Когда платят за егэ организаторам 2021
Перейти к содержимому

Когда платят за егэ организаторам 2021

  • автор:

Работа на ЕГЭ — не бесплатна!

Уважаемые педагоги! Приближается время проведения единого государственного экзамена. В этой связи Краевой комитет Профсоюза работников образования и науки напоминает:

В соответствии с ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

В соответствии с п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Приказ Минобрнауки России № 536), педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

В соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 30.01.2009 № 21-па (ред. от 24.03.2015) «Об организации проведения единого государственного экзамена в общеобразовательных организациях Приморского края» (далее – Постановление № 21-па), педагогическим работникам, участвующим согласно приказу Департамента образования и науки Приморского края (далее соответственно — Приказ, Департамент) в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобожденным от основной работы, и иным лицам, привлекаемым в соответствии с приказом к проведению ЕГЭ, осуществляется выплата компенсации за работу по подготовке и проведению ЕГЭ (далее — компенсация) в пределах средств краевого бюджета, выделяемых Департаментом государственному образовательному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Приморскому краевому институту развития образования» (далее — Оператор) на подготовку и проведение ЕГЭ.

Мы обращаем внимание учителей, что Департамент образования и науки Приморского края получает из бюджета деньги на проведение ЕГЭ, в них должны быть предусмотрены расходы на оплату труда. Школа и ее бюджет к проведению ЕГЭ отношения не имеют.
Работа на ЕГЭ — добровольная, не относится к должностным обязанностям учителя и должна оформляться отдельным договором.

Работа на ЕГЭ фактически является переводом с должности «учитель» в организации «школа» на должность «организатор» в организации «пункт проведения экзамена». Поэтому директор обязательно должен взять письменное согласие у учителя, так как перевод осуществляется только с согласия работника.

В должностные обязанности учителя входит обучение и контроль за успеваемостью в ходе образовательного процесса, а ЕГЭ — это форма государственной итоговой аттестации, то есть оценивания знаний государством, которое проводится после завершения образовательного процесса, что подтверждается следующим положением «Закона об образовании в РФ»: «Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется: 1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации» (п.12, статья 59. Итоговая аттестация).

Основаниями для выплаты компенсации за работу на ЕГЭ являются: договор на выполнение работ (оказания услуг) и акт сдачи-приемки выполненных работ.
Педагогический работник, привлекаемый к подготовке и проведению ЕГЭ в качестве «организатора» в аудитории или вне аудитории в ППЭ, заключает договор на выполнение работ (оказание услуг) со школой, в которой работает.

При издании приказа о проведении ЕГЭ, юрист ПКИРО индивидуально с каждым работником заключает договор гражданско-правового характера, и оплата работы производится на банковский счет работника Оператором в сроки, установленные договором гражданско-правового характера.
В договоре предусматривается размер компенсации (в час, в день, за одну проверенную работу), срок её выплаты в соответствии с Постановлением № 21-па.

Обратите внимание на то, какой договор вы подписываете: гражданско-правовой или трудовой.
Гражданско-правовые договоры регулируются нормами Гражданским Кодексом РФ: возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ); подряда (гл. 37 ГК РФ) и т.д. На лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, трудовое законодательство не распространяется.

Трудовые договоры регулируются Трудовым Кодексом РФ. (На время выполнения определенной работы может быть заключён срочный трудовой договор — абз. 7 ч.1 ст. 59 ТК РФ).

Это значит, что педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством. При расчете размера компенсаций учитываются:

— работа в выходные и нерабочие праздничные дни (доплата производится в двойном размере в соответствии с действующим законодательством — ст. 290 ТК РФ).
— работа в ночное время (доплата производится в соответствии с действующим законодательством и составляет 35% за каждый час работы – п.5.6. гл. V «Отраслевого соглашения между Минобрнауки РФ и профсоюзом работников народного образования и науки РФ»).

Компенсация в виде выплаты оператором в пределах средств краевого бюджета, выделяемых департаментом Оператору на подготовку и проведение ЕГЭ, путем перечисления денежных средств на счета данных лиц, открытые в кредитных организациях, должна быть осуществлена не позднее 31 декабря текущего финансового года.

Никто не может заставить работника школы работать на ЕГЭ, если работник находится в отпуске, который гарантирован ему Конституцией РФ. В связи с тем, что участие в ЕГЭ не является трудовой обязанностью учителя, отозвать учителя из отпуска в связи с этой работой могут только с письменного согласия учителя.

Расходы и выплаты, связанные с ЕГЭ: важные моменты для бухгалтера

3 июля стартует сдача единого государственного экзамена – напряженная пора для выпускников, педагогов и организаторов. Однако и у бухгалтера в связи с этим возникают вопросы по учету специфических операций. Напомним о некоторых важных моментах, связанных с учетом расходов, связанных с проведением ЕГЭ:

Компенсации педагогам, привлеченным к проведению ЕГЭ

Согласно Закону об образовании педагоги, участвующие в проведении всех форм государственной итоговой аттестации, в том числе ЕГЭ, предоставляются установленные трудовым законодательством гарантии и компенсации. В частности, педагогам, участвующим в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения такой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация.

В прошлом году по запросу налоговой службы Минфин России рассмотрел ситуацию с начислением страховых взносов на сумму компенсации, выплачиваемой педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению ГИА. Дело в том, что порядок выплаты такой компенсации устанавливается субъектами РФ. В ряде субъектов основанием для указанных выплат педагогическим работникам служат заключенный гражданско-правовой договор и акты выполненных работ, в то время как в других регионах отсутствует требование о заключении таких договоров.

Между тем, Налоговый кодекс признает объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. При этом не подлежат обложению страховыми взносами установленные субъектом РФ компенсационные выплаты, связанные с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по гражданско-правовым договорам.

Но если с выплатами на основании договора ГПХ вопросов не возникает, то как быть с обложением страховыми взносами компенсаций, выплачиваемых без заключения такого договора?

Минфин России расценивает факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению ГИА по как выполнение договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренных Гражданским кодексом, которые могут быть заключены в том числе и в устной форме.

Более того, по мнению министерства, для получения педагогом права на данную выплату документального подтверждения выполненных им работ или оказанных услуг не требуется, поскольку в силу Закона об образовании выплата упомянутой денежной компенсации педагогам является оплатой за выполнение ими работ/ оказание услуг по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Поэтому финансовое ведомство пришло к выводу, что компенсации, выплачиваемые педагогическим работникам за выполнение работ по подготовке и проведению ГИА, признаются объектом обложения страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, независимо от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

КВР и КОСГУ для выплат педагогам и иных расходов

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

Рассматриваются вопросы применения труда педагогических работников в период проведения государственной итоговой аттестации в форматах ЕГЭ / ОГЭ. Подвергается анализу законность привлечения педагогических работников к участию в организации государственной итоговой аттестации. Делается вывод о необходимости применения договорной формы к указанным отношениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов А.А., Кондрашов Ю.А.

Совершенствование профессионально значимых компетентностей специалистов, привлекаемых к государственной итоговой аттестации: Региональный подход

Систематические изменения подходов к государственной итоговой аттестации как фактор напряженности в Российской системе образования

Предупреждение коррупционных рисков при проведении государственной итоговой аттестации в школе и вузе: правовой аспект

Инновационные процессы в системе непрерывного педагогического образования

Тренировочное тестирование как эффективная форма подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF PEDAGOGICAL WORKERS IN THE STATE FINAL CERTIFICATION: LEGAL ISSUES

Issues of using teachers’ labor during the period of state final certification in the formats of the Unified State Exam / Main State Exam are considered. The questions of legality of teachers’ involvement in the organization of state final certification are analyzed. The conclusion about the necessity to apply the contractual form to the specified relations is made.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ»

УДК 349.2 ББК 67.405.1

A.A. Ivanov, Candidate of Sciences (Law), Docent of the Labor Law Department, Saratov State Academy of Law

Yu..A Kondrashov, Candidate of Sciences (Law), Docent of the Theory of State and Law Department, Saratov State Academy of Law

PARTICIPATION OF PEDAGOGICAL WORKERS

IN THE STATE FINAL CERTIFICATION: LEGAL ISSUES

Issues of using teachers’ labor during the period of state final certification in the formats of the Unified State Exam / Main State Exam are considered. The questions of legality of teachers’ involvement in the organization of state final certification are analyzed. The conclusion about the necessity to apply the contractual form to the specified relations is made.

Key words and word-combinations: state final certification, Unified State Exam, Labor Code of the Russian Federation, teaching staff, overtime work.

А.А. Иванов, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии (email: artiom-depeche@yandex.ru)

Ю.А. Кондрашов, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии (email: yakondor@mail.ru)

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Аннотация. Рассматриваются вопросы применения труда педагогических работников в период проведения государственной итоговой аттестации в форматах ЕГЭ / ОГЭ. Подвергается анализу законность привлечения педагогических работников к участию в организации государственной итоговой аттестации. Делается вывод о необходимости применения договорной формы к указанным отношениям.

Ключевые слова и словосочетания: государственная итоговая аттестация, ЕГЭ, Трудовой кодекс Российской Федерации, педагогические работники, сверхурочная работа.

^Учитель городской и особенно сельской школы — профессия крайне благородная. Нередко педагоги вопреки

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2021. Vol. 21. № 5

довольно скромной оплате труда, а иногда вследствие несправедливого отношения администрации, а также в результате процессов маргинализации общества самоотверженно и добросовестно выполняют свою социальную миссию. К сожалению, выпускники педагогических вузов сегодня не только не торопятся с трудоустройством по специальности, но даже в принципе не рассматривают работу в школе, выбирая совершенно другую сферу деятельности [1]. Причин такого негативного явления много. Кроме невысокой заработной платы, это непростая целевая аудитория — учащиеся и их родители. Речь идет не о банальной невоспитанности и непорядочности, а об учащихся и их родителях, которые ведут маргинальный образ жизни, сопровождающийся систематическим девиантным, граничащим с уголовным поведением. В результате не имеющие социального опыта и еще ментально слабые молодые специалисты уходят в частное репетиторство или вовсе покидают профессию.

В современных российских школах наблюдается негативная тенденция старения кадров, существует дефицит учителей среднего возраста на фоне выбытия учителей старшего поколения. Учителя констатируют, что молодежь после окончания соответствующих вузов в школы не торопится идти работать; из профессии уходят люди среднего возраста на самом пике своей работоспособности; педагоги-пенсионеры вынуждены оставаться, так как не надеются вновь трудоустроиться, особенно если это учитель, например, изобразительного искусства [2, с. 66].

Еще одна сложность связана с выполнением обязанностей, прямо не предусмотренных ни трудовым договором, ни должностными инструкциями, вызываюших правовые вопросы, к выполнению которых из года в год понуждают учителей недобросовестные администрации школ, — участие в организации государственной итоговой аттестации в форматах ЕГЭ / ОГЭ.

В начале нулевых годов введение ЕГЭ стало направлением, следование по которому означало модернизацию существующей на тот момент системы образования. Очевидно, внедрение нового формата государственной итоговой аттестации (ГИА) было актуально с точки зрения необходимости соответствия существующим на международном уровне ценностям и стандартам. Введение ЕГЭ предполагало выполнение конкретных задач [3], прежде всего формирование максимально объективной системы оценки и подготовки будущих абитуриентов. Сдача ЕГЭ и его результаты направлены на дальнейшее поступление в вуз, соответственно, смежной его задачей является формирование объективной картины вступительных испытаний и

Вестник Поволжского института управления • 2021. Том 21. № 5 51

дальнейшего приема в высшие учебные заведения. Внедрение ЕГЭ — инструмент, который априори направлен на ликвидацию коррупционного элемента при поступлении в вуз, так как подразумевается, что набравшие максимальное количество баллов выпускники будут объективно претендовать на бюджетные места. Своего рода сверхзадачей, стоящей перед ЕГЭ, становится создание единой системы, направленной на признание полученных на экзамене баллов во всех вузах страны.

С начала введения ЕГЭ и до настоящего времени у этой формы контроля есть свои и противники, и сторонники по вполне объективным причинам. Рассмотрим некоторые из них. Так, сам процесс проведения государственной итоговой аттестации имеет определенные неудобства. Дети сдают экзамен, как правило, на территории своего района, но в стенах чужой школы, что обостряет нервное напряжение и создает и без того не самое лучшее психо-эмоциональное состояние выпускников, как и запрет на участие в нем учителей из своей школы, — в пункте проведения экзамена задействованы учителя из школ со всего района. Очевидным недостатком ЕГЭ является проверка тестовой части контрольно-измерительных материалов (КИМ) компьютером. Проверка второй части ЕГЭ (развернутые ответы по обществознанию; составление плана по теме, содержащейся в КИМ; написание эссе по предложенным высказываниям) проводится заранее отобранными экспертами (учителями-предметниками), которые могут расходиться в своих оценках, что впоследствии нередко заканчивается апелляцией.

Еще одним немаловажным недостатком практики проведения государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ / ОГЭ является тот факт, что школьники с пятого по десятый класс изучают материал по предмету, который сдают в конце одиннадцатого класса и, открыв кодификатор, понимают:

1) школьных знаний, полученных при изучении выбранного для сдачи ЕГЭ, явно недостаточно;

2) содержание кодификатора — тематическая база — выходит далеко за рамки не только полученных в школе знаний, но и включает материал, не изучаемый в период обучения.

Обозначенные два пункта не только показатели трудностей организации подготовки к ЕГЭ / ОГЭ, но связаны с давно назревшими проблемами школьного образования в целом. Недопустимой, к примеру, является ситуация, когда в кодификаторе по обществознанию содержатся темы и вопросы, которые изучаются на последних курсах профилирующих вузов. Это означает, что среднестатистический

52 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2021. Vol. 21. № 5

школьник для прохождения порога, связанного с набором минимального количества баллов, при поступлении в выбранный вуз должен изучить предмет всеми доступными средствами, включая репетиторов, и разобраться в материале академического уровня. Можно понять нежелание учителей-предметников на добровольных началах без оплаты сверхурочной работы заниматься подготовкой к ЕГЭ / ОГЭ; если же в школе предусмотрены элективные занятия по подготовке к государственной итоговой аттестации, то не всегда на них достаточно выделенного времени.

Очевидным недостатком ЕГЭ / ОГЭ является проблема, которая лежит в плоскости организации системы народного школьного образования, — перекладывание ответственности в случае низких результатов на учителей-предметников. При этом ни в трудовом, ни в образовательном законодательстве нет нормы, предусматривающей дисциплинарную ответственность педагогического работника за то, что его ученики набрали низкие баллы на ЕГЭ / ОГЭ. Низкие баллы являются результатом не столько бездействия учителей по подготовке к ГИА (такая подготовка должна осуществляться в школе организованно, с соответствующей оплатой труда педагогов), сколько отсутствием мотивации и безответственным отношением непосредственной целевой аудитории. Однако учителю в такой ситуации приходится, как правило, слушать упреки в свой адрес, которых он не заслуживает. Известны даже случаи попыток привлечения учителей к дисциплинарной ответственности за низкие баллы на ЕГЭ / ОГЭ [4]. Общей проблемой становится нервное истощение учащихся и учителей в процессе проведения ГИА. В 2019 г. был случай, когда выпускница скончалась на ЕГЭ [5].

Среди факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье педагогических работников, специалисты называют, кроме использования информационных технологий, систему постоянного совершенствования системы ЕГЭ [6, с. 105], когда происходит увеличение не только физической, но и психо-эмоциональной нагрузки на педагогов, участвующих в ГИА. При этом ужесточаются административные санкции, связанные с проведением ГИА, в результате чего растет постоянная тревога среди педагогов быть подвергнутыми административной ответственности.

Возникает вопрос, насколько правомерно привлечение педагогических работников к участию в процедуре проведения ГИА в форматах ЕГЭ / ОГЭ. В трудовых договорах с учителями такой непосредственной обязанности нет, и деятельность эту они осуществляют не на террито-

Вестник Поволжского института управления • 2021. Том 21. № 5 53

рии своих работодателей, что целесообразно проанализировать с позиции норм трудового и образовательного законодательства.

В нормах Трудового кодекса РФ данная деятельность прописана как сверхурочная работа [7]. Однако ограничиваться в данном вопросе только правилами ст. 99 ТК РФ некорректно.

Некоторые специалисты исходят из того, что участие педагогов в ЕГЭ / ОГЭ является производственной необходимостью, и, следовательно, этот вопрос должен быть решен по соглашению сторон. Как отмечают исследователи, у руководителей есть преимущественное право на привлечение к участию в ЕГЭ / ОГЭ [8, с. 128]. Однако в соответствии со ст. 72.2 ТК РФ также предусмотрено, что перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на необусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается в случаях простоя, необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, вызванного чрезвычайными обстоятельствами. Очевидно, что процедура проведения ГИА не является той необходимостью, о которой в данной статье идет речь. В данной статье также закреплено, что перевод на другую работу с более низкой квалификацией допускается только с письменного согласия работника. По смыслу последней нормы, работа в качестве организатора ЕГЭ / ОГЭ не требует особых специальных знаний и навыков, и, значит, для нее необходимо письменное согласие педагогического работника. Однако в педагогической практике чаще всего используются понуждения администрации школ к написанию учителями согласия на подобную работу [9]. Отметим, что в указанной статье не названо участие в ГИА.

В нормах ТК РФ, посвященных правовому регулированию государственных и общественных обязанностей, также не упоминается участие в ЕГЭ / ОГЭ. Однако специалисты, приводя перечень государственных и общественных обязанностей работников, называют среди них выполнение других государственных или общественных обязанностей в случаях, предусмотренных законом [10, с. 2].

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники привлекаются к участию в проведении ЕГЭ по решению уполномоченных органов исполнительной власти [11]. Такая формулировка вызывает множество вопросов, но главный из них, насколько законно привлекать тех или иных педагогических работников к выполнению данных обязанностей и могут ли они отказаться от этого? В соответствии с Порядком № 1394 органы исполнительной власти

54 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2021. Vol. 21. № 5

субъектов РФ, ведающие вопросами управления образованием, должны обеспечить подготовку и отбор специалистов, а также руководителей и организаторов для проведения ЕГЭ [12]. Тем не менее актуальным остается вопрос, может ли педагогический работник избежать участия в отборе? В соответствии с п. 1.1 приказа Минобрнауки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», устанавливаются правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, занимающих должности, перечисленные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 [13; 14]. В соответствии с номенклатурой к педагогическим работникам относятся должности педагога дополнительного образования; педагога-библиотекаря; педагога-организатора; педагога-психолога; преподавателя; преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности; старшего педагога дополнительного образования; старшего тренера-преподавателя; тренера-преподавателя; тьютора; учителя; учителя-дефектолога; учителя-логопеда.

По общему правилу, в соответствии с ч. 6 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» конкретные должностные обязанности рассматриваемой категории работников определяются трудовым договором и должностными инструкциями. В свою очередь, для разработки должностных инструкций, которые содержат обязанности педагогических работников, применяются Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н [15], среди которых нет обязанности педагогических работников, связанной с подготовкой и проведением ЕГЭ / ОГЭ. Исходя из письма Минобрнауки России от 15 октября 2015 г. № 08-ПГ-М0Н-37849, работодатель не может понудить педагога выполнять не предусмотренные квалификационной характеристикой по занимаемой им должности обязанности без его письменного согласия [16].

Таким образом, педагогические работники могут быть привлечены к процедуре проведения ЕГЭ только с письменного согласия и дополнительной оплатой труда.

За работу в проведении ГИА в форматах ЕГЭ / ОГЭ по общему правилу, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в

Вестник Поволжского института управления • 2021. Том 21. № 5 55

Российской Федерации», педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ЕГЭ, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований региона, выделяемых на проведение ЕГЭ / ОГЭ.

В письме Минобрнауки РФ от 26 мая 2016 г. № 02-226 содержится рекомендация органам, осуществляющим управление в сфере образования, разработать нормативный правовой акт на уровне субъекта РФ по вопросам выплаты компенсации за участие в проведении ЕГЭ [17].

В соответствии с п. 2.3 приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 компенсация за участие в ЕГЭ не приравнена к дополнительным видам работ, выполняемых по трудовому договору. В письме № 02-226 компенсация за участие в проведении ЕГЭ значится как дополнительная оплата труда.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и приказом № 536 предусмотрена отдельная компенсация педагогическим работникам за участие в проведении ЕГЭ, так как указанная работа в пункте проведения экзамена не предусмотрена их должностными обязанностями, которые прописаны в квалификационных характеристиках. Очевидно, что для начисления и выплаты компенсации необходимо осуществлять по соответствующему Положению субъекта РФ о выплате после письменного договора с работником.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

По общему правилу, содержащемуся в п. 9 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», за участие в организации и проведении ГИА предусмотрена компенсация педагогическим работникам, размеры, сроки и процедура выплаты должны быть прописаны на уровне субъекта РФ.

Негативная практика привлечения в приказном порядке к выполнению обязанностей, связанных с проведением ГИА в форматах ЕГЭ / ОГЭ, распространилась из-за некорректной и расплывчатой формулировки нормы, содержащейся в п. 9 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», допускающей вольное толкование, что ведет к путанице на практике. По мнению представителей органов исполнительной власти, занимающихся вопросами

56 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2021. Vol. 21. № 5

народного образования, участие в организации ЕГЭ / ОГЭ является исполнением государственных и общественных обязанностей и, следовательно, к данным отношениям, возникающим между учителями и органами исполнительной власти в сфере образования, не применима договорная форма, равно как и отказ педагогических работников от данной работы. Расплывчатость формулировки указанного положения ведет к тому, что в каждом регионе своя сложившаяся практика привлечения и размеры компенсации. Для преодоления подобной ситуации данные отношения следует оформлять исключительно в договорной форме на принципе добровольности, а соответствующую норму закрепить в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Участие педагогических работников в проведении ГИА — дело сугубо добровольное. Ни в одних должностных инструкциях и нормативных правовых актах в сфере народного образования не прописано должностных обязанностей по участию в ГИА. Это, однако, означает, что работодатель (директор школы, который подает список педагогов на участие в организации ЕГЭ / ОГЭ) не может в одностороннем порядке, без соглашения сторон, менять должностную инструкцию. В случае если школьная администрация по своей инициативе неправомерно внесла изменения в должностные обязанности, то следует через профсоюзную организацию добиваться отмены включенной обязанности по участию в ГИА, тем более что отношения по поводу участия в ЕГЭ / ОГЭ возникают не между директором школы и педагогами, а учителями разных школ и органами исполнительной власти в сфере образования. Именно поэтому, если администрация школы внесла учителя в список организаторов ЕГЭ / ОГЭ, то педагогический работник имеет полное право письменным заявлением на имя директора школы отозвать себя из данного списка.

1. Воробьева И.В. Престиж профессии учителя // Вестник РГГУ Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4 (126). С. 247-254.

2. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Какие кадры работают в школах России? // Народное образование. 2017. № 3-4. С. 65-79.

3. Черных А.М. Единый государственный экзамен как современный измерительный инструмент, новая форма аттестации и механизм преемственности общего и профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. 2008. Вып. 11. С. 434-445.

4. Наказания учителей за низкие результаты ЕГЭ незаконны. URL: https://ctege. info/stati-o-ege/nakazaniya-uchiteley-za-nizkie-rezultatyi-ege-nezakonnyi.html

Вестник Поволжского института управления • 2021. Том 21. № 5 5 7

5. Выпускница умерла во время ЕГЭ по математике. URL: https://versia.ru/gen-prokuratura-rf-obzhaluet-prisuzhdenie-yeks-strukture-yukosa-26-mlrd

6. Печеркина А.А., Муслумов Р.Р. Сохранение и укрепление профессионального здоровья учителя // Народное образование. 2017. № 1-2. С. 105-110.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 2 июля 2021 г. № 311-Ф3) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.

8. Юридические консультации // Народное образование. 2010. № 1. С. 128.

9. Учителя о том, как из них сделали рабов. URL: https://novayagazeta.ru/arti-cles/2020/06/26/86028-my-slishkom-ustali-dlya-bunta

10. Алексеева Г.И. Гарантии и компенсации работникам при исполнении государственных и общественных обязанностей // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 4. С. 2-15.

11. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 (с изм. от 2 июля 2021 г. № 351-Ф3) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

12. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования: приказ Минобрна-уки России от 25 дек. 2013 г. № 1394 (в ред. от 9 янв. 2017 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13. Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: приказ Минобрнауки от 11 мая 2016 г. № 536 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 28.

14. Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций: постановление Правительства РФ от 8 авг. 2013 г. № 678 // СЗ РФ. 2013. № 33. Ст. 4381.

15. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ Минздравсоцразвития России от 26 авг. 2010 г. № 761н // Российская газета. 2010. 20 окт.

16. О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций: письмо Минобрнауки России от 15 окт. 2015 г. № 08-ПГ-М0Н-37849 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

17. О выплате компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации: письмо Минобрнауки от 26 мая 2016 г. № 02-226 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2021. Vol. 21. № 5

Компенсационные выплаты за работу в период проведения ЕГЭ будут увеличены на 50%

24 июня губернатором Алтайского края Виктором Томенко подписано постановление о повышении компенсационных выплат за работу в период проведения ЕГЭ на 50%.
«Повышение коснется абсолютно всех участников данного процесса. На 50% будет повышена оплата организаторам в аудитории и вне аудитории, руководителям пунктов приема экзамена, а также на 50% будет повышена оплата труда экспертам предметных комиссий. Такое решение принято, во-первых, потому, что длительное время данная выплата не индексировалась. А во-вторых, на сегодняшний день у нас все больше и больше требований предъявляется к организаторам, все больше задач ставится перед членами государственной экзаменационной комиссии, а также перед экспертами предметных комиссий», — рассказала Наталья Полосина , начальник отдела организации общего образования и оценочных процедур Министерства образования и науки Алтайского края.
Напомним, в период проведения ЕГЭ было организовано 98 массовых пунктов проведения экзаменов. В качестве организаторов и специалистов привлечено более 5 тысяч человек.
#АлтайскийКрай #образование22 #ЕГЭ2021

05.07.2021 09:53

Ещё новости о событии:

В Алтайском крае все участники проведения ЕГЭ получат повышенные компенсационные выплаты за выполненную работу

Компенсационные выплаты за работу в период проведения ЕГЭ в Алтайском крае увеличивают на 50% .
16:43 06.07.2021 Barnaul-Altai.Ru — Барнаул

В Алтайском крае отменили ограничение по срокам подачи документов на квартиру для детей-сирот

Соответствующее постановление снимает ограничение срока для подачи заявления в Региональное жилищное управление на получение жилищного сертификата.
15:27 06.07.2021 Газета За изобилие — Алтайское

В Алтайском крае отменили ограничение по срокам подачи документов на квартиру для детей-сирот

Соответствующее постановление снимает ограничение срока для подачи заявления в Региональное жилищное управление на получение жилищного сертификата.
10:34 06.07.2021 Газета Вестник целины — Хабары

В Алтайском крае отменили ограничение по срокам подачи документов на квартиру для детей-сирот

Соответствующее постановление снимает ограничение срока для подачи заявления в Региональное жилищное управление на получение жилищного сертификата.
10:30 06.07.2021 Телеканал Катунь 24 — Барнаул

В Алтайском крае отменены ограничения по дате обращения с заявлением на получение жилищного сертификата

Соответствующее Постановление Губернатор Алтайского края Виктор Томенко подписал сегодня, 5 июля.
16:46 05.07.2021 Минстрой — Барнаул

Алтайским учителям увеличили выплаты за работу на ЕГЭ

Повышение коснется всех педагогов, которые задействованы в проведении экзаменов Фото: pixabay.com В Алтайском крае на 50% увеличили выплаты для педагогов за работу на ЕГЭ.
14:25 05.07.2021 ИА Амител — Барнаул

В Алтайском крае поднимут выплаты педагогам в период проведения ЕГЭ

Фото: tass.ru Компенсационные выплаты для педагогов и организаторов ЕГЭ в период проведения госэкзамена поднимут на 50%.
14:23 05.07.2021 Газета Местное время — Рубцовск

В Алтайском крае все участники проведения ЕГЭ получат повышенные компенсационные выплаты за выполненную работу

Компенсационные выплаты за работу в период проведения ЕГЭ в Алтайском крае увеличивают на 50% .
14:23 05.07.2021 Администрация Алтайского края — Барнаул

В Алтайском крае увеличат выплаты за работу в период проведения ЕГЭ

Постановление о повышении компенсационных выплат на 50 % подписал губернатор Алтайского края Виктор Томенко.
13:43 05.07.2021 Телеканал Катунь 24 — Барнаул

Рубцовским учителям увеличат выплаты за работу в период проведения ЕГЭ

Губернатор Алтайского края Виктор Томенко подписал постановление о повышении компенсационных выплат за работу в период проведения ЕГЭ на 50%,
11:40 05.07.2021 Rubtsovsk.Info — Рубцовск

Компенсацию учителям за организацию ЕГЭ в Алтайском крае увеличили на 50%

ЕГЭ. Школа Фото: телеканал «Толк» Повышение коснется всех участников процесса, заверили в минобре.
10:01 05.07.2021 Сетевое издание Толк — Барнаул

Компенсационные выплаты за работу в период проведения ЕГЭ будут увеличены на 50%

24 июня губернатором Алтайского края Виктором Томенко подписано постановление о повышении компенсационных выплат за работу в период проведения ЕГЭ на 50%.
09:53 05.07.2021 Управление по образованию — Барнаул

С 8 по 12 февраля в муниципальном этапе Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в Барнауле в 2024 году приняли участие 27 школьников.
Комитет по образованию

В школах создают воспитательное пространство - Комитет по образованию

Комитет по образованию

К нам в редакцию часто поступают звонки от родителей школьников- выпускников Одни недовольны тем давлением, которое оказывается на учеников в преддверии ОГЭ или ЕГЭ, других не устраивает то, что им в открытую говорят:
Газета Бийский рабочий

XIX краевой фестиваль книги «Издано на Алтае» - Управление культуры, спорта и молодежной политики г. Рубцовска

Управление культуры, спорта и молодежной политики г. Рубцовска

Студентки ИГН АлтГУ вошли в число победителей региональной межвузовской олимпиады «Иностранные языки (английский)» - ИГН АлтГУ

Научный мини-марафон в Центре ДНК завершился Битвой молодежных научных кейсов «Моя научная идея» - АлтГУ

8 февраля, в День российской науки, состоялся II Научный диктант, организованный институтом истории и международных отношений онлайн .
АлтГУ

Первичное отделение Движения первых открылось в филиале АлтГУ в Белокурихе - АлтГУ

8 февраля на базе Центра детского творчества города Заринска при поддержке Комитета по образованию администрации города Заринска состоялся образовательный интенсив «Учимся.
Управление по образованию

К празднованию китайского нового года также присоединились слушатели курсов центра языков и культур народов Большого Алтая (ЦЯКБА) АлтГТУ.
АлтГТУ им. И.И. Ползунова

В школах создают воспитательное пространство - Комитет по образованию

В школах района проводится работа по оформлению тематических зон или образовательного (воспитательного) пространства.
Комитет по образованию

Фото предоставлено АКО ВОО РГО - Алтайское отделение РГО

Фото предоставлено АКО ВОО РГО 3 февраля 2024 года для активных участников образовательных и патриотических проектов Алтайского краевого отделения Русского географического общества в рамках проекта «Географы — Велико
Алтайское отделение РГО

Фото: Инцидент Барнаул - Алтайская правда

Ранним утром 11 февраль в Барнауле водитель без прав устроил опасное ДТП.
Алтайская правда

Фейковые сообщения о нападениях на российские школы имеют украинский след - НовостиАлтая.рф

Накануне в соцсетях и чатах распространена информация о готовящихся нападениях на барнаульские и другие школы.
НовостиАлтая.рф

Спецназ Росгвардии задержал наркоторговцев в Барнауле - Росгвардия

При силовой поддержке бойцов СОБР Управления Росгвардии по Алтайскому краю, сотрудниками полиции в Барнауле пресечена деятельность преступной группы,
Росгвардия

Фото: Людмила Маковецкая - Алтайская правда

Молодые специалисты стали частью большого профессионального коллектива рубцовской городской больницы № 2.
Алтайская правда

Фото: Дмитрий Денисов - Алтайская правда

Открытие нового здания барнаульской поликлиники № 14 вызвало настоящий ажиотаж в городе.
Алтайская правда

252_h.jpg - Администрация г. Рубцовск

Рабочее совещание представителей всех медицинских организаций Рубцовского округа прошло на базе Городской больницы №2.
Администрация г. Рубцовск

Мастер-класс по «Пушкинской карте» - Газета Вестник целины

8 февраля на базе Хабарского музея прошёл мастер-класс, который для гостей из школ района провёл директор МБУК «МФКЦ» Евгений Коленько.
Газета Вестник целины

В рамках реализации месячника военно- патриотического воспитания , 09.02.2024,
Отдел образования

Издано на Алтае. Презентация книги Геннадия Володина - Центральная городская библиотека

15 февраля в 14.00 состоится презентация книги Геннадия Володина «Детские произведения», ставшая победителем краевого конкурса на издание литературных произведений.
Центральная городская библиотека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *