда сотрудника на место совершения преступления, другого ДТП, осложнение оперативной обстановки, необходимость перемещения поврежденных транспортных средств в безопасное место, другие обстоятельства), данные действия по указанию (разрешению) дежурного или руководителя подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) могут быть осуществлены впоследствии в расположении органа внутренних дел, подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне), на стационарном посту в течение 24 часов с момента совершения ДТП.

289. При оформлении сотрудником материалов по факту ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, если за нарушение Правил дорожного движения его повлекшего административная ответственность не установлена, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении .

Если административная ответственность за нарушение правил дорожного движения установлена, сотрудник, при наличии соответствующих оснований составляет протокол об административном правонарушении либо выносит постановление по делу об административном правонарушении.

В случае, когда на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования .

290. Информация о ДТП и копии материалов в установленном порядке вносятся в информационную систему органов внутренних дел учета ДТП и в государственную статистическую отчетность .

Пункты 5 — 9 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647.

Описание действий сотрудников Госавтоинспекции на местах дорожно транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

ДОРОЖНО ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ВИДЫ / ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКА ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ПРИ ВЫЕЗДЕ НА ПРОИСШЕСТВИЕ / IS CHERISHED A TRANSPORT EVENT / TYPES / ORDER ACTION EMPLOYEE GOSAVTOINSPEKCII UNDER GO OUT ON EVENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

Настоящая статья раскрывает вопросы правового регулирования, описания и определения неотложных действий сотрудников Госавтоинспекции на месте совершения дорожно-транспортных происшествий. Статья показывает порядок необходимых мероприятий, проводимых сотрудниками Госавтоинспекции в цвете нового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

Предотвращение уклонения от уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, скрывшимся с места ДТП. По статье 264.1 УК РФ

Особенности правоприменительной деятельности ГИБДД МВД России в области обеспечения безопасности дорожного движения: общероссийский и региональный опыт

Основные направления деятельности Государственной автомобильной инспекции Вологодской области в 1937-1991 гг

О совершенствовании информационных технологий для оптимизации деятельности подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД органов внутренних дел России

Проблемные аспекты деятельности сотрудников ГИБДД МВД России при выявлении преступлений, предусмотренных статьей 264. 1 УК РФ

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Описание действий сотрудников Госавтоинспекции на местах дорожно транспортных происшествий»

Затолокин Александр Александрович

преподаватель кафедры административной и служебной деятельности Краснодарского университета МВД России (e-mail: aleksandzatoloki@yandex.ru)

Описание действий сотрудников Госавтоинспекции на местах дорожно -транспортных происшествий

Настоящая статья раскрывает вопросы правового регулирования, описания и определения неотложных действий сотрудников Госавтоинспекции на месте совершения дорожно-транспортных происшествий. Статья показывает порядок необходимых мероприятий, проводимых сотрудниками Госавтоинспекции в цвете нового законодательства.

This article reveals the questions of the legal regulation, descriptions and determinations urgent action employee Gosavtoinspekcii on place of completion road event. The Article shows the order necessary action conducted employee Gosavtoinspekcii in colour new legislation.

Ключевые слова: дорожно — транспортное происшествие, виды, порядок действий сотрудника Госавтоинспекции при выезде на происшествие.

Key words: is cherished — a transport event, types, order action employee Gosavtoinspekcii under go out on event.

В соответствии с Федеральным

законом «О безопасности

дорожного движения» дорожно

— транспортное происшествие -это событие «возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб»[1].

Нормативы прибытия нарядов

Госавтоинспекции на место дорожно-

транспортного происшествия при наличии пострадавших с момента получения соответствующей информации составляют: 20 минут — в городах и на федеральных

автомобильных дорогах; 60 минут — в прочих населенных пунктах и на других автомобильных дорогах[2]. Сотрудник Госавтоинспекции на место дорожно-транспортного происшествия прибывает как на служебном транспорте, так и на ТС, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, как об этом говорится в нормах действующего законодательства^]. Выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, не зависимо от погоды и времени

суток, потому — что дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением, зачастую сопровождаются неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка; Сотруднику Госавтоинспекции необходимо проконтролировать правильность обозначения места дорожно

— транспортного происшествия[4]. Если к моменту прибытия на место ДТП Госинспектор обнаружит потерпевших, то следует оказать первую помощь и обеспечить вызов бригады скорой медицинской помощи.

Согласно юридической литературы существует классификация, по которой все ДТП делятся на 9 видов [5]: столкновение; опрокидывание; наезд на препятствие; наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на животное; наезд на гужевое транспортное средство; прочее происшествие. В данной работе, на наш взгляд, дорожно — транспортные происшествия целесообразно разделить кроме общепринятых девяти видов на три основные массива — блока по ситуациям это:

1. Дорожно — транспортных происшествий с незначительными механическими

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 № 4

2. Дорожно — транспортных происшествий с пострадавшими

3. Дорожно — транспортных происшествий со скрывшимся участником

На практике сотрудниками Госавтоинспекции нередко допускаются неточности в оформлении того или иного ДТП. В целях исключения возможных ошибок предлагаем порядок действий инспектора на месте дорожно — транспортного происшествия.

1.1 Неотложные действия сотрудника Госавтоинспекции при оформлении дорожно -транспортных происшествий с незначительными механическими повреждениями.

При получении информации о ДТП от дежурного строевого подразделения ДПС ГИБДД инспектор действует в соответствии с его распоряжениями. В случае нарушения Правил дорожного движения, в результате которого одно или несколько транспортных средства получили механические повреждения, или же имеется повреждения грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, дежурный подразделения ДПС ГИБДД дает указание наряду ДПС или инспектору оформить дорожнотранспортное происшествие. Сотрудник Госавтоинспекции, в присутствии понятых и с участием водителей, составляет схему места совершения административного правонарушения и административный протокол, в котором имеются графы для описания обстоятельств происшествия, окружающей обстановки, места учета, внешних повреждений участвовавших в ДТП транспортных средств.

Действия инспектора на месте ДТП с незначительными повреждениями, по сравнению с другими блоками, являются наиболее простым алгоритмом мероприятий, представим их в виде следующих действий. По прибытию на место дорожно-транспортного происшествия сотрудник Госавтоинспекции осуществляет мероприятия: 1. Устанавливает личности участников дорожнотранспортного происшествия; 2. Выясняет обстоятельства происшествия; 3. Выявляет свидетелей ДТП; 4. Получает объяснения от участников и свидетелей ДТП; 5. Составляет схему места совершения административного правонарушения. В схеме отражается место дорожно — транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности); ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги где произошло дорожно — транспортное

происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения; положения транспортных средств после дорожно — транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов относящихся к дорожно — транспортному происшествии, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги; направление движения участников дорожно — транспортного происшествия до момента его наступления [6]. 6. Заполняет протокол об административном правонарушении или же в случае, когда административная ответственность за нарушение правил дорожного движения не установлена, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении [7]. 7. По завершению оформления дорожно — транспортного происшествия сотрудник Госавтоинспекции сдает материалы в дежурную часть своего подразделения. 8. Участникам ДТП выдается справка о дорожно — транспортном происшествии [8], копии справки о дорожно — транспортном происшествии с отметкой о вручении справки участникам ДТП приобщаются к делу об административном правонарушении.

1.2 Неотложные действия сотрудника Госавтоинспекции при оформлении дорожно -транспортных происшествий, в которых погибли или ранены люди.

В Государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД РФ, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые [9]. Оформлением ДТП с погибшими в нем занимается следственно-оперативная группа (СОГ) которая является основной организационной формой взаимодействия, возглавляет СОГ — следователь [10]. Следует напомнить, что за нарушение Правил дорожного движения виновные привлекаются к административной ответственности, а при совершении ДТП в зависимости от его последствий привлекаются либо к административной, либо к уголовной ответственности. За грубое нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение тяжелого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, предусмотрена уголовная ответственность (например: ст. 264 УК

РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» [11]). При наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) или ст. 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта) процессуальные действия на месте дорожно — транспортного происшествия осуществляются следственно -оперативной группой, направляемой дежурной частью органа внутренних дел. При отсутствии признаков указанных преступлений, производство по делу об административном правонарушении на месте дорожно — транспортного происшествия осуществляется сотрудником Госавтоинспекции (дежурному по выезду на место ДТП) [6]. При отсутствии признаков преступлений,

предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации и выявления административного правонарушения, предусмотренного ст.12.24 КоАП РФ (нарушение П ра ви л д ор о жн ог о д вижения ил и п равил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) сотрудником ГИБДД составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения [12], который подписывает сам сотрудник и лица, участвующими в осмотре. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются водителям, которые находились за рулем транспортных средств непосредственно в момент совершения административного правонарушения. К протоколу осмотра места совершения административного правонарушения сотрудник ГИБДД прилагает схему места совершения административного правонарушения. В случае, когда имеются дополнительные сведения, которые имеют непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП составляется рапорт. Далее инспектор выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в порядке, предусмотренном законодательством. Участники и свидетели ДТП предоставляют объяснения по факту случившегося. Имеющиеся вещественные доказательства приобщаются к материалам дела об административном правонарушении. Участникам ДТП сотрудник ГИБДД выдает справки установленного образца [8].

1.3 Неотложные действия сотрудника Госавтоинспекции при оформлении дорожно -транспортных происшествий со скрывшимся

Водитель, скрывшийся с места ДТП нарушил установленные правила (п.2.5 Правил дорожного движения) [13]. «При дорожно — транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. «. Порядок действий сотрудника Госавтоинспекции при ДТП, место которого водитель оставил, определяется особенностью этих происшествий.

Комплекс действий проводимых сотрудником ГИБДД при оформлении ДТП со скрывшимся водителем практически не многим отличается от неотложных действий при оформлении уже приведенных блоков дорожно — транспортных происшествий. Дабы избежать тавтологии предлагаем сконцентрироваться на особенностях оформления ДТП со скрывшимся участником происшествия, при котором транспорт получил механические повреждения и обнаружить виновного в ДТП по горячим следам не представляется возможным. Оформление всех номенклатурных документов схоже с приведенными выше документами (при оформлении ДТП с незначительными механическими повреждениями), лишь в схеме указывается «неустановленное транспортное средство» под управлением «неустановленного водителя». И протокол об административном правонарушении в отношении виновника, естественно не может быть вынесен, по причине отсутствия виновного на месте дорожно -транспортного происшествия. Сотрудник ГИБДД в порядке, предусмотренном ст.28.7 КоАП РФ заводит административное расследование. В свою очередь ст. 28.7 КоАП РФ гласит: «В случаях, если после выявления административного правонарушения в области . дорожного движения . осуществляются иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование» [14]. В рассматриваемом нами случае имеем административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ, в которой говорится: «Оставление водителем в нарушении Правил дорожного движения места дорожно — транспортного происшествия, участником которого он является» [14].

Вступивший в силу 1 сентября текущего года Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 № 4

дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (Административный регламент) в ст. 210 гласит «если водитель на транспортном средстве скрылся с места дорожно — транспортного происшествия» сотруднику Госавтоинспекции необходимо выяснить: «вероятное направление его движения, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя, полученные при осмотре места дорожно -транспортного происшествия и опросе свидетелей; данные о скрывшемся транспортном средстве и водителе сотрудник немедленно докладывает дежурному, в дальнейшем действует в соответствии с его указаниями» [6].

1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения от 10.12.1995 года №196 ФЗ в редакции от 01.12.2007// Российская газета от 05.12.2007 года.

2. Приказ МВД РФ от 2 июля 2002г. № 627

“О мерах по совершенствованию

деятельности Государственной инспекции

безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны

участников дорожного движения».

3. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1021-1 ст.11 п.28, с изменениями и дополнениями ОТ 02.10.2007 ФЗ №225 // Российская газета от 06.10.2007

4. Приказ Министра транспорта РФ от

08.08.1995 г. № 73 подпункт 5.1.11 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

5. Дмитриев С.Н. Дорожно — патрульная служба: Пособие для сотрудников ГИБДД.//М.: Спарк, 2000.-65с.

6. Приказ МВД РФ №185 от 02.03.2009 г «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований

в области обеспечения безопасности дорожного движения»//Материалы семинара — совещания с руководителями аппаратов ГИБДД МВД. Орел 2009.

7. КоАП РФ п.5 ст.28.1 с измен. и доп.от

29.06.2009 г. ФЗ «о внесении изменений в ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

8. Приказ МВД РФ №748 от 25.09.2006 г. «О форме справки о дорожно — транспортном происшествии»// «Российская газета», N 220, 03.10.2006.

9. Постановление Правительства РФ от

29.06.1995 N 647(ред. от 01.02.2005) «Об утверждении правил учета дорожно -транспортных происшествий»//

Первоначальный текст документа опубликован в «Собрание законодательства РФ» 10.07.1995, N 28, ст. 2681.

10. УПК РФ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) // Первоначальный текст документа опубликован в «Парламентская газета», N 241-242,

22.12.2001,»Российская газета», N 249,

11. УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

12. Приложение №18 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

13. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 г. №28)// Первоначальный текст документа опубликован в «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 22.11.1993, N47, ст. 4531.

14. КоАП РФ с измен. и доп. по состоянию

Особенности учета происшествий при эксплуатации автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

правоохранительная деятельность / дорожно-транспортное происшествие / эксплуатация автомобильного транспорта / государственный учет / улично-дорожная сеть / происшествия / квалификация происшествий. / law enforcement / traffic accidents / operation of road transport / public accounting / street and road network / accidents / qualification of incidents.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В. В. Кузнецов, Д. С. Горбатенко

Актуальность необходимости корректировки существующего механизма государственного учета дорожно-транспортных происшествии ̆ (ДТП) обусловлена тем, что при эксплуатации автотранспорта возникают происшествия , в том числе с пострадавшими, происходящие в местах, не предназначенных для движения автомобилей (поля, леса и т.п.). В настоящее время в подразделениях ГИБДД МВД России такие происшествия трактуются как ДТП и включаются в государственную статистическую отчетность наряду с «классическими» ДТП. Постановка проблемы: поскольку такие места происшествии ̆ не являются автодорогами общего пользования, учет происшествии ̆ на них сопряжен с рядом проблем, а именно: невозможностью определения наличия нарушений правил дорожного движения, затруднениями в процессуальном оформлении и невозможностью профилактики со стороны организаций, устанавливающих организацию движения на улично-дорожной сети. Для разработки региональных программ по повышению безопасности движения применяются методы статистического моделирования и прогнозирования, поэтому включение таких происшествии ̆ вместе с «классическими» ДТП в общий массив данных создает разнородную совокупность, использование которой приводит к получению математического описания, не адекватного реальному процессу. Цель исследования: обозначение проблемы необходимости корректировки практикующегося применения термина «ДТП» для происшествии ̆, возникших при эксплуатации автомобильного транспорта в местах, не предназначенных для движения автомобилей. Методы исследования: группировки, системный анализ, комбинаторный анализ, регрессионный анализ. Результаты и ключевые выводы: получен вывод, что к происшествиям , возникшим при эксплуатации автомобильного транспорта в местах, не предназначенных для движения, не должен применяться термин «ДТП», а учет таких происшествии ̆ должен осуществляться другим, в отличие от учета ДТП на улично-дорожной сети, образом. Теоретически возможными направлениями необходимой корректировки учета таких происшествии ̆ может являться: либо их квалификация не как ДТП, и, соответственно, исключение из компетенции ГИБДД; либо классификация их как «ДТП, не включаемые в государственный учет ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В. В. Кузнецов, Д. С. Горбатенко

Смертность в дорожно-транспортных происшествиях, возможные пути предотвращения
Влияние технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог на уровень аварийности

Адекватность применения методики математического моделирования в целях разработки программ, направленных на повышение уровня безопасности движения на региональных автодорогах на территории Московской области

Экспертная оценка термина «перекресток»

Математическая модель прогнозирования аварийности дорожного движения на сети автомобильных дорог и в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Accounting of Accidents During the Operation of the Automobile Transport

The problem statement: since such places of accidents are not public roads, taking into account the incidents on them is associated with a number of problems, namely: the impossibility of determining whether there are violations of traffic rules, difficulties in procedural clearance, and the impossibility of prevention by organizations that establish traffic organization on the road network. For the development of regional programs to improve the safety of movement, statistical modeling and forecasting methods are used, therefore the inclusion of such incidents along with «classic» accidents in the total data set creates a heterogeneous set, the use of which leads to a mathematical description that is not adequate to the real process. The study purpose: the designation of the problem of the need to adjust the practical application of the term «RTA» for accidents arising from the operation of road transport in places not intended for the movement of vehicles. The research methods: grouping, system analysis, combinatorial analysis, regression analysis. The results and key findings: All this suggests that for the events arising from the operation of road transport in places not intended for movement, the term «RTA» should not be used, and such accidents should be taken into account by others way, as opposed to accounting for RTA on road network. Theoretical possible directions for the necessary adjustments to account for such incidents may be: either their qualification is not as an RTA, and, accordingly, the exclusion from the traffic police competence; or classifying them as «RTA that are not included in state accounting».

Текст научной работы на тему «Особенности учета происшествий при эксплуатации автомобильного транспорта»

органов внутренних дел

заместитель начальника полиции — начальник

Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области Российская Федерация, 129110, г. Москва, Слесарный пер., д. 1 E-mail: ugibddmo.kuznetsov@yandex.ru;

старший научный сотрудник кафедры системного анализа и управления Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Российская Федерация, 125993, г. Москва, А-80, ГСП-3, Волоколамское ш., д. 4 E-mail: mai kaf604@mail .ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность; прокурорская деятельность;

правозащитная и правоохранительная деятельность.

Дата поступления статьи: 12 апреля 2019 г. Дата принятия статьи в печать: 21 июня 2019 г.

Deputy Chief of Police-Head of the Traffic Police Directorate

Russian Ministry of Internal Affairs for the Moscow region Russian Federation, 129110, Moscow, Slesarnji per., 1

Senior Researcher Department System Analysis

Moscow Aviation Institute (National Research University)

Russian Federation, 125993, Moscow, A-80, GSP-3, Volokolamskoe shosse, 4 E-mail: mai kaf604@mail .ru

Scientific speciality: 12.00.11 — Judicial Activity;

Human Rights and Law Enforcement.

Особенности учета происшествий

при эксплуатации автомобильного транспорта

Features of the Accounting of Accidents During the Operation of the Automobile Transport

Актуальность необходимости корректировки существующего механизма государственного учета дорожно-транспортных происшествий (ДТП) обусловлена тем, что при эксплуатации автотранспорта возникают происшествия, в том числе с пострадавшими, происходящие в местах, не предназначенных для движения автомобилей (поля, леса и т.п.). В настоящее время в подразделениях ГИБДД МВД России такие происшествия трактуются как ДТП и включаются в государственную статистическую отчетность наряду с «классическими» ДТП.

The relevance of the need to adjust the existing mechanism of state registration of road traffic accidents (RTA) is due to the fact that during the operation of vehicles there are accidents, including injuries, occurring in places not intended for the movement of vehicles (fields, forests and etc.). At present, in the units of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia, such incidents are treated as RTA and are included in the state statistical reporting along with «classic» RTA.

Постановка проблемы: поскольку такие места происшествий не являются автодорогами общего пользования, учет происшествий на них сопряжен с рядом проблем, а именно: невозможностью определения наличия нарушений правил дорожного движения, затруднениями в процессуальном оформлении и невозможностью профилактики со стороны организаций, устанавливающих организацию движения на улично-дорожной сети. Для разработки региональных программ по повышению безопасности движения применяются методы статистического моделирования и прогнозирования, поэтому включение таких происшествий вместе с «классическими» ДТП в общий массив данных создает разнородную совокупность, использование которой приводит к получению математического описания, не адекватного реальному процессу.

Цель исследования: обозначение проблемы необходимости корректировки практикующегося применения термина «ДТП» для происшествий, возникших при эксплуатации автомобильного транспорта в местах, не предназначенных для движения автомобилей.

Методы исследования: группировки, системный анализ, комбинаторный анализ, регрессионный анализ.

Результаты и ключевые выводы: получен вывод, что к происшествиям, возникшим при эксплуатации автомобильного транспорта в местах, не предназначенных для движения, не должен применяться термин «ДТП», а учет таких происшествий должен осуществляться другим, в отличие от учета ДТП на улично-дорож-ной сети, образом. Теоретически возможными направлениями необходимой корректировки учета таких происшествий может являться: либо их квалификация не как ДТП, и, соответственно, исключение из компетенции ГИБДД; либо классификация их как «ДТП, не включаемые в государственный учет».

Ключевые слова: правоохранительная деятельность; дорожно-транспортное происшествие; эксплуатация автомобильного транспорта; государственный учет; улично-дорожная сеть; происшествия; квалификация происшествий.

The problem statement: since such places of accidents are not public roads, taking into account the incidents on them is associated with a number of problems, namely: the impossibility of determining whether there are violations of traffic rules, difficulties in procedural clearance, and the impossibility of prevention by organizations that establish traffic organization on the road network. For the development of regional programs to improve the safety of movement, statistical modeling and forecasting methods are used, therefore the inclusion of such incidents along with «classic» accidents in the total data set creates a heterogeneous set, the use of which leads to a mathematical description that is not adequate to the real process.

The study purpose: the designation of the problem of the need to adjust the practical application of the term «RTA» for accidents arising from the operation of road transport in places not intended for the movement of vehicles.

The research methods: grouping, system analysis, combinatorial analysis, regression analysis.

The results and key findings: All this suggests that for the events arising from the operation of road transport in places not intended for movement, the term «RTA» should not be used, and such accidents should be taken into account by others way, as opposed to accounting for RTA on road network. Theoretical possible directions for the necessary adjustments to account for such incidents may be: either their qualification is not as an RTA, and, accordingly, the exclusion from the traffic police competence; or classifying them as «RTA that are not included in state accounting».

Key words: law enforcement; traffic accidents; operation of road transport; public accounting; street and road network; accidents; qualification of incidents.

Без использования автомобильного транспорта невозможно функционирование всех отраслей народного хозяйства, а также частного хозяйствования. При этом, к сожалению, недобросовестная эксплуатация автомобильного транспорта приводит к весьма печальным последствиям, возникновению происшествий,

в результате которых происходит ранение и гибель людей.

Важнейшей общественной задачей является создание условий, минимизирующих такую недобросовестную и общественно опасную эксплуатацию автотранспорта. Эти условия выражаются в виде комплекса практических мероприятий, проводимых с целью предотвращения

возможных происшествий. Первым важнейшим шагом к теоретическому определению этих мероприятий является подробный анализ происшествий, связанных с эксплуатацией автотранспорта, произошедших за определенный период времени на определенной территории [4, 7, 10].

Используемые в настоящее время автоматизированные системы позволяют проводить такой анализ. В них представлен широкий спектр информации, характеризующей сведения об автотранспорте, об участниках движения, о нарушениях, допущенных участниках движения, о месте, времени происшествия, режиме движения и многое другое [9].

Однако возникает проблема с квалификацией происшествий, связанных с эксплуатацией автомобильного транспорта.

Формирование проблемы и пути решения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»1 «дорожно-транспортное происшествие» — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, а «дорога» — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Данная терминология дублирует положения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации «О Правилах дорожного движения»2.

Участки земли признаются обустроенными или приспособленными для движения транспортных средств соответствующими владельцами этих участков. Применительно к Московской области владельцами выступают управления дорог Федерального дорожного агентства, ГК «Росавтодор», Мосавтодор, администрации муниципальных образований области, предприятия различных форм собственности. Ими же принимается решение об открытии движения на данных участках в виде соответствующего постановления.

После выполнения этих процедур участки земли становятся используемыми для организованного движения автотранспорта и объединяются в понятие «улично-дорожная сеть», включающая

1 Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий: постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2681.

2 О правилах дорожного движения: постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 //

Российские вести. 1993. № 227.

в себя улицы в населенных пунктах и автомобильные дороги общего пользования, оборудованные дорожными информационными указателями и дорожными знаками 5.1-2, 5.3-4 [1, 4, 7].

Происшествия при эксплуатации автомобильного транспорта, произошедшие на улич-но-дорожной сети городов, округов, районов субъектов Российской Федерации, являются дорожно-транспортными происшествиями и подлежат государственному учету, осуществляемому подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) МВД России [9].

Правилами дорожного движения (далее — ПДД) Российской Федерации также определены следующие территории и зоны, на которых они действуют: «прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т. п.), и «жилая зона» — территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22. На иные территории ПДД РФ свое действие не распространяют, следовательно, событие, возникшее в процессе движения транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения на иных территориях, под термин «дорожно-транспортное происшествие» не подпадает.

Несмотря на это, приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 мая 2014 г. № 402 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством внутренних дел Российской Федерации федерального статистического наблюдения о дорожно-транспортных происшествиях»3 утверждена форма федерального статистического наблюдения «Раздел 6. Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по местам совершения за отчетный период», где в 15 строке определен показатель «ДТП и пострадавшие в других местах». Под другим местом понимается место совершения происшествия не на дороге и вне населенного пункта (в карьере, на аэродроме, пристани, на производственной, технологической, служебной, складской или иной хозяйственной территории, на используемой для проезда дамбе, на просеке, в лесу, в поле, на льду замерзшего водоема, на отделенной от проезжей части автостоянке, в многоэтажном паркинге, в надземном или подземном сооружении и т. д.), а также на участке строящейся

3 Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством внутренних дел Российской Федерации федерального статистического наблюдения о дорожно-транспортных происшествиях: приказ Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации от 21 мая 2014 г. № 402.

дороги (не принятой в эксплуатацию) либо любом другом строительном объекте.

Вот из-за такого различного толкования на местном, региональном и федеральном уровнях термина «дорожно-транспортное происшествие» на практике существуют происшествия, оформляемые подразделениями ГИБДД как ДТП, которые, по сути, таковыми не являются. В них приспособленность места для движения определяет сам человек, управляющий автомобилем, как правило, находящийся в алкогольном или наркотическом опьянении.

Рассмотрим несколько примеров таких происшествий, произошедших на территории Московской области.

Так, в 2016 г. два родных брата 43 и 39 лет выехали покататься на принадлежащем младшему брату внедорожнике на замершую пашню. Посадили за руль 12-летнего сына старшего брата, разрешили ему самостоятельно управлять автомобилем, отойдя в сторону. Не справившись с управлением, ребенок совершил смертельный наезд на собственного дядю.

В том же 2016 г. гастарбайтер погрузил на ква-дроцикл шестиметровые доски и решил поехать с ними по лесной тропинке. В результате зацепился ими за деревья, совершил опрокидывание, итог — переломы и стационарное лечение.

В 2017 г. при движении по полю к водоему автомобиль совершил наезд на заросший травой пень, в результате водитель и пассажир получили ранения.

В 2018 г. при движении автомобиля по полю во время сельскохозяйственных работ произошло столкновение с комбайном. Результат — 1 человек получил ранения, сельскохозяйственной технике причинен материальный ущерб.

В том же 2018 г. участник компании молодых людей в возрасте 25—30 лет, отдыхавший на водоеме в состоянии алкогольного опьянения, с неизвестными целями решил привести в движение свой автомобиль. При движении задним ходом совершил смертельный наезд на другую участницу компании.

Таких происшествий, в частности, на территории Московской области, происходит немало, все они классифицируются как ДТП и вносятся в государственный учет [9].

На наш взгляд, классифицировать такие происшествия в качестве дорожно-транспортных и включать их в государственный учет наряду с ДТП на УДС не правильно. Это объясняется следующими причинами.

1. Отсутствует понимание места происшествия.

2. Невозможность оценивания организации движения и транспортно-эксплуатационного состояния дороги.

3. Невозможность определения нарушений ПДД, которые привели к происшествию.

Необходимо помнить, что статистическая совокупность — это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных определенной качественной основой, общей связью. Совокупности могут быть однородными и разнородными. Совокупность называется однородной, если изучаемые существенные признаки ее объектов являются общими для всех единиц. Она оказывается однородной именно с точки зрения этих признаков.

Математической базой статистики является теория вероятностей, применение которой корректно только для однородных и представительных выборок. Однородность обеспечивается тем, что выборка формируется в результате наблюдения за группой однотипных объектов, находящихся в однотипных условиях.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной, при этом разнородность — зло, которое снижает точность анализа.

Поэтому, включение таких происшествий в государственный учет наряду с классическими ДТП на улицах и автодорогах приводит к получению разнородного массива данных, не пригодного для статистического анализа.

Для проведения статистического анализа, имеющего цель определение реальных закономерностей и формирование адекватных решений, направленных на повышение уровня безопасности движения, необходимо исключать из рассмотрения такие происшествия как аномальные [2—3, 6].

Также необходимо понимать, что набор мероприятий, предотвращающих возникновение ДТП на улицах и автодорогах, в общем известен и включает в себя главным образом организационно-технические решения, а именно: создание технических сооружений, разделяющих транспортные потоки; разделение транспортных и пешеходных потоков в разных уровнях; внедрение светофорного регулирования на перекрестках и наземных пешеходных переходах; искусственное освещение проезжей части; внедрение дорожных и пешеходных ограждений; упорядочивание строительства объектов притяжения людей и транспорта вдоль проезжих частей; а также средства надзора и контроля за движением [6]. Внедрение этих мероприятий в лесах и полях в принципе невозможно, поэтому рассматриваемые происшествия в лесах и полях не являются профилактируемыми.

Оформление таких происшествий также имеет ряд трудностей [1, 5, 8]:

— отсутствует возможность точного определения геопозиции происшествия и отражения места происшествия в процессуальных бланках;

— при составлении схемы происшествия нет возможности привязки места происшествия к каким-либо стационарным объектам;

— в случае отсутствия видеооборудования возникает проблема с привлечением к оформлению происшествия понятых.

В связи с вышеизложенным считаем, что учет таких происшествий не должен включаться в государственный учет наряду с ДТП, произошедшими на улицах и автомобильных дорогах.

Учет таких происшествий возможен в следующих двух вариантах.

1. Происшествия исключаются из компетенции ГИБДД и квалифицируются как несчастный случай, несчастный случай на производстве, убийство, убийство по неосторожности и т. п., но не как ДТП.

2. Происшествия признаются как дорожно-транспортные, но в государственный учет не включаются, а фиксируются в автомати-

зированных системах ГИБДД как неучетные с пострадавшими. Автоматизированная информационно-управляющая система учета ДТП (АИУС), используемая в подразделениях ГИБДД, это позволяет.

Применение любого из предложенных нами вариантов даст возможность следующего:

— проводить более качественный анализ дорожно-транспортной аварийности как на муниципальном, так и на региональном уровнях;

— определять реальные взаимосвязи между транспортно-эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети и уровнем аварийности;

— формировать адресный набор мероприятий, направленных на предотвращение возникновения дорожно-транспортных происшествий.

1. Артёмов А. Ю, Кораблёв Р. А, Денисов Г. А, Сподарев Р. А. Введение в профессиональную деятельность по расследованию и экспертизе ДТП. Воронеж, 2014.

2. Горбатенко Д. С., Кузнецов В. В., Порташ-ников О. М. Применение математико-ста-тистических методов для прогнозирования уровня дорожно-транспортной аварийности. М., 2016. Вып. № 69.

3. Капитанов В. Т., Монина О. Ю, Чубуков А Б. Прикладные математические методы для анализа аварийности: метод. рекомендации. М., 2014.

4. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения. М., 2001.

5. Корчагин А. Г. Некоторые преступления в области использования техники: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Владивосток, 2007.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кузнецов В. В., Горбатенко Д. С., Порташни-ков О. М. Адекватность применения методики математического моделирования в целях разработки программ, направленных на повышение уровня безопасности движения на региональных автодорогах на территории Московской области // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 4.

7. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. М., 2008.

8. Молодцов В. А., Гуськов А. А, Анохин С. А. Расследование и экспертиза ДТП: учеб. по-соб. Тамбов, 2016.

9. Порташников О. М, Кузнецов В. В., Горбатенко Д. С. Государственный учет показателей безопасности дорожного движения в ГИБДД Московской области: состояние, проблемы, взгляд в будущее // Вестник Московского Университета МВД России. 2017. № 6.

1. Artyomov A. Yu, Korablyov R.. A., Denisov G. A., Spodarev R. A. Vvedenie v professional’nuyu deyatel’nost’ po rassledovaniyu i ekspertize DTP. Voronezh, 2014.

2. Gorbatenko D. S, Kuznecov V. V., Portash-nikov O. M. Primenenie matematiko-statis-ticheskih metodov dlya prognozirovaniya urovnya dorozhno-transportnoj avarijnosti. M., 2016. Vyp. № 69.

3. Kapitanov V. T, Monina O. Yu., Chubukov A. B. Prikladnye matematicheskie metody dlya analiza avarijnosti: metod. rekomendacii. M., 2014.

4. Klinkovshtejn G. I., Afanas ‘ev M. B. Organizaciya dorozhnogo dvizheniya. M., 2001.

5. Korchagin A. G. Nekotorye prestupleniya v oblasti ispol’zovaniya tekhniki: ugolovno-pra-vovye i kriminologicheskie aspekty. Vladivostok, 2007.

6. Kuznetsov V. V., Gorbatenko D. S, Portashnikov O. M. The adequacy of the application of mathematical modeling techniques for the develop -ment of programs aimed to improve the level of traffic safety on regional roads in the Moscow region // The bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 4.

7. Luk’yanov V. V. Bezopasnost’ dorozhnogo dvizheniya. M., 2008.

8. Molodcov V. A, Gus’kov A A, Anohin S. A Rassle-dovanie i ekspertiza DTP: ucheb. posob. Tambov, 2016.

9. Portashnikov O. M, Kuznetsov V. V., Gorbatenko D. S. State registration of road safety indicators in the State Traffic Safety Inspectorate of the Moscow Region: state, problems, look to the future // Vestnik Moskovskogo Univer-siteta MVD Rossii. 2017. № 6.

10. Рябчинский А. И., Токарев А. А., Русаков В. З. Динамика автомобиля и безопасность дорожного движения: учеб. пособ. / МАДИ (ГТУ). М., 2002.

10. Ryabchinskij A. I., Tokarev A. A., Rusakov V. Z. Dinamika avtomobilya i bezopasnost’ dorozh-nogo dvizheniya: ucheb. posob. / MADI (GTU). M., 2002.

ГИБДД будет по-новому фиксировать аварии

Новый единый порядок передачи информации об аварии позволит не только установить очаги аварийности, но и выявить все сопутствующие факторы. Вплоть до момента получения прав водителем.

До сих пор в карточке учета ДТП требования к месту происшествия ограничивались адресом. А если авария произошла на улице, где до ближайшего дома полкилометра? А если она случилась на федеральной дороге?

Если у этого места нет других более примечательных признаков, то в базе данных место аварии так и останется — такой-то километр. Если на этом километре происходит большое количество аварий, то сложно будет установить, что их объединяет. Слишком велик разброс.

Теперь их место происшествия будет указано с точностью спутниковых координат. Это позволит произвести точный анализ происшествия.

Конечно, большинство аварий происходит по вине водителя. Но требования к дорогам, установленные на уровне межправительственных соглашений, таковы, что дороги должны прощать некоторые ошибки водителей.

А если они не прощают — это вопрос к тому, кто обеспечивает безопасность этих дорог.

На основе анализа полученных данных о разных авариях ГИБДД может проверить тот или иной участок на безопасность. До сих пор такой анализ было трудно провести, ведь разброс различных ДТП составлял тысячу метров.

Еще один новый и интересный пункт внесен в карточку учета ДТП. Теперь в нем нарушение правил разделено на два момента: нарушение правил, повлекшее за собой аварию, и нарушение правил, сопутствующее аварии.

Объясним на примере. Пьяный водитель остановился на красный сигнал светофора, и тут ему в задний бампер врезалась другая машина, водитель которой трезв. В данной ситуации нарушением правил, повлекшим ДТП, было несоблюдение дистанции или превышение скорости, а может, и то и другое вместе взятое. И значит, виноват водитель второй машины. А первый виноват в том, что сел за руль пьяным. Его тоже привлекут к ответственности. Но не за аварию, а за пьянку за рулем.

Или другой вариант. Ехал водитель с превышением скорости, а перед ним со второстепенной дороги вырулила другая машина. Так вот причиной аварии будет несоблюдение требования правил вторым водителем уступить дорогу, а не превышение скорости первым.

В карточке должны быть учтены все вопросы, которые могут возникнуть в ходе разбирательства ДТП, а также которые потребуются для анализа ситуации. Например, что касается детской безопасности, требуется указывать в этом учетном документе еще информацию о том детском удерживающем устройстве, которым пользовался ребенок.

Все эти данные будут не только в подразделении ГИБДД, которое оформляло аварию, и даже не только в региональном главке. Информация будет поступать на федеральный уровень. Это не только своего рода контроль за местными подразделениями, но и некая «дубина», висящая над местными властями. Ведь огрехи неправильной организации дорожного движения предстоит устранять местным властям. А эти огрехи будут выявляться на основании тех данных об авариях, которые будут поступать в обработку в Главное управление по безопасности дорожного движения МВД России.

Сегодня главк получает лишь 13 параметров об аварийности. Если приказ будет подписан, то количество информации составит 187 пунктов, поставляемых на федеральный уровень. Как рассказали «РГ» в Главном управлении ОБДД МВД РФ, теперь при наезде на пешехода в карточку будут заноситься и в дальнейшем передаваться такие сведения, как нахождение в видимости места ДТП пешеходного перехода, школы, детского сада, супермаркетов. Получение такой информации не сильно повлияет на решение инспектора ГИБДД или суда о виновности водителя или пешехода, но позволит автоинспекции составить картину о безопасности дороги в данном месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *